Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 мая 2015 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Донцова П.В.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
- от Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области: Михайлова И.С., представитель по доверенности N 190 от 29.10.2014;
- индивидуального предпринимателя Караева Ярослава Олеговича,
от ИП Караева Я.О. - Харламова А.В., представитель по доверенности от 01.12.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 11.02.2015 по делу N А14-14400/2014 (судья Пименова Т.В) по заявлению индивидуального предпринимателя Караева Ярослава Олеговича (ОГРНИП 310366822200024 ИНН 366400080470) к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области (ОГРН 1023601570904 ИНН 3666057069) о признании незаконным решения об отказе в формировании земельного участка ориентировочной площадью 800 кв. м для строительства магазина непродовольственных товаров площадью 300 кв. м по адресу: г.
Воронеж, ул. Лизюкова, в районе дома N 65, оформленного письмом от 05.09.2014 года N 52-17-12922з,
установил:
Индивидуальный предприниматель Караев Ярослав Олегович (далее - ИП Караев Я.О., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее - ДИЗО Воронежской области, Департамент) о признании незаконными действий Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, выразившихся в отказе ИП Караеву Я.О. в размещении объекта для строительства капитального сооружения под магазин непродовольственных товаров площадью 300 кв. м на земельном участке из категории земель населенных пунктов, расположенном по адресу: г. Воронеж, ул. Лизюкова, в районе дома N 65, ориентировочной площадью 800 кв. м, оформленных письмом от 05.09.2014 года N 52-17-12922з за подписью заместителя руководителя ДИЗО Провоторовой О.С., об обязании Департамента направить в Администрацию городского округа г. Воронеж обращение об обеспечении выбора земельного участка в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 11.02.2015, принятым по данному спору, заявленные требования удовлетворены. Оспариваемые действия Департамента, оформленные письмом от 05.09.2014 года N 52-17-12922з признаны незаконными. ДИЗО Воронежской области обязан в порядке статей 30, 31 ЗК РФ в предусмотренный указанными нормами срок рассмотреть заявление ИП Караева Я.О. по существу и провести работы по выбору земельного участка, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Лизюкова, в районе дома N 65, ориентировочной площадью 800 кв. м для строительства магазина непродовольственных товаров, принятию решения о предварительном согласовании места размещения объекта, осуществлению государственного кадастрового учета земельного участка, принятию решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Не согласившись с принятым судебным актом, считая его незаконным и необоснованным Департамент обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает на то, что испрашиваемый земельный участок граничит с земельным участком по ул. Генерала Лизюкова, 65р, предназначенным для проектирования и строительства магазина для реализации продукции сельхозпроизводителей Воронежской области. Размещение на данной территории еще одного магазина сократит примагистральную территорию
общего пользования, необходимую для озеленения и осуществления пешеходных связей. Ссылается на то, что Департамент письмом от 05.09.2014 N 52-17-12922з только разъяснил заявителю сложившеюся ситуацию по испрашиваемому участку. Настаивает на том, что суд области необоснованно возложил на ДИЗО Воронежской области обязанность по осуществлению государственного кадастрового учета земельного участка.
Представитель данного лица в судебном заседании просил обжалуемое решение отменить, а жалобу удовлетворить.
ИП Караев Я.О. в представленном отзыве против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, настаивает на том, что оспариваемый ответ Комитета от 05.09.2014 N 52-17-12922з является именно отказом предпринимателю в размещении объекта по заявлению от 25.02.2013, который в свою очередь не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы последнего.
Считает решение суда области законным и обоснованным.
Предприниматель и его представитель в судебном заседании просили обжалуемый судебный акт оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности все представленные доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, Караев Ярослав Олегович зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в установленном законом порядке.
Предприниматель 25.02.2013 обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта для строительства.
ДИЗО по Воронежской области, рассмотрев указанное заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, направил ответ от 09.04.2013 N 52-17-5177з об отказе в формировании испрашиваемого земельного участка, сославшись на то, что комиссией по предоставлению земельных участков при департаменте положительно согласован вопрос формирования и предоставления рассматриваемого земельного участка другому лицу - КФХ "Новая жизнь" под размещение здания магазина.
ИП Караев Я.О. 08.07.2013 обратился в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным решения Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, оформленного письмом от 09.04.2013 года N 52-17-5177з (дело N А14-7263/2013).
В рамках рассмотрения указанного дела, Департаментом было представлено письмо от 05.08.2013 N 52-13-6415, согласно которого принято
решение о выставлении соответствующего объекта недвижимости на торги в связи с поступлением нескольких обращений о его предоставлении, в связи с чем, ИП Караев Я.О. отказался от заявленных требований.
Впоследствии, предпринимателю Департаментом было направлено письмо от 07.03.2014 N 52-17-2645з, из которого следовало, что в формировании и предоставлении земельного участка отказано, так как расстояние от границ рассматриваемого земельного участка до жилой застройки составляет около 20 м, а согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и других объектов", санитарно-защитная зона для отдельно стоящих гипермаркетов, супермаркетов, торговых комплексов и центров устанавливается 50 м. Также Департамент сослался на то, что рассматриваемый земельный участок озеленен и является придомовой территорией. Проектом детальной планировки Северного жилого района на данной территории не предусмотрено проектирование и строительство здания универмага.
ИП Караев Ярослав Олегович 23.04.2014 обратился в Департамент о повторном проведении мероприятий по формированию испрашиваемого земельного участка и его последующем предоставлении в аренду сроком на 2 года под строительство магазина непродовольственных товаров без торгов, поскольку рассматриваемый объект недвижимости не попадает на выделенный земельный участок главе КФХ Новая "Жизнь" Губкину Ю.Н. и не попадает в санитарно защитную зону.
Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области в письме от 27.05.2014 N 52-17-6885з сообщил, что в соответствии с нормами действующего законодательства обратился в ОГБУ ВО "Управление природных ресурсов" для изготовления границ земельного участка (ориентировочной площадью 300 кв. м) в масштабе М 1:500, М 1:2000. Указал, что впоследствии графические материалы будут направлены в администрацию городского округа город Воронеж для получения соответствующей информации. Кроме того, для дальнейшего рассмотрения данного вопроса заявителю было предложено обратиться в Департамент с заявлением по форме и содержанию согласно приказу ДИЗО Воронежской области от 11.01.2012 N 7 "Об утверждении Административного регламента департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области по предоставлению государственной услуги "Предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование и в безвозмездное срочное пользование земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, а также земельных участков, находящихся в городском округе город Воронеж, право государственной собственности на которые не разграничено, для строительства, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности".
ИП Караев Я.О. направил в ДИЗО по Воронежской области письмо от 06.06.2014, в котором уточнил, что просил предоставить земельный участок площадью 800, а не 300 кв. м и просил направить в областное государственное бюджетное учреждение "Управление природных ресурсов" дополнительное письмо с уточненными размерами земельного участка. При этом, к заявлению от 06.06.2014 предприниматель приложил копию заявления от 25.02.2013 о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Письмами от 16.06.2014 N 52-17-7929з и от 24.06.2014 N 52-17-8395з Департамент сообщил, что повторно обратился в областное государственное бюджетное учреждение "Управление природных ресурсов" для изготовления плана границ земельного участка площадью 800 кв. м в масштабе М 1:500, М 1:2000, а письмом от 13.08.2014 года N 52-17-11675з - о том, что Департамент повторно обратился в администрацию городского округа город Воронеж для получения информации о разрешенном использовании испрашиваемого земельного участка и об обеспечении этого земельного участка объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технических условиях подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.
Письмом от 05.09.2014 N 52-17-12922з ДИЗО Воронежской области фактически отказал в предоставлении земельного участка, сославшись на заключение Администрации городского округа г. Воронеж, которая полагает, что строительство ИП Караевым Я.О. магазина непродовольственных товаров по указанному адресу сократит примагистральную территорию общего пользования, необходимую для озеленения и осуществления пешеходных связей.
Не согласившись с отказом Департамента, изложенным в письме от 05.09.2014 N 52-17-12922з, ИП Караев Я.О. обратился в арбитражный суд с рассмотренным заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд области пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы предпринимателя.
Апелляционная инстанция находит позицию суда первой инстанции правильной, а решение - правомерным на основании следующего.
На основании статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) данной статьи предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предварительное согласование места размещения объекта производится по правилам ст. 31 ЗК РФ. Такое согласование не осуществляется в случаях, указанных в п. 11 ст. 30 ЗК РФ.
В соответствии с п. 5 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
а) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
б) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
в) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 ЗК РФ.
Решение о проведении предварительного согласования места размещения объекта, решение о предоставлении земельного участка принимаются органом государственной власти или органами местного самоуправления, уполномоченными распоряжаться земельными участками.
Порядок выбора земельного участка для строительства предусмотрен в ст. 31 ЗК РФ. Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в приобретении земельного участка для строительства, обращаются в орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные осуществлять распоряжение земельными участками, по месту нахождения испрашиваемого земельного участка с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В заявлении указывается следующая информация:
- - назначение объекта;
- - предполагаемое место его размещения;
- - обоснование примерного размера земельного участка;
- - испрашиваемое право на земельный участок.
Орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный распоряжаться земельными участками, обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости. При этом данный орган может запросить технико-экономическое обоснование проекта строительства.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. При этом копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом паспорте либо отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.
На основании решения о предварительном согласовании места размещения объекта принимается решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Таким образом, как верно отметил суд области, решение государственного или муниципального органа о предоставлении земельного участка или протокол о результатах торгов порождают для будущего владельца юридические последствия. В соответствии с п. 7 ст. 30 ЗК РФ указанное решение или протокол является основанием заключения указанных в данном пункте договоров, государственной регистрации прав за земельные участки и сделок с ними. Поэтому п. 8 ст. 30 ЗК РФ обязывает орган, осуществляющий предоставление земельных участков, выдать заявителю положительное или отрицательное решение по поводу предоставления земельного участка (или выписку из него) в семидневный срок со дня принятия решения.
В силу абз. 3 пункта 10 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", ст. 1 Закона Воронежской области от 06.05.2010 N 26-ОЗ "О внесении изменений в Закон Воронежской области "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области" к полномочиям уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ относится управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Воронежской области, а также земельными участками, находящимися в городском округе город Воронеж, право государственной собственности на которые не разграничено, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно статьи III Приказа Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 28.12.2010 N 1907 (ред. от 24.03.2014) "Об утверждении Положения о порядке оформления документов по распоряжению земельными участками" предоставление земельных участков, расположенных в городском округе город Воронеж, для строительства осуществляется:
- - с предварительным согласованием места размещения объекта;
- - без предварительного согласования места размещения объектов.
В случае реализации процедуры предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта для формирования земельного участка гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в Департамент с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
Департамент в течение трех дней с момента поступления заявления обращается в областное государственное бюджетное учреждение Воронежской области "Управление природных ресурсов" для изготовления плана границ земельного участка в масштабе М1:500, о чем уведомляет заявителя.
После получения плана границ земельного участка в масштабе М1:500, в течение трех дней Департамент обращается в администрацию городского округа город Воронеж для получения информации о разрешенном использовании испрашиваемого земельного участка и об обеспечении этого земельного участка объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технических условиях подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения с направлением копии такого обращения в адрес заявителя. В двухнедельный срок со дня получения информации администрации городского округа город Воронеж Департамент рассматривает заявление с имеющимися документами и направляет в администрацию городского округа город Воронеж обращение об обеспечении выбора земельного участка в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, с направлением копии такого обращения в адрес заявителя либо направляет заявителю отказ в размещении объекта.
Департамент после получения от администрации городского округа город Воронеж акта о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и акта об установлении охранной или санитарно-защитной зоны участка с приложением утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории не ранее чем по истечении двух недель с момента публикации информационного сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта о выборе земельного участка для строительства, а в случаях необходимости установления охранной или санитарно-защитной зоны принимает решение об утверждении соответствующего акта.
Приказ Департамента о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для выполнения по инициативе заявителя и за его счет в отношении земельного участка кадастровых работ и осуществления его государственного кадастрового учета в установленном порядке.
После осуществления государственного кадастрового учета земельного участка заявитель обращается в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства с приложением кадастрового паспорта земельного участка.
Департамент на основании заявления гражданина или юридического лица, в отношении которого принималось решение о предварительном согласовании места размещения объекта, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Пунктом 2.8.1 Приказа Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской обл. от 11.01.2012 N 7 "Об утверждении Административного регламента департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области по предоставлению государственной услуги "Предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование и в безвозмездное срочное пользование земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, а также земельных участков, находящихся в городском округе город Воронеж, право государственной собственности на которые не разграничено, для строительства, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности" установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельных участков в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование, а именно если:
- - с заявлением обратилось ненадлежащее лицо;
- - документы, представленные заявителем, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;
- - имеются противоречия между заявленными и уже зарегистрированными правами;
- - Департамент не является уполномоченным органом по распоряжению земельным участком, в отношении которого поступило заявление о предоставлении земельного участка на соответствующем праве;
- - наличие запретов, арестов на земельный участок.
Решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 N 384-II "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж" утверждены Правила землепользования и застройки городского округа город Воронеж (далее - Правила).
В силу статьи 1 Правил Правила землепользования и застройки городского округа город Воронеж - документ градостроительного зонирования, принятый в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами Воронежской области, Генеральным планом городского округа город Воронеж и устанавливающий территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Правила вводят в городском округе город Воронеж систему регулирования землепользования и застройки, которая основана на градостроительном зонировании - делении всей территории в границах городского округа на территориальные зоны с установлением для каждой из них единого градостроительного регламента для:
- - создания условий для устойчивого развития территории городского округа город Воронеж;
- - защиты прав граждан и обеспечения равенства прав физических и юридических лиц в процессе реализации отношений, возникающих по поводу землепользования и застройки.
Индекс зоны Ж7 - зона выделена для формирования жилых районов многоэтажной застройки с необходимым набором услуг местного значения. Данным параграфом установлены как архитектурно - строительные требования, так и ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Как видно из материалов дела, изначально заявитель обратился в Департамент с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта 25.02.2013. Впоследствии письмом от 05.09.2014 N 52-17-12922з Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области отказал предпринимателю в формировании испрашиваемого земельного участка, сославшись на то, что объект недвижимости находится в границах территориальной зоны с индексом Ж7 "Многоэтажная застройка"; испрашиваемый земельный участок граничит с земельным участком по ул. Генерала Лизюкова 65р, предназначенным для проектирования и строительства магазина для реализации продукции сельхозтоваропроизводителей Воронежской области; размещение на данной
территории еще одно магазина сократит примагистральную территорию общего пользования, необходимую для озеленения и осуществления пешеходных связей.
Между тем, оспариваемый отказ ДИЗО Воронежской области не содержит ссылок ни на основания, указанные в п. 2.8.1. Приказа Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 11.01.2012 N 7, ни на ограничения, установленные Правилами землепользования и застройки городского округа город Воронеж.
Приведенные Департаментом причины, изложенные в оспариваемом письме от 05.09.2014 N 52-17-12922з, не мотивированы с позиции правовых норм и не содержат на них ссылок. Доказательств обратного в материалах дела не представлено.
С учетом изложенного, суд области пришел к законному выводу о том, что действия ДИЗО Воронежской области по отказу ИП Караеву Я.О. в обеспечении выбора земельного участка для строительства магазина непродовольственных товаров общей площадью 300 кв. м, в предварительном согласовании места размещения указанного объекта и последующего его представления не соответствуют земельному законодательству, а именно нормам статей 30, 31 ЗК РФ, и нарушают права и законные интересы заявителя, создавая предпринимателю препятствия для осуществления предпринимательской деятельности.
Ссылка заявителя жалобы на то, что суд области необоснованно возложил на ДИЗО Воронежской области обязанность по осуществлению государственного кадастрового учета земельного участка, судом апелляционной инстанции отклоняется исходя из следующего.
В резолютивной части обжалуемого решения суд области в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ обязал Департамент рассмотреть в соответствии с нормами ст. ст. 30, 31 ЗК РФ и в предусмотренные сроки заявление ИП Караева Я.О. по существу, провести работы по выбору земельного участка, принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, осуществлению государственного кадастрового учета земельного участка, принять решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Из указанного не следует, что суд области в качестве восстановления нарушенных прав предпринимателя возложил на Департамент обязанность непосредственно осуществить мероприятия по постановке объекта недвижимости на государственный кадастровый учет. Суд первой инстанции лишь указал на то, что Департамент обязан совершить все необходимые действия, связанные с предоставлением предпринимателю испрашиваемого земельного участка для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов по установленной законом процедуре.
Иные доводы апелляционной жалобы, исследованные судом апелляционной инстанции, фактически повторяют доводы, изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, и нашли свое отражение в судебном акте. Они были предметом исследования и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная правовая оценка. Оснований для их переоценки у апелляционного суда не имеется.
Иных доводов, опровергающих выводы суда области, в апелляционной инстанции не заявлено.
С учетом сделанных выводов апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта и удовлетворения требований заявителя жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 11.02.2015 по делу N А14-14400/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в установленном законом порядке в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Е.А.СЕМЕНЮТА
Судьи
П.В.ДОНЦОВ
А.И.ПРОТАСОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.05.2015 ПО ДЕЛУ N А14-14400/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 мая 2015 г. по делу N А14-14400/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 мая 2015 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Донцова П.В.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
- от Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области: Михайлова И.С., представитель по доверенности N 190 от 29.10.2014;
- индивидуального предпринимателя Караева Ярослава Олеговича,
от ИП Караева Я.О. - Харламова А.В., представитель по доверенности от 01.12.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 11.02.2015 по делу N А14-14400/2014 (судья Пименова Т.В) по заявлению индивидуального предпринимателя Караева Ярослава Олеговича (ОГРНИП 310366822200024 ИНН 366400080470) к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области (ОГРН 1023601570904 ИНН 3666057069) о признании незаконным решения об отказе в формировании земельного участка ориентировочной площадью 800 кв. м для строительства магазина непродовольственных товаров площадью 300 кв. м по адресу: г.
Воронеж, ул. Лизюкова, в районе дома N 65, оформленного письмом от 05.09.2014 года N 52-17-12922з,
установил:
Индивидуальный предприниматель Караев Ярослав Олегович (далее - ИП Караев Я.О., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее - ДИЗО Воронежской области, Департамент) о признании незаконными действий Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, выразившихся в отказе ИП Караеву Я.О. в размещении объекта для строительства капитального сооружения под магазин непродовольственных товаров площадью 300 кв. м на земельном участке из категории земель населенных пунктов, расположенном по адресу: г. Воронеж, ул. Лизюкова, в районе дома N 65, ориентировочной площадью 800 кв. м, оформленных письмом от 05.09.2014 года N 52-17-12922з за подписью заместителя руководителя ДИЗО Провоторовой О.С., об обязании Департамента направить в Администрацию городского округа г. Воронеж обращение об обеспечении выбора земельного участка в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 11.02.2015, принятым по данному спору, заявленные требования удовлетворены. Оспариваемые действия Департамента, оформленные письмом от 05.09.2014 года N 52-17-12922з признаны незаконными. ДИЗО Воронежской области обязан в порядке статей 30, 31 ЗК РФ в предусмотренный указанными нормами срок рассмотреть заявление ИП Караева Я.О. по существу и провести работы по выбору земельного участка, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Лизюкова, в районе дома N 65, ориентировочной площадью 800 кв. м для строительства магазина непродовольственных товаров, принятию решения о предварительном согласовании места размещения объекта, осуществлению государственного кадастрового учета земельного участка, принятию решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Не согласившись с принятым судебным актом, считая его незаконным и необоснованным Департамент обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает на то, что испрашиваемый земельный участок граничит с земельным участком по ул. Генерала Лизюкова, 65р, предназначенным для проектирования и строительства магазина для реализации продукции сельхозпроизводителей Воронежской области. Размещение на данной территории еще одного магазина сократит примагистральную территорию
общего пользования, необходимую для озеленения и осуществления пешеходных связей. Ссылается на то, что Департамент письмом от 05.09.2014 N 52-17-12922з только разъяснил заявителю сложившеюся ситуацию по испрашиваемому участку. Настаивает на том, что суд области необоснованно возложил на ДИЗО Воронежской области обязанность по осуществлению государственного кадастрового учета земельного участка.
Представитель данного лица в судебном заседании просил обжалуемое решение отменить, а жалобу удовлетворить.
ИП Караев Я.О. в представленном отзыве против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, настаивает на том, что оспариваемый ответ Комитета от 05.09.2014 N 52-17-12922з является именно отказом предпринимателю в размещении объекта по заявлению от 25.02.2013, который в свою очередь не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы последнего.
Считает решение суда области законным и обоснованным.
Предприниматель и его представитель в судебном заседании просили обжалуемый судебный акт оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности все представленные доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, Караев Ярослав Олегович зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в установленном законом порядке.
Предприниматель 25.02.2013 обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта для строительства.
ДИЗО по Воронежской области, рассмотрев указанное заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, направил ответ от 09.04.2013 N 52-17-5177з об отказе в формировании испрашиваемого земельного участка, сославшись на то, что комиссией по предоставлению земельных участков при департаменте положительно согласован вопрос формирования и предоставления рассматриваемого земельного участка другому лицу - КФХ "Новая жизнь" под размещение здания магазина.
ИП Караев Я.О. 08.07.2013 обратился в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным решения Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, оформленного письмом от 09.04.2013 года N 52-17-5177з (дело N А14-7263/2013).
В рамках рассмотрения указанного дела, Департаментом было представлено письмо от 05.08.2013 N 52-13-6415, согласно которого принято
решение о выставлении соответствующего объекта недвижимости на торги в связи с поступлением нескольких обращений о его предоставлении, в связи с чем, ИП Караев Я.О. отказался от заявленных требований.
Впоследствии, предпринимателю Департаментом было направлено письмо от 07.03.2014 N 52-17-2645з, из которого следовало, что в формировании и предоставлении земельного участка отказано, так как расстояние от границ рассматриваемого земельного участка до жилой застройки составляет около 20 м, а согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и других объектов", санитарно-защитная зона для отдельно стоящих гипермаркетов, супермаркетов, торговых комплексов и центров устанавливается 50 м. Также Департамент сослался на то, что рассматриваемый земельный участок озеленен и является придомовой территорией. Проектом детальной планировки Северного жилого района на данной территории не предусмотрено проектирование и строительство здания универмага.
ИП Караев Ярослав Олегович 23.04.2014 обратился в Департамент о повторном проведении мероприятий по формированию испрашиваемого земельного участка и его последующем предоставлении в аренду сроком на 2 года под строительство магазина непродовольственных товаров без торгов, поскольку рассматриваемый объект недвижимости не попадает на выделенный земельный участок главе КФХ Новая "Жизнь" Губкину Ю.Н. и не попадает в санитарно защитную зону.
Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области в письме от 27.05.2014 N 52-17-6885з сообщил, что в соответствии с нормами действующего законодательства обратился в ОГБУ ВО "Управление природных ресурсов" для изготовления границ земельного участка (ориентировочной площадью 300 кв. м) в масштабе М 1:500, М 1:2000. Указал, что впоследствии графические материалы будут направлены в администрацию городского округа город Воронеж для получения соответствующей информации. Кроме того, для дальнейшего рассмотрения данного вопроса заявителю было предложено обратиться в Департамент с заявлением по форме и содержанию согласно приказу ДИЗО Воронежской области от 11.01.2012 N 7 "Об утверждении Административного регламента департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области по предоставлению государственной услуги "Предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование и в безвозмездное срочное пользование земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, а также земельных участков, находящихся в городском округе город Воронеж, право государственной собственности на которые не разграничено, для строительства, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности".
ИП Караев Я.О. направил в ДИЗО по Воронежской области письмо от 06.06.2014, в котором уточнил, что просил предоставить земельный участок площадью 800, а не 300 кв. м и просил направить в областное государственное бюджетное учреждение "Управление природных ресурсов" дополнительное письмо с уточненными размерами земельного участка. При этом, к заявлению от 06.06.2014 предприниматель приложил копию заявления от 25.02.2013 о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Письмами от 16.06.2014 N 52-17-7929з и от 24.06.2014 N 52-17-8395з Департамент сообщил, что повторно обратился в областное государственное бюджетное учреждение "Управление природных ресурсов" для изготовления плана границ земельного участка площадью 800 кв. м в масштабе М 1:500, М 1:2000, а письмом от 13.08.2014 года N 52-17-11675з - о том, что Департамент повторно обратился в администрацию городского округа город Воронеж для получения информации о разрешенном использовании испрашиваемого земельного участка и об обеспечении этого земельного участка объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технических условиях подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.
Письмом от 05.09.2014 N 52-17-12922з ДИЗО Воронежской области фактически отказал в предоставлении земельного участка, сославшись на заключение Администрации городского округа г. Воронеж, которая полагает, что строительство ИП Караевым Я.О. магазина непродовольственных товаров по указанному адресу сократит примагистральную территорию общего пользования, необходимую для озеленения и осуществления пешеходных связей.
Не согласившись с отказом Департамента, изложенным в письме от 05.09.2014 N 52-17-12922з, ИП Караев Я.О. обратился в арбитражный суд с рассмотренным заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд области пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы предпринимателя.
Апелляционная инстанция находит позицию суда первой инстанции правильной, а решение - правомерным на основании следующего.
На основании статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) данной статьи предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предварительное согласование места размещения объекта производится по правилам ст. 31 ЗК РФ. Такое согласование не осуществляется в случаях, указанных в п. 11 ст. 30 ЗК РФ.
В соответствии с п. 5 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
а) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
б) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
в) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 ЗК РФ.
Решение о проведении предварительного согласования места размещения объекта, решение о предоставлении земельного участка принимаются органом государственной власти или органами местного самоуправления, уполномоченными распоряжаться земельными участками.
Порядок выбора земельного участка для строительства предусмотрен в ст. 31 ЗК РФ. Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в приобретении земельного участка для строительства, обращаются в орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные осуществлять распоряжение земельными участками, по месту нахождения испрашиваемого земельного участка с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В заявлении указывается следующая информация:
- - назначение объекта;
- - предполагаемое место его размещения;
- - обоснование примерного размера земельного участка;
- - испрашиваемое право на земельный участок.
Орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный распоряжаться земельными участками, обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости. При этом данный орган может запросить технико-экономическое обоснование проекта строительства.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. При этом копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом паспорте либо отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.
На основании решения о предварительном согласовании места размещения объекта принимается решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Таким образом, как верно отметил суд области, решение государственного или муниципального органа о предоставлении земельного участка или протокол о результатах торгов порождают для будущего владельца юридические последствия. В соответствии с п. 7 ст. 30 ЗК РФ указанное решение или протокол является основанием заключения указанных в данном пункте договоров, государственной регистрации прав за земельные участки и сделок с ними. Поэтому п. 8 ст. 30 ЗК РФ обязывает орган, осуществляющий предоставление земельных участков, выдать заявителю положительное или отрицательное решение по поводу предоставления земельного участка (или выписку из него) в семидневный срок со дня принятия решения.
В силу абз. 3 пункта 10 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", ст. 1 Закона Воронежской области от 06.05.2010 N 26-ОЗ "О внесении изменений в Закон Воронежской области "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области" к полномочиям уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ относится управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Воронежской области, а также земельными участками, находящимися в городском округе город Воронеж, право государственной собственности на которые не разграничено, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно статьи III Приказа Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 28.12.2010 N 1907 (ред. от 24.03.2014) "Об утверждении Положения о порядке оформления документов по распоряжению земельными участками" предоставление земельных участков, расположенных в городском округе город Воронеж, для строительства осуществляется:
- - с предварительным согласованием места размещения объекта;
- - без предварительного согласования места размещения объектов.
В случае реализации процедуры предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта для формирования земельного участка гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в Департамент с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
Департамент в течение трех дней с момента поступления заявления обращается в областное государственное бюджетное учреждение Воронежской области "Управление природных ресурсов" для изготовления плана границ земельного участка в масштабе М1:500, о чем уведомляет заявителя.
После получения плана границ земельного участка в масштабе М1:500, в течение трех дней Департамент обращается в администрацию городского округа город Воронеж для получения информации о разрешенном использовании испрашиваемого земельного участка и об обеспечении этого земельного участка объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технических условиях подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения с направлением копии такого обращения в адрес заявителя. В двухнедельный срок со дня получения информации администрации городского округа город Воронеж Департамент рассматривает заявление с имеющимися документами и направляет в администрацию городского округа город Воронеж обращение об обеспечении выбора земельного участка в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, с направлением копии такого обращения в адрес заявителя либо направляет заявителю отказ в размещении объекта.
Департамент после получения от администрации городского округа город Воронеж акта о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и акта об установлении охранной или санитарно-защитной зоны участка с приложением утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории не ранее чем по истечении двух недель с момента публикации информационного сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта о выборе земельного участка для строительства, а в случаях необходимости установления охранной или санитарно-защитной зоны принимает решение об утверждении соответствующего акта.
Приказ Департамента о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для выполнения по инициативе заявителя и за его счет в отношении земельного участка кадастровых работ и осуществления его государственного кадастрового учета в установленном порядке.
После осуществления государственного кадастрового учета земельного участка заявитель обращается в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства с приложением кадастрового паспорта земельного участка.
Департамент на основании заявления гражданина или юридического лица, в отношении которого принималось решение о предварительном согласовании места размещения объекта, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Пунктом 2.8.1 Приказа Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской обл. от 11.01.2012 N 7 "Об утверждении Административного регламента департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области по предоставлению государственной услуги "Предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование и в безвозмездное срочное пользование земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, а также земельных участков, находящихся в городском округе город Воронеж, право государственной собственности на которые не разграничено, для строительства, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности" установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельных участков в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование, а именно если:
- - с заявлением обратилось ненадлежащее лицо;
- - документы, представленные заявителем, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;
- - имеются противоречия между заявленными и уже зарегистрированными правами;
- - Департамент не является уполномоченным органом по распоряжению земельным участком, в отношении которого поступило заявление о предоставлении земельного участка на соответствующем праве;
- - наличие запретов, арестов на земельный участок.
Решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 N 384-II "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж" утверждены Правила землепользования и застройки городского округа город Воронеж (далее - Правила).
В силу статьи 1 Правил Правила землепользования и застройки городского округа город Воронеж - документ градостроительного зонирования, принятый в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами Воронежской области, Генеральным планом городского округа город Воронеж и устанавливающий территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Правила вводят в городском округе город Воронеж систему регулирования землепользования и застройки, которая основана на градостроительном зонировании - делении всей территории в границах городского округа на территориальные зоны с установлением для каждой из них единого градостроительного регламента для:
- - создания условий для устойчивого развития территории городского округа город Воронеж;
- - защиты прав граждан и обеспечения равенства прав физических и юридических лиц в процессе реализации отношений, возникающих по поводу землепользования и застройки.
Индекс зоны Ж7 - зона выделена для формирования жилых районов многоэтажной застройки с необходимым набором услуг местного значения. Данным параграфом установлены как архитектурно - строительные требования, так и ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Как видно из материалов дела, изначально заявитель обратился в Департамент с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта 25.02.2013. Впоследствии письмом от 05.09.2014 N 52-17-12922з Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области отказал предпринимателю в формировании испрашиваемого земельного участка, сославшись на то, что объект недвижимости находится в границах территориальной зоны с индексом Ж7 "Многоэтажная застройка"; испрашиваемый земельный участок граничит с земельным участком по ул. Генерала Лизюкова 65р, предназначенным для проектирования и строительства магазина для реализации продукции сельхозтоваропроизводителей Воронежской области; размещение на данной
территории еще одно магазина сократит примагистральную территорию общего пользования, необходимую для озеленения и осуществления пешеходных связей.
Между тем, оспариваемый отказ ДИЗО Воронежской области не содержит ссылок ни на основания, указанные в п. 2.8.1. Приказа Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 11.01.2012 N 7, ни на ограничения, установленные Правилами землепользования и застройки городского округа город Воронеж.
Приведенные Департаментом причины, изложенные в оспариваемом письме от 05.09.2014 N 52-17-12922з, не мотивированы с позиции правовых норм и не содержат на них ссылок. Доказательств обратного в материалах дела не представлено.
С учетом изложенного, суд области пришел к законному выводу о том, что действия ДИЗО Воронежской области по отказу ИП Караеву Я.О. в обеспечении выбора земельного участка для строительства магазина непродовольственных товаров общей площадью 300 кв. м, в предварительном согласовании места размещения указанного объекта и последующего его представления не соответствуют земельному законодательству, а именно нормам статей 30, 31 ЗК РФ, и нарушают права и законные интересы заявителя, создавая предпринимателю препятствия для осуществления предпринимательской деятельности.
Ссылка заявителя жалобы на то, что суд области необоснованно возложил на ДИЗО Воронежской области обязанность по осуществлению государственного кадастрового учета земельного участка, судом апелляционной инстанции отклоняется исходя из следующего.
В резолютивной части обжалуемого решения суд области в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ обязал Департамент рассмотреть в соответствии с нормами ст. ст. 30, 31 ЗК РФ и в предусмотренные сроки заявление ИП Караева Я.О. по существу, провести работы по выбору земельного участка, принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, осуществлению государственного кадастрового учета земельного участка, принять решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Из указанного не следует, что суд области в качестве восстановления нарушенных прав предпринимателя возложил на Департамент обязанность непосредственно осуществить мероприятия по постановке объекта недвижимости на государственный кадастровый учет. Суд первой инстанции лишь указал на то, что Департамент обязан совершить все необходимые действия, связанные с предоставлением предпринимателю испрашиваемого земельного участка для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов по установленной законом процедуре.
Иные доводы апелляционной жалобы, исследованные судом апелляционной инстанции, фактически повторяют доводы, изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, и нашли свое отражение в судебном акте. Они были предметом исследования и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная правовая оценка. Оснований для их переоценки у апелляционного суда не имеется.
Иных доводов, опровергающих выводы суда области, в апелляционной инстанции не заявлено.
С учетом сделанных выводов апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта и удовлетворения требований заявителя жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 11.02.2015 по делу N А14-14400/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в установленном законом порядке в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Е.А.СЕМЕНЮТА
Судьи
П.В.ДОНЦОВ
А.И.ПРОТАСОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)