Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.02.2014 ПО ДЕЛУ N А41-32383/13

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 февраля 2014 г. по делу N А41-32383/13


Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 04 февраля 2014 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей Мищенко Е.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Сибгатуллиным Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя Администрации Коломенского муниципального района Московской области - Нагаева Л.А. - представитель по доверенности N 688/20 от 17 июля 2013 года,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - Сорокин А.А. - представитель по доверенности N 383-Д от 23 декабря 2013 года,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 27 ноября 2013 года по делу N А41-32383/13, принятое судьей Гриневой А.В., по заявлению Администрации Коломенского муниципального района Московской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок, обязании осуществить государственную регистрации права на земельный участок,

установил:

Администрация Коломенского муниципального района Московской области обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, в котором просило:
- признать незаконным отказ Управления Федеральной регистрационной службы по Московской области N 34/003/2013-33 от 28 марта 2013 года в государственной регистрации права на земельный участок с кадастровым номером 50:34:0040418:462, площадью 1 188 137 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, ориентир жилой дом, участок находится примерно в 1 810 м от ориентира по направлению на юго-запад, Почтовый адрес ориентира: Московская область, Коломенский район, д. Семеновское, д. 4.
- обязать регистрирующий орган осуществить государственную регистрацию права собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:34:0040418:462, площадью 1 188 137 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, ориентир жилой дом, участок находится примерно в 1 810 м от ориентира по направлению на юго-запад, Почтовый адрес ориентира: Московская область, Коломенский район, д. Семеновское, д. 4 в установленный законом срок.
Решением Арбитражного суда Московской области от 27 ноября 2013 года заявленные Администрацией Коломенского муниципального района Московской области удовлетворены (л.д. 77-81).
Не согласившись с данным судебным актом, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права (л.д. 83-85).
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя апелляционной жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявления Администрации Коломенского муниципального района Московской области - отказать.
Представитель Администрации Коломенского муниципального района Московской области возражал по доводам апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, Администрации Коломенского муниципального района Московской области на основании постановления Администрации Коломенского муниципального района Московской области от 14 ноября 2012 года N 2369 принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок с кадастровым номером 50:34:0040418:462, площадью 1 188 137 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, ориентир жилой дом, участок находится примерно в 1 810 м от ориентира по направлению на юго-запад, почтовый адрес ориентира: Московская область, Коломенский район, д. Семеновское, д. 4, что подтверждается выпиской из ЕГРП N 01/001/2013-75229.
16 ноября 2012 года Администрация Коломенского муниципального района Московской области обратилась в Управление Росреестра по Московской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на вышеуказанный земельный участок в порядке разграничения государственной собственности на землю, указав в заявлении основанием п. 3 ст. 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
К заявлению от 16 ноября 2012 года N 34/040/2012 о государственной регистрации права на земельный участок 50:34:0040418:462, были приложены следующие документы: доверенность Администрации Коломенского Муниципального района Московской области от 16 ноября 2012 года N 1200/20, кадастровый паспорт земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 26 декабря 2011 года N МО-11/ЗВ/1-774838, постановление Администрации Коломенского муниципального района Московской области от 14 ноября 2012 года N 2369.
Сообщением от 28 марта 2013 г. N 34/003/2013-33 Управление Росреестра по Московской области отказало в государственной регистрации права собственности Администрации Коломенского муниципального района Московской области на земельный участок (л.д. 38-39).
Основанием для отказа в государственной регистрации права явилось то обстоятельство, что на земельном участке, право собственности, на который заявлено к регистрации, зданий, строений или сооружений, принадлежащих Коломенскому муниципальному району и право на которые зарегистрированы в установленном законом порядке, не имеется, также не представлен документ, согласно которому данный участок был предоставлен органу местного самоуправления, либо иной документ, предусмотренный федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации и содержащие сведения о возникновении права у данного лица.
Полагая, что данный отказ Управления Росреестра по Московской области является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными актов (действий, бездействия) органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемые акты (действия, бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Так, исходя из смысла вышеизложенных норм, необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В силу п. 1 ст. 17 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Абзацем 4 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ предусмотрено, что в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Администрация обратилась в Управление Росреестра по Московской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на вышеуказанный земельный участок в порядке разграничения государственной собственности на землю, указав в заявлении основанием п. 3 ст. 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
В соответствии с п. 3 ст. 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
В качестве основания для отказа в государственной регистрации права собственности Администрации Коломенского муниципального района Московской области на спорный земельный участок Управление указало на то, что на земельном участке, право собственности на который заявлено к регистрации, зданий, строений или сооружений, принадлежащих Коломенскому муниципальному району и право на которые зарегистрированы в установленном законом порядке не имеется, также не представлен документ, согласно которому данный участок был предоставлен органу местного самоуправления, либо иной документ, предусмотренный федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации и содержащий сведения о возникновении права у данного лица.
Статьей 30.1 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ установлено, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок. Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно Перечню документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2006 года N 404, если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок является принадлежность земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, для государственной регистрации представляются правоустанавливающие документы на земельный участок (копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, кадастровый план земельного участка, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу). Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Спорный земельный участок с кадастровым номером 50:34:0040418:462, площадью 1 188 137 кв. м, был предоставлен Администрации Коломенского муниципального района Московской области на праве постоянного (бессрочного) пользования, данное право зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (свидетельство от 04.12.2012 г. 50-АД N 530933), никем не оспорено и не прекращено.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что спорный земельный участок не может быть предоставлен в собственность ввиду отсутствия на нем объектов недвижимости, принадлежащих Администрации противоречит пункту 3 ст. 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", которым указанное требование не предусмотрено.
Таким образом, заявителем были представлены все необходимые документы на государственную регистрацию права собственности документы, свидетельствующие о наличии оснований для проведения государственной регистрации права собственности Администрации Коломенского муниципального района Московской области на земельный участок.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных Администрацией Коломенского муниципального района требований.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 27 ноября 2013 года по делу N А41-32383/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
М.А.НЕМЧИНОВА

Судьи
Е.А.МИЩЕНКО
Е.Е.ШЕВЧЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)