Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Заявитель ссылается на то, что кадастровая стоимость спорного земельного участка значительно выше его рыночной стоимости.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Горчаковой Е.В., Николаевой О.В.
при секретаре Кирсановой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Авдеевой Л.Н. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> в размере, равном его рыночной стоимости, по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Самарского областного суда от 12 мая 2015 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Авдеева Л.Н. обратилась в Самарский областной суд с заявлением (уточненным в процессе рассмотрения спора) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - административные объекты, с местоположением относительно ориентира, расположенного в границах участка с почтовым адресом: <...> область, г. <...>, р-н <...>, ул. <...> участок N <...>, в размере равном его рыночной стоимости - <...> руб., определенной по состоянию на 2 июля 2014 г.
Решением Самарского областного суда от 12 мая 2015 г. заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство имущественных отношений Самарской области обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм права.
Авдеева Л.Н., федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области, Правительство Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области, Мэрия городского округа Тольятти, общество с ограниченной ответственностью "Институт независимой оценки и аудита", Рябов Д.Л., Поляков А.А., Зайцева С.Е., Качкаев А.В., Каратаев Р.А., Новрузов А.Х.о., Лысенко О.А., Иванов А.И., Родовниченко Е.А., Белоконь С.Ф., Косырев М.И., извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности" (далее - Закон об оценочной деятельности) предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При этом под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3 Закона об оценочной деятельности).
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта (далее - отчет).
Итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Законом об оценочной деятельности, признается достоверной и рекомендуемой, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное (статья 12 Закона об оценочной деятельности).
В целях проверки отчета проводится экспертиза, результатом которой является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков. Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения устанавливаются федеральным стандартом оценки (статья 17.1 Закона об оценочной деятельности).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что на основании постановления Мэрии городского округа Тольятти от 23 июня 2014 г. N 2036-П/1 земельный участок с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - административные объекты, с местоположением относительно ориентира, расположенного в границах участка с почтовым адресом: <...> область, г. <...>, р-н <...>, ул. <...>, участок N <...> предоставлен в аренду Авдеевой Л.Н., Рябову Д.Л., Полякову А.А., Зайцевой С.Е., Качкаеву А.В., Каратаеву Р.А., Новрузову А.Х.о., Лысенко О.А., Иванову А.И., Родовниченко Е.А., Белоконь С.Ф., Косыреву М.И.
Постановлением Правительства Самарской области от 13 ноября 2013 г. N 610 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" кадастровая стоимость указанного земельного участка по состоянию на 1 января 2013 г. установлена в размере <...> руб.
В связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка: для дальнейшей эксплуатации питомника декоративных культур и производственной базы на разрешенное использование: административные объекты, кадастровая стоимость земельного участка пересчитана и установлена в размере <...> руб. со 2 июля 2014 г. - даты внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих изменений.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции заявитель представил два отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка, выполненных обществом с ограниченной ответственностью "Институт независимой оценки и аудита":
- - от 12 ноября 2014 г. N <...>, в котором рыночная стоимость объекта оценки определена по состоянию на 1 января 2013 г. в размере <...> руб.;
- - от 9 февраля 2015 г. N <...>, в котором рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> по состоянию на 2 июля 2014 г. составила <...> руб.
По результатам экспертизы отчета от 9 февраля 2015 г. N <...>, проведенной экспертом общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков", отчет признан соответствующим Федеральному закону от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральным стандартам оценки, о чем составлено заключение от 27 февраля 2014 г. N <...>.
По ходатайству представителя заявителя судом назначена судебная оценочная экспертиза для определения рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 2 июля 2014 г., проведение которой поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "Лига-Консалт Оценка".
Согласно заключению эксперта по итогам проведения судебной оценочной экспертизы от 16 апреля 2015 г. N <...> рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> по состоянию на 2 июля 2014 г. составила <...> руб.
Суд первой инстанции с учетом фактических обстоятельств дела, оценив представленное в материалы дела экспертное заключение от 16 апреля 2015 г. N <...>, установил кадастровую стоимость земельного участка, равную его рыночной стоимости в размере <...> руб.
Судебной коллегией при рассмотрении апелляционной жалобы установлено, что экспертом проанализированы все необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки. При этом в экспертном заключении приведена информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимся при определении стоимости земельного участка. В заключении имеются ссылки на источники используемой информации, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, приложены копии материалов и распечаток. Кроме того, экспертом приведены не только расчеты, но и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов.
При таких данных Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации соглашается с выводами суда о соответствии подготовленного экспертом заключения требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.
Доводы апелляционной жалобы Министерства имущественных отношений Самарской области о неправомерном определении кадастровой стоимости земельного участка в размере равном его рыночной стоимости по состоянию на 2 июля 2014 г. основаны на неправильном толковании закона.
Статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в названных случаях является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с данной статьей.
Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 15 октября 2014 г. датой внесения сведений о земельном участке с кадастровым номером N <...> в государственный кадастр недвижимости, в связи с изменением вида его разрешенного использования, является 2 июля 2014 г. Кадастровая стоимость указанного земельного участка определена органом кадастрового учета также по состоянию на 2 июля 2014 г.
Исходя из изложенного, а также учитывая положения статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, согласно которым в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, суд первой инстанции обоснованно установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N <...> в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 2 июля 2014 г.
Принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену решения, в апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Самарского областного суда от 12 мая 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 14.09.2015 N 46-АПГ15-41
Требование: Об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости.Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Заявитель ссылается на то, что кадастровая стоимость спорного земельного участка значительно выше его рыночной стоимости.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 сентября 2015 г. N 46-АПГ15-41
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Горчаковой Е.В., Николаевой О.В.
при секретаре Кирсановой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Авдеевой Л.Н. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> в размере, равном его рыночной стоимости, по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Самарского областного суда от 12 мая 2015 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Авдеева Л.Н. обратилась в Самарский областной суд с заявлением (уточненным в процессе рассмотрения спора) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - административные объекты, с местоположением относительно ориентира, расположенного в границах участка с почтовым адресом: <...> область, г. <...>, р-н <...>, ул. <...> участок N <...>, в размере равном его рыночной стоимости - <...> руб., определенной по состоянию на 2 июля 2014 г.
Решением Самарского областного суда от 12 мая 2015 г. заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство имущественных отношений Самарской области обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм права.
Авдеева Л.Н., федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области, Правительство Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области, Мэрия городского округа Тольятти, общество с ограниченной ответственностью "Институт независимой оценки и аудита", Рябов Д.Л., Поляков А.А., Зайцева С.Е., Качкаев А.В., Каратаев Р.А., Новрузов А.Х.о., Лысенко О.А., Иванов А.И., Родовниченко Е.А., Белоконь С.Ф., Косырев М.И., извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности" (далее - Закон об оценочной деятельности) предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При этом под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3 Закона об оценочной деятельности).
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта (далее - отчет).
Итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Законом об оценочной деятельности, признается достоверной и рекомендуемой, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное (статья 12 Закона об оценочной деятельности).
В целях проверки отчета проводится экспертиза, результатом которой является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков. Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения устанавливаются федеральным стандартом оценки (статья 17.1 Закона об оценочной деятельности).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что на основании постановления Мэрии городского округа Тольятти от 23 июня 2014 г. N 2036-П/1 земельный участок с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - административные объекты, с местоположением относительно ориентира, расположенного в границах участка с почтовым адресом: <...> область, г. <...>, р-н <...>, ул. <...>, участок N <...> предоставлен в аренду Авдеевой Л.Н., Рябову Д.Л., Полякову А.А., Зайцевой С.Е., Качкаеву А.В., Каратаеву Р.А., Новрузову А.Х.о., Лысенко О.А., Иванову А.И., Родовниченко Е.А., Белоконь С.Ф., Косыреву М.И.
Постановлением Правительства Самарской области от 13 ноября 2013 г. N 610 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" кадастровая стоимость указанного земельного участка по состоянию на 1 января 2013 г. установлена в размере <...> руб.
В связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка: для дальнейшей эксплуатации питомника декоративных культур и производственной базы на разрешенное использование: административные объекты, кадастровая стоимость земельного участка пересчитана и установлена в размере <...> руб. со 2 июля 2014 г. - даты внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих изменений.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции заявитель представил два отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка, выполненных обществом с ограниченной ответственностью "Институт независимой оценки и аудита":
- - от 12 ноября 2014 г. N <...>, в котором рыночная стоимость объекта оценки определена по состоянию на 1 января 2013 г. в размере <...> руб.;
- - от 9 февраля 2015 г. N <...>, в котором рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> по состоянию на 2 июля 2014 г. составила <...> руб.
По результатам экспертизы отчета от 9 февраля 2015 г. N <...>, проведенной экспертом общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков", отчет признан соответствующим Федеральному закону от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральным стандартам оценки, о чем составлено заключение от 27 февраля 2014 г. N <...>.
По ходатайству представителя заявителя судом назначена судебная оценочная экспертиза для определения рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 2 июля 2014 г., проведение которой поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "Лига-Консалт Оценка".
Согласно заключению эксперта по итогам проведения судебной оценочной экспертизы от 16 апреля 2015 г. N <...> рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> по состоянию на 2 июля 2014 г. составила <...> руб.
Суд первой инстанции с учетом фактических обстоятельств дела, оценив представленное в материалы дела экспертное заключение от 16 апреля 2015 г. N <...>, установил кадастровую стоимость земельного участка, равную его рыночной стоимости в размере <...> руб.
Судебной коллегией при рассмотрении апелляционной жалобы установлено, что экспертом проанализированы все необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки. При этом в экспертном заключении приведена информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимся при определении стоимости земельного участка. В заключении имеются ссылки на источники используемой информации, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, приложены копии материалов и распечаток. Кроме того, экспертом приведены не только расчеты, но и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов.
При таких данных Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации соглашается с выводами суда о соответствии подготовленного экспертом заключения требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.
Доводы апелляционной жалобы Министерства имущественных отношений Самарской области о неправомерном определении кадастровой стоимости земельного участка в размере равном его рыночной стоимости по состоянию на 2 июля 2014 г. основаны на неправильном толковании закона.
Статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в названных случаях является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с данной статьей.
Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 15 октября 2014 г. датой внесения сведений о земельном участке с кадастровым номером N <...> в государственный кадастр недвижимости, в связи с изменением вида его разрешенного использования, является 2 июля 2014 г. Кадастровая стоимость указанного земельного участка определена органом кадастрового учета также по состоянию на 2 июля 2014 г.
Исходя из изложенного, а также учитывая положения статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, согласно которым в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, суд первой инстанции обоснованно установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N <...> в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 2 июля 2014 г.
Принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену решения, в апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Самарского областного суда от 12 мая 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)