Судебные решения, арбитраж
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 23 сентября 2014 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: Попова В.И., Лепихина Д.Е.,
при ведении протокола Секретарем судебного заседания Жильцовой М.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ТУ Росимущества в г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.06.2014 по делу N А40-43807/14, принятое судьей Головачевой Ю.Л. (шифр судьи 119-370)
по заявлению ФГУП "РТРС" (127427, г. Москва, ул. Академика Королева, д. 15, корп. 2)
к ТУ Росимущества в г. Москве
о признании незаконным бездействия в виде неисполнения обязанности по принятию решения о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 77:02:22004:007
при участии:
от заявителя: Солодихин В.Е. по доверенности N 01-12/442/32 от 16.01.2012; не ***
- от ответчика: Не явился, извещен;
- установил:
ФГУП "РТРС" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к ТУ Росимущества в г. Москве (далее - ответчик) о признании незаконным бездействия в виде неисполнения обязанности по принятию решения о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 77:02:22004:007 площадью 136 630 кв. м по адресу: г. Москва, ул. Академика Королева, вл. 15, кор. 1, 2 и обязании в двухнедельный срок с даты вступления судебного акта в законную силу принять решение о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 77:02:22004:007 площадью 136 630 кв. м по адресу: г. Москва, ул. Академика Королева, вл. 15, кор. 1, 2.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 20.06.2014 заявленные требования - удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит полностью отменить решение суда, принять новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ответчик указывает на ненадлежащее исследование судом первой инстанции фактических обстоятельств дела и отсутствие в решении суда надлежащей оценки доказательств по делу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции заявитель поддержал решение суда первой инстанции, представил письменные пояснения на апелляционную жалобу, с доводами жалобы не согласился, просил оставить решение суда первой инстанции, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
Дело судом рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 123, 156 АПК РФ в его отсутствие.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителя заявителя, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела, и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, Федеральное государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (далее Истец) владеет на праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком кадастровый номер 77: 02: 22004: 007 площадью 136 630 кв. м по адресу: г. Москва, улица Академика Королева, влад. 15, кор. 1, 2 (далее спорный земельный участок).
На спорном земельном участке находятся объекты недвижимости, принадлежащие заявителю на праве хозяйственного ведения, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 01.11.2007 серия 77АЖ N 400497, от 01.11.2007 серия 77АЖ N 400498.
Спорный земельный участок принадлежит на праве собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственном регистрации права от 26.01.2007 серия 77АД N 070898.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о введении в действие ЗК РФ юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 01.01.2012 в соответствии с правилами статьи 36 ЗК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом РФ.
Как следует из части 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, установлен приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475.
Согласно статьи 29 Земельного кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 названного Кодекса.
Заявитель обратился в ТУ Росимущества в городе Москве с заявлением от 15.07.2013 N 01-АПУ/733 о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования спорного земельного участка на право аренды. Получение указанного обращения подтверждается штампом (вх. N В-30252 от 05.08.2013).
Письмом от 03.09.2013 N 22-08/3009 Ответчик запросил у Истца дополнительные документы, необходимые для рассмотрения обращения. Истец предоставил дополнительные документы, что подтверждается письмом от 24.09.2013 N 07-АПУ/994 (вх. N В-36458 от 24.09.2013).
Ответчик письмом от 23.12.2013 N И22-08/18945 дополнительно запросил правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества по адресу: г. Москва, улица Академика Королева, д. 15, корп. 3,4,5,6.
Истец предоставил документы на указанные объекты, что подтверждается письмом от 16.01.2014 N 01-АПУ/26 (вх. N В-1279 от 20.01.2014).
В соответствии с п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В обоснование заявленных требований, общество указывает, что, несмотря на истечение установленных сроков, ТУ Росимущества в г. Москве не принято решение о предоставлении земельного участка на праве аренды, не подготовлен и не направлен проект договора аренды в адрес заявителя.
Согласно ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных право-вых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" указано, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным. В тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 АПК РФ.
В круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании бездействия госорганов, входят проверка факта совершения бездействия, нарушения оспариваемым актом бездействием прав и законных интересов заявителя, а также наличия правовых норм, обязывающих государственные органы в установленном порядке совершить необходимые действия.
Таким образом, исходя из вышеизложенного следует, что ТУ Росимущества в г. Москве не совершило необходимых действий, предусмотренных действующим законодательством, в установленный срок.
ТУ Росимущества в городе Москве в апелляционной жалобе указывает на то, что не уполномочено предоставлять земельные участки больше десяти гектар в аренду.
Суд апелляционной инстанции отклоняет данный довод по следующим основаниям.
Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце 2 п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", при разрешении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами по их желанию права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или с приобретением их в собственность на основании правил статьи 36 ЗК РФ, необходимо руководствоваться тем, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
ФГУП "РТРС" является владельцем объектов недвижимости, находящихся на земельном участке с кадастровым номером 77: 02: 22004: 007 площадью 136 630 кв. м и выполнил требования пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, представив в ТУ Росимущества в городе Москве предусмотренный Перечнем полный пакет документов.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии полномочий у ТУ Росимущества в г. Москве о предоставлении земельного участка в аренду являются несостоятельными.
Пунктом 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Согласно пункту 4.1 Типового положения о территориальном органе федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374 территориальный орган Росимущества осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим Положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим Положением.
Согласно п. 2.2 "Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по предоставлению земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в порядке переоформления прав", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 03.10.2013 N 571 (далее - Регламент) услугу по предоставление земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в порядке переоформления прав предоставляет Росимущество, а также территориальные органы Росимущества.
Согласно п. 2.3 Регламента при предоставлении государственной услуги поступившее в адрес территориального органа Росимущества заявление о предоставлении государственной услуги с приложенным к нему полным комплектом документов направляется непосредственно в Росимущество территориальным органом Росимущества с одновременным уведомлением заявителя, за исключением случаев, предусмотренных разделом III Административного регламента, а также случаев, предусмотренных соответствующим положением о территориальном органе Росимущества. На основании п. 3.5.1 Регламента ответственное должностное лицо Росимущества при наличии полного комплекта документов и отсутствии полномочий у территориального органа Росимущества в соответствии с положением о территориальном органе Росимущества на предоставление государственной услуги осуществляет подготовку поручения в территориальный орган Росимущества о предоставлении, государственной услуги с одновременным уведомлением заявителя либо обеспечивает выполнение дальнейших административных процедур, предусмотренных Административным регламентом.
Согласно п. 4.2.23 Типового положения о территориальном органе федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374 территориальный орган Росимущества, по поручению Агентства территориальный орган предоставляет в установленном порядке земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, площадью больше десяти гектар, в аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное бессрочное пользование.
Считаем, что внутриведомственные отношения между Росимуществом и его Территориальным управлением по г. Москве не могут влиять на обязанность принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду, установленную пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ. Данный вывод подтверждается судебной практикой: Определение ВАС РФ от 14.06.2012 N ВАС-6705/12, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 02.11.2010 по делу N А46-5116/2010, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.12.2012 N А19-2689/2012.
Кроме того, 22.08.2014 ТУ Росимущества в г. Москве направило ФГУП "РТРС" ответ на обращение от 16.01.2014 N 01-АПУ/26, в котором указывает, что после проведения оценочных работ "территориальное управление вернется к рассмотрению вопроса о предоставлении организации указанного земельного участка в аренду".
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы ответчик указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.06.2014 по делу N А40-43807/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
Л.Г.ЯКОВЛЕВА.
Судьи
В.И.ПОПОВ
Д.Е.ЛЕПИХИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.09.2014 N 09АП-35578/2014 ПО ДЕЛУ N А40-43807/14
Разделы:Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 сентября 2014 г. N 09АП-35578/2014
Дело N А40-43807/14
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 23 сентября 2014 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: Попова В.И., Лепихина Д.Е.,
при ведении протокола Секретарем судебного заседания Жильцовой М.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ТУ Росимущества в г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.06.2014 по делу N А40-43807/14, принятое судьей Головачевой Ю.Л. (шифр судьи 119-370)
по заявлению ФГУП "РТРС" (127427, г. Москва, ул. Академика Королева, д. 15, корп. 2)
к ТУ Росимущества в г. Москве
о признании незаконным бездействия в виде неисполнения обязанности по принятию решения о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 77:02:22004:007
при участии:
от заявителя: Солодихин В.Е. по доверенности N 01-12/442/32 от 16.01.2012; не ***
- от ответчика: Не явился, извещен;
- установил:
ФГУП "РТРС" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к ТУ Росимущества в г. Москве (далее - ответчик) о признании незаконным бездействия в виде неисполнения обязанности по принятию решения о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 77:02:22004:007 площадью 136 630 кв. м по адресу: г. Москва, ул. Академика Королева, вл. 15, кор. 1, 2 и обязании в двухнедельный срок с даты вступления судебного акта в законную силу принять решение о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 77:02:22004:007 площадью 136 630 кв. м по адресу: г. Москва, ул. Академика Королева, вл. 15, кор. 1, 2.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 20.06.2014 заявленные требования - удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит полностью отменить решение суда, принять новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ответчик указывает на ненадлежащее исследование судом первой инстанции фактических обстоятельств дела и отсутствие в решении суда надлежащей оценки доказательств по делу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции заявитель поддержал решение суда первой инстанции, представил письменные пояснения на апелляционную жалобу, с доводами жалобы не согласился, просил оставить решение суда первой инстанции, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
Дело судом рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 123, 156 АПК РФ в его отсутствие.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителя заявителя, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела, и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, Федеральное государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (далее Истец) владеет на праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком кадастровый номер 77: 02: 22004: 007 площадью 136 630 кв. м по адресу: г. Москва, улица Академика Королева, влад. 15, кор. 1, 2 (далее спорный земельный участок).
На спорном земельном участке находятся объекты недвижимости, принадлежащие заявителю на праве хозяйственного ведения, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 01.11.2007 серия 77АЖ N 400497, от 01.11.2007 серия 77АЖ N 400498.
Спорный земельный участок принадлежит на праве собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственном регистрации права от 26.01.2007 серия 77АД N 070898.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о введении в действие ЗК РФ юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 01.01.2012 в соответствии с правилами статьи 36 ЗК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом РФ.
Как следует из части 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, установлен приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475.
Согласно статьи 29 Земельного кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 названного Кодекса.
Заявитель обратился в ТУ Росимущества в городе Москве с заявлением от 15.07.2013 N 01-АПУ/733 о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования спорного земельного участка на право аренды. Получение указанного обращения подтверждается штампом (вх. N В-30252 от 05.08.2013).
Письмом от 03.09.2013 N 22-08/3009 Ответчик запросил у Истца дополнительные документы, необходимые для рассмотрения обращения. Истец предоставил дополнительные документы, что подтверждается письмом от 24.09.2013 N 07-АПУ/994 (вх. N В-36458 от 24.09.2013).
Ответчик письмом от 23.12.2013 N И22-08/18945 дополнительно запросил правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества по адресу: г. Москва, улица Академика Королева, д. 15, корп. 3,4,5,6.
Истец предоставил документы на указанные объекты, что подтверждается письмом от 16.01.2014 N 01-АПУ/26 (вх. N В-1279 от 20.01.2014).
В соответствии с п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В обоснование заявленных требований, общество указывает, что, несмотря на истечение установленных сроков, ТУ Росимущества в г. Москве не принято решение о предоставлении земельного участка на праве аренды, не подготовлен и не направлен проект договора аренды в адрес заявителя.
Согласно ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных право-вых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" указано, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным. В тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 АПК РФ.
В круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании бездействия госорганов, входят проверка факта совершения бездействия, нарушения оспариваемым актом бездействием прав и законных интересов заявителя, а также наличия правовых норм, обязывающих государственные органы в установленном порядке совершить необходимые действия.
Таким образом, исходя из вышеизложенного следует, что ТУ Росимущества в г. Москве не совершило необходимых действий, предусмотренных действующим законодательством, в установленный срок.
ТУ Росимущества в городе Москве в апелляционной жалобе указывает на то, что не уполномочено предоставлять земельные участки больше десяти гектар в аренду.
Суд апелляционной инстанции отклоняет данный довод по следующим основаниям.
Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце 2 п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", при разрешении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами по их желанию права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или с приобретением их в собственность на основании правил статьи 36 ЗК РФ, необходимо руководствоваться тем, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
ФГУП "РТРС" является владельцем объектов недвижимости, находящихся на земельном участке с кадастровым номером 77: 02: 22004: 007 площадью 136 630 кв. м и выполнил требования пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, представив в ТУ Росимущества в городе Москве предусмотренный Перечнем полный пакет документов.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии полномочий у ТУ Росимущества в г. Москве о предоставлении земельного участка в аренду являются несостоятельными.
Пунктом 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Согласно пункту 4.1 Типового положения о территориальном органе федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374 территориальный орган Росимущества осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим Положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим Положением.
Согласно п. 2.2 "Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по предоставлению земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в порядке переоформления прав", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 03.10.2013 N 571 (далее - Регламент) услугу по предоставление земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в порядке переоформления прав предоставляет Росимущество, а также территориальные органы Росимущества.
Согласно п. 2.3 Регламента при предоставлении государственной услуги поступившее в адрес территориального органа Росимущества заявление о предоставлении государственной услуги с приложенным к нему полным комплектом документов направляется непосредственно в Росимущество территориальным органом Росимущества с одновременным уведомлением заявителя, за исключением случаев, предусмотренных разделом III Административного регламента, а также случаев, предусмотренных соответствующим положением о территориальном органе Росимущества. На основании п. 3.5.1 Регламента ответственное должностное лицо Росимущества при наличии полного комплекта документов и отсутствии полномочий у территориального органа Росимущества в соответствии с положением о территориальном органе Росимущества на предоставление государственной услуги осуществляет подготовку поручения в территориальный орган Росимущества о предоставлении, государственной услуги с одновременным уведомлением заявителя либо обеспечивает выполнение дальнейших административных процедур, предусмотренных Административным регламентом.
Согласно п. 4.2.23 Типового положения о территориальном органе федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374 территориальный орган Росимущества, по поручению Агентства территориальный орган предоставляет в установленном порядке земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, площадью больше десяти гектар, в аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное бессрочное пользование.
Считаем, что внутриведомственные отношения между Росимуществом и его Территориальным управлением по г. Москве не могут влиять на обязанность принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду, установленную пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ. Данный вывод подтверждается судебной практикой: Определение ВАС РФ от 14.06.2012 N ВАС-6705/12, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 02.11.2010 по делу N А46-5116/2010, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.12.2012 N А19-2689/2012.
Кроме того, 22.08.2014 ТУ Росимущества в г. Москве направило ФГУП "РТРС" ответ на обращение от 16.01.2014 N 01-АПУ/26, в котором указывает, что после проведения оценочных работ "территориальное управление вернется к рассмотрению вопроса о предоставлении организации указанного земельного участка в аренду".
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы ответчик указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.06.2014 по делу N А40-43807/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
Л.Г.ЯКОВЛЕВА.
Судьи
В.И.ПОПОВ
Д.Е.ЛЕПИХИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)