Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ ОТ 12.11.2014 ПО ДЕЛУ N 33-911

Требование: О признании незаконным использования земель лесного фонда.

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Право пользования животным миром на основании долгосрочной лицензии не дает право пользования лесными участками для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 ноября 2014 г. по делу N 33-911


Председательствующий: Куюкова А.А.

Апелляционная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего - Черткова С.Н.
судей - Антуха Б.Е., Красиковой О.Е.
при секретаре - Р.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя местной общественной организации "Телецкое общество охотников и рыболовов" МО "Турочакский район" В. на решение Турочакского районного суда Республики Алтай от <дата>, которым
исковые требования Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к местной общественной организации "Телецкое общество охотников и рыболовов" МО "Турочакский район" о признании незаконным использование земель лесного фонда и обязании прекратить деятельность по осуществлению охотничьего хозяйства на землях лесного фонда удовлетворены.
Признано незаконным использование местной общественной организацией "Телецкое общество охотников и рыболовов" МО "Турочакский район" земель лесного фонда, расположенных на территории Иогачского и Пыжинского участковых лесничеств Турочакского района, для нужд охотничьего хозяйства без заключения договоров аренды лесных участков, разработки проекта освоения лесов и прохождения его государственной экологической экспертизы, подачи лесной декларации.
Возложена обязанность на местную общественную организацию "Телецкое общество охотников и рыболовов" МО "Турочакский район" прекратить деятельность по осуществлению охотничьего хозяйства на землях лесного фонда, расположенных на территории Иогачского и Пыжинского участковых лесничеств Турочакского района, до заключения договора аренды лесных участков, разработки проекта освоения арендуемого лесного участка и получения положительного заключения государственной экологической экспертизы на проект освоения арендуемого лесного участка.
Заслушав доклад судьи Черткова С.Н., апелляционная коллегия

установила:

Горно-Алтайский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к местной общественной организации "Телецкое общество охотников и рыболовов" МО "Турочакский район" о признании незаконным использование земель лесного фонда, расположенных на территории <данные изъяты>, для нужд охотничьего хозяйства без заключения договоров аренды лесных участков, разработки проекта освоения лесов и прохождения его государственной экологической экспертизы, подачи лесной декларации, и возложении обязанности прекратить деятельность по осуществлению охотничьего хозяйства на землях лесного фонда, расположенных на территории <данные изъяты>, до заключения договора аренды лесных участков, разработки проекта освоения арендуемого лесного участка и получения положительного заключения государственной экологической экспертизы на проект освоения арендуемого лесного участка. В обоснование иска прокурор указал, что в ходе проверки исполнения местной общественной организацией "Телецкое общество охотников и рыболовов" МО "Турочакский район" законодательства, регламентирующего использование лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, установлено, что Распоряжением Правительства Республики Алтай от <дата> N ответчику предоставлена территория для осуществления пользования объектами животного мира. Обществу выдана долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира N со сроком действия с <дата> по <дата>, заключен договор от <дата> "О предоставлении в долгосрочное пользование территорий (акваторий) в качестве охотничьих угодий на территории Республики Алтай". В связи с осуществлением видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства ответчиком осуществляется использование земель лесного фонда, расположенных на территории <данные изъяты>. Между тем, договор аренды лесного участка ответчиком с Министерством лесного хозяйства Республики Алтай не заключен. Лесные участки предоставляются юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для осуществления видов деятельности на основании охотхозяйственных соглашений, заключенных в соответствии с федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и договоров аренды лесных участков. Право пользования животным миром на основании долгосрочной лицензии не дает право пользования лесными участками для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства в отсутствие договора аренды лесных участков. Имеющим долгосрочную лицензию охотопользователям, пользующимся лесными участками для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства не дано право выбора заключать либо не заключать охотхозяйственное соглашение, а лишь предоставлена возможность заключения таких соглашений, как и договора аренды, без проведения аукциона. Основной целью заключения договора аренды лесного участка с лицами, использующими его для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, является контроль за рациональным, неистощительным использованием лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека. Поскольку договор аренды Обществом не заключался, арендная плата не вносится, что нарушает принцип платности использования лесов, требования лесных регламентов и требований по охране и защите лесов, предусмотренные ст. 51 ЛК РФ. Кроме этого, Обществом не разработан проект освоения лесов, вследствие чего необходимые мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов, в том числе по охране и защите от пожаров, не предусматриваются и не проводятся.
Суд вынес вышеуказанное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе представитель МОО "Телецкое общество охотников и рыболовов" МО "Турочакский район" В., указывая, что судом допущено неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неприменение закона, подлежащего применению. Так на основании распоряжения Правительства Республики Алтай от <дата> N Местной общественной организации "Телецкое общество охотников и рыболовов" МО "Турочакский район" предоставлена территория для осуществления пользования объектами животного мира, выдана долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира N сроком действия с <дата> по <дата>, заключен договор от <дата> "О предоставлении в долгосрочное пользование территории (акватории) в качестве охотничьих угодий на территории Республики Алтай" на срок действия указанной лицензии. Долгосрочная лицензия на пользование животным миром была выдана, а охотничьи угодья предоставлены в пользование апеллянта в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством. Наличие долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира и договора о предоставлении в пользование территории (акватории), необходимых для осуществления пользования животным миром, являлось достаточным для возникновения права на долгосрочное пользование животным миром на соответствующей территории. Каких-либо иных документов для пользования животным миром, в том числе для осуществления деятельности, связанной с охотой, не требовалось. Условия пользования животным миром и территорией, а, значит, и находящимися на этой территории лесными участками, подлежали включению в долгосрочную лицензию и договор о предоставлении территории в пользование, заключаемый в соответствии с гражданским, земельным, водным и лесным законодательством. Эти условия согласовывались, в том числе и с владельцами лесного фонда на указанной территории. При этом обязательных требований о заключении договоров аренды лесных участков для осуществления деятельности, связанной с охотой, не требовалось. Лесной кодекс Российской Федерации от <дата>, предусматривающий необходимость заключения договора аренды лесных участков и разработки проекта освоения лесов, введен в действие с <дата> и применяется к отношениям, возникшим после дня введения его в действие. Кроме того, максимальная площадь охотничьих угодий, в отношении которых могут быть заключены охотхозяйственные соглашения одним лицом или группой лиц, установлена приказом Минприроды России от 18 мая 2012 года N 137. Поскольку со дня издания этого приказа пятилетний срок не истек, право Местной общественной организации "Телецкое общество охотников и рыболовов" МО "Турочакский район" на долгосрочное пользование животным миром сохраняется до 18 мая 2017 года. Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 28 июня 2012 года N 1256-О и N 1257-О указывал, что право долгосрочного пользования животным миром сохраняется до истечения срока действия лицензии при наличии у пользователя животным миром как самой лицензии, выданной до вступления в силу Федерального закона "Об охоте", так и действующего договора о предоставлении в пользование территории или акватории. Таким образом, выводы Турочакского районного суда Республики Алтай о незаконном использовании Местной общественной организации "Телецкое общество охотников и рыболовов" МО "Турочакский район" при осуществлении деятельности в сфере охотничьего хозяйства лесных участков на территории Иогачского и Пыжинского участковых лесничеств Турочакского района не могут быть признаны обоснованными. Условия пользования животным миром, а также территориями и акваториями, необходимыми для осуществления пользования объектами животного мира, определены в договоре от <дата> и долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира. Эти условия согласованы с собственниками земель, землевладельцами, владельцами лесного фонда на указанной территории, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Между Местной общественной организации "Телецкое общество охотников и рыболовов" МО "Турочакский район" и владельцами земельных участков, входящих в охотничьи угодья, какой-либо спор, связанный с пользованием данных территорий, отсутствуют. Обязывая прекратить деятельность по осуществлению охотничьего хозяйства по использованию лесов в части осуществления охоты на предоставленных лесных участках, суд по существу запрещает пользование животным миром, возникшее у апеллянта на основании долгосрочной лицензии, сохраняющих свое действие до <дата>. Судом не принято во внимание, что принудительное прекращение права пользования животным миром до истечения установленного срока пользования может осуществляться лишь в случаях, указанных в ст. 47 Федерального закона "О животном мире". Доказательств, свидетельствующих о нарушении апеллянтом законодательства об охране окружающей среды, а также условий, Предусмотренных долгосрочными лицензиями на пользование объектами животного мира и договорами о предоставлении в пользование территорий, Горно-Алтайским межрайонным природоохранным прокурором не представлено.
Горно-Алтайский межрайонный природоохранный прокурор Красилов В.В. в возражениях на жалобу указывает, что решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения, не имеется.
Представитель Министерства лесного хозяйства Республики Алтай Б. в возражениях на апелляционную жалобу указывает, что оснований для ее удовлетворения не имеется.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, заслушав представителя местной общественной организации "Телецкое общество охотников и рыболовов" МО "Турочакский район" В., поддержавшего жалобу, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу судебного постановления по доводам жалобы по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона "О животном мире" охота является одним из видов пользования животным миром.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 25 Лесного кодекса РФ ведение охотничьего хозяйства, и осуществление охоты является одним из видов использования лесов.
В силу части 2 статьи 36 Лесного кодекса РФ лесные участки предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании охотхозяйственных соглашений, заключенных в соответствии с федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и договоров аренды лесных участков.
В соответствии со статьей 2 Закона Республики Алтай от 01.11.2010 года N 55-РЗ "О правилах использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на территории Республики Алтай" лесные участки предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании охотхозяйственных соглашений, заключенных в соответствии с Федеральным законом, и договоров аренды лесных участков.
Согласно статьям 88, 89 Лесного кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставлены в аренду, составляют в установленном порядке проект освоения лесов, подлежащий обязательной государственной или муниципальной экспертизе.
Исходя из изложенного, договор аренды лесных участков наряду с долгосрочной лицензией выступает обязательным условием осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Наличие долгосрочной лицензии, выданной до изменения законодательства, не освобождает лиц, которым они выданы, от надлежащего оформления осуществления деятельности в сфере охотничьего хозяйства в соответствии с действующим законодательством, а приобретение прав пользования животным миром на предоставленной в установленном порядке территории не влечет права пользования лесным фондом.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании Распоряжения Правительства Республики Алтай от <дата> N Обществу выдана долгосрочная лицензия N на пользование объектами животного мира со сроком действия с <дата> по <дата>.
<дата> между Правительством Республики Алтай и Общественной организацией "Телецкое общество охотников и рыболовов" заключен договор о предоставлении в долгосрочное пользование территорий, (акваторий) в качестве охотничьих угодий на территории Республики Алтай, по условиям которого Обществу предоставлена в пользование на срок 25 лет с <дата> по <дата> территория, акватория для осуществления деятельности в сфере охоты и охотничьего хозяйства в качестве охотничьих угодий, площадью <данные изъяты>, в административных границах Турочакского района на землях лесного фонда <данные изъяты>.
Согласно п. 2.2.7 договора о предоставлении в долгосрочное пользование территорий, (акваторий) в качестве охотничьих угодий на территории Республики Алтай пользователь имеет право на предоставленной территории, акватории получать земельные участки для охотхозяйственных, биотехнических, производственных или иных целей в порядке, установленном гражданским, земельным, водным и лесным законодательством РФ.
Согласно Акта проверки N от <дата> и информации N от <дата>, представленной Министерством лесного хозяйства Республики Алтай, договоры аренды лесных участков с местной общественной организации "Телецкое общество охотников и рыболовов" МО "Турочакский район" не заключались.
Тот факт, что до настоящего времени требуемые документы не оформлены, апеллянтом не оспаривается.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что наличие долгосрочных лицензий, выданных до изменения правового регулирования, не освобождает лиц, которым они выданы от надлежащего документального сопровождения деятельности в сфере охотничьего хозяйства в соответствии с новыми законодательными установлениями, а использование лесных участков без заключения договора аренды правомерно признано незаконным.
Довод жалобы о том, что охотпользователи имеют право осуществлять свою деятельность на основании долгосрочной лицензии, и не обязаны заключать договор аренды лесных участков, является несостоятельным, поскольку основаны на неверном толковании ст. 71 Федерального закона от 24.07.2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Статьей 71 Федерального закона от 24.07.2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" лишь предоставлена льгота на заключение охотхозяйственных соглашений в отношении охотничьих угодий, а именно, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений.
Изложенное соответствует правовым позициям, выраженным в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года N 1256-О и N 1257-О, от 22 ноября 2012 года N 2120-О и от 28 мая 2013 года N 848-О.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы о том, что у местной общественной организации "Телецкое общество охотников и рыболовов" МО "Турочакский район" имеются все документы, разрешающие осуществление деятельности по ведению охотничьего хозяйства, в связи с чем, деятельность общества является законной, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм материального права.
Указания в апелляционной жалобе на отсутствие между Местной общественной организации "Телецкое общество охотников и рыболовов" МО "Турочакский район" и владельцами земельных участков, входящих в охотничьи угодья, спора связанного с пользованием данных территорий, правового значения не имеют. Из анализа материалов следует, что использование местной общественной организацией "Телецкое общество охотников и рыболовов" МО "Турочакский район" земель лесного фонда, расположенных на территории <данные изъяты>, для нужд охотничьего хозяйства без заключения договоров аренды лесных участков и разработки проекта освоения арендуемого лесного участка нарушает интересы РФ, как собственника лесного фонда, и не способствуют обеспечению РФ многоцелевого, рационального, непрерывного, использования лесами, тем самым, нарушая конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. В данном случае иск предъявлен прокурором, действовавшим в пределах своих полномочий, предусмотренных ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, спор вытекает из экологических правоотношений.
Вопреки доводам жалобы, удовлетворение судом требований прокурора, в данном случае не прекращает право пользования апеллянтом животным миром.
Судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, к спорному правоотношению применены нормы права, подлежащие применению. Выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела и основаны на доказательствах, имеющихся в материалах дела.
Указания апеллянта на несогласие с оценкой доказательств, не может быть приняты во внимание, поскольку всем перечисленным доказательствам судом дана надлежащая оценка в их совокупности, в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ, и оснований для иной их оценки апелляционная коллегия не усматривает.
Нарушений гражданско-процессуального законодательства, влекущих в соответствии со ст. 330 ГПК РФ отмену состоявшегося решения, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327 - 330 ГПК РФ, апелляционная коллегия

определила:

Решение Турочакского районного суда Республики Алтай от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя местной общественной организации "Телецкое общество охотников и рыболовов" МО "Турочакский район" В. - без удовлетворения.

Председательствующий
С.Н.ЧЕРТКОВ

Судьи
Б.Е.АНТУХ
О.Е.КРАСИКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)