Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24.09.2015
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Павлюк Т.В.
судей: Кривошеиной С.В.
Ходыревой Л.Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Грецкой О.Ю.,
при участии:
- от заявителя: Мосина Е.Ю., представитель по доверенности от 15.06.2015, паспорт; Юргин Б.И., представитель по доверенности от 12.01.2015, паспорт;
- от заинтересованного лица: Мережкина С.А., представитель по доверенности от 12.01.2015, паспорт; Ведрова Т.А., представитель по доверенности от 17.02.2015, удостоверение;
- от третьего лица: без участия (извещен);
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Акционерного общества "Элеонор"
на решение Арбитражного суда Томской области
от 17.07.2015 по делу N А67-1216/2015 (судья А.Н. Гапон)
по заявлению Акционерного общества "Элеонор" (ОГРН 1087017025545 ИНН 7017222780, 634515 Томская область Томский район д. Попадейкино участок N 1 стр. 1
к Администрации Томского района Томской области (ОГРН 1067014000019 ИНН 7014044522, 634570 Томская область Томский район с. Богашево ул. Советская, 6)
третье лицо - Администрация Зоркальцевского сельского поселения,
о признании незаконным решения Администрации Томского района Томской области по 11 (одиннадцатому) вопросу повестки дня заседания Комиссии по выбору земельных участков от 23 января 2015 года, отраженное в протоколе N 1 заседания Комиссии по выбору земельных участков для строительства от 23 января 2015 года (решение по 11-му вопросу, страница 9 Протокола N 1) по заявлениям АО "ЭЛЕОНОР" с входящими номерами 408-з, 411-з, 412-з, 414-з, 2666-з, 2667-з.
Акционерное общество "Элеонор" (далее - АО "Элеонор", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к Администрации Томского района Томской области (далее - Администрация, ответчик) о признании незаконным решения Администрации по 11 (одиннадцатому) вопросу повестки дня заседания Комиссии по выбору земельных участков от 23 января 2015 года, отраженное в Протоколе N 1 заседания Комиссии по выбору земельных участков для строительства от 23 января 2015 года (Решение по 11-ому вопросу, страница 9 Протокола N 1) по заявлениям АО "ЭЛЕОНОР" с входящими номерами 408-з, 411-з, 412-з, 414-з, 2666-з, 2667-з; об обязании Администрации устранить в полном объеме допущенное нарушение прав АО "ЭЛЕОНОР", а именно:
1) утвердить схему расположения земельных участков на кадастровом плане территории;
2) обязать представить на праве аренды:
- - земельный участок, расположенный по адресу: Томская область, Томский район, в границах береговой полосы протоки Бурундук, общей площадью 1770 кв. м, в поворотных точках, согласно Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, для строительства канала спрямления вне одамбованной территории, входящего в проект "Инженерная защита от затопления и подтопления поселка индивидуального малоэтажного жилищного строительства "Элеонор" в окр. д. Петрово";
- - земельный участок, расположенный по адресу: Томская область, Томский район, в границах береговой полосы протоки Бурундук, общей площадью 1560 кв. м, в поворотных точках, согласно Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, для строительства Шлюза N 1, входящего в проект "Инженерная защита от затопления и подтопления поселка индивидуального малоэтажного жилищного строительства "Элеонор" в окр. д. Петрово";
- - земельный участок, расположенный по адресу: Томская область, Томский район, в границах береговой полосы протоки Бурундук, общей площадью 1571 кв. м, в поворотных точках, согласно Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, для строительства Шлюза N 1, входящего в проект "Инженерная защита от затопления и подтопления поселка индивидуального малоэтажного жилищного строительства "Элеонор" в окр. д. Петрово";
- - земельный участок, расположенный по адресу: Томская область, Томский район, в границах береговой полосы протоки Бурундук, общей площадью 1576 кв. м, в поворотных точках, согласно Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, для строительства Шлюза N 2, входящего в проект "Инженерная защита от затопления и подтопления поселка индивидуального малоэтажного жилищного строительства "Элеонор" в окр. д. Петрово";
- - земельный участок, расположенный по адресу: Томская область, Томский район, в границах береговой полосы протоки Бурундук, общей площадью 1471 кв. м, в поворотных точках, согласно Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, для строительства Шлюза N 2, входящего в проект "Инженерная защита от затопления и подтопления поселка индивидуального малоэтажного жилищного строительства "Элеонор" в окр. д. Петрово";
- - земельный участок, расположенный по адресу: Томская область, Томский район, в границах береговой полосы протоки Сухая, общей площадью 963 кв. м, в поворотных точках, согласно Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, для строительства Шлюза N 3, входящего в проект "Инженерная защита от затопления и подтопления поселка индивидуального малоэтажного жилищного строительства "Элеонор" в окр. д. Петрово";
- - земельный участок, расположенный по адресу: Томская область, Томский район, в границах береговой полосы протоки Сухая, общей площадью 890 кв. м, в поворотных точках, согласно Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, для строительства Шлюза N 3, входящего в проект "Инженерная защита от затопления и подтопления поселка индивидуального малоэтажного жилищного строительства "Элеонор" в окр. д. Петрово".
Решением Арбитражного суда Томской области от 17.07.2015 (резолютивная часть объявлена 10.07.2015) по делу N А67-1216/2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом АО "ЭЛЕОНОР" в поданной апелляционной жалобе, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела, неправильное применение норм действующего законодательства, регулирующие порядок предоставления земельного участка для строительства.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Заинтересованное лицо, в отзыве, на апелляционную жалобу представленном в порядке статьи 262 АПК РФ, представитель в судебном заседании, доводы апелляционной жалобы отклонил, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Отзыв в порядке статьи 262 АПК РФ на апелляционную жалобу от третьего лица не представлен.
В судебном заседании представители заявителя доводы апелляционной жалобы поддержали, по основаниям, приведенным в жалобе, с учетом дополнительных пояснений представленных в суд апелляционной инстанции в порядке статьи 81 АПК РФ.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие третьего лица, участвующего в деле надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, дополнительные пояснения представленные заявителем в порядке статьи 81 АПК РФ, отзыва на жалобу, заслушав представителей лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, 10.02.2014 Общество обратилось в Администрацию Томского района Томской области с заявлениями (запросами) о предварительном согласовании мест размещения в пределах береговой полосы протоки Сухая и протоки Бурундук объектов (шлюз N 2, 3), входящих в проект "Инженерная защита от затопления и подтопления поселка индивидуального малоэтажного жилищного строительства "Элеонор" в окр. д. Петрово" (вх. N 408-з, 411-з, 412-з, 414-з) - (т. 1, л.д. 118-125).
20.02.2014 Комиссия по актам выбора земельных участков приняла решение N 3, в котором указала Администрации Зоркальцевского сельского поселения провести общественные слушания по вопросу возможного строительства на земельных участках в пределах береговой полосы протоки Сухая и протоки Бурундук гидротехнических сооружений - водоограждающей дамбы. Кроме того, в решении указано, что для решения вопроса о принятии акта выбора земельных участков Администрация Зоркальцевского сельского поселения должна уточнить и предоставить в Комитет по земельным ресурсам схему путей прогона скота через д. Петрово в д. Борики.
01.08.2014 (вх. N 08-08-964) ЗАО "ЭЛЕОНОР" обратилось в Администрацию Зоркальцевского сельского поселения с вопросом относительно проведения общественных слушаний по вопросу возможного строительства гидротехнических сооружений - водоограждающей дамбы на земельных участках в пределах береговой полосы протоки Сухая и протоки Бурундук.
06.08.2014 в ответ на обращение ЗАО "ЭЛЕОНОР" Администрация Зоркальцевского сельского поселения пояснила, что согласно процедуре предоставления земельных участков на территории Томского района обязательное проведение публичных слушаний не прописано нормативно-правовым актом. Решения, принятые на публичных слушаниях, носят рекомендательный характер для органов местного самоуправления в соответствии с положением "О публичных слушаниях в муниципальном образовании "Зоркальцевское сельское поселение", утвержденного Советом 06.08.2013 г. N 26. Вопрос о строительстве гидротехнических сооружений должны решать специалисты в данной области. Обществу было рекомендовано обратиться в Комиссию по актам выбора земельных участков Администрации Томского района.
04.08.2014 Общество дополнительно обратилось в Администрацию Томского района с заявлениями (запросами) о предварительном согласовании мест размещения в пределах береговой полосы протоки Сухая и протоки Бурундук объектов (канал спрямления), входящих в проект "Инженерная защита от затопления и подтопления поселка индивидуального малоэтажного жилищного строительства "Элеонор" в окр. д. Петрово" (вх. N 2666-з, 2667-з).
12.08.2014 ЗАО "ЭЛЕОНОР" обратилось в Администрацию Томского района с письмом о рассмотрении заявлений о предварительном согласовании места размещения объекта по инженерной защите.
27 августа 2014 года Комиссией по актам выбора земельных участков принято решение о предварительном согласовании предоставления семи земельных участков ЗАО "ЭЛЕОНОР" и подготовки Актов выбора земельных участков, в т.ч. относительно земельных участков:
- (ЗУ1) Общей площадью 963,82 кв. м, расположенном в границах береговой полосы протоки Бурундук Томского района для строительства объекта "Гидротехническое сооружение-водоограждающая дамба (Шлюз N 3)";
- (ЗУ2) Общей площадью 890,08 кв. м, расположенном в границах береговой полосы протоки Бурундук Томского района для строительства объекта "Гидротехническое сооружение-водоограждающая дамба (Шлюз N 3)";
- (ЗУ3) Общей площадью 1576,45 кв. м, расположенном в границах береговой полосы протоки Бурундук Томского района для строительства объекта "Гидротехническое сооружение-водоограждающая дамба (Шлюз N 2)";
- (ЗУ4) Общей площадью 1471,15 кв. м, расположенном в границах береговой полосы протоки Бурундук Томского района для строительства объекта "Гидротехническое сооружение-водоограждающая дамба (Шлюз N 2)";
- (ЗУ5) Общей площадью 1770 кв. м, расположенном в границах береговой полосы протоки Бурундук Томского района для строительства объекта "Инженерная защита территории малоэтажного поселка "Элеонор" от затопления и подтопления (Канал спрямления вне одамбованной территории)";
- (ЗУ6) Общей площадью 1560 кв. м, расположенном в границах береговой полосы протоки Бурундук Томского района для строительства объекта "Инженерная защита территории малоэтажного поселка "Элеонор" от затопления и подтопления (Шлюз N 1)";
- (ЗУ7) Общей площадью 1571 кв. м, расположенном в границах береговой полосы протоки Бурундук Томского района для строительства объекта "Инженерная защита территории малоэтажного поселка "Элеонор" от затопления и подтопления (Шлюз N 1)".
02.10.2014 заявителю для согласования были выданы акты выбора земельных участков для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства.
05.11.2014 исх. N 08-04-2153 Администрация Зоркальцевского сельского поселения направила в адрес Главы Администрации Томского района письмо об отказе в согласовании представленных ЗАО "Элеонор" актов выбора земельных участков, указав, что 22 октября 2014 года Администрацией Зоркальцевского сельского поселения был организован сход граждан в д. Петрово по вопросу предоставления земельных участков ЗАО "ЭЛЕОНОР" в аренду для инженерной защиты территории от затопления и подтопления, на котором жители д. Петрово и д. Борики высказали отрицательное мнение.
23.01.2015 протоколом N 1 заседания комиссии по выбору земельных участков для строительства (реконструкции) объектов по одиннадцатому вопросу, п. 1 решения комиссии акты выбора от 02.10.2014 отозваны с указанием о направлении информации о принятом решении заявителю.
28.01.2015 Общество обратилось к Главе Администрации Томского района с заявлением об утверждении актов выбора земельных участков и схемы размещения земельных участков на кадастровом плане территории.
05.02.2015 в адрес ЗАО "Элеонор" направлено письмо со ссылкой на решение комиссии и отзыве актов выбора от 02.10.2014.
Не согласившись с решением Администрации Томского района Томской области по 11 (одиннадцатому) вопросу повестки дня заседания Комиссии по выбору земельных участков от 23 января 2015 года, отраженное в протоколе N 1 заседания Комиссии по выбору земельных участков для строительства от 23 января 2015 года (Решение по 11-ому вопросу, страница 9 Протокола N 1) по заявлениям АО "ЭЛЕОНОР" с входящими номерами 408-з, 411-з, 412-з, 414-з, 2666-з, 2667-з (пункты 1 - 5), Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый акт от 23.01.2015 соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает законных прав и интересов заявителя.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
В силу статьи 198 АПК РФ, организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагает, что оспариваемые решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на нее какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта и его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 ЗК РФ, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса. В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшей в спорный период, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном этим же Кодексом. Пунктом 1 статьи 30 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов или с предварительным согласованием мест размещения объектов. Для строительства земельные участки предоставляются по заявлению о выборе земельного участка с предварительным согласованием места размещения объектов. Порядок предоставления земельных участков для строительства определен в статье 31 ЗК РФ. В соответствии с пунктом 1 статьи 31 ЗК РФ, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Пунктом 3 статьи 31 ЗК РФ органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Пунктами 5 и 6 статьи 31 ЗК РФ предусмотрено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта, которое является основанием последующего принятия в соответствии со статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8 статьи 31 ЗК РФ). Согласно пункту 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации принятию решения о предоставлении земельного участка для строительства предшествует процедура установления границ земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами. Данная процедура проводится в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, за их счет и на основании решения о предварительном согласовании места размещения объекта и проекта грани земельного участка.
Из системного толкования норм части 1 статьи 32, части 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что предварительное согласование места размещения объекта, которым утвержден акт выбора земельных участков для строительства в будущем, не является актом по распоряжению земельным участком и не влечет со всей неизбежностью принятие решения о предоставлении земельного участка для последующего заключения договора аренды. Соответствующая правовая позиция отражена в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.09.2010 N ВАС-14399/09.
Порядок предоставления земельных участков и предоставление муниципальной услуги по предоставлению земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объекта, регламентируется Постановлением Администрации Томского района от 04.10.2012 N 249 "Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление прав на земельные участки из земель, находящихся в муниципальной собственности, а также из земель, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов".
Согласно п. 20 Постановления Администрации Томского района от 04.10.2002 N 249 предоставление муниципальной услуги включает в себя следующие административные процедуры:
1) прием, рассмотрение и регистрацию заявления получателя услуги о предоставлении земельного участка из земель, находящихся в муниципальной собственности, а также из земель, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов и приложенных к нему документов;
2) согласование заявления получателя услуги о предоставлении земельного участка из земель, находящихся в муниципальной собственности, а также из земель, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов и приложенных к нему документов с Главой Томского района;
3) рассмотрение Комиссией по выбору земельных участков для строительства (реконструкции) на территории муниципального образования "Томский район" (далее - Комиссия) заявления о выборе земельного участка и информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства;
4) проведение согласования акта выбора земельного участка для строительства и работ по формированию земельного участка;
5) принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт выбора земельного участка и схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории;
6) подготовка пакета документов для осуществления перевода земельного участка из одной категории в другую (при необходимости);
7) принятие решения о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное (бессрочное) пользование;
8) подготовка и выдача получателю услуги договора аренды земельного участка, договора безвозмездного срочного пользования с приложением документов для государственной регистрации права безвозмездного срочного пользования или права аренды земельного участка.
Процедура согласования актов выбора земельных участков предусматривалась в распоряжении Главы Томского района от 17.03.2009 N 66-П "Об утверждении Положения "О комиссии по выбору земельных участков для строительства (реконструкции) на территории муниципального образования "Томский район", действовавшего до 01.03.2015 года.
Исходя из п. 2 Положения, основными задачами комиссии являлись:
1) рассмотрение заявлений (форма заявления - в соответствии с приложением 1) и обеспечение выбора земельных участков для строительства (реконструкции) посредством определения вариантов размещения объектов;
2) проведение процедуры согласования Акта о выборе земельного участка под строительство (реконструкцию) (форма Акта - в соответствии с приложениями 2 и 3);
3) обоснование решения об отказе в размещении объекта;
4) отзыв Акта о выборе земельного участка под строительство (реконструкцию), не прошедшего процедуру согласования в установленный срок.
Согласно материалам дела, 11.02.2014 в адрес Администрации Томского района поступили запросы ЗАО "Элеонор" N 408-3, 411-з, 412-3 и 414-3 о предварительном согласовании мест размещения 5-ти объектов. По результатам проведения заседания комиссии по актам выбора земельных участков N 3 от 21.02.2014 было принято единогласное решение о необходимости проведения общественных слушаний по вопросу возможного строительства гидротехнических сооружений - водоограждающих дамб на земельных участках в пределах береговой полосы протоки Бурундук, а также о предоставлении в Комитет по земельным ресурсам уточненной схемы путей прогона скота через д. Петрово и д. Борики. После выполнения п. 2 Комиссией принято решение вернуться к рассмотрению вопроса на очередном заседании комиссии о чем Обществу было направлено информационное письмо N 05-08-38/14-0 от 13.03.2014 года.
04.08.2014 в адрес Администрации Томского района ЗАО "Элеонор" направлены запросы N 2667-3 и N 2666-з о предварительном согласовании мест размещения объектов. 27 августа 2014 года Комиссией по актам выбора земельных участков принято решение о предварительном согласовании предоставления семи земельных участков ЗАО "ЭЛЕОНОР" и подготовки Актов выбора земельных участков, в т.ч. относительно земельных участков:
- (ЗУ1) Общей площадью 963,82 кв. м, расположенном в границах береговой полосы протоки Бурундук Томского района для строительства объекта "Гидротехническое сооружение-водоограждающая дамба (Шлюз N 3)";
- (ЗУ2) Общей площадью 890,08 кв. м, расположенном в границах береговой полосы протоки Бурундук Томского района для строительства объекта "Гидротехническое сооружение-водоограждающая дамба (Шлюз N 3)";
- (ЗУ3) Общей площадью 1576,45 кв. м, расположенном в границах береговой полосы протоки Бурундук Томского района для строительства объекта "Гидротехническое сооружение-водоограждающая дамба (Шлюз N 2)";
- (ЗУ4) Общей площадью 1471,15 кв. м, расположенном в границах береговой полосы протоки Бурундук Томского района для строительства объекта "Гидротехническое сооружение-водоограждающая дамба (Шлюз N 2)";
- (ЗУ5) Общей площадью 1770 кв. м, расположенном в границах береговой полосы протоки Бурундук Томского района для строительства объекта "Инженерная защита территории малоэтажного поселка "Элеонор" от затопления и подтопления (Канал спрямления вне одамбованной территории)";
- (ЗУ6) Общей площадью 1560 кв. м, расположенном в границах береговой полосы протоки Бурундук Томского района для строительства объекта "Инженерная защита территории малоэтажного поселка "Элеонор" от затопления и подтопления (Шлюз N 1)";
- (ЗУ7) Общей площадью 1571 кв. м, расположенном в границах береговой полосы протоки Бурундук Томского района для строительства объекта "Инженерная защита территории малоэтажного поселка "Элеонор" от затопления и подтопления (Шлюз N 1)".
02.10.2014 заявителю для согласования были выданы акты выбора земельных участков для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства. Очередность согласования выданных Обществу актов выбора определена в тексте актов выбора земельных участков для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства от 02.10.2014. Согласно п. 4 актов выбора земельных участков для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, данные акты выбора согласовывает в первую очередь Глава сельского поселения, затем председатель Комитета по земельным ресурсам и далее в любой последовательности.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции установлено, что представленные акты выбора земельных участков с Главой муниципального образования "Зоркальцевское сельское поселение" согласованы не были.
Исходя из письма от 05.11.2014, направленного Администрацией Зоркальцевского сельского поселения в адрес Администрации Томского района N 08-04-2153, следует, что 22.10.2014 организован сход граждан в д. Петрово на котором жители д. Петрово и д. Борики выразили отрицательное мнение по вопросу предоставления земельных участков ЗАО "Элеонор". На основании высказанного отрицательного мнения жителей указанных населенных пунктов Администрацией сельского поселения отказано ЗАО "Элеонор" в согласовании акта выбора земельных участков. Кроме того, в адрес Администрации Томского района поступило коллективное обращение жителей д. Петрово с просьбой учесть их отрицательное мнение в вопросе предоставления земельных участков ЗАО "Элеонор" по причине того, что это приведет к ухудшению их жизненных условий, затоплению территории д. Петрово, причинит значительный вред окружающей среде, нарушит их права как водопользователей. Письмом N 08-04-2430 от 10.12.2014 Администрация Зоркальцевского сельского поселения также уведомила Администрацию Томского района о том, что 22.10.2014 была организована встреча с активом населенных пунктов д. Петрово и д. Борики по данному вопросу, где жители высказывают отрицательное мнение по данному вопросу.
Учитывая отрицательное мнение граждан, Глава поселения отказал в согласовании актов выбора земельных участков.
На основании изложенного, довод апелляционной жалобы о согласовании актов выбора большинством членов комиссии по согласованию, что, по мнению Общества, свидетельствует о согласовании актов выбора, отклоняется апелляционным судом.
Судом первой инстанции обоснованно отмечено, что в актах была предусмотрена очередность согласования, а именно: 1) согласование с Главой поселения и 2) Председателем Комитета по земельным ресурсам и далее в любой последовательности, однако, указанная очередность согласования Обществом была нарушена.
23.01.2015 (согласно одиннадцатому вопросу оспариваемого протокола N 1) комиссия единогласно решила отозвать акты выбора от 02.10.2014, выданные ЗАО "Элеонор", указав на отрицательное мнение жителей д. Петрово и д. Борики, выраженное на сходе граждан 22.10.2014.
Довод апелляционной жалобы о том, что отрицательное мнение граждан не должно учитываться, так как имеет субъективный, предположительный и рекомендательный для Администрации характер, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку учитывать или не учитывать этот рекомендательный характер решения граждан, принятое на сходе граждан является правом Администрации с учетом всех фактических обстоятельств дела.
Кроме того, с учетом аб. 2 п. 3 ст. 31 ЗК РФ, п. 7 ст. 25, п. 8 ст. 25 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", а также учитывая отсутствие согласованных актов выбора земельных участков, отрицательное мнение населения, судом первой инстанции правомерно отмечено, что комиссия по выбору земельных участков для строительства (реконструкции) объектов обоснованно отозвала акты выбора земельных участков от 02.10.2014.
При этом в протоколе заседания комиссии также отражено, что предоставление указанных земельных участков затрагивает интересы населения д. Борики и д. Петрово, предусмотренные ст. 31 Земельного Кодекса РФ в связи с чем необходимо вынести данный вопрос на общественные слушания с целью предоставления населению права высказать свое отношение к предстоящему предоставлению земельных участков для строительства шлюзов и объектов инженерной защиты при участии заявителя и компетентных специалистов.
В обосновании довод апелляционной жалобы Общество указывает на невозможность отзыва актов выбора. Данный довод был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им обоснованно отклонен, т.к. исходя из положений подпункта 4 пункта 2.1 распоряжения Главы Томского района от 17.03.2009 N 66-П4, предусматривается возможность отзыва акта о выборе земельного участка под строительство (реконструкцию) не прошедшего процедуру согласования.
На основании изложенного апелляционный суд приходит к выводу о правомерности мнения суда первой инстанции, о том, что требования заявителя применительно к п. 1 решения комиссии по одиннадцатому вопросу удовлетворению не подлежат.
Доводы апелляционной жалобы по поводу незаконности выводов суда первой инстанции о необоснованности требований Общества по пунктам 2 - 5 оспариваемого решения комиссии по одиннадцатому, так как АО "Элеонор" не приведено доводов и не представлено доказательств нарушения его прав оспариваемыми пунктами. Доводы подателя жалобы, аналогичные доводам, приводимым в суде первой инстанции, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана основанная на материалах дела надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки которых у апелляционного суда не имеется.
Ссылка заявителя на судебную практику отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку различие результатов рассмотрения дел, по каждому из которых устанавливается конкретный круг обстоятельств на основании определенного материалами каждого из дел объема доказательств, представленных участвующими в деле лицами, само по себе не свидетельствует о различном толковании и нарушении единообразного применения судами норм материального и процессуального права.
Какого-либо преюдициального значения для настоящего дела данная судебная практика не имеет, принята судами по конкретным делам, фактические обстоятельства которых отличны от фактических обстоятельств настоящего дела.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда первой инстанции по существу заявленных требований являются обоснованными.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
Решение Арбитражного суда Томской области от 17.07.2015 по делу N А67-1216/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.10.2015 N 07АП-8530/2015 ПО ДЕЛУ N А67-1216/2015
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 октября 2015 г. по делу N А67-1216/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 24.09.2015
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Павлюк Т.В.
судей: Кривошеиной С.В.
Ходыревой Л.Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Грецкой О.Ю.,
при участии:
- от заявителя: Мосина Е.Ю., представитель по доверенности от 15.06.2015, паспорт; Юргин Б.И., представитель по доверенности от 12.01.2015, паспорт;
- от заинтересованного лица: Мережкина С.А., представитель по доверенности от 12.01.2015, паспорт; Ведрова Т.А., представитель по доверенности от 17.02.2015, удостоверение;
- от третьего лица: без участия (извещен);
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Акционерного общества "Элеонор"
на решение Арбитражного суда Томской области
от 17.07.2015 по делу N А67-1216/2015 (судья А.Н. Гапон)
по заявлению Акционерного общества "Элеонор" (ОГРН 1087017025545 ИНН 7017222780, 634515 Томская область Томский район д. Попадейкино участок N 1 стр. 1
к Администрации Томского района Томской области (ОГРН 1067014000019 ИНН 7014044522, 634570 Томская область Томский район с. Богашево ул. Советская, 6)
третье лицо - Администрация Зоркальцевского сельского поселения,
о признании незаконным решения Администрации Томского района Томской области по 11 (одиннадцатому) вопросу повестки дня заседания Комиссии по выбору земельных участков от 23 января 2015 года, отраженное в протоколе N 1 заседания Комиссии по выбору земельных участков для строительства от 23 января 2015 года (решение по 11-му вопросу, страница 9 Протокола N 1) по заявлениям АО "ЭЛЕОНОР" с входящими номерами 408-з, 411-з, 412-з, 414-з, 2666-з, 2667-з.
установил:
Акционерное общество "Элеонор" (далее - АО "Элеонор", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к Администрации Томского района Томской области (далее - Администрация, ответчик) о признании незаконным решения Администрации по 11 (одиннадцатому) вопросу повестки дня заседания Комиссии по выбору земельных участков от 23 января 2015 года, отраженное в Протоколе N 1 заседания Комиссии по выбору земельных участков для строительства от 23 января 2015 года (Решение по 11-ому вопросу, страница 9 Протокола N 1) по заявлениям АО "ЭЛЕОНОР" с входящими номерами 408-з, 411-з, 412-з, 414-з, 2666-з, 2667-з; об обязании Администрации устранить в полном объеме допущенное нарушение прав АО "ЭЛЕОНОР", а именно:
1) утвердить схему расположения земельных участков на кадастровом плане территории;
2) обязать представить на праве аренды:
- - земельный участок, расположенный по адресу: Томская область, Томский район, в границах береговой полосы протоки Бурундук, общей площадью 1770 кв. м, в поворотных точках, согласно Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, для строительства канала спрямления вне одамбованной территории, входящего в проект "Инженерная защита от затопления и подтопления поселка индивидуального малоэтажного жилищного строительства "Элеонор" в окр. д. Петрово";
- - земельный участок, расположенный по адресу: Томская область, Томский район, в границах береговой полосы протоки Бурундук, общей площадью 1560 кв. м, в поворотных точках, согласно Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, для строительства Шлюза N 1, входящего в проект "Инженерная защита от затопления и подтопления поселка индивидуального малоэтажного жилищного строительства "Элеонор" в окр. д. Петрово";
- - земельный участок, расположенный по адресу: Томская область, Томский район, в границах береговой полосы протоки Бурундук, общей площадью 1571 кв. м, в поворотных точках, согласно Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, для строительства Шлюза N 1, входящего в проект "Инженерная защита от затопления и подтопления поселка индивидуального малоэтажного жилищного строительства "Элеонор" в окр. д. Петрово";
- - земельный участок, расположенный по адресу: Томская область, Томский район, в границах береговой полосы протоки Бурундук, общей площадью 1576 кв. м, в поворотных точках, согласно Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, для строительства Шлюза N 2, входящего в проект "Инженерная защита от затопления и подтопления поселка индивидуального малоэтажного жилищного строительства "Элеонор" в окр. д. Петрово";
- - земельный участок, расположенный по адресу: Томская область, Томский район, в границах береговой полосы протоки Бурундук, общей площадью 1471 кв. м, в поворотных точках, согласно Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, для строительства Шлюза N 2, входящего в проект "Инженерная защита от затопления и подтопления поселка индивидуального малоэтажного жилищного строительства "Элеонор" в окр. д. Петрово";
- - земельный участок, расположенный по адресу: Томская область, Томский район, в границах береговой полосы протоки Сухая, общей площадью 963 кв. м, в поворотных точках, согласно Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, для строительства Шлюза N 3, входящего в проект "Инженерная защита от затопления и подтопления поселка индивидуального малоэтажного жилищного строительства "Элеонор" в окр. д. Петрово";
- - земельный участок, расположенный по адресу: Томская область, Томский район, в границах береговой полосы протоки Сухая, общей площадью 890 кв. м, в поворотных точках, согласно Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, для строительства Шлюза N 3, входящего в проект "Инженерная защита от затопления и подтопления поселка индивидуального малоэтажного жилищного строительства "Элеонор" в окр. д. Петрово".
Решением Арбитражного суда Томской области от 17.07.2015 (резолютивная часть объявлена 10.07.2015) по делу N А67-1216/2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом АО "ЭЛЕОНОР" в поданной апелляционной жалобе, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела, неправильное применение норм действующего законодательства, регулирующие порядок предоставления земельного участка для строительства.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Заинтересованное лицо, в отзыве, на апелляционную жалобу представленном в порядке статьи 262 АПК РФ, представитель в судебном заседании, доводы апелляционной жалобы отклонил, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Отзыв в порядке статьи 262 АПК РФ на апелляционную жалобу от третьего лица не представлен.
В судебном заседании представители заявителя доводы апелляционной жалобы поддержали, по основаниям, приведенным в жалобе, с учетом дополнительных пояснений представленных в суд апелляционной инстанции в порядке статьи 81 АПК РФ.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие третьего лица, участвующего в деле надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, дополнительные пояснения представленные заявителем в порядке статьи 81 АПК РФ, отзыва на жалобу, заслушав представителей лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, 10.02.2014 Общество обратилось в Администрацию Томского района Томской области с заявлениями (запросами) о предварительном согласовании мест размещения в пределах береговой полосы протоки Сухая и протоки Бурундук объектов (шлюз N 2, 3), входящих в проект "Инженерная защита от затопления и подтопления поселка индивидуального малоэтажного жилищного строительства "Элеонор" в окр. д. Петрово" (вх. N 408-з, 411-з, 412-з, 414-з) - (т. 1, л.д. 118-125).
20.02.2014 Комиссия по актам выбора земельных участков приняла решение N 3, в котором указала Администрации Зоркальцевского сельского поселения провести общественные слушания по вопросу возможного строительства на земельных участках в пределах береговой полосы протоки Сухая и протоки Бурундук гидротехнических сооружений - водоограждающей дамбы. Кроме того, в решении указано, что для решения вопроса о принятии акта выбора земельных участков Администрация Зоркальцевского сельского поселения должна уточнить и предоставить в Комитет по земельным ресурсам схему путей прогона скота через д. Петрово в д. Борики.
01.08.2014 (вх. N 08-08-964) ЗАО "ЭЛЕОНОР" обратилось в Администрацию Зоркальцевского сельского поселения с вопросом относительно проведения общественных слушаний по вопросу возможного строительства гидротехнических сооружений - водоограждающей дамбы на земельных участках в пределах береговой полосы протоки Сухая и протоки Бурундук.
06.08.2014 в ответ на обращение ЗАО "ЭЛЕОНОР" Администрация Зоркальцевского сельского поселения пояснила, что согласно процедуре предоставления земельных участков на территории Томского района обязательное проведение публичных слушаний не прописано нормативно-правовым актом. Решения, принятые на публичных слушаниях, носят рекомендательный характер для органов местного самоуправления в соответствии с положением "О публичных слушаниях в муниципальном образовании "Зоркальцевское сельское поселение", утвержденного Советом 06.08.2013 г. N 26. Вопрос о строительстве гидротехнических сооружений должны решать специалисты в данной области. Обществу было рекомендовано обратиться в Комиссию по актам выбора земельных участков Администрации Томского района.
04.08.2014 Общество дополнительно обратилось в Администрацию Томского района с заявлениями (запросами) о предварительном согласовании мест размещения в пределах береговой полосы протоки Сухая и протоки Бурундук объектов (канал спрямления), входящих в проект "Инженерная защита от затопления и подтопления поселка индивидуального малоэтажного жилищного строительства "Элеонор" в окр. д. Петрово" (вх. N 2666-з, 2667-з).
12.08.2014 ЗАО "ЭЛЕОНОР" обратилось в Администрацию Томского района с письмом о рассмотрении заявлений о предварительном согласовании места размещения объекта по инженерной защите.
27 августа 2014 года Комиссией по актам выбора земельных участков принято решение о предварительном согласовании предоставления семи земельных участков ЗАО "ЭЛЕОНОР" и подготовки Актов выбора земельных участков, в т.ч. относительно земельных участков:
- (ЗУ1) Общей площадью 963,82 кв. м, расположенном в границах береговой полосы протоки Бурундук Томского района для строительства объекта "Гидротехническое сооружение-водоограждающая дамба (Шлюз N 3)";
- (ЗУ2) Общей площадью 890,08 кв. м, расположенном в границах береговой полосы протоки Бурундук Томского района для строительства объекта "Гидротехническое сооружение-водоограждающая дамба (Шлюз N 3)";
- (ЗУ3) Общей площадью 1576,45 кв. м, расположенном в границах береговой полосы протоки Бурундук Томского района для строительства объекта "Гидротехническое сооружение-водоограждающая дамба (Шлюз N 2)";
- (ЗУ4) Общей площадью 1471,15 кв. м, расположенном в границах береговой полосы протоки Бурундук Томского района для строительства объекта "Гидротехническое сооружение-водоограждающая дамба (Шлюз N 2)";
- (ЗУ5) Общей площадью 1770 кв. м, расположенном в границах береговой полосы протоки Бурундук Томского района для строительства объекта "Инженерная защита территории малоэтажного поселка "Элеонор" от затопления и подтопления (Канал спрямления вне одамбованной территории)";
- (ЗУ6) Общей площадью 1560 кв. м, расположенном в границах береговой полосы протоки Бурундук Томского района для строительства объекта "Инженерная защита территории малоэтажного поселка "Элеонор" от затопления и подтопления (Шлюз N 1)";
- (ЗУ7) Общей площадью 1571 кв. м, расположенном в границах береговой полосы протоки Бурундук Томского района для строительства объекта "Инженерная защита территории малоэтажного поселка "Элеонор" от затопления и подтопления (Шлюз N 1)".
02.10.2014 заявителю для согласования были выданы акты выбора земельных участков для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства.
05.11.2014 исх. N 08-04-2153 Администрация Зоркальцевского сельского поселения направила в адрес Главы Администрации Томского района письмо об отказе в согласовании представленных ЗАО "Элеонор" актов выбора земельных участков, указав, что 22 октября 2014 года Администрацией Зоркальцевского сельского поселения был организован сход граждан в д. Петрово по вопросу предоставления земельных участков ЗАО "ЭЛЕОНОР" в аренду для инженерной защиты территории от затопления и подтопления, на котором жители д. Петрово и д. Борики высказали отрицательное мнение.
23.01.2015 протоколом N 1 заседания комиссии по выбору земельных участков для строительства (реконструкции) объектов по одиннадцатому вопросу, п. 1 решения комиссии акты выбора от 02.10.2014 отозваны с указанием о направлении информации о принятом решении заявителю.
28.01.2015 Общество обратилось к Главе Администрации Томского района с заявлением об утверждении актов выбора земельных участков и схемы размещения земельных участков на кадастровом плане территории.
05.02.2015 в адрес ЗАО "Элеонор" направлено письмо со ссылкой на решение комиссии и отзыве актов выбора от 02.10.2014.
Не согласившись с решением Администрации Томского района Томской области по 11 (одиннадцатому) вопросу повестки дня заседания Комиссии по выбору земельных участков от 23 января 2015 года, отраженное в протоколе N 1 заседания Комиссии по выбору земельных участков для строительства от 23 января 2015 года (Решение по 11-ому вопросу, страница 9 Протокола N 1) по заявлениям АО "ЭЛЕОНОР" с входящими номерами 408-з, 411-з, 412-з, 414-з, 2666-з, 2667-з (пункты 1 - 5), Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый акт от 23.01.2015 соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает законных прав и интересов заявителя.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
В силу статьи 198 АПК РФ, организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагает, что оспариваемые решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на нее какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта и его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 ЗК РФ, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса. В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшей в спорный период, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном этим же Кодексом. Пунктом 1 статьи 30 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов или с предварительным согласованием мест размещения объектов. Для строительства земельные участки предоставляются по заявлению о выборе земельного участка с предварительным согласованием места размещения объектов. Порядок предоставления земельных участков для строительства определен в статье 31 ЗК РФ. В соответствии с пунктом 1 статьи 31 ЗК РФ, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Пунктом 3 статьи 31 ЗК РФ органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Пунктами 5 и 6 статьи 31 ЗК РФ предусмотрено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта, которое является основанием последующего принятия в соответствии со статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8 статьи 31 ЗК РФ). Согласно пункту 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации принятию решения о предоставлении земельного участка для строительства предшествует процедура установления границ земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами. Данная процедура проводится в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, за их счет и на основании решения о предварительном согласовании места размещения объекта и проекта грани земельного участка.
Из системного толкования норм части 1 статьи 32, части 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что предварительное согласование места размещения объекта, которым утвержден акт выбора земельных участков для строительства в будущем, не является актом по распоряжению земельным участком и не влечет со всей неизбежностью принятие решения о предоставлении земельного участка для последующего заключения договора аренды. Соответствующая правовая позиция отражена в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.09.2010 N ВАС-14399/09.
Порядок предоставления земельных участков и предоставление муниципальной услуги по предоставлению земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объекта, регламентируется Постановлением Администрации Томского района от 04.10.2012 N 249 "Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление прав на земельные участки из земель, находящихся в муниципальной собственности, а также из земель, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов".
Согласно п. 20 Постановления Администрации Томского района от 04.10.2002 N 249 предоставление муниципальной услуги включает в себя следующие административные процедуры:
1) прием, рассмотрение и регистрацию заявления получателя услуги о предоставлении земельного участка из земель, находящихся в муниципальной собственности, а также из земель, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов и приложенных к нему документов;
2) согласование заявления получателя услуги о предоставлении земельного участка из земель, находящихся в муниципальной собственности, а также из земель, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов и приложенных к нему документов с Главой Томского района;
3) рассмотрение Комиссией по выбору земельных участков для строительства (реконструкции) на территории муниципального образования "Томский район" (далее - Комиссия) заявления о выборе земельного участка и информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства;
4) проведение согласования акта выбора земельного участка для строительства и работ по формированию земельного участка;
5) принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт выбора земельного участка и схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории;
6) подготовка пакета документов для осуществления перевода земельного участка из одной категории в другую (при необходимости);
7) принятие решения о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное (бессрочное) пользование;
8) подготовка и выдача получателю услуги договора аренды земельного участка, договора безвозмездного срочного пользования с приложением документов для государственной регистрации права безвозмездного срочного пользования или права аренды земельного участка.
Процедура согласования актов выбора земельных участков предусматривалась в распоряжении Главы Томского района от 17.03.2009 N 66-П "Об утверждении Положения "О комиссии по выбору земельных участков для строительства (реконструкции) на территории муниципального образования "Томский район", действовавшего до 01.03.2015 года.
Исходя из п. 2 Положения, основными задачами комиссии являлись:
1) рассмотрение заявлений (форма заявления - в соответствии с приложением 1) и обеспечение выбора земельных участков для строительства (реконструкции) посредством определения вариантов размещения объектов;
2) проведение процедуры согласования Акта о выборе земельного участка под строительство (реконструкцию) (форма Акта - в соответствии с приложениями 2 и 3);
3) обоснование решения об отказе в размещении объекта;
4) отзыв Акта о выборе земельного участка под строительство (реконструкцию), не прошедшего процедуру согласования в установленный срок.
Согласно материалам дела, 11.02.2014 в адрес Администрации Томского района поступили запросы ЗАО "Элеонор" N 408-3, 411-з, 412-3 и 414-3 о предварительном согласовании мест размещения 5-ти объектов. По результатам проведения заседания комиссии по актам выбора земельных участков N 3 от 21.02.2014 было принято единогласное решение о необходимости проведения общественных слушаний по вопросу возможного строительства гидротехнических сооружений - водоограждающих дамб на земельных участках в пределах береговой полосы протоки Бурундук, а также о предоставлении в Комитет по земельным ресурсам уточненной схемы путей прогона скота через д. Петрово и д. Борики. После выполнения п. 2 Комиссией принято решение вернуться к рассмотрению вопроса на очередном заседании комиссии о чем Обществу было направлено информационное письмо N 05-08-38/14-0 от 13.03.2014 года.
04.08.2014 в адрес Администрации Томского района ЗАО "Элеонор" направлены запросы N 2667-3 и N 2666-з о предварительном согласовании мест размещения объектов. 27 августа 2014 года Комиссией по актам выбора земельных участков принято решение о предварительном согласовании предоставления семи земельных участков ЗАО "ЭЛЕОНОР" и подготовки Актов выбора земельных участков, в т.ч. относительно земельных участков:
- (ЗУ1) Общей площадью 963,82 кв. м, расположенном в границах береговой полосы протоки Бурундук Томского района для строительства объекта "Гидротехническое сооружение-водоограждающая дамба (Шлюз N 3)";
- (ЗУ2) Общей площадью 890,08 кв. м, расположенном в границах береговой полосы протоки Бурундук Томского района для строительства объекта "Гидротехническое сооружение-водоограждающая дамба (Шлюз N 3)";
- (ЗУ3) Общей площадью 1576,45 кв. м, расположенном в границах береговой полосы протоки Бурундук Томского района для строительства объекта "Гидротехническое сооружение-водоограждающая дамба (Шлюз N 2)";
- (ЗУ4) Общей площадью 1471,15 кв. м, расположенном в границах береговой полосы протоки Бурундук Томского района для строительства объекта "Гидротехническое сооружение-водоограждающая дамба (Шлюз N 2)";
- (ЗУ5) Общей площадью 1770 кв. м, расположенном в границах береговой полосы протоки Бурундук Томского района для строительства объекта "Инженерная защита территории малоэтажного поселка "Элеонор" от затопления и подтопления (Канал спрямления вне одамбованной территории)";
- (ЗУ6) Общей площадью 1560 кв. м, расположенном в границах береговой полосы протоки Бурундук Томского района для строительства объекта "Инженерная защита территории малоэтажного поселка "Элеонор" от затопления и подтопления (Шлюз N 1)";
- (ЗУ7) Общей площадью 1571 кв. м, расположенном в границах береговой полосы протоки Бурундук Томского района для строительства объекта "Инженерная защита территории малоэтажного поселка "Элеонор" от затопления и подтопления (Шлюз N 1)".
02.10.2014 заявителю для согласования были выданы акты выбора земельных участков для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства. Очередность согласования выданных Обществу актов выбора определена в тексте актов выбора земельных участков для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства от 02.10.2014. Согласно п. 4 актов выбора земельных участков для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, данные акты выбора согласовывает в первую очередь Глава сельского поселения, затем председатель Комитета по земельным ресурсам и далее в любой последовательности.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции установлено, что представленные акты выбора земельных участков с Главой муниципального образования "Зоркальцевское сельское поселение" согласованы не были.
Исходя из письма от 05.11.2014, направленного Администрацией Зоркальцевского сельского поселения в адрес Администрации Томского района N 08-04-2153, следует, что 22.10.2014 организован сход граждан в д. Петрово на котором жители д. Петрово и д. Борики выразили отрицательное мнение по вопросу предоставления земельных участков ЗАО "Элеонор". На основании высказанного отрицательного мнения жителей указанных населенных пунктов Администрацией сельского поселения отказано ЗАО "Элеонор" в согласовании акта выбора земельных участков. Кроме того, в адрес Администрации Томского района поступило коллективное обращение жителей д. Петрово с просьбой учесть их отрицательное мнение в вопросе предоставления земельных участков ЗАО "Элеонор" по причине того, что это приведет к ухудшению их жизненных условий, затоплению территории д. Петрово, причинит значительный вред окружающей среде, нарушит их права как водопользователей. Письмом N 08-04-2430 от 10.12.2014 Администрация Зоркальцевского сельского поселения также уведомила Администрацию Томского района о том, что 22.10.2014 была организована встреча с активом населенных пунктов д. Петрово и д. Борики по данному вопросу, где жители высказывают отрицательное мнение по данному вопросу.
Учитывая отрицательное мнение граждан, Глава поселения отказал в согласовании актов выбора земельных участков.
На основании изложенного, довод апелляционной жалобы о согласовании актов выбора большинством членов комиссии по согласованию, что, по мнению Общества, свидетельствует о согласовании актов выбора, отклоняется апелляционным судом.
Судом первой инстанции обоснованно отмечено, что в актах была предусмотрена очередность согласования, а именно: 1) согласование с Главой поселения и 2) Председателем Комитета по земельным ресурсам и далее в любой последовательности, однако, указанная очередность согласования Обществом была нарушена.
23.01.2015 (согласно одиннадцатому вопросу оспариваемого протокола N 1) комиссия единогласно решила отозвать акты выбора от 02.10.2014, выданные ЗАО "Элеонор", указав на отрицательное мнение жителей д. Петрово и д. Борики, выраженное на сходе граждан 22.10.2014.
Довод апелляционной жалобы о том, что отрицательное мнение граждан не должно учитываться, так как имеет субъективный, предположительный и рекомендательный для Администрации характер, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку учитывать или не учитывать этот рекомендательный характер решения граждан, принятое на сходе граждан является правом Администрации с учетом всех фактических обстоятельств дела.
Кроме того, с учетом аб. 2 п. 3 ст. 31 ЗК РФ, п. 7 ст. 25, п. 8 ст. 25 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", а также учитывая отсутствие согласованных актов выбора земельных участков, отрицательное мнение населения, судом первой инстанции правомерно отмечено, что комиссия по выбору земельных участков для строительства (реконструкции) объектов обоснованно отозвала акты выбора земельных участков от 02.10.2014.
При этом в протоколе заседания комиссии также отражено, что предоставление указанных земельных участков затрагивает интересы населения д. Борики и д. Петрово, предусмотренные ст. 31 Земельного Кодекса РФ в связи с чем необходимо вынести данный вопрос на общественные слушания с целью предоставления населению права высказать свое отношение к предстоящему предоставлению земельных участков для строительства шлюзов и объектов инженерной защиты при участии заявителя и компетентных специалистов.
В обосновании довод апелляционной жалобы Общество указывает на невозможность отзыва актов выбора. Данный довод был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им обоснованно отклонен, т.к. исходя из положений подпункта 4 пункта 2.1 распоряжения Главы Томского района от 17.03.2009 N 66-П4, предусматривается возможность отзыва акта о выборе земельного участка под строительство (реконструкцию) не прошедшего процедуру согласования.
На основании изложенного апелляционный суд приходит к выводу о правомерности мнения суда первой инстанции, о том, что требования заявителя применительно к п. 1 решения комиссии по одиннадцатому вопросу удовлетворению не подлежат.
Доводы апелляционной жалобы по поводу незаконности выводов суда первой инстанции о необоснованности требований Общества по пунктам 2 - 5 оспариваемого решения комиссии по одиннадцатому, так как АО "Элеонор" не приведено доводов и не представлено доказательств нарушения его прав оспариваемыми пунктами. Доводы подателя жалобы, аналогичные доводам, приводимым в суде первой инстанции, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана основанная на материалах дела надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки которых у апелляционного суда не имеется.
Ссылка заявителя на судебную практику отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку различие результатов рассмотрения дел, по каждому из которых устанавливается конкретный круг обстоятельств на основании определенного материалами каждого из дел объема доказательств, представленных участвующими в деле лицами, само по себе не свидетельствует о различном толковании и нарушении единообразного применения судами норм материального и процессуального права.
Какого-либо преюдициального значения для настоящего дела данная судебная практика не имеет, принята судами по конкретным делам, фактические обстоятельства которых отличны от фактических обстоятельств настоящего дела.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда первой инстанции по существу заявленных требований являются обоснованными.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Томской области от 17.07.2015 по делу N А67-1216/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
Т.В.ПАВЛЮК
Т.В.ПАВЛЮК
Судьи
С.В.КРИВОШЕИНА
Л.Е.ХОДЫРЕВА
С.В.КРИВОШЕИНА
Л.Е.ХОДЫРЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)