Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.05.2014 ПО ДЕЛУ N А19-6645/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 мая 2014 г. по делу N А19-6645/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 мая 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д.Н. Рылова,
судей Г.Г. Ячменева, В.А. Сидоренко,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Королевой Д.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Правительства Иркутской области на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 марта 2014 года по делу N А19-6645/2013 по заявлению индивидуального предпринимателя Хачатряна Артура Пайлаковича (ОГРНИП 306381127200051, ИНН 381112892617) к Правительства Иркутской области (ОГРН 1073808005534, ИНН 3808163259) о признании незаконным в части распоряжения N 188-рп от 07.05.2013,

при участии в судебном заседании:
- от заявителя: не явился;
- от заинтересованного лица: не явился;
- от третьего лица - Министерства имущественных отношений Иркутской области (ОГРН 1083808003564, ИНН 3808174613): не явился,

установил:

Индивидуальный предприниматель Хачатрян Артур Пайлакович (далее заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Правительству Иркутской области о признании незаконным распоряжения N 188-рп от 07.05.2013 в части решения о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды, а также в части решения об утверждении условий проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка из земель населенных пунктов площадью 19171 кв. м с кадастровым номером 38:36:000031:16630.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 13 марта 2014 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что реализация испрашиваемого земельного участка путем проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды исключает возможность предоставления заявителю земельного участка в порядке статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, не соответствует требованиям Земельного кодекса Российской Федерации, Положения о предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность, на которые не разграничена, утвержденному Постановлением Правительства Иркутской области от 18.12.2009 г. N 364/143-пп, и нарушает права и законные интересы предпринимателя.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Правительство Иркутской области обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции в связи с неполным выяснением обстоятельств по делу и неправильным применением судом норм материального и процессуального права.
Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу указал на законность и обоснованность решения суда первой инстанции
Третье лицо - Министерство имущественных отношений Иркутской области отзыв на апелляционную жалобу в суд не направило.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст. ст. 122, 123 АПК РФ. Заявитель, заинтересованное лицо и третье лицо своих представителей в судебное заседание не направили. В соответствии с п. 2 ст. 200, п. 3 ст. 205, п. 2 ст. 210, п. 2 ст. 215 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Судом первой инстанции установлено и из представленных в материалы дела документов следует, что предприниматель Хачатрян А.П. 03.08.2011 обратился к Правительству Иркутской области с заявлением о выборе земельного участка площадью 4000 кв. м и предварительном согласовании места размещения объекта - железнодорожный тупик на земельном участке, расположенном по адресу: г. Иркутск, Свердловский р-н, ул. Ракитная, 12 Б.
С целью обеспечения выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения железнодорожного тупика с приложением схемы испрашиваемого земельного участка Министерство имущественных отношений Иркутской области направило вышеуказанное заявление предпринимателя в Комитет по градостроительной политике администрации г. Иркутска.
Письмом N 945-70-6297/11 от 21.09.2011 Администрация г. Иркутска уведомила Министерство имущественных отношений Иркутской области о согласовании места размещения железнодорожного тупика по ул. Ракитная в Свердловском районе г. Иркутска с предложением рассмотреть возможность предоставления испрашиваемого земельного участка на торгах, а письмом N 505-70-21243/11 от 28.10.2011 сообщила о возможности формирования земельного участка по ул. Ракитной Свердловского района г. Иркутска, площадью 894 кв. м для размещения железнодорожного тупика.
В связи с заявлением предпринимателя Хачатряна А.П. от 01.03.2012 о внесении изменений в границы и площадь испрашиваемого земельного участка для строительства железнодорожного тупика, приложив к данному заявлению схему расположения земельного участка, Администрация г. Иркутска письмом N 957-74-2473/12 от 09.10.2012 направила в адрес Министерства имущественных отношений Иркутской области оригинал акта выбора земельного участка для строительства железнодорожного тупика в Свердловском районе г. Иркутска, оригинал постановления Администрации г. Иркутска N 031-06-1700/12 от 30.08.2012 об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 19171 кв. м, расположенного на землях населенных пунктов в Свердловском районе г. Иркутска по ул. Ракитной и публикацию в газете "Иркутск официальный" N 36 (421) от 11.09.2012 о предстоящем предоставлении земельного участка площадью 19171 кв. м, расположенного по ул. Ракитной, Свердловского района г. Иркутска для строительства железнодорожного тупика.
По инициативе предпринимателя Хачатряна А.П. произведен государственный кадастровый учет испрашиваемого земельного участка и выдан кадастровый паспорт от 04.10.2012 N 3800/601/12-177963 на земельный участок, расположенный по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, Свердловский район, ул. Ракитная, площадью 19 171 кв. м, с разрешенным использованием - для строительства железнодорожного тупика, кадастровый номер 38:36:000031:16630.
Решением Земельной комиссии при Губернаторе Иркутской области от 29.01.2013 Министерству имущественных отношений Иркутской области рекомендовано сформировать земельный участок испрашиваемый предпринимателем Хачатряном А.П. для строительства в целях последующей продажи права на заключение договора аренды земельного участка.
7 мая 2013 года Правительство Иркутской области вынесло распоряжение N 188-рп, в том числе, о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды испрашиваемого предпринимателем Хачатряном А.П. земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 38:36:000031:16630.
Не согласившись с вышеуказанным распоряжением в части проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды спорного земельного участка и утверждения условий проведения аукциона, предприниматель обжаловал его в судебном порядке.
Суд апелляционной инстанции находи правильным решение суда первой инстанции в силу следующего.
Согласно пункту 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, об оспаривании ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В Определениях Конституционного Суда РФ от 20 ноября 2003 года N 449-О и от 4 декабря 2003 года N 418-О также указано, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд, а арбитражный суд обязан рассмотреть исковые требования о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц - незаконными, если заявители полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления этой деятельности.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского законодательства Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
- - несоответствие оспариваемой им части акта (пункты 1, 4 распоряжения N 188-рп от 07.05.2013) закону или иному нормативному правовому акту;
- - нарушение прав и законных интересов предпринимателя Хачатряна А.П. при принятии оспариваемого ненормативного правового акта.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
В соответствии с пунктами 1, 2, 3, 4 ст. 34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно статье 29 Земельного кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах из компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктами 1, 3, 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Земельные участки для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов предоставляются в аренду.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса РФ определено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты В соответствии с пунктами 2, 5, 6 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
После оформления акта о выборе земельного участка для строительства и утверждения органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка, исполнительный орган государственной власти, в данном случае Правительство Иркутской области, предусмотренный статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Согласно пункту 70 Положения о предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области N 364/143-пп от 18.12.2009 Правительство Иркутской области принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, наиболее оптимально удовлетворяющим заявлению о выборе, в течение тридцати календарных дней со дня получения акта о выборе земельного участка или принимает решение об отказе в размещении объекта.
Правительство Иркутской области рассматривает рекомендации Земельной комиссии о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждении акта о выборе земельного участка до принятия им соответствующего решения.
Решение об отказе в размещении объекта от имени Правительства Иркутской области принимается Министерством.
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается лицу, заинтересованному в предоставлении земельного участка для строительства, Министерством в семидневный срок со дня его утверждения.
Таким образом, в соответствии с вышеуказанными нормами права, орган местного самоуправления обязан был оформить акта о выборе земельного участка для строительства и утвердить схему расположения участка, а Правительство Иркутской области должно было принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта и утвердить акт о выборе земельного участка или об отказе в размещении объекта.
Из материалов дела следует, что в отношении спорного земельного участка выбор осуществлен, оформлен акт выбора земельного участка, утверждена схема расположения земельного участка, проведено информирование о предстоящем предоставлении испрашиваемого земельного участка и произведен государственный кадастровый учет.
Учитывая положения статьи 31 Земельного кодекса РФ и пункта 70 Положения о предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области N 364/143-пп от 18.12.2009, Правительство Иркутской области обязано было в течение тридцати календарных дней со дня получения акта о выборе земельного участка принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, либо отказать предпринимателю Хачатряну А.П. в размещении объекта в соответствии с пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса РФ.
Однако, в нарушение указанных норм права названные действия Правительством Иркутской области не предприняты.
В результате, выше указанное бездействие привело к тому, что спорный земельный участок, расположенный по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, Свердловский район, ул. Ракитная, площадью 19 171 кв. м, с разрешенным использованием - для строительства железнодорожного тупика, был рассмотрен Земельной комиссией при Губернаторе Иркутской области и рекомендован к предоставлению с предварительным согласованием места размещения объектов или на торгах, для строительства объектов различного целевого назначения.
Рекомендации Земельной комиссии при Губернаторе Иркутской области послужили основанием принятия Правительством решения о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды испрашиваемого предпринимателем Хачатряном А.П. земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 38:36:000031:16630, оформленного пунктом 1 спорного распоряжения от 07.05.2013 N 188-рп, и утверждения пунктом 4 названного распоряжения условий проведения данного аукциона.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 25.10.2013 по делу N А19-4562/2013, вступившим в законную силу, данное бездействие Правительства Иркутской области, признано незаконным как не соответствующее положениям Земельного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, в силу пункта 13 Положения о Земельной комиссии при Губернаторе Иркутской области, утвержденного указом Губернатора Иркутской области от 25.09.2009 г. N 145/85-уг, решения комиссии носят рекомендательный характер.
Учитывая изложенное, а так же то, что в отношении предпринимателя Хачатряна А.П. не были установлены основания для проведения торгов, перечисленные в пунктах 2, 3, 6 статьи 30 Земельного Кодекса РФ, не представлено доказательств наличия иных претендентов на испрашиваемый участок, а так же соблюдение предпринимателем порядка обращения с заявлением и правовой возможности предварительного согласования ему места размещения объекта на спорном земельном участке, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что распоряжение Правительства Иркутской области N 188-рп от 07.05.2013 в обжалуемой заявителем в части исключает возможность предоставления заявителю земельного участка в порядке статьи 31 Земельного кодекса РФ, противоречит требованиям Земельного кодекса РФ, Положения о предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность, на которые не разграничена, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 18.12.2009 N 364/143-пп, и нарушает права и законные интересы предпринимателя Хачатряна А.П., препятствуя реализации права на получение земельного участка для строительства объекта в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Доводы же, приведенные Правительством Иркутской области в апелляционной жалобе, основаны на неправильном толкований норм действующего законодательства и свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального права, а о не согласии заявителя апелляционной жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами, в связи с чем, не влияют по существу на правильность принятого судом первой инстанции решение. Кроме того, указанные доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения и оценки суда первой инстанции, который в полном соответствии с требованиями статей 15 и 170 АПК РФ мотивированно и обоснованно их отклонил, сославшись на соответствующие правовые нормы и имеющиеся в материалах дела доказательства. Каких-либо убедительных контраргументов, опровергающих выводы суда первой инстанции, заявителем апелляционной жалобы не приведено.
При таких обстоятельствах и правовом регулировании у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 марта 2014 года по делу N А19-6645/2013, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 марта 2014 года по делу N А19-6645/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Председательствующий судья
Д.Н.РЫЛОВ

Судьи
Г.Г.ЯЧМЕНЕВ
В.А.СИДОРЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)