Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 29.07.2014 ПО ДЕЛУ N А63-5162/2013

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июля 2014 г. по делу N А63-5162/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Мещерина А.И. и Мазуровой Н.С., при участии в судебном заседании от ответчика - администрации Труновского муниципального района Ставропольского края (ИНН 2621000430, ОГРН 1042600630775) - Толокневой М.П. (доверенность от 21.07.2014), Алексеевой Е.С. (доверенность от 18.07.2014), в отсутствие представителей истца - общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие им. М. Горького" (ИНН 2635071368, ОГРН 1032600970104), ответчика - индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Балкизова З.Х. (ИНН 070700316156, ОГРНИП 311072409700044), третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие им. М. Горького" Черниговского С.А., извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие им. М. Горького" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 06.12.2013 (судья Жирнова С.Л.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2014 (судьи Егорченко И.Н., Казакова Г.В., Сулейманов З.М.) по делу N А63-5162/2013, установил следующее.
ООО "Сельскохозяйственное предприятие им. М. Горького" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к администрации Труновского муниципального района Ставропольского края (далее - администрация) и индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Балкизову З.Х. (далее - глава КФХ) о признании незаконным бездействия администрации по рассмотрению заявления общества о предоставлении в аренду земельного участка площадью 3 359 970 кв. м с кадастровым номером 26:05:000000:1701; недействительным постановления администрации от 06.11.2012 N 684-п "О предоставлении индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Балкизову Замиру Хакяшевичу в аренду земельного участка категории "земли сельскохозяйственного назначения" для сельскохозяйственного производства" (далее - постановление от 06.11.2012 N 684-п); недействительным договора аренды от 06.11.2012 N 45 земель сельскохозяйственного назначения, заключенного администрацией и главой КФХ; об аннулировании записи о государственной регистрации договора аренды от 06.11.2012 N 45; возложении на администрацию обязанности предоставить в аренду обществу земельный участок сельскохозяйственного назначения общей площадью 3 359 970 кв. м с кадастровым номером 26:05:000000:1701 для сельскохозяйственного производства, местоположение земельного участка: Ставропольский край, Труновский район в границах бывшего колхоза им. М. Горького в 5,7 км по направлению на юго-восток от здания администрации с. Безопасное, ул. Ленина, д. 57 (секция XVII, контур 161, секция XXIII, контуры 1, 9, секция XX, контуры 23, 25, 26 согласно материалам вычисления площадей колхоза им. М. Горького 1989 года), путем заключения договора аренды (с учетом изменения предмета заявленных требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю и конкурсный управляющий ООО "Сельскохозяйственное предприятие им. М. Горького" Черниговский С.А.
Решением от 06.12.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 06.05.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суды указали, что общество не относится к специальным субъектам - крестьянским (фермерским) хозяйствам. Принадлежность спорных земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения предопределяет необходимость учета требований специального законодательства при решении вопроса о предоставлении участков в аренду. Нормы Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ), предусматривающие порядок предоставления земельных участков крестьянским хозяйствам, являются специальными по отношению к общим положениям Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) и Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ). Истец не представил доказательств наличия у него заинтересованности при обращении в суд с требованием о признании договора аренды земельного участка с кадастровым номером 26:05:00000:1701 недействительным, так как во всех заявлениях указывал иной кадастровый номер. Поскольку в отношении спорного земельного участка применен иной порядок признания права муниципальной собственности (в редакции Закона N 101-ФЗ до 29.12.2010) муниципальный район не может быть субъектом правоотношения, урегулированного нормами пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ. Возможность оспаривания зарегистрированного права путем предъявления иска об аннулировании (исключении) записи о государственной регистрации из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним действующим законодательством не предусмотрена.
В кассационной жалобе общество просит состоявшиеся судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы считает, что право собственности Труновского района на земельный участок 26:05:000000:1701, выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, возникло в период действия Закона N 101-ФЗ в редакции до 29.12.2010. Изначальное указание обществом в заявлении номера земельного участка 26:05:0:81 не свидетельствует об отсутствии заинтересованности истца в заявленных требованиях, поскольку администрация не информировала должным образом заинтересованных лиц о номере земельного участка, который был присвоен вновь выделенному участку. Ссылка судов на то, что законодатель предоставил крестьянскому (фермерскому) хозяйству право на получение земельного участка, предназначенного непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности и его расширения, на правах аренды или в собственность в соответствии с порядком, установленным в специальном законе, несостоятельна. Организационно-правовая форма субъекта, занимающегося сельским хозяйством, не может быть решающим фактом в вопросе предоставления земель сельхоззначения при реализации двух заявлений равнозначных субъектов, претендующих на получение таких земель в аренду. Процедура предоставления земельного участка в случае наличия на него притязаний нескольких лиц нормами указанного Закона не урегулирована. Статья 12 Закона N 74-ФЗ не регулирует предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности и именно выделенного в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности. Глава КФХ наделен правом на получение земельного участка на основании специального порядка, закрепленного Законом N 74-ФЗ. Реализация указанного права в силу статьи 27 Земельного кодекса осуществляется не только в порядке, установленном названным Законом, но и Законом N 101-ФЗ, а также главой 14 Земельного кодекса. Остались без проверки и оценки доводы общества о нахождении испрашиваемого им земельного участка в его фактическом владении с 2004 года. Требования об аннулировании (исключении) записи о государственной регистрации права из ЕГРП договора аренды являются применением последствий недействительности договора, поскольку требования заявлены также о признании договора недействительным.
В отзыве на кассационную жалобу администрация просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, считая выводы судов соответствующими фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В судебном заседании представители администрации поддержали доводы, приведенные в отзыве. Иные участвующие в деле лица явку процессуальных представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили, извещены на основании статей 121 и 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное заседание проведено в порядке статьи 156 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве, выслушав процессуальных представителей, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 24.09.2008 в отношении общества проведена проверка в целях соблюдения земельного законодательства, по результатам которой составлен акт, согласно которому общество использует земельный участок общей площадью 426 га с кадастровым номером 26:05:0:0081 с 2004 года (т. 1, л.д. 49-52). Использование данного земельного участка осуществляется с нарушением требований статей 25 и 26 Земельного кодекса, за что предусмотрена административная ответственность (статья 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Названный участок сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 26:05:0:0081 в процессе инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения, проведенной в 2003 году в соответствии с Законом Ставропольского края от 11.10.2002 N 42-КЗ "Об упорядочении отношений по использованию земельных долей на территории Ставропольского края" и постановлением Правительства Ставропольского края от 26.05.2003 N 91-П "О прядке проведения инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения на территории Ставропольского края". В результате данной приватизации выявлены невостребованные земельные доли общей площадью 426 га, собственники которых не распорядились своим правом в течение трех и более лет, из них и образован земельный участок с кадастровым номером 26:05:0:0081 площадью 426 га.
Решением Труновского районного суда Ставропольского края от 20.09.2011 по делу N 2-191/2011 за Труновским муниципальным районом Ставропольского края признано право общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 426 га с кадастровым номером 26:05:0:0081 в размере земельной доли площадью 336 га и физическими лицами в оставшейся части (т. 2, л.д. 40-48).
24 октября 2011 года общество обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 336 га с кадастровым номером 26:05:0:0081.
В письме от 24.11.2011 N 6170 администрация сослалась на проведение мероприятий по выделению земельного участка, указав также, что после завершения процедуры регистрации права собственности будет осуществлено распоряжение земельным участком (т. 1, л.д. 33).
В результате проведения кадастровых работ, выполненных за счет средств бюджета Труновского муниципального района, из участка 26:05:000000:81 выделен участок площадью 336 га, который на основании заявления администрации поставлен на государственный кадастровый учет 17.09.2012 с присвоением кадастрового номера 26:05:000000:1701.
Право собственности Труновского муниципального района на участок 26:05:000000:1701 зарегистрировано 25.10.2012, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 26-АИ N 221234 (т. 2, л.д. 49).
1 июня 2012 года общество обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении в аренду или заключении договора купли-продажи земельного участка площадью 336 га с кадастровым номером 26:05:0:0081, и просило администрацию письменно проинформировать о дате регистрации права собственности на земельный участок и публикации в средствах массовой информации соответствующих сведений.
В письме от 30.07.2012 N 3658 администрация указала, что в настоящее время проводятся работы по оформлению права собственности на земельный участок площадью 336 га с кадастровым номером 26:05:0:0081 и в дальнейшем администрация распорядится им в установленном законом порядке, в связи с этим после уборки урожая 2012 года обществу надлежит прекратить все сельскохозяйственные работы (т. 1, л.д. 37).
13 ноября 2012 года общество обратилось в администрацию с заявлением (исх. N 40), в котором просило письменно проинформировать о дате регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 26:05:0:0081 и дате публикации в средствах массовой информации сведений о возможности приобретения участка на условиях купли-продажи или аренды (т. 1, л.д. 38).
Письмом от 29.11.2012 (исх. N 5718) администрация сообщила, что право собственности на земельный участок с кадастровым номером 26:05:0:0081 зарегистрировано 23.11.2011; в аренду или собственность участок передаваться не будет (т. 1, л.д. 39).
12 декабря 2012 года общество направило в адрес администрации ответ (исх. N 42), в котором выразило просьбу о предоставлении земельного участка без указания кадастрового номера площадью 336 га путем заключения договора купли-продажи (т. 1, л.д. 40, 41).
25 декабря 2012 года администрация в адрес истца направила письмо (исх. N 6195), в котором разъясняла применение норм земельного законодательства (т. 1, л.д. 42).
30 октября 2012 года для расширения производства главой КФХ направлено заявление в администрацию о предоставлении в аренду на 49 лет земельного участка с кадастровым номером 26:05:000000:1701 площадью 335,9 га, категории "земли сельскохозяйственного назначения", расположенного по адресу: Ставропольский край, Труновский район, в границах бывшего колхоза им. М. Горького, в 5,7 км по направлению на юго-восток от здания администрации с. Безопасного, ул. Ленина, д. 57 (секция XVII, контур 161, секция XXIII, контуры 1,9, секция XX, контуры 23, 25, 26 - согласно материалам вычисления площадей колхоза им. М. Горького 1989 года) (т. 2, л.д. 50, 51).
На основании поступившего заявления администрация издала постановление от 06.11.2012 N 684-п (т. 2, л.д. 59).
6 ноября 2012 года администрация (арендодатель) и глава КФХ (арендатор) заключили договор аренды N 45, зарегистрированный в ЕГРП 13.12.2011 (т. 2, л.д. 52-57).
Полагая, что бездействие администрации по рассмотрению заявления по предоставлению земельного участка нарушило права и законные интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 198 Кодекса граждане и организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для удовлетворения таких требований необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие таких действий (бездействия), решений закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) заявителя в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (статьи 200 и 201 Кодекса).
Пунктом 1 статьи 81 Земельного кодекса установлено, что гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с данным Кодексом, а также Законом N 74-ФЗ, статья 12 которого регламентирует порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности.
В силу указанной нормы граждане, заинтересованные в предоставлении им участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания (расширения) фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. В заявлении должны быть указаны: цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые участки (собственность или аренда); условия предоставления земельных участков (за плату или бесплатно); срок аренды участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков; их предполагаемое местоположение. Решение о предоставлении земельного участка в аренду заявителю принимается уполномоченным органом в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого участка. Копия такого решения (с приложением кадастрового паспорта участка) направляется заявителю. Договор аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия решения о предоставлении участка в аренду.
Статья 12 Закона N 74-ФЗ устанавливает особый порядок предоставления участка сельскохозяйственного назначения для таких субъектов как крестьянские (фермерские) хозяйства. В настоящем деле лишь один из претендентов является крестьянским (фермерским) хозяйством, а следовательно имеет право на получение спорного земельного участка для осуществления сельскохозяйственного производства в соответствии с видами экономической деятельности КФХ.
Исследовав фактические обстоятельства дела, суды пришли к выводу о том, что предоставление Балкизову З.Х. как главе крестьянского (фермерского) хозяйства спорного земельного участка и последующее заключение с ним договора аренды произведено в соответствии с порядком, закрепленным статьей 12 Закона N 74-ФЗ, предусматривающей специальную процедуру предоставления земельного участка крестьянским (фермерским) хозяйствам.
При разрешении спора судом первой инстанции установлено, что заявление главы КФХ Балкизова З.Х. от 30.10.2012 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 26:05:000000:1701 в аренду оформлено с учетом требований статьи 12 Закона N 74-ФЗ (в нем выражено намерение приобрести земельный участок в аренду для целей сельскохозяйственного производства для расширения деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства и обоснование необходимости в испрашиваемом участке (указанной в нем площади), подтвержденное содержанием приобщенных к нему документов). Доказательств того, что заявления иных граждан (претендентов), поступившие в администрацию с 30.10.2012 по 06.11.2012, соответствовали требованиям статьи 12 Закона N 74-ФЗ, материалы дела не содержат. Суды обосновано указали, что общество не относится к специальным субъектам - крестьянским (фермерским) хозяйствам.
Федеральным законом от 29.12.2010 N 435-ФЗ, вступившим в силу с 31.12.2010, статья 10 Закона N 101-ФЗ дополнена пунктом 5.1, императивно установившим специальное основание, порядок и условия приобретения в собственность или в аренду без проведения торгов земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и выделенных в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, использующими такие земельные участки сельскохозяйственными организациями или крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.
Применение пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ предполагает правомерное использование земельного участка, что в данном случае обществом не доказано (статья 65 Кодекса).
Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными статьей 12 Гражданского кодекса, либо иными способами, предусмотренными законом. Основанием для внесения записи в ЕГРП послужило заключение договора аренды земли на основании постановления администрации. В то же время возможность оспаривания зарегистрированного права путем предъявления иска об аннулировании (исключении) записи о государственной регистрации права из ЕГРП действующим законодательством не предусмотрена.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с судебной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств не является основанием для отмены принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и не опровергают их выводы, а выражают несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемых судебных актах выводов. В силу статьи 286 Кодекса переоценка доказательств не входит в компетенцию кассационной инстанции.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает, что выводы суда первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 06.12.2013 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2014 по делу N А63-5162/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
И.В.СИДОРОВА
Судьи
А.И.МЕЩЕРИН
Н.С.МАЗУРОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)