Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АРХАНГЕЛЬСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 22.01.2015 ПО ДЕЛУ N 33-365/2015

Требование: О признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившегося в отсутствии организации сбора, вывоза, утилизации и переработки промышленных отходов.

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Невыполнение органом местного самоуправления обязанностей по организации сбора и вывоза отходов производства и потребления нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРХАНГЕЛЬСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 января 2015 г. по делу N 33-365/2015


Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе: председательствующего судьи Рассошенко Н.П.,
судей Лобановой Н.В., Рудь Т.Н.,
при секретаре Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске 22 января 2015 года дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Усть-Вельское" на решение Вельского районного суда Архангельской области от 16 октября 2014 года, которым постановлено:
"иск исполняющего обязанности прокурора Вельского района Архангельской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц - удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования "Усть-Вельское", Вельского муниципального района Архангельской области в срок до 15 мая 2015 года организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на земельных участках, расположенных в кадастровом квартале 29:01:120503 в границах муниципального образования "Усть-Вельское", Вельского муниципального района Архангельской области в кадастровом квартале 29:01:120503, в границах муниципального образования "Усть-Вельское" (координаты N 61 05 975/, Е 042 03 654/) местоположение: Архангельская область, Вельский муниципальный район, МО "Усть-Вельское" 19 выдел 84 квартала Вельского лесничества (земли лесного фонда), за населенным пунктом Зеленый Бор, примерно в 485 метрах на север от производственной деревообрабатывающей базы ИП Ц., площадью 1,75 га., а также (координаты 610 05/35// СШ, 420 03/35// ВД) местоположение: Архангельская область, Вельский муниципальный район, МО "Усть-Вельское" 31,39 выдел 84 квартала Вельского лесничества (земли лесного фонда), за населенным пунктом Зеленый Бор, примерно в 490 метрах на северо-запад от производственной деревообрабатывающей базы ИП Ц.".
Заслушав доклад судьи Рудь Т.Н., судебная коллегия

установила:

исполняющий обязанности прокурора Вельского района Архангельской области обратился в суд с заявлением к администрации муниципального образования "Усть-Вельское" (далее - администрация МО "Усть-Вельское") в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о возложении обязанности организовать сбор и вывоз отходов и мусора.
В обоснование заявления указано, что на земельных участках, расположенных в границах кадастрового квартала 29:01:120503, местоположение: Архангельская область, Вельский муниципальный район, МО "Усть-Вельское", 31, 39, 19 выдел 84 квартала Вельского лесничества (земли лесного фонда), за населенным пунктом Зеленый Бор, примерно в 485 метрах на север и 490 метрах на северо-запад от производственной деревообрабатывающей базы ИП Ц. производится складирование отходов лесопиления. Невыполнение администрацией МО "Усть-Вельское" полномочий по организации сбора и вывоза отходов производства и потребления нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.
Просит возложить на ответчика в срок до 15 мая 2015 года обязанность организовать сбор и вывоз отходов и мусора на земельных участках, расположенных в кадастровом квартале 29:01:120503 в границах МО "Усть-Вельское" Вельского района, Архангельской области в кадастровом квартале 29:01:120503, в границах МО "Усть-Вельское" (координаты 61 05 975/, Е 042 03 654/) местоположение: Архангельская область, Вельский район, МО "Усть-Вельское" 19 выдел 84 квартала Вельского лесничества (земли лесного фонда), за населенным пунктом Зеленый Бор, примерно в 485 метрах на север от производственной деревообрабатывающей базы ИП Ц., площадью 1,75 га., а также (координаты 610 05/35// СШ, 420 03/35// ВД) местоположение: Архангельская область, Вельский район, МО "Усть-Вельское" 31, 39 выдел 84 квартала Вельского лесничества (земли лесного фонда), за населенным пунктом Зеленый Бор, примерно в 490 метрах на северо-запад от производственной деревообрабатывающей базы ИП Ц.
Прокурор Хораблев В.В. в суде первой инстанции требования поддержал.
Администрация МО "Усть-Вельское" своего представителя в судебное заседание не направила, в представленном отзыве иск не признала, считает себя ненадлежащим ответчиком, просила рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Администрация МО "Вельский муниципальный район", ОНД Вельского района ГУ МЧС России по Архангельской области своих представителей в судебное заседание не направили.
Администрация МО "Вельский муниципальный район" в представленном отзыве полагала, что полномочия по организации сбора и вывоза отходов закреплены за сельскими поселениями.
Территориальный орган Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Вельское лесничество своего представителя в судебное заседание не направил, просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования прокурора поддержал.
Суд принял указанное выше решение, с которым не согласилась администрация МО "Усть-Вельское", в апелляционной жалобе представитель З. просит его отменить.
Указывает, что земельные участки, на которых размещены свалки, находятся вне территории п. Зеленый Бор, в собственность МО "Усть-Вельское" не передавались.
Ответственность за уборку несанкционированных свалок должна быть возложена на Вельское лесничество, поскольку свалка расположена в лесном массиве, который находится в его распоряжении.
Полагает, что организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, относится к вопросам местного значения муниципального района.
Кроме того, в ходе проверки виновные лица не установлены.
В соответствии с действующим законодательством РФ, ответственность за подобное правонарушение несет непосредственно лицо, допустившее захламление земельного участка, администрация МО "Усть-Вельское" инициатором свалок не является.
В возражениях относительно доводов апелляционной жалобы прокурор Вельского района Архангельской области просит оставить решение суда без изменения.
Изучив материалы дела, заслушав прокурора Загвоздину Н.А., обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 245 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Статьей 255 ГПК РФ установлено, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту неопределенного круга лиц.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В силу п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения городских, сельских поселений относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Из материалов дела следует, что на указанной в иске территории, расположенной в границах МО "Усть-Вельское", в нарушение установленных требований на несанкционированных свалках размещены отходы лесопиления, а лицо, допустившее захламление территории такими отходами, не установлено.
Разрешая заявленные требования, суд исходил из того, что ответчиком не исполняется предусмотренная законом обязанность по организации сбора, вывоза отходов и мусора, несанкционированно размещенных на территории МО "Усть-Вельское", в результате чего нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, и пришел к выводу об их удовлетворении на основании ч. 1 ст. 11, п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ч. 1 ст. 8, ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Вместе с тем, цель предъявленных прокурором требований не будет достигнута при организации только сбора и вывоза отходов. Данные отходы подлежат также утилизации или переработке.
В силу п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения муниципального района относятся организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Пунктом 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Установлено, что администрацией МО "Вельский муниципальный район" деятельность по утилизации и переработке отходов производства не организована: соглашений с администрациями МО "Усть-Вельское" по вопросу организации утилизации и переработки промышленных отходов не заключено, отсутствуют санкционированные свалки и организации, занимающиеся данным видом деятельности на основании лицензии.
При таких обстоятельствах, на основании пп. 14 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", обязанность организовать утилизацию и переработку отходов лесопиления, вывозимых с территории МО "Усть-Вельское", должна быть возложена на администрацию МО "Вельский муниципальный район".
Решение суда подлежит изменению, с принятием нового решения.
Руководствуясь ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Вельского районного суда Архангельской области от 16 октября 2014 года изменить, принять новое решение.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования "Усть-Вельское", Вельского муниципального района Архангельской области и администрации муниципального образования "Вельский муниципальный район", выразившееся в отсутствии организации сбора, вывоза, утилизации и переработки промышленных отходов.
Обязать администрацию муниципального образования "Усть-Вельское", Вельского муниципального района Архангельской области в срок до 15 мая 2015 года организовать сбор и вывоз отходов лесопиления на земельных участках, расположенных в кадастровом квартале 29:01:120503 в границах муниципального образования "Усть-Вельское", Вельского муниципального района Архангельской области в кадастровом квартале 29:01:120503, в границах муниципального образования "Усть-Вельское" (координаты N 61 05 975/, Е 042 03 654/) местоположение: Архангельская область, Вельский муниципальный район, МО "Усть-Вельское" 19 выдел 84 квартала Вельского лесничества (земли лесного фонда), за населенным пунктом Зеленый Бор, примерно в 485 метрах на север от производственной деревообрабатывающей базы ИП Ц., площадью 1,75 га., а также (координаты 610 05/35// СШ, 420 03/35// ВД) местоположение: Архангельская область, Вельский муниципальный район, МО "Усть-Вельское" 31,39 выдел 84 квартала Вельского лесничества (земли лесного фонда), за населенным пунктом Зеленый Бор, примерно в 490 метрах на северо-запад от производственной деревообрабатывающей базы индивидуального предпринимателя Ц.
Обязать администрацию муниципального образования "Вельский муниципальный район" в срок до 15 мая 2015 года организовать утилизацию и переработку отходов лесопиления, собираемых и вывозимых с территории муниципального образования "Усть-Вельское".

Председательствующий
Н.П.РАССОШЕНКО

Судьи
Н.В.ЛОБАНОВА
Т.Н.РУДЬ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)