Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 10 сентября 2014 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ушаковой И.В.,
судей Поротикова А.И.,
Суховой И.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Труновой Т.В.,
при участии:
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от Комитета по управлению имуществом Тамбовской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от Тамбовского областного государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Многоотраслевой техникум": представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области (ОГРН 1096829003974, ИНН 6829057176) на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 20.06.2014 по делу N А64-2926/2014 (судья Соловьева О.В.) по исковому заявлению Комитета по управлению имуществом Тамбовской области (ОГРН 1066829046844, ИНН 6831000240) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области (ОГРН 1096829003974, ИНН 6829057176) о признании права собственности, при участии третьего лица: Тамбовского областного государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Многоотраслевой техникум" (ОГРН 1086809001157, ИНН 6826512099),
установил:
комитет по управлению имуществом Тамбовской области (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области (далее - ответчик) о признании права государственной собственности субъекта Российской Федерации - Тамбовской области на земельный участок, площадью 72663 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под общественную застройку (для организации учебного процесса), адрес (местоположение) объекта: Тамбовская область, г. Моршанск, улица Ленина, СПТУ N 9, кадастровый номер 68:27:0000002:3.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Многоотраслевой техникум".
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 20.06.2014 заявленные исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отметить решение Арбитражного суда Тамбовской области и принять по делу новый судебный акт.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области, Комитет по управлению имуществом Тамбовской области, Тамбовского областного государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Многоотраслевой техникум" явку полномочных представителей не обеспечили, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела.
Через канцелярию суда от Комитета по управлению имуществом Тамбовской области, поступило заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителей.
Учитывая наличие в материалах дела доказательств надлежащего извещения указанных лиц о месте и времени судебного заседания, апелляционная жалоба была рассмотрена в отсутствие их представителей в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ, пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопроса применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации".
02.09.2014 через канцелярию Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от Комитета по управлению имуществом Тамбовской области поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса РФ, исследовав и оценив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, считает необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 03.12.2004 N 1565-р "О передаче в ведение субъектов РФ федеральных государственных учреждений образования", постановлением администрации Тамбовской области от 14.01.2005 N 7 "О приеме в государственную собственность Тамбовской области учреждений начального и среднего профессионального образования", государственное образовательное учреждение начального профессионального образования "Профессиональное училище N 9", расположенное по адресу: Тамбовская область, г. Моршанск, ул. Ленина принято в государственную собственность Тамбовской область
В соответствии пунктом 3 указанного Распоряжения Правительства РФ от 03.12.2004 N 1565-р, право собственности Тамбовской области на передаваемое имущество возникло с момента утверждения акта приема-передачи имущества государственных учреждений начального и среднего профессионального образования, в государственную собственность Тамбовской области.
Согласно акту приема-передачи от 27.05.2005 в государственную собственность Тамбовской области передано имущество государственного образовательного учреждения начального профессионального образования "Профессиональное училище N 9", расположенное по адресу: Тамбовская область, г. Моршанск, ул. Ленина.
Постановлениями администрации Тамбовской области от 11.05.2005 N 342 "О реорганизации областных государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования", от 05.08.2008 N 947 "О реорганизации отдельных областных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования" государственное образовательное учреждение начального профессионального образования "Профессиональное училище N 9" реорганизовано в форме присоединения к областному государственному образовательному учреждению начального профессионального образования "Профессиональный лицей N 11", последнее впоследствии реорганизовано в форме слияния, создано Тамбовское областное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Многоотраслевой техникум" с переходом к нему прав и обязанностей юридических лиц в соответствии с передаточным актом.
Переданное имущество, а именно: здание учебного корпуса - с кадастровым (или условным) номером 68-68-10/026/2011-672; общежитие на 360 мест - с кадастровым (или условным) номером 68-68-10/026/2011-676, здание лаборатории по автомобилям - с кадастровым (или условным) номером 68-68-10/026/2011-677, здание ангара - с кадастровым (или условным) номером 68-68-10/026/2011-668, здание ангара - с кадастровым (или условным) номером 68-68-10/026/2011-681, здание лаборатории по сельскому хозяйству - с кадастровым (или условным) номером 68-68-10/026/2011-670, здание заправки - с кадастровым (или условным) номером 68-68-10/026/2011-667, здание туалета - с кадастровым (или условным) номером 68-68-10/026/2011-664, которое расположено на спорном земельном участке, находится в собственности субъекта Российской Федерации - Тамбовской области, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии 68-АБ 389925 от 23.11.2011, серии 68-АБ 389924 от 23.11.2011, серии 68-АБ 389923 от 23.11.2011, 68-АБ 389926 от 23.11.2011, 68-АБ 389922 от 23.11.2011, 68-АБ 389927 от 23.11.2011, 68-АБ 389928 от 23.11.2011, 68-АБ 389921 от 23.11.2011.
Приобретение права собственности субъекта Российской Федерации - Тамбовской области на указанное недвижимое имущество осуществлено без переоформления прав на земельный участок, на котором расположено указанное недвижимое имущество.
Спорный земельный участок площадью 72663 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под общественную застройку (для организации учебного процесса), адрес (местоположение) объекта: Тамбовская область, г. Моршанск, улица Ленина, СПТУ N 9, кадастровый номер 68:27:0000002:3, находится в собственности Российской Федерации и закреплен на праве постоянного (бессрочного) пользования за образовательным учреждением, что подтверждает выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 04.03.2014, кадастровый паспорт земельного участка от 28.02.2014.
До настоящего времени не решен вопрос о переоформлении в государственную собственность Тамбовской области земельного участка общей площадью 72663 кв. м, расположенного по адресу Тамбовская область, г. Моршанск, улица Ленина, СПТУ N 9, который находится в собственности Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, исследовав представленные доказательства, полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению, в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Гражданского кодекса гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом, иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу статей 11, 12 Гражданского кодекса РФ судебная защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в судебном порядке, в частности путем признания права. Лицо, считающее, что стало собственником имущества по установленным законом основаниям, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании за ним права собственности. Решение суда об удовлетворении требования о признании права собственности является основанием для регистрации уполномоченным органом права собственности лица на недвижимое имущество.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов Земельного кодекса Российской Федерации и изданных в соответствии с ним иных актов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу пункта 4 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком.
Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, в соответствии с пунктом 2 статьи 214 Гражданского кодекса РФ являются государственной собственностью.
Согласно пункту 1 статьи 214 Гражданского кодекса РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 18 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в собственности субъектов Российской Федерации находятся, в том числе земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
В силу части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации. Указанными в настоящей части решениями утверждаются перечни передаваемых государственных или муниципальных унитарных предприятий, государственных или муниципальных учреждений, право собственности на которые переходит к другому собственнику государственного или муниципального имущества в соответствии со статьей 300 Гражданского кодекса РФ, а также иного имущества.
Указанные в настоящей части решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни. Ликвидация государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений как юридических лиц, а также регистрация права государственной или муниципальной собственности на их имущественные комплексы как объекты недвижимости при передаче имущества не требуется.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом.
В передаточном акте указываются наименования и места нахождения передаваемого имущества.
Права на находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности объекты недвижимости регистрируются одновременно с правами на земельные участки, на которых расположены данные объекты недвижимости, на основании указанных в настоящей части решений, подписанных передаточных актов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемой указанными в настоящей части решениями.
Как следует из материалов дела, истец в обоснование заявленных требований сослался на то, что на спорном земельном участке расположен объекты недвижимости, находящийся в собственности субъекта РФ.
Земельный участок с кадастровым номером N 68:27:0000002:3, расположенный по адресу: Тамбовская область, г. Моршанск, ул. Ленина, СПТУ-9 общей площадью 72663 кв. м, в границах которого находятся вышеуказанные объекты, принадлежит на праве собственности Российской Федерации. Спорные объекты обслуживают деятельность Тамбовского областного государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Многоотраслевой техникум".
Согласно пункту 2 статьи 3.1. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации, в частности, относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Таким образом, пункт 2 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ является нормой федерального закона, с момента введения в действие которой соответствующие земельные участки признаются находящимися в областной собственности. Данное положение представляет собой реализацию закрепленного в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. То обстоятельство, что в отношении спорного земельного участка ранее было зарегистрировано право собственности Российской Федерации, не может служить основанием для неприменения рассматриваемой нормы. По смыслу статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ закрепленное в нем разграничение государственной и областной собственности на землю должно реализовываться вне проведения каких-либо специальных процедур по передаче участков из собственности одного публичного образования в собственность другого публичного образования. Следовательно, ссылка заявителя жалобы на необходимость руководствоваться порядком передачи объектов недвижимости в областную собственность, установленным частью 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ, необоснованна.
Кроме того, в соответствии с пунктом 4 статьи 35 Земельного кодекса РФ отчуждение зданий, строений, сооружений, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком.
Согласно пунктам 58, 59 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом возникновения у него соответствующего права.
Поскольку право областной собственности основывается на нормах Закона N 137-ФЗ, но не может быть зарегистрировано ввиду наличия зарегистрированного права Российской Федерации на указанный участок, область была вправе защищать свои права посредством иска о признании права.
Учитывая, что право собственности на расположенные на спорном земельном участке объекты недвижимости принадлежит субъекту Российской Федерации - Тамбовской области, суд апелляционной инстанции, так же как и арбитражный суд области, приходит к выводу о том, что спорный земельный участок в силу вышеприведенных норм права относится к собственности субъекта Российской Федерации. Доказательств обратного материалы дела не содержат.
На основании изложенных обстоятельств и указанных норм закона, а также в целях обеспечения принципов правовой определенности в спорных материальных правоотношениях, стабильности гражданского оборота, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необходимости удовлетворения исковых требований.
Таким образом, доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, подлежат отклонению как несостоятельные, опровергаемые материалами дела и установленными судом обстоятельствами, и не влияют на законность и обоснованность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого судебного акта суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал все представленные доказательства, дал им надлежащую правовую оценку и правильно применил нормы материального права, в связи с чем апелляционная инстанция не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ являются безусловными основаниями к отмене судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение Арбитражного суда Тамбовской области следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 268, частью 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 20.06.2014 по делу N А64-2926/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
И.В.УШАКОВА
Судьи
А.И.ПОРОТИКОВ
И.Б.СУХОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.09.2014 ПО ДЕЛУ N А64-2926/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 сентября 2014 г. по делу N А64-2926/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 10 сентября 2014 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ушаковой И.В.,
судей Поротикова А.И.,
Суховой И.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Труновой Т.В.,
при участии:
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от Комитета по управлению имуществом Тамбовской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от Тамбовского областного государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Многоотраслевой техникум": представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области (ОГРН 1096829003974, ИНН 6829057176) на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 20.06.2014 по делу N А64-2926/2014 (судья Соловьева О.В.) по исковому заявлению Комитета по управлению имуществом Тамбовской области (ОГРН 1066829046844, ИНН 6831000240) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области (ОГРН 1096829003974, ИНН 6829057176) о признании права собственности, при участии третьего лица: Тамбовского областного государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Многоотраслевой техникум" (ОГРН 1086809001157, ИНН 6826512099),
установил:
комитет по управлению имуществом Тамбовской области (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области (далее - ответчик) о признании права государственной собственности субъекта Российской Федерации - Тамбовской области на земельный участок, площадью 72663 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под общественную застройку (для организации учебного процесса), адрес (местоположение) объекта: Тамбовская область, г. Моршанск, улица Ленина, СПТУ N 9, кадастровый номер 68:27:0000002:3.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Многоотраслевой техникум".
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 20.06.2014 заявленные исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отметить решение Арбитражного суда Тамбовской области и принять по делу новый судебный акт.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области, Комитет по управлению имуществом Тамбовской области, Тамбовского областного государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Многоотраслевой техникум" явку полномочных представителей не обеспечили, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела.
Через канцелярию суда от Комитета по управлению имуществом Тамбовской области, поступило заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителей.
Учитывая наличие в материалах дела доказательств надлежащего извещения указанных лиц о месте и времени судебного заседания, апелляционная жалоба была рассмотрена в отсутствие их представителей в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ, пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопроса применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации".
02.09.2014 через канцелярию Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от Комитета по управлению имуществом Тамбовской области поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса РФ, исследовав и оценив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, считает необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 03.12.2004 N 1565-р "О передаче в ведение субъектов РФ федеральных государственных учреждений образования", постановлением администрации Тамбовской области от 14.01.2005 N 7 "О приеме в государственную собственность Тамбовской области учреждений начального и среднего профессионального образования", государственное образовательное учреждение начального профессионального образования "Профессиональное училище N 9", расположенное по адресу: Тамбовская область, г. Моршанск, ул. Ленина принято в государственную собственность Тамбовской область
В соответствии пунктом 3 указанного Распоряжения Правительства РФ от 03.12.2004 N 1565-р, право собственности Тамбовской области на передаваемое имущество возникло с момента утверждения акта приема-передачи имущества государственных учреждений начального и среднего профессионального образования, в государственную собственность Тамбовской области.
Согласно акту приема-передачи от 27.05.2005 в государственную собственность Тамбовской области передано имущество государственного образовательного учреждения начального профессионального образования "Профессиональное училище N 9", расположенное по адресу: Тамбовская область, г. Моршанск, ул. Ленина.
Постановлениями администрации Тамбовской области от 11.05.2005 N 342 "О реорганизации областных государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования", от 05.08.2008 N 947 "О реорганизации отдельных областных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования" государственное образовательное учреждение начального профессионального образования "Профессиональное училище N 9" реорганизовано в форме присоединения к областному государственному образовательному учреждению начального профессионального образования "Профессиональный лицей N 11", последнее впоследствии реорганизовано в форме слияния, создано Тамбовское областное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Многоотраслевой техникум" с переходом к нему прав и обязанностей юридических лиц в соответствии с передаточным актом.
Переданное имущество, а именно: здание учебного корпуса - с кадастровым (или условным) номером 68-68-10/026/2011-672; общежитие на 360 мест - с кадастровым (или условным) номером 68-68-10/026/2011-676, здание лаборатории по автомобилям - с кадастровым (или условным) номером 68-68-10/026/2011-677, здание ангара - с кадастровым (или условным) номером 68-68-10/026/2011-668, здание ангара - с кадастровым (или условным) номером 68-68-10/026/2011-681, здание лаборатории по сельскому хозяйству - с кадастровым (или условным) номером 68-68-10/026/2011-670, здание заправки - с кадастровым (или условным) номером 68-68-10/026/2011-667, здание туалета - с кадастровым (или условным) номером 68-68-10/026/2011-664, которое расположено на спорном земельном участке, находится в собственности субъекта Российской Федерации - Тамбовской области, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии 68-АБ 389925 от 23.11.2011, серии 68-АБ 389924 от 23.11.2011, серии 68-АБ 389923 от 23.11.2011, 68-АБ 389926 от 23.11.2011, 68-АБ 389922 от 23.11.2011, 68-АБ 389927 от 23.11.2011, 68-АБ 389928 от 23.11.2011, 68-АБ 389921 от 23.11.2011.
Приобретение права собственности субъекта Российской Федерации - Тамбовской области на указанное недвижимое имущество осуществлено без переоформления прав на земельный участок, на котором расположено указанное недвижимое имущество.
Спорный земельный участок площадью 72663 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под общественную застройку (для организации учебного процесса), адрес (местоположение) объекта: Тамбовская область, г. Моршанск, улица Ленина, СПТУ N 9, кадастровый номер 68:27:0000002:3, находится в собственности Российской Федерации и закреплен на праве постоянного (бессрочного) пользования за образовательным учреждением, что подтверждает выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 04.03.2014, кадастровый паспорт земельного участка от 28.02.2014.
До настоящего времени не решен вопрос о переоформлении в государственную собственность Тамбовской области земельного участка общей площадью 72663 кв. м, расположенного по адресу Тамбовская область, г. Моршанск, улица Ленина, СПТУ N 9, который находится в собственности Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, исследовав представленные доказательства, полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению, в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Гражданского кодекса гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом, иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу статей 11, 12 Гражданского кодекса РФ судебная защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в судебном порядке, в частности путем признания права. Лицо, считающее, что стало собственником имущества по установленным законом основаниям, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании за ним права собственности. Решение суда об удовлетворении требования о признании права собственности является основанием для регистрации уполномоченным органом права собственности лица на недвижимое имущество.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов Земельного кодекса Российской Федерации и изданных в соответствии с ним иных актов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу пункта 4 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком.
Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, в соответствии с пунктом 2 статьи 214 Гражданского кодекса РФ являются государственной собственностью.
Согласно пункту 1 статьи 214 Гражданского кодекса РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 18 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в собственности субъектов Российской Федерации находятся, в том числе земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
В силу части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации. Указанными в настоящей части решениями утверждаются перечни передаваемых государственных или муниципальных унитарных предприятий, государственных или муниципальных учреждений, право собственности на которые переходит к другому собственнику государственного или муниципального имущества в соответствии со статьей 300 Гражданского кодекса РФ, а также иного имущества.
Указанные в настоящей части решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни. Ликвидация государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений как юридических лиц, а также регистрация права государственной или муниципальной собственности на их имущественные комплексы как объекты недвижимости при передаче имущества не требуется.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом.
В передаточном акте указываются наименования и места нахождения передаваемого имущества.
Права на находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности объекты недвижимости регистрируются одновременно с правами на земельные участки, на которых расположены данные объекты недвижимости, на основании указанных в настоящей части решений, подписанных передаточных актов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемой указанными в настоящей части решениями.
Как следует из материалов дела, истец в обоснование заявленных требований сослался на то, что на спорном земельном участке расположен объекты недвижимости, находящийся в собственности субъекта РФ.
Земельный участок с кадастровым номером N 68:27:0000002:3, расположенный по адресу: Тамбовская область, г. Моршанск, ул. Ленина, СПТУ-9 общей площадью 72663 кв. м, в границах которого находятся вышеуказанные объекты, принадлежит на праве собственности Российской Федерации. Спорные объекты обслуживают деятельность Тамбовского областного государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Многоотраслевой техникум".
Согласно пункту 2 статьи 3.1. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации, в частности, относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Таким образом, пункт 2 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ является нормой федерального закона, с момента введения в действие которой соответствующие земельные участки признаются находящимися в областной собственности. Данное положение представляет собой реализацию закрепленного в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. То обстоятельство, что в отношении спорного земельного участка ранее было зарегистрировано право собственности Российской Федерации, не может служить основанием для неприменения рассматриваемой нормы. По смыслу статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ закрепленное в нем разграничение государственной и областной собственности на землю должно реализовываться вне проведения каких-либо специальных процедур по передаче участков из собственности одного публичного образования в собственность другого публичного образования. Следовательно, ссылка заявителя жалобы на необходимость руководствоваться порядком передачи объектов недвижимости в областную собственность, установленным частью 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ, необоснованна.
Кроме того, в соответствии с пунктом 4 статьи 35 Земельного кодекса РФ отчуждение зданий, строений, сооружений, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком.
Согласно пунктам 58, 59 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом возникновения у него соответствующего права.
Поскольку право областной собственности основывается на нормах Закона N 137-ФЗ, но не может быть зарегистрировано ввиду наличия зарегистрированного права Российской Федерации на указанный участок, область была вправе защищать свои права посредством иска о признании права.
Учитывая, что право собственности на расположенные на спорном земельном участке объекты недвижимости принадлежит субъекту Российской Федерации - Тамбовской области, суд апелляционной инстанции, так же как и арбитражный суд области, приходит к выводу о том, что спорный земельный участок в силу вышеприведенных норм права относится к собственности субъекта Российской Федерации. Доказательств обратного материалы дела не содержат.
На основании изложенных обстоятельств и указанных норм закона, а также в целях обеспечения принципов правовой определенности в спорных материальных правоотношениях, стабильности гражданского оборота, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необходимости удовлетворения исковых требований.
Таким образом, доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, подлежат отклонению как несостоятельные, опровергаемые материалами дела и установленными судом обстоятельствами, и не влияют на законность и обоснованность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого судебного акта суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал все представленные доказательства, дал им надлежащую правовую оценку и правильно применил нормы материального права, в связи с чем апелляционная инстанция не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ являются безусловными основаниями к отмене судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение Арбитражного суда Тамбовской области следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 268, частью 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 20.06.2014 по делу N А64-2926/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
И.В.УШАКОВА
Судьи
А.И.ПОРОТИКОВ
И.Б.СУХОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)