Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.01.2015 N 02АП-10490/2014 ПО ДЕЛУ N А29-3532/2014

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 января 2015 г. по делу N А29-3532/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 января 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хоровой Т.В.,
судей Великоредчанина О.Б., Черных Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кондаковой О.С.,
при участии в судебном заседании:
представителя истца: Малаховой Н.В., действующей на основании доверенности от 08.09.2014,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Ухта"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 21.10.2014 по делу N А29-3532/2014, принятое судом в составе судьи Маклаковой С.В.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Ухта" (ИНН: 1102024468, ОГРН: 1021100731190)
к Администрация муниципального образования городского округа Ухта

И Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации муниципального образования городского округа "Ухта"
об урегулировании разногласий, возникших при изменении размера арендной платы,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Ухта" (далее - Истец, ООО "Газпром трансгаз Ухта", Общество) обратилось с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Республики Коми к Администрации муниципального образования городского округа "Ухта" (далее - Администрация) об урегулировании разногласий, возникших при изменении размера арендной платы.
Определением от 23.09.2014 Арбитражный суд Республики Коми привлек к участию в деле в качестве второго ответчика Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Ухта" (далее - Комитет).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 21.10.2014 иск удовлетворен.
Комитет с принятым решением суда не согласился и обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.

Таким образом, полагая, что суд первой инстанции ошибочно применил подпункт "д" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, Комитет считает, что решение от 21.10.2014 подлежит отмене, поскольку при его принятии суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права и неверно оценил фактические обстоятельства дела.
Общество представило отзыв на жалобу, в котором против доводов Комитета возражает, просит решение суда оставить без изменения.
Администрация отзыв на жалобу Комитета не представила.
Ответчики явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей Администрации и Комитета.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Истца поддержала свою позицию по отзыву на апелляционную жалобу.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми от 21.10.2014 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, при изменении размера арендной платы между сторонами возникли разногласия, что и послужило основанием для направления иска в суд.
Арбитражный суд Республики Коми, руководствуясь статьей 446 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 22, 36, 65 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ, Постановлением Правительства Республики Коми 25.12.2007 N 314, Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, требования Общества признал обоснованными.
Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, отзыва на жалобу, выслушав представителя Истца, исследовав материалы дела, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, определяется статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Согласно пункту 6 статьи 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков.
В соответствии с пунктом 4 статьи 11.8 ЗК РФ в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного срочного пользования, осуществляющее такое использование лицо имеет преимущественное право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного срочного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов) либо на внесение соответствующих изменений в ранее заключенные договоры аренды земельных участков или безвозмездного срочного пользования ими.
Исходя из положений указанных норм права, образование земельных участков из земельного участка, используемого на основании договора аренды, не влечет автоматического прекращения арендных правоотношений, в том числе, исключения особенностей установления размера платы.
Таким образом, факт раздела земельного участка, предоставленного в порядке переоформления, не может лишать арендатора права на получение льготного размера арендной платы.
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 ЗК РФ).
Порядок определения размера арендной платы, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (статья 65 ЗК РФ).
В отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, условия определения арендной платы отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон к Земельному кодексу) в редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности" (далее -Закон N 212-ФЗ).
Постановлением Правительства Республики Коми 25.12.2007 N 314 "Об арендной плате за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Республики Коми, и земельные участки, расположенные на территории Республики Коми, государственная собственность на которые не разграничена" (далее - Постановление N 314) предусмотрено, что ежегодная арендная плата за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Республики Коми, и земельные участки, расположенные на территории Республики Коми, государственная собственность на которые не разграничена, при переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды данными земельными участками устанавливается в размере 2% кадастровой стоимости арендуемых земельных участков (пункт 3 Постановления N 314).
Аналогичная норма закреплена и в постановлении Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582), которым утверждены "Правила определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - "Правила...").
Подпунктом "д" пункта 3 "Правил..." установлено, что арендная плата за земельный участок рассчитывается в размере 2% от кадастровой стоимости такого земельного участка, если земельный участок не указан в подпунктах "а" - "г" настоящего пункта и право аренды на него переоформлено в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. Данная норма распространяется и на лиц, которые уже переоформили право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды.
Таким образом, из анализа пункта 2 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 3 статьи 65 ЗК РФ, подпункта "д" пункта 3 "Правил..." следует, что размер арендной платы за земли, приобретенные в аренду в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования, не может превышать 2% кадастровой стоимости земельного участка.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Общество является арендатором земельных участков по договору аренды от 06.03.2012 N 12.49А.039, заключенному с Администрацией.
Право аренды земельных участков было переоформлено в соответствии с земельным законодательством в результате замены права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на основании и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ).
Постановлением N 388 § 30 от 01.07.1997 Главы администрации земельный участок, расположенный по адресу Куратовский промузел, площадью 438 214,00 кв. м был предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользование ООО "Севергазпром", что подтверждается государственным актом на право постоянного пользования землей N 482 (далее - Участок I).
06.12.1999 постановлением N 403 § 23 Главы администрации муниципального образования "Город Ухта" в постоянное (бессрочное) пользование ООО "Севергазпром" был передан земельный участок по адресу: Куратовский промузел, площадью 192799 кв. м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации N 11 АА 042018, выданным 02.11.2000 (далее - Участок II).
На основании постановления N 126 § 9 от 10.02.2004 и. о. главы администрации муниципального образования "Город Ухта" право постоянного (бессрочного) пользования на Участок I и Участок II было переоформлено на право аренды.
В результате переоформления прав Участок I был поставлен на государственный кадастровый учет под кадастровым номером 11:20:00 00 000:0096, и заключен договор аренды земельного участка N 05.25А.894 от 26.12.2005 сроком действия на 25 лет. Договор был зарегистрирован 29.09.2012 в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми.
Площадь Участка II в результате землеустроительных работ была уточнена и составила 196631 кв. м. Участок II поставлен на ГКУ под кадастровым номером 11:20:00 00 000:0080. В дальнейшем площадь Участка II была уменьшена с целью передачи части земельного участка ОАО "Газпром" под строительство базового склада ГСМ и составила 98196,12 кв. м. Участок II по договору аренды N 06.00А.371 от 03.07.2006 был предоставлен в аренду сроком на 11 месяцев.
На основании постановления руководителя администрации муниципального образования городского округа "Ухта" N 1756 от 17.08.2011 названные договоры аренды на Участок I и Участок II были расторгнуты сторонами 06.03.2012, что подтверждается соглашениями о расторжении.
В результате кадастровых работ по перераспределению Участка I (11:20:00 00 000:0096) и Участка II (11:20:00 00 000:0080) были образованы следующие земельные участки:
- 11:20:0000000:171 (Участок 1),
- 11:20:0601002:41 (Участок 2),
- 11:20:0601005:37 (Участок 3),
- 11:20:0601006:135 (Участок 4),
- 11:20:0601008:110 (Участок 5).
Факт образования Участков 1-5 подтверждается сведениями ГКН (кадастровыми паспортами).
Постановлением N 1756 от 17.08.2011 Участки 1-5 были предоставлены Обществу в аренду сроком на 49 лет из состава земель населенных пунктов (расположены по адресу: Республика Коми, г. Ухта, Югэрское шоссе) для эксплуатации производственных баз ООО "Газпром трансгаз Ухта".
06.03.2012 с Администрацией был заключен договор аренды земельных участков N 12.49А.039, который действует и до настоящего момента. Договор был зарегистрирован 20.10.2012 в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми.
Согласно пункту 2.4. договора размер арендной платы может изменяться в случае изменения соответствующих законодательных актов Российской Федерации, Республики Коми, нормативных актов государственных органов или органов местного самоуправления. Изменения условий договора в этом случае для его сторон является обязательными. В таком случае Арендодатель уведомляет об этом Арендатора в письменной форме с приложением нового расчета арендной платы. В случае увеличения годового размера арендной платы доплата за предыдущие периоды вносится Арендатором не позднее 2-х месяцев после получения уведомления от Арендатора и подписания нового расчета арендной платы.
Приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 19.12.2012 N 582 (далее - Приказ N 582) были утверждены результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Коми. Приказ N 582 вступил в силу с 01.01.2014, что и послужило основанием для изменения арендной платы (т. 2 л.д. 90-92).
30.01.2014 в адрес Общества поступило уведомление об изменении Администрацией размера арендной платы с приложением расчетов арендной платы на 2014.
В данном расчете Арендодатель произвел расчеты исходя из 10% от кадастровых стоимостей земельных участков, с применением коэффициентов в размере 0,747 (коэффициент, учитывающий особые условия использования земельного участка), в размере 1 (коэффициент, учитывающий размер арендной платы, за земельные участки от категории арендаторов) на основании Решения Совета МО ГО "Ухта" от 14.05.2008 N 167 "Об арендной плате за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, расположенные на территории МО ГО "Ухта".
В целях приведения расчета арендной платы по договору аренды N 12.49А.039 от 06.03.2012 в соответствие с пунктом 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ Общество 17.02.2014 направило в адрес Комитета письмо N 012а-2774 с приложением своих расчетов арендной платы.
Письмом от 04.04.2014 N 09/2749 Комитет направил в адрес арендатора свои расчеты арендной платы.
18.04.2014 Истец возвратил Ответчику расчет арендной платы без подписания и повторно направил свои расчеты, выполненные в соответствии с положениями Закона N 137-ФЗ.
Расчет арендной платы, направленный Истцом Ответчику, соответствует названным выше нормативным актам, в связи с чем судом первой инстанции был сделан обоснованный вывод о том, что пункт 2.2 договора и приложения к нему следует принять в редакции Общества.
При рассмотрении доводов Комитета об ошибочном применении судом первой инстанции подпункта "д" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 апелляционный суд учитывает следующее.
Пункт 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ регулирует особенности установления размера платы по договорам аренды для земельных участков, право постоянного (бессрочного) пользования на которые переоформлено.
Арендная плата за использование земельных участков, указанных в пункте 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 ЗК РФ, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи. Размер арендной платы на год по таким договорам не может превышать 2% кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.
Согласно правовой позицией Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 16 постановления от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (в редакции постановления Пленума ВАС РФ от 25.01.2013 N 13), в силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.
К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
Ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, поэтому стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом решением Арбитражного суда Республики Коми по делу N А29-3532/2014 от 21.10.2014 установлено, что договор аренды земельных участков N 12.49А.039 от 06.03.2012 был заключен в порядке переоформления Истцом права постоянного (бессрочного) пользования.
Названный договор аренды заключен после введения в действие ЗК РФ, поэтому при определении размера арендной платы с 01.01.2014 подлежит применению пункт 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ), устанавливающий размер арендной платы на год в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.
Согласно Постановлению N 582 к основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Названные принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а, согласно его требованиям, подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены, поэтому нормативные акты публичных образований, устанавливающие порядок исчисления арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, включая участки, государственная собственность на которые не разграничена, должны соответствовать указанным принципам и ориентирам.
При таких обстоятельствах Второй арбитражный апелляционный суд признает решение Арбитражного суда Республики Коми от 21.10.2014 законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, а также исходя из фактических обстоятельств дела. Оснований для удовлетворения жалобы Комитета по изложенным в ней доводам у апелляционного суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Комитет освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Коми от 21.10.2014 по делу N А29-3532/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Ухта" (ИНН: 1102012053, ОГРН: 1-21100730606) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Председательствующий
Т.В.ХОРОВА

Судьи
О.Б.ВЕЛИКОРЕДЧАНИН
Л.И.ЧЕРНЫХ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)