Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 27.11.2014 N 33-6320

Требование: О признании отказа уполномоченного органа незаконным.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Заявителем был получен отказ в предоставлении земельного участка по основаниям наличия более раннего обращения иного заявителя.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 ноября 2014 г. N 33-6320


Судья Савенкова Н.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Бартенева Ю.И.,
судей Рябихина О.Е., Желонкиной Г.А.,
при секретаре Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С. к комитету по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным, возложении обязанности вновь рассмотреть заявление, возложении обязанности предоставить в аренду земельный участок по апелляционной жалобе С. на решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 21 августа 2014 года, которым в удовлетворении иска отказано.
Заслушав доклад судьи Рябихина О.Е., объяснения представителя С. - А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области - Ф., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия

установила:

С. обратился в суд с иском к комитету по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, в котором просил признать отказ в предоставлении земельного участка незаконным, возложить обязанность предоставить в аренду земельный участок. В обоснование требований указал, что ему на праве собственности принадлежит здание, расположенное по адресу: <адрес>. Для обеспечения его работоспособности ему необходимо подключение к газоснабжению. На протяжении длительного времени он неоднократно обращался в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении ему в аренду земельного участка для сооружения и устройства сетей инженерно-технического обеспечения (врезки в газопровод). Однако орган местного самоуправления отказывал ему в предоставлении земельного участка. 23 апреля 2014 года им был получен отказ в предоставлении земельного участка по основаниям наличия более раннего обращения иного заявителя. Считает решение комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района об отказе в предоставлении муниципальной услуги от 23 апреля 2014 года незаконным и подлежащим отмене, как препятствующим к осуществлению его прав и свобод. Выделение земельного участка необходимо только для осуществления врезки в систему газопровода, а не для длительного использования или строительства. Просил суд признать незаконным решение комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района от 23 апреля 2014 года об отказе в предоставлении ему земельного участка в аренду сроком на 11 месяцев для сооружения и устройства сетей инженерно-технического обеспечения (врезки в газопровод) площадью 480 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>; обязать комитет по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района предоставить ему земельный участок в аренду сроком на 11 месяцев для сооружения и устройства сетей инженерно-технического обеспечения (врезки в газопровод), площадью 480 кв. м, расположенный по вышеуказанному адресу.
Решением Энгельсского районного суда Саратовской области от 21 августа 2014 года в удовлетворении иска С. отказано.
Не согласившись с принятым решением, С. подал на него апелляционную жалобу, в которой просил решение суда отменить и принять новое об удовлетворении заявленных им требований. В доводах жалобы указано о неправомерном отказе в удовлетворении заявленных им требований.
В судебном заседании представитель С. - А. поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить.
Представитель комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области - Ф. возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, уважительных причин отсутствия суду не представили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Из материалов дела следует, что С. принадлежит на праве собственности не завершенное строительством нежилое здание, выстроенное на 98%, и земельный участок из земель населенных пунктов, разрешенное использование: под не завершенное строительством нежилое здание склада, выстроенное на 98%, общей площадью 5050 кв. м, расположенное по адресу: <адрес> (л.д. 6, 34, 35).
21 апреля 2014 года С. обратился в администрацию Энгельсского муниципального района с заявлением о предоставлении ему земельного участка для сооружения и устройства сетей инженерно-технического обеспечения (врезка газопровода) в аренду сроком на 11 месяцев, площадью 480 кв. м с местоположением: <адрес> (л.д. 33).
Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов.
Предоставление земельных участков осуществляется на основании Административного регламента предоставления комитетом по земельным ресурсам, комитетом по управлению имуществом администрации Энгельсского муниципального района муниципальной услуги в соответствии с нормами действующего законодательства.
В соответствии с п. 3.2.1 Административного регламента предоставления комитетом по земельным ресурсам, комитетом по управлению имуществом администрации Энгельсского муниципального района муниципальной услуги "Предоставление земельных участков для целей не связанных со строительством", утвержденным постановлением администрации Энгельсского муниципального района от 29 июня 2012 года N 3198 (далее - Административный регламент), заявление С. для рассмотрения по существу было направлено в комитет по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района.
23 апреля 2014 года комитетом по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района С. отказано в предоставлении земельного участка по основанию, предусмотренному п. 2.8 Административного регламента: заявление противоречит требованиям п. 1 ст. 34 Земельного кодекса РФ, в связи с тем, что на рассмотрении находится ранее поданное обращение ОАО "Облкоммунэнерго" о предоставлении земельного участка под сооружения и устройство сетей инженерно-технического обеспечения (установка опор ВЛ-0,4 кВ) (количество 8 штук) в аренду сроком на 10 лет, площадью 32 кв. м, местоположением <адрес>. Испрашиваемый С. земельный участок включает в себя участки, в отношении которых ОАО "Облкоммунэнерго" раньше чем истцом было подано заявление о предоставлении земельного участка в аренду (л.д. 15, 16, 28-32).
Судом установлено, что рассмотрение заявления С. о предоставлении земельного участка осуществлялось в соответствии с Административным регламентом и Приказом Минэкономразвития РФ от 13 сентября 2011 года N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок", Административным регламентом предоставления комитетом по земельным ресурсам, комитетом по управлению имуществом администрации Энгельсского муниципального района муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, для целей, не связанных со строительством", утвержденным постановлением администрации Энгельсского муниципального района от 29 июня 2012 года N 3198.
Пунктом 2.8. Административного регламента установлен перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги. На любом из этапов осуществления административных процедур до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке они могут быть прекращены, а заявителю может быть отказано в предоставлении муниципальной услуги по следующим основаниям: отсутствие документов, предусмотренных пунктом 2.6.1 настоящего административного регламента; наличие в представленных документах недостоверных сведений; наличие на момент обращения заявителя споров о правах на земельный участок, предварительное согласование места размещения объекта на котором испрашивается; отсутствие у органов местного самоуправления Энгельсского муниципального района полномочий по распоряжению земельным участком, предварительное согласование места размещения объекта на котором испрашивается; ограничение в обороте или изъятие из оборота земельного участка, предварительное согласование места размещения объекта на котором испрашивается, в соответствии с законодательством Российской Федерации; расположение земельного участка, предварительное согласование места размещения объекта на котором испрашивается, в границах двух и более территориальных зон; несоответствие размера земельного участка, предварительное согласование места размещения объекта на котором испрашивается, установленным предельным (минимальным и максимальным) размерам земельных участков, предоставляемых для строительства; несоответствие предполагаемого разрешенного использования земельного участка документам территориального планирования поселения в составе Энгельсского муниципального района, на территории которого расположен земельный участок, предварительное согласование места размещения объекта на котором испрашивается, и (или) техническим регламентам; отсутствие сведений о заявителе в Едином государственном реестре юридических лиц (Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей) - в отношении заявителя - юридического лица (индивидуального предпринимателя); иное противоречие заявления требованиям законодательства Российской Федерации, Саратовской области, муниципальным правовым актам Энгельсского муниципального района.
Отказ в предоставлении муниципальной услуги по иным основаниям не допускается.
Согласно п. 3 ст. 209 ГК РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (ст. 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
В соответствии с положениями ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
На основании положений п. 1 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 20 ЗК РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 24 ЗК РФ.
В силу п. 1 ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
Как указано выше, причиной отказа С. в предоставлении земельного участка явилось то, что заявление противоречит требованиям п. 1 ст. 34 Земельного кодекса РФ в связи с тем, что на рассмотрении находится ранее поданное обращение ОАО "Облкоммунэнерго" о предоставлении земельного участка под сооружения и устройство сетей инженерно-технического обеспечения (установка опор ВЛ - 0,4 кВ) в аренду сроком на 10 лет, площадью 32 кв. м. Испрашиваемый С. земельный участок включает в себя участки, в отношении которых ОАО "Облкоммунэнерго" раньше чем истцом было подано заявление о предоставлении их в аренду.
Как следует из письма комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района от 16 мая 2014 года по обращению ОАО "Облкоммунэнерго", поданному ранее С., принято положительное решение.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, учитывая действующее земельное законодательство, определяющее земельный участок как самостоятельный и индивидуально-определенный объект, и законодательство о государственной регистрации, не допускающее возможности регистрации вещных прав двух разных лиц на один земельный участок (за исключением общей собственности), пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы о незаконности отказа комитета по земельным ресурсам в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду, не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
Истец не лишен возможности обратиться с заявлением о предоставлении ему в аренду земельного участка иной площадью и с иными границами.
Выводы суда являются мотивированными, основанными на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных доказательств, оценка которым дана судом в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, а также на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, а лишь выражают несогласие с ними, сводятся к переоценке доказательств и субъективному толкованию норм материального права, в связи с чем не могут повлечь отмену постановленного решения.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 21 августа 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу С. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)