Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 17.12.2014 ПО ДЕЛУ N 33-6494, А-25

Требование: Об отмене постановления о предоставлении земельного участка, прекращении права собственности на участок, аннулировании записи в ЕГРП.

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обстоятельства: По утверждению прокурора, указанные земельные участки находятся на землях лесного фонда и являются собственностью Российской Федерации, что свидетельствует о незаконности предоставления земельных участков по решению органов местного самоуправления.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 декабря 2014 г. по делу N 33-6494, А-25


Судья Лукашенок Е.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
Председательствующего Федоренко В.Б.
судей Деева А.В., Тарараевой Т.С.
при секретаре Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Деева А.В. гражданское дело по иску Прокурора Емельяновского района Красноярского края, действующего в интересах Российской Федерации, к Администрации Емельяновского района, Управлению земельно-имущественных отношений Администрации Емельяновского района, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, действующему в своих интересах и в интересах недееспособной ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, о прекращении права собственности на земельные участки, истребовании имущества из чужого незаконного владения, аннулировании записи в Едином государственном реестре права на недвижимое имущество и сделок с ним
по апелляционному представлению прокурора Емельяновского района Красноярского края
на решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 28 ноября 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Емельяновского района в интересах Российской Федерации к администрации Емельяновского района, Управлению земельно-имущественных отношений администрации Емельяновского района, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 о прекращении права собственности на земельный участок, аннулировании записи в Едином государственном реестре права на недвижимое имущество и сделок с ним - оставить без удовлетворения.
Обеспечительные меры, наложенные в рамках настоящего дела отменить по вступлении решения в законную силу."
Заслушав докладчика, судебная коллегия

установила:

Прокурор Емельяновского района Красноярского края, действующий в интересах Российской Федерации, обратился в суд с иском к Администрации Емельяновского района, Управлению земельно-имущественных отношений Администрации Емельяновского района, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, действующему в своих интересах и в интересах недееспособной ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15 о прекращении права собственности на земельные участки, истребовании имущества из чужого незаконного владения, аннулировании записи в Едином государственном реестре права на недвижимое имущество и сделок с ним.
Требования мотивированы тем, что в ходе проверки установлено, что 20.07.2010 г. администрацией Емельяновского района издано постановление N 2306 "О предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край. Емельяновский район, <адрес> в соответствии с которым ФИО1 предоставлен земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения, общей площадью 1070,00 кв. м, с кадастровым номером N расположенный по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, <адрес> с видом разрешенного использования - для ведения садоводства, в собственность за плату. На основании договора купли-продажи от 01.04.2010 г., заключенного с отделом по управлению муниципальной собственностью и фондами администрации Емельяновского района, ФИО1 приобрела право собственности на указанный земельный участок. В соответствии с договором купли-продажи от 07.05.2011 г. ФИО1 продала названный земельный участок ФИО9.
28.04.2010 г. администрацией Емельяновского района издано постановление N "О предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край. Емельяновский район, <адрес> в соответствии с которым ФИО2 предоставлен земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения, общей площадью 1170,00 кв. м, с кадастровым номером N расположенный по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, <адрес>, с видом разрешенного использования - для ведения садоводства, в собственность за плату. На основании договора купли-продажи от 13.05.2011 г., заключенного с отделом по управлению муниципальной собственностью и фондами администрации Емельяновского района, ФИО2 приобрел право собственности на указанный земельный участок. В соответствии с договором купли-продажи от 19.05.2012 г. ФИО2 продал названный земельный участок ФИО3.
30.06.2010 г. администрацией Емельяновского района издано постановление N "О предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край. Емельяновский район, <адрес> в соответствии с которым ФИО4 предоставлен земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения, общей площадью 1330,00 кв. м, с кадастровым номером N, расположенный по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, <адрес> с видом разрешенного использования для ведения садоводства, в собственность за плату. На основании договора купли-продажи от 01.04.2011 г., заключенного с отделом по управлению муниципальной собственностью и фондами администрации Емельяновского района, ФИО4 приобрел право собственности на указанный земельный участок. В соответствии с договором купли-продажи от 04.07.2011 г. ФИО4 продал названный земельный участок ФИО14, который на основании договора купли-продажи от <дата> продал спорный земельный участок ФИО10, ФИО21 <дата> ФИО21 умерла, в соответствии с материалами наследственного дела, наследником по завещанию после смерти которой является ФИО10, наследником по закону в отношении обязательной доли выступает дочь наследодателя - ФИО11 В соответствии с Решением Хатангского районного суда Таймырского автономного округа от <дата> ФИО11 признана недееспособной. На основании распоряжения Администрации Советского района г. Красноярска от <дата> ФИО10 назначен опекуном ФИО11.
07.06.2010 г. Администрацией Емельяновского района издано постановление N "О предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, <адрес>, в соответствии с которым ФИО5 предоставлен земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения, общей площадью 1094,00 кв. м, с кадастровым номером N, расположенный по адресу: Россия, Красноярский край. Емельяновский район, <адрес>, с видом разрешенного использования для ведения садоводства, в собственность за плату. На основании договора купли-продажи от 22.06.2011 г., заключенного с отделом по управлению муниципальной собственностью и фондами администрации Емельяновского района, ФИО5 приобрела право собственности на указанный земельный участок. В соответствии с договором купли-продажи от <дата> ФИО5 продала названный земельный участок ФИО15 По договору купли-продажи от <дата> ФИО15 продала указанный земельный участок ФИО22.
20.07.2010 г. администрацией Емельяновского района издано постановление N "О предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, <адрес> в соответствии с которым ФИО8 предоставлен земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения, общей площадью 1056.00 кв. м, с кадастровым номером N, расположенный по адресу: Россия. Красноярский край. Емельяновский район, <адрес>, с видом разрешенного использования для ведения садоводства, в собственность за плату. На основании договора купли-продажи от 01.04.2011 г., заключенного с отделом по управлению муниципальной собственностью и фондами администрации Емельяновского района, ФИО8 приобрела право собственности на указанный земельный участок. В соответствии с договором купли-продажи от 13.05.2011 г. ФИО5 продала названный земельный участок ФИО9.
28.04.2011 г. администрацией Емельяновского района издано постановление главы N "О предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край. Емельяновский район, <адрес> в соответствии с которым ФИО7 предоставлен земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения, общей площадью 1195,00 кв. м, с кадастровым номером N, расположенный по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, <адрес> с видом разрешенного использования для ведения садоводства, в собственность за плату. На основании договора купли-продажи от 11.05.2011 г., заключенного с отделом по управлению муниципальной собственностью и фондами администрации Емельяновского района, ФИО7 приобрела право собственности на указанный земельный участок. На основании договора купли-продажи от <дата> ФИО7 продала указанный земельный участок с кадастровым номером N ФИО12 Как следует из материалов кадастрового дела, земельный участок с кадастровым номером N разделен на участки с кадастровыми номерами N. В соответствии с договором купли-продажи от 12.05.2012 г. земельный участок с кадастровым номером N ФИО12 продал ФИО13 Собственником земельного участка с кадастровым номером N является ФИО12.
По утверждению прокурора, указанные земельные участки находятся на землях лесного фонда, и являются собственностью Российской Федерации, что свидетельствует о незаконности предоставления земельных участков по решению органов местного самоуправления.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционных представлениях помощник прокурора Емельяновского района Красноярского края просит отменить решение суда, указывая на допущенные судом нарушения требования норм материального и процессуального права, не соответствие выводов суда обстоятельствам дела. Указывает на необоснованность вывода суда о том, что спорные земельные участки вошли в территорию, предоставленную постановлением администрации Емельяновского района N 483 от 13.08.1997 г. СНТ "Долина" из земель Мининского лесхоза. Полагает, что при принятии решения необходимо было учитывать материалы лесоустройства, представленные в дело, для подтверждения расположения земельных участков и их принадлежности к лесному фонду. Кроме того, полагает, что к участию в деле не привлечены все лица, которым принадлежали спорные земельные участки.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО10, представитель Агентства Лесной отрасли Красноярского края, ФИО3, ФИО12, ФИО13, ФИО15, ФИО14, извещались о рассмотрении дела судом апелляционной инстанции, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, извещенных о слушании дела.
Исследовав материалы дела, решение суда в пределах доводов апелляционных представлений, выслушав объяснения помощника прокурора Емельяновского района - Бухаровой Т.С., объяснения прокурора отдела прокуратуры Красноярского края - Дозорцевой Е.Г., объяснения ФИО6, а также ее представителя ФИО25, представляющей так же интересы ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО10, а также третьего лица - СНТ "Долина", объяснения представителя Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края - ФИО26, объяснения представителя КГКУ "Мининское лесничество" - ФИО27, объяснения представителя КГКУ "Емельяновское лесничество" - ФИО28, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Земельный кодекс устанавливает, что все земли по целевому назначению подразделяются на самостоятельные категории, в частности, земли поселений (населенных пунктов), земли лесного фонда (ст. 7 ЗК РФ).
Согласно п. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Статьей 7 Лесного кодекса РФ установлено, что лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. ст. 67, 69 и 92 Лесного кодекса РФ.
Как следует их положений ст. 101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
В связи с чем, земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом.
Согласно ст. 9 Земельного кодекса РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
В соответствии со ст. 83 Лесного кодекса Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе по организации и проведению соответствующих аукционов.
В силу ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.
Таким образом, в федеральном законе отсутствует прямое указание на возможность предоставления в собственность граждан земельных участков из состава лесного фонда.
Согласно ст. 23 Лесного кодекса РФ земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков. В отношении лесничеств, лесопарков осуществляются установление расчетной лесосеки, проведение лесоустройства, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, ведение государственного лесного реестра.
Статьей 25 действующего Лесного кодекса РФ определены виды использования лесов. Предоставление гражданам лесных участков под индивидуальное жилищное строительство и эксплуатацию жилого фонда действующим лесным законодательством РФ не предусмотрено.
В соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" на землях лесного фонда запрещаются размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На основании ст. 113 ГПК РФ лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Как установлено судом апелляционной инстанции, настоящее гражданское дело рассмотрено в отсутствие ответчиков ФИО10, ФИО11, ФИО14, ФИО15, ФИО12, ФИО13, которые не привлекались к участию в деле, о рассмотрении дела не извещались.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае являются: принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
При указанных выше обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отмены решения Емельяновского районного суда Красноярского края от 28 ноября 2013 года.
На основании определения судебной коллегии по гражданским делам от 09.07.2014 г. апелляционная инстанция перешла к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции. При рассмотрении дела по правилам суда первой инстанции исковые требования прокурором уточнены.
Рассматривая гражданское дело по существу, судебная коллегия, приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 20.07.2010 г. администрацией Емельяновского района издано постановление N 2306 "О предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край. Емельяновский район, <адрес>, в соответствии с которым ФИО1 предоставлен земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения, общей площадью 1070,00 кв. м, с кадастровым номером N, расположенный по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, <адрес>, с видом разрешенного использования - для ведения садоводства, в собственность за плату.
На основании договора купли-продажи от 01.04.2010 г., заключенного с отделом по управлению муниципальной собственностью и фондами администрации Емельяновского района, ФИО1 приобрела право собственности на указанный земельный участок.
В соответствии с договором купли-продажи от 07.05.2011 г. ФИО1 продала названный земельный участок ФИО9.
28.04.2010 г. администрацией Емельяновского района издано постановление N 1027 "О предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край. Емельяновский район, <адрес>, в соответствии с которым ФИО2 предоставлен земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения, общей площадью 1170,00 кв. м, с кадастровым номером N, расположенный по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, <адрес>, с видом разрешенного использования - для ведения садоводства, в собственность за плату.
На основании договора купли-продажи от 13.05.2011 г., заключенного с отделом по управлению муниципальной собственностью и фондами администрации Емельяновского района, ФИО2 приобрел право собственности на указанный земельный участок.
В соответствии с договором купли-продажи от 19.05.2012 г. ФИО2 продал названный земельный участок ФИО3.
30.06.2010 г. администрацией Емельяновского района издано постановление N 2116 "О предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край. Емельяновский район, <адрес> в соответствии с которым ФИО4 предоставлен земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения, общей площадью 1330,00 кв. м, с кадастровым номером N, расположенный по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, <адрес>, с видом разрешенного использования для ведения садоводства, в собственность за плату.
На основании договора купли-продажи от 01.04.2011 г., заключенного с отделом по управлению муниципальной собственностью и фондами администрации Емельяновского района, ФИО4 приобрел право собственности на указанный земельный участок.
В соответствии с договором купли-продажи от 04.07.2011 г. ФИО4 продал названный земельный участок ФИО14, который на основании договора купли-продажи от 26.05.2012 г. продал спорный земельный участок ФИО10, ФИО21.
24.07.2012 г. ФИО21 умерла, в соответствии с материалами наследственного дела, наследником по завещанию после смерти которой, является ФИО10, наследником по закону в отношении обязательной доли выступает дочь наследодателя - ФИО11.
В соответствии с Решение Хатангского районного суда Таймырского автономного округа от 26.09.2005 г. ФИО11 признана недееспособной.
На основании распоряжения Администрации Советского района г. Красноярска от 12.10.2012 г. ФИО10 назначен опекуном ФИО11.
07.06.2010 г. Администрацией Емельяновского района издано постановление N 1742 "О предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, <адрес>, в соответствии с которым ФИО5 предоставлен земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения, общей площадью 1094,00 кв. м, с кадастровым номером N расположенный по адресу: Россия, Красноярский край. Емельяновский район, <адрес> с видом разрешенного использования для ведения садоводства, в собственность за плату.
На основании договора купли-продажи от 22.06.2011 г., заключенного с отделом по управлению муниципальной собственностью и фондами администрации Емельяновского района, ФИО5 приобрела право собственности на указанный земельный участок.
В соответствии с договором купли-продажи от 14.07.2011 г. ФИО5 продала названный земельный участок ФИО15.
По договору купли-продажи от 18.02.2012 г. ФИО15 продала указанный земельный участок ФИО22.
20.07.2010 г. Администрацией Емельяновского района издано постановление N "О предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, <адрес> в соответствии с которым ФИО8 предоставлен земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения, общей площадью 1056.00 кв. м, с кадастровым номером N, расположенный по адресу: Россия. <адрес>, <адрес>, с видом разрешенного использования для ведения садоводства, в собственность за плату.
На основании договора купли-продажи от 01.04.2011 г., заключенного с отделом по управлению муниципальной собственностью и фондами администрации Емельяновского района, ФИО8 приобрела право собственности на указанный земельный участок.
В соответствии с договором купли-продажи от 13.05.2011 г. ФИО5 продала названный земельный участок ФИО9.
28.04.2011 г. Администрацией Емельяновского района издано постановление N 1037 "О предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Россия, <адрес>, в соответствии с которым ФИО7 предоставлен земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения, общей площадью 1195,00 кв. м, с кадастровым номером N, расположенный по адресу: Россия, <адрес>, <адрес>, с видом разрешенного использования для ведения садоводства, в собственность за плату.
На основании договора купли-продажи от 11.05.2011 г., заключенного с отделом по управлению муниципальной собственностью и фондами администрации Емельяновского района, ФИО7 приобрела право собственности на указанный земельный участок.
На основании договора купли-продажи от 19.08.2011 г. ФИО7 продала указанный земельный участок с кадастровым номером N ФИО12.
Как следует из материалов кадастрового дела, земельный участок с кадастровым номером N разделен на участки с кадастровыми номерами N, что так же подтверждается кадастровым паспортом земельного участка.
В соответствии с договором купли-продажи от 12.05.2012 г. земельный участок с кадастровым номером N продан ФИО12 в пользу ФИО13.
Собственником земельного участка с кадастровым номером N является ФИО12, что подтверждается материалами регистрационных дел, представленных по запросу суда.
Оценивая обоснованность требования прокурора, судебная коллегия учитывает, что лесным участком, в соответствии со ст. 7 Лесного кодекса РФ от 04.12.06 г. N 200-ФЗ является земельный участок, границы которого определяются, в соответствии с проведенным лесоустройством (ст. 67), а местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно, по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади (ст. 69).
При этом кадастровый учет - это система учета, включающая изготовление кадастрового плана межевого дела, в том числе с согласованием границ (в координатах: x - y), а лесной учет осуществляется через определение квартала-выдела.
Согласно акта выездной проверки с привлечением специалистов КГКУ "Емельяновское лесничество", ГККУ "Дирекция по особо охраняемым природным территориям", Агентства лесной отрасли Красноярского края, Емельяновского отдела Управления Росреестра по Красноярскому краю, МАУ "Земля", членов СНТ "Аграрник" от 27.07.11 г. установлено, что земельные участки, принадлежащие ответчикам, поставленные на учет с категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения, расположены на землях лесного фонда: Емельяновское лесничество, Емельяновское участковое лесничество, Совхоз "Элита", в кварталах 11 (выдел 27) 12 (выдел 32), что установлено путем сопоставления данных проведенного натурного обследования по материалам лесоустройства 1990 года Емельяновского лесничества.
Указанные обстоятельств так же подтверждаются при проведении проверки полиции объяснениями лесничего КГКУ "Емельяновское лесничество" ФИО29, который пояснил, что земельные участки входят в состав земель лесного фонда. В соответствии с объяснениями председателя СНТ "Долина" ФИО30, спорные земельный участки ранее не входили в состав земельного участка предоставленного СНТ Долина, а включение их в территорию СНТ Долина осуществлено только при проведении геодезических работ ООО "ЗемКом".
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 12.08.11 г. серии <адрес>, лесные участки, расположенные в Емельяновском Лесничестве квартал 11 выдел 27, квартал 12 выдел 33, а также расположенные в Мининском лесничестве квартал 67 выделы 1,11 являются собственностью Российской Федерации.
Право собственности на указанные лесные участки так же подтверждается выписками из государственного лесного реестра, а также свидетельством о государственной регистрации права собственности на указанные участки от 13.11.2014 г.
В связи с чем, судебная коллегия не принимает возражения ответчиков об отсутствии права собственности Российской Федерации на перечисленные лесные участки.
Как установлено статьей 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 201-ФЗ), в случае, если до 1 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Такие земельные участки признаются ранее учтенными объектами недвижимости, а лесной план - юридически действительным (статья 4.2 Федерального закона N 201-ФЗ).
Согласно части ст. 14 указанного Федерального закона вплоть до утверждения лесных планов субъектов Российской Федерации и лесохозяйственных регламентов в установленном Лесным кодексом Российской Федерации порядке, но не более чем через два года со дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляется на основании лесоустроительной документации в части, не противоречащей Лесному кодексу Российской Федерации.
При таких условиях следует признать, что материалы лесоустройства являются надлежащими доказательствами места расположения земельных участков и принадлежности их к лесному фонду.
В суде апелляционной инстанции исследованы: План лесонасаждений совхоза "Элита Емельяновского лесничества (материалы лесоустройства 1990 года), обзорный план проектируемых мероприятий совхоза "Элита" Емельяновского лесничества (материалы лесоустройства 1990 года), лесная карта-схема Емельяновского района по материалам лесоустройства 1985, 1986, 1991, 1992, 1997 гг., планшет N 15 землепользование совхоза "Элита" (лесоустройство 1997 г.), план лесонасаждений Мининского лесничества.
Кроме того, из схемы расположения спорных земельных участков, составленной государственным предприятием ФГУП "Рослесинфорг" "Востсиблеспрокт" и представленным в материалы дела следует, что земельные участки, имеют следующее местонахождения:
- N - Емельяновское лесничество, Емельяновское участковое лесничество, совхоз "Элита" квартал 11 выдел 27;
- N - Емельяновское лесничество, Емельяновское участковое лесничество, совхоз "Элита" квартал 11 выдел 27, квартал 12 выдел 33;
- N - Емельяновское лесничество, Емельяновское участковое лесничество, совхоз "Элита" квартал 11 выдел 27;
- N - Емельяновское лесничество, Емельяновское участковое лесничество, совхоз "Элита" квартал 11 выдел 27, квартал 12 выдел 33;
- N - Мининское лесничество Мининское участковое лесничество квартал 67 выдел 1,11;
- N - Емельяновское лесничество, Емельяновское участковое лесничество, совхоз "Элита" квартал 12 выдел 32.
Указанные обстоятельства подтвердил в суде апелляционной инстанции специалист ФГУП "Рослесинфорг" "Востсиблеспрокт".
В связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу об установлении факта наложения спорных земельных участков на земли лесного фонда.
При этом, судебная коллегия учитывает, что при проведении межевания спорных земельных участков нарушена процедура согласования местоположения границ участков на местности со смежными землепользователями, предусмотренная ст. 39 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", поскольку руководителями ККБУ "Мининское лесничество" не проведена проверка принадлежности земельного участка, а акт согласования местоположения границы земельного участка был согласован с руководителем ККБУ "Емельяновское лесничество" ФИО31, представители ККБУ "Мининское лесничество" в согласовании не участвовали, что подтверждается материалами гражданского дела, в частности протоколами объяснений сотрудников ККБУ "Емельяновское лесничество", данных ими в УЭБиПК ГУ МВД по Красноярскому краю.
При этом, ответчиками не предоставлено доказательств включения спорных участков в состав земельных участков, предоставленных Коллективному Саду "Связист", в том числе, по государственному акту на право пользования землей от 18.05.1990 г. площадью 4 Га, а также по государственному акту на право пользования землей от 26.04.1990 г. площадью 12 Га.
Кроме того, судебная коллегия приходит к выводу о том, что до 1997 года предоставление (изъятие) земель из земель лесного фонда должно было осуществляться по нормам Земельного кодекса РСФСР от 01.07.1970, действовавшего на момент выдачи исполкомом Емельяновского районного Совета народных депутатов Коллективному саду "Связист" государственного Акта о закреплении в бессрочное пользование 4,0 га земли от 18 мая 1990 г.
В соответствии со статьей 74 ЗК РСФСР 1970 года земельные участки для коллективного садоводства предоставлялись предприятиям, организациям и учреждениям из земель государственного запаса, государственного лесного фонда и несельскохозяйственного назначения за пределами пригородной и зеленой зоны городов и других населенных пунктов. При отсутствии указанных земель для коллективного садоводства могли предоставляться земельные участки из земель государственного лесного фонда, не покрытых лесом, в пригородных и зеленых зонах городов и других населенных пунктов с учетом перспективного расширения территории населенных пунктов.
Согласно статье 76 ЗК РСФСР 1970 года земельные участки для коллективного садоводства предоставлялись предприятиям, организациям и учреждениям в бессрочное пользование в порядке, установленном статьями 12 - 18 данного Кодекса.
В соответствии со статьей 13 ЗК РСФСР 1970 года земельные участки из земель государственного лесного фонда общей площадью до 50 гектаров в районах с лесистостью от 50 процентов и выше и до 25 гектаров - в районах с лесистостью ниже 50 процентов, предоставляли Исполнительные комитеты областных, краевых Советов народных депутатов, Советы Министров автономных республик.
Согласно статье 34 ЗК РСФСР 1970 года изъятие земельных участков из земель и в пределах, указанных в статье 13 данного Кодекса, вправе производить только Совет Министров РСФСР, Советы Министров автономных республик, исполнительные комитеты краевых, областных Советов народных депутатов.
Однако, в материалы дела не представлено акта исполнительного комитета Красноярского краевого Совета народных депутатов о предоставлении указанного земельного участка.
Так же судебная коллегия не принимает доводы ответчиков о расположении спорных участков на территории предоставленной СНТ "Долина" в соответствии с постановлением администрации Емельяновского района N 483 от 13.08.97 г. из земель Мининского лесхоза. Так согласно п. 2 данного постановления администрация Емельяновского района просит администрацию Красноярского края утвердить настоящее постановление, содержащее в п. 1 решение об изъятии из земель Мининского лесхоза 8,2 га для расширения СНТ "Долина".
Материалы дела не содержат последующего утверждения данного решения, вместе с тем, изъятие земель лесного фонда в 1997 году должно было производиться по нормам действующего на тот период Лесного кодекса РФ от 29.01.97 г. N 22-ФЗ.
Так, в силу ст. 19 Лесного кодекса РФ 1997 года лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности. В соответствии с федеральным законом допускается передача части лесного фонда собственность субъектов Российской Федерации.
Перевод лесных земель в нелесные земли в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользование лесным фондом, и (или) изъятие земель лесного фонда в лесах первой группы относится к полномочиям Российской Федерации, а в лесах второй и третьей групп - к полномочиям субъектов РФ (ст. 46, ст. 47 Лесного кодекса РФ 1997 года). Порядок перевода лесных земель в нелесные земли указан в ст. 63 Лесного кодекса РФ 1997 года, согласно которой перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) изъятие земель лесного фонда осуществляется в лесах первой группы - Правительством Российской Федерации по представлению органа государственной власти субъекта российской федерации, согласованному с федеральным органом управления лесным хозяйством; в лесах второй и третьей групп - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению соответствующего территориального органа федерального органа управления лесным хозяйством.
В качестве доказательства расположения спорных земельных участков на территории СНТ "Долина" землеустроительное дело с/т "Долина", поскольку оно не утверждено в установленном порядке, не содержит указания на расположение спорных участков на территории садоводческого товарищества.
Судебная коллегия не принимает в качестве доказательств расположения спорных участков на территории ранее предоставленной СНТ "Долина" - схему СНТ "Долина" от 10.01.2005 г. о нахождении в границах общества более 245 участков, поскольку согласно Уставу, СНТ "Долина" состоит из 180 земельных участков.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что в материалы дела представлены доказательства расположения спорных земельных участков на территории земель лесного фонда, принадлежащего на праве собственности РФ.
В связи с чем, предоставление спорных участков Администрацией Емельяновского района, которой Лесным кодекса РФ не предоставлено полномочий по распоряжению земельными участками лесного фонда, не соответствует требованиям закона.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что спорные земельные участки выбыли из владения собственника - Российской Федерации, помимо воли собственника и в дальнейшем были отчуждены лицом, не имеющим на это право.
При этом, представители собственника не участвовали в предоставлении спорных участков Администрацией Емельяновского района.
В соответствии со ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
В связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора об истребовании спорных земельных участков с кадастровыми номерами N в собственность Российской Федерации с прекращением права собственности и аннулировании регистрационной записи на спорные земельные участки.
При этом, судебная коллегия не принимает доводы ответчиков об отсутствии основания для истребования участков в связи с наличием добросовестности, поскольку основаны на ошибочном толковании закона.
Так в соответствии со ст. 302 ГК РФ если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.
В связи с чем, у добросовестного приобретателя имущество может быть истребовано в случае выбытия имущества из владения собственника помимо его воли. Из материалов дела усматривается, что земельные участки лесного фонда выбыли из владения Российской Федерации без участия уполномоченного органа, что свидетельствует о необходимости удовлетворения исковых требований.
Не принимаются судебной коллегией возражения о пропуске истцом срока исковой давности, поскольку в соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Как следует из материалов дела, исковые требования прокурором заявлены 16.07.12 г. в отношении сделок, совершенных в 2010 г, 2011 г., те есть в пределах срока исковой давности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 28 ноября 2013 года отменить.
Рассмотреть исковые требования по существу.
Исковые требования Прокурора Емельяновского района Красноярского края удовлетворить.
1. Прекратить право собственности ФИО9 на земельные участки с кадастровыми номерами N по адресу: Россия, <адрес>.
Истребовать в собственность Российской Федерации земельные участки с кадастровыми номерами N расположенные по адресу: Россия, <адрес> <адрес> из незаконного владения ФИО9.
Аннулировать соответствующие записи о праве собственности ФИО9 на земельные участки с кадастровыми номерами N расположенные по адресу: Россия, <адрес>, <адрес> в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
2. Прекратить право собственности ФИО10, ФИО11 на земельный участок с кадастровым номером N, по адресу: Россия, <адрес>, <адрес>
Истребовать в собственность Российской Федерации земельный участок с кадастровым номером N, по адресу: Россия, <адрес>, <адрес> из незаконного владения ФИО10, ФИО11.
3. Прекратить право собственности ФИО12 на земельный участок с кадастровым номером N расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>
Истребовать в собственность Российской Федерации земельный участок с кадастровым номером N расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> ФИО12.
Аннулировать соответствующую запись о праве собственности ФИО12 на земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
4. Прекратить право собственности ФИО13 на земельный участок с кадастровым номером N расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>
Истребовать в собственность Российской Федерации земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> из незаконного владения ФИО13.
Аннулировать соответствующую запись о праве собственности ФИО13, на земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
5. Прекратить право собственности ФИО3 на земельный участок с кадастровым номером N по адресу: Россия, <адрес>, <адрес>
Истребовать в собственность Российской Федерации земельный участок с кадастровым номером N по адресу: Россия, <адрес>, <адрес> из чужого незаконного владения ФИО3.
Аннулировать соответствующую запись о праве собственности ФИО3 на земельный участок с кадастровым номером N, по адресу: Россия, <адрес>, <адрес>, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
6. Прекратить право собственности ФИО6 на земельный участок с кадастровым номером N по адресу: Россия, <адрес>
Истребовать в собственность Российской Федерации земельный участок с кадастровым номером N по адресу: Россия, <адрес>, из чужого незаконного владения ФИО6.
Аннулировать соответствующую запись о праве собственности ФИО6 на земельный участок с кадастровым номером N по адресу: Россия, <адрес>, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)