Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 октября 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Коноплевой М.В.,
судей Муравьева С.Ю., Хайруллиной Ф.В.,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
заинтересованного лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 19.03.2014 (судья Щетинина М.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2014 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судьи Бажан П.В., Рогалева Е.М.)
по делу N А55-28852/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РАА", г. Самара (ИНН 6311043167, ОГРН 1026301520970), к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка, обязании совершить определенные действия,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "РАА" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство) от 09.12.2013 N 12-1/3169/12 в предоставлении в аренду земельного участка площадью 62,00 кв. м, с кадастровым номером 63:01:0907003:602, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. XXII Партсъезда в районе жилого дома N 30 и обязании Министерства после вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав Общества путем принятия решения о предоставлении в аренду указанного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19.03.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2014, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Министерство просит судебные акты отменить, мотивируя несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушением норм материального права. Министерство считает, что на испрашиваемом земельном участке согласно Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара не предусмотрено размещение каких-либо торговых объектов. Кроме того, на основании распоряжения администрации Советского района г. Самары от 23.04.2004 N 427 договор аренды испрашиваемого земельного участка заключен не был, арендные отношения в данном случае не возникли.
Проверив законность принятых по делу судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.
Как установлено судом и следует из материалов дела, земельный участок площадью 62 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. XXII Партсъезда, в районе дома N 30, поставлен на государственный кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер 63:01:0907003:602.
Распоряжением администрации Советского района г. Самары от 23.04.2004 N 427 земельный участок предоставлен в аренду Обществу сроком на 3 (три) года под установку временного павильона-магазина по реализации продуктов питания по адресу: улица XXII Партсъезда, в районе дома N 30.
По результатам осмотра объекта - павильона-магазина по реализации продуктов питания был составлен акт от 14.01.2010, утвержденный заместителем главы городского округа - главы администрации Советского района, в котором отмечено, что временный павильона-магазина по реализации продуктов питания, принадлежащий Обществу, общей площадью 61,5 кв. м фактически установлен и эксплуатируется, внешний вид соответствует современному дизайну.
Министерство приказом от 02.11.2011 N 3281 уполномочило Общество об уточнении площади земельного участка с кадастровым номером 63:01:0907003:602 согласно проекту границ земельного участка, о внесении сведений об обременениях по использованию данного земельного участка согласно заключению департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 14.10.2011 N Д05-01-01/9416-1-1, об обеспечении выполнения кадастровых работ в отношении земельного участка.
По результатам выполненных кадастровых работ общество получило кадастровую выписку о земельном участке от 03.09.2013 N 63-00-102/13-447528, из которой следует, что разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 63:01:0907003:602 - под установку временного павильона-магазина по реализации продуктов питания.
В свою очередь, постановлением главы городского округа Самара от 19.04.2013 N 377 была утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара.
Общество 05.12.2013 обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 63:01:0907003:602, площадью 62 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, ул. XXII Партсъезда в районе дома N 30, занимаемого временным павильоном-магазином.
Министерство сообщением от 09.12.2013 N 12-1/3169/13 отказало Обществу в предоставлении в аренду данного земельного участка, указав на то, что утвержденной Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара размещение каких-либо объектов на испрашиваемом земельном участке не предусмотрено.
Общество полагая, что указанное решение Министерства не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии обжалуемых судебных актов суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.
В силу пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В развитие названной нормы пунктом 2 статьи 10 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле" предусмотрено, что юридические лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в соответствующий уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками орган исполнительной власти Самарской области или орган местного самоуправления.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" уполномоченным органом по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, является Министерство.
Порядок распоряжения земельным участком регламентирован постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара" (далее - Порядок).
Абзацем 6 пункта 3.1 Порядка предусмотрена возможность предоставления земельного участка без проведения торгов в форме аукциона в случае, если земельный участок испрашивается заявителем в аренду для использования под временный (некапитальный) объект и имеется акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду с заявленной целью использования, принятый до 01.07.2006 в соответствии с законодательством, действовавшим на момент его издания, правила, предусмотренные настоящим абзацем, применяются в том числе в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, права которого на временный (некапитальный) объект возникли на основании сделок или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
Судами установлено, что данный земельный участок для размещения павильона, который по своим техническим характеристикам не является объектом капитального строительства, фактически используется Обществом с 2004 года, о чем имеется акт органа местного самоуправления принятый до 01.07.2006, в связи с чем предусмотрена возможность его предоставления в аренду без проведения торгов в форме аукциона.
Этот факт Министерством не оспаривается, что свидетельствует о наличии правовой определенности относительно права у Общества требовать предоставление земельного участка.
Основанием для отказа в предоставлении земельного участка послужило утверждение постановлением Главы городского округа Самара от 19.04.2013 N 377 разработанной Схемы размещения нестационарных объектов на территории городского округа.
Удовлетворяя заявленные требования, судами правомерно указано, что последующее утверждение Схемы размещения нестационарных объектов на основании части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" не может служить основанием для ограничения эксплуатации объектов, которая была начата до ее утверждения.
В связи с чем, последующее утверждение Схемы размещения нестационарных объектов не может по этому основанию лишать права Общества на предоставление земельного участка в порядке, предусмотренном земельным законодательством.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что оспариваемый отказ Министерства противоречит статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации, части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и нарушает права и законные интересы Общества.
Доводы заявителя кассационной жалобы выводы судов не опровергают и направлены на переоценку доказательств и установление иных фактических обстоятельств дела, что само по себе не может являться основанием для отмены судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 19.03.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2014 по делу N А55-28852/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
М.В.КОНОПЛЕВА
Судьи
С.Ю.МУРАВЬЕВ
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 20.10.2014 ПО ДЕЛУ N А55-28852/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 октября 2014 г. по делу N А55-28852/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 октября 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Коноплевой М.В.,
судей Муравьева С.Ю., Хайруллиной Ф.В.,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
заинтересованного лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 19.03.2014 (судья Щетинина М.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2014 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судьи Бажан П.В., Рогалева Е.М.)
по делу N А55-28852/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РАА", г. Самара (ИНН 6311043167, ОГРН 1026301520970), к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка, обязании совершить определенные действия,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "РАА" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство) от 09.12.2013 N 12-1/3169/12 в предоставлении в аренду земельного участка площадью 62,00 кв. м, с кадастровым номером 63:01:0907003:602, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. XXII Партсъезда в районе жилого дома N 30 и обязании Министерства после вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав Общества путем принятия решения о предоставлении в аренду указанного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19.03.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2014, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Министерство просит судебные акты отменить, мотивируя несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушением норм материального права. Министерство считает, что на испрашиваемом земельном участке согласно Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара не предусмотрено размещение каких-либо торговых объектов. Кроме того, на основании распоряжения администрации Советского района г. Самары от 23.04.2004 N 427 договор аренды испрашиваемого земельного участка заключен не был, арендные отношения в данном случае не возникли.
Проверив законность принятых по делу судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.
Как установлено судом и следует из материалов дела, земельный участок площадью 62 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. XXII Партсъезда, в районе дома N 30, поставлен на государственный кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер 63:01:0907003:602.
Распоряжением администрации Советского района г. Самары от 23.04.2004 N 427 земельный участок предоставлен в аренду Обществу сроком на 3 (три) года под установку временного павильона-магазина по реализации продуктов питания по адресу: улица XXII Партсъезда, в районе дома N 30.
По результатам осмотра объекта - павильона-магазина по реализации продуктов питания был составлен акт от 14.01.2010, утвержденный заместителем главы городского округа - главы администрации Советского района, в котором отмечено, что временный павильона-магазина по реализации продуктов питания, принадлежащий Обществу, общей площадью 61,5 кв. м фактически установлен и эксплуатируется, внешний вид соответствует современному дизайну.
Министерство приказом от 02.11.2011 N 3281 уполномочило Общество об уточнении площади земельного участка с кадастровым номером 63:01:0907003:602 согласно проекту границ земельного участка, о внесении сведений об обременениях по использованию данного земельного участка согласно заключению департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 14.10.2011 N Д05-01-01/9416-1-1, об обеспечении выполнения кадастровых работ в отношении земельного участка.
По результатам выполненных кадастровых работ общество получило кадастровую выписку о земельном участке от 03.09.2013 N 63-00-102/13-447528, из которой следует, что разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 63:01:0907003:602 - под установку временного павильона-магазина по реализации продуктов питания.
В свою очередь, постановлением главы городского округа Самара от 19.04.2013 N 377 была утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара.
Общество 05.12.2013 обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 63:01:0907003:602, площадью 62 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, ул. XXII Партсъезда в районе дома N 30, занимаемого временным павильоном-магазином.
Министерство сообщением от 09.12.2013 N 12-1/3169/13 отказало Обществу в предоставлении в аренду данного земельного участка, указав на то, что утвержденной Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара размещение каких-либо объектов на испрашиваемом земельном участке не предусмотрено.
Общество полагая, что указанное решение Министерства не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии обжалуемых судебных актов суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.
В силу пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В развитие названной нормы пунктом 2 статьи 10 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле" предусмотрено, что юридические лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в соответствующий уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками орган исполнительной власти Самарской области или орган местного самоуправления.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" уполномоченным органом по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, является Министерство.
Порядок распоряжения земельным участком регламентирован постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара" (далее - Порядок).
Абзацем 6 пункта 3.1 Порядка предусмотрена возможность предоставления земельного участка без проведения торгов в форме аукциона в случае, если земельный участок испрашивается заявителем в аренду для использования под временный (некапитальный) объект и имеется акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду с заявленной целью использования, принятый до 01.07.2006 в соответствии с законодательством, действовавшим на момент его издания, правила, предусмотренные настоящим абзацем, применяются в том числе в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, права которого на временный (некапитальный) объект возникли на основании сделок или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
Судами установлено, что данный земельный участок для размещения павильона, который по своим техническим характеристикам не является объектом капитального строительства, фактически используется Обществом с 2004 года, о чем имеется акт органа местного самоуправления принятый до 01.07.2006, в связи с чем предусмотрена возможность его предоставления в аренду без проведения торгов в форме аукциона.
Этот факт Министерством не оспаривается, что свидетельствует о наличии правовой определенности относительно права у Общества требовать предоставление земельного участка.
Основанием для отказа в предоставлении земельного участка послужило утверждение постановлением Главы городского округа Самара от 19.04.2013 N 377 разработанной Схемы размещения нестационарных объектов на территории городского округа.
Удовлетворяя заявленные требования, судами правомерно указано, что последующее утверждение Схемы размещения нестационарных объектов на основании части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" не может служить основанием для ограничения эксплуатации объектов, которая была начата до ее утверждения.
В связи с чем, последующее утверждение Схемы размещения нестационарных объектов не может по этому основанию лишать права Общества на предоставление земельного участка в порядке, предусмотренном земельным законодательством.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что оспариваемый отказ Министерства противоречит статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации, части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и нарушает права и законные интересы Общества.
Доводы заявителя кассационной жалобы выводы судов не опровергают и направлены на переоценку доказательств и установление иных фактических обстоятельств дела, что само по себе не может являться основанием для отмены судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 19.03.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2014 по делу N А55-28852/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
М.В.КОНОПЛЕВА
Судьи
С.Ю.МУРАВЬЕВ
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)