Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 02 июня 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 июня 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей О.Ю. Еремеевой, Е.Н. Номоконовой
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Амрахова Газанфара Иса оглы
апелляционное производство N 05АП-6455/2014
на решение от 28.03.2014
судьи В.Н. Джавашвили
по делу N А59-5740/2013 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению индивидуального предпринимателя Амрахова Газанфара Иса оглы (ИНН 650105537954, ОГРН 305650107400040, дата государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя 15.03.2005)
к Департаменту архитектуры, градостроительства и землепользования г. Южно-Сахалинска (ИНН 6501053780, ОГРН 1026500544510, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 13.12.2002)
- о признании незаконным действий, выраженных в отказе предоставления в аренду земельного участка с кадастровым номером 65:01:0702004:201, возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем принятии решения о возможности предоставления такого участка, возобновлении рассмотрения ранее поданного заявления;
- при участии:
- стороны не явились;
- установил:
Заявитель обратился в суд с заявлением о признании незаконным действий Департамента архитектуры, градостроительства и землепользования города Южно - Сахалинска (далее - ДАГИЗ, Департамент), выраженных в отказе предоставления в аренду земельного участка с кадастровым номером 65:01:0702004:201, площадью 8 кв. м, расположенного по адресу: г. Южно - Сахалинск, северная сторона дома N 61 по ул. Пограничной для использования под размещение некапитального торгового объекта передвижного типа. Указанный отказ изложен в письме N 7600-014/07 от 12.11.2013.
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 28.03.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, предприниматель обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указывает, что суду первой инстанции в рассматриваемом случае следовало руководствоваться Порядком предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденным решением городского Собрания города Южно-Сахалинска от 17.09.2008 N 1231/54-08-3, а не Положением о размещении нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" N 702/42-12-4.
Полагает, что пункт 2.10 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков в аренду для целей, не связанных со строительством", утв. Постановлением Администрации города Южно-Сахалинска от 10.07.2012 N 1446 предусматривает исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги. Указанный регламент не содержит в качестве основания для отказа в предоставлении земельного участка в аренду, не включение земельного участка в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск". Не содержит такого основания и Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", а согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 04.04.1996 N 9-П, ограничения прав допускаются только на основании закона и такие ограничения не подлежат расширительному толкованию.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, оспариваемый отказ нарушает его права и законные интересы как предпринимателя, поскольку препятствует в осуществлении хозяйственной деятельности на испрашиваемом земельном участке.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились. От ИП Амрахова Газанфара Иса оглы поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя. Заявленное ходатайство судебной коллегий рассмотрено и удовлетворено. В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
От Департамента архитектуры, градостроительства и землепользования г. Южно-Сахалинска поступили письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых Департамент просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу предпринимателя - без удовлетворения.
Из материалов дела судом установлено, что 13.06.2013 предприниматель обратился в ДАГИЗ с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 65:01:0702004:201, площадью 8 кв. м, расположенного по адресу: г. Южно-Сахалинск, северная сторона дома N 61 по ул. Пограничной для использования под размещение некапитального торгового объекта передвижного типа.
Согласно письму Департамента от 12.11.2013 N 7600-014/07 предоставление предпринимателю испрашиваемого земельного участка для заявленных целей не представляется возможным, поскольку указанный участок отсутствует в Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск", утвержденной постановлением администрации от 01.03.2013 N 311 (далее - Схема). Кроме того, ДАГИЗ сообщил, что на получение указанных в Схеме мест размещения нестационарных торговых объектов будут объявляться конкурсы и аукционы, в которых предприниматель может принять участие.
Не согласившись с действиями Департамента, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Частью 1 статьи 34 ЗК РФ предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны, в том числе, обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации (пункт 3 статьи 3 Закона N 381-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В силу части 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
При таком размещении учитывается необходимость обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Порядок включения в схему размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации N 772 от 29.09.2010, утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в здания, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 2 Правил включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.
Включение объектов в схему размещения осуществляется в целях достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; размещения нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; формирования торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли; повышения доступности товаров для населения (пункт 3).
Пунктом 4 Правил определено, что для включения объектов в схему размещения орган местного самоуправления направляет в органы, осуществляющие полномочия собственника имущества, заявление о включении объектов в схему размещения.
Согласно пункту 3 статьи 10 Закона N 381 - ФЗ схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Решением городского собрания г. Южно - Сахалинска от 28.11.2012 N 702/42-12-4 утверждено Положение о размещении нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Южно - Сахалинск" (далее - Положение).
Согласно пункту 3 статьи 1 Положения нестационарные торговые объекты размещаются на территории городского округа "Город Южно - Сахалинск" без оформления земельно - правовых отношений в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на период до окончания срока действия Схемы.
Постановлением Администрации города Южно - Сахалинска от 01 марта 2013 года N 311 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Южно - Сахалинск".
Предприниматель обратился в Департамент с заявлением о предоставлении испрашиваемого земельного участка 13.06.2013, то есть после утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск".
Поскольку на момент обращения предпринимателя с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, спорный земельный участок не вошел в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск", суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о законности отказа Департамента в предоставлении предпринимателю испрашиваемого земельного участка по указанному основанию.
По смыслу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации право пользования имуществом принадлежит собственнику данного имущества либо уполномоченному последним лицу. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Следовательно, в соответствии с действующим законодательством использование не принадлежащего лицу имущества, в том числе путем размещения на нем каких-либо объектов, возможно только с разрешения собственника данного имущества или в силу закона. Размещение объекта в отсутствие предусмотренных законом оснований нарушает права собственника на пользование, владение и распоряжение данным участком.
Ссылка на часть 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ в соответствии с которой, утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы, правомерно отклонена судом первой инстанции.
Доказательств, подтверждающих наличие правовых оснований для размещения нестационарного торгового объекта к моменту утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" в материалы дела не представлено.
Заключенный 29.09.2010 между предпринимателем и Департаментом договор N 12077 аренды земельного участка с кадастровым номером 65:01:0702004:201 прекратил свое действие, в связи с истечением срока.
Вступившим в законную силу решением суда по делу N А59-2961/2012, суд обязал предпринимателя освободить земельный участок с кадастровым номером 65:01:0702004:201, в связи с истечением срока действия договора аренды и наличия возражений арендодателя на продление договора.
Таким образом, на момент обращения предпринимателя в администрацию правоустанавливающих документов на земельный участок по испрашиваемому адресу у предпринимателя не имелось.
В соответствии с пунктом 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлена законность и обоснованность принятого Департаментом решения, основания для удовлетворения заявленных требований отсутствовали.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, допущено не было.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 28.03.2014 по делу N А59-5740/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий
А.В.ГОНЧАРОВА
Судьи
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Е.Н.НОМОКОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.06.2014 N 05АП-6455/2014 ПО ДЕЛУ N А59-5740/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 июня 2014 г. N 05АП-6455/2014
Дело N А59-5740/2013
Резолютивная часть постановления оглашена 02 июня 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 июня 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей О.Ю. Еремеевой, Е.Н. Номоконовой
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Амрахова Газанфара Иса оглы
апелляционное производство N 05АП-6455/2014
на решение от 28.03.2014
судьи В.Н. Джавашвили
по делу N А59-5740/2013 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению индивидуального предпринимателя Амрахова Газанфара Иса оглы (ИНН 650105537954, ОГРН 305650107400040, дата государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя 15.03.2005)
к Департаменту архитектуры, градостроительства и землепользования г. Южно-Сахалинска (ИНН 6501053780, ОГРН 1026500544510, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 13.12.2002)
- о признании незаконным действий, выраженных в отказе предоставления в аренду земельного участка с кадастровым номером 65:01:0702004:201, возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем принятии решения о возможности предоставления такого участка, возобновлении рассмотрения ранее поданного заявления;
- при участии:
- стороны не явились;
- установил:
Заявитель обратился в суд с заявлением о признании незаконным действий Департамента архитектуры, градостроительства и землепользования города Южно - Сахалинска (далее - ДАГИЗ, Департамент), выраженных в отказе предоставления в аренду земельного участка с кадастровым номером 65:01:0702004:201, площадью 8 кв. м, расположенного по адресу: г. Южно - Сахалинск, северная сторона дома N 61 по ул. Пограничной для использования под размещение некапитального торгового объекта передвижного типа. Указанный отказ изложен в письме N 7600-014/07 от 12.11.2013.
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 28.03.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, предприниматель обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указывает, что суду первой инстанции в рассматриваемом случае следовало руководствоваться Порядком предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденным решением городского Собрания города Южно-Сахалинска от 17.09.2008 N 1231/54-08-3, а не Положением о размещении нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" N 702/42-12-4.
Полагает, что пункт 2.10 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков в аренду для целей, не связанных со строительством", утв. Постановлением Администрации города Южно-Сахалинска от 10.07.2012 N 1446 предусматривает исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги. Указанный регламент не содержит в качестве основания для отказа в предоставлении земельного участка в аренду, не включение земельного участка в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск". Не содержит такого основания и Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", а согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 04.04.1996 N 9-П, ограничения прав допускаются только на основании закона и такие ограничения не подлежат расширительному толкованию.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, оспариваемый отказ нарушает его права и законные интересы как предпринимателя, поскольку препятствует в осуществлении хозяйственной деятельности на испрашиваемом земельном участке.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились. От ИП Амрахова Газанфара Иса оглы поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя. Заявленное ходатайство судебной коллегий рассмотрено и удовлетворено. В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
От Департамента архитектуры, градостроительства и землепользования г. Южно-Сахалинска поступили письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых Департамент просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу предпринимателя - без удовлетворения.
Из материалов дела судом установлено, что 13.06.2013 предприниматель обратился в ДАГИЗ с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 65:01:0702004:201, площадью 8 кв. м, расположенного по адресу: г. Южно-Сахалинск, северная сторона дома N 61 по ул. Пограничной для использования под размещение некапитального торгового объекта передвижного типа.
Согласно письму Департамента от 12.11.2013 N 7600-014/07 предоставление предпринимателю испрашиваемого земельного участка для заявленных целей не представляется возможным, поскольку указанный участок отсутствует в Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск", утвержденной постановлением администрации от 01.03.2013 N 311 (далее - Схема). Кроме того, ДАГИЗ сообщил, что на получение указанных в Схеме мест размещения нестационарных торговых объектов будут объявляться конкурсы и аукционы, в которых предприниматель может принять участие.
Не согласившись с действиями Департамента, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Частью 1 статьи 34 ЗК РФ предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны, в том числе, обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации (пункт 3 статьи 3 Закона N 381-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В силу части 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
При таком размещении учитывается необходимость обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Порядок включения в схему размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации N 772 от 29.09.2010, утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в здания, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 2 Правил включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.
Включение объектов в схему размещения осуществляется в целях достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; размещения нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; формирования торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли; повышения доступности товаров для населения (пункт 3).
Пунктом 4 Правил определено, что для включения объектов в схему размещения орган местного самоуправления направляет в органы, осуществляющие полномочия собственника имущества, заявление о включении объектов в схему размещения.
Согласно пункту 3 статьи 10 Закона N 381 - ФЗ схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Решением городского собрания г. Южно - Сахалинска от 28.11.2012 N 702/42-12-4 утверждено Положение о размещении нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Южно - Сахалинск" (далее - Положение).
Согласно пункту 3 статьи 1 Положения нестационарные торговые объекты размещаются на территории городского округа "Город Южно - Сахалинск" без оформления земельно - правовых отношений в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на период до окончания срока действия Схемы.
Постановлением Администрации города Южно - Сахалинска от 01 марта 2013 года N 311 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Южно - Сахалинск".
Предприниматель обратился в Департамент с заявлением о предоставлении испрашиваемого земельного участка 13.06.2013, то есть после утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск".
Поскольку на момент обращения предпринимателя с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, спорный земельный участок не вошел в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск", суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о законности отказа Департамента в предоставлении предпринимателю испрашиваемого земельного участка по указанному основанию.
По смыслу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации право пользования имуществом принадлежит собственнику данного имущества либо уполномоченному последним лицу. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Следовательно, в соответствии с действующим законодательством использование не принадлежащего лицу имущества, в том числе путем размещения на нем каких-либо объектов, возможно только с разрешения собственника данного имущества или в силу закона. Размещение объекта в отсутствие предусмотренных законом оснований нарушает права собственника на пользование, владение и распоряжение данным участком.
Ссылка на часть 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ в соответствии с которой, утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы, правомерно отклонена судом первой инстанции.
Доказательств, подтверждающих наличие правовых оснований для размещения нестационарного торгового объекта к моменту утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" в материалы дела не представлено.
Заключенный 29.09.2010 между предпринимателем и Департаментом договор N 12077 аренды земельного участка с кадастровым номером 65:01:0702004:201 прекратил свое действие, в связи с истечением срока.
Вступившим в законную силу решением суда по делу N А59-2961/2012, суд обязал предпринимателя освободить земельный участок с кадастровым номером 65:01:0702004:201, в связи с истечением срока действия договора аренды и наличия возражений арендодателя на продление договора.
Таким образом, на момент обращения предпринимателя в администрацию правоустанавливающих документов на земельный участок по испрашиваемому адресу у предпринимателя не имелось.
В соответствии с пунктом 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлена законность и обоснованность принятого Департаментом решения, основания для удовлетворения заявленных требований отсутствовали.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, допущено не было.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 28.03.2014 по делу N А59-5740/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий
А.В.ГОНЧАРОВА
Судьи
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Е.Н.НОМОКОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)