Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 18 августа 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 августа 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Г.А. Симоновой
судей О.Ю. Еремеевой, Г.М. Грачева
при ведении протокола секретарем судебного заседания: А.С. Барановой
при участии:
- от Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края: Крахмалова Е.С. по доверенности от 23.12.2010 сроком действия до 31.12.2011, удостоверение N <...>;
- от Садоводческого некоммерческого товарищества "Наш Дом-Приморье":
Коротенко Д.В. по доверенности от 05.05.2011 сроком действия 1 год, паспорт; Судницын К.Н. по доверенности от 20.03.2011 сроком действия 1 год, паспорт,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
апелляционное производство N 05АП-5123/2011
на решение от 14.07.2011
судьи Е.И. Голуб
по делу N А51-5889/2011 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Садоводческого некоммерческого товарищества "Наш Дом-Приморье" (ИНН 2540169566, ОГРН 1112540001353)
к Департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724)
об оспаривании решения
установил:
Садоводческое некоммерческое товарищество "Наш Дом-Приморье" обратилось с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от 18.03.2011 N 29/06/02-14/3350 об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного в районе ул. Артековская г. Владивостока, для ведения дачного хозяйства. Просит обязать Департамент направить в Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока заявление садоводческого некоммерческого товарищества "Наш Дом-Приморье" N 29-4718 от 09.03.2011 и приложенные к нему документы для утверждения в установленном законом порядке схемы расположения земельного участка общей площадью 22, 13 га в районе ул. Артековская г. Владивостока, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (с учетом уточнения требований, принятых судом в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением суда от 14.07.2011 г. заявленные требования удовлетворены. Суд пришел к выводу о том, что спорный земельный участок расположен на землях населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена, его использование для ведения дачного хозяйства допускается, ввиду чего Департамент правомочен распоряжаться им, и не имел законных оснований для отказа в предоставлении его в аренду СНТ "Наш Дом-Приморье", обязан был обратиться в орган местного самоуправления с целью формирования земельного участка и утверждения его границ на кадастровом плане территории.
Департамент, не согласившись с принятым решением, подал апелляционную жалобу и просит судебный акт отменить. В обоснование своих доводов указывает на то, что спорный земельный участок вошел в границы территорий, в отношении которых Департаментом принято распоряжение от 16.11.2010 N 2486 "О проведении работ по формированию земельных участков для организации аукционов по продаже права на заключение договоров аренды на земельные участки, расположенные во Владивостокском ГО". Кроме того, указывает, что заявитель не представил в Департамент список членов товарищества, утвержденный органом местного самоуправления, что прямо предусмотрено ст. 14 Федерального закона N 66-ФЗ от 15.04.1998 "О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан". Также ответчик ссылается на то, что размер земельного участка, испрашиваемого товариществом превышает предельные размеры земельных участков, предоставляемых для ведения дачного хозяйства, установленные Законом Приморского края от 30.04.2003 N 53-КЗ "О нормах предоставления земельных участков в собственность в Приморском крае", учитывая, что согласно протоколу общего собрания учредителей, количество членов товарищества составляет 7 человек.
Представитель Департамента в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.
Представители СНТ "Наш Дом-Приморье" на доводы жалобы возразили, согласно представленному отзыву считают решение суда законным и обоснованным.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что решение отмене не подлежит в связи со следующим.
Согласно материалам дела, 09.03.2011 садоводческое некоммерческое товарищество "Наш Дом-Приморье" обратилось в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка ориентировочной площадью 22,13 га, расположенного по адресу: г. Владивосток, район детского лагеря отдыха "Юнга", для ведения дачного хозяйства.
Письмом от 18.03.2011 N 29/06/02-14/3350 Департамент со ссылкой на статью 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" сообщил товариществу о необходимости представления списка членов СНТ, утвержденного органом местного самоуправления, оригинал протокола общего собрания членов СНТ, закрепляющий коллективное решении о предоставлении земельного участка в аренду СНТ, подписанный всеми членами такого объединения. Также Департамент указал, что испрашиваемый земельный участок вошел в границы территорий, в отношении которых принято распоряжение от 16.11.2010 N 2486 "О проведении работ по формированию земельных участков для организации аукционов по продаже права на заключение договоров аренды на земельные участки, расположенные во Владивостокском городском округе, для многоэтажного и малоэтажного жилищного строительства", в связи с чем в предоставлении испрашиваемого земельного участка отказано.
Садоводческое некоммерческое товарищество "Наш Дом-Приморье", не согласившись с указанным решением Департамента, посчитав его незаконным и нарушающим права и законные интересы в сфере экономической деятельности, обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно статье 1 Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее Закон N 66-ФЗ) под дачным земельным участком понимается земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
Настоящий Федеральный закон использует нормы других отраслей права, комплексно регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, и устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов (пункт 1 статьи 2 Федерального закона N 66-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 настоящего Федерального закона граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.
В силу статьи 7 Закона садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение в соответствии с гражданским законодательством вправе в числе прочего, осуществлять действия, необходимые для достижения целей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и уставом такого объединения; обращаться в суд, арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными (полностью или частично) актов органов государственной власти, актов органов местного самоуправления или о нарушении должностными лицами прав и законных интересов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления (пункт 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации). Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 данной статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (пункт 5 этой же нормы права).Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения (часть 6 указанной статьи Земельного кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 2.2.5 постановления администрации Приморского края от 25.09.2009 N 263-па "О переименовании департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края и об утверждении Положения о департаменте земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края", полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в собственности Приморского края, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края (находящимися в ведении Приморского края), за исключением земельных участков, подлежащих приватизации в соответствии с Программой приватизации государственного имущества Приморского края на соответствующий, закреплены за Департаментом.
В силу статьи 7 Земельного кодекса РФ все земли для организации их рационального использования и охраны подразделяются на соответствующие категории. Категория земель - это совокупность однородных по своему целевому или функциональному назначению земельных участков, выделенных в качестве особой группы земель в зависимости от их природного, социального и экономического значения.
Названная правовая норма выделяет семь категорий земель: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Частью 1 статьи 83 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Из материалов дела судом установлено, что спорный земельный участок расположен на землях населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена, относится к жилой зоне и предназначен для застройки индивидуальными жилыми домами, что следует из Сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности с приложением геодезических и картографических материалов (л.д. 15-22).
Довод заявителя о том, что спорный земельный участок вошел в границы территорий, в отношении которых принято распоряжение о проведении работ по формированию земельных участков для организации аукционов по продаже права на заключение договоров аренды в связи с чем его невозможно предоставить товариществу несостоятелен, поскольку данное обстоятельство не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявления товарищества.
Так, согласно пункту 1 статьи 70.1 Земельного кодекса РФ резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов.
В силу пункта 2 статьи 70.1 ЗК РФ резервирование земель допускается в зонах планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.
Порядок резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд установлен Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 г. N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервирование земель для государственных или муниципальных нужд". В пункте 8 указанного постановления предусмотрено, что орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
Между тем, в нарушение части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ Департамент не предоставил доказательств того, что испрашиваемый земельный участок зарезервирован для указанных выше целей. Следовательно, отказ по данному основанию не основан на нормах права.
Также коллегия считает необоснованным довода ответчика относительно непредоставления СНТ "Наш Дом-Приморье" списков членов товарищества, и протокола общего собрания членов ДНТ, закрепляющего коллективное решение о предоставлении земельного участка в аренду, поскольку исходя из положений статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" такая обязанность членов товарищества не предусмотрена.
Так, в силу пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков. На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (пункт 3 настоящей статьи).
Систематическое толкование выше приведенных норм права, с учетом положений пункта 1 статьи 4 настоящего Федерального закона позволяет прийти к выводу о том, что в соответствии с действующим законодательством утверждение списков дачного некоммерческого товарищества не требуется. Таким образом, непредставление списков членов товарищества и протокола общего собрания членов СНТ, не может является основанием для отказа в предоставлении испрашиваемого товариществом земельного участка.
Указание в жалобе на то, что товарищество не обосновало размер испрашиваемого земельного участка, размер которого превышает предельные размеры, установленные Законом Приморского края от 30.04.2003 N 53-КЗ необоснованно, поскольку названный закон устанавливает предельные размеры земельных участков для ведения дачного хозяйства, предоставляемые в собственность, в то время как спорный участок испрашивается товариществом в аренду.
Установив отсутствие в материалах дела надлежащих доказательств невозможности предоставления земельного участка в аренду, либо резервирования его для государственных или муниципальных нужд, учитывая, что при подаче заявления от 09.03.2011 в Департамент СНТ "Наш Дом-Приморье" представило полный пакет документов, предусмотренный пунктами 2, 3 статьи 34 Земельного кодекса РФ, учитывая отсутствие в деле доказательств того, что испрашиваемый земельный участок ограничен в обороте либо изъят из оборота, оснований для отказа в его предоставлении у Департамента не имелось.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Возложение на Департамент обязанности направить заявление садоводческого некоммерческого товарищества "Наш Дом-Приморье" N 29-4718 от 09.03.2011 и приложенные к нему документы для утверждения в установленном законом порядке схемы расположения земельного участка общей площадью 22, 13 га в районе ул. Артековская в г. Владивостоке на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории соответствует принципу восстановления нарушенного права, предусмотренному пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ.
Таким образом, судом первой инстанции всесторонне, полно и объективно установлены фактические обстоятельства, оценены имеющиеся в деле доказательства. Нарушения норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского краяот 14 июля 2011 г. по делу N А51-5889/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
Г.А.СИМОНОВА
Судьи
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Г.М.ГРАЧЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.08.2011 N 05АП-5123/2011 ПО ДЕЛУ N А51-5889/2011
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 августа 2011 г. N 05АП-5123/2011
Дело N А51-5889/2011
Резолютивная часть постановления оглашена 18 августа 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 августа 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Г.А. Симоновой
судей О.Ю. Еремеевой, Г.М. Грачева
при ведении протокола секретарем судебного заседания: А.С. Барановой
при участии:
- от Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края: Крахмалова Е.С. по доверенности от 23.12.2010 сроком действия до 31.12.2011, удостоверение N <...>;
- от Садоводческого некоммерческого товарищества "Наш Дом-Приморье":
Коротенко Д.В. по доверенности от 05.05.2011 сроком действия 1 год, паспорт; Судницын К.Н. по доверенности от 20.03.2011 сроком действия 1 год, паспорт,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
апелляционное производство N 05АП-5123/2011
на решение от 14.07.2011
судьи Е.И. Голуб
по делу N А51-5889/2011 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Садоводческого некоммерческого товарищества "Наш Дом-Приморье" (ИНН 2540169566, ОГРН 1112540001353)
к Департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724)
об оспаривании решения
установил:
Садоводческое некоммерческое товарищество "Наш Дом-Приморье" обратилось с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от 18.03.2011 N 29/06/02-14/3350 об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного в районе ул. Артековская г. Владивостока, для ведения дачного хозяйства. Просит обязать Департамент направить в Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока заявление садоводческого некоммерческого товарищества "Наш Дом-Приморье" N 29-4718 от 09.03.2011 и приложенные к нему документы для утверждения в установленном законом порядке схемы расположения земельного участка общей площадью 22, 13 га в районе ул. Артековская г. Владивостока, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (с учетом уточнения требований, принятых судом в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением суда от 14.07.2011 г. заявленные требования удовлетворены. Суд пришел к выводу о том, что спорный земельный участок расположен на землях населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена, его использование для ведения дачного хозяйства допускается, ввиду чего Департамент правомочен распоряжаться им, и не имел законных оснований для отказа в предоставлении его в аренду СНТ "Наш Дом-Приморье", обязан был обратиться в орган местного самоуправления с целью формирования земельного участка и утверждения его границ на кадастровом плане территории.
Департамент, не согласившись с принятым решением, подал апелляционную жалобу и просит судебный акт отменить. В обоснование своих доводов указывает на то, что спорный земельный участок вошел в границы территорий, в отношении которых Департаментом принято распоряжение от 16.11.2010 N 2486 "О проведении работ по формированию земельных участков для организации аукционов по продаже права на заключение договоров аренды на земельные участки, расположенные во Владивостокском ГО". Кроме того, указывает, что заявитель не представил в Департамент список членов товарищества, утвержденный органом местного самоуправления, что прямо предусмотрено ст. 14 Федерального закона N 66-ФЗ от 15.04.1998 "О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан". Также ответчик ссылается на то, что размер земельного участка, испрашиваемого товариществом превышает предельные размеры земельных участков, предоставляемых для ведения дачного хозяйства, установленные Законом Приморского края от 30.04.2003 N 53-КЗ "О нормах предоставления земельных участков в собственность в Приморском крае", учитывая, что согласно протоколу общего собрания учредителей, количество членов товарищества составляет 7 человек.
Представитель Департамента в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.
Представители СНТ "Наш Дом-Приморье" на доводы жалобы возразили, согласно представленному отзыву считают решение суда законным и обоснованным.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что решение отмене не подлежит в связи со следующим.
Согласно материалам дела, 09.03.2011 садоводческое некоммерческое товарищество "Наш Дом-Приморье" обратилось в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка ориентировочной площадью 22,13 га, расположенного по адресу: г. Владивосток, район детского лагеря отдыха "Юнга", для ведения дачного хозяйства.
Письмом от 18.03.2011 N 29/06/02-14/3350 Департамент со ссылкой на статью 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" сообщил товариществу о необходимости представления списка членов СНТ, утвержденного органом местного самоуправления, оригинал протокола общего собрания членов СНТ, закрепляющий коллективное решении о предоставлении земельного участка в аренду СНТ, подписанный всеми членами такого объединения. Также Департамент указал, что испрашиваемый земельный участок вошел в границы территорий, в отношении которых принято распоряжение от 16.11.2010 N 2486 "О проведении работ по формированию земельных участков для организации аукционов по продаже права на заключение договоров аренды на земельные участки, расположенные во Владивостокском городском округе, для многоэтажного и малоэтажного жилищного строительства", в связи с чем в предоставлении испрашиваемого земельного участка отказано.
Садоводческое некоммерческое товарищество "Наш Дом-Приморье", не согласившись с указанным решением Департамента, посчитав его незаконным и нарушающим права и законные интересы в сфере экономической деятельности, обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно статье 1 Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее Закон N 66-ФЗ) под дачным земельным участком понимается земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
Настоящий Федеральный закон использует нормы других отраслей права, комплексно регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, и устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов (пункт 1 статьи 2 Федерального закона N 66-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 настоящего Федерального закона граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.
В силу статьи 7 Закона садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение в соответствии с гражданским законодательством вправе в числе прочего, осуществлять действия, необходимые для достижения целей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и уставом такого объединения; обращаться в суд, арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными (полностью или частично) актов органов государственной власти, актов органов местного самоуправления или о нарушении должностными лицами прав и законных интересов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления (пункт 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации). Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 данной статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (пункт 5 этой же нормы права).Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения (часть 6 указанной статьи Земельного кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 2.2.5 постановления администрации Приморского края от 25.09.2009 N 263-па "О переименовании департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края и об утверждении Положения о департаменте земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края", полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в собственности Приморского края, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края (находящимися в ведении Приморского края), за исключением земельных участков, подлежащих приватизации в соответствии с Программой приватизации государственного имущества Приморского края на соответствующий, закреплены за Департаментом.
В силу статьи 7 Земельного кодекса РФ все земли для организации их рационального использования и охраны подразделяются на соответствующие категории. Категория земель - это совокупность однородных по своему целевому или функциональному назначению земельных участков, выделенных в качестве особой группы земель в зависимости от их природного, социального и экономического значения.
Названная правовая норма выделяет семь категорий земель: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Частью 1 статьи 83 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Из материалов дела судом установлено, что спорный земельный участок расположен на землях населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена, относится к жилой зоне и предназначен для застройки индивидуальными жилыми домами, что следует из Сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности с приложением геодезических и картографических материалов (л.д. 15-22).
Довод заявителя о том, что спорный земельный участок вошел в границы территорий, в отношении которых принято распоряжение о проведении работ по формированию земельных участков для организации аукционов по продаже права на заключение договоров аренды в связи с чем его невозможно предоставить товариществу несостоятелен, поскольку данное обстоятельство не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявления товарищества.
Так, согласно пункту 1 статьи 70.1 Земельного кодекса РФ резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов.
В силу пункта 2 статьи 70.1 ЗК РФ резервирование земель допускается в зонах планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.
Порядок резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд установлен Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 г. N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервирование земель для государственных или муниципальных нужд". В пункте 8 указанного постановления предусмотрено, что орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
Между тем, в нарушение части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ Департамент не предоставил доказательств того, что испрашиваемый земельный участок зарезервирован для указанных выше целей. Следовательно, отказ по данному основанию не основан на нормах права.
Также коллегия считает необоснованным довода ответчика относительно непредоставления СНТ "Наш Дом-Приморье" списков членов товарищества, и протокола общего собрания членов ДНТ, закрепляющего коллективное решение о предоставлении земельного участка в аренду, поскольку исходя из положений статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" такая обязанность членов товарищества не предусмотрена.
Так, в силу пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков. На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (пункт 3 настоящей статьи).
Систематическое толкование выше приведенных норм права, с учетом положений пункта 1 статьи 4 настоящего Федерального закона позволяет прийти к выводу о том, что в соответствии с действующим законодательством утверждение списков дачного некоммерческого товарищества не требуется. Таким образом, непредставление списков членов товарищества и протокола общего собрания членов СНТ, не может является основанием для отказа в предоставлении испрашиваемого товариществом земельного участка.
Указание в жалобе на то, что товарищество не обосновало размер испрашиваемого земельного участка, размер которого превышает предельные размеры, установленные Законом Приморского края от 30.04.2003 N 53-КЗ необоснованно, поскольку названный закон устанавливает предельные размеры земельных участков для ведения дачного хозяйства, предоставляемые в собственность, в то время как спорный участок испрашивается товариществом в аренду.
Установив отсутствие в материалах дела надлежащих доказательств невозможности предоставления земельного участка в аренду, либо резервирования его для государственных или муниципальных нужд, учитывая, что при подаче заявления от 09.03.2011 в Департамент СНТ "Наш Дом-Приморье" представило полный пакет документов, предусмотренный пунктами 2, 3 статьи 34 Земельного кодекса РФ, учитывая отсутствие в деле доказательств того, что испрашиваемый земельный участок ограничен в обороте либо изъят из оборота, оснований для отказа в его предоставлении у Департамента не имелось.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Возложение на Департамент обязанности направить заявление садоводческого некоммерческого товарищества "Наш Дом-Приморье" N 29-4718 от 09.03.2011 и приложенные к нему документы для утверждения в установленном законом порядке схемы расположения земельного участка общей площадью 22, 13 га в районе ул. Артековская в г. Владивостоке на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории соответствует принципу восстановления нарушенного права, предусмотренному пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ.
Таким образом, судом первой инстанции всесторонне, полно и объективно установлены фактические обстоятельства, оценены имеющиеся в деле доказательства. Нарушения норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского краяот 14 июля 2011 г. по делу N А51-5889/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
Г.А.СИМОНОВА
Судьи
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Г.М.ГРАЧЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)