Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 июня 2015 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Джамбулатова С.И.,
судей: Бейтуганова З.А., Годило Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Днепровским А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Алиева Гасана Магомедхановича на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 06.03.2015 по делу N А15-2584/2014 по исковому заявлению Управления Федеральной антимонопольной службы России по Республике Дагестан о признании недействительным договора аренды земельного участка от 31.05.2012 N 152-12, заключенного между комитетом по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального образования "Новолакский район" и Алиевым Гасаном Магомедхановичем, недействительным и применении последствий недействительности сделки в виде обязания Алиева Г.М. возвратить МО "Новолакский район" в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МО "Новолакский район" земельный участок площадью 5 га с кадастровым номером 05:50:000085:1, находящийся в ведении МО "с. Тухчар" на территории Новострой" (судья Лачинов Ф.С.), при участии в судебном заседании: от Алиева Гасана Магомедхановича - Эминовой Э.В., доверенность от 08.06.2015; от Управления Федеральной антимонопольной службы России по Республике Дагестан - Омаева Т.А., доверенность N 70-01/11 от 26.01.2015; в отсутствие других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
установил:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с исковым заявлением к Комитету по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального образования "Новолакский район" (далее - комитет) и Алиеву Гасану Магомедханову о признании недействительным договора аренды земельного участка от 31.05.2012 N 152-12, заключенного между комитетом и Алиевым Гасаном Магомедхановичем, недействительным и применении последствий недействительности сделки в виде обязания Алиева Г.М. возвратить МО "Новолакский район" в лице комитета земельный участок площадью 5 га с кадастровым номером 05:50:000085:1, находящийся в ведении МО "с. Тухчар" на территории Новострой".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечена Администрация МО "с. Тухчар", а в качестве соответчика - Администрация МО "Новолакский район".
Решением от 06.03.2015 исковое заявление удовлетворено. Суд признал открытый аукцион от 18.01.2012 на предоставление права заключения договора аренды земельного участка площадью 50009 кв. м с кадастровым номером 05:50:000085:1 недействительным. Признал договор аренды земельного участка от 31.05.2012 N 152-12, заключенный между Комитетом и Алиевым Гасаном Магомедхановичем, недействительным. Применил последствия недействительности сделки к договору аренды земельного участка от 31.05.2012 N 152-12 в виде обязания Алиева Гасана Магомедхановича в месячный срок со дня вступления решения в законную силу возвратить по акту приема-передачи администрации муниципального образования "Новолакский район" в лице Комитета по управлению муниципальной собственностью администрации МО "Новолакский район" земельный участок площадью 50009 кв. м с кадастровым номером 05:50:000085:1, находящийся в ведении МО "сел. Тухчар" на территории (новострой). Взыскал с Алиева Гасана Магомедхановича в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 4 000 рублей.
Не согласившись с принятым решением, Алиев Г.М. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на пропуск срока исковой давности.
Управление направило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Алиева Г.М. просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель управления просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что инспекцией Дагестанского УФАС России была проведена внеплановая проверка на предмет соблюдения земельного и антимонопольного законодательства в процессе предоставления земельных участков Администрацией МО "Новолакский район".
В ходе проведения проверки инспекцией Дагестанского УФАС России были получены документы и материалы о предоставлении земельных участков, по результатам проверки был составлен Акт N 89, которым были установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в создании преимущественных условий при заключения договора аренды земельного участка от 31.05.2012 N 152-12 площадью 5 га из земель сельскохозяйственного назначения Комитетом с Алиевым Гасаном Магомедхановичем.
Дагестанским УФАС России было возбуждено Дело N 78/2013 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению.
По результатам рассмотрения дела N 78/2013 комиссия Дагестанского УФАС России по рассмотрению дела N 78/2013 признала администрацию МО "Новолакский район" нарушившей пункт 2 части 1 и части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в создании Алиеву Гасану Магомедхановичу преимущественных условий участия в торгах и ограничения доступа участия в торгах неопределенного круга лиц при проведении открытого аукциона, закрытого по форме подачи предложения по продаже права заключения договора аренды земельного участка площадью 5 га N 05:50:00085:1.
По существу действия, повлекшие за собой нарушение антимонопольного законодательства, состояли в следующем: 02.06.2011 Алиев Гасан Магомедханович обратился к Главе администрации МО "Новолакский район" с заявлением о выделении земельного участка площадью 5 га для прудового хозяйства. Постановлением Главы МО "с. Тухчар" от 07.06.2011 N 11-п дано согласие на предоставление земельного участка площадью 5 га из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в ведении МО "с. Тухчар" на территории (Новострой), для развития прудового хозяйства. Постановлением Главы МО "Новолакский район" от 07.06.2011 N 152-п "Об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 5 га из земель сельскохозяйственного назначения" утверждена схема границ испрашиваемого земельного участка. Алиевым Гасаном Магомедхановичем, за свой счет, выполнены в отношении земельного участка кадастровые работы и осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка, которому присвоен кадастровый N 05:50:000085:1.
В соответствии с ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 24.11.2007 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", передача в аренду, находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.
В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Из указанных норм закона усматривается, что обязанность проведения торгов при предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду возникает в случае, если подано два и более заявления о передаче земельных I участков в аренду.
Согласно пункту 5 статьи 34 ЗК РФ, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного Кодекса РФ, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта, испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Следовательно, Алиев Гасан Магомедханович, получив постановление Главы МО "Новолакский район" от 07.06.2011 N 152-п "Об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 5 га из земель сельскохозяйственного назначения", до заблаговременного опубликования в средствах массовой информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), приобрел преимущественное право перед неопределенным кругом лиц на закрепление испрашиваемого земельного участка, после проведения государственного кадастрового учета вышеуказанного земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 34 ЗК РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными L участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах jjr эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Действия администрации МО "Новолакский район" по непроведению публичных процедур ограничили права неограниченного круга лиц на приобретение данного земельного участка в аренду и нарушают требования п. 3 ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции", согласно которому федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается: установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров.
15.12.2011 в газете "Дагестанская правда" опубликовано извещение администрации МО "Новолакский район" о проведении торгов по предоставлению права на заключение договора аренды земельного участка, находящегося в ведении администрации МО "с. Тухчар" на территории (Новострой), площадью 5 га, с кадастровым номером 05:50:000085:1, для сельскохозяйственной деятельности, которое содержало информацию: о форме торгов, предмете торгов, организаторе торгов, почтовый адрес, адрес электронной почты, контактное лицо, срок, место и порядок подачи заявок (предложений), дата начало приема заявок, дата окончания приема заявок, время приема заявок, начальный (минимальный) размер стоимости права на заключение договора аренды без НДС, место, дата и время определения участников (рассмотрения заявок) аукциона, место, дата и время подведения итогов аукциона, порядок определения победителя, срок заключения договора купли-продажи права на заключение договора аренды земельного участка.
При этом в указанном извещении отсутствует информация, которая существенно могла повлиять на количество участников торгов и на формирование ценового предложения на торгах.
Правилами организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 г. N 808 "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков", пунктом 8 указанных Правил установлено, что извещение о проведении торгов должно содержать в том числе следующие сведения, которые отсутствуют в вышеуказанном извещении, а именно: наименование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявших решение о проведении торгов, реквизиты указанного решения; форма заявки об участии в торгах, порядок приема, адрес места приема, даты и время начала и окончания приема заявок и прилагаемых к ним документов, предложений, а также перечень документов, представляемых претендентами для участия в торгах; размер задатка и реквизиты счета для его перечисления; дата, время и порядок осмотра земельного участка на местности; проект договора купли-продажи или аренды земельного участка; отсутствие в извещении сведений, прямо предусмотренных законом и нормативным правовым актом в области проведения торгов, является существенным нарушением, так как лишает потенциальных покупателей возможности принять участие и сформировать свое предложение на торгах, что, в свою очередь, влияет на формирование цены реализации права.
Во второй части вышеуказанных Правил установлен порядок участия и подачи заявки для участия в торгах, а именно в пунктах: 10. Для участия в торгах претендент представляет организатору торгов (лично или через своего представителя) в установленный в извещении о проведении торгов срок заявку по форме, утверждаемой организатором торгов, иные документы в соответствии с перечнем, опубликованным в извещении о проведении торгов. Заявка и опись представленных документов составляются в 2 экземплярах, один из которых остается у организатора торгов, другой - у претендента. Заявка с прилагаемыми к ней документами регистрируется организатором торгов в журнале приема заявок с присвоением каждой заявке номера и с указанием даты и времени подачи документов. На каждом экземпляре документов организатором торгов делается отметка о принятии заявки с указанием номера, даты и времени подачи документов. Для участия в торгах претендент вносит задаток на указанный в извещении о проведении торгов счет (счета) организатора торгов. Документом, подтверждающим поступление задатка на счет (счета) организатора торгов, является выписка (выписки) со счета (счетов) организатора торгов.
В день определения участников торгов, установленный в извещении о проведении торгов, организатор торгов рассматривает заявки и документы претендентов, устанавливает факт поступления от претендентов задатков на основании выписки (выписок) с соответствующего счета (счетов). По результатам рассмотрения документов организатор торгов принимает решение о признании претендентов участниками торгов или об отказе в допуске претендентов к участию в торгах, которое оформляется протоколом. В протоколе приводится перечень принятых заявок с указанием имен (наименований) претендентов, перечень отозванных заявок, имена (наименования) претендентов, признанных участниками торгов, а также имена (наименования) претендентов, которым было отказано в допуске к участию в торгах, с указанием оснований отказа.
Претендент не допускается к участию в торгах, в том числе по следующим основаниям: б) представлены не все документы в соответствии с перечнем, указанным в информационном сообщении (за исключением предложений о цене или размере арендной платы), или оформление указанных документов не соответствует законодательству Российской Федерации; г) не подтверждено поступление в установленный срок задатка на счет (счета), указанный в извещении о проведении торгов. Претендент приобретает статус участника торгов с момента оформления организатором торгов протокола о признании претендентов участниками торгов. При проведении конкурса или аукциона, закрытого по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы, предложение представляется: а) претендентом в день подачи заявки или в любой день до дня окончания срока приема заявок в месте и час, установленные в извещении о проведении торгов для подачи заявок; б) участником торгов непосредственно в день проведения торгов, но до начала рассмотрения предложений.
Протоколом от 18.01.2012 N б/н рассмотрения заявок аукционной комиссией администрации МО "Новолакский район" на участие в открытом аукционе (закрытая форма подачи предложения) по предоставлению права на заключение договора аренды земельного участка из земель населенного пункта Алиев Гасан Магомедханович был допущен к участию в аукционе, как единственный участник.
В материалах дела N 78/2013 имеются: копия заявки и ценовое предложение Алиева Гасана Магомедхановича без соответствующей отметки о принятии заявки с указанием номера, даты и времени подачи документов, без описи и документа, подтверждающего внесение задатка для участия в торгах, что указывает на необоснованный допуск к участию в торгах Алиева Гасана Магомедхановича. заявка которого не соответствовала установленным требованиям.
Согласно пункту 15 Правил претендент не допускается к участию в торгах, в том числе по следующим основаниям: б) представлены не все документы в соответствии с перечнем, указанным в информационном сообщении (за исключением предложений о цене или размере арендной платы), или оформление указанных документов не соответствует законодательству Российской Федерации; г) не подтверждено поступление в установленный срок задатка на счет (счета), указанный в извещении о проведении торгов.
Иные документы и материалы, подтверждающие обоснованность допуска к участию Алиева Гасана Магомедхановича в торгах в соответствии с вышеуказанным Порядком, Администрацией МО "Новолакский район" в Комиссию Дагестанского УФАС России по рассмотрению дела N 78/2013, представлены не были, что свидетельствует о создании преимущественных условий участия в торгах Алиева Гасана Магомедхановича.
Согласно 25 пункту Правил результаты торгов оформляются протоколом, который подписывается организатором торгов, аукционистом (при проведении аукциона, открытого по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы) и победителем торгов в день проведения торгов. Протокол о результатах торгов составляется в 2 экземплярах, один из которых передается победителю, а второй остается у организатора торгов. В протоколе указываются: регистрационный номер предмета торгов; местоположение (адрес), кадастровый номер земельного участка, данные о государственной регистрации прав на земельный участок; предложения участников торгов; имя (наименование) победителя (реквизиты юридического лица или паспортные данные гражданина); цена приобретаемого в собственность земельного участка или размер арендной платы; срок уплаты стоимости, если земельный участок продается в кредит (с отсрочкой платежа); порядок, сроки и размеры платежей, если земельный участок продается в рассрочку (график платежей).
Протокол о результатах торгов является основанием для заключения с победителем торгов договора купли-продажи или аренды земельного участка.
Договор подлежит заключению в срок не позднее 5 дней со дня подписания протокола.
Из пояснений администрации МО "Новолакский район", представленных письмом от 10.12.2013 N 979/01-38, по факту предоставления испрашиваемого земельного участка следует, что земельный участок был предоставлен единственному участнику торгов, Алиеву Гасану Магомедхановичу.
По вышеуказанному аукциону договора аренды заключен с единственными участниками, подавшими заявки на участие в аукционе.
При этом согласно подпункту "а" пункта 30 Правил проведения торгов торги по каждому выставленному предмету торгов признаются не состоявшимися в случае, если в торгах участвовало менее двух участников.
Департамент недвижимости Минэкономразвития России по вопросу о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на праве аренды единственному участнику торгов разъяснил следующее.
Порядок проведения торгов на заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808 "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков", согласно которому не допускается предоставление в аренду земельного участка единственному участнику торгов.
Таким образом, Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МО "Новолакский район" не должен был заключать договора аренды с единственным участником, подавшим заявку на участие в аукционе. При таких обстоятельствах организатору торгов надлежало признать аукцион несостоявшимся.
Договор аренды земельного участка N 152-12 с площадью 5 га N 05:20:00085:1 между комитетом и Алиевым Гасаном Магомедхановичем был заключен только 31.05.2012 спустя более четырех месяцев в место обусловленных 5 дней.
Договор зарегистрирован в Хасавюртовском межрайонном отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республики Дагестан 03.12.2012.
Согласно извещению о проведении торгов и Порядку проведения торгов процедура торгов завершается по истечению сроков, определенных порядком заключения договора с победителем торгов, а именно по истечении пятидневного срока со дня подписания протокола о результатах торгов.
Последствия уклонения победителя торгов, а также организатора торгов от подписания протокола, а также от заключения договора определяются в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Документы, подтверждающие урегулирование ситуации с пропуском предельных сроков заключения договора аренды земельного участка, Комиссии Дагестанского УФАС России по рассмотрению дела N 78/2013, сторонами представлены не были.
Согласно пункту 29 информация о результатах торгов публикуется в тех же средствах массовой информации, в которых было опубликовано извещение о проведении торгов, в месячный срок со дня заключения договора купли-продажи или аренды земельного участка. Информация включает в себя: наименование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявших решение о проведении торгов, реквизиты указанного решения; наименование организатора торгов; имя (наименование) победителя торгов; местоположение (адрес), площадь, границы, кадастровый номер земельного участка.
Сторонами документы и материалы, подтверждающие опубликование результатов торгов, в Комиссию Дагестанского УФАС России по рассмотрению дела N 78/2013 представлены не были.
Вышеуказанные нарушения Порядка проведения торгов противоречат требованиям ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЭ "О защите конкуренции", в соответствии с которой при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, созданию участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.
Наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, если организаторами или заказчиками торгов, запроса котировок являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении < торгов, запроса котировок на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок (часть 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции").
Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В соответствии с п. 2 ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации при недействительности сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
В связи с изложенным суд первой инстанции правомерно признал недействительным (ничтожным) договор аренды, как заключенный с нарушением земельного и антимонопольного законодательства.
При таких обстоятельствах исковые требования УФАС по РД документально подтверждены в ходе судебного разбирательства и подлежат удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы относительно истечения срока исковой давности отклоняются апелляционной коллегией.
Согласно статье 181 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка (пункт 1 статьи 179), либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.
При таких обстоятельствах срок, установленный частью 2 статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации, не пропущен.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации госпошлина по иску правомерно отнесена на Алиева Г.М.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что решение суда первой инстанции соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам, приведенным в жалобе.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 06.03.2015 по делу N А15-2584/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий
С.И.ДЖАМБУЛАТОВ
Судьи
З.А.БЕЙТУГАНОВ
Н.Н.ГОДИЛО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.06.2015 N 16АП-1667/2015 ПО ДЕЛУ N А15-2584/2014
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июня 2015 г. по делу N А15-2584/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 июня 2015 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Джамбулатова С.И.,
судей: Бейтуганова З.А., Годило Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Днепровским А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Алиева Гасана Магомедхановича на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 06.03.2015 по делу N А15-2584/2014 по исковому заявлению Управления Федеральной антимонопольной службы России по Республике Дагестан о признании недействительным договора аренды земельного участка от 31.05.2012 N 152-12, заключенного между комитетом по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального образования "Новолакский район" и Алиевым Гасаном Магомедхановичем, недействительным и применении последствий недействительности сделки в виде обязания Алиева Г.М. возвратить МО "Новолакский район" в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МО "Новолакский район" земельный участок площадью 5 га с кадастровым номером 05:50:000085:1, находящийся в ведении МО "с. Тухчар" на территории Новострой" (судья Лачинов Ф.С.), при участии в судебном заседании: от Алиева Гасана Магомедхановича - Эминовой Э.В., доверенность от 08.06.2015; от Управления Федеральной антимонопольной службы России по Республике Дагестан - Омаева Т.А., доверенность N 70-01/11 от 26.01.2015; в отсутствие других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
установил:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с исковым заявлением к Комитету по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального образования "Новолакский район" (далее - комитет) и Алиеву Гасану Магомедханову о признании недействительным договора аренды земельного участка от 31.05.2012 N 152-12, заключенного между комитетом и Алиевым Гасаном Магомедхановичем, недействительным и применении последствий недействительности сделки в виде обязания Алиева Г.М. возвратить МО "Новолакский район" в лице комитета земельный участок площадью 5 га с кадастровым номером 05:50:000085:1, находящийся в ведении МО "с. Тухчар" на территории Новострой".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечена Администрация МО "с. Тухчар", а в качестве соответчика - Администрация МО "Новолакский район".
Решением от 06.03.2015 исковое заявление удовлетворено. Суд признал открытый аукцион от 18.01.2012 на предоставление права заключения договора аренды земельного участка площадью 50009 кв. м с кадастровым номером 05:50:000085:1 недействительным. Признал договор аренды земельного участка от 31.05.2012 N 152-12, заключенный между Комитетом и Алиевым Гасаном Магомедхановичем, недействительным. Применил последствия недействительности сделки к договору аренды земельного участка от 31.05.2012 N 152-12 в виде обязания Алиева Гасана Магомедхановича в месячный срок со дня вступления решения в законную силу возвратить по акту приема-передачи администрации муниципального образования "Новолакский район" в лице Комитета по управлению муниципальной собственностью администрации МО "Новолакский район" земельный участок площадью 50009 кв. м с кадастровым номером 05:50:000085:1, находящийся в ведении МО "сел. Тухчар" на территории (новострой). Взыскал с Алиева Гасана Магомедхановича в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 4 000 рублей.
Не согласившись с принятым решением, Алиев Г.М. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на пропуск срока исковой давности.
Управление направило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Алиева Г.М. просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель управления просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что инспекцией Дагестанского УФАС России была проведена внеплановая проверка на предмет соблюдения земельного и антимонопольного законодательства в процессе предоставления земельных участков Администрацией МО "Новолакский район".
В ходе проведения проверки инспекцией Дагестанского УФАС России были получены документы и материалы о предоставлении земельных участков, по результатам проверки был составлен Акт N 89, которым были установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в создании преимущественных условий при заключения договора аренды земельного участка от 31.05.2012 N 152-12 площадью 5 га из земель сельскохозяйственного назначения Комитетом с Алиевым Гасаном Магомедхановичем.
Дагестанским УФАС России было возбуждено Дело N 78/2013 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению.
По результатам рассмотрения дела N 78/2013 комиссия Дагестанского УФАС России по рассмотрению дела N 78/2013 признала администрацию МО "Новолакский район" нарушившей пункт 2 части 1 и части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в создании Алиеву Гасану Магомедхановичу преимущественных условий участия в торгах и ограничения доступа участия в торгах неопределенного круга лиц при проведении открытого аукциона, закрытого по форме подачи предложения по продаже права заключения договора аренды земельного участка площадью 5 га N 05:50:00085:1.
По существу действия, повлекшие за собой нарушение антимонопольного законодательства, состояли в следующем: 02.06.2011 Алиев Гасан Магомедханович обратился к Главе администрации МО "Новолакский район" с заявлением о выделении земельного участка площадью 5 га для прудового хозяйства. Постановлением Главы МО "с. Тухчар" от 07.06.2011 N 11-п дано согласие на предоставление земельного участка площадью 5 га из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в ведении МО "с. Тухчар" на территории (Новострой), для развития прудового хозяйства. Постановлением Главы МО "Новолакский район" от 07.06.2011 N 152-п "Об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 5 га из земель сельскохозяйственного назначения" утверждена схема границ испрашиваемого земельного участка. Алиевым Гасаном Магомедхановичем, за свой счет, выполнены в отношении земельного участка кадастровые работы и осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка, которому присвоен кадастровый N 05:50:000085:1.
В соответствии с ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 24.11.2007 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", передача в аренду, находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.
В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Из указанных норм закона усматривается, что обязанность проведения торгов при предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду возникает в случае, если подано два и более заявления о передаче земельных I участков в аренду.
Согласно пункту 5 статьи 34 ЗК РФ, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного Кодекса РФ, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта, испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Следовательно, Алиев Гасан Магомедханович, получив постановление Главы МО "Новолакский район" от 07.06.2011 N 152-п "Об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 5 га из земель сельскохозяйственного назначения", до заблаговременного опубликования в средствах массовой информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), приобрел преимущественное право перед неопределенным кругом лиц на закрепление испрашиваемого земельного участка, после проведения государственного кадастрового учета вышеуказанного земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 34 ЗК РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными L участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах jjr эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Действия администрации МО "Новолакский район" по непроведению публичных процедур ограничили права неограниченного круга лиц на приобретение данного земельного участка в аренду и нарушают требования п. 3 ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции", согласно которому федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается: установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров.
15.12.2011 в газете "Дагестанская правда" опубликовано извещение администрации МО "Новолакский район" о проведении торгов по предоставлению права на заключение договора аренды земельного участка, находящегося в ведении администрации МО "с. Тухчар" на территории (Новострой), площадью 5 га, с кадастровым номером 05:50:000085:1, для сельскохозяйственной деятельности, которое содержало информацию: о форме торгов, предмете торгов, организаторе торгов, почтовый адрес, адрес электронной почты, контактное лицо, срок, место и порядок подачи заявок (предложений), дата начало приема заявок, дата окончания приема заявок, время приема заявок, начальный (минимальный) размер стоимости права на заключение договора аренды без НДС, место, дата и время определения участников (рассмотрения заявок) аукциона, место, дата и время подведения итогов аукциона, порядок определения победителя, срок заключения договора купли-продажи права на заключение договора аренды земельного участка.
При этом в указанном извещении отсутствует информация, которая существенно могла повлиять на количество участников торгов и на формирование ценового предложения на торгах.
Правилами организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 г. N 808 "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков", пунктом 8 указанных Правил установлено, что извещение о проведении торгов должно содержать в том числе следующие сведения, которые отсутствуют в вышеуказанном извещении, а именно: наименование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявших решение о проведении торгов, реквизиты указанного решения; форма заявки об участии в торгах, порядок приема, адрес места приема, даты и время начала и окончания приема заявок и прилагаемых к ним документов, предложений, а также перечень документов, представляемых претендентами для участия в торгах; размер задатка и реквизиты счета для его перечисления; дата, время и порядок осмотра земельного участка на местности; проект договора купли-продажи или аренды земельного участка; отсутствие в извещении сведений, прямо предусмотренных законом и нормативным правовым актом в области проведения торгов, является существенным нарушением, так как лишает потенциальных покупателей возможности принять участие и сформировать свое предложение на торгах, что, в свою очередь, влияет на формирование цены реализации права.
Во второй части вышеуказанных Правил установлен порядок участия и подачи заявки для участия в торгах, а именно в пунктах: 10. Для участия в торгах претендент представляет организатору торгов (лично или через своего представителя) в установленный в извещении о проведении торгов срок заявку по форме, утверждаемой организатором торгов, иные документы в соответствии с перечнем, опубликованным в извещении о проведении торгов. Заявка и опись представленных документов составляются в 2 экземплярах, один из которых остается у организатора торгов, другой - у претендента. Заявка с прилагаемыми к ней документами регистрируется организатором торгов в журнале приема заявок с присвоением каждой заявке номера и с указанием даты и времени подачи документов. На каждом экземпляре документов организатором торгов делается отметка о принятии заявки с указанием номера, даты и времени подачи документов. Для участия в торгах претендент вносит задаток на указанный в извещении о проведении торгов счет (счета) организатора торгов. Документом, подтверждающим поступление задатка на счет (счета) организатора торгов, является выписка (выписки) со счета (счетов) организатора торгов.
В день определения участников торгов, установленный в извещении о проведении торгов, организатор торгов рассматривает заявки и документы претендентов, устанавливает факт поступления от претендентов задатков на основании выписки (выписок) с соответствующего счета (счетов). По результатам рассмотрения документов организатор торгов принимает решение о признании претендентов участниками торгов или об отказе в допуске претендентов к участию в торгах, которое оформляется протоколом. В протоколе приводится перечень принятых заявок с указанием имен (наименований) претендентов, перечень отозванных заявок, имена (наименования) претендентов, признанных участниками торгов, а также имена (наименования) претендентов, которым было отказано в допуске к участию в торгах, с указанием оснований отказа.
Претендент не допускается к участию в торгах, в том числе по следующим основаниям: б) представлены не все документы в соответствии с перечнем, указанным в информационном сообщении (за исключением предложений о цене или размере арендной платы), или оформление указанных документов не соответствует законодательству Российской Федерации; г) не подтверждено поступление в установленный срок задатка на счет (счета), указанный в извещении о проведении торгов. Претендент приобретает статус участника торгов с момента оформления организатором торгов протокола о признании претендентов участниками торгов. При проведении конкурса или аукциона, закрытого по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы, предложение представляется: а) претендентом в день подачи заявки или в любой день до дня окончания срока приема заявок в месте и час, установленные в извещении о проведении торгов для подачи заявок; б) участником торгов непосредственно в день проведения торгов, но до начала рассмотрения предложений.
Протоколом от 18.01.2012 N б/н рассмотрения заявок аукционной комиссией администрации МО "Новолакский район" на участие в открытом аукционе (закрытая форма подачи предложения) по предоставлению права на заключение договора аренды земельного участка из земель населенного пункта Алиев Гасан Магомедханович был допущен к участию в аукционе, как единственный участник.
В материалах дела N 78/2013 имеются: копия заявки и ценовое предложение Алиева Гасана Магомедхановича без соответствующей отметки о принятии заявки с указанием номера, даты и времени подачи документов, без описи и документа, подтверждающего внесение задатка для участия в торгах, что указывает на необоснованный допуск к участию в торгах Алиева Гасана Магомедхановича. заявка которого не соответствовала установленным требованиям.
Согласно пункту 15 Правил претендент не допускается к участию в торгах, в том числе по следующим основаниям: б) представлены не все документы в соответствии с перечнем, указанным в информационном сообщении (за исключением предложений о цене или размере арендной платы), или оформление указанных документов не соответствует законодательству Российской Федерации; г) не подтверждено поступление в установленный срок задатка на счет (счета), указанный в извещении о проведении торгов.
Иные документы и материалы, подтверждающие обоснованность допуска к участию Алиева Гасана Магомедхановича в торгах в соответствии с вышеуказанным Порядком, Администрацией МО "Новолакский район" в Комиссию Дагестанского УФАС России по рассмотрению дела N 78/2013, представлены не были, что свидетельствует о создании преимущественных условий участия в торгах Алиева Гасана Магомедхановича.
Согласно 25 пункту Правил результаты торгов оформляются протоколом, который подписывается организатором торгов, аукционистом (при проведении аукциона, открытого по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы) и победителем торгов в день проведения торгов. Протокол о результатах торгов составляется в 2 экземплярах, один из которых передается победителю, а второй остается у организатора торгов. В протоколе указываются: регистрационный номер предмета торгов; местоположение (адрес), кадастровый номер земельного участка, данные о государственной регистрации прав на земельный участок; предложения участников торгов; имя (наименование) победителя (реквизиты юридического лица или паспортные данные гражданина); цена приобретаемого в собственность земельного участка или размер арендной платы; срок уплаты стоимости, если земельный участок продается в кредит (с отсрочкой платежа); порядок, сроки и размеры платежей, если земельный участок продается в рассрочку (график платежей).
Протокол о результатах торгов является основанием для заключения с победителем торгов договора купли-продажи или аренды земельного участка.
Договор подлежит заключению в срок не позднее 5 дней со дня подписания протокола.
Из пояснений администрации МО "Новолакский район", представленных письмом от 10.12.2013 N 979/01-38, по факту предоставления испрашиваемого земельного участка следует, что земельный участок был предоставлен единственному участнику торгов, Алиеву Гасану Магомедхановичу.
По вышеуказанному аукциону договора аренды заключен с единственными участниками, подавшими заявки на участие в аукционе.
При этом согласно подпункту "а" пункта 30 Правил проведения торгов торги по каждому выставленному предмету торгов признаются не состоявшимися в случае, если в торгах участвовало менее двух участников.
Департамент недвижимости Минэкономразвития России по вопросу о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на праве аренды единственному участнику торгов разъяснил следующее.
Порядок проведения торгов на заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808 "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков", согласно которому не допускается предоставление в аренду земельного участка единственному участнику торгов.
Таким образом, Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МО "Новолакский район" не должен был заключать договора аренды с единственным участником, подавшим заявку на участие в аукционе. При таких обстоятельствах организатору торгов надлежало признать аукцион несостоявшимся.
Договор аренды земельного участка N 152-12 с площадью 5 га N 05:20:00085:1 между комитетом и Алиевым Гасаном Магомедхановичем был заключен только 31.05.2012 спустя более четырех месяцев в место обусловленных 5 дней.
Договор зарегистрирован в Хасавюртовском межрайонном отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республики Дагестан 03.12.2012.
Согласно извещению о проведении торгов и Порядку проведения торгов процедура торгов завершается по истечению сроков, определенных порядком заключения договора с победителем торгов, а именно по истечении пятидневного срока со дня подписания протокола о результатах торгов.
Последствия уклонения победителя торгов, а также организатора торгов от подписания протокола, а также от заключения договора определяются в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Документы, подтверждающие урегулирование ситуации с пропуском предельных сроков заключения договора аренды земельного участка, Комиссии Дагестанского УФАС России по рассмотрению дела N 78/2013, сторонами представлены не были.
Согласно пункту 29 информация о результатах торгов публикуется в тех же средствах массовой информации, в которых было опубликовано извещение о проведении торгов, в месячный срок со дня заключения договора купли-продажи или аренды земельного участка. Информация включает в себя: наименование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявших решение о проведении торгов, реквизиты указанного решения; наименование организатора торгов; имя (наименование) победителя торгов; местоположение (адрес), площадь, границы, кадастровый номер земельного участка.
Сторонами документы и материалы, подтверждающие опубликование результатов торгов, в Комиссию Дагестанского УФАС России по рассмотрению дела N 78/2013 представлены не были.
Вышеуказанные нарушения Порядка проведения торгов противоречат требованиям ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЭ "О защите конкуренции", в соответствии с которой при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, созданию участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.
Наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, если организаторами или заказчиками торгов, запроса котировок являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении < торгов, запроса котировок на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок (часть 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции").
Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В соответствии с п. 2 ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации при недействительности сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
В связи с изложенным суд первой инстанции правомерно признал недействительным (ничтожным) договор аренды, как заключенный с нарушением земельного и антимонопольного законодательства.
При таких обстоятельствах исковые требования УФАС по РД документально подтверждены в ходе судебного разбирательства и подлежат удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы относительно истечения срока исковой давности отклоняются апелляционной коллегией.
Согласно статье 181 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка (пункт 1 статьи 179), либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.
При таких обстоятельствах срок, установленный частью 2 статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации, не пропущен.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации госпошлина по иску правомерно отнесена на Алиева Г.М.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что решение суда первой инстанции соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам, приведенным в жалобе.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 06.03.2015 по делу N А15-2584/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий
С.И.ДЖАМБУЛАТОВ
Судьи
З.А.БЕЙТУГАНОВ
Н.Н.ГОДИЛО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)