Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 мая 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ермолаевой Л.П.,
судей Богдановской Г.Н., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Валдер О.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления по земельным ресурсам администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.03.2015 по делу N А07-16606/2014 (судья Кручинина Н.Е.).
Индивидуальный предприниматель Нурисламов Дмитрий Илдарович, ОГРНИП 309028021500261 (далее - Нурисламов Д.И., предприниматель, заявитель), обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ИНН 0276097173, ОГРН 1050204343474 (далее - Администрация), Управлению по земельным ресурсам администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ИНН 0276130085, ОГРН 1100280045546 (далее - УЗР г. Уфы, Управление по земельным ресурсам), в котором потребовал:
- - признать незаконным отказ в предоставлении земельного участка для размещения питомника, изложенный в письме Управления по земельным ресурсам от 06.08.2014 N 16772;
- - возложить на УЗР г. Уфы обязанность в течение 14 дней с момента вступления решения суда в законную силу принять положительное решение о предстоящем предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:55:040619:378 на праве аренды сроком на 49 лет для размещения питомника и опубликовать соответствующее информационное сообщение в газете "Вечерняя Уфа" и на официальном сайте Администрации в сети Интернет;
- - взыскать в его пользу 30 000 рублей в возмещение судебных расходов на оплату услуг представителя (требования изложены с учетом их уточнения заявителем в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - л.д. 4-7, 47-51, 78-83).
Заявление принято к производству арбитражного суда первой инстанции определением от 15.08.2014, делу присвоен номер А07-16606/2014 (л.д. 1-3).
Определением суда первой инстанции от 09.12.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное управление архитектуры и градостроительства администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ИНН 0277073256, ОГРН 1050204522390 (далее - Управление архитектуры, третье лицо) (л.д. 73-75).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.03.2015 (резолютивная часть объявлена 05.03.2015) требование Нурисламова Д.И. о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду, изложенного в письме от 06.08.2014 N 16772, удовлетворено. Вместе с тем, суд избрал отличающийся от испрашиваемого заявителем способ восстановления нарушенного права, а именно: возложил на Администрацию в лице Управления по земельным ресурсам обязанность в срок, не превышающий 14 дней со дня вступления решения суда в законную силу, опубликовать в официальном печатном издании - газете "Вечерняя Уфа" и на официальном сайте Администрации в сети Интернет информационное сообщение о предстоящем предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:55:040619:378 в аренду сроком на 49 лет для размещения питомника. Кроме того, суд взыскал с Администрации в пользу предпринимателя 30 000 рублей в возмещение судебных расходов на оплату услуг представителя (л.д. 110-124).
В апелляционной жалобе Управление по земельным ресурсам просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы полагает, что суд первой инстанции неправомерно отнес спорный земельный участок к рекреационной зоне "Р-1". Настаивает на том, что согласно Правилам землепользования и застройки г. Уфа, утвержденным решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 22.08.2008 N 7/4, земельный участок с кадастровым номером 02:55:040619:378 расположен в жилой зоне "Ж-1". Размещение питомника является не основным, а вспомогательным видом разрешенного использования земель, расположенных в жилой зоне "Ж-1". В силу этого, как полагает податель жалобы, спорный участок не может быть предоставлен заявителю для целей размещения питомника, и отказ в предоставлении земельного участка в аренду является законным и обоснованным (л.д. 127-129).
Лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, явку своих представителей не обеспечили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены Восемнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов настоящего дела следует, что 20.11.2013 в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 02:55:040619:378. Общая площадь земельного участка 1100 +/- 12 кв. метра. Категория земель "земли населенных пунктов". Вид разрешенного использования - отсутствует (прочерк). Местонахождение земельного участка установлено относительно ориентира, расположенного в границах этого участка. Почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, г. Уфа, Октябрьский район, с. Нагаево, ул. Озерная (л.д. 12-14, 84-86).
Согласно листу N 2 кадастрового паспорта от 21.11.2013 N 02/13/1-926363 данный земельный участок входит в территориальную зону "РБ, г. Уфа. Зона рекреационного назначения, реестровый номер 02:55:01:000 319 799, индекс Р-1", 02.55.1.383. Сведения об указанной территориальной зоне внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 22.08.2008 N 7/4 "О правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан" (л.д. 13, 85).
07 июля 2014 года Нурисламов Д.И. обратился в Администрацию с заявлением (письмо от 30.06.2014 N 55) о предоставлении земельного участка в аренду. Ссылаясь на статью 34 Земельного кодекса Российской Федерации, предприниматель просил предоставить ему в аренду сроком на 49 лет для размещения питомника (без права строительства капитальных объектов) земельный участок с кадастровым номером 02:55:040619:378 (л.д. 11).
В письме от 06.08.2014 N 16772 Управление по земельным ресурсам от лица Администрации сообщило заявителю следующее. В соответствии с проектом планировки жилого района Зинино-Нагаево (корректировка), утвержденным постановлением главы Администрации от 16.12.2008 N 7444, на земельном участке с кадастровым номером 02:55:040619:378 размещение питомника не предусмотрено. В силу этого предоставление испрашиваемого участка для размещения питомника не представляется возможным (л.д. 34, 52).
Полагая, что отказ в предоставлении земельного участка в аренду является незаконным, Нурисламов Д.И. обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что спорный земельный участок расположен в территориальной зоне "Р-1", рекреационная зона, одним из основных видов разрешенного использования земель в которой является размещение питомников.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 198 АПК РФ).
Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (статьи 197 - 200 АПК РФ, пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Нурисламов Д.И. обратился в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством капитальных объектов.
Дата обращения заявителя - 07.07.2014.
Законность отказа Управления по земельным ресурсам в предоставлении земельного участка в аренду подлежит проверке на предмет соответствия нормам законодательства Российской Федерации, действовавшего на указанную дату.
Основное нормативное регулирование порядка предоставления заинтересованным лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, было предусмотрено в статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс).
Так, граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего кодекса (пункт 2). В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3 статьи 34 Земельного кодекса, в редакции, действовавшей 07.07.2014).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (пункт 5 статьи 34 Земельного кодекса).
При этом до разрешения вопроса о предоставлении земельного участка конкретному лицу орган власти обязан в соответствии с утвержденным правовым актом, устанавливающим процедуры и критерии предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, обеспечить подготовку информации о предстоящем предоставлении земельного участка, а также заблаговременную публикацию такой информации (абзацы 2, 4 пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса). Данные правила направлены на обеспечение справедливого баланса между интересами всех лиц, желающих приобрести в собственность или аренду земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25.11.2010 N 1549-О-О).
Из текста заявления Нурисламова Д.И., поступившего в Администрацию, следует, что предпринимателем соблюдены требования пунктов 2, 3 статьи 34 Земельного кодекса. При обращении в орган местного самоуправления заявителем указаны кадастровый номер земельного участка (02:55:040619:378), испрашиваемое право (аренда) и цель использования земельного участка (для размещения питомника).
Следовательно, у Администрации (Управления по земельным ресурсам) возникла обязанность совершить действия, предусмотренные статьей 34 Земельного кодекса, то есть либо подготовить и опубликовать информацию о предстоящем предоставлении земельного участка в аренду, либо отказать в предоставлении испрашиваемого участка путем направления в адрес заявителя мотивированного письменного сообщения.
Земельное законодательство Российской Федерации и статья 34 Земельного кодекса, в частности, не предусматривают право органа местного самоуправления отказать в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, без указания мотивов принятого решения.
Предоставление земельных участков должно сопровождаться соблюдением принципов справедливости, открытости и прозрачности соответствующих публичных процедур (пункт 1 статьи 34 Земельного кодекса).
В соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 23.11.2011 N 43/7 утверждено Положение о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, согласно приложению (далее - Положение). Данное Положение устанавливает процедуру предоставления земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности городского округа город Уфа Республики Башкортостан, а также земельных участков, право распоряжения которыми в соответствии с действующим законодательством принадлежит органам местного самоуправления городского округа город Уфа Республики Башкортостан, для целей, не связанных со строительством, в том числе, порядок рассмотрения заявлений и принятия соответствующих решений (пункт 1.1 Положения).
Предоставление земельного участка для целей, не связанных со строительством, осуществляется на основании заявления физического лица или юридического лица (индивидуального предпринимателя), заинтересованного в предоставлении земельного участка (пункт 2.1 Положения).
Заявление с приложением документов предоставляется в Администрацию для регистрации и, после наложения резолюции главой Администрации (либо уполномоченным заместителем главы Администрации), в трехдневный срок, копии заявления и приложенных документов направляются для рассмотрения в Управление по земельным ресурсам (пункт 2.3 Положения).
Управление по земельным ресурсам (либо специализированная организация, действующая на основании соответствующего соглашения) в пятидневный срок осуществляет публикацию информационного сообщения о предстоящем предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, в газете "Вечерняя Уфа" и на официальном сайте Администрации в сети Интернет. Информация должна содержать сведения о праве, на котором предполагается предоставление земельного участка, месторасположении земельного участка, его площади, виде разрешенного использования, сроке договора аренды (пункт 2.4 Положения).
В рассматриваемой ситуации орган местного самоуправления не совершил действий, предусмотренных пунктом 2.4 Положения, несмотря на исполнение предпринимателем требований, содержащихся в пунктах 2.1 - 2.3 названного Положения.
В письме от 06.08.2014 N 16772 Управление по земельным ресурсам сообщило, что земельный участок с кадастровым номером 02:55:040619:378 не может быть предоставлен Нурисламову Д.И. для целей размещения питомника, поскольку это противоречит проекту планировки жилого района "Зинино-Нагаево".
При рассмотрении дела по существу УЗР г. Уфы указало, что спорный участок находится в жилой территориальной зоне "Ж-1", что, в свою очередь, препятствует предоставлению недвижимого имущества в аренду для размещения питомника, так как такой вид использования является не основным, а вспомогательным. В обоснование и подтверждение своей позиции Управление по земельным ресурсам сослалось на письмо Управления архитектуры от 25.11.2014 N 7-12355/ПР (л.д. 66). Иных документов заинтересованные лица (ответчики) не представили.
Земельный участок с кадастровым номером 02:55:040619:378 отнесен к категории земель населенных пунктов, расположен в границах городского округа города Уфа (л.д. 12-14, 84-86).
В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам (пункт 1 ст. 85 Земельного кодекса).
Градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс)).
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений (пункт 2 статьи 85 Земельного кодекса).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса).
В соответствии со статьями 31, 32 Градостроительного кодекса Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 22.08.2008 N 7/4 утверждены Правила землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Правила землепользования и застройки г. Уфа).
На карте градостроительного зонирования в пределах черты городского округа, среди прочего, установлены следующие виды территориальных зон: "Ж-1 - Ж-3" - жилые зоны, "Р-1 - Р-2" - зоны рекреационного назначения. Зона "Ж-1" предназначена для: усадебной застройки индивидуальными жилыми домами с приусадебными земельными участками от 1500 до 2500 кв. м и ведения крестьянского и личного подсобного хозяйства с участками от 2000 до 4000 кв. м, не требующими организации санитарно-защитных зон; коттеджной застройки отдельно стоящими жилыми домами коттеджного типа на одну семью в 1-3 этажа с придомовыми участками от 600 до 1500 кв. м; для блокированной секционной застройки блокированными жилыми домами с блок-квартирами на одну семью до 3-х этажей с придомовыми участками до 400 кв. метров. В свою очередь, зона "Р-1" - это зона городских парков, лесопарков, скверов, бульваров для зеленых насаждений общего пользования и объектов активного отдыха. Данная зона предназначена для организации парков, лесопарков, скверов, бульваров, используемых в целях кратковременного отдыха, проведения досуга населения (пункт 3 статьи 41, подпункт 1 пункта 1 статьи 43.1, подпункт 1 пункта 1 статьи 43.4 Правил землепользования и застройки г. Уфа).
Размещение питомников является одним из основных видов разрешенного использования для земель территориальной зоны "Р-1" и одним из вспомогательных видов разрешенного использования для земель зоны "Ж-1" (статья 44 Правил землепользования и застройки г. Уфа).
Вопреки требованиям ст. 65, 200 АПК РФ Администрация, Управление по земельным ресурсам не представили относимых и допустимых доказательств, подтверждающих нахождение земельного участка с кадастровым номером 02:55:040619:378 в границах жилой территориальной зоны "Ж-1".
Письмо Управления архитектуры от 25.11.2014 N 7-12355/ПР (л.д. 66) не может быть принято в качестве допустимого доказательства, подтверждающего размещение земельного участка в границах определенной территориальной зоны, поскольку данный документ не является первоисточником, более того, подготовлен заинтересованным в исходе дела лицом (Управление архитектуры является структурным подразделением Администрации г. Уфа).
Градостроительный регламент, карты, схемы, являющиеся частью Правил землепользования и застройки г. Уфа (выписки из данных документов), позволяющие объективно определить территориальную зону, в которой расположен спорный земельный участок, заинтересованными лицами (ответчиками) не представлены. В силу части 2 статьи 9 АПК РФ Администрация и УЗР г. Уфы самостоятельно несут риск наступления неблагоприятных правовых последствий в результате не совершения ими процессуальных действий, в частности не представления доказательств в подтверждение законности принятого ими решения.
Напротив, согласно сведениям государственного кадастра недвижимости (лист N 2 кадастрового паспорта от 21.11.2013 N 02/13/1-926363; публичная кадастровая карта "http://maps.rosreestr.ru/PortalOnline/") земельный участок с кадастровым номером 02:55:040619:378 входит в территориальную зону "РБ, г. Уфа. Зона рекреационного назначения, реестровый номер 02:55:01:000 319 799, индекс Р-1", 02.55.1.383 (л.д. 13, 85, 101).
Арбитражный суд при разбирательстве дела обязан непосредственно исследовать все доказательства по делу (часть 1). Доказательства, которые не были предметом исследования в судебном заседании, не могут быть положены арбитражным судом в основу принимаемого судебного акта (часть 2 статьи 10 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доказательств отнесения земельного участка с кадастровым номером 02:55:040619:378 к изъятым либо ограниченным в обороте землям, зарезервированным в интересах государства либо муниципального образования, к земельным участкам, переданным либо подлежащим передаче иному субъекту права в рамках предусмотренных земельным законодательством Российской Федерации процедур, к земельным участкам, в отношении которых принято решение о развитии территорий либо о том, что предоставление таких участков осуществляется исключительно на торгах, до даты поступления заявления Нурисламова Д.И. в орган местного самоуправления в дело не представлено. Заинтересованные лица (ответчики) на наличие таких обстоятельств не ссылаются.
Таким образом, арбитражным судом первой инстанции сделан правомерный вывод о незаконности решения органа местного самоуправления, изложенного в письме УЗР г. Уфы от 06.08.2014 N 16772.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
В резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться, среди прочего, указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части (пункт 3 части 4 статьи 201 АПК РФ).
Исходя из предмета заявленных требований, существа допущенного заинтересованным лицом нарушения в порядке восстановления прав заявителя арбитражный суд первой инстанции правомерно возложил на Администрацию, УЗР г. Уфы обязанность в срок, не превышающий 14 дней со дня вступления решения суда в законную силу, опубликовать в официальном печатном издании - газете "Вечерняя Уфа" и на официальном сайте Администрации в сети Интернет информационное сообщение о предстоящем предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:55:040619:378 в аренду сроком на 49 лет для размещения питомника.
Поскольку в силу пункта 3 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" утверждение схемы расположения земельного участка до 01.03.2015 предполагает необходимость соблюдения процедуры, предусмотренной статьей 34 Земельного кодекса в редакции, действовавшей до 01.03.2015, и в рассматриваемой ситуации земельный участок уже сформирован, поставлен на государственный кадастровый учет, суд первой инстанции правомерно исходил из необходимости завершения процедуры предоставления земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предусмотренной нормой статьи 34 Земельного кодекса в редакции, действовавшей до 01.03.2015.
С учетом изложенного выше решение по настоящему делу отмене (изменению) не подлежит. В свою очередь, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Процессуальных нарушений, предусмотренных частями 3, 4 статьи 270 АПК РФ, арбитражным судом первой инстанции не допущено.
На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на УЗР г. Уфы. Вместе с тем, согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление по земельным ресурсам, как орган местного самоуправления, освобождено от оплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.03.2015 по делу N А07-16606/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления по земельным ресурсам администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Л.П.ЕРМОЛАЕВА
Судьи
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
Л.А.СУСПИЦИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.05.2015 N 18АП-4872/2015 ПО ДЕЛУ N А07-16606/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 мая 2015 г. N 18АП-4872/2015
Дело N А07-16606/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 мая 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ермолаевой Л.П.,
судей Богдановской Г.Н., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Валдер О.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления по земельным ресурсам администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.03.2015 по делу N А07-16606/2014 (судья Кручинина Н.Е.).
Индивидуальный предприниматель Нурисламов Дмитрий Илдарович, ОГРНИП 309028021500261 (далее - Нурисламов Д.И., предприниматель, заявитель), обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ИНН 0276097173, ОГРН 1050204343474 (далее - Администрация), Управлению по земельным ресурсам администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ИНН 0276130085, ОГРН 1100280045546 (далее - УЗР г. Уфы, Управление по земельным ресурсам), в котором потребовал:
- - признать незаконным отказ в предоставлении земельного участка для размещения питомника, изложенный в письме Управления по земельным ресурсам от 06.08.2014 N 16772;
- - возложить на УЗР г. Уфы обязанность в течение 14 дней с момента вступления решения суда в законную силу принять положительное решение о предстоящем предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:55:040619:378 на праве аренды сроком на 49 лет для размещения питомника и опубликовать соответствующее информационное сообщение в газете "Вечерняя Уфа" и на официальном сайте Администрации в сети Интернет;
- - взыскать в его пользу 30 000 рублей в возмещение судебных расходов на оплату услуг представителя (требования изложены с учетом их уточнения заявителем в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - л.д. 4-7, 47-51, 78-83).
Заявление принято к производству арбитражного суда первой инстанции определением от 15.08.2014, делу присвоен номер А07-16606/2014 (л.д. 1-3).
Определением суда первой инстанции от 09.12.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное управление архитектуры и градостроительства администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ИНН 0277073256, ОГРН 1050204522390 (далее - Управление архитектуры, третье лицо) (л.д. 73-75).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.03.2015 (резолютивная часть объявлена 05.03.2015) требование Нурисламова Д.И. о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду, изложенного в письме от 06.08.2014 N 16772, удовлетворено. Вместе с тем, суд избрал отличающийся от испрашиваемого заявителем способ восстановления нарушенного права, а именно: возложил на Администрацию в лице Управления по земельным ресурсам обязанность в срок, не превышающий 14 дней со дня вступления решения суда в законную силу, опубликовать в официальном печатном издании - газете "Вечерняя Уфа" и на официальном сайте Администрации в сети Интернет информационное сообщение о предстоящем предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:55:040619:378 в аренду сроком на 49 лет для размещения питомника. Кроме того, суд взыскал с Администрации в пользу предпринимателя 30 000 рублей в возмещение судебных расходов на оплату услуг представителя (л.д. 110-124).
В апелляционной жалобе Управление по земельным ресурсам просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы полагает, что суд первой инстанции неправомерно отнес спорный земельный участок к рекреационной зоне "Р-1". Настаивает на том, что согласно Правилам землепользования и застройки г. Уфа, утвержденным решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 22.08.2008 N 7/4, земельный участок с кадастровым номером 02:55:040619:378 расположен в жилой зоне "Ж-1". Размещение питомника является не основным, а вспомогательным видом разрешенного использования земель, расположенных в жилой зоне "Ж-1". В силу этого, как полагает податель жалобы, спорный участок не может быть предоставлен заявителю для целей размещения питомника, и отказ в предоставлении земельного участка в аренду является законным и обоснованным (л.д. 127-129).
Лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, явку своих представителей не обеспечили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены Восемнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов настоящего дела следует, что 20.11.2013 в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 02:55:040619:378. Общая площадь земельного участка 1100 +/- 12 кв. метра. Категория земель "земли населенных пунктов". Вид разрешенного использования - отсутствует (прочерк). Местонахождение земельного участка установлено относительно ориентира, расположенного в границах этого участка. Почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, г. Уфа, Октябрьский район, с. Нагаево, ул. Озерная (л.д. 12-14, 84-86).
Согласно листу N 2 кадастрового паспорта от 21.11.2013 N 02/13/1-926363 данный земельный участок входит в территориальную зону "РБ, г. Уфа. Зона рекреационного назначения, реестровый номер 02:55:01:000 319 799, индекс Р-1", 02.55.1.383. Сведения об указанной территориальной зоне внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 22.08.2008 N 7/4 "О правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан" (л.д. 13, 85).
07 июля 2014 года Нурисламов Д.И. обратился в Администрацию с заявлением (письмо от 30.06.2014 N 55) о предоставлении земельного участка в аренду. Ссылаясь на статью 34 Земельного кодекса Российской Федерации, предприниматель просил предоставить ему в аренду сроком на 49 лет для размещения питомника (без права строительства капитальных объектов) земельный участок с кадастровым номером 02:55:040619:378 (л.д. 11).
В письме от 06.08.2014 N 16772 Управление по земельным ресурсам от лица Администрации сообщило заявителю следующее. В соответствии с проектом планировки жилого района Зинино-Нагаево (корректировка), утвержденным постановлением главы Администрации от 16.12.2008 N 7444, на земельном участке с кадастровым номером 02:55:040619:378 размещение питомника не предусмотрено. В силу этого предоставление испрашиваемого участка для размещения питомника не представляется возможным (л.д. 34, 52).
Полагая, что отказ в предоставлении земельного участка в аренду является незаконным, Нурисламов Д.И. обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что спорный земельный участок расположен в территориальной зоне "Р-1", рекреационная зона, одним из основных видов разрешенного использования земель в которой является размещение питомников.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 198 АПК РФ).
Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (статьи 197 - 200 АПК РФ, пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Нурисламов Д.И. обратился в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством капитальных объектов.
Дата обращения заявителя - 07.07.2014.
Законность отказа Управления по земельным ресурсам в предоставлении земельного участка в аренду подлежит проверке на предмет соответствия нормам законодательства Российской Федерации, действовавшего на указанную дату.
Основное нормативное регулирование порядка предоставления заинтересованным лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, было предусмотрено в статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс).
Так, граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего кодекса (пункт 2). В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3 статьи 34 Земельного кодекса, в редакции, действовавшей 07.07.2014).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (пункт 5 статьи 34 Земельного кодекса).
При этом до разрешения вопроса о предоставлении земельного участка конкретному лицу орган власти обязан в соответствии с утвержденным правовым актом, устанавливающим процедуры и критерии предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, обеспечить подготовку информации о предстоящем предоставлении земельного участка, а также заблаговременную публикацию такой информации (абзацы 2, 4 пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса). Данные правила направлены на обеспечение справедливого баланса между интересами всех лиц, желающих приобрести в собственность или аренду земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25.11.2010 N 1549-О-О).
Из текста заявления Нурисламова Д.И., поступившего в Администрацию, следует, что предпринимателем соблюдены требования пунктов 2, 3 статьи 34 Земельного кодекса. При обращении в орган местного самоуправления заявителем указаны кадастровый номер земельного участка (02:55:040619:378), испрашиваемое право (аренда) и цель использования земельного участка (для размещения питомника).
Следовательно, у Администрации (Управления по земельным ресурсам) возникла обязанность совершить действия, предусмотренные статьей 34 Земельного кодекса, то есть либо подготовить и опубликовать информацию о предстоящем предоставлении земельного участка в аренду, либо отказать в предоставлении испрашиваемого участка путем направления в адрес заявителя мотивированного письменного сообщения.
Земельное законодательство Российской Федерации и статья 34 Земельного кодекса, в частности, не предусматривают право органа местного самоуправления отказать в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, без указания мотивов принятого решения.
Предоставление земельных участков должно сопровождаться соблюдением принципов справедливости, открытости и прозрачности соответствующих публичных процедур (пункт 1 статьи 34 Земельного кодекса).
В соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 23.11.2011 N 43/7 утверждено Положение о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, согласно приложению (далее - Положение). Данное Положение устанавливает процедуру предоставления земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности городского округа город Уфа Республики Башкортостан, а также земельных участков, право распоряжения которыми в соответствии с действующим законодательством принадлежит органам местного самоуправления городского округа город Уфа Республики Башкортостан, для целей, не связанных со строительством, в том числе, порядок рассмотрения заявлений и принятия соответствующих решений (пункт 1.1 Положения).
Предоставление земельного участка для целей, не связанных со строительством, осуществляется на основании заявления физического лица или юридического лица (индивидуального предпринимателя), заинтересованного в предоставлении земельного участка (пункт 2.1 Положения).
Заявление с приложением документов предоставляется в Администрацию для регистрации и, после наложения резолюции главой Администрации (либо уполномоченным заместителем главы Администрации), в трехдневный срок, копии заявления и приложенных документов направляются для рассмотрения в Управление по земельным ресурсам (пункт 2.3 Положения).
Управление по земельным ресурсам (либо специализированная организация, действующая на основании соответствующего соглашения) в пятидневный срок осуществляет публикацию информационного сообщения о предстоящем предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, в газете "Вечерняя Уфа" и на официальном сайте Администрации в сети Интернет. Информация должна содержать сведения о праве, на котором предполагается предоставление земельного участка, месторасположении земельного участка, его площади, виде разрешенного использования, сроке договора аренды (пункт 2.4 Положения).
В рассматриваемой ситуации орган местного самоуправления не совершил действий, предусмотренных пунктом 2.4 Положения, несмотря на исполнение предпринимателем требований, содержащихся в пунктах 2.1 - 2.3 названного Положения.
В письме от 06.08.2014 N 16772 Управление по земельным ресурсам сообщило, что земельный участок с кадастровым номером 02:55:040619:378 не может быть предоставлен Нурисламову Д.И. для целей размещения питомника, поскольку это противоречит проекту планировки жилого района "Зинино-Нагаево".
При рассмотрении дела по существу УЗР г. Уфы указало, что спорный участок находится в жилой территориальной зоне "Ж-1", что, в свою очередь, препятствует предоставлению недвижимого имущества в аренду для размещения питомника, так как такой вид использования является не основным, а вспомогательным. В обоснование и подтверждение своей позиции Управление по земельным ресурсам сослалось на письмо Управления архитектуры от 25.11.2014 N 7-12355/ПР (л.д. 66). Иных документов заинтересованные лица (ответчики) не представили.
Земельный участок с кадастровым номером 02:55:040619:378 отнесен к категории земель населенных пунктов, расположен в границах городского округа города Уфа (л.д. 12-14, 84-86).
В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам (пункт 1 ст. 85 Земельного кодекса).
Градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс)).
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений (пункт 2 статьи 85 Земельного кодекса).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса).
В соответствии со статьями 31, 32 Градостроительного кодекса Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 22.08.2008 N 7/4 утверждены Правила землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Правила землепользования и застройки г. Уфа).
На карте градостроительного зонирования в пределах черты городского округа, среди прочего, установлены следующие виды территориальных зон: "Ж-1 - Ж-3" - жилые зоны, "Р-1 - Р-2" - зоны рекреационного назначения. Зона "Ж-1" предназначена для: усадебной застройки индивидуальными жилыми домами с приусадебными земельными участками от 1500 до 2500 кв. м и ведения крестьянского и личного подсобного хозяйства с участками от 2000 до 4000 кв. м, не требующими организации санитарно-защитных зон; коттеджной застройки отдельно стоящими жилыми домами коттеджного типа на одну семью в 1-3 этажа с придомовыми участками от 600 до 1500 кв. м; для блокированной секционной застройки блокированными жилыми домами с блок-квартирами на одну семью до 3-х этажей с придомовыми участками до 400 кв. метров. В свою очередь, зона "Р-1" - это зона городских парков, лесопарков, скверов, бульваров для зеленых насаждений общего пользования и объектов активного отдыха. Данная зона предназначена для организации парков, лесопарков, скверов, бульваров, используемых в целях кратковременного отдыха, проведения досуга населения (пункт 3 статьи 41, подпункт 1 пункта 1 статьи 43.1, подпункт 1 пункта 1 статьи 43.4 Правил землепользования и застройки г. Уфа).
Размещение питомников является одним из основных видов разрешенного использования для земель территориальной зоны "Р-1" и одним из вспомогательных видов разрешенного использования для земель зоны "Ж-1" (статья 44 Правил землепользования и застройки г. Уфа).
Вопреки требованиям ст. 65, 200 АПК РФ Администрация, Управление по земельным ресурсам не представили относимых и допустимых доказательств, подтверждающих нахождение земельного участка с кадастровым номером 02:55:040619:378 в границах жилой территориальной зоны "Ж-1".
Письмо Управления архитектуры от 25.11.2014 N 7-12355/ПР (л.д. 66) не может быть принято в качестве допустимого доказательства, подтверждающего размещение земельного участка в границах определенной территориальной зоны, поскольку данный документ не является первоисточником, более того, подготовлен заинтересованным в исходе дела лицом (Управление архитектуры является структурным подразделением Администрации г. Уфа).
Градостроительный регламент, карты, схемы, являющиеся частью Правил землепользования и застройки г. Уфа (выписки из данных документов), позволяющие объективно определить территориальную зону, в которой расположен спорный земельный участок, заинтересованными лицами (ответчиками) не представлены. В силу части 2 статьи 9 АПК РФ Администрация и УЗР г. Уфы самостоятельно несут риск наступления неблагоприятных правовых последствий в результате не совершения ими процессуальных действий, в частности не представления доказательств в подтверждение законности принятого ими решения.
Напротив, согласно сведениям государственного кадастра недвижимости (лист N 2 кадастрового паспорта от 21.11.2013 N 02/13/1-926363; публичная кадастровая карта "http://maps.rosreestr.ru/PortalOnline/") земельный участок с кадастровым номером 02:55:040619:378 входит в территориальную зону "РБ, г. Уфа. Зона рекреационного назначения, реестровый номер 02:55:01:000 319 799, индекс Р-1", 02.55.1.383 (л.д. 13, 85, 101).
Арбитражный суд при разбирательстве дела обязан непосредственно исследовать все доказательства по делу (часть 1). Доказательства, которые не были предметом исследования в судебном заседании, не могут быть положены арбитражным судом в основу принимаемого судебного акта (часть 2 статьи 10 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доказательств отнесения земельного участка с кадастровым номером 02:55:040619:378 к изъятым либо ограниченным в обороте землям, зарезервированным в интересах государства либо муниципального образования, к земельным участкам, переданным либо подлежащим передаче иному субъекту права в рамках предусмотренных земельным законодательством Российской Федерации процедур, к земельным участкам, в отношении которых принято решение о развитии территорий либо о том, что предоставление таких участков осуществляется исключительно на торгах, до даты поступления заявления Нурисламова Д.И. в орган местного самоуправления в дело не представлено. Заинтересованные лица (ответчики) на наличие таких обстоятельств не ссылаются.
Таким образом, арбитражным судом первой инстанции сделан правомерный вывод о незаконности решения органа местного самоуправления, изложенного в письме УЗР г. Уфы от 06.08.2014 N 16772.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
В резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться, среди прочего, указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части (пункт 3 части 4 статьи 201 АПК РФ).
Исходя из предмета заявленных требований, существа допущенного заинтересованным лицом нарушения в порядке восстановления прав заявителя арбитражный суд первой инстанции правомерно возложил на Администрацию, УЗР г. Уфы обязанность в срок, не превышающий 14 дней со дня вступления решения суда в законную силу, опубликовать в официальном печатном издании - газете "Вечерняя Уфа" и на официальном сайте Администрации в сети Интернет информационное сообщение о предстоящем предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:55:040619:378 в аренду сроком на 49 лет для размещения питомника.
Поскольку в силу пункта 3 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" утверждение схемы расположения земельного участка до 01.03.2015 предполагает необходимость соблюдения процедуры, предусмотренной статьей 34 Земельного кодекса в редакции, действовавшей до 01.03.2015, и в рассматриваемой ситуации земельный участок уже сформирован, поставлен на государственный кадастровый учет, суд первой инстанции правомерно исходил из необходимости завершения процедуры предоставления земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предусмотренной нормой статьи 34 Земельного кодекса в редакции, действовавшей до 01.03.2015.
С учетом изложенного выше решение по настоящему делу отмене (изменению) не подлежит. В свою очередь, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Процессуальных нарушений, предусмотренных частями 3, 4 статьи 270 АПК РФ, арбитражным судом первой инстанции не допущено.
На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на УЗР г. Уфы. Вместе с тем, согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление по земельным ресурсам, как орган местного самоуправления, освобождено от оплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.03.2015 по делу N А07-16606/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления по земельным ресурсам администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Л.П.ЕРМОЛАЕВА
Судьи
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
Л.А.СУСПИЦИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)