Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего Самарцевой В.В.
при секретаре судебного заседания П.А.Ю.
при участии прокурора Федотова С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании
гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СТ" об оспаривании нормативного правового акта Правительства Нижегородской области от 15 июня 2010 года N 358 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области",
Представитель общества с ограниченной ответственностью "СТ" К.Д.А. на основании доверенности обратилась в Нижегородский областной суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта Правительства Нижегородской области от 15 июня 2010 года N 358 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области" в части, касающейся кадастровой оценки земель, принадлежащих обществу.
В ходе судебного разбирательства дела, ООО "СТ" были внесены уточнения в заявление в порядке ст. 39 ГПК РФ.
В обоснование заявления представитель ООО "СТ" указал следующие мотивы и доводы.
Обществу с ограниченной ответственностью "СТ" на праве собственности принадлежит земельный участок, кадастровый номер <...>, площадью 28475 кв. м, расположенный по адресу: <...> область, г. <...>, ул. <...>, уч. <...>, Свидетельство о государственной регистрации права серия <...> N <...> (запись N <...> от <...>), в дальнейшем именуемый земельный участок.
15 июня 2010 года Постановлением Правительства Нижегородской области N 358 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки, в дальнейшем именуемое Постановление.
Согласно строки 5443 раздела (части) "Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет в составе земель населенных пунктов <...> муниципальный район" Приложения N 1 к данному Постановлению кадастровая стоимость земельного участка составляет 27826624,25 руб.
Заявитель утверждает, что о том, что кадастровая стоимость земельного участка установлена в размере 27826624,25 руб. ООО "СТ" стало известно лишь в 2013 году. Тогда же обществом была проведена оценка (экспертиза) земельного участка и был подан иск об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной, согласно действующему законодательству в Арбитражный суд Нижегородской области.
Первоначально стоимость земельного участка, принадлежащего заявителю в 2007 году установлена в процессе государственной кадастровой оценки, рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, без учета индивидуальных особенностей объекта.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области по делу N А43-14103/2013 от 14.11.2013 г. по иску ООО "СТ" к ФГБУ "Росреестр" в лице филиала по Нижегородской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной, исковые требования ООО "СТ" удовлетворены и установлена кадастровая стоимость земельного участка равная рыночной стоимости в размере 6535000 руб.
Постановлением Арбитражного апелляционного суда по делу N А43-14103/2013, данное решение оставлено без изменения.
Таким образом, судом установлено и никем не оспаривалось, что кадастровая стоимость, равная рыночной, земельного участка составляет 6535000 руб. по состоянию на 2007 г., на дату оценки на 01 января 2007 года.
Этот вывод сделан судом на основании Экспертного заключения N <...> от 18 июня 2013 года "На Отчет N <...> об оценке рыночной стоимости земельного участка", оригинал данного экспертного заключения был приобщен к материалам дела. Содержание и выводы экспертного заключения и отчета никем не оспаривались.
Указанным судебным решением Арбитражного суда Нижегородской области установлено, что кадастровая стоимость в ходе государственной кадастровой оценки, проводимой массовой оценкой, была неверно определена и завышена. Следовательно, по мнению заявителя, была допущена ошибка, которая в последующем была утверждена Постановлением Правительства Нижегородской области.
Завышенный размер кадастровой стоимости земельного участка по отношению к его реальной рыночной стоимости влечет за собой увеличение налоговой базы по земельному налогу для ООО "СТ", что следует из ст. 390, ст. 391 Налогового кодекса РФ. Тем самым нарушаются права заявителя как собственника этих земельных участков и плательщика земельного налога с момента утверждения результатов государственной кадастровой оценки.
Представитель заявителя в уточнении требований указала, что оспариваемое Постановление Правительства Нижегородской области противоречит следующим нормам федерального законодательства, а именно: ч. 3 ст. 3, ст. 390 Налогового кодекса РФ, ст. 66 Земельного кодекса РФ.
Кроме того, представитель заявителя указала, что права общества нарушены тем, что по сообщениям от налоговых органов, игнорируется мнение общества и решение Арбитражного суда Нижегородской области по делу N А43-14103/2013 от 14.11.2013 г.
Налоговый орган придерживается позиции, что действительная кадастровая стоимость должна приниматься ими лишь с вступления решения по делу N А43-14103/2013 от 14.11.2013 г. в законную силу, т.е. с 2014 года.
Таким образом, Постановление Правительства Нижегородской области в оспариваемой части повлекло нарушение прав ООО "СТ", прежде всего как налогоплательщика, на справедливую налоговую базу и справедливый налог. Кроме того, представитель заявителя указал, что Правительством Нижегородской области была нарушена процедура опубликования оспариваемого нормативного правового акта, а именно постановление было опубликовано позже 15 дней, по сравнению с тем, что установлено в Регламенте Правительства Нижегородской области.
В судебном заседании представитель ООО "СТ" по доверенности К.Д.А. полностью поддержала требования, изложенные в заявлении, настаивала на удовлетворении заявления.
Представитель Правительства Нижегородской области по доверенности Г.Т.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований ООО "СТ", свою позицию изложила в возражениях, которые приобщены к материалам дела и были озвучены в суде.
Проверив материалы дела, обсудив доводы заявления ООО "СТ", заслушав представителя общества по доверенности К.Д.А., представителя Правительства Нижегородской области по доверенности, Г.Т.А., заключение прокурора Федотова С.В., полагавшего отказать в удовлетворении заявленных требований, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения заявления ООО "СТ" по следующим мотивам и основаниям.
Обществу с ограниченной ответственностью "СТ" на праве собственности принадлежит земельный участок, кадастровый номер <...>, площадью 28475 кв. м, расположенный по адресу: <...> область, г. <...>, ул. <...>, уч. <...>, Свидетельство о государственной регистрации права серия <...> N <...> (запись N <...> от <...>).
Согласно строки 5443 раздела (части) "Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет в составе земель населенных пунктов <...> муниципальный район" Приложения N 1 к данному Постановлению кадастровая стоимость земельного участка составляет 27826624,25 руб.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области по делу N А43-14103/2013 от 14.11.2013 г. по иску ООО "СТ" к ФГБУ "Росреестр" в лице филиала по Нижегородской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка удовлетворены требования ООО "СТ", установлена кадастровая стоимость земельного участка в размере рыночной, стоимости равная 6535000 руб.
Постановлением первого Арбитражного Апелляционного суда от 07 апреля 2014 года указанное решение Арбитражного суда Нижегородской области оставлено без изменения.
В соответствии с положениями ст. 26 ГПК РФ областной суд рассматривает в качестве суда первой инстанции заявления об оспаривании нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Постановление Правительства Нижегородской области от 15 июня 2010 года N 358 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области" является нормативным правовым актом, рассчитанным на неоднократное применение неограниченным кругом лиц, содержит правовые нормы, подлежащие применению на территории Нижегородской области.
Указанное Постановление принято полномочным органом исполнительной власти Нижегородской области в рамках его компетенции на основании Устава Нижегородской области.
В соответствии с п. 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 (ред. от 30.06.2010) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Постановление Правительства Нижегородской области от 15 июня 2010 года N 358 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области" опубликовано официально 08.07.2010 года в газете "Нижегородские новости" в приложении "Правовая среда" (N 74(1196) N 122(4494).
Согласно ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Следуя разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 года N 48 (ред. от 09.02.2012) при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности:
- полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы;
- форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты;
- предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.
Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.
Судебная коллегия, проверив процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта Правительства Нижегородской области, приходит к выводу о том, что нарушений порядка принятия нормативного правового акта не установлено.
Довод представителя заявителя о том, что нарушен порядок опубликования оспариваемого нормативного акта, судебная коллегия находит необоснованным и неубедительным по следующим мотивам.
Согласно ст. 38 Устава Нижегородской области Постановления Правительства области, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, кроме постановлений, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, или сведения конфиденциального характера, должны быть опубликованы в газете "Нижегородские новости" не позднее 15 дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации и путем размещения на официальном сайте Правительства Нижегородской области безотлагательно.
В соответствии с п. 3.1.3 Регламента Постановления Правительства вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями Правительства не предусмотрен иной порядок вступления их в силу.
Постановления Правительства, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее чем через 10 дней со дня их официального опубликования.
Постановления Правительства могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения по телевидению и радио, разосланы государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, организациям, переданы по каналам связи, размещены на официальном сайте Правительства Нижегородской области.
Постановления Правительства, принятые в пределах его полномочий, имеют общеобязательный характер.
Постановление Правительства Нижегородской области от 15 июня 2010 года N 358 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области" опубликовано 08 июля 2010 года в газете "Нижегородский новости", то есть на 8 дней позже установленного Регламентом срока.
Это обстоятельство не может являться основанием для признания оспариваемого Постановления Правительства области недействующим со дня принятия. Из текста самого Постановления Правительства Нижегородской области от 15 июня 2010 года N 358 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области" следует, что оно вступает в законную силу с 1 ноября 2010 года.
Таким образом, несмотря на то, что опубликование нормативного правового акта было произведено с нарушением, то есть позже срока, установленного Регламентом, акт был опубликован задолго до вступления его в законную силу, то есть, обнародован и доведен до сведения всех граждан, юридических лиц и других субъектов гражданских правоотношений, находящихся на территории Нижегородской области.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что сам принцип опубликования и обнародования нормативного правового акта соблюден.
С другими доводами заявления ООО "СТ" судебная коллегия так же не может согласиться в силу следующих мотивов.
Согласно пунктам "в" и "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Положениями ст. 3 Налогового кодекса РФ установлено, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога (ч. 1).
Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав (ч. 3).
Заявитель считает, что кадастровая оценка земли, утвержденная оспариваемым Постановлением Правительства Нижегородской области в части земель, принадлежащих заявителю, необоснованна.
Данное утверждение заявителя является ошибочным.
В соответствии со ст. 390 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (ч. 1).
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (ч. 2).
Положениями ст. 66 Земельного кодекса РФ установлено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (ч. 1)
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (ч. 2).
В соответствии с п. 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель", органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Пункт 1 указанных Правил устанавливает порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом. Организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
Пунктами 4, 5, 9 Правил определено, что государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости, и проводится с учетом данных земельного и других кадастров
В силу пункта 11 Правил методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
Порядок определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов урегулирован разделом 2 Методических указаний.
Пунктом 2.2.1 Методических указаний установлено, что расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10 настоящих Методических указаний, осуществляется на основе построения статистических моделей.
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 утвержден Административный регламент Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее по тексту - Административный регламент), в соответствии с пунктом 8.1 которого, контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации осуществляется Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации.
В силу пунктов 9.1 и 9.4 Административного регламента по результатам работ по определению кадастровой стоимости земельных участков составляется отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации, проверку которого осуществляет Роснедвижимость.
Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации проводит предварительную проверку отчета на соответствие его состава условиям технического задания (пункт 9.5 Административного регламента).
В случае соответствия состава отчета условиям технического задания Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет отчет на проверку в Роснедвижимость (пункт 9.6 Административного регламента).
Роснедвижимость производит проверку отчета на соответствие его методическим указаниям и принимает решение, которое оформляется актом проверки (пункт 9.8 Административного регламента).
В соответствии с пунктом 9.9 Административного регламента после получения согласованных сведений о кадастровой стоимости земельных участков (результатов государственной кадастровой оценки земель) и акта проверки, Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение.
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) представляются на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель.
Руководитель Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации обеспечивает соответствие предоставленных на утверждение органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, согласованным Роснедвижимостью.
Из изложенного следует, что полномочиями по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, а также по проверке результатов государственной кадастровой оценки земель и по подготовке проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель, было наделено Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) и его территориальные органы.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ НИЖЕГОРОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 14.08.2014 ПО ДЕЛУ N 3-54/14
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 14 августа 2014 г. по делу N 3-54/14
Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего Самарцевой В.В.
при секретаре судебного заседания П.А.Ю.
при участии прокурора Федотова С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании
гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СТ" об оспаривании нормативного правового акта Правительства Нижегородской области от 15 июня 2010 года N 358 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области",
УСТАНОВИЛА:
Представитель общества с ограниченной ответственностью "СТ" К.Д.А. на основании доверенности обратилась в Нижегородский областной суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта Правительства Нижегородской области от 15 июня 2010 года N 358 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области" в части, касающейся кадастровой оценки земель, принадлежащих обществу.
В ходе судебного разбирательства дела, ООО "СТ" были внесены уточнения в заявление в порядке ст. 39 ГПК РФ.
В обоснование заявления представитель ООО "СТ" указал следующие мотивы и доводы.
Обществу с ограниченной ответственностью "СТ" на праве собственности принадлежит земельный участок, кадастровый номер <...>, площадью 28475 кв. м, расположенный по адресу: <...> область, г. <...>, ул. <...>, уч. <...>, Свидетельство о государственной регистрации права серия <...> N <...> (запись N <...> от <...>), в дальнейшем именуемый земельный участок.
15 июня 2010 года Постановлением Правительства Нижегородской области N 358 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки, в дальнейшем именуемое Постановление.
Согласно строки 5443 раздела (части) "Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет в составе земель населенных пунктов <...> муниципальный район" Приложения N 1 к данному Постановлению кадастровая стоимость земельного участка составляет 27826624,25 руб.
Заявитель утверждает, что о том, что кадастровая стоимость земельного участка установлена в размере 27826624,25 руб. ООО "СТ" стало известно лишь в 2013 году. Тогда же обществом была проведена оценка (экспертиза) земельного участка и был подан иск об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной, согласно действующему законодательству в Арбитражный суд Нижегородской области.
Первоначально стоимость земельного участка, принадлежащего заявителю в 2007 году установлена в процессе государственной кадастровой оценки, рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, без учета индивидуальных особенностей объекта.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области по делу N А43-14103/2013 от 14.11.2013 г. по иску ООО "СТ" к ФГБУ "Росреестр" в лице филиала по Нижегородской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной, исковые требования ООО "СТ" удовлетворены и установлена кадастровая стоимость земельного участка равная рыночной стоимости в размере 6535000 руб.
Постановлением Арбитражного апелляционного суда по делу N А43-14103/2013, данное решение оставлено без изменения.
Таким образом, судом установлено и никем не оспаривалось, что кадастровая стоимость, равная рыночной, земельного участка составляет 6535000 руб. по состоянию на 2007 г., на дату оценки на 01 января 2007 года.
Этот вывод сделан судом на основании Экспертного заключения N <...> от 18 июня 2013 года "На Отчет N <...> об оценке рыночной стоимости земельного участка", оригинал данного экспертного заключения был приобщен к материалам дела. Содержание и выводы экспертного заключения и отчета никем не оспаривались.
Указанным судебным решением Арбитражного суда Нижегородской области установлено, что кадастровая стоимость в ходе государственной кадастровой оценки, проводимой массовой оценкой, была неверно определена и завышена. Следовательно, по мнению заявителя, была допущена ошибка, которая в последующем была утверждена Постановлением Правительства Нижегородской области.
Завышенный размер кадастровой стоимости земельного участка по отношению к его реальной рыночной стоимости влечет за собой увеличение налоговой базы по земельному налогу для ООО "СТ", что следует из ст. 390, ст. 391 Налогового кодекса РФ. Тем самым нарушаются права заявителя как собственника этих земельных участков и плательщика земельного налога с момента утверждения результатов государственной кадастровой оценки.
Представитель заявителя в уточнении требований указала, что оспариваемое Постановление Правительства Нижегородской области противоречит следующим нормам федерального законодательства, а именно: ч. 3 ст. 3, ст. 390 Налогового кодекса РФ, ст. 66 Земельного кодекса РФ.
Кроме того, представитель заявителя указала, что права общества нарушены тем, что по сообщениям от налоговых органов, игнорируется мнение общества и решение Арбитражного суда Нижегородской области по делу N А43-14103/2013 от 14.11.2013 г.
Налоговый орган придерживается позиции, что действительная кадастровая стоимость должна приниматься ими лишь с вступления решения по делу N А43-14103/2013 от 14.11.2013 г. в законную силу, т.е. с 2014 года.
Таким образом, Постановление Правительства Нижегородской области в оспариваемой части повлекло нарушение прав ООО "СТ", прежде всего как налогоплательщика, на справедливую налоговую базу и справедливый налог. Кроме того, представитель заявителя указал, что Правительством Нижегородской области была нарушена процедура опубликования оспариваемого нормативного правового акта, а именно постановление было опубликовано позже 15 дней, по сравнению с тем, что установлено в Регламенте Правительства Нижегородской области.
В судебном заседании представитель ООО "СТ" по доверенности К.Д.А. полностью поддержала требования, изложенные в заявлении, настаивала на удовлетворении заявления.
Представитель Правительства Нижегородской области по доверенности Г.Т.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований ООО "СТ", свою позицию изложила в возражениях, которые приобщены к материалам дела и были озвучены в суде.
Проверив материалы дела, обсудив доводы заявления ООО "СТ", заслушав представителя общества по доверенности К.Д.А., представителя Правительства Нижегородской области по доверенности, Г.Т.А., заключение прокурора Федотова С.В., полагавшего отказать в удовлетворении заявленных требований, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения заявления ООО "СТ" по следующим мотивам и основаниям.
Обществу с ограниченной ответственностью "СТ" на праве собственности принадлежит земельный участок, кадастровый номер <...>, площадью 28475 кв. м, расположенный по адресу: <...> область, г. <...>, ул. <...>, уч. <...>, Свидетельство о государственной регистрации права серия <...> N <...> (запись N <...> от <...>).
Согласно строки 5443 раздела (части) "Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет в составе земель населенных пунктов <...> муниципальный район" Приложения N 1 к данному Постановлению кадастровая стоимость земельного участка составляет 27826624,25 руб.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области по делу N А43-14103/2013 от 14.11.2013 г. по иску ООО "СТ" к ФГБУ "Росреестр" в лице филиала по Нижегородской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка удовлетворены требования ООО "СТ", установлена кадастровая стоимость земельного участка в размере рыночной, стоимости равная 6535000 руб.
Постановлением первого Арбитражного Апелляционного суда от 07 апреля 2014 года указанное решение Арбитражного суда Нижегородской области оставлено без изменения.
В соответствии с положениями ст. 26 ГПК РФ областной суд рассматривает в качестве суда первой инстанции заявления об оспаривании нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Постановление Правительства Нижегородской области от 15 июня 2010 года N 358 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области" является нормативным правовым актом, рассчитанным на неоднократное применение неограниченным кругом лиц, содержит правовые нормы, подлежащие применению на территории Нижегородской области.
Указанное Постановление принято полномочным органом исполнительной власти Нижегородской области в рамках его компетенции на основании Устава Нижегородской области.
В соответствии с п. 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 (ред. от 30.06.2010) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Постановление Правительства Нижегородской области от 15 июня 2010 года N 358 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области" опубликовано официально 08.07.2010 года в газете "Нижегородские новости" в приложении "Правовая среда" (N 74(1196) N 122(4494).
Согласно ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Следуя разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 года N 48 (ред. от 09.02.2012) при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности:
- полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы;
- форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты;
- предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.
Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.
Судебная коллегия, проверив процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта Правительства Нижегородской области, приходит к выводу о том, что нарушений порядка принятия нормативного правового акта не установлено.
Довод представителя заявителя о том, что нарушен порядок опубликования оспариваемого нормативного акта, судебная коллегия находит необоснованным и неубедительным по следующим мотивам.
Согласно ст. 38 Устава Нижегородской области Постановления Правительства области, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, кроме постановлений, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, или сведения конфиденциального характера, должны быть опубликованы в газете "Нижегородские новости" не позднее 15 дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации и путем размещения на официальном сайте Правительства Нижегородской области безотлагательно.
В соответствии с п. 3.1.3 Регламента Постановления Правительства вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями Правительства не предусмотрен иной порядок вступления их в силу.
Постановления Правительства, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее чем через 10 дней со дня их официального опубликования.
Постановления Правительства могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения по телевидению и радио, разосланы государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, организациям, переданы по каналам связи, размещены на официальном сайте Правительства Нижегородской области.
Постановления Правительства, принятые в пределах его полномочий, имеют общеобязательный характер.
Постановление Правительства Нижегородской области от 15 июня 2010 года N 358 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области" опубликовано 08 июля 2010 года в газете "Нижегородский новости", то есть на 8 дней позже установленного Регламентом срока.
Это обстоятельство не может являться основанием для признания оспариваемого Постановления Правительства области недействующим со дня принятия. Из текста самого Постановления Правительства Нижегородской области от 15 июня 2010 года N 358 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области" следует, что оно вступает в законную силу с 1 ноября 2010 года.
Таким образом, несмотря на то, что опубликование нормативного правового акта было произведено с нарушением, то есть позже срока, установленного Регламентом, акт был опубликован задолго до вступления его в законную силу, то есть, обнародован и доведен до сведения всех граждан, юридических лиц и других субъектов гражданских правоотношений, находящихся на территории Нижегородской области.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что сам принцип опубликования и обнародования нормативного правового акта соблюден.
С другими доводами заявления ООО "СТ" судебная коллегия так же не может согласиться в силу следующих мотивов.
Согласно пунктам "в" и "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Положениями ст. 3 Налогового кодекса РФ установлено, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога (ч. 1).
Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав (ч. 3).
Заявитель считает, что кадастровая оценка земли, утвержденная оспариваемым Постановлением Правительства Нижегородской области в части земель, принадлежащих заявителю, необоснованна.
Данное утверждение заявителя является ошибочным.
В соответствии со ст. 390 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (ч. 1).
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (ч. 2).
Положениями ст. 66 Земельного кодекса РФ установлено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (ч. 1)
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (ч. 2).
В соответствии с п. 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель", органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Пункт 1 указанных Правил устанавливает порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом. Организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
Пунктами 4, 5, 9 Правил определено, что государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости, и проводится с учетом данных земельного и других кадастров
В силу пункта 11 Правил методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
Порядок определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов урегулирован разделом 2 Методических указаний.
Пунктом 2.2.1 Методических указаний установлено, что расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10 настоящих Методических указаний, осуществляется на основе построения статистических моделей.
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 утвержден Административный регламент Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее по тексту - Административный регламент), в соответствии с пунктом 8.1 которого, контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации осуществляется Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации.
В силу пунктов 9.1 и 9.4 Административного регламента по результатам работ по определению кадастровой стоимости земельных участков составляется отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации, проверку которого осуществляет Роснедвижимость.
Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации проводит предварительную проверку отчета на соответствие его состава условиям технического задания (пункт 9.5 Административного регламента).
В случае соответствия состава отчета условиям технического задания Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет отчет на проверку в Роснедвижимость (пункт 9.6 Административного регламента).
Роснедвижимость производит проверку отчета на соответствие его методическим указаниям и принимает решение, которое оформляется актом проверки (пункт 9.8 Административного регламента).
В соответствии с пунктом 9.9 Административного регламента после получения согласованных сведений о кадастровой стоимости земельных участков (результатов государственной кадастровой оценки земель) и акта проверки, Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение.
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) представляются на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель.
Руководитель Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации обеспечивает соответствие предоставленных на утверждение органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, согласованным Роснедвижимостью.
Из изложенного следует, что полномочиями по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, а также по проверке результатов государственной кадастровой оценки земель и по подготовке проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель, было наделено Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) и его территориальные органы.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)