Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обстоятельства: По мнению истца, в осуществлении учета указанного участка отказано необоснованно в связи с нарушением установленного законом порядка согласования границ земельного участка.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Председательствующий: Марченко Е.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе председательствующего Кудря Т.Л.,
судей Подвязниковой Н.А., Дьякова А.Н.,
при секретаре П.,
рассмотрела в судебном заседании 20 ноября 2013 года
дело по апелляционной жалобе Б.В. на решение Центрального районного суда г. Омска от 09 сентября 2013 года, которым постановлено:
"В удовлетворении заявления Б.В. о признании незаконным решения филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области об отказе в осуществлении кадастрового учета земельного участка - отказать.".
Заслушав доклад судьи областного суда Кудря Т.Л., пояснения представителя ФГБУ "ФКП Росреестра" С.И., выразившей согласие с постановленным решением, судебная коллегия
установила:
Б.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области от 23.07.2013 об отказе в осуществлении кадастрового учета.
В обоснование указано, что 20.06.2013 в отношении земельной доли, принадлежащей заявителю на праве собственности, а также земельных долей, принадлежащих иным участникам общей долевой собственности, ООО "Геометрикс" были проведены кадастровые работы по образованию двух земельных участков, путем выдела в счет долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером N 1, расположенного по адресу: Омская область, Омский район, <...>. 04.04.2013 в газете "Омский пригород" N 13 было опубликовано объявление о согласовании проекта межевания земельных участков, а также размера и местоположения границ земельных участков, выделяемых в счет земельных долей. За период времени с 04.04.2013 по 04.05.2013 возражения относительно размера и местоположения границ, выделяемых в счет земельных долей земельных участков, в адрес кадастрового инженера не поступало. При подготовке межевого плана размер и местоположение границ образуемых земельных участков соответствует размеру и местоположению границ земельных участков, установленных в проекте межевания, утвержденном собственниками земельных долей. 25.06.2013 в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области заявителем было подано заявление о кадастровом учете указанных земельных участков, представлен межевой план, однако 23.07.2013 отделом кадастрового учета филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области в постановке на кадастровый учет отказано, поскольку нарушен установленный законом порядок согласования границ земельного участка с правообладателями земельного участка с кадастровым номером N 1, а также отсутствует согласование границ образуемого земельного участка N 1.2 с правообладателями земельного участка с кадастровым номером N 2. Полагал, что в порядке, установленном Законом о кадастре, должно быть согласовано местоположение границ земельных участков, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ таких земельных участков. При подготовке межевого плана с целью постановки образованного земельного участка на государственный кадастровый учет, законодательством РФ не предусмотрено проведения повторной процедуры согласования границ формируемого земельного участка. Так как образуемые земельные участки не имели определенных границ до момента осуществления постановки их на государственный учет, применение норм Закона о кадастре относительно местоположения границ земельного участка является недопустимым. Согласно кадастровому плану территории на кадастровый квартал <...> смежные земельные участки, границы которых установлены, относительно образованных участков отсутствуют, следовательно, при проведении кадастровых работ по образованию земельных участков не могли быть уточнены границы других земельных участков, являющихся смежными и сведения о которых внесены в ГКН.
Представитель заинтересованного лица ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области С.И. пояснила, что заявленные требования удовлетворению не подлежат. Указала, что органом кадастрового учета решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета принято на основании пункта 2 части 5 статьи 27 Закона о кадастре в связи с нарушением установленного порядка согласования местоположения границ земельных участков или, если местоположение границ земельных участков не считается согласованным.
Представитель заинтересованного лица ООО "Геометрикс" Т. заявление поддержала в полном объеме.
Заявление рассмотрено в отсутствие Б.В., С.Е., Д., Б.Н., Н., С.П., М., представителя Администрации Омского муниципального района Омской области
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Б.В. просит решение суда отменить. Указывает, что в кадастровом плане территории, предоставленном ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области и использованном для подготовки проекта межевания и межевого плана, нет сведений о земельном участке N 2. Данный земельный участок не состоит на государственном кадастровом учете, не имеет установленных границ. У кадастрового инженера отсутствовали основания полагать, что на спорной территории находится какой-либо участок. Образованные земельные участки не являются для других земельных участков смежными. Суду необходимо было руководствоваться Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Отмечает также, что представитель третьего лица не был уполномочен делать заявление о намерении образовать новый земельный участок. Нормы закона об уточнении границ земельного участка не применимы, поскольку в настоящем деле речь шла об образовании земельного участка путем выдела земельных долей. Проект межевания земельного участка утвержден решением собственников земельных долей, дополнительного согласования размера и местоположения границ образуемого земельного участка не требуется.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что оснований для ее удовлетворения не имеется.
В силу ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении данного дела не допущено.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела видно, что 23.07.2013 ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области отказало в постановке на кадастровый учет земельных участков N 1.1, N 1.2 поскольку не было согласовано местоположение границ земельных участков в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Отказывая в удовлетворении заявления Б.В. о признании незаконным решения филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области, суд первой инстанции исходил из того, что решение ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области от 23.07.2013 принято в соответствии с законом и в пределах компетенции органа, осуществляющего кадастровый учет.
Согласно п. 5 ст. 79 ЗК РФ использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В силу п. 1 ст. 1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" данный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.
При этом отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, урегулированы Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (ч. 1 ст. 1).
Особенности кадастрового учета земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, образованного в соответствии с утвержденным проектом межевания земельного участка или земельных участков, не установлены.
Для земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, образованных в соответствии с утвержденным проектом межевания земельных участков, применяется общий порядок представления в орган кадастрового учета документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета таких земельных участков, и рассмотрения органом кадастрового учета указанных документов.
Тот факт, что проект межевания земельного участка утвержден решением собственников земельных долей, не свидетельствует о том, что не требуется согласование местоположения границ образуемого земельного участка с лицами, обладающими смежными земельными участками.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 22 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" необходимыми для кадастрового учета документами являются, в том числе, копии документов, подтверждающих согласование проекта межевания земельного участка (при кадастровом учете земельного участка, выделяемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в случае отсутствия решения общего собрания участников долевой собственности на этот земельный участок об утверждении проекта межевания земельных участков).
Согласно п. 3 ст. 13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", земельный участок может быть образован на основании решения общего собрания участников долевой собственности в случае, если данным решением утверждены проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки. Если земельный участок образуется на основании решения общего собрания участников долевой собственности и в соответствии с утвержденным этим собранием проектом межевания, дополнительное согласование размера и местоположения границ образуемого земельного участка не требуется.
В силу ч. 4, если указанное в п. 3 настоящей статьи решение общего собрания отсутствует, собственник земельной доли или земельных долей для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей.
Под дополнительным согласованием понимается предусмотренное п. 9 ст. 13.1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" согласование проекта межевания земельного участка, утверждаемого решением собственника земельной доли или земельных долей, с участниками долевой собственности.
Кроме того, речь в нормах п. 3 ст. 13, п. 9 ст. 13.1 идет именно о проекте межевания.
При этом п. 2 ч. 1 ст. 22 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" к числу документов, необходимых для кадастрового учета, также относит межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копию документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
В текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в объеме, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, а также в установленном частью 1 статьи 39 настоящего Федерального закона случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ (ч. 6 ст. 38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").
Частью 1 статьи 39 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ:
- уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или
- уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Сведения о земельных участках N 1 (ранее учитывался как <...>) и N 2 (ранее учитывался как N 1) включены в государственный кадастр недвижимости соответственно 01.02.2006 и 01.10.2007, при этом их границы не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства (л.д. 170, 185 том 1).
Согласно п. 9 ст. 38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Данное свидетельствует о том, что уточнение местоположения границ земельного участка производится и при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка.
Таким образом, тот факт, что границы земельных участков N 2 и N 1 не установлены, правового значения для решения вопроса о применении ч. 1 ст. 39 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" не имеет.
Кроме того, из землеустроительного дела земельного участка с кадастровым номером N 2 следует, что по заказу ** участников долевой собственности ООО "Институт Землеустройства и кадастра" проведены работы по установлению границ земельных участков для постановки их на государственный кадастровый учет (л.д. 1 - 231 том 2).
Материалами землеустроительного дела подтверждается, что фактически произошло наложение большей части площади земельного участка с кадастровым номером N 1.2 с земельным участком N 2 (л.д. 23 том 1, л.д. 200 том 1, л.д. 11 том 2).
При таком положении отсутствие согласования границ земельного участка влечет нарушение прав собственников долей в праве общей собственности на земельный участок N 2.
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" в действовавшей в указанной период редакции при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета в случае, если при уточнении указанных границ нарушен установленный настоящим Федеральным законом порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с настоящим Федеральным законом не считается согласованным, за исключением случаев признания указанных границ уточненными в порядке разрешения земельного спора.
Иные доводы жалобы сводятся к указанию на то, что кадастровый инженер не обладал и не мог обладать информацией о том, что на спорной территории находится какой-либо участок. Судебная коллегия данные доводы отклоняет.
Согласно ч. 1 ст. 38 межевой план составляется на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке. При этом кадастровый план территории представляет собой тематический план кадастрового квартала или иной указанной в соответствующем запросе территории в пределах кадастрового квартала, который составлен на картографической основе и на котором в графической форме и текстовой форме воспроизведены запрашиваемые сведения (ч. 4 ст. 14).
Вместе с тем, учитывая, что земельные участки выделяются в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок N 1 из земель сельскохозяйственного назначения, который также поставлен на кадастровый учет по декларативному принципу с указанием ориентировочной площади, подлежащей уточнению при межевании, у кадастрового инженера имелись основания предполагать о существовании в данной местности иных аналогично учтенных земельных участков, в связи с чем должны были быть приняты во внимание кадастровые выписки и иная документация в отношении них.
Довод жалобы об отсутствии у представителя третьего лица полномочий делать заявления о намерении заявителя образовать новый земельный участок на существо решения не влияет.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, представленные доказательства оценены правильно в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ не допущено, судебная коллегия, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 настоящего Кодекса, не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Омска от 09 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 20.11.2013 ПО ДЕЛУ N 33-7602/2013
Требование: О признании незаконным решения об отказе в осуществлении кадастрового учета земельного участка.Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обстоятельства: По мнению истца, в осуществлении учета указанного участка отказано необоснованно в связи с нарушением установленного законом порядка согласования границ земельного участка.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 ноября 2013 г. по делу N 33-7602/2013
Председательствующий: Марченко Е.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе председательствующего Кудря Т.Л.,
судей Подвязниковой Н.А., Дьякова А.Н.,
при секретаре П.,
рассмотрела в судебном заседании 20 ноября 2013 года
дело по апелляционной жалобе Б.В. на решение Центрального районного суда г. Омска от 09 сентября 2013 года, которым постановлено:
"В удовлетворении заявления Б.В. о признании незаконным решения филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области об отказе в осуществлении кадастрового учета земельного участка - отказать.".
Заслушав доклад судьи областного суда Кудря Т.Л., пояснения представителя ФГБУ "ФКП Росреестра" С.И., выразившей согласие с постановленным решением, судебная коллегия
установила:
Б.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области от 23.07.2013 об отказе в осуществлении кадастрового учета.
В обоснование указано, что 20.06.2013 в отношении земельной доли, принадлежащей заявителю на праве собственности, а также земельных долей, принадлежащих иным участникам общей долевой собственности, ООО "Геометрикс" были проведены кадастровые работы по образованию двух земельных участков, путем выдела в счет долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером N 1, расположенного по адресу: Омская область, Омский район, <...>. 04.04.2013 в газете "Омский пригород" N 13 было опубликовано объявление о согласовании проекта межевания земельных участков, а также размера и местоположения границ земельных участков, выделяемых в счет земельных долей. За период времени с 04.04.2013 по 04.05.2013 возражения относительно размера и местоположения границ, выделяемых в счет земельных долей земельных участков, в адрес кадастрового инженера не поступало. При подготовке межевого плана размер и местоположение границ образуемых земельных участков соответствует размеру и местоположению границ земельных участков, установленных в проекте межевания, утвержденном собственниками земельных долей. 25.06.2013 в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области заявителем было подано заявление о кадастровом учете указанных земельных участков, представлен межевой план, однако 23.07.2013 отделом кадастрового учета филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области в постановке на кадастровый учет отказано, поскольку нарушен установленный законом порядок согласования границ земельного участка с правообладателями земельного участка с кадастровым номером N 1, а также отсутствует согласование границ образуемого земельного участка N 1.2 с правообладателями земельного участка с кадастровым номером N 2. Полагал, что в порядке, установленном Законом о кадастре, должно быть согласовано местоположение границ земельных участков, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ таких земельных участков. При подготовке межевого плана с целью постановки образованного земельного участка на государственный кадастровый учет, законодательством РФ не предусмотрено проведения повторной процедуры согласования границ формируемого земельного участка. Так как образуемые земельные участки не имели определенных границ до момента осуществления постановки их на государственный учет, применение норм Закона о кадастре относительно местоположения границ земельного участка является недопустимым. Согласно кадастровому плану территории на кадастровый квартал <...> смежные земельные участки, границы которых установлены, относительно образованных участков отсутствуют, следовательно, при проведении кадастровых работ по образованию земельных участков не могли быть уточнены границы других земельных участков, являющихся смежными и сведения о которых внесены в ГКН.
Представитель заинтересованного лица ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области С.И. пояснила, что заявленные требования удовлетворению не подлежат. Указала, что органом кадастрового учета решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета принято на основании пункта 2 части 5 статьи 27 Закона о кадастре в связи с нарушением установленного порядка согласования местоположения границ земельных участков или, если местоположение границ земельных участков не считается согласованным.
Представитель заинтересованного лица ООО "Геометрикс" Т. заявление поддержала в полном объеме.
Заявление рассмотрено в отсутствие Б.В., С.Е., Д., Б.Н., Н., С.П., М., представителя Администрации Омского муниципального района Омской области
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Б.В. просит решение суда отменить. Указывает, что в кадастровом плане территории, предоставленном ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области и использованном для подготовки проекта межевания и межевого плана, нет сведений о земельном участке N 2. Данный земельный участок не состоит на государственном кадастровом учете, не имеет установленных границ. У кадастрового инженера отсутствовали основания полагать, что на спорной территории находится какой-либо участок. Образованные земельные участки не являются для других земельных участков смежными. Суду необходимо было руководствоваться Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Отмечает также, что представитель третьего лица не был уполномочен делать заявление о намерении образовать новый земельный участок. Нормы закона об уточнении границ земельного участка не применимы, поскольку в настоящем деле речь шла об образовании земельного участка путем выдела земельных долей. Проект межевания земельного участка утвержден решением собственников земельных долей, дополнительного согласования размера и местоположения границ образуемого земельного участка не требуется.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что оснований для ее удовлетворения не имеется.
В силу ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении данного дела не допущено.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела видно, что 23.07.2013 ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области отказало в постановке на кадастровый учет земельных участков N 1.1, N 1.2 поскольку не было согласовано местоположение границ земельных участков в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Отказывая в удовлетворении заявления Б.В. о признании незаконным решения филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области, суд первой инстанции исходил из того, что решение ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области от 23.07.2013 принято в соответствии с законом и в пределах компетенции органа, осуществляющего кадастровый учет.
Согласно п. 5 ст. 79 ЗК РФ использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В силу п. 1 ст. 1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" данный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.
При этом отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, урегулированы Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (ч. 1 ст. 1).
Особенности кадастрового учета земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, образованного в соответствии с утвержденным проектом межевания земельного участка или земельных участков, не установлены.
Для земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, образованных в соответствии с утвержденным проектом межевания земельных участков, применяется общий порядок представления в орган кадастрового учета документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета таких земельных участков, и рассмотрения органом кадастрового учета указанных документов.
Тот факт, что проект межевания земельного участка утвержден решением собственников земельных долей, не свидетельствует о том, что не требуется согласование местоположения границ образуемого земельного участка с лицами, обладающими смежными земельными участками.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 22 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" необходимыми для кадастрового учета документами являются, в том числе, копии документов, подтверждающих согласование проекта межевания земельного участка (при кадастровом учете земельного участка, выделяемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в случае отсутствия решения общего собрания участников долевой собственности на этот земельный участок об утверждении проекта межевания земельных участков).
Согласно п. 3 ст. 13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", земельный участок может быть образован на основании решения общего собрания участников долевой собственности в случае, если данным решением утверждены проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки. Если земельный участок образуется на основании решения общего собрания участников долевой собственности и в соответствии с утвержденным этим собранием проектом межевания, дополнительное согласование размера и местоположения границ образуемого земельного участка не требуется.
В силу ч. 4, если указанное в п. 3 настоящей статьи решение общего собрания отсутствует, собственник земельной доли или земельных долей для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей.
Под дополнительным согласованием понимается предусмотренное п. 9 ст. 13.1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" согласование проекта межевания земельного участка, утверждаемого решением собственника земельной доли или земельных долей, с участниками долевой собственности.
Кроме того, речь в нормах п. 3 ст. 13, п. 9 ст. 13.1 идет именно о проекте межевания.
При этом п. 2 ч. 1 ст. 22 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" к числу документов, необходимых для кадастрового учета, также относит межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копию документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
В текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в объеме, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, а также в установленном частью 1 статьи 39 настоящего Федерального закона случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ (ч. 6 ст. 38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").
Частью 1 статьи 39 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ:
- уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или
- уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Сведения о земельных участках N 1 (ранее учитывался как <...>) и N 2 (ранее учитывался как N 1) включены в государственный кадастр недвижимости соответственно 01.02.2006 и 01.10.2007, при этом их границы не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства (л.д. 170, 185 том 1).
Согласно п. 9 ст. 38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Данное свидетельствует о том, что уточнение местоположения границ земельного участка производится и при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка.
Таким образом, тот факт, что границы земельных участков N 2 и N 1 не установлены, правового значения для решения вопроса о применении ч. 1 ст. 39 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" не имеет.
Кроме того, из землеустроительного дела земельного участка с кадастровым номером N 2 следует, что по заказу ** участников долевой собственности ООО "Институт Землеустройства и кадастра" проведены работы по установлению границ земельных участков для постановки их на государственный кадастровый учет (л.д. 1 - 231 том 2).
Материалами землеустроительного дела подтверждается, что фактически произошло наложение большей части площади земельного участка с кадастровым номером N 1.2 с земельным участком N 2 (л.д. 23 том 1, л.д. 200 том 1, л.д. 11 том 2).
При таком положении отсутствие согласования границ земельного участка влечет нарушение прав собственников долей в праве общей собственности на земельный участок N 2.
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" в действовавшей в указанной период редакции при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета в случае, если при уточнении указанных границ нарушен установленный настоящим Федеральным законом порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с настоящим Федеральным законом не считается согласованным, за исключением случаев признания указанных границ уточненными в порядке разрешения земельного спора.
Иные доводы жалобы сводятся к указанию на то, что кадастровый инженер не обладал и не мог обладать информацией о том, что на спорной территории находится какой-либо участок. Судебная коллегия данные доводы отклоняет.
Согласно ч. 1 ст. 38 межевой план составляется на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке. При этом кадастровый план территории представляет собой тематический план кадастрового квартала или иной указанной в соответствующем запросе территории в пределах кадастрового квартала, который составлен на картографической основе и на котором в графической форме и текстовой форме воспроизведены запрашиваемые сведения (ч. 4 ст. 14).
Вместе с тем, учитывая, что земельные участки выделяются в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок N 1 из земель сельскохозяйственного назначения, который также поставлен на кадастровый учет по декларативному принципу с указанием ориентировочной площади, подлежащей уточнению при межевании, у кадастрового инженера имелись основания предполагать о существовании в данной местности иных аналогично учтенных земельных участков, в связи с чем должны были быть приняты во внимание кадастровые выписки и иная документация в отношении них.
Довод жалобы об отсутствии у представителя третьего лица полномочий делать заявления о намерении заявителя образовать новый земельный участок на существо решения не влияет.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, представленные доказательства оценены правильно в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ не допущено, судебная коллегия, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 настоящего Кодекса, не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Омска от 09 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)