Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.06.2014 ПО ДЕЛУ N А31-9712/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 июня 2014 г. по делу N А31-9712/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 июня 2014 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щелокаевой Т.А.,
судей Малых Е.Г., Савельева А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Богатыревой Н.Н.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Костромской области (ОГРН: 1094401003476; ИНН: 4401101109)
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
на решение Арбитражного суда Костромской области от 24.03.2014 по делу N А31-9712/2013, принятое судом в составе судьи Егоровой О.Ю.,
по иску Оганян Карины Вагановны
к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН: 1027700485757; ИНН 7705401340:) в лице филиала в Костромской области
с участием в деле третьих лиц: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Костромской области (ОГРН: 1094401003476; ИНН: 4401101109); Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области (ОГРН: 1044408640561; ИНН: 4401050246); Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области (ОГРН: 1024400511926; ИНН: 4401011825)
об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости и обязании органа кадастрового учета внести в государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость в качестве новой стоимости земельных участков,

установил:

Оганян Карина Вагановна (далее - истец, Оганян К.В.) обратилась в Арбитражный суд Костромской области с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала в Костромской области" (далее - ответчик, ФГБУ "ФКП Росреестра", в котором заявила следующие требования:
- - установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 44:27:061202:21 из земель населенных пунктов с разрешенным использованием для эксплуатации объектов промышленного назначения, общей площадью 16532,39 кв. м, расположенного по адресу: Костромская область, г. Кострома, ул. Локомотивная д. 3а, в размере рыночной стоимости 4 596 000 рублей 00 копеек по состоянию на 01.01.2009 и обязать ответчика в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу внести указанные изменения в данные государственного кадастра недвижимости;
- - установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 44:27:061202:22 из земель населенных пунктов с разрешенным использованием для эксплуатации объектов промышленного назначения, общей площадью 16532,39 кв. м, расположенного по адресу: Костромская область, г. Кострома, ул. Локомотивная д. 3а, в размере рыночной стоимости 740 000 рублей 00 копеек по состоянию на 01.01.2009 и обязать ответчика в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу внести указанные изменения в данные государственного кадастра недвижимости.
После уточнения исковых требований (т. 2, л.д. 55), принятых арбитражным судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) истец просил:
- - установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 44:27:061202:21 из земель населенных пунктов с разрешенным использованием для эксплуатации объектов промышленного назначения, общей площадью 16532,39 кв. м, расположенного по адресу: Костромская область, г. Кострома, ул. Локомотивная д. 3а, в размере рыночной стоимости 4 596 000 рублей 00 копеек по состоянию на 01.01.2014 и обязать ответчика в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу внести указанные изменения в данные государственного кадастра недвижимости;
- - установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 44:27:061202:22 из земель населенных пунктов с разрешенным использованием для эксплуатации объектов промышленного назначения, общей площадью 16532,39 кв. м, расположенного по адресу: Костромская область, г. Кострома, ул. Локомотивная д. 3а, в размере рыночной стоимости 740 000 рублей 00 копеек по состоянию на 01.01.2014 и обязать ответчика в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу внести указанные изменения в данные государственного кадастра недвижимости.
Требования истца, основанные на положениях статьи 552, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статей 3, 391 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 12, 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности" (далее - закон об оценочной деятельности, закон N 135-ФЗ), статей 3, 30 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственной кадастре недвижимости" (далее - закон N 221-ФЗ), пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, пункта 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)", утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20.07.2007 N 255, пункта 3 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 22.10.2010 N 508, мотивированы разногласиями с ответчиком в отношении кадастровой стоимости спорных земельных участков.
В деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, участвуют Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Костромской области (далее - заявитель, Управление, ТУ Росимущества по Костромской области); Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области (далее - Управление Росреестра по Костромской области); Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области (далее - Департамент).
Решением Арбитражного суда Костромской области от 24.03.2014 требования истца удовлетворены частично. Суд первой инстанции, устанавливая испрашиваемую истцом кадастровую стоимость спорных участков, при анализе и оценке имеющихся в деле документов пришел к выводу, что содержащаяся в государственном кадастре недвижимости кадастровая стоимость спорных участков существенно превышает их рыночную стоимость. Полагая, что истец воспользовался предоставленным ему действующим законодательством прав м, преследующем цель определить налоговую базу для исчисления земельного налога, а также для начисления арендной платы, суд первой инстанции посчитал возможным установить кадастровую стоимость спорных земельных участков в размере, подтвержденным отчетом об оценке, не оспоренным ответчиком. При этом арбитражный суд не нашел правовых оснований для распространения вынесенного решения на отношения, состоявшиеся между сторонами до его вступления в законную, в связи с чем отказал в установлении кадастровой стоимости земельных участков с 01.01.2014.
Не согласившись с решением арбитражного суда в части удовлетворения требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 44:27:061202:22, принадлежащего ответчику на праве аренды, во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой обратилось ТУ Росимущества по Костромской области. Заявитель пояснил, что установление арендной платы за земельный участок, являющийся собственностью Российской Федерации, относиться к компетенции Правительства Российской Федерации согласно пункту 3 статьи 65 ЗК РФ, которое своим постановлением от 16.07.2009 N 582 утвердило Правила определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (далее - Правила). Со ссылкой на пункт 6 Правил заявитель указал, что размер платы за аренду участка, находящегося в федеральной собственности. Устанавливается от размера рыночной стоимости земельного участка и актуализируется по состоянию на первое число года. То есть арендная плата находится в актуальной зависимости от рыночной стоимости. Поскольку взаимосвязь между размером кадастровой стоимости и размером арендной латы и других обоснованных нарушений права истец не привел, Управление полагает, что кадастровая стоимость для арендуемого истцом земельного участка установлена необоснованно.
С учетом изложенного заявитель просит решение в обжалуемой части отменить, в иске Оганесян К.В. отказать.
Участники процесса отзывы на апелляционную жалобу ТУ Росимущества в Костромской области не направили.
Лица, участвующие в деле, в суд не прибыли, явку представителей не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 АПК РФ. Заявитель и Управление Росреестра по Костромской области направили письменные ходатайства о проведении судебного заседания в отсутствие своих представителей. На основании статьи 156 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие участников процесса.
При обжаловании в порядке апелляционного производства только части решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений (часть 5 статьи 268 АПК РФ).
Поскольку заявитель обжалует решение Арбитражного суда Костромской области в отношении установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 44:27:061202:22, и от участников процесса не поступило соответствующих возражений, апелляционный суд проверяет судебный акт по настоящему делу только в обжалуемой части.
Законность решения от 24.03.2014 в обжалуемой части проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
22.11.2007 между Оганян К.В. (арендатор) и ТУ Росимущества по Костромской области (арендодатель) заключили договор аренды земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, N 183 (далее - договор, договор аренды; т. 1, л.д. 19-22, 84-87), по которому арендодатель предоставил на основании распоряжения Управления от 19.11.2007 N 886, а арендатор принял в аренду земельный участок с кадастровым номером 44:27:061202:0022 из земель населенных пунктов с разрешенным использованием для эксплуатации объектов промышленного назначения, общей площадью 16532,39 кв. м, расположенного по адресу: Костромская область, г. Кострома, ул. Локомотивная д. 3а, в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка, прилагаемой к договору (пункт 1.1 договора).
В соответствии с пунктом 2.1 договор заключен сроком на 49 лет и вступает в силу с момента его государственной регистрации в Управлении Росреестра по Костромской области. Арендная плата начисляется с начала срока действия договора (пункт 3.1 договора).
Годовой размер арендной платы составляет 44 800 рублей 00 копеек без НДС, размер которой определен с соответствии с отчетом об оценке рыночной стоимости прав аренды земельного участка (пункты 3.2. 3.3 договора).
Передача земельного участка оформлена в соответствии с пунктом 1.2 договора актом приема-передачи земельного участка (т. 1, л.д. 23, 88).
24.01.2008 договор аренды зарегистрирован в Едином государственной реестре прав на недвижимое имущества и сделок с ним за N 44-44-01/128/2007-662 (т. 2, л.д. 1-3).
Постановлением администрации Костромской области от 28.10.2008 N 393-а "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Костромской области" утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 44:27:061202:22 в размере 9 076 117 рублей 50 копеек (т. 1, л.д. 135, т. 2, л.д. 36).
05.08.2013 истец обратился в общество с ограниченной ответственностью "Региональный центр оценки" для оценки рыночной стоимости арендуемого земельного участка.
Согласно отчету об оценке N 3699 (т. 1, л.д. 27-107) рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 44:27:061202:22, определенная по состоянию на 01.01.2007 составила 740 000 рублей 00 копеек.
Полагая, что права и законные интересы истца, как арендатора земельного участка нарушены, Оганян К.В. обратилась в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Не оспаривая размер кадастровой стоимости, которую просит установить истец в отношении спорного земельного участка, ТУ Росимущества по Костромской области привело возражения относительного того факта, что истец, не являясь собственником земельного участка, просит установить в отношении него кадастровую стоимость.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ.
Способы защиты гражданских прав перечислены в статье 12 ГК РФ.
В соответствии со статьей 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, иными способами, предусмотренными законом. Из буквального толкования указанной нормы следует, что использование иных способов защиты гражданских прав допускается только при наличии прямого указания закона и в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов лица, требующего их применения.
В соответствии со статьями 1, 9 ГК РФ юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей, в своем интересе и по своему усмотрению. При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
На основании части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд.
Пунктом 11 части 2 статьи 7 закона N 221-ФЗ установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с положениями статьи 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением определенных законом случаев, а именно: в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, статья 66 ЗК РФ допускает не только определение кадастровой стоимости, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В статье 24.19 закона об оценочной деятельности предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Как следует из статьи 16 закона N 221-ФЗ, орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Поскольку утвержденная кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 44:27:061202:22, в несколько раз превышает его рыночную стоимость, а, следовательно, нарушает права и законные интересы истца, Оганян К.В. вправе была обратиться в арбитражный суд с требованием об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на условия договора аренды, предусматривающего определение размера арендной платы исходя из размера рыночной стоимости отклоняет, признавая обоснованной позицию суда первой инстанции, в силу которой законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости. Данный вывод согласуется с разъяснениями Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлении от 25.06.2013 N 10761/11.
В рассматриваемом случае, исходя из анализа положений договора аренды в порядке статьи 431 ГК РФ, кадастровая стоимость земельного участка применяется для целей определения размера платы за пользование землей и имеет прямо пропорциональную зависимость при исчислении арендной платы; при исчислении арендной платы используются данные о кадастровой стоимости земельного участка, содержащиеся в кадастровом паспорте. При таких обстоятельствах существенное расхождение данных о рыночной стоимости спорного участка и его кадастровой стоимости нарушает права истца как арендатора, поскольку влечет за собой дополнительные расходы для него. Кроме этого, по мнению апелляционного суда, размер кадастровой стоимости земельного участка помимо значения для расчета арендной платы также влияет на реализацию предусмотренного статьей 624 ГК РФ права заявителя на выкуп земельного участка при исчислении цены такого выкупа.
Таким образом, доводы, приведенные ответчиком в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных арбитражным судом первой инстанции при рассмотрении дела, не свидетельствуют о неправильном применении им норм материального права и, соответственно не влияют на законность принятого судом решения.
С учетом изложенного апелляционный суд не находит правовых оснований для отмены решения. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Костромской области от 24.03.2014 по делу N А31-9712/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Костромской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.

Председательствующий
Т.А.ЩЕЛОКАЕВА

Судьи
Е.Г.МАЛЫХ
А.Б.САВЕЛЬЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)