Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 февраля 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суспициной Л.А.,
судей Богдановской Г.Н., Соколовой И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 05.12.2014 по делу N А76-26381/2014 (судья Костылев И.В.).
В судебном заседании приняли участие глава крестьянского (фермерского) хозяйства Федоров Сергей Николаевич, представитель Администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области - Жигарева Е.Г. (доверенность от 08.10.2012 N 2374).
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Федоров Сергей Николаевич (далее - глава КФХ Федоров С.Н., заявитель) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области (далее - Администрация, заинтересованное лицо), в котором просил:
-признать недействительным отказ Комиссии по землепользованию и застройки Администрации Аргаяшского муниципального района, выраженного в протоколе от 06.10.2014 N 40, в предоставлении земельного участка площадью 11,5 га, расположенного в 850 метрах севернее деревни Уразбаева, в 50 метрах западнее участка с кадастровым номером 74:02:1212002:32,
-обязать Администрацию незамедлительно выдать заявителю утвержденную схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории,
-обязать Администрацию в течение четырнадцати дней с момента предоставления кадастрового паспорта земельного участка принять решение о предоставлении земельного участка в аренду заявителю,
-обязать Администрацию в течение семи дней со дня принятия указанного решения заключить с заявителем договор аренды в отношении этого земельного участка (л.д. 3, 4).
Решением от 05.12.2014 (резолютивная часть объявлена 02.12.2014) суд первой инстанции заявленные главой КФХ Федоровым С.Н. требования удовлетворил, признав недействительным отказ Комиссии по землепользованию и застройки Администрации Аргаяшского муниципального района, выраженный в протоколе от 06.10.2014 N 40, в предоставлении земельного участка площадью 11,5 га, расположенного в 850 метрах севернее деревни Уразбаева, в 50 метрах западнее участка с кадастровым номером 74:02:1212002:32. В качестве способа восстановления нарушенных прав заявителя суд первой инстанции обязал Администрацию на основании заявления главы КФХ Федорова С.Н., поступившего в Администрацию 26.08.2014 вх. N 2264, утвердить и выдать ему схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории (л.д. 29-32).
С таким решением не согласилась Администрация (далее также - податель жалобы) и обжаловала его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Администрация просит решение суда от 05.12.2014 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований (л.д. 41-43).
Доводы апелляционной жалобы сводятся, по существу, к следующему.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции не принял во внимание то обстоятельство, что Администрацией в июне 2014 г., то есть ранее обращения КФХ Федорова С.Н. с соответствующим заявлением, уже было принято решение о выставлении спорного земельного участка на торги, данное решение оформлено протоколом заседания Комиссии по землепользованию и застройки Администрации Аргаяшского муниципального района от 18.06.2014 N 23, и лишь отсутствие средств в муниципальном бюджете затянуло процедуру формирования земельного участка и организации торгов.
Кроме того, суд первой инстанции не принял во внимание, что глава КФХ Федоров С.Н. обращался в Администрацию с заявлением о предоставлении ему нескольких земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Челябинской области от 22.08.2014 по делу N А76-4832/2014 Администрация уже была понуждена предоставить главе КФХ Федорову С.Н. один из таких земельных участков.
С учетом изложенного, Администрация полагает решение суда по настоящему делу об удовлетворении заявленных требований незаконным и необоснованным.
Глава КФХ Федоров С.Н. отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в суд апелляционной инстанции не представил.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме, настаивала на отмене решения суда от 05.12.2014; глава КФХ Федоров С.Н. возражал по существу доводов апелляционной жалобы, ссылаясь на их несостоятельность, просил решение суда от 05.12.2014 оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела усматриваются следующие обстоятельства.
Федоров С.Н. зарегистрирован в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства 23.10.2013, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства серии 74 N 006072142 (л.д. 8).
26 августа 2014 г. глава КФХ Федоров С.Н. обратился в Администрацию с заявлением (вх. N 2264) о предоставлении ему в аренду земельного участка, расположенного в 850 метрах севернее деревни Уразбаева, в 50 метрах западнее участка с кадастровым номером 74:02:121002:32, для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйств (л.д. 6).
К данному заявлению были приложены схема расположения испрашиваемого земельного участка, копия свидетельства о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.
По результатам рассмотрения данного заявления главе КФХ Федорову С.Н. выдана выписка из протокола Комиссии по землепользованию и застройки Администрации Аргаяшского муниципального района, выраженного от 06.10.2014 N 40, в которой указано на отказ в предоставлении испрашиваемого земельного участка (л.д. 7).
Администрация указала, что на основании заявления главы КФХ Федорова С.Н. был сделан запрос в отдел архитектуры о том, как учтен земельный участок площадью 11,5 га, расположенный примерно в 850 метрах севернее деревни Уразбаева и в 50 метрах западнее участка с кадастровым номером 74:02:121202:32, в схеме территориального планирования; согласно ответа на данный запрос испрашиваемый земельный участок в схеме территориального планирования учтен как земли сельскохозяйственного назначения, данный земельный участок будет сформирован, поставлен на государственный кадастровый учет и выставлен на аукцион.
Несогласие с отказом Администрации в предоставлении земельного участка послужило основанием для обращения главы КФХ Федорова С.Н. в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался нормой статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве), указав, что данная норма является специальной и устанавливает процедуру предоставления земельного участка, отличную от общего порядка предоставления земельных участков, предусмотренного статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, которая не требует обязательной заблаговременной публикации информации о предоставлении земельного участка. Суд первой инстанции установил, что оспариваемый отказ противоречит пункту 3 статьи 12 Закона крестьянском (фермерском) хозяйстве и безусловно нарушает права и законные интересы заявителя.
При этом суд первой инстанции указал, что надлежащим способом восстановления нарушенного права заявителя будет являться возложение на Администрацию обязанности утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории.
Заявленный главой КФХ Федоров С.Н. способ восстановления нарушенного права в виде обязания Администрации принять решение о предоставлении земельного участка в аренду и заключить договор аренды суд первой инстанции отклонил, поскольку на дату судебного заседания испрашиваемый земельный участок не был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Возможность оспаривания решения органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для осуществления фермерским хозяйством его деятельности в судебном порядке предусмотрена в пункте 6 статьи 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Принимая во внимание положения главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ("Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц"), судебная коллегия отмечает, что для признания незаконным решения органа местного самоуправления необходимо установить в совокупности наличие двух обстоятельств: противоречие указанного решения действующему законодательству и нарушение данным решением прав и законных интересов заявителя.
В силу положений части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. При этом факт нарушения обжалованным актом прав и законных интересов заявителя должен доказать последний.
Пунктом 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности гражданам, изъявившим соответствующее желание, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Как следует из пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, при рассмотрении заявок о предоставлении земельных участков и принятии по ним решений не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности регламентирован статьей 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Эта норма является специальной и устанавливает процедуру предоставления земельного участка, отличную от общего порядка предоставления земельных участков.
Названный Закон определяет не только основы создания и деятельности крестьянских хозяйств, но и регулирует вопросы предоставления и приобретения земельных участков для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности в целях обеспечения государством надлежащих гарантий для формирования и нормального функционирования крестьянских хозяйств.
Согласно статье 82 Земельного кодекса Российской Федерации условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения хозяйственным товариществам и обществам, производственным кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, иным коммерческим организациям, религиозным организациям и другим субъектам, не являющимся фермерскими хозяйствами, устанавливаются федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Данная правовая позиция сформулирована в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.11.2013 N 7865/2013.
В рассматриваемом случае глава КФХ Федоров С.Н. обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении ему спорного земельного участка для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, то есть в порядке статьи 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
В заявлении глава КФХ Федоров С.Н. в соответствии с пунктом 1 названной статьи закона обозначил цель использования земельного участка (осуществление фермерским хозяйством его деятельности), испрашиваемое право на предоставляемый земельный участок (в аренду), срок аренды земельного участка (49 лет), обоснование размера предоставляемого земельного участка (для фермерского хозяйства, состоящего из одного человека), предполагаемое местоположение земельного участка (примерно в 850 метрах севернее деревни Уразбаева и в 50 метрах западнее участка с кадастровым номером 74:02:121202:32).
Также к заявлению глава КФХ Федоров С.Н. в соответствии с пунктом 2 указанной статьи закона приложил копию свидетельства о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, схему размещения земельного участка на кадастровом плане.
Доказательств, свидетельствующих о том, что одновременно с заявлением главы КФХ Федорова С.Н. в Администрацию были поданы конкурирующие заявления иными крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, в материалах дела не имеется.
В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. В случае представления заявления через многофункциональный центр схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
В соответствии с пунктом 5 статьи 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве договор купли-продажи или аренды земельного участка для осуществления фермерским хозяйством его деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия указанного в пункте 4 настоящей статьи решения.
С учетом названных положений закона, имеющих, как верно указал суд первой инстанции, специальный характер и устанавливающих процедуру предоставления земельного участка, отличную от общего порядка предоставления земельных участков, в отсутствие конкурирующих заявок иных крестьянских (фермерских) хозяйств в отношении испрашиваемого главой КФХ Федоровым С.Н. земельного участка, оснований для выставления на торги этого земельного участка у Администрации не имелось, в том числе, и по указанным в апелляционной жалобе причинам.
Обратного подателем жалобы суду апелляционной инстанции не доказано.
Обстоятельств, препятствующих предоставлению заявителю испрашиваемых им земельного участка в аренду, судом апелляционной инстанции не установлено.
Установив, что оспариваемый отказ Администрации в предоставлении главе КФХ Федорову С.Н. земельного участка для осуществления фермерским хозяйством его деятельности противоречит пункту 3 статьи 12 Закона крестьянском (фермерском) хозяйстве и безусловно нарушает права и законные интересы заявителя, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные в рамках настоящего дела требования.
По смыслу части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении споров об обжаловании действий (бездействия) публичных органов, суду следует определить способ восстановления нарушенного права обратившегося за защитой лица. Поскольку данный спор заявлен в соответствии с нормами главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, требование заявителя об обязании органа местного самоуправления совершить определенные действия не являются самостоятельными требованиями. Суд не связан названным заявителем способом восстановления прав, а потому способ восстановления нарушенного права заявителя может быть определен судом самостоятельно, независимо от заявленных требований.
В рассматриваемом случае суд первой инстанции правомерно указал, что надлежащим способом восстановления нарушенного права заявителя будет являться возложение на Администрацию обязанности утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории.
В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей является начальным этапом в процедуре предоставления земельного участка, в рамках которого проводится формирование границ земельного участка с учетом зонирования и условий использования соответствующей территории и корректировка границ и площади согласовываемого земельного участка по сравнению с земельным участком, указанным ориентировочно в заявлении.
В случае формирования в установленном порядке и постановки на государственный кадастровый учет земельного участка, в отношении которого подлежит выдаче схема расположения на кадастровой карте и кадастровом плане территории, у заявителя будет иметься возможность реализовать свои права, предусмотренные статьей 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Ссылку подателя жалобы на то обстоятельство, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Челябинской области от 22.08.2014 по делу N А76-4832/2014 Администрация уже была понуждена предоставить главе КФХ Федорову С.Н. один земельный участок для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, судебная коллегия отклоняет.
Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве не установлены ограничения по количеству предоставляемых одному крестьянскому (фермерскому) хозяйству земельных участков, необходимых осуществления фермерским хозяйством его деятельности.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, основаны на неправильном толковании закона, не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ним, и потому не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на подателя жалобы по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Ее взыскание в доход федерального бюджета не производится, поскольку Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 05.12.2014 по делу N А76-26381/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Л.А.СУСПИЦИНА
Судьи
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
И.Ю.СОКОЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.02.2015 N 18АП-15980/2014 ПО ДЕЛУ N А76-26381/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 февраля 2015 г. N 18АП-15980/2014
Дело N А76-26381/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 февраля 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суспициной Л.А.,
судей Богдановской Г.Н., Соколовой И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 05.12.2014 по делу N А76-26381/2014 (судья Костылев И.В.).
В судебном заседании приняли участие глава крестьянского (фермерского) хозяйства Федоров Сергей Николаевич, представитель Администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области - Жигарева Е.Г. (доверенность от 08.10.2012 N 2374).
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Федоров Сергей Николаевич (далее - глава КФХ Федоров С.Н., заявитель) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области (далее - Администрация, заинтересованное лицо), в котором просил:
-признать недействительным отказ Комиссии по землепользованию и застройки Администрации Аргаяшского муниципального района, выраженного в протоколе от 06.10.2014 N 40, в предоставлении земельного участка площадью 11,5 га, расположенного в 850 метрах севернее деревни Уразбаева, в 50 метрах западнее участка с кадастровым номером 74:02:1212002:32,
-обязать Администрацию незамедлительно выдать заявителю утвержденную схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории,
-обязать Администрацию в течение четырнадцати дней с момента предоставления кадастрового паспорта земельного участка принять решение о предоставлении земельного участка в аренду заявителю,
-обязать Администрацию в течение семи дней со дня принятия указанного решения заключить с заявителем договор аренды в отношении этого земельного участка (л.д. 3, 4).
Решением от 05.12.2014 (резолютивная часть объявлена 02.12.2014) суд первой инстанции заявленные главой КФХ Федоровым С.Н. требования удовлетворил, признав недействительным отказ Комиссии по землепользованию и застройки Администрации Аргаяшского муниципального района, выраженный в протоколе от 06.10.2014 N 40, в предоставлении земельного участка площадью 11,5 га, расположенного в 850 метрах севернее деревни Уразбаева, в 50 метрах западнее участка с кадастровым номером 74:02:1212002:32. В качестве способа восстановления нарушенных прав заявителя суд первой инстанции обязал Администрацию на основании заявления главы КФХ Федорова С.Н., поступившего в Администрацию 26.08.2014 вх. N 2264, утвердить и выдать ему схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории (л.д. 29-32).
С таким решением не согласилась Администрация (далее также - податель жалобы) и обжаловала его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Администрация просит решение суда от 05.12.2014 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований (л.д. 41-43).
Доводы апелляционной жалобы сводятся, по существу, к следующему.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции не принял во внимание то обстоятельство, что Администрацией в июне 2014 г., то есть ранее обращения КФХ Федорова С.Н. с соответствующим заявлением, уже было принято решение о выставлении спорного земельного участка на торги, данное решение оформлено протоколом заседания Комиссии по землепользованию и застройки Администрации Аргаяшского муниципального района от 18.06.2014 N 23, и лишь отсутствие средств в муниципальном бюджете затянуло процедуру формирования земельного участка и организации торгов.
Кроме того, суд первой инстанции не принял во внимание, что глава КФХ Федоров С.Н. обращался в Администрацию с заявлением о предоставлении ему нескольких земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Челябинской области от 22.08.2014 по делу N А76-4832/2014 Администрация уже была понуждена предоставить главе КФХ Федорову С.Н. один из таких земельных участков.
С учетом изложенного, Администрация полагает решение суда по настоящему делу об удовлетворении заявленных требований незаконным и необоснованным.
Глава КФХ Федоров С.Н. отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в суд апелляционной инстанции не представил.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме, настаивала на отмене решения суда от 05.12.2014; глава КФХ Федоров С.Н. возражал по существу доводов апелляционной жалобы, ссылаясь на их несостоятельность, просил решение суда от 05.12.2014 оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела усматриваются следующие обстоятельства.
Федоров С.Н. зарегистрирован в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства 23.10.2013, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства серии 74 N 006072142 (л.д. 8).
26 августа 2014 г. глава КФХ Федоров С.Н. обратился в Администрацию с заявлением (вх. N 2264) о предоставлении ему в аренду земельного участка, расположенного в 850 метрах севернее деревни Уразбаева, в 50 метрах западнее участка с кадастровым номером 74:02:121002:32, для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйств (л.д. 6).
К данному заявлению были приложены схема расположения испрашиваемого земельного участка, копия свидетельства о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.
По результатам рассмотрения данного заявления главе КФХ Федорову С.Н. выдана выписка из протокола Комиссии по землепользованию и застройки Администрации Аргаяшского муниципального района, выраженного от 06.10.2014 N 40, в которой указано на отказ в предоставлении испрашиваемого земельного участка (л.д. 7).
Администрация указала, что на основании заявления главы КФХ Федорова С.Н. был сделан запрос в отдел архитектуры о том, как учтен земельный участок площадью 11,5 га, расположенный примерно в 850 метрах севернее деревни Уразбаева и в 50 метрах западнее участка с кадастровым номером 74:02:121202:32, в схеме территориального планирования; согласно ответа на данный запрос испрашиваемый земельный участок в схеме территориального планирования учтен как земли сельскохозяйственного назначения, данный земельный участок будет сформирован, поставлен на государственный кадастровый учет и выставлен на аукцион.
Несогласие с отказом Администрации в предоставлении земельного участка послужило основанием для обращения главы КФХ Федорова С.Н. в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался нормой статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве), указав, что данная норма является специальной и устанавливает процедуру предоставления земельного участка, отличную от общего порядка предоставления земельных участков, предусмотренного статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, которая не требует обязательной заблаговременной публикации информации о предоставлении земельного участка. Суд первой инстанции установил, что оспариваемый отказ противоречит пункту 3 статьи 12 Закона крестьянском (фермерском) хозяйстве и безусловно нарушает права и законные интересы заявителя.
При этом суд первой инстанции указал, что надлежащим способом восстановления нарушенного права заявителя будет являться возложение на Администрацию обязанности утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории.
Заявленный главой КФХ Федоров С.Н. способ восстановления нарушенного права в виде обязания Администрации принять решение о предоставлении земельного участка в аренду и заключить договор аренды суд первой инстанции отклонил, поскольку на дату судебного заседания испрашиваемый земельный участок не был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Возможность оспаривания решения органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для осуществления фермерским хозяйством его деятельности в судебном порядке предусмотрена в пункте 6 статьи 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Принимая во внимание положения главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ("Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц"), судебная коллегия отмечает, что для признания незаконным решения органа местного самоуправления необходимо установить в совокупности наличие двух обстоятельств: противоречие указанного решения действующему законодательству и нарушение данным решением прав и законных интересов заявителя.
В силу положений части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. При этом факт нарушения обжалованным актом прав и законных интересов заявителя должен доказать последний.
Пунктом 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности гражданам, изъявившим соответствующее желание, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Как следует из пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, при рассмотрении заявок о предоставлении земельных участков и принятии по ним решений не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности регламентирован статьей 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Эта норма является специальной и устанавливает процедуру предоставления земельного участка, отличную от общего порядка предоставления земельных участков.
Названный Закон определяет не только основы создания и деятельности крестьянских хозяйств, но и регулирует вопросы предоставления и приобретения земельных участков для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности в целях обеспечения государством надлежащих гарантий для формирования и нормального функционирования крестьянских хозяйств.
Согласно статье 82 Земельного кодекса Российской Федерации условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения хозяйственным товариществам и обществам, производственным кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, иным коммерческим организациям, религиозным организациям и другим субъектам, не являющимся фермерскими хозяйствами, устанавливаются федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Данная правовая позиция сформулирована в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.11.2013 N 7865/2013.
В рассматриваемом случае глава КФХ Федоров С.Н. обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении ему спорного земельного участка для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, то есть в порядке статьи 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
В заявлении глава КФХ Федоров С.Н. в соответствии с пунктом 1 названной статьи закона обозначил цель использования земельного участка (осуществление фермерским хозяйством его деятельности), испрашиваемое право на предоставляемый земельный участок (в аренду), срок аренды земельного участка (49 лет), обоснование размера предоставляемого земельного участка (для фермерского хозяйства, состоящего из одного человека), предполагаемое местоположение земельного участка (примерно в 850 метрах севернее деревни Уразбаева и в 50 метрах западнее участка с кадастровым номером 74:02:121202:32).
Также к заявлению глава КФХ Федоров С.Н. в соответствии с пунктом 2 указанной статьи закона приложил копию свидетельства о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, схему размещения земельного участка на кадастровом плане.
Доказательств, свидетельствующих о том, что одновременно с заявлением главы КФХ Федорова С.Н. в Администрацию были поданы конкурирующие заявления иными крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, в материалах дела не имеется.
В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. В случае представления заявления через многофункциональный центр схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
В соответствии с пунктом 5 статьи 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве договор купли-продажи или аренды земельного участка для осуществления фермерским хозяйством его деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия указанного в пункте 4 настоящей статьи решения.
С учетом названных положений закона, имеющих, как верно указал суд первой инстанции, специальный характер и устанавливающих процедуру предоставления земельного участка, отличную от общего порядка предоставления земельных участков, в отсутствие конкурирующих заявок иных крестьянских (фермерских) хозяйств в отношении испрашиваемого главой КФХ Федоровым С.Н. земельного участка, оснований для выставления на торги этого земельного участка у Администрации не имелось, в том числе, и по указанным в апелляционной жалобе причинам.
Обратного подателем жалобы суду апелляционной инстанции не доказано.
Обстоятельств, препятствующих предоставлению заявителю испрашиваемых им земельного участка в аренду, судом апелляционной инстанции не установлено.
Установив, что оспариваемый отказ Администрации в предоставлении главе КФХ Федорову С.Н. земельного участка для осуществления фермерским хозяйством его деятельности противоречит пункту 3 статьи 12 Закона крестьянском (фермерском) хозяйстве и безусловно нарушает права и законные интересы заявителя, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные в рамках настоящего дела требования.
По смыслу части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении споров об обжаловании действий (бездействия) публичных органов, суду следует определить способ восстановления нарушенного права обратившегося за защитой лица. Поскольку данный спор заявлен в соответствии с нормами главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, требование заявителя об обязании органа местного самоуправления совершить определенные действия не являются самостоятельными требованиями. Суд не связан названным заявителем способом восстановления прав, а потому способ восстановления нарушенного права заявителя может быть определен судом самостоятельно, независимо от заявленных требований.
В рассматриваемом случае суд первой инстанции правомерно указал, что надлежащим способом восстановления нарушенного права заявителя будет являться возложение на Администрацию обязанности утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории.
В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей является начальным этапом в процедуре предоставления земельного участка, в рамках которого проводится формирование границ земельного участка с учетом зонирования и условий использования соответствующей территории и корректировка границ и площади согласовываемого земельного участка по сравнению с земельным участком, указанным ориентировочно в заявлении.
В случае формирования в установленном порядке и постановки на государственный кадастровый учет земельного участка, в отношении которого подлежит выдаче схема расположения на кадастровой карте и кадастровом плане территории, у заявителя будет иметься возможность реализовать свои права, предусмотренные статьей 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Ссылку подателя жалобы на то обстоятельство, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Челябинской области от 22.08.2014 по делу N А76-4832/2014 Администрация уже была понуждена предоставить главе КФХ Федорову С.Н. один земельный участок для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, судебная коллегия отклоняет.
Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве не установлены ограничения по количеству предоставляемых одному крестьянскому (фермерскому) хозяйству земельных участков, необходимых осуществления фермерским хозяйством его деятельности.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, основаны на неправильном толковании закона, не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ним, и потому не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на подателя жалобы по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Ее взыскание в доход федерального бюджета не производится, поскольку Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 05.12.2014 по делу N А76-26381/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Л.А.СУСПИЦИНА
Судьи
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
И.Ю.СОКОЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)