Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Матерова Н.В. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Вальковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 6 апреля 2010 года по делу N А05-1985/2010 (судья Панфилова Н.Ю.),
установил:
муниципальное образование "Федовское" (далее - МО "Федовское") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 20.01.2010 N 11А-10/05.09-10 по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 6 апреля 2010 года признано незаконным и отменено постановление от 20.01.2010 N 11А-10/05.09-10 по делу об административном правонарушении, которым МО "Федовское" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Управление с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на то, что материалами дела подтверждаются действия, влекущие уничтожение плодородного слоя почвы, а также на то, что в соответствии с протоколом осмотра территории от 14.12.2009 N 1 вследствие механического воздействия на верхний плодородный слой почвы свалкой круглых лесоматериалов (бревен), горбылей и прочих отходов лесопиления произошло уплотнение почвы, нарушен гранулометрический состав, тепловой, водный и воздушный обмен, для установления данного факта дополнительных исследований не требуется в силу наглядности осуществленного деяния.
МО "Федовское" в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.
МО "Федовское" и административный орган надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 04.12.2009 N 2259-р о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица (л. д. 34) 14.12.2009 в 11.00 проведена внеплановая выездная проверка в отношении МО "Федовское". В ходе проверки осуществлен осмотр земельного участка "Аэродром" сельскохозяйственного назначения общей площадью 14 га в кадастровом квартале 29:15:143601:41, находящегося в муниципальной собственности МО "Федовское" (постановление главы муниципального образования "Плесецкий муниципальный район" от 03.08.2009 N 980 (л. д. 70). Управлением составлен акт от 14.12.2009 N 11А-58/09-26 (л. д. 86), протокол осмотра территории от 14.12.2009 N 1 с приложением фототаблиц и акта обмера площади земельного участка от 14.12.2009 (л. д. 78 - 85).
Управлением в результате проведенной проверки установлено, что на земельном участке сельскохозяйственного назначения общей площадью 2 га уничтожен плодородный слой почвы путем захламления отходами производства и потребления.
С учетом изложенного административный орган посчитал, что обществом в данном случае нарушены требования подпункта 1 пункта 2 статьи 12, пункта 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и статьи 8 Федерального закона от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
По данному факту государственным инспектором отдела фитосанитарного надзора и земельного контроля Босковым М.В. 16.12.2009 составлен протокол N 11А-09.10 об административном правонарушении (л. д. 90 - 91).
Заместитель руководителя управления, рассмотрев протокол об административном правонарушении от 16.12.2009 N 11А-09.10 и приложенные к нему материалы административного дела, 20.01.2010 вынес постановление N 11А-10/05.09.-10, которым МО "Федовское" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, МО "Федовское" обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно руководствовался следующим.
В силу части 2 статьи 8.6 КоАП РФ уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Протокол об административном правонарушении составлен, дело рассмотрено управлением в пределах полномочий, установленных статьей 23.29, частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ.
На основании подпункта 1 пункта 2 статьи 12 ЗК РФ целью охраны земель является в том числе предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 13 данного Кодекса в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:
1) сохранению почв и их плодородия;
2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель;
3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям);
4) ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель;
5) сохранению достигнутого уровня мелиорации;
6) рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;
7) сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
Статья 42 ЗК РФ устанавливает обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков. Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, в том числе обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Из пункта 1 статьи 77 ЗК РФ следует, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
На основании пункта 1 статьи 78 указанного Кодекса земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
Пунктом 1 статьи 74 ЗК РФ определено, что лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством.
Правовые основы государственного регулирования обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения установлены Законом N 101-ФЗ.
Согласно статье 8 указанного Закона собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий; представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов; содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения; информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ, выражается в совершении действий, связанных с уничтожением или порчей плодородного слоя почвы в результате несоблюдения установленных законодательством правил обращения с опасными веществами и отходами.
Таким образом, при производстве по делу о совершении указанного административного правонарушения подлежит доказыванию как факт наступления вредных последствий, выраженных в уничтожении или порче плодородного слоя почвы, так и факт совершения лицом, привлекаемым к ответственности, неправомерных действий или бездействия вследствие несоблюдения правил обращения с опасными веществами или отходами. Кроме того, подлежит доказыванию причинная связь между действиями (бездействием) и наступлением вредных последствий.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Такие данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В порядке статьи 26.5 КоАП РФ должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе брать образцы, пробы предметов, необходимые для проведения экспертизы. О взятии проб и образцов составляется протокол, предусмотренный статьей 27.10 настоящего Кодекса.
В силу требований части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Постановлением управления от 20.01.2010 N 11А-10/05.09-10 МО "Федовское" признано виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в уничтожении плодородного слоя почвы (резолютивная часть названного постановления).
Как следует из материалов дела в качестве доказательств уничтожения плодородного слоя почвы административным органом представлены акт от 14.12.2009 N 11А-58/09-26, протокол осмотра территории от 14.12.2009 N 1 с приложением фототаблиц и акта обмера площади земельного участка от 14.12.2009, протокол об административном правонарушении от 16.12.2009 N 11А-09.10.
По мнению управления, данные материалы подтверждают факт уничтожения плодородного слоя почвы МО "Федовское".
Вместе с тем, в оспариваемом постановлении и в материалах проверки отсутствуют сведения о времени образования свалки, о совершении именно МО "Федовское" действий, которые привели к порче земли, и о том, когда конкретно эти действия были совершены, а также о наличии причинно-следственной связи между действиями МО "Федовское" и наступлением вредных последствий в виде порчи земли.
Кроме того, административным органом не приведено каких-либо документальных доказательств, свидетельствующих о том, что в результате нарушения МО "Федовское" правил обращения с опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления произошла порча плодородного слоя земель. Управлением не доказан факт наступления вредных последствий, выраженных в уничтожении плодородного слоя почвы в результате каких-либо неправомерных действий или бездействия МО "Федовское".
Кроме того, ни в акте проверки от 14.12.2009 N 11А-58/09-26, ни в протоколе об административном правонарушении от 16.12.2009 N 11А-09.10, ни в постановлении о назначении административного наказания от 20.01.2010 N 11А-10/05.09-10 не указано, в чем конкретно выразилось уничтожение плодородного слоя почвы, доказательства его уничтожения в материалах дела отсутствуют; экспертиза земли, взятие проб и образцов, какие-либо иные исследования земли не проводились.
Поскольку административным органом не представлены доказательства совершения МО "Федовское" действий, приведших к уничтожению плодородного слоя почвы, а также свидетельствующих об уничтожении плодородного слоя почвы спорного земельного участка, факт уничтожения МО "Федовское" плодородного слоя почвы управлением надлежащим образом не доказан.
Следовательно, постановление от 20.01.2010 N 11А-10/05.09-10 вынесено в отсутствие доказательств, подтверждающих сам факт уничтожения плодородного слоя почвы действиями МО "Федовское".
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ, и вины МО "Федовское" в его совершении.
Таким образом, оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы управления не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 6 апреля 2010 года по делу N А05-1985/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Председательствующий
О.Б.РАЛЬКО
Судьи
Н.В.МАТЕРОВ
О.А.ТАРАСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.05.2010 ПО ДЕЛУ N А05-1985/2010
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 мая 2010 г. по делу N А05-1985/2010
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Матерова Н.В. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Вальковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 6 апреля 2010 года по делу N А05-1985/2010 (судья Панфилова Н.Ю.),
установил:
муниципальное образование "Федовское" (далее - МО "Федовское") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 20.01.2010 N 11А-10/05.09-10 по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 6 апреля 2010 года признано незаконным и отменено постановление от 20.01.2010 N 11А-10/05.09-10 по делу об административном правонарушении, которым МО "Федовское" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Управление с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на то, что материалами дела подтверждаются действия, влекущие уничтожение плодородного слоя почвы, а также на то, что в соответствии с протоколом осмотра территории от 14.12.2009 N 1 вследствие механического воздействия на верхний плодородный слой почвы свалкой круглых лесоматериалов (бревен), горбылей и прочих отходов лесопиления произошло уплотнение почвы, нарушен гранулометрический состав, тепловой, водный и воздушный обмен, для установления данного факта дополнительных исследований не требуется в силу наглядности осуществленного деяния.
МО "Федовское" в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.
МО "Федовское" и административный орган надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 04.12.2009 N 2259-р о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица (л. д. 34) 14.12.2009 в 11.00 проведена внеплановая выездная проверка в отношении МО "Федовское". В ходе проверки осуществлен осмотр земельного участка "Аэродром" сельскохозяйственного назначения общей площадью 14 га в кадастровом квартале 29:15:143601:41, находящегося в муниципальной собственности МО "Федовское" (постановление главы муниципального образования "Плесецкий муниципальный район" от 03.08.2009 N 980 (л. д. 70). Управлением составлен акт от 14.12.2009 N 11А-58/09-26 (л. д. 86), протокол осмотра территории от 14.12.2009 N 1 с приложением фототаблиц и акта обмера площади земельного участка от 14.12.2009 (л. д. 78 - 85).
Управлением в результате проведенной проверки установлено, что на земельном участке сельскохозяйственного назначения общей площадью 2 га уничтожен плодородный слой почвы путем захламления отходами производства и потребления.
С учетом изложенного административный орган посчитал, что обществом в данном случае нарушены требования подпункта 1 пункта 2 статьи 12, пункта 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и статьи 8 Федерального закона от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
По данному факту государственным инспектором отдела фитосанитарного надзора и земельного контроля Босковым М.В. 16.12.2009 составлен протокол N 11А-09.10 об административном правонарушении (л. д. 90 - 91).
Заместитель руководителя управления, рассмотрев протокол об административном правонарушении от 16.12.2009 N 11А-09.10 и приложенные к нему материалы административного дела, 20.01.2010 вынес постановление N 11А-10/05.09.-10, которым МО "Федовское" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, МО "Федовское" обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно руководствовался следующим.
В силу части 2 статьи 8.6 КоАП РФ уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Протокол об административном правонарушении составлен, дело рассмотрено управлением в пределах полномочий, установленных статьей 23.29, частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ.
На основании подпункта 1 пункта 2 статьи 12 ЗК РФ целью охраны земель является в том числе предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 13 данного Кодекса в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:
1) сохранению почв и их плодородия;
2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель;
3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям);
4) ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель;
5) сохранению достигнутого уровня мелиорации;
6) рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;
7) сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
Статья 42 ЗК РФ устанавливает обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков. Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, в том числе обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Из пункта 1 статьи 77 ЗК РФ следует, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
На основании пункта 1 статьи 78 указанного Кодекса земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
Пунктом 1 статьи 74 ЗК РФ определено, что лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством.
Правовые основы государственного регулирования обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения установлены Законом N 101-ФЗ.
Согласно статье 8 указанного Закона собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий; представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов; содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения; информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ, выражается в совершении действий, связанных с уничтожением или порчей плодородного слоя почвы в результате несоблюдения установленных законодательством правил обращения с опасными веществами и отходами.
Таким образом, при производстве по делу о совершении указанного административного правонарушения подлежит доказыванию как факт наступления вредных последствий, выраженных в уничтожении или порче плодородного слоя почвы, так и факт совершения лицом, привлекаемым к ответственности, неправомерных действий или бездействия вследствие несоблюдения правил обращения с опасными веществами или отходами. Кроме того, подлежит доказыванию причинная связь между действиями (бездействием) и наступлением вредных последствий.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Такие данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В порядке статьи 26.5 КоАП РФ должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе брать образцы, пробы предметов, необходимые для проведения экспертизы. О взятии проб и образцов составляется протокол, предусмотренный статьей 27.10 настоящего Кодекса.
В силу требований части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Постановлением управления от 20.01.2010 N 11А-10/05.09-10 МО "Федовское" признано виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в уничтожении плодородного слоя почвы (резолютивная часть названного постановления).
Как следует из материалов дела в качестве доказательств уничтожения плодородного слоя почвы административным органом представлены акт от 14.12.2009 N 11А-58/09-26, протокол осмотра территории от 14.12.2009 N 1 с приложением фототаблиц и акта обмера площади земельного участка от 14.12.2009, протокол об административном правонарушении от 16.12.2009 N 11А-09.10.
По мнению управления, данные материалы подтверждают факт уничтожения плодородного слоя почвы МО "Федовское".
Вместе с тем, в оспариваемом постановлении и в материалах проверки отсутствуют сведения о времени образования свалки, о совершении именно МО "Федовское" действий, которые привели к порче земли, и о том, когда конкретно эти действия были совершены, а также о наличии причинно-следственной связи между действиями МО "Федовское" и наступлением вредных последствий в виде порчи земли.
Кроме того, административным органом не приведено каких-либо документальных доказательств, свидетельствующих о том, что в результате нарушения МО "Федовское" правил обращения с опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления произошла порча плодородного слоя земель. Управлением не доказан факт наступления вредных последствий, выраженных в уничтожении плодородного слоя почвы в результате каких-либо неправомерных действий или бездействия МО "Федовское".
Кроме того, ни в акте проверки от 14.12.2009 N 11А-58/09-26, ни в протоколе об административном правонарушении от 16.12.2009 N 11А-09.10, ни в постановлении о назначении административного наказания от 20.01.2010 N 11А-10/05.09-10 не указано, в чем конкретно выразилось уничтожение плодородного слоя почвы, доказательства его уничтожения в материалах дела отсутствуют; экспертиза земли, взятие проб и образцов, какие-либо иные исследования земли не проводились.
Поскольку административным органом не представлены доказательства совершения МО "Федовское" действий, приведших к уничтожению плодородного слоя почвы, а также свидетельствующих об уничтожении плодородного слоя почвы спорного земельного участка, факт уничтожения МО "Федовское" плодородного слоя почвы управлением надлежащим образом не доказан.
Следовательно, постановление от 20.01.2010 N 11А-10/05.09-10 вынесено в отсутствие доказательств, подтверждающих сам факт уничтожения плодородного слоя почвы действиями МО "Федовское".
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ, и вины МО "Федовское" в его совершении.
Таким образом, оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы управления не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 6 апреля 2010 года по делу N А05-1985/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Председательствующий
О.Б.РАЛЬКО
Судьи
Н.В.МАТЕРОВ
О.А.ТАРАСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)