Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.07.2014 ПО ДЕЛУ N А12-29949/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июля 2014 г. по делу N А12-29949/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июля 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Веряскиной С.Г., Луговского Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чумаковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу министерства природных ресурсов и экологии Волгоградской области (400005, г. Волгоград, ул. Советская, д. 47/1, ОГРН 1093459000557, ИНН 3442103030)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24 марта 2014 года по делу N А12-29949/2013 (судья Наумова М.Ю.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Крит-Билдинг" (400075, г. Волгоград, ул. Бетонная, д. 11А, ОГРН 1083443004391, ИНН 3443086059)
к министерству природных ресурсов и экологии Волгоградской области (400005, г. Волгоград, ул. Советская, д. 47/1, ОГРН 1093459000557, ИНН 3442103030)
заинтересованное лицо: начальник отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора комитета лесного хозяйства Волгоградской области Будченко Ирина Геннадьевна (г. Волгоград)
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,

установил:

в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Крит-Билдинг" (далее - ООО "Крит-Билдинг", заявитель) с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора комитета лесного хозяйства Волгоградской области Будченко И.Г. (далее - комитет лесного хозяйства, административный орган) от 28.10.2013 N 398 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Решением суда первой инстанции заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным и отменил постановление от 28.10.2013 N 398 о привлечении ООО "Крит-Билдинг" к административной ответственность по части 1 статьи 8.31КоАП РФ.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 12.03.2014 произведено процессуального правопреемство по делу N А12-29949/2013, комитет лесного хозяйства Волгоградской области заменен на министерство природных ресурсов и экологии Волгоградской области.
Министерство природных ресурсов и экологии Волгоградской области не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных ООО "Крит-Билдинг" требований.
ООО "Крит-Билдинг" возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. О месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждено уведомлениями о вручении почтовых отправлений N 410031 71 98567 8, N 410031 71 98569 2, N 410031 71 98570 8, N 410031 71 98568 5, конвертом с уведомлением о вручении почтового отправления N 410031 71 98566 1. Информация о дате, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 03 июня 2014 года, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.
Из материалов дела следует, что в период с 16 по 17 мая 2013 года на основании приказа комитета лесного хозяйства от 26.04.2013 N 147 административным органом проведена плановая выездная и документарная проверка соблюдения ООО "Крит-Билдинг" требований лесного законодательства и требований пожарной безопасности в лесах по месту осуществления деятельности - квартал 18 выдел 16, квартал 20 выделы 14, 18 Среднеахтубинского лесничества, Сахарного участкового лесничества.
В ходе проверки выявлено, что лесной участок площадью 3,2 га, расположенный Сахарном участковом лесничестве Среднеахтубинского лесничества Среднеахтубинского района Волгоградской области, квартал 18 выдел 16, квартал 20, выделы 14, 18, предоставлен ООО "Крит-Билдинг" на основании договора аренды лесного участка от 24.02.2009 N 23Р-20/09, заключенного с Управлением лесного хозяйства Администрации Волгоградской области (т. 1 л.д. 31-36).
Согласно приложению N 3 к договору аренды лесного участка от 24.02.2009 N 23Р-20/09 лесной участок предоставлен ООО "Крит-Билдинг" для занятия рекреационной деятельностью (т. 1 л.д. 41-42).
В соответствии с актом приема-передачи лесного участка в аренду от 13.03.2009 N 23Р-20/09 ООО "Крит-Билдинг" приняло лесной участок 84-2008-10 общей площадью 3,2 га, из которой лесные земли - 1,1 га, в том числе покрытые лесной разительностью 0,5 га для осуществления рекреационной деятельности (т. 1 л.д. 44-45).
Подпунктом "а" пункта 12 договора аренды лесного участка от 24.02.2009 N 23Р-20/09 установлено, что арендатор - ООО "Крит-Билдинг" обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим договором.
В силу подпункта "ж" пункта 12 договора аренды лесного участка от 24.02.2009 N 23Р-20/09 арендатор - ООО "Крит-Билдинг" обязан осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, восстановление и уход за лесом на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов в приложении N 6.
Проектом освоения лесов ООО "Крит-Билдинг" на используемом лесном участке предусмотрено обеспечение санитарной безопасности в лесах, лесовосстановительные мероприятия, уход за лесами (т. 1 л.д. 46).
Однако административным органом в ходе проверки выявлено загрязнение лесного участка, а именно на участке располагалось скопление строительных отходов, старой мебели, мусора, на лесном участке выявлены поваленные деревья.
Указанные обстоятельства, по мнению административного органа, свидетельствуют о нарушении заявителем требований пунктов 28, 38, 39 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года N 414 (далее - Правила).
22 июля 2013 года в присутствии представителя ООО "Крит-Билдинг" Александровской Ю.А., действующей по доверенности от 15.07.2013, комитетом лесного хозяйства составлен протокол N 76/1 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.31 КоАП РФ (т. 1 л.д. 117-118). ООО "Крит-Билдинг" извещено о дате, времени и месте составления протокола надлежащим образом (т. 1 л.д. 120-122).
28 октября 2013 года в отсутствие представителя заявителя административным органом рассмотрено дело об административном правонарушении и вынесено постановление о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.31 КоАП РФ, и назначении наказания в виде штрафа в размере 5 000 рублей (т. 1 л.д. 22-24). ООО "Крит-Билдинг" извещено о дате, времени и месте вынесения постановления надлежащим образом (т. 1 л.д. 106-108).
Заявитель не согласился с указанным постановлением административного органа и оспорил его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу об отсутствии в действиях ООО "Крит-Билдинг" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.31 КоАП РФ, на том основании, что арендованный заявителем участок относится к землям населенных пунктов.
Апелляционная коллегия не согласна с таким подходом. Указанной нормой ответственность установлена за нарушение санитарной безопасности в лесах, а не на землях лесного фонда. То есть ответственность не зависит от категории земель в зависимости от целевого назначения. Леса могут быть в том числе и городскими, то есть расположенными в пределах населенных пунктов.
Частью 1 статьи 8.31 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил санитарной безопасности в лесах в виде административного штрафа для юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Согласно пункту 3 статьи 55 Лесного кодекса РФ правила санитарной безопасности в лесах устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 N 414 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах. Разделом IV Правил закреплены санитарные требования к использованию лесов.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 39 Правил при использовании лесов не допускается загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами.
ООО "Крит-Билдинг" не обеспечено соблюдение требований санитарной безопасности в лесах.
Указанное обстоятельство подтверждено актом проверки от 17.05.2013 N 5, договором аренды лесного участка 24.02.2009 N 23Р-20/09 (срок аренды 49 лет), планом лесного участка, расположенного по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинское лесничество, Сахарное участковое лесничество, квартал 18, выдел 16, квартал 20, выделы 14, 18, площадью 3,2 га.
Из материалов дела видно и судом апелляционной инстанции установлен факт нарушения требований Правил.
Вывод суда о том, что административным органом не представлены достаточные доказательства, свидетельствующие о наличии в действиях ООО "Крит-Билдинг" состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.31 КоАП РФ, не представлено доказательств нарушения заявителем правил санитарной безопасности является несостоятельным.
Суд первой инстанции указал, что согласно выписке о земельном участке от 08.05.2013 N 3434/300/13-112465 спорный земельный участок не отнесен к землям лесного фонда. Кроме того, в соответствии с дополнительным соглашением от 03.03.2014 к договору аренды от 24.02.2009 N 23-р-20/09 изменено разрешенное использование земельного участка - для жилищного строительства.
Для установления состава вмененного правонарушения не имеет значение, как учтен в кадастре данный участок. Административный орган установил, что указанный участок находится в аренде у заявителя для занятия рекреационной деятельностью, он занят лесными насаждениями и поэтому требует принятия владельцем определенных мер санитарной безопасности в лесах. Кадастрирование участка и отнесение его к определенной категории земель не изменяют данной обязанности владельца, также как намерения в дальнейшем использовать участок под жилищную застройку. До тех пор пока он занят лесными насаждениями, на нем должны соблюдаться правила санитарной безопасности в лесах.
Отнесение участка к землям населенных пунктов не исключает возможности нахождения на них леса (часть 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ). В состав земель населенных пунктов могут входить рекреационные зоны, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками.
В силу части 2 статьи 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела не содержат доказательств отсутствия у заявителя возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
При определении меры наказания административным органом учтены все обстоятельства, перечисленные в статьях 4.1., 4.2. и 4.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влияющие на размер наказания. Мера наказания соответствует совершенному деянию.
Согласно части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия соответствует закону, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
При указанных обстоятельствах имеются правовые основания для отмены решения суда первой инстанции. Апелляционная коллегия считает необходимым принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24.03.2014 по делу N А12-29949/2013 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Отказать обществу с ограниченной ответственностью "Крит-Билдинг" в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления комитета лесного хозяйства Волгоградской области от 28.10.2013 N 398 о привлечении обществу с ограниченной ответственностью "Крит-Билдинг" к административной ответственности по части 1 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 5000 рублей.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном статьями 273 - 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

Председательствующий
М.А.АКИМОВА

Судьи
С.Г.ВЕРЯСКИНА
Н.В.ЛУГОВСКОЙ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)