Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 09 июня 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 18 июня 2014 года
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей Н.Н. Анисимовой, О.Ю. Еремеевой
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока и администрации г. Владивостока
апелляционные производства N 05АП-6628/2014, 05АП-6629/2014
на решение от 24.03.2014
судьи В.В. Саломая
по делу N А51-39332/2013 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПРИМСКЛАД" (ИНН 2540195051, ОГРН 1132540008611, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 12.09.2013)
к Управлению градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.05.2009)
третье лицо: Администрация г. Владивостока
- об оспаривании решения;
- при участии:
- от управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока: представитель Агапова О.А. по доверенности от 17.12.2013 N 27/1-1-4176, сроком до 31.12.2014, удостоверение N 4341;
- от администрации города Владивостока: представитель Агапова О.А. по доверенности от 23.12.2013 N 1-3/4601, сроком по 31.12.2014, удостоверение N 4341;
- ООО "ПРИМСКЛАД" не явилось, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ПРИМСКЛАД" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконными решений УГА города Владивостока N 28771/20у от 22.11.2013, N 28771/20у от 13.12.2013 об отказе в выдаче акта выбора земельного участка площадью 659 кв. м, расположенного в районе ул. Выселковая, 49 и обязании Управление градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока обеспечить обществу выбор земельного участка площадью 659 кв. м, расположенного в районе ул. Выселковая, 49 в г. Владивосток, с предварительным согласованием места размещения для строительства объектов складского назначения (с учетом уточнений, принятых в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 24.03.2014 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока и администрация г. Владивостока обратились в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалоб указывают, что оспариваемые решения УГА администрации г. Владивостока являются законными и обоснованными, поскольку заявитель в нарушение Регламента предоставления администрацией г. Владивостока муниципальной услуги "Выдача актов о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", утвержденного администрацией г. Владивостока 30.12.2010 N 1608 не представил подеревную съемку с перечетной ведомостью земельных насаждений, а также откорректированную схему расположения земельного участка.
Кроме того, приведен довод о том, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах 100 метровой зоны автомобильных дорог гостевого маршрута, а пределах которого допускается размещение объекта площадью не менее 2000 кв. м.
В судебном заседании представитель Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока и администрации г. Владивостока доводы апелляционных жалоб поддержала, решение суда первой инстанции просила отменить и принять по делу новый судебный акт.
ООО "ПРИМСКЛАД", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явилось. В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителя Общества.
Из материалов дела следует, что 30.09.2013 ООО "ПРИМСКЛАД" было направлено заявление в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - Департамент) о предоставлении в аренду сроком на 15 лет земельного участка расположенного по адресу: в. Владивосток, в районе ул. Выселковая, 49, площадью 1300 кв. м, с предварительным согласованием места размещения для строительства объекта складского назначения.
14.10.2013 Департаментом в адрес главы администрации г. Владивостока направлено обращение N 20/03/02-12/27468 об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка.
30.10.2013 ООО "ПРИМСКЛАД" направило в УГА города Владивостока заявление, в котором в дополнение к обращению направленному в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, просит также произвести обеспечение выбора земельного участка площадью 659 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Выселковая, 49, с видом разрешенного использования: объекты складского назначения.
Общество также направило документы, необходимые для обеспечения выбора земельного участка (схему расположения участка на кадастровом плане территории, площадью 659 кв. м, ситуационный план земельного участка, каталог координат вершин углов поворота границ участка, схему расположения земельного участка и кадастровый план территории в электронном виде, оригинал топографической съемки и ограничения к ней).
Письмом N 28771/20 от 22.11.2013 УГА г. Владивостока направило Департаменту и ООО "ПРИМСКЛАД" отказ в выдаче акта выбора испрашиваемого земельного участка, обосновывая это тем, что выбор земельного участка и утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане не представляется возможным, поскольку в представленном пакете документов отсутствует оригинал схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории.
Письмом N 28771/20у от 13.12.2013, направленным в адрес Департамента и ООО "ПРИМСКЛАД", УГА г. Владивостока сообщало, что при наличии на участке зеленных насаждений, в соответствии с п. 5.5. Временных правил содержания и охраны земельных насаждений на территории города Владивостока, утвержденным решением Думы г. Владивостока от 21.07.2005 N 83, при принятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта, заявителю необходимо дополнительно прикладывать схему подеревной съемки с перечетной ведомостью зеленых насаждений находящихся на участке.
Письмом N 27/2-4-95 от 16.01.2014 УГА города Владивостока сообщило, что согласно Правилам землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденным решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462, установленным в соответствии с утвержденным Генпланом Владивостокского городского округа, испрашиваемый земельный участок по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Выселковая, 49, расположен в территориальной зоне производственно-коммунальных объектов V класса вредности (П-4).
Рассматриваемый земельный участок полностью находится в границах гостевого маршрута, установленного постановлением главы города Владивостока от 09.07.2009 N 777 "О развитии города Владивостока как международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе".
Посчитав, что изложенный в письмах УГА г. Владивостока N 28771/20 от 22.11.2013 и N 28771/20у от 13.12.2013 отказ не соответствует закону и нарушает права и законные интересы ООО "ПРИМСКЛАД" в сфере предпринимательской деятельности, расценив его как решение, заявитель оспорил его в арбитражном суде. В качестве способа восстановления нарушенного права просил обязать Управление градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока обеспечить выбор земельного участка площадью 659 кв. м, расположенного в районе ул. Выселковая, 49 в г. Владивосток.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия предусмотренных законодательством оснований для отказа Обществу в обеспечении выбора земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционных жалобах, суд апелляционной инстанции находит судебный акт подлежащим отмене в силу следующих обстоятельств.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица наделены правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу положений статьи 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта необходима совокупность двух условий: несоответствия ненормативного правового акта закону и иному нормативному правовому акту и нарушения указанным ненормативным правовым актом прав и законных интересов заявителя.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта установлен пунктом 5 данной статьи и включает в себя:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1 статьи 31 Кодекса).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Кодекса).
Выдача акта о выборе земельного участка для строительства, а также утверждение схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора, отнесено к компетенции Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока согласно пункту 4.18 Положения об управлении градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока, утвержденного решением Дума г. Владивостока от 03.04.2009 N 259.
Постановлением администрации г. Владивостока от 30.12.2010 N 1608 утвержден Регламент предоставления администрацией города Владивостока услуги "Выдача актов о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" (далее по тексту - Регламент).
Регламент определяет сроки и последовательность действий (административные процедуры) при предоставлении услуги, порядок взаимодействия УГА г. Владивостока с другими органами власти, между структурными подразделениями УГА г. Владивостока, а также с физическими и юридическими лицами (заявителями).
В соответствии с пунктом 2.3 Регламента результатом предоставления услуги является выдача акта о выборе земельного участка для строительства с приложением утвержденной схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Кодекса).
Как следует из материалов дела, Общество в порядке статьи 31 Земельного кодекса РФ обратилось в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края с заявлением о предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 659 кв. м, расположенного в районе ул. Выселковая, 49 в г. Владивостоке в аренду сроком на 15 лет.
Департамент в порядке пункта 2 статьи 31 ЗК РФ обратился в орган местного самоуправления за обеспечением выбора земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Отказывая в выборе земельного участка, Управление градостроительства и архитектуры администрация города Владивостока указало на следующие обстоятельства:
- - отсутствие в представленном пакете документов оригинала схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории;
- - на испрашиваемом земельном участке расположены зеленые насаждения, в связи с чем заявителю необходимо дополнительно прикладывать схему подеревной съемки с перечетной ведомостью зеленых насаждений, находящихся на участке.
Оценивая правомерность данного отказа, коллегия исходит из того, что по смыслу пункта 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка составляется и утверждается только после выбора земельного участка и подготовки соответствующего акта о выборе.
Поскольку выбор земельного участка органом местного самоуправления произведен не был, основания для составления схемы его расположения на кадастровом плане территории отсутствовали. В этой связи доводы администрации г. Владивостока о том, что схема расположения земельного участка должна представляться заинтересованным лицом одновременно с заявлением о предоставлении земельного участка, являются ошибочными.
Кроме того, согласно пункту 2.6 Регламента, единственным документом для предоставления муниципальной услуги по выдаче акта о выборе земельного участка является заявление о предоставлении соответствующей услуги, в котором должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Аналогичные требования предусмотрены статьей 31 ЗК РФ.
Представление иных документов, в том числе указанных в пункте 2.6 Регламента, не обязательно, и является правом заявителя. Доводы заявителей апелляционных жалоб об обратном, основаны на неверном применении норм земельного законодательства.
В силу пунктов 1, 2 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя, в том числе представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе.
Следовательно, отсутствие в пакете документов, необходимых для работы с обращением заявителя, схемы расположения земельного участка не могло послужить основанием для отказа в его выборе.
Оценивая требования УГА г. Владивостока о представлении схемы подеревной съемки, коллегия исходит из того, что исчерпывающий перечень требований к заявлению о предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта и представляемым с ним документам установлен пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации. Норма данного пункта носит императивный характер и не предоставляет органам местного самоуправления права устанавливать дополнительные требования заявлениям и к перечню представляемых документов.
Поскольку указанной нормой обязанность по предоставлению схемы подеревной съемки на заявителя не возложена, требование УГА г. Владивостока о ее предоставлении является незаконным.
Делая указанный вывод, коллегия считает необходимым отметить, что предоставление подеревной съемки не предусмотрено и Регламентом предоставления администрацией г. Владивостока услуги "Выдача актов о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", утвержденным приложением к постановлению администрации г. Владивостока от 30.12.2010 N 1608.
В соответствии с пунктом 5.6 Временных правил содержания и охраны зеленых насаждений на территории г. Владивостока, утвержденных приложением N 1 к решению Думы г. Владивостока от 21.07.2005 N 83, подеревная съемка выполняется при составлении проектов застройки, прокладки дорог, инженерных коммуникаций и согласовании проектной документации при выполнении разделов "Благоустройство и озеленение" и (или) "Рекультивация территории и сохранение растительного слоя почвы". При этом каждое дерево нумеруется, его номер должен соответствовать номеру по ведомости.
Из изложенного следует, что подеревная съемка составляется непосредственно в ходе подготовки проектной документации после предоставления земельного участка для строительства, когда уже известны конкретные границы земельного участка и можно с достоверностью определить, какое количество зеленых насаждений попадает в зону вырубки, а какие подлежат сохранению или пересадке в границах отведенного земельного участка.
Выполнение подеревной съемки при подаче заявления о предоставлении земельного участка указанными Правилами не предусмотрено.
Ссылки УГА г. Владивостока на пункт 5.5 Правил не могут быть приняты во внимание, поскольку согласно данному пункту при наличии на объекте (участке) растительности (деревья, кустарники, газон, цветники) к акту выбора площадки прикладывается эскиз застройки участка с нанесенными на нем зелеными насаждениями, а не подеревная съемка. При этом эскиз застройки земельного участка изготавливается непосредственно в ходе выбора земельного участка.
При рассмотрении апелляционной жалобы УГА г. Владивостока настаивало на том, что отсутствие подеревной съемки препятствует выбору земельного участка для строительства.
Учитывая, что подеревная съемка является основанием для определения размера ущерба, подлежащего компенсации за вред, причиненный окружающей природной среде в связи с уничтожением зеленых насаждений, коллегия считает, что непредставление данного документа не влияет на возможность выбора земельного участка для строительства и утверждения схемы его расположения на кадастровом плане территории.
Следовательно, требование Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока о предоставлении схемы подеревной съемки с перечетной ведомостью зеленых насаждений, находящихся на участке, для целей проведения процедуры выбора земельного участка, изложенное оспариваемом отказе, не основано на нормах права.
Таким образом, Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока не вправе было отказывать в обеспечении выбора земельного участка и утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории по причине не предоставления заявителем схемы расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории и подеревной съемки.
Вместе с тем, признавая правомерной позицию Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока о невозможности обеспечения выбора земельного участка, судебная коллегия исходит из того, что испрашиваемый обществом земельный участок полностью расположен в границах гостевого маршрута, установленного постановлением главы города Владивостока от 09.07.2009 N 777 "О развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе", что подтверждается имеющейся в материалах дела обзорной схемой земельного участка в районе ул. Выселковая, 49 в г. Владивостоке.
В соответствии со статьей 14.2 решения Думы города Владивостока от 19.12.2013 N 217 "О внесении изменений в приложение к решению Думы города Владивостока от 07.04.2010 N 462 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа", минимальная площадь земельного участка на территории города Владивостока при первичном его формировании для целей, связанных со строительством, попадающего полностью или частично в границы гостевого маршрута, расположение которого установлено постановлением главы города Владивостока от 09.07.2009 N 777 "О развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе", устанавливается в размере не менее 2000 кв. м вне зависимости от территориальной зоны, в которой располагается формируемый земельный участок, за исключением случаев формирования дополнительных земельных участков с целью реконструкции объектов недвижимого имущества.
Требование к минимальной площади земельного участка не применяется при образовании земельных участков путем раздела, объединения, перераспределения или выдела земельных участков.
Поскольку минимальная площадь испрашиваемого земельного участка на территории города Владивостока при первичном его формировании для целей, связанных со строительством (659 кв. м), не удовлетворяет установленной решением Думы города Владивостока от 19.12.2013 N 217, судебная коллегия приходит к выводу о том, что возможность обеспечения выбора испрашиваемого земельного участка в рассматриваемом случае отсутствует.
То обстоятельство, что изменения относительно площади земельного участка, приняты решением Думы г. Владивостока после вынесения оспариваемого отказа, не может служить основанием для предоставления земельного участка в заявленных целях, в силу обязательности исполнения требований градостроительных регламентов.
Выводы суда первой инстанции в указанной части об обратном, коллегия признает несостоятельными, поскольку в рассматриваемом случае, удовлетворение заявленных требований фактически приведет к принятию Управлением заведомо неправомерного решения.
Выбор земельного участка по смыслу статьи 31 ЗК РФ возможен при отсутствии к тому препятствий, которые могут быть выражены в объективной невозможности представления испрашиваемого земельного участка.
Поскольку в ходе рассмотрения настоящего дела судом апелляционной инстанции установлен факт невозможности выбора испрашиваемого земельного участка, при наличии изложенных обстоятельств, права и законные интересы заявителя не нарушены, тем более, что какие-либо права и законные интересы в отношении спорного земельного участка у него не возникли.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая, что выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела и сделаны при неправильном применении норм материального права, судебная коллегия на основании пункта 2 статьи 269, части 1 статьи 270 АПК РФ считает необходимым отменить решение арбитражного суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований. Соответственно, апелляционные жалобы Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока и администрации г. Владивостока подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 24.03.2014 по делу N А51-39332/2013 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
А.В.ГОНЧАРОВА
Судьи
Н.Н.АНИСИМОВА
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.06.2014 N 05АП-6628/2014 ПО ДЕЛУ N А51-39332/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июня 2014 г. N 05АП-6628/2014
Дело N А51-39332/2013
Резолютивная часть постановления оглашена 09 июня 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 18 июня 2014 года
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей Н.Н. Анисимовой, О.Ю. Еремеевой
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока и администрации г. Владивостока
апелляционные производства N 05АП-6628/2014, 05АП-6629/2014
на решение от 24.03.2014
судьи В.В. Саломая
по делу N А51-39332/2013 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПРИМСКЛАД" (ИНН 2540195051, ОГРН 1132540008611, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 12.09.2013)
к Управлению градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.05.2009)
третье лицо: Администрация г. Владивостока
- об оспаривании решения;
- при участии:
- от управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока: представитель Агапова О.А. по доверенности от 17.12.2013 N 27/1-1-4176, сроком до 31.12.2014, удостоверение N 4341;
- от администрации города Владивостока: представитель Агапова О.А. по доверенности от 23.12.2013 N 1-3/4601, сроком по 31.12.2014, удостоверение N 4341;
- ООО "ПРИМСКЛАД" не явилось, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ПРИМСКЛАД" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконными решений УГА города Владивостока N 28771/20у от 22.11.2013, N 28771/20у от 13.12.2013 об отказе в выдаче акта выбора земельного участка площадью 659 кв. м, расположенного в районе ул. Выселковая, 49 и обязании Управление градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока обеспечить обществу выбор земельного участка площадью 659 кв. м, расположенного в районе ул. Выселковая, 49 в г. Владивосток, с предварительным согласованием места размещения для строительства объектов складского назначения (с учетом уточнений, принятых в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 24.03.2014 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока и администрация г. Владивостока обратились в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалоб указывают, что оспариваемые решения УГА администрации г. Владивостока являются законными и обоснованными, поскольку заявитель в нарушение Регламента предоставления администрацией г. Владивостока муниципальной услуги "Выдача актов о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", утвержденного администрацией г. Владивостока 30.12.2010 N 1608 не представил подеревную съемку с перечетной ведомостью земельных насаждений, а также откорректированную схему расположения земельного участка.
Кроме того, приведен довод о том, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах 100 метровой зоны автомобильных дорог гостевого маршрута, а пределах которого допускается размещение объекта площадью не менее 2000 кв. м.
В судебном заседании представитель Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока и администрации г. Владивостока доводы апелляционных жалоб поддержала, решение суда первой инстанции просила отменить и принять по делу новый судебный акт.
ООО "ПРИМСКЛАД", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явилось. В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителя Общества.
Из материалов дела следует, что 30.09.2013 ООО "ПРИМСКЛАД" было направлено заявление в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - Департамент) о предоставлении в аренду сроком на 15 лет земельного участка расположенного по адресу: в. Владивосток, в районе ул. Выселковая, 49, площадью 1300 кв. м, с предварительным согласованием места размещения для строительства объекта складского назначения.
14.10.2013 Департаментом в адрес главы администрации г. Владивостока направлено обращение N 20/03/02-12/27468 об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка.
30.10.2013 ООО "ПРИМСКЛАД" направило в УГА города Владивостока заявление, в котором в дополнение к обращению направленному в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, просит также произвести обеспечение выбора земельного участка площадью 659 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Выселковая, 49, с видом разрешенного использования: объекты складского назначения.
Общество также направило документы, необходимые для обеспечения выбора земельного участка (схему расположения участка на кадастровом плане территории, площадью 659 кв. м, ситуационный план земельного участка, каталог координат вершин углов поворота границ участка, схему расположения земельного участка и кадастровый план территории в электронном виде, оригинал топографической съемки и ограничения к ней).
Письмом N 28771/20 от 22.11.2013 УГА г. Владивостока направило Департаменту и ООО "ПРИМСКЛАД" отказ в выдаче акта выбора испрашиваемого земельного участка, обосновывая это тем, что выбор земельного участка и утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане не представляется возможным, поскольку в представленном пакете документов отсутствует оригинал схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории.
Письмом N 28771/20у от 13.12.2013, направленным в адрес Департамента и ООО "ПРИМСКЛАД", УГА г. Владивостока сообщало, что при наличии на участке зеленных насаждений, в соответствии с п. 5.5. Временных правил содержания и охраны земельных насаждений на территории города Владивостока, утвержденным решением Думы г. Владивостока от 21.07.2005 N 83, при принятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта, заявителю необходимо дополнительно прикладывать схему подеревной съемки с перечетной ведомостью зеленых насаждений находящихся на участке.
Письмом N 27/2-4-95 от 16.01.2014 УГА города Владивостока сообщило, что согласно Правилам землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденным решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462, установленным в соответствии с утвержденным Генпланом Владивостокского городского округа, испрашиваемый земельный участок по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Выселковая, 49, расположен в территориальной зоне производственно-коммунальных объектов V класса вредности (П-4).
Рассматриваемый земельный участок полностью находится в границах гостевого маршрута, установленного постановлением главы города Владивостока от 09.07.2009 N 777 "О развитии города Владивостока как международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе".
Посчитав, что изложенный в письмах УГА г. Владивостока N 28771/20 от 22.11.2013 и N 28771/20у от 13.12.2013 отказ не соответствует закону и нарушает права и законные интересы ООО "ПРИМСКЛАД" в сфере предпринимательской деятельности, расценив его как решение, заявитель оспорил его в арбитражном суде. В качестве способа восстановления нарушенного права просил обязать Управление градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока обеспечить выбор земельного участка площадью 659 кв. м, расположенного в районе ул. Выселковая, 49 в г. Владивосток.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия предусмотренных законодательством оснований для отказа Обществу в обеспечении выбора земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционных жалобах, суд апелляционной инстанции находит судебный акт подлежащим отмене в силу следующих обстоятельств.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица наделены правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу положений статьи 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта необходима совокупность двух условий: несоответствия ненормативного правового акта закону и иному нормативному правовому акту и нарушения указанным ненормативным правовым актом прав и законных интересов заявителя.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта установлен пунктом 5 данной статьи и включает в себя:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1 статьи 31 Кодекса).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Кодекса).
Выдача акта о выборе земельного участка для строительства, а также утверждение схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора, отнесено к компетенции Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока согласно пункту 4.18 Положения об управлении градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока, утвержденного решением Дума г. Владивостока от 03.04.2009 N 259.
Постановлением администрации г. Владивостока от 30.12.2010 N 1608 утвержден Регламент предоставления администрацией города Владивостока услуги "Выдача актов о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" (далее по тексту - Регламент).
Регламент определяет сроки и последовательность действий (административные процедуры) при предоставлении услуги, порядок взаимодействия УГА г. Владивостока с другими органами власти, между структурными подразделениями УГА г. Владивостока, а также с физическими и юридическими лицами (заявителями).
В соответствии с пунктом 2.3 Регламента результатом предоставления услуги является выдача акта о выборе земельного участка для строительства с приложением утвержденной схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Кодекса).
Как следует из материалов дела, Общество в порядке статьи 31 Земельного кодекса РФ обратилось в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края с заявлением о предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 659 кв. м, расположенного в районе ул. Выселковая, 49 в г. Владивостоке в аренду сроком на 15 лет.
Департамент в порядке пункта 2 статьи 31 ЗК РФ обратился в орган местного самоуправления за обеспечением выбора земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Отказывая в выборе земельного участка, Управление градостроительства и архитектуры администрация города Владивостока указало на следующие обстоятельства:
- - отсутствие в представленном пакете документов оригинала схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории;
- - на испрашиваемом земельном участке расположены зеленые насаждения, в связи с чем заявителю необходимо дополнительно прикладывать схему подеревной съемки с перечетной ведомостью зеленых насаждений, находящихся на участке.
Оценивая правомерность данного отказа, коллегия исходит из того, что по смыслу пункта 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка составляется и утверждается только после выбора земельного участка и подготовки соответствующего акта о выборе.
Поскольку выбор земельного участка органом местного самоуправления произведен не был, основания для составления схемы его расположения на кадастровом плане территории отсутствовали. В этой связи доводы администрации г. Владивостока о том, что схема расположения земельного участка должна представляться заинтересованным лицом одновременно с заявлением о предоставлении земельного участка, являются ошибочными.
Кроме того, согласно пункту 2.6 Регламента, единственным документом для предоставления муниципальной услуги по выдаче акта о выборе земельного участка является заявление о предоставлении соответствующей услуги, в котором должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Аналогичные требования предусмотрены статьей 31 ЗК РФ.
Представление иных документов, в том числе указанных в пункте 2.6 Регламента, не обязательно, и является правом заявителя. Доводы заявителей апелляционных жалоб об обратном, основаны на неверном применении норм земельного законодательства.
В силу пунктов 1, 2 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя, в том числе представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе.
Следовательно, отсутствие в пакете документов, необходимых для работы с обращением заявителя, схемы расположения земельного участка не могло послужить основанием для отказа в его выборе.
Оценивая требования УГА г. Владивостока о представлении схемы подеревной съемки, коллегия исходит из того, что исчерпывающий перечень требований к заявлению о предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта и представляемым с ним документам установлен пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации. Норма данного пункта носит императивный характер и не предоставляет органам местного самоуправления права устанавливать дополнительные требования заявлениям и к перечню представляемых документов.
Поскольку указанной нормой обязанность по предоставлению схемы подеревной съемки на заявителя не возложена, требование УГА г. Владивостока о ее предоставлении является незаконным.
Делая указанный вывод, коллегия считает необходимым отметить, что предоставление подеревной съемки не предусмотрено и Регламентом предоставления администрацией г. Владивостока услуги "Выдача актов о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", утвержденным приложением к постановлению администрации г. Владивостока от 30.12.2010 N 1608.
В соответствии с пунктом 5.6 Временных правил содержания и охраны зеленых насаждений на территории г. Владивостока, утвержденных приложением N 1 к решению Думы г. Владивостока от 21.07.2005 N 83, подеревная съемка выполняется при составлении проектов застройки, прокладки дорог, инженерных коммуникаций и согласовании проектной документации при выполнении разделов "Благоустройство и озеленение" и (или) "Рекультивация территории и сохранение растительного слоя почвы". При этом каждое дерево нумеруется, его номер должен соответствовать номеру по ведомости.
Из изложенного следует, что подеревная съемка составляется непосредственно в ходе подготовки проектной документации после предоставления земельного участка для строительства, когда уже известны конкретные границы земельного участка и можно с достоверностью определить, какое количество зеленых насаждений попадает в зону вырубки, а какие подлежат сохранению или пересадке в границах отведенного земельного участка.
Выполнение подеревной съемки при подаче заявления о предоставлении земельного участка указанными Правилами не предусмотрено.
Ссылки УГА г. Владивостока на пункт 5.5 Правил не могут быть приняты во внимание, поскольку согласно данному пункту при наличии на объекте (участке) растительности (деревья, кустарники, газон, цветники) к акту выбора площадки прикладывается эскиз застройки участка с нанесенными на нем зелеными насаждениями, а не подеревная съемка. При этом эскиз застройки земельного участка изготавливается непосредственно в ходе выбора земельного участка.
При рассмотрении апелляционной жалобы УГА г. Владивостока настаивало на том, что отсутствие подеревной съемки препятствует выбору земельного участка для строительства.
Учитывая, что подеревная съемка является основанием для определения размера ущерба, подлежащего компенсации за вред, причиненный окружающей природной среде в связи с уничтожением зеленых насаждений, коллегия считает, что непредставление данного документа не влияет на возможность выбора земельного участка для строительства и утверждения схемы его расположения на кадастровом плане территории.
Следовательно, требование Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока о предоставлении схемы подеревной съемки с перечетной ведомостью зеленых насаждений, находящихся на участке, для целей проведения процедуры выбора земельного участка, изложенное оспариваемом отказе, не основано на нормах права.
Таким образом, Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока не вправе было отказывать в обеспечении выбора земельного участка и утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории по причине не предоставления заявителем схемы расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории и подеревной съемки.
Вместе с тем, признавая правомерной позицию Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока о невозможности обеспечения выбора земельного участка, судебная коллегия исходит из того, что испрашиваемый обществом земельный участок полностью расположен в границах гостевого маршрута, установленного постановлением главы города Владивостока от 09.07.2009 N 777 "О развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе", что подтверждается имеющейся в материалах дела обзорной схемой земельного участка в районе ул. Выселковая, 49 в г. Владивостоке.
В соответствии со статьей 14.2 решения Думы города Владивостока от 19.12.2013 N 217 "О внесении изменений в приложение к решению Думы города Владивостока от 07.04.2010 N 462 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа", минимальная площадь земельного участка на территории города Владивостока при первичном его формировании для целей, связанных со строительством, попадающего полностью или частично в границы гостевого маршрута, расположение которого установлено постановлением главы города Владивостока от 09.07.2009 N 777 "О развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе", устанавливается в размере не менее 2000 кв. м вне зависимости от территориальной зоны, в которой располагается формируемый земельный участок, за исключением случаев формирования дополнительных земельных участков с целью реконструкции объектов недвижимого имущества.
Требование к минимальной площади земельного участка не применяется при образовании земельных участков путем раздела, объединения, перераспределения или выдела земельных участков.
Поскольку минимальная площадь испрашиваемого земельного участка на территории города Владивостока при первичном его формировании для целей, связанных со строительством (659 кв. м), не удовлетворяет установленной решением Думы города Владивостока от 19.12.2013 N 217, судебная коллегия приходит к выводу о том, что возможность обеспечения выбора испрашиваемого земельного участка в рассматриваемом случае отсутствует.
То обстоятельство, что изменения относительно площади земельного участка, приняты решением Думы г. Владивостока после вынесения оспариваемого отказа, не может служить основанием для предоставления земельного участка в заявленных целях, в силу обязательности исполнения требований градостроительных регламентов.
Выводы суда первой инстанции в указанной части об обратном, коллегия признает несостоятельными, поскольку в рассматриваемом случае, удовлетворение заявленных требований фактически приведет к принятию Управлением заведомо неправомерного решения.
Выбор земельного участка по смыслу статьи 31 ЗК РФ возможен при отсутствии к тому препятствий, которые могут быть выражены в объективной невозможности представления испрашиваемого земельного участка.
Поскольку в ходе рассмотрения настоящего дела судом апелляционной инстанции установлен факт невозможности выбора испрашиваемого земельного участка, при наличии изложенных обстоятельств, права и законные интересы заявителя не нарушены, тем более, что какие-либо права и законные интересы в отношении спорного земельного участка у него не возникли.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая, что выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела и сделаны при неправильном применении норм материального права, судебная коллегия на основании пункта 2 статьи 269, части 1 статьи 270 АПК РФ считает необходимым отменить решение арбитражного суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований. Соответственно, апелляционные жалобы Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока и администрации г. Владивостока подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 24.03.2014 по делу N А51-39332/2013 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
А.В.ГОНЧАРОВА
Судьи
Н.Н.АНИСИМОВА
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)