Судебные решения, арбитраж
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2014 г.,
Постановление в полном объеме изготовлено 27 октября 2014 г.,
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
- от Департамента управления имуществом городского округа Самара - Маненков Е.В., доверенность от 21.01.2014 г. N 42;
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - извещен, не явился;
- от Министерства имущественных отношений Самарской области - извещен, не явился;
- от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области - извещен, не явился;
- от Министерства строительства Самарской области - извещен, не явился;
- от Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области - извещен, не явился;
- рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционным жалобам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 27 мая 2014 года по делу N А55-3700/2014 (судья Харламов А.Ю.),
по заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара, 443020, г. Самара, ул. Льва Толстого, 20,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, 443099, г. Самара, ул. Некрасовская, 3,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
Министерства имущественных отношений Самарской области, 443068, г. Самара, ул. Скляренко, д. 20,
Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области, 443020, г. Самара, ул. Ленинская, д. 25 А, корпус 1,
Министерства строительства Самарской области, 443010, г. Самара, ул. Самарская, 146 А,
Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области, 443068, г. Самара, ул. Скляренко, д. 20,
о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 22 ноября 2013 года N 01/583/2013-717 об отказе в государственной регистрации и обязании,
установил:
Департамент управления имуществом городского округа Самара обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением от 20 февраля 2014 года входящий номер 3700, в котором просил суд: признать незаконным Решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 22 ноября 2013 года N 01/583/2013-717 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок, с кадастровым номером: 63:01:0000000:27212, площадью 60 477 м 2, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Офицерская; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области устранить допущенные нарушении, путем проведения государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок, с кадастровым номером: 63:01:0000000:27212, площадью 60 477 м 2, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Офицерская" (л.д. 3-9).
Решением Арбитражного суда Самарской области от от 27 мая 2014 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить, вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе указывает, что при проведении правовой экспертизы государственным регистратором было установлено, что согласно данным государственного кадастра недвижимости (далее -ГКН) на заявленном к государственной регистрации земельном участке отсутствуют какие-либо объекты недвижимого имущества.
Поэтому, по мнению подателя жалобы, основания для проведения заявленной государственной регистрации у регистратора отсутствовали.
Податель жалобы считает, что обстоятельства, на которые ссылается суд, не подтверждают наличие прямой связи между объектом дорожного хозяйства и спорным земельным участком.
Не согласившись с выводами суда, Министерство имущественных отношений Самарской области также подало апелляционную жалобу, в которой просит решение Арбитражного суда Самарской области от 27 мая 2014 года по делу N А55-3700/2014 отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Департамента.
В апелляционной жалобе указывает, что арбитражным судом первой инстанции не учтено, что согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона N 257-ФЗ автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Податель жалобы ссылается на то, что доказательств формирования земельного участка с кадастровым номером 63:01:0000000:27212, площадью 60477 кв. м в соответствии с документацией по планировке территории, а также с учетом норм отвода земель для размещения автомобильных дорог Департаментом в материалы дела не было представлено.
По мнению подателя жалобы, учитывая, что в целях разграничения государственной собственности на землю правовое значение имеет наличие на соответствующем земельном участке здания, строения, сооружения, статья 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ, закрепляющая исчерпывающий перечень объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности соответствующему публичному образованию, не позволяет осуществить признание права собственности на земельный участок, на котором располагается переулок (улица).
В судебное заседание представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области Министерства имущественных отношений Самарской области не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Представитель Департамента управления имуществом городского округа Самара считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве на апелляционные жалобы.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Департамента управления имуществом городского округа Самара, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционные жалобы - не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 09 октября 2013 года Департамент управления имуществом городского округа Самара обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в целях проведения государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок, занимаемый объектом дорожного хозяйства - ул. Офицерская, с кадастровым номером 63:01:0000000:27212 площадью 60 477 м 2, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Офицерская.
22 ноября 2013 года Сообщением N 01/583/2013-717 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области отказало Департаменту управления имуществом городского округа Самара в государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимости, в связи с тем, что последним были не представлены документы, позволяющие однозначно установить факт нахождения объекта недвижимого имущества, право собственности, на которое зарегистрировано за Муниципальным образованием городской округ Самара, на испрашиваемом земельном участке, а также не представлением документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" для государственной регистрации прав.
При принятии решения об удовлетворении заявленных Департаментом требований о признании указанного отказа в государственной регистрации незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно статье 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Автомобильные дороги могут находиться в Федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц (пункт 12 статьи 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Судом первой инстанции установлено, что право собственности городского округа Самара на сооружение - объект дорожного хозяйства - ул. Офицерская было зарегистрировано в установленном Законом порядке, что подтверждается имеющимся в материалах настоящего дела Свидетельством от 18 сентября 2013 года 63-АЖ N 385228 "О государственной регистрации права" (л.д. 12).
Согласно данному Свидетельству от 18 сентября 2013 года 63-АЖ N 385228 "О государственной регистрации права" серия 63-АЖ N 385228 объект дорожного хозяйства - ул. Офицерская, назначение: автомобильного транспорта, протяженностью 3 040 м, кадастровый номер: 63:01:0000000:0:26462, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Офицерская, является муниципальной собственностью.
Данный объект учтен в Реестре муниципального имущества на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" установлен перечень и порядок разграничения имущества на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность".
В силу пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружения находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход прав на недвижимое имущество должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем.
Согласно статье 30.1 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.
В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2006 года N 404 утвержден перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю.
Указанным Перечнем предусмотрено представление на государственную регистрацию правоустанавливающих документов на объекты недвижимого имущества и кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке - в случае, если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Таким образом, учитывая наличие государственной регистрации права муниципальной собственности на сооружение - объект дорожного хозяйства улица Офицерская, в рассматриваемом случае достаточно представления заявления о государственной регистрации права и кадастрового паспорта земельного участка. Судом правомерно установлено, что указанные документы на государственную регистрацию Департаментом управления имуществом городского округа Самара были представлены.
В соответствии с пунктом 4 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221 -ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" форма кадастрового паспорта земельного участка утверждена Приказом Минэкономразвития России от 28 декабря 2012 года N 831. Данная форма не предусматривает отражения в кадастровом паспорте земельного участка сведений об объекте недвижимости, расположенном на указанном земельном участке.
Из содержания имеющегося в данном деле Кадастрового паспорта (л.д. 11-13) следует, что он образован для размещения объекта дорожного хозяйства - улица Офицерская.
В силу пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
С учетом указанных обстоятельств судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что Департамент управления имуществом городского округа Самара во исполнение требований части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащим образом доказало правомерность и обоснованность заявленных требований, напротив, заинтересованное лицо в нарушение требований части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не исполнило процессуальную обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых Решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 22 ноября 2013 года N 01/583/2013-717 положениям Закона, в связи с чем, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Доводы подателей жалобы отклоняются апелляционным судом в связи со следующим.
Довод Управления Росреестра по Самарской области о том, что при проведении правовой экспертизы государственным регистратором установлено, что на земельном участке отсутствуют какие-либо объекты недвижимого имущества является необоснованным ввиду следующего.
Как подтверждается документами, представленными в материалами дела, муниципальному образованию городскому округу Самара принадлежит на праве собственности объект дорожного хозяйства - ул. Офицерская, протяженностью 3040 м, расположенный по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Офицерская, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 63-АЖ N 385228, а не самостоятельный объект права - ул. Офицерская.
Следовательно, вывод Управления о невозможности установления факта нахождения объекта недвижимого имущества - объекта дорожного хозяйства улица Офицерская, с кадастровым номером N 63:01:0000000:27212 площадью 60477 кв. м, необоснован, т.к. в кадастровом паспорте данного земельного участка есть прямое указание на наличие сооружения - ул. Офицерская.
Довод Министерства, о том, что судом первой инстанции не учтен пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 08.11.2007 N 257), а именно Департаментом не предоставлены доказательства формирования земельного участка с учетом норм отвода земель для размещения автомобильных дорог (Постановление Правительства РФ от 02.09.2009 N 717) является ошибочным ввиду следующего.
Испрашиваемый земельный участок не является вновь образуемым, планировка данной территории и формирования земельного участка в городе Самара, были произведены задолго до вступления в силу Постановления Правительства РФ от 02.09.2009 N 717, вследствие чего установленные им нормы отвода земель не могут быть применены в данном случае.
Кроме того, требования, установленные в данном Постановлении, распространяют свое действие только на те земельные участки, которые формируются для ведения строительства автомобильных дорог.
В рассматриваемом случае объект дорожного хозяйства - ул. Офицерская, введен в эксплуатацию, что подтверждается кадастровым паспортом сооружения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 30 Земельного кодекса РФ работами по формированию земельного участка являются: выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка.
Следовательно, земельный участок, занимаемый объектом дорожного хозяйства - ул. Офицерская, является сформированным, что подтверждается постановкой его на государственный кадастровый учет и присвоением ему кадастрового номера.
Министерство указывает, что в целях разграничения государственной собственности на землю правовое значение имеет наличие на соответствующем земельном участке здания, строения, сооружения, принадлежащих на праве собственности соответствующему публичному образованию, что не позволяет осуществить признание права собственности на земельный участок, на котором располагается улица, в качестве самостоятельного объекта права.
Однако Муниципальному образованию городскому округу Самара принадлежит на праве собственности объект дорожного хозяйства - ул. Офицерская, назначение: Автомобильного транспорта, ул. Офицерская, с кадастровым номером N 63:01:0000000:0:26462 площадью 3040 м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Офицерская., а не самостоятельный объект права - ул. Офицерская, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права муниципальной собственности серия 63-АЖ N 385228 от 29.05.2012.
Из содержания кадастрового паспорта земельного участка от 13.09.2013 N 63-00-102/13-472383 также следует, что земельный участок образован для размещения объекта дорожного хозяйства, а не - ул."Офицерская.
В силу пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137 -ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружения находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.
Положениями статей 16, 54 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 6, 13, 15, 27 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ определены: вопросы местного значения, к которым относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них; полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности; общие требования к использованию автомобильных дорог, согласно которым право использования автомобильных дорог общего пользования имеют физические и юридические лица.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления, и к их полномочиям относится утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
Аналогичная правовая позиция по рассматриваемому вопросу изложена в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 2.10.2014 года по делу N А55-28460/2013, от 13.10.2014 года по делу N А55-2060/2014.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 27 мая 2014 года по делу N А55-3700/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА
Судьи
П.В.БАЖАН
В.В.КУЗНЕЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.10.2014 ПО ДЕЛУ N А55-3700/2014
Разделы:Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 октября 2014 г. по делу N А55-3700/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2014 г.,
Постановление в полном объеме изготовлено 27 октября 2014 г.,
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
- от Департамента управления имуществом городского округа Самара - Маненков Е.В., доверенность от 21.01.2014 г. N 42;
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - извещен, не явился;
- от Министерства имущественных отношений Самарской области - извещен, не явился;
- от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области - извещен, не явился;
- от Министерства строительства Самарской области - извещен, не явился;
- от Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области - извещен, не явился;
- рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционным жалобам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 27 мая 2014 года по делу N А55-3700/2014 (судья Харламов А.Ю.),
по заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара, 443020, г. Самара, ул. Льва Толстого, 20,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, 443099, г. Самара, ул. Некрасовская, 3,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
Министерства имущественных отношений Самарской области, 443068, г. Самара, ул. Скляренко, д. 20,
Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области, 443020, г. Самара, ул. Ленинская, д. 25 А, корпус 1,
Министерства строительства Самарской области, 443010, г. Самара, ул. Самарская, 146 А,
Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области, 443068, г. Самара, ул. Скляренко, д. 20,
о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 22 ноября 2013 года N 01/583/2013-717 об отказе в государственной регистрации и обязании,
установил:
Департамент управления имуществом городского округа Самара обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением от 20 февраля 2014 года входящий номер 3700, в котором просил суд: признать незаконным Решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 22 ноября 2013 года N 01/583/2013-717 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок, с кадастровым номером: 63:01:0000000:27212, площадью 60 477 м 2, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Офицерская; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области устранить допущенные нарушении, путем проведения государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок, с кадастровым номером: 63:01:0000000:27212, площадью 60 477 м 2, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Офицерская" (л.д. 3-9).
Решением Арбитражного суда Самарской области от от 27 мая 2014 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить, вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе указывает, что при проведении правовой экспертизы государственным регистратором было установлено, что согласно данным государственного кадастра недвижимости (далее -ГКН) на заявленном к государственной регистрации земельном участке отсутствуют какие-либо объекты недвижимого имущества.
Поэтому, по мнению подателя жалобы, основания для проведения заявленной государственной регистрации у регистратора отсутствовали.
Податель жалобы считает, что обстоятельства, на которые ссылается суд, не подтверждают наличие прямой связи между объектом дорожного хозяйства и спорным земельным участком.
Не согласившись с выводами суда, Министерство имущественных отношений Самарской области также подало апелляционную жалобу, в которой просит решение Арбитражного суда Самарской области от 27 мая 2014 года по делу N А55-3700/2014 отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Департамента.
В апелляционной жалобе указывает, что арбитражным судом первой инстанции не учтено, что согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона N 257-ФЗ автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Податель жалобы ссылается на то, что доказательств формирования земельного участка с кадастровым номером 63:01:0000000:27212, площадью 60477 кв. м в соответствии с документацией по планировке территории, а также с учетом норм отвода земель для размещения автомобильных дорог Департаментом в материалы дела не было представлено.
По мнению подателя жалобы, учитывая, что в целях разграничения государственной собственности на землю правовое значение имеет наличие на соответствующем земельном участке здания, строения, сооружения, статья 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ, закрепляющая исчерпывающий перечень объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности соответствующему публичному образованию, не позволяет осуществить признание права собственности на земельный участок, на котором располагается переулок (улица).
В судебное заседание представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области Министерства имущественных отношений Самарской области не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Представитель Департамента управления имуществом городского округа Самара считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве на апелляционные жалобы.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Департамента управления имуществом городского округа Самара, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционные жалобы - не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 09 октября 2013 года Департамент управления имуществом городского округа Самара обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в целях проведения государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок, занимаемый объектом дорожного хозяйства - ул. Офицерская, с кадастровым номером 63:01:0000000:27212 площадью 60 477 м 2, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Офицерская.
22 ноября 2013 года Сообщением N 01/583/2013-717 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области отказало Департаменту управления имуществом городского округа Самара в государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимости, в связи с тем, что последним были не представлены документы, позволяющие однозначно установить факт нахождения объекта недвижимого имущества, право собственности, на которое зарегистрировано за Муниципальным образованием городской округ Самара, на испрашиваемом земельном участке, а также не представлением документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" для государственной регистрации прав.
При принятии решения об удовлетворении заявленных Департаментом требований о признании указанного отказа в государственной регистрации незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно статье 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Автомобильные дороги могут находиться в Федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц (пункт 12 статьи 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Судом первой инстанции установлено, что право собственности городского округа Самара на сооружение - объект дорожного хозяйства - ул. Офицерская было зарегистрировано в установленном Законом порядке, что подтверждается имеющимся в материалах настоящего дела Свидетельством от 18 сентября 2013 года 63-АЖ N 385228 "О государственной регистрации права" (л.д. 12).
Согласно данному Свидетельству от 18 сентября 2013 года 63-АЖ N 385228 "О государственной регистрации права" серия 63-АЖ N 385228 объект дорожного хозяйства - ул. Офицерская, назначение: автомобильного транспорта, протяженностью 3 040 м, кадастровый номер: 63:01:0000000:0:26462, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Офицерская, является муниципальной собственностью.
Данный объект учтен в Реестре муниципального имущества на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" установлен перечень и порядок разграничения имущества на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность".
В силу пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружения находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход прав на недвижимое имущество должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем.
Согласно статье 30.1 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.
В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2006 года N 404 утвержден перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю.
Указанным Перечнем предусмотрено представление на государственную регистрацию правоустанавливающих документов на объекты недвижимого имущества и кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке - в случае, если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Таким образом, учитывая наличие государственной регистрации права муниципальной собственности на сооружение - объект дорожного хозяйства улица Офицерская, в рассматриваемом случае достаточно представления заявления о государственной регистрации права и кадастрового паспорта земельного участка. Судом правомерно установлено, что указанные документы на государственную регистрацию Департаментом управления имуществом городского округа Самара были представлены.
В соответствии с пунктом 4 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221 -ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" форма кадастрового паспорта земельного участка утверждена Приказом Минэкономразвития России от 28 декабря 2012 года N 831. Данная форма не предусматривает отражения в кадастровом паспорте земельного участка сведений об объекте недвижимости, расположенном на указанном земельном участке.
Из содержания имеющегося в данном деле Кадастрового паспорта (л.д. 11-13) следует, что он образован для размещения объекта дорожного хозяйства - улица Офицерская.
В силу пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
С учетом указанных обстоятельств судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что Департамент управления имуществом городского округа Самара во исполнение требований части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащим образом доказало правомерность и обоснованность заявленных требований, напротив, заинтересованное лицо в нарушение требований части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не исполнило процессуальную обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых Решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 22 ноября 2013 года N 01/583/2013-717 положениям Закона, в связи с чем, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Доводы подателей жалобы отклоняются апелляционным судом в связи со следующим.
Довод Управления Росреестра по Самарской области о том, что при проведении правовой экспертизы государственным регистратором установлено, что на земельном участке отсутствуют какие-либо объекты недвижимого имущества является необоснованным ввиду следующего.
Как подтверждается документами, представленными в материалами дела, муниципальному образованию городскому округу Самара принадлежит на праве собственности объект дорожного хозяйства - ул. Офицерская, протяженностью 3040 м, расположенный по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Офицерская, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 63-АЖ N 385228, а не самостоятельный объект права - ул. Офицерская.
Следовательно, вывод Управления о невозможности установления факта нахождения объекта недвижимого имущества - объекта дорожного хозяйства улица Офицерская, с кадастровым номером N 63:01:0000000:27212 площадью 60477 кв. м, необоснован, т.к. в кадастровом паспорте данного земельного участка есть прямое указание на наличие сооружения - ул. Офицерская.
Довод Министерства, о том, что судом первой инстанции не учтен пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 08.11.2007 N 257), а именно Департаментом не предоставлены доказательства формирования земельного участка с учетом норм отвода земель для размещения автомобильных дорог (Постановление Правительства РФ от 02.09.2009 N 717) является ошибочным ввиду следующего.
Испрашиваемый земельный участок не является вновь образуемым, планировка данной территории и формирования земельного участка в городе Самара, были произведены задолго до вступления в силу Постановления Правительства РФ от 02.09.2009 N 717, вследствие чего установленные им нормы отвода земель не могут быть применены в данном случае.
Кроме того, требования, установленные в данном Постановлении, распространяют свое действие только на те земельные участки, которые формируются для ведения строительства автомобильных дорог.
В рассматриваемом случае объект дорожного хозяйства - ул. Офицерская, введен в эксплуатацию, что подтверждается кадастровым паспортом сооружения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 30 Земельного кодекса РФ работами по формированию земельного участка являются: выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка.
Следовательно, земельный участок, занимаемый объектом дорожного хозяйства - ул. Офицерская, является сформированным, что подтверждается постановкой его на государственный кадастровый учет и присвоением ему кадастрового номера.
Министерство указывает, что в целях разграничения государственной собственности на землю правовое значение имеет наличие на соответствующем земельном участке здания, строения, сооружения, принадлежащих на праве собственности соответствующему публичному образованию, что не позволяет осуществить признание права собственности на земельный участок, на котором располагается улица, в качестве самостоятельного объекта права.
Однако Муниципальному образованию городскому округу Самара принадлежит на праве собственности объект дорожного хозяйства - ул. Офицерская, назначение: Автомобильного транспорта, ул. Офицерская, с кадастровым номером N 63:01:0000000:0:26462 площадью 3040 м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Офицерская., а не самостоятельный объект права - ул. Офицерская, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права муниципальной собственности серия 63-АЖ N 385228 от 29.05.2012.
Из содержания кадастрового паспорта земельного участка от 13.09.2013 N 63-00-102/13-472383 также следует, что земельный участок образован для размещения объекта дорожного хозяйства, а не - ул."Офицерская.
В силу пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137 -ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружения находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.
Положениями статей 16, 54 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 6, 13, 15, 27 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ определены: вопросы местного значения, к которым относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них; полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности; общие требования к использованию автомобильных дорог, согласно которым право использования автомобильных дорог общего пользования имеют физические и юридические лица.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления, и к их полномочиям относится утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
Аналогичная правовая позиция по рассматриваемому вопросу изложена в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 2.10.2014 года по делу N А55-28460/2013, от 13.10.2014 года по делу N А55-2060/2014.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 27 мая 2014 года по делу N А55-3700/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА
Судьи
П.В.БАЖАН
В.В.КУЗНЕЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)