Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 декабря 2013 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Э.В.,
судей Басаева Д.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куклиной Ю.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Центрального Банка Российской Федерации в лице Национального банка Республики Саха (Якутия) на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 13 сентября 2013 года по делу N А58-3321/2013 по заявлению Центрального Банка Российской Федерации в лице Национального банка Республики Саха (Якутия) к Администрации муниципального образования "Город Нерюнгри" о признании незаконным решения и.о. главы города Нерюнгри от 01.03.2013 N 731 об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка и обязании Администрации муниципального образования "Город Нерюнгри" изменить вид разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: Нерюнгринский район, г. Нерюнгри, проспект Ленина, 25, площадью 4401 кв. м, кадастровый номер 14:19:102015:79, с вида: "Земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии" на вид: "Земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии", в порядке, установленном действующим законодательством (суд первой инстанции: Шевелев В.В.),
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
Центральный Банк Российской Федерации в лице Национального банка Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1037700013020, ИНН 7702235133, место нахождения: г. Москва, ул. Неглинная, 12, г. Якутск, ул. Кирова, 17; далее - Национальный банк Республики Саха (Якутия), банк) обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Администрации муниципального образования "Город Нерюнгри" (ОГРН 1061434000011, ИНН 1434031483, место нахождения: г. Нерюнгри, пр. Дружбы Народов, 21; далее - администрация) о признании незаконным решения и.о. главы города Нерюнгри от 01.03.2013 N 731 об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка и обязании Администрации муниципального образования "Город Нерюнгри" изменить вид разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: Нерюнгринский район, г. Нерюнгри, пр-кт Ленина, 25, площадью 4401 кв. м, кадастровый номер 14:19:102015:79 с вида: "Земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии" на вид: "Земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии", в порядке, установленном действующим законодательством.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 13 сентября 2013 года по настоящему делу в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый отказ не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку для целей изменения вида разрешенного использования земельного участка заявитель должен обратиться в территориальные органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
При этом заявителем не представлены доказательства в подтверждение того, что отказ администрации в изменении вида разрешенного использования земельного участка может фактически нарушить права и законные интересы банка при оплате земельного налога, поскольку кадастровая оценка земель с учетом внесенных приказом Минэкономразвития России от 11.01.2011 N 3 изменений в Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39, на территории Республики Саха (Якутия) не проводилась. В настоящее время действует Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 10.12.2008 N 541 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов", где виды разрешенного использования земельных участков определены без учета внесенных изменений в Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, банк обжаловал его в апелляционном порядке, поставив в апелляционной жалобе вопрос о его отмене и принятии нового судебного акта об удовлетворении требований заявителя, указывая на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
Заявитель в апелляционной жалобе и пояснениях по обстоятельствам дела указывает, что целью обращения банка в суд с заявлением об оспаривании отказа администрации в отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка явилось приведение вида разрешенного использования земельного участка в соответствие с видами, установленными в Методических рекомендациях по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (в действующей редакции), и с его фактическим использованием.
Банк, ссылаясь на положения пункта 3 статьи 37, пункты 8, 9 статьи 1, статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 9, подпункта 3 пункта 4 статьи 39 Правил землепользования и застройки города Нерюнгри Нерюнгринского района, утвержденные решением Нерюнгринского городского совета от 16.07.2010 N 10-24, подпункта 21 пункта 1 статьи 5, подпункта 10 пункта 1 статьи 30 Устава муниципального образования "Город Нерюнгри", подпункт 1 пункта 4 статьи 13 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия), Положение об Администрации муниципального округа г. Нерюнгри, указывает, что изменение вида разрешенного использования земельных участков на территории населенного пункта относится к полномочиям Администрации муниципального образования "Город Нерюнгри".
Первоначально своим постановлением от 16.02.2010 N 383 "Об утверждении проекта границ земельного участка" Администрация муниципального округа г. Нерюнгри утвердила границы спорного земельного участка, закрепленного за Центральным банком России на праве постоянного (бессрочного) пользования, определив вид разрешенного использования земельного участка "земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии" в соответствии с действовавшим на тот момент приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152. Правовые основания, по которым Администрация не может внести изменения в указанное распоряжение с целью изменения вида разрешенного использования земельного участка для приведения в соответствие с Методическими указаниями, отсутствуют.
В соответствии с нормами Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения о разрешенном виде использования земельного участка вносятся органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов органа местного самоуправления, соответственно, орган кадастрового учета самостоятельно не принимает решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Поскольку оспариваемый отказ администрации в изменении вида разрешенного использования земельного участка не соответствует пунктам 8, 9 статьи 1, статье 30, пункту 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Правилам землепользования и застройки города Нерюнгри Нерюнгринского района, утвержденным решением Нерюнгринского городского совета от 16.07.2010 N 10-24, Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в действующей редакции и нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку создает препятствие для приведения сведений, содержащихся в кадастре недвижимости, в соответствие с действующим законодательством, у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении требований заявителя.
Дополнительно банк в письменных пояснениях указал на то, что в соответствии со статьей 12 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) от 15.12.2010 N 888-З N 673- IV к компетенции Правительства Республики Саха (Якутия) не отнесено определение видов разрешенного использования земельных участков. В полномочия Минэкономразвития России входит принятие нормативных правовых актов, методических указаний о государственной кадастровой оценке. Факт не приведения нормативного правового акта субъекта Российской Федерации в соответствии с нормативным актом Российской Федерации не может являться основанием для ущемления прав и законных интересов банка.
В отзыве, дополнении к отзыву на апелляционную жалобу и письменных пояснениях Администрация с доводами банка, изложенными в апелляционной жалобе и пояснениях по делу, не согласилась, указав на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 29.11.2013.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, известили суд о возможности рассмотрения дела в отсутствие их представителей.
В соответствии с частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании 11.12.2013 апелляционным судом объявлен перерыв до 17.12.2013, о чем сделано публичное извещение о перерыве в судебном заседании и размещена информация на официальном сайте апелляционного суда. После перерыва лица, участвующие в деле, своих представителей для участия в заседании не направили.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев материалы дела и дополнительно представленные сторонами доказательства, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве и дополнении к отзыву, письменных пояснениях сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, у Банка на праве постоянного (бессрочного) пользования имеется земельный участок общей площадью 4401 кв. м, с кадастровым номером 14:19:102015:79, расположенный по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Нерюнгри, Расчетно-кассовый центр г. Нерюнгри, пр. Ленина, 25.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, кадастровый номер 14:19:102015:79, объект права: земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии; общая площадь 4401 кв. м, адрес объекта: Республика Саха (Якутия), г. Нерюнгри, пр. Ленина 25, Расчетно-кассовый центр г. Нерюнгри; субъект права: Российская Федерация, вид права: собственность.
В кадастровых паспортах земельного участка от 22.08.2013 N 14/13-133385, от 07.02.2011 N 175-1419/201/11-0174 отражена информация, аналогичная вышеприведенной.
Из представленного в материалы дела постановления Главы Нерюнгринского района от 16.02.2010 N 383 "Об утверждении проекта границ земельного участка" следует, что Администрация муниципального округа г. Нерюнгри утвердила границы спорного земельного участка, закрепленного за Центральным банком России на праве постоянного (бессрочного) пользования, определив вид разрешенного использования земельного участка "земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии".
На указанном выше земельном участке расположено здание под Расчетно-кассовый центр, принадлежащее заявителю на праве федеральной собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 14-АА N 271127.
В феврале 2013 года заявитель обратился в Администрацию муниципального образования "Город Нерюнгри" с письмом от 14.02.2013 N 24-16/2/1504 об изменении вида разрешенного использования земельного участка. Заявитель просил изменить вид разрешенного использования земельного участка "Земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии" на разрешенное использование "Земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии".
Целью обращения послужило избежание неправильного определения органами, осуществляющими оценку земель, кадастровой стоимости земельных участков Банка России для исчисления земельного налога, в связи с неверной квалификацией целей их использования. По мнению заявителя, правильной квалификацией вида разрешенного использования земельного участка должно быть "Земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии".
Администрация муниципального образования "Город Нерюнгри" письмом от 01.03.2013 N 731 отказала заявителю в удовлетворении его обращения. Отказ мотивирован тем, что внесенные изменения в Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов не распространяются на результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, полученные в соответствии с Методическими указаниями в предыдущей редакции.
Не согласившись с указанным отказом, заявитель обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением.
По результатам рассмотрения суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые его приняли.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу частей 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в предмет доказывания (судебного исследования) по делу об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления входит их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа на их принятие, и наличие нарушений ими прав, а также законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания указанных обстоятельств и обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, совершения действия (бездействия), возлагается на орган, принявший данный акт (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства: 1) несоответствие оспариваемого акта, закону или иному нормативному правовому акту; 2) нарушение прав и законных интересов заявителя этим актом.
В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
По смыслу статей 1 и 7 Земельного кодекса РФ земельные участки должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 названной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ).
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (абзац 3 пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ).
Суд апелляционной инстанции учитывает, что классификатор видов разрешенного использования земельных участков не утвержден, вследствие чего правовая основа для однозначного наименования видов разрешенного использования земельных участков отсутствует.
В силу части 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы территориального планирования, к которым в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 18 указанного Кодекса отнесены генеральные планы городских округов, являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Согласно статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к общественно-деловым территориальным зонам. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент.
Пунктом 3 статьи 85 Земельного кодекса РФ установлено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
В соответствии с положениями статьи 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки включают в себя градостроительные регламенты (пункт 3 части 2); в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 1 части 6).
Статьей 37 Градостроительного кодекса РФ определено, что разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Согласно статье 4 Федерального закона 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний.
С учетом положений пункта 3 статьи 37, пункты 8, 9 статьи 1, статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 9, подпункта 3 пункта 4 статьи 39 Правил землепользования и застройки города Нерюнгри Нерюнгринского района, утвержденных решением Нерюнгринского городского совета от 16.07.2010 N 10-24, подпункта 21 пункта 1 статьи 5, подпункта 10 пункта 1 статьи 30 Устава муниципального образования "Город Нерюнгри", подпункта 1 пункта 4 статьи 13 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия), Положения об Администрации муниципального округа г. Нерюнгри, изменение вида разрешенного использования земельных участков на территории населенного пункта относится к полномочиям Администрации муниципального образования "Город Нерюнгри". Доводы заявителя апелляционной жалобы в данной части являются обоснованными.
Судом установлено, что Решением Нерюнгринского городского совета N 10-24 от 16.07.2010 утверждены Правила землепользования и застройки Городского поселения "Город Нерюнгри" Нерюнгринского района.
В разделе N 3 указанных Правил статьей 34.1 закреплены территориальные зоны, где под кодовым обозначением ЦД-1 определена "Зона административно - делового центра (федерального, регионального, городского значения). Зона ЦД-1 охватывает общегородской центр, характеризующийся многофункциональным использованием территории.
Зона делового центра ЦД-1 выделена для обеспечения правовых условий использования и строительства недвижимости на территориях размещения центральных функций, где сочетаются административные, общественные и иные учреждения преимущественно федерального, регионального и общегородского значения. коммерческие учреждения, офисы, жилье, а также здания многофункционального назначения.
К указанной территориальной зоне относятся приведенные в генплане объекты, в том числе Расчетно-кассовый центр Национального банка Республики Саха (Якутия), расположенный по адресу: Нерюнгрниский район, г. Нерюнгри, проспект Ленина, 25 (позиция 55).
Основными разрешенными видами использования недвижимости являются, в том числе: административные здания, офисы, конторы различных организаций, фирм, компаний; банки, управления банков.
Следовательно, установленный вид разрешенного использования спорного земельного участка "Земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии" соответствует основному виду разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий городского поселения "Город Нерюнгри".
В соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
Согласно части 1 статьи 3 Закона о кадастре, кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, которые определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом. Организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
В соответствии с указанными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения; не реже одного раза в 5 лет; основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Пунктом 11 указанных Правил предусмотрено, что методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов утверждены приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 года N 39 (зарегистрирован в Минюсте РФ 02.05.2007 N 9370) и позволяют определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе видов разрешенного использования, предусмотренных в данных рекомендациях.
Приказом Минэкономразвития России от 11.01.2011 N 3 внесены изменения в положения Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, в том числе изменено наименование пункта 1.2.7. Методических указаний с "Земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии" на "Земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения", кроме того, Методические указания дополнены пунктом 1.2.17. "Земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии". Данный приказ зарегистрирован в Минюсте РФ 09.03.2011, вступил в силу после 10 дней после его официального опубликования в "Российской газете" от 23.03.2011 N 60.
Исходя из вышеприведенного нормативного регулирования, Методические рекомендации предусмотрены для проведения работ по массовой оценке земель населенных пунктов. Из содержания приказа Минэкономразвития России от 11.01.2011 N 3 не следует, что внесенные изменения распространены на отношения, возникшие до его принятия, соответственно, нормы, отраженные в приказе от 11.01.2011 N 3, не распространяются на результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, полученные в соответствии с Методическими рекомендациями в предыдущей редакции, и подлежат применению при проведении кадастровых работ в последующем.
В соответствии с пунктом 14 части 2 статьи 7 Закона о кадастре в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о разрешенном использовании, если объектом недвижимости является земельный участок.
Как следует из кадастрового паспорта спорного земельного участка, в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о разрешенном использовании земельного участка: земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии, что соответствует виду разрешенного использования земель населенных пунктов, определенных в Постановлении Правительства Республики Саха (Якутия) от 10.12.2008 N 541 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов", где виды разрешенного использования земельных участков определены без учета внесенных изменений в Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
Суд апелляционной инстанции по результатам рассмотрения приходит к выводу, что при соответствии установленного вида разрешенного использования спорного земельного участка документам территориального планирования муниципального образования "Город Нерюнгри", при том, что в Методических указаниях по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов виды разрешенного использования земельных участков предусмотрены только в целях определения их кадастровой стоимости по результатам оценки (и применимы с учетом изменений при проведении следующей кадастровой оценки земель), оснований для признания незаконным отказа Администрации в изменении банку вида разрешенного использования спорного земельного участка не имеется.
Судом апелляционной инстанции не установлено оснований, предусмотренных законом для удовлетворения требований заявителя.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о незаконности оспариваемого решения администрации основаны на ошибочном толковании норм материального права, не нашли подтверждения в ходе рассмотрения дела и не являются основанием для удовлетворения заявленных требований.
Заявителем не представлены доказательства в подтверждение того, что отказ Администрации в изменении вида разрешенного использования земельного участка фактически нарушает права и законные интересы банка в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ссылка на возможную неверную квалификацию органом, осуществляющим оценку земель, цели использования земельного участка в будущем при определении кадастровой стоимости земельного участка во внимание принята быть не может и нарушение прав заявителя не подтверждает.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 13 сентября 2013 года по делу N А58-3321/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий
Э.В.ТКАЧЕНКО
Судьи
Д.В.БАСАЕВ
В.А.СИДОРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.12.2013 ПО ДЕЛУ N А58-3321/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 декабря 2013 г. по делу N А58-3321/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 декабря 2013 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Э.В.,
судей Басаева Д.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куклиной Ю.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Центрального Банка Российской Федерации в лице Национального банка Республики Саха (Якутия) на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 13 сентября 2013 года по делу N А58-3321/2013 по заявлению Центрального Банка Российской Федерации в лице Национального банка Республики Саха (Якутия) к Администрации муниципального образования "Город Нерюнгри" о признании незаконным решения и.о. главы города Нерюнгри от 01.03.2013 N 731 об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка и обязании Администрации муниципального образования "Город Нерюнгри" изменить вид разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: Нерюнгринский район, г. Нерюнгри, проспект Ленина, 25, площадью 4401 кв. м, кадастровый номер 14:19:102015:79, с вида: "Земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии" на вид: "Земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии", в порядке, установленном действующим законодательством (суд первой инстанции: Шевелев В.В.),
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
Центральный Банк Российской Федерации в лице Национального банка Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1037700013020, ИНН 7702235133, место нахождения: г. Москва, ул. Неглинная, 12, г. Якутск, ул. Кирова, 17; далее - Национальный банк Республики Саха (Якутия), банк) обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Администрации муниципального образования "Город Нерюнгри" (ОГРН 1061434000011, ИНН 1434031483, место нахождения: г. Нерюнгри, пр. Дружбы Народов, 21; далее - администрация) о признании незаконным решения и.о. главы города Нерюнгри от 01.03.2013 N 731 об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка и обязании Администрации муниципального образования "Город Нерюнгри" изменить вид разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: Нерюнгринский район, г. Нерюнгри, пр-кт Ленина, 25, площадью 4401 кв. м, кадастровый номер 14:19:102015:79 с вида: "Земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии" на вид: "Земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии", в порядке, установленном действующим законодательством.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 13 сентября 2013 года по настоящему делу в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый отказ не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку для целей изменения вида разрешенного использования земельного участка заявитель должен обратиться в территориальные органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
При этом заявителем не представлены доказательства в подтверждение того, что отказ администрации в изменении вида разрешенного использования земельного участка может фактически нарушить права и законные интересы банка при оплате земельного налога, поскольку кадастровая оценка земель с учетом внесенных приказом Минэкономразвития России от 11.01.2011 N 3 изменений в Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39, на территории Республики Саха (Якутия) не проводилась. В настоящее время действует Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 10.12.2008 N 541 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов", где виды разрешенного использования земельных участков определены без учета внесенных изменений в Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, банк обжаловал его в апелляционном порядке, поставив в апелляционной жалобе вопрос о его отмене и принятии нового судебного акта об удовлетворении требований заявителя, указывая на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
Заявитель в апелляционной жалобе и пояснениях по обстоятельствам дела указывает, что целью обращения банка в суд с заявлением об оспаривании отказа администрации в отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка явилось приведение вида разрешенного использования земельного участка в соответствие с видами, установленными в Методических рекомендациях по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (в действующей редакции), и с его фактическим использованием.
Банк, ссылаясь на положения пункта 3 статьи 37, пункты 8, 9 статьи 1, статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 9, подпункта 3 пункта 4 статьи 39 Правил землепользования и застройки города Нерюнгри Нерюнгринского района, утвержденные решением Нерюнгринского городского совета от 16.07.2010 N 10-24, подпункта 21 пункта 1 статьи 5, подпункта 10 пункта 1 статьи 30 Устава муниципального образования "Город Нерюнгри", подпункт 1 пункта 4 статьи 13 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия), Положение об Администрации муниципального округа г. Нерюнгри, указывает, что изменение вида разрешенного использования земельных участков на территории населенного пункта относится к полномочиям Администрации муниципального образования "Город Нерюнгри".
Первоначально своим постановлением от 16.02.2010 N 383 "Об утверждении проекта границ земельного участка" Администрация муниципального округа г. Нерюнгри утвердила границы спорного земельного участка, закрепленного за Центральным банком России на праве постоянного (бессрочного) пользования, определив вид разрешенного использования земельного участка "земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии" в соответствии с действовавшим на тот момент приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152. Правовые основания, по которым Администрация не может внести изменения в указанное распоряжение с целью изменения вида разрешенного использования земельного участка для приведения в соответствие с Методическими указаниями, отсутствуют.
В соответствии с нормами Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения о разрешенном виде использования земельного участка вносятся органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов органа местного самоуправления, соответственно, орган кадастрового учета самостоятельно не принимает решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Поскольку оспариваемый отказ администрации в изменении вида разрешенного использования земельного участка не соответствует пунктам 8, 9 статьи 1, статье 30, пункту 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Правилам землепользования и застройки города Нерюнгри Нерюнгринского района, утвержденным решением Нерюнгринского городского совета от 16.07.2010 N 10-24, Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в действующей редакции и нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку создает препятствие для приведения сведений, содержащихся в кадастре недвижимости, в соответствие с действующим законодательством, у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении требований заявителя.
Дополнительно банк в письменных пояснениях указал на то, что в соответствии со статьей 12 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) от 15.12.2010 N 888-З N 673- IV к компетенции Правительства Республики Саха (Якутия) не отнесено определение видов разрешенного использования земельных участков. В полномочия Минэкономразвития России входит принятие нормативных правовых актов, методических указаний о государственной кадастровой оценке. Факт не приведения нормативного правового акта субъекта Российской Федерации в соответствии с нормативным актом Российской Федерации не может являться основанием для ущемления прав и законных интересов банка.
В отзыве, дополнении к отзыву на апелляционную жалобу и письменных пояснениях Администрация с доводами банка, изложенными в апелляционной жалобе и пояснениях по делу, не согласилась, указав на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 29.11.2013.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, известили суд о возможности рассмотрения дела в отсутствие их представителей.
В соответствии с частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании 11.12.2013 апелляционным судом объявлен перерыв до 17.12.2013, о чем сделано публичное извещение о перерыве в судебном заседании и размещена информация на официальном сайте апелляционного суда. После перерыва лица, участвующие в деле, своих представителей для участия в заседании не направили.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев материалы дела и дополнительно представленные сторонами доказательства, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве и дополнении к отзыву, письменных пояснениях сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, у Банка на праве постоянного (бессрочного) пользования имеется земельный участок общей площадью 4401 кв. м, с кадастровым номером 14:19:102015:79, расположенный по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Нерюнгри, Расчетно-кассовый центр г. Нерюнгри, пр. Ленина, 25.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, кадастровый номер 14:19:102015:79, объект права: земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии; общая площадь 4401 кв. м, адрес объекта: Республика Саха (Якутия), г. Нерюнгри, пр. Ленина 25, Расчетно-кассовый центр г. Нерюнгри; субъект права: Российская Федерация, вид права: собственность.
В кадастровых паспортах земельного участка от 22.08.2013 N 14/13-133385, от 07.02.2011 N 175-1419/201/11-0174 отражена информация, аналогичная вышеприведенной.
Из представленного в материалы дела постановления Главы Нерюнгринского района от 16.02.2010 N 383 "Об утверждении проекта границ земельного участка" следует, что Администрация муниципального округа г. Нерюнгри утвердила границы спорного земельного участка, закрепленного за Центральным банком России на праве постоянного (бессрочного) пользования, определив вид разрешенного использования земельного участка "земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии".
На указанном выше земельном участке расположено здание под Расчетно-кассовый центр, принадлежащее заявителю на праве федеральной собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 14-АА N 271127.
В феврале 2013 года заявитель обратился в Администрацию муниципального образования "Город Нерюнгри" с письмом от 14.02.2013 N 24-16/2/1504 об изменении вида разрешенного использования земельного участка. Заявитель просил изменить вид разрешенного использования земельного участка "Земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии" на разрешенное использование "Земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии".
Целью обращения послужило избежание неправильного определения органами, осуществляющими оценку земель, кадастровой стоимости земельных участков Банка России для исчисления земельного налога, в связи с неверной квалификацией целей их использования. По мнению заявителя, правильной квалификацией вида разрешенного использования земельного участка должно быть "Земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии".
Администрация муниципального образования "Город Нерюнгри" письмом от 01.03.2013 N 731 отказала заявителю в удовлетворении его обращения. Отказ мотивирован тем, что внесенные изменения в Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов не распространяются на результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, полученные в соответствии с Методическими указаниями в предыдущей редакции.
Не согласившись с указанным отказом, заявитель обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением.
По результатам рассмотрения суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые его приняли.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу частей 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в предмет доказывания (судебного исследования) по делу об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления входит их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа на их принятие, и наличие нарушений ими прав, а также законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания указанных обстоятельств и обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, совершения действия (бездействия), возлагается на орган, принявший данный акт (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства: 1) несоответствие оспариваемого акта, закону или иному нормативному правовому акту; 2) нарушение прав и законных интересов заявителя этим актом.
В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
По смыслу статей 1 и 7 Земельного кодекса РФ земельные участки должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 названной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ).
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (абзац 3 пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ).
Суд апелляционной инстанции учитывает, что классификатор видов разрешенного использования земельных участков не утвержден, вследствие чего правовая основа для однозначного наименования видов разрешенного использования земельных участков отсутствует.
В силу части 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы территориального планирования, к которым в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 18 указанного Кодекса отнесены генеральные планы городских округов, являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Согласно статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к общественно-деловым территориальным зонам. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент.
Пунктом 3 статьи 85 Земельного кодекса РФ установлено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
В соответствии с положениями статьи 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки включают в себя градостроительные регламенты (пункт 3 части 2); в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 1 части 6).
Статьей 37 Градостроительного кодекса РФ определено, что разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Согласно статье 4 Федерального закона 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний.
С учетом положений пункта 3 статьи 37, пункты 8, 9 статьи 1, статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 9, подпункта 3 пункта 4 статьи 39 Правил землепользования и застройки города Нерюнгри Нерюнгринского района, утвержденных решением Нерюнгринского городского совета от 16.07.2010 N 10-24, подпункта 21 пункта 1 статьи 5, подпункта 10 пункта 1 статьи 30 Устава муниципального образования "Город Нерюнгри", подпункта 1 пункта 4 статьи 13 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия), Положения об Администрации муниципального округа г. Нерюнгри, изменение вида разрешенного использования земельных участков на территории населенного пункта относится к полномочиям Администрации муниципального образования "Город Нерюнгри". Доводы заявителя апелляционной жалобы в данной части являются обоснованными.
Судом установлено, что Решением Нерюнгринского городского совета N 10-24 от 16.07.2010 утверждены Правила землепользования и застройки Городского поселения "Город Нерюнгри" Нерюнгринского района.
В разделе N 3 указанных Правил статьей 34.1 закреплены территориальные зоны, где под кодовым обозначением ЦД-1 определена "Зона административно - делового центра (федерального, регионального, городского значения). Зона ЦД-1 охватывает общегородской центр, характеризующийся многофункциональным использованием территории.
Зона делового центра ЦД-1 выделена для обеспечения правовых условий использования и строительства недвижимости на территориях размещения центральных функций, где сочетаются административные, общественные и иные учреждения преимущественно федерального, регионального и общегородского значения. коммерческие учреждения, офисы, жилье, а также здания многофункционального назначения.
К указанной территориальной зоне относятся приведенные в генплане объекты, в том числе Расчетно-кассовый центр Национального банка Республики Саха (Якутия), расположенный по адресу: Нерюнгрниский район, г. Нерюнгри, проспект Ленина, 25 (позиция 55).
Основными разрешенными видами использования недвижимости являются, в том числе: административные здания, офисы, конторы различных организаций, фирм, компаний; банки, управления банков.
Следовательно, установленный вид разрешенного использования спорного земельного участка "Земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии" соответствует основному виду разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий городского поселения "Город Нерюнгри".
В соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
Согласно части 1 статьи 3 Закона о кадастре, кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, которые определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом. Организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
В соответствии с указанными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения; не реже одного раза в 5 лет; основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Пунктом 11 указанных Правил предусмотрено, что методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов утверждены приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 года N 39 (зарегистрирован в Минюсте РФ 02.05.2007 N 9370) и позволяют определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе видов разрешенного использования, предусмотренных в данных рекомендациях.
Приказом Минэкономразвития России от 11.01.2011 N 3 внесены изменения в положения Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, в том числе изменено наименование пункта 1.2.7. Методических указаний с "Земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии" на "Земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения", кроме того, Методические указания дополнены пунктом 1.2.17. "Земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии". Данный приказ зарегистрирован в Минюсте РФ 09.03.2011, вступил в силу после 10 дней после его официального опубликования в "Российской газете" от 23.03.2011 N 60.
Исходя из вышеприведенного нормативного регулирования, Методические рекомендации предусмотрены для проведения работ по массовой оценке земель населенных пунктов. Из содержания приказа Минэкономразвития России от 11.01.2011 N 3 не следует, что внесенные изменения распространены на отношения, возникшие до его принятия, соответственно, нормы, отраженные в приказе от 11.01.2011 N 3, не распространяются на результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, полученные в соответствии с Методическими рекомендациями в предыдущей редакции, и подлежат применению при проведении кадастровых работ в последующем.
В соответствии с пунктом 14 части 2 статьи 7 Закона о кадастре в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о разрешенном использовании, если объектом недвижимости является земельный участок.
Как следует из кадастрового паспорта спорного земельного участка, в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о разрешенном использовании земельного участка: земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии, что соответствует виду разрешенного использования земель населенных пунктов, определенных в Постановлении Правительства Республики Саха (Якутия) от 10.12.2008 N 541 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов", где виды разрешенного использования земельных участков определены без учета внесенных изменений в Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
Суд апелляционной инстанции по результатам рассмотрения приходит к выводу, что при соответствии установленного вида разрешенного использования спорного земельного участка документам территориального планирования муниципального образования "Город Нерюнгри", при том, что в Методических указаниях по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов виды разрешенного использования земельных участков предусмотрены только в целях определения их кадастровой стоимости по результатам оценки (и применимы с учетом изменений при проведении следующей кадастровой оценки земель), оснований для признания незаконным отказа Администрации в изменении банку вида разрешенного использования спорного земельного участка не имеется.
Судом апелляционной инстанции не установлено оснований, предусмотренных законом для удовлетворения требований заявителя.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о незаконности оспариваемого решения администрации основаны на ошибочном толковании норм материального права, не нашли подтверждения в ходе рассмотрения дела и не являются основанием для удовлетворения заявленных требований.
Заявителем не представлены доказательства в подтверждение того, что отказ Администрации в изменении вида разрешенного использования земельного участка фактически нарушает права и законные интересы банка в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ссылка на возможную неверную квалификацию органом, осуществляющим оценку земель, цели использования земельного участка в будущем при определении кадастровой стоимости земельного участка во внимание принята быть не может и нарушение прав заявителя не подтверждает.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 13 сентября 2013 года по делу N А58-3321/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий
Э.В.ТКАЧЕНКО
Судьи
Д.В.БАСАЕВ
В.А.СИДОРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)