Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Департаментом земельных и имущественных отношений издано распоряжение о предоставлении заявителю земельного участка, однако проект договора купли-продажи департаментом земельных и имущественных отношений не подготовлен, проект договора купли-продажи земельного участка с предложением о его заключении не направлен.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Ясинская О.О.
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Светловой С.Е.
судей Зиганшина И.К. и Судницыной С.П.
при секретаре Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению П. к департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края об отмене распоряжения N от 31 декабря 2013 года, которым отменено распоряжение от 5 октября 2011 года о предоставлении П. земельного участка по апелляционной жалобе департамента земельных и имущественных отношений Приморского края на решение Фрунзенского районного суда города Владивостока от 28 апреля 2014 года, которым заявление удовлетворено: распоряжение N от 31 декабря 2013 года об отмене распоряжения департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 5 октября 2011 года N признано незаконным и возложена обязанность отменить указанное распоряжение.
Заслушав доклад судьи Светловой С.Е., выслушав объяснения представителя департамента земельных и имущественных отношений Приморского края К., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя П. - Т., судебная коллегия
установила:
П. обратился в суд с вышеназванным заявлением, указав, что 5 октября 2011 года департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края издано распоряжение N о предоставлении П. земельного участка по адресу: <адрес>. Однако проект договора купли-продажи департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края не подготовлен, проект договора купли-продажи земельного участка с предложением об его заключении П. не направлен. Решением Фрунзенского районного суда города Владивостока от 2 июля 2013 года признано незаконным бездействие департамента земельных и имущественных отношений Приморского края в связи с тем, что не подготовлен проекта договора купли-продажи земельного участка и не направлен П. Департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края 31 декабря 2013 года вынесено распоряжение N "Об отмене распоряжения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от 05.10.2011 г. N". Считает данные действия департамента земельных и имущественных отношений Приморского края незаконными. Просит обязать департамент земельных и имущественных отношений Приморского края отменить распоряжение N от 31 декабря 2013 года.
В судебном заседании представитель заявителя на требованиях настаивал.
Представитель департамента земельных и имущественных отношений Приморского края с требованиями не согласился, указав, что распоряжение о предоставлении земельного участка отменено в порядке самоконтроля и приведено в соответствие с Правилами землепользования и застройки Владивостокского городского округа.
Дело рассмотрено в отсутствие заявителя.
Судом вынесено указанное решение, с которым не согласился департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, в апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края N от 5 октября 2011 года П. предоставлен в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером N для дальнейшей эксплуатации жилого дома, площадью 2000 кв. м, месторасположение участка установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир: жилой дом (лит. А), почтовый адрес: <адрес>.
Распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края N от 31 декабря 2013 года отменено распоряжение департамента земельных и имущественных отношений Приморского края N от 5 октября 2011 года.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что действующее законодательство не содержит норм, предоставляющих департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края полномочия в порядке самоконтроля отменять ранее принятые решения о предоставлении земельных участков.
Такой вывод суда является ошибочным.
Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, Уставом Приморского края, краевыми законами, правовыми актами Губернатора Приморского края, администрации Приморского края.
Орган исполнительной власти, исполняя административные функции, вправе проводить самоконтроль за законностью принимаемых актов и решений, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, в связи с чем компетентный орган, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт.
Проверяя законность ненормативных актов, было установлено, что издано распоряжение о предоставлении в собственность земельного участка, относящегося к землям особо охраняемых территорий, в силу пункта 1 части 5 статьи 27 ЗК РФ ограниченного в обороте.
Исходя из статьи 96 Земельного кодекса РФ (в редакции от 23 июля 2012 года) земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям и предназначены для лечения и отдыха граждан. На землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством.
Курортная зона города Владивостока на побережье Амурского залива утверждена Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 января 1971 года N 11 "Об утверждении перечня курортов РСФСР, имеющих республиканское значение". Эта зона является курортом федерального значения и расположена в границах территориальной зоны курортного лечения и отдыха.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 11 октября 1983 года N 458 установлены границы округа санитарной охраны курортной зоны города Владивостока на побережье Амурского залива в составе трех зон.
В соответствии с частью 4 статьи 52 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы города Владивостока от 14 октября 2011 года N 742 в состав зон особо охраняемых территорий включена зона курортного лечения и отдыха.
Из дела следует, что спорный земельный участок полностью расположен в границах второй (зона ограничений) и третьем поясе (зона наблюдения) санитарной охраны курортной зоны города Владивостока и мог быть предоставлен только в аренду.
Установив, что принят противоречащий закону акт о предоставлении земельного участка, расположенного в границах второй и третьей зоны округа санитарной охраны курортной зоны Владивостока на побережье Амурского залива, в собственность, департамент отменил его.
Учитывая, что издание распоряжения о предоставлении земельного участка является завершающим этапом процедуры предоставления земельного участка, то она не могла быть начата по заявлению гражданина о предоставлении ему в собственность земельного участка, расположенного в границах второй (зона ограничений) и третьем поясе (зона наблюдения) санитарной охраны курортной зоны города Владивостока.
Вместе с тем, Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 406-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации, согласно которым не исключается предоставление земельных участков при наличии волеизъявления гражданина.
Поскольку оспариваемое решение департамента земельных и имущественных отношений Приморского края не нарушает прав и законных интересов заявителя, не препятствует осуществлению прав, решение суда подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований на основании части 4 статьи 258 ГПК РФ.
Руководствуясь статьями 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Фрунзенского районного суда города Владивостока от 28 апреля 2014 года отменить. Принять по делу новое решение, которым П. в удовлетворении заявления отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИМОРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 16.10.2014 ПО ДЕЛУ N 33-9180
Требование: Об отмене распоряжения о предоставлении земельного участка.Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Департаментом земельных и имущественных отношений издано распоряжение о предоставлении заявителю земельного участка, однако проект договора купли-продажи департаментом земельных и имущественных отношений не подготовлен, проект договора купли-продажи земельного участка с предложением о его заключении не направлен.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 октября 2014 г. по делу N 33-9180
Судья: Ясинская О.О.
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Светловой С.Е.
судей Зиганшина И.К. и Судницыной С.П.
при секретаре Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению П. к департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края об отмене распоряжения N от 31 декабря 2013 года, которым отменено распоряжение от 5 октября 2011 года о предоставлении П. земельного участка по апелляционной жалобе департамента земельных и имущественных отношений Приморского края на решение Фрунзенского районного суда города Владивостока от 28 апреля 2014 года, которым заявление удовлетворено: распоряжение N от 31 декабря 2013 года об отмене распоряжения департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 5 октября 2011 года N признано незаконным и возложена обязанность отменить указанное распоряжение.
Заслушав доклад судьи Светловой С.Е., выслушав объяснения представителя департамента земельных и имущественных отношений Приморского края К., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя П. - Т., судебная коллегия
установила:
П. обратился в суд с вышеназванным заявлением, указав, что 5 октября 2011 года департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края издано распоряжение N о предоставлении П. земельного участка по адресу: <адрес>. Однако проект договора купли-продажи департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края не подготовлен, проект договора купли-продажи земельного участка с предложением об его заключении П. не направлен. Решением Фрунзенского районного суда города Владивостока от 2 июля 2013 года признано незаконным бездействие департамента земельных и имущественных отношений Приморского края в связи с тем, что не подготовлен проекта договора купли-продажи земельного участка и не направлен П. Департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края 31 декабря 2013 года вынесено распоряжение N "Об отмене распоряжения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от 05.10.2011 г. N". Считает данные действия департамента земельных и имущественных отношений Приморского края незаконными. Просит обязать департамент земельных и имущественных отношений Приморского края отменить распоряжение N от 31 декабря 2013 года.
В судебном заседании представитель заявителя на требованиях настаивал.
Представитель департамента земельных и имущественных отношений Приморского края с требованиями не согласился, указав, что распоряжение о предоставлении земельного участка отменено в порядке самоконтроля и приведено в соответствие с Правилами землепользования и застройки Владивостокского городского округа.
Дело рассмотрено в отсутствие заявителя.
Судом вынесено указанное решение, с которым не согласился департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, в апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края N от 5 октября 2011 года П. предоставлен в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером N для дальнейшей эксплуатации жилого дома, площадью 2000 кв. м, месторасположение участка установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир: жилой дом (лит. А), почтовый адрес: <адрес>.
Распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края N от 31 декабря 2013 года отменено распоряжение департамента земельных и имущественных отношений Приморского края N от 5 октября 2011 года.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что действующее законодательство не содержит норм, предоставляющих департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края полномочия в порядке самоконтроля отменять ранее принятые решения о предоставлении земельных участков.
Такой вывод суда является ошибочным.
Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, Уставом Приморского края, краевыми законами, правовыми актами Губернатора Приморского края, администрации Приморского края.
Орган исполнительной власти, исполняя административные функции, вправе проводить самоконтроль за законностью принимаемых актов и решений, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, в связи с чем компетентный орган, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт.
Проверяя законность ненормативных актов, было установлено, что издано распоряжение о предоставлении в собственность земельного участка, относящегося к землям особо охраняемых территорий, в силу пункта 1 части 5 статьи 27 ЗК РФ ограниченного в обороте.
Исходя из статьи 96 Земельного кодекса РФ (в редакции от 23 июля 2012 года) земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям и предназначены для лечения и отдыха граждан. На землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством.
Курортная зона города Владивостока на побережье Амурского залива утверждена Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 января 1971 года N 11 "Об утверждении перечня курортов РСФСР, имеющих республиканское значение". Эта зона является курортом федерального значения и расположена в границах территориальной зоны курортного лечения и отдыха.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 11 октября 1983 года N 458 установлены границы округа санитарной охраны курортной зоны города Владивостока на побережье Амурского залива в составе трех зон.
В соответствии с частью 4 статьи 52 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы города Владивостока от 14 октября 2011 года N 742 в состав зон особо охраняемых территорий включена зона курортного лечения и отдыха.
Из дела следует, что спорный земельный участок полностью расположен в границах второй (зона ограничений) и третьем поясе (зона наблюдения) санитарной охраны курортной зоны города Владивостока и мог быть предоставлен только в аренду.
Установив, что принят противоречащий закону акт о предоставлении земельного участка, расположенного в границах второй и третьей зоны округа санитарной охраны курортной зоны Владивостока на побережье Амурского залива, в собственность, департамент отменил его.
Учитывая, что издание распоряжения о предоставлении земельного участка является завершающим этапом процедуры предоставления земельного участка, то она не могла быть начата по заявлению гражданина о предоставлении ему в собственность земельного участка, расположенного в границах второй (зона ограничений) и третьем поясе (зона наблюдения) санитарной охраны курортной зоны города Владивостока.
Вместе с тем, Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 406-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации, согласно которым не исключается предоставление земельных участков при наличии волеизъявления гражданина.
Поскольку оспариваемое решение департамента земельных и имущественных отношений Приморского края не нарушает прав и законных интересов заявителя, не препятствует осуществлению прав, решение суда подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований на основании части 4 статьи 258 ГПК РФ.
Руководствуясь статьями 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Фрунзенского районного суда города Владивостока от 28 апреля 2014 года отменить. Принять по делу новое решение, которым П. в удовлетворении заявления отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)