Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 ноября 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Ковалевой Н.В., Чотчаева Б.Т.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Косеевой М.С.
при участии:
- от Правительства Ростовской области - Рогожина Е.В. по доверенности N 4/1665 от 21.10.2014;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы администрации г. Таганрога и правительства Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.09.2014 по делу N А53-9936/2014
по иску индивидуального предпринимателя Гончаровой Н.А., ООО "Курьер"
к ответчику - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
при участии третьих лиц - правительства Ростовской области, администрации города Таганрога
об установлении кадастровой стоимости земельного участка
принятое в составе судьи Смольковой А.В.
установил:
индивидуальный предприниматель Гончарова Наталья Анатольевна и общество с ограниченной ответственностью "Курьер" обратились в Арбитражный суд Ростовской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" об установлении кадастровой стоимости земельного участка, общей площадью 431 кв. м, с кадастровым номером 61:58:0005265:333, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, Поляковское Шоссе, 18-д, равной рыночной в размере 463000 рублей и кадастровой стоимости земельного участка, общей площадью 5708 кв. м, с кадастровым номером 61:58:0005265:334, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, Поляковское Шоссе, 18-а, равной рыночной в размере 4302000 рублей (с учетом изменения предмета требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - т. 2 л.д. 198-199).
Определением от 08.05.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены правительство Ростовской области и администрация города Таганрога.
Решением от 11.09.2014 иск удовлетворен, суд установил кадастровую стоимость земельного участка, общей площадью 431 кв. м, с кадастровым номером 61:58:0005265:333, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, Поляковское Шоссе, 18-д, равной его рыночной в размере 463000 рублей и кадастровую стоимость земельного участка, общей площадью 5708 кв. м, с кадастровым номером 61:58:0005265:334, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, Поляковское Шоссе, 18-а, равной рыночной в размере 4302000 рублей, а также обязал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести сведения в государственный кадастр недвижимости о рыночной стоимости земельных участков в качестве их кадастровой стоимости.
Решение мотивировано тем, что в действующем законодательстве отсутствует запрет определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости. Рыночная стоимость спорных земельных участков определена по результатам судебной экспертизы.
Не согласившись с указанным судебным актом, администрация г. Таганрога обжаловала его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что кадастровая стоимость земельных участков не является тождественным понятием рыночной стоимости. В законодательстве установлен запрет на определение кадастровой стоимости в размере рыночной. Кадастровая стоимость земельных участков уменьшена на 88,62% и 71,68% соответственно, что влечет уменьшение доходной части местного бюджета. Кроме того, рыночная стоимость определена по состоянию на 01.01.2007 неправомерно.
Правительством Ростовской области так же обжаловано решение в апелляционном порядке.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель сослался на то, что судебная экспертиза проведена с нарушением приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 20.07.2007 N 256. Экспертом исследовались объекты, которые не могут быть признаны аналогами.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель правительства Ростовской области жалобу поддержал.
Представитель администрации города Таганрога в судебное заседание не явился. Администрация о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб извещена надлежащим образом.
Представитель индивидуального предпринимателя Гончаровой Н.А. и ООО "Курьер" в заседание не явился. Предприниматель и общество о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Как следует из отзыва, истцы доводы жалобы правительства Ростовской области не признают, просят решение оставить без изменения.
Представитель ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в судебное заседание не явился. Учреждение о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом.
Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителя Правительства Ростовской области, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, индивидуальному предпринимателю Гончаровой Н.А. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 61:58:0005265:333, площадью 431 кв. м, расположенный по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, Поляковское Шоссе, 18-д (свидетельство о государственной регистрации права серии 61 - АИ N 274146 от 17.03.2014 - т. 1 л.д. 19).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 16.04.2014 N 61/001/14-342166 (т. 1 л.д. 20-22), кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 61:58:0005265:333 составляет 4072053 руб. 52 коп.
Кроме того, Гончарова Н.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером 61:58:0005265:334, площадью 5708 кв. м, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, Поляковское Шоссе, 18-а с долей в праве 53/100 (свидетельство о государственной регистрации права серии 61- АИ N 274144 от 17.03.2014 - т. 1 л.д. 38).
ООО "Курьер" является собственником земельного участка с кадастровым номером 61:58:0005265:334, площадью 5708 кв. м, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, Поляковское Шоссе, 18-а, с долей в праве 47/100 (свидетельство о государственной регистрации права серии 61 - АИ N 274145 от 17.03.2014 - т. 1 л.д. 39).
Согласно кадастровому паспорту от 16.04.2014 N 61/001/14-342282 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 61:58:0005265:334 составляет 15195780 руб. 52 коп.
Полагая, что кадастровая стоимость земельных участков завышена, индивидуальный предприниматель Гончарова Н.А. и ООО "Курьер" обратились в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной. Следовательно, законодательство допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Из пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.2000, следует, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
В соответствии с пунктами 2.2.1, 2.2.5, 2.2.6 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития России N 39 от 15.02.2007, расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10, 1.2.17 настоящих Методических указаний, осуществляется на основе построения статистических моделей. Для каждой сформированной группы земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется сбор достаточной и достоверной рыночной информации о земельных участках в разрезе факторов стоимости. Построение статистических моделей расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется на основе сведений о рыночной стоимости и (или) рыночной информации о цене указанных земельных участков.
Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В соответствии с пунктами 1, 10, 11 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.2000, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами (в настоящее время ФГБУ "ФКП Росреестра").
Согласно позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 25.06.2013 N 10761/11, Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, предъявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
Как указал Высший Арбитражный суд Российской Федерации в постановлении Президиума от 28.06.2011 N 913/11, требование об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе, и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой, в случае необходимости, судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Поскольку между сторонами возник спор относительно расхождений кадастровой стоимости земельного участка с его рыночной стоимостью, судом первой инстанции по ходатайству истцов определением от 14.07.2014 назначена судебная экспертиза.
В соответствии с выводами экспертов (заключение N 07-АК-2014 от 07.08.2014 - т. 2 л.д. 3-169) рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 61:58:0005265:333 по состоянию на 01.01.2007 составляет 463000 рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 61:58:0005265:334 по состоянию на 01.01.2007 составляет 4302000 рублей.
Требования индивидуального предпринимателя Гончаровой Н.А. и ООО "Курьер" правомерно удовлетворены судом первой инстанции с учетом рыночной стоимости спорных земельных участков, определенной по результатам судебной экспертизы.
Довод администрации г. Таганрога о том, что рыночная стоимость определена по состоянию на 01.01.2007 неправомерно, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Согласно позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 25.06.2013 N 10761/11, Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, предъявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
В соответствии с постановлением Главы администрации Ростовской области от 25.04.2008 N 163 "Об организации работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" в 2007 году проводилась государственная оценка земельных участков населенных пунктов Ростовской области.
Во исполнение пункта 1 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, Управлением Роснедвижимости по Ростовской области заключен государственный контракт от 20.04.2007 N 2 на выполнение работ по государственной оценки земельных участков с ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" в лице филиала.
Рыночная стоимость земельных участков определена экспертом на дату проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой утверждены постановлением Главы администрации Ростовской области от 25.04.2008 N 163 "Об организации работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов".
Удельные показатели кадастровой стоимости определены по состоянию на 01.01.2007 с целью определения и исчисления кадастровой стоимости земельных участков, которые будут созданы в последующем.
Таким образом, кадастровая стоимость спорных земельных участков правомерно установлена в размере, равном его рыночной стоимости, определенном по состоянию на 01.01.2007.
В апелляционной жалобе Правительство Ростовской области ссылается на то, что судебная экспертиза проведена с нарушением приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 20.07.2007 N 256.
Вместе с тем, в данном случае рыночная стоимость земельных участков определена судом первой инстанции в результате судебной экспертизы, порядок проведения которой регламентирован Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности".
Ссылка заявителя жалобы на то, что экспертом в качестве объектов-аналогов выбраны объекты, которые не могут быть признаны аналогами, не принимается во внимание судом апелляционной инстанции.
Выводимый из смысла части 2 статьи 7 Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" принцип независимости эксперта как субъекта процессуальных правоотношений обусловливает самостоятельность эксперта в выборе методов проведения экспертного исследования. Свобода эксперта в выборе методов экспертного исследования ограничена требованием законности, а избранные им методы должны отвечать требованию допустимости судебных доказательств.
Доводы, изложенные правительством Ростовской области в ходатайстве о назначении повторной экспертизы, по смыслу статьи 87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не являются основанием для назначения повторной экспертизы, так как не свидетельствуют о наличии сомнений в обоснованности заключения либо о наличии противоречий в заключении.
В отношении объектов-аналогов, разрешенное использование которых отличается от разрешенного использования спорных земельных участков, применена повышающая корректировка. Экспертом использовались объекты-аналоги, в отношении которых имеется возможность подключения инженерных коммуникаций.
Наличие на спорных участках инженерных коммуникаций не влияет на результаты оценки, так как объект оценки признается условно свободным от улучшений в целях исключения двойного налогообложения (влечет увеличение налогооблагаемой базы земельного налога, при том, что улучшения на участке относятся к налогооблагаемой базе налога на имущество).
В законодательстве не предусмотрен обязательный перечень корректировок, которые необходимо применять к объектам-аналогам, в связи с чем корректировка на транспортную доступность не является обязательной. Корректировка проведена по наиболее важным факторам стоимости: местоположение и окружение, целевое назначение, физические характеристики (в том числе площадь), наличие либо близость инженерных сетей.
Предельные ошибки в расчетах эксперта при анализе рынка составляет 8,2% и 6,99%, что меньше допустимых значений - 15%, что свидетельствует о правильной выборке, составленной экспертом.
Истцы как собственники земельных участков имеют право на судебную защиту путем изменения сведений о земельных участках в государственном кадастре недвижимости.
По смыслу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.2011).
Таким образом, суд первой инстанции законно и обоснованно удовлетворил исковые требования, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.09.2014 по делу N А53-9936/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
О.А.ЕРЕМИНА
Судьи
Н.В.КОВАЛЕВА
Б.Т.ЧОТЧАЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.11.2014 N 15АП-17732/2014 ПО ДЕЛУ N А53-9936/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 ноября 2014 г. N 15АП-17732/2014
Дело N А53-9936/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 ноября 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Ковалевой Н.В., Чотчаева Б.Т.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Косеевой М.С.
при участии:
- от Правительства Ростовской области - Рогожина Е.В. по доверенности N 4/1665 от 21.10.2014;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы администрации г. Таганрога и правительства Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.09.2014 по делу N А53-9936/2014
по иску индивидуального предпринимателя Гончаровой Н.А., ООО "Курьер"
к ответчику - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
при участии третьих лиц - правительства Ростовской области, администрации города Таганрога
об установлении кадастровой стоимости земельного участка
принятое в составе судьи Смольковой А.В.
установил:
индивидуальный предприниматель Гончарова Наталья Анатольевна и общество с ограниченной ответственностью "Курьер" обратились в Арбитражный суд Ростовской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" об установлении кадастровой стоимости земельного участка, общей площадью 431 кв. м, с кадастровым номером 61:58:0005265:333, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, Поляковское Шоссе, 18-д, равной рыночной в размере 463000 рублей и кадастровой стоимости земельного участка, общей площадью 5708 кв. м, с кадастровым номером 61:58:0005265:334, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, Поляковское Шоссе, 18-а, равной рыночной в размере 4302000 рублей (с учетом изменения предмета требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - т. 2 л.д. 198-199).
Определением от 08.05.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены правительство Ростовской области и администрация города Таганрога.
Решением от 11.09.2014 иск удовлетворен, суд установил кадастровую стоимость земельного участка, общей площадью 431 кв. м, с кадастровым номером 61:58:0005265:333, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, Поляковское Шоссе, 18-д, равной его рыночной в размере 463000 рублей и кадастровую стоимость земельного участка, общей площадью 5708 кв. м, с кадастровым номером 61:58:0005265:334, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, Поляковское Шоссе, 18-а, равной рыночной в размере 4302000 рублей, а также обязал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести сведения в государственный кадастр недвижимости о рыночной стоимости земельных участков в качестве их кадастровой стоимости.
Решение мотивировано тем, что в действующем законодательстве отсутствует запрет определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости. Рыночная стоимость спорных земельных участков определена по результатам судебной экспертизы.
Не согласившись с указанным судебным актом, администрация г. Таганрога обжаловала его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что кадастровая стоимость земельных участков не является тождественным понятием рыночной стоимости. В законодательстве установлен запрет на определение кадастровой стоимости в размере рыночной. Кадастровая стоимость земельных участков уменьшена на 88,62% и 71,68% соответственно, что влечет уменьшение доходной части местного бюджета. Кроме того, рыночная стоимость определена по состоянию на 01.01.2007 неправомерно.
Правительством Ростовской области так же обжаловано решение в апелляционном порядке.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель сослался на то, что судебная экспертиза проведена с нарушением приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 20.07.2007 N 256. Экспертом исследовались объекты, которые не могут быть признаны аналогами.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель правительства Ростовской области жалобу поддержал.
Представитель администрации города Таганрога в судебное заседание не явился. Администрация о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб извещена надлежащим образом.
Представитель индивидуального предпринимателя Гончаровой Н.А. и ООО "Курьер" в заседание не явился. Предприниматель и общество о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Как следует из отзыва, истцы доводы жалобы правительства Ростовской области не признают, просят решение оставить без изменения.
Представитель ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в судебное заседание не явился. Учреждение о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом.
Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителя Правительства Ростовской области, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, индивидуальному предпринимателю Гончаровой Н.А. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 61:58:0005265:333, площадью 431 кв. м, расположенный по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, Поляковское Шоссе, 18-д (свидетельство о государственной регистрации права серии 61 - АИ N 274146 от 17.03.2014 - т. 1 л.д. 19).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 16.04.2014 N 61/001/14-342166 (т. 1 л.д. 20-22), кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 61:58:0005265:333 составляет 4072053 руб. 52 коп.
Кроме того, Гончарова Н.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером 61:58:0005265:334, площадью 5708 кв. м, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, Поляковское Шоссе, 18-а с долей в праве 53/100 (свидетельство о государственной регистрации права серии 61- АИ N 274144 от 17.03.2014 - т. 1 л.д. 38).
ООО "Курьер" является собственником земельного участка с кадастровым номером 61:58:0005265:334, площадью 5708 кв. м, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, Поляковское Шоссе, 18-а, с долей в праве 47/100 (свидетельство о государственной регистрации права серии 61 - АИ N 274145 от 17.03.2014 - т. 1 л.д. 39).
Согласно кадастровому паспорту от 16.04.2014 N 61/001/14-342282 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 61:58:0005265:334 составляет 15195780 руб. 52 коп.
Полагая, что кадастровая стоимость земельных участков завышена, индивидуальный предприниматель Гончарова Н.А. и ООО "Курьер" обратились в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной. Следовательно, законодательство допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Из пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.2000, следует, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
В соответствии с пунктами 2.2.1, 2.2.5, 2.2.6 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития России N 39 от 15.02.2007, расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10, 1.2.17 настоящих Методических указаний, осуществляется на основе построения статистических моделей. Для каждой сформированной группы земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется сбор достаточной и достоверной рыночной информации о земельных участках в разрезе факторов стоимости. Построение статистических моделей расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется на основе сведений о рыночной стоимости и (или) рыночной информации о цене указанных земельных участков.
Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В соответствии с пунктами 1, 10, 11 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.2000, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами (в настоящее время ФГБУ "ФКП Росреестра").
Согласно позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 25.06.2013 N 10761/11, Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, предъявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
Как указал Высший Арбитражный суд Российской Федерации в постановлении Президиума от 28.06.2011 N 913/11, требование об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе, и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой, в случае необходимости, судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Поскольку между сторонами возник спор относительно расхождений кадастровой стоимости земельного участка с его рыночной стоимостью, судом первой инстанции по ходатайству истцов определением от 14.07.2014 назначена судебная экспертиза.
В соответствии с выводами экспертов (заключение N 07-АК-2014 от 07.08.2014 - т. 2 л.д. 3-169) рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 61:58:0005265:333 по состоянию на 01.01.2007 составляет 463000 рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 61:58:0005265:334 по состоянию на 01.01.2007 составляет 4302000 рублей.
Требования индивидуального предпринимателя Гончаровой Н.А. и ООО "Курьер" правомерно удовлетворены судом первой инстанции с учетом рыночной стоимости спорных земельных участков, определенной по результатам судебной экспертизы.
Довод администрации г. Таганрога о том, что рыночная стоимость определена по состоянию на 01.01.2007 неправомерно, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Согласно позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 25.06.2013 N 10761/11, Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, предъявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
В соответствии с постановлением Главы администрации Ростовской области от 25.04.2008 N 163 "Об организации работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" в 2007 году проводилась государственная оценка земельных участков населенных пунктов Ростовской области.
Во исполнение пункта 1 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, Управлением Роснедвижимости по Ростовской области заключен государственный контракт от 20.04.2007 N 2 на выполнение работ по государственной оценки земельных участков с ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" в лице филиала.
Рыночная стоимость земельных участков определена экспертом на дату проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой утверждены постановлением Главы администрации Ростовской области от 25.04.2008 N 163 "Об организации работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов".
Удельные показатели кадастровой стоимости определены по состоянию на 01.01.2007 с целью определения и исчисления кадастровой стоимости земельных участков, которые будут созданы в последующем.
Таким образом, кадастровая стоимость спорных земельных участков правомерно установлена в размере, равном его рыночной стоимости, определенном по состоянию на 01.01.2007.
В апелляционной жалобе Правительство Ростовской области ссылается на то, что судебная экспертиза проведена с нарушением приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 20.07.2007 N 256.
Вместе с тем, в данном случае рыночная стоимость земельных участков определена судом первой инстанции в результате судебной экспертизы, порядок проведения которой регламентирован Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности".
Ссылка заявителя жалобы на то, что экспертом в качестве объектов-аналогов выбраны объекты, которые не могут быть признаны аналогами, не принимается во внимание судом апелляционной инстанции.
Выводимый из смысла части 2 статьи 7 Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" принцип независимости эксперта как субъекта процессуальных правоотношений обусловливает самостоятельность эксперта в выборе методов проведения экспертного исследования. Свобода эксперта в выборе методов экспертного исследования ограничена требованием законности, а избранные им методы должны отвечать требованию допустимости судебных доказательств.
Доводы, изложенные правительством Ростовской области в ходатайстве о назначении повторной экспертизы, по смыслу статьи 87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не являются основанием для назначения повторной экспертизы, так как не свидетельствуют о наличии сомнений в обоснованности заключения либо о наличии противоречий в заключении.
В отношении объектов-аналогов, разрешенное использование которых отличается от разрешенного использования спорных земельных участков, применена повышающая корректировка. Экспертом использовались объекты-аналоги, в отношении которых имеется возможность подключения инженерных коммуникаций.
Наличие на спорных участках инженерных коммуникаций не влияет на результаты оценки, так как объект оценки признается условно свободным от улучшений в целях исключения двойного налогообложения (влечет увеличение налогооблагаемой базы земельного налога, при том, что улучшения на участке относятся к налогооблагаемой базе налога на имущество).
В законодательстве не предусмотрен обязательный перечень корректировок, которые необходимо применять к объектам-аналогам, в связи с чем корректировка на транспортную доступность не является обязательной. Корректировка проведена по наиболее важным факторам стоимости: местоположение и окружение, целевое назначение, физические характеристики (в том числе площадь), наличие либо близость инженерных сетей.
Предельные ошибки в расчетах эксперта при анализе рынка составляет 8,2% и 6,99%, что меньше допустимых значений - 15%, что свидетельствует о правильной выборке, составленной экспертом.
Истцы как собственники земельных участков имеют право на судебную защиту путем изменения сведений о земельных участках в государственном кадастре недвижимости.
По смыслу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.2011).
Таким образом, суд первой инстанции законно и обоснованно удовлетворил исковые требования, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.09.2014 по делу N А53-9936/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
О.А.ЕРЕМИНА
Судьи
Н.В.КОВАЛЕВА
Б.Т.ЧОТЧАЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)