Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 сентября 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.
судей Т.Г. Гуденица, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Красиной А.Ю.,
при участии:
- от заявителя: индивидуальный предприниматель Мацина А.Д., паспорт, представитель Баланова Е.Н. по доверенности от 19.03.2015;
- от Департамента архитектуры: представитель Пронина А.В. по доверенности от 06.04.2015;
- от Администрации г. Ростова-на-Дону: представитель Попов М.С. по доверенности от 18.03.2015;
- от ДИЗО г. Ростова-на-Дону: представитель не явился, извещен;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Мациной Анжелики Дмитриевны
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 22.06.2015 по делу N А53-7507/2015
по заявлению индивидуального предпринимателя Мациной Анжелики Дмитриевны
к заинтересованным лицам Департаменту архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону, Администрации г. Ростова-на-Дону
при участии третьего лица - Департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону
о признании незаконными действий,
принятое в составе судьи Палий Ю.А.,
индивидуальный предприниматель Мацина Анжелика Дмитриевна (далее - ИП Мацина А.Д., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону, Администрации города Ростова-на-Дону об обязании Департамента архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону сформировать границы и поставить на кадастровый учет земельный участок, расположенный по адресу: г. Ростов-на-Дону, пл. Рабочая, 6, для строительства детской образовательной организации; обязании Департамента архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону в течение десяти дней с момента вынесения решения завершить процедуру выделения без проведения торгов земельного участка, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, пл. Рабочая, 6, для строительства детской образовательной организации.
С учетом уточнения первоначально заявленных требований в порядке статьи 49 АПК РФ предприниматель просила признать незаконными действия Департамента архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону, Администрации города Ростова-на-Дону по отказу в рассмотрении заявки Мациной А.Д. и предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, пл. Рабочая, 6, для строительства детской образовательной организации; обязании Департамента архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону возобновить и завершить процедуру выделения без проведения торгов земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта по адресу: г. Ростов-на-Дону, пл. Рабочая, 6, для строительства детской образовательной организации.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 22.06.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение мотивировано тем, что предоставление земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта по ранее действовавшей процедуре на основании заявления без проведения торгов было возможно, если до 01.03.2015 принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта на таком земельном участке, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
Индивидуальный предприниматель Мацина Анжелика Дмитриевна обжаловала решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.06.2015 в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила обжалуемое решение отменить принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивированна тем, что суд не применил закон, подлежащий применению и действующий в период возникновения спорных отношений.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании предприниматель и его представитель повторили доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представители департамента архитектуры и администрации города сослались на то, что все необходимые мероприятия для принятия решения о предоставлении земельного участка без проведения торгов с предварительным согласованием места размещения объекта были выполнены, 18.02.2015 департаментом был подготовлено заключение о возможности предоставления земельного участка, однако ввиду вступления в силу изменений Земельного кодекса РФ, после 01.03.2015 отсутствовала формальная возможность закончить процедуру предоставления участка путем принятия соответствующего решения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ИП Мациной А.Д. 18.08.2014 получена лицензия N 4000 на осуществление образовательной деятельности.
ИП Мациной А.Д. в июне 2014 было подано заявление в постоянную комиссию по градостроительству и земельным ресурсам Ростовской-на-Дону городской Думы о предоставлении соответствующего земельного участка, свободного от чьих-либо законных прав и ограничений, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, Железнодорожный район, западнее жилого дома N 6 Рабочая площадь в кадастровом квартале 61:44:60534.
Обращениями от 16.07.2014, от 26.08.2014, адресованными Главному архитектору города, постоянная Комиссия просила оказать содействие ИП Мациной А.Д. в формировании соответствующего земельного участка с последующим его предоставлением в аренду.
Департаментом архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону подготовлены и направлены обращения в адрес Комитета по охране окружающей среды с просьбой рассмотреть возможность использования земельного участка для размещения вышеуказанного объекта при условии максимального сохранения зеленых насаждений и с учетом компенсационных мер по пересадке существующих зеленых насаждений, а также в администрацию Железнодорожного района с просьбой в соответствии с п. 2.19 ст. 53 Устава города Ростова-на-Дону и в соответствии с решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 22.02.2011 N 72 "Об утверждении положений об администрациях районов города Ростова-на-Дону" выполнить мероприятия по осуществлению муниципального земельного контроля в отношении рассматриваемой территории с целью освобождения от несанкционированно установленных временных металлических гаражей.
Письмом от 23.10.2014 N 59-34-1/39951 Комитет по охране окружающей среды информировал о возможности использования рассматриваемого земельного участка площадью 0,1068 га при условии выполнения ряда мероприятий.
Также Департаментом архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону направлены обращения в ОАО "Донэнерго", МУП "Теплокоммунэнерго, ОАО "МРСК-Юга"-"Ростовэнерго" по вопросу предоставления земельного участка.
В результате получены положительные заключения от ОАО "Донэнерго". (письмо исх. N 0920 от 24.12.2014 г.), МУП Теплокоммунэнерго (письмо исх. N 174 от 16.01.2015 г.). ОАО "ПО Водоканал", ОАО "Мобильные ТелеСистемы", филиал ОАО "МРСК Юга", о возможности подключения объекта к городским инженерным коммуникациям.
Кроме того, получены технологические условия на подключение от МУП Теплокоммунэнерго (исх. N 1 от 14.01.2015 г.).
15.09.2014 г. были внесены изменения в ПЗиЗ в части отнесения испрашиваемого земельного участка к единой территориальной зоне Ж-1.
Письмом от 14.11.2014 Департамент архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону уведомил предпринимателя о том, что по поручению Администрации города Ростова-на-Дону Департаментом архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону рассмотрено обращение о возможности предоставления земельного участка в Железнодорожном районе города. Департаментом получено положительное заключение от Комитета окружающей среды о возможности использования рассматриваемого земельного участка, площадью 0,1068 га при условии выполнения ряда мероприятий.
После освобождения территории от временных гаражей, незаконно установленных, Департамент архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону приступил к исходно-разрешительной документации с целью последующего предоставления земельного участка для строительства детской организации, в связи с чем, ИП Мациной А.Д. предложено определить вид разрешенного использования предоставляемого земельного участка в соответствии с Правилами землепользования и застройки.
18.02.2015 Департаментом архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону подготовлено заключение о возможности предоставления указанного участка для строительства образовательного учреждения, согласно которому в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, принимая во внимание социальную значимость объекта для жилого района, Департамент архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону счел возможным предоставление земельного участка площадью 1063 кв. м, для строительства организации дополнительного образования, при условии получения положительных заключений служб города и организации, эксплуатирующей подземный кабель.
Впоследствии, Департаментом архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону предпринимателю направлено письмо от 17.03.2015 N 59-34-2/5590 со ссылкой на пункт 1 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ об отсутствии возможности предоставления земельного участка без проведения торгов (аукциона), поскольку до 01.03.2015 не принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, обращение ИП Мациной А.Д. снято с рассмотрения.
Полагая незаконными действия Департамента архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону, Администрации города Ростова-на-Дону по отказу в рассмотрении заявки и предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке, предприниматель обратилась в суд с заявлением.
Повторно изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований согласиться с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Частью 5 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта возлагается на орган или лицо, которые приняли этот акт.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с предварительным согласованием мест размещения объектов регламентировался статьями 30, 31 ЗК РФ, действовавшими до 01.03.2015.
В соответствии с Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ с 01.03.2015 признана утратившей силу статья 31 Земельного кодекса, которой регламентировался порядок предоставления земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта строительства.
Согласно пункту 5 статьи 30 ЗК РФ на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в строительстве, осуществляется выбор земельного участка и принимается в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решение о предварительном согласовании места размещения объекта; выполняются в отношении земельного участка кадастровые работы, осуществляется его государственный кадастровый учет; принимается решение о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
На основании пункта 2 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Пунктом 3 статьи 31 ЗК РФ предусматривалась обязанность органов местного самоуправления городских или сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
В силу пунктов 5, 6 статьи 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Компетентный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, а в случае невозможности строительства объекта на испрашиваемом участке - решение об отказе в размещении объекта.
Согласно абзацу первому пункта 8 указанной статьи ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Пунктом 9 статьи 31 ЗК РФ устанавливалось право заинтересованных лиц на обжалование решения о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта.
В соответствии с п. 2. ст. 34 ФЗ от 23.06.2014 N 171-ФЗ, в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления в соответствии с Земельным кодексом РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) опубликовано извещение о проведении торгов (конкурса, аукциона) по продаже земельного участка или торгов (конкурса, аукциона) по продаже права на заключение договора аренды земельного участка либо сообщение о наличии предлагаемых для передачи в аренду и находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, предоставление таких земельных участков осуществляется в соответствии со статьями 30, 38, 38.1 и 38.2 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).
Принимая решение по делу, суд первой инстанции сослался на то, что спорные правоотношения в части определения срока и порядка предоставления земельного участка для организации строительства регламентируются п. 2.2.2 Решения Ростовской-на-Дону городской Думы от 15.07.2014 г. N 668 "Об утверждении Положения "О порядке предоставления земельных участков в г. Ростове-на-Дону".
С данным выводом суда апелляционная инстанция согласиться не может, поскольку пунктом 2.2.2 Решения N 668 регламентирован порядок предоставления земельных участков без предварительного согласования места размещения объекта физическим и юридическим лицам в аренду или собственность, следовательно, данное положение не распространяется на правоотношения по предоставлению земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта.
Постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 14.03.2014 года N 234 утвержден административный Регламент N АР-205-20 муниципальных услуг "Предоставление земельного участка для строительства, в том числе на новый срок" (далее - "Регламент").
Согласно пункту 1.1 Регламента административный регламент устанавливает порядок и последовательность выполнения муниципальным казенным учреждением "Управление многофункциональных центров города Ростова-на-Дону" (далее - МКУ "УМФЦ"), специалистами Департамента архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону (далее - ДАиГ), Департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону (далее - ДИЗО), Департамента координации строительства и перспективного развития города Ростова-на-Дону (далее - ДКСиПР) и МКУ "Фонд имущества г. Ростова-на-Дону" (далее - Фонд) действий при предоставлении муниципальных услуг "Предоставление земельного участка для строительства, в том числе на новый срок", а также порядок взаимодействия участников в ходе оказания данных услуг.
Целью муниципальных услуг является предоставление земельных участков для строительства, в том числе в аренду (с предварительным согласованием места размещения объекта) гражданам и юридическим лицам (пп. "а" п. 1.2 Регламента).
Разделом 3 Регламента определен состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме.
Так, п. 3.2. Регламента: Муниципальная услуга "Выбор земельного участка и предварительное согласование места размещения объекта на земельном участке для строительства" устанавливает, что порядок и условия предоставления услуги изложены в стандарте N СТ-205-20-3.2 (приложение 1 к настоящему Административному регламенту), услуга оказывается в соответствии с блок-схемой БС-1 (приложение 6 к настоящему Административному регламенту) и включает в себя следующие административные процедуры:
1. Консультирование, прием и регистрация заявления и пакета документов -1 день.
2. Подготовка и принятие постановления Администрации города Ростова-на-Дону "О предварительном согласовании места размещения объекта" -150 дней.
3. Согласование проекта постановления Администрации города в министерстве строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, Минимуществе РО -19 дней.
3.2.2. Административная процедура - подготовка и принятие постановления Администрации города Ростова-на-Дону "О предварительном согласовании места размещения объекта".
Ответственным за исполнение административной процедуры является ДАиГ.
Основанием для начала административной процедуры является поступление в КОО ДАиГ заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке для строительства и пакета документов.
Директор ДАиГ рассматривает заявление и налагает резолюцию.
В течение второго дня, следующего за приемным днем, специалист КОО ДАиГ вносит резолюцию директора ДАиГ в электронную систему документооборота и передает заявление начальнику ПО ДАиГ для наложения резолюции с поручением специалисту ПО ДАиГ рассмотрения и подготовки ответа.
Специалистом ПО ДАиГ в течение 7 дней проводится проверка полноты и достаточности представленных данных, проводится анализ градостроительных норм и правовых оснований предоставления земельного участка.
До истечения месячного срока со дня регистрации обращения заявитель письмом Администрации города уведомляется о принятии обращения к исполнению либо, в случае невозможности предварительного согласования места размещения объекта по результатам анализа градостроительных норм и правовых оснований для испрашиваемого земельного участка, об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта.
Технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, сроки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и срок действия технических условий, а также информация о плате за такое подключение (технологическое присоединение) предоставляются организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение четырнадцати дней со дня получения запроса от ДАиГ. Срок действия предоставленных технических условий и срок внесения платы за такое подключение (технологическое присоединение) устанавливаются организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не менее чем на три года, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.
На основании п. 5 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N 83, и ч. 9 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ, ДАиГ не позднее чем за 45 дней до даты принятия решений о предоставлении для строительства земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, обращается в организации, осуществляющие эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства, и не позднее 30 дней до даты принятия решения предоставляет заинтересованным лицам технические условия и информацию о плате за такое подключение (технологическое присоединение). По истечении 23 дней после подачи запроса ПО ДАиГ в течение 30 дней готовит документы выбора земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В случае отказа в выдаче технических условий, предусматривающих максимальную нагрузку, сроки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и срок действия технических условий, по истечении 53-дневного срока с момента регистрации заявки заявитель письмом Администрации города уведомляется об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта.
В случае получения технических условий, предусматривающих максимальную нагрузку, сроки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и срок действия технических условий, по истечении 53-дневного срока с момента регистрации заявки в течение 10 дней специалист ПО ДАиГ информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства путем публикации сообщения о предварительном согласовании места размещения объекта в периодическом издании "Ростов официальный".
В соответствии с Областным законом Ростовской области от 22.07.2003 N 19-ЗС "О регулировании земельных отношений в Ростовской области" после публикации сообщения о предварительном согласовании места размещения объекта в периодическом издании "Ростов официальный" для определения наличия дополнительной заявки установлен месячный срок.
По истечении месячного срока после публикации сообщения о предварительном согласовании места размещения объекта ПО ДАиГ посредством письменных уведомлений информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства. Срок информирования землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не должен превышать 7 дней.
Результаты выбора земельного участка в течение 20 дней оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные главным архитектором - директором ДАиГ схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
ДАиГ принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт выбора земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта оформляется проектом постановления Администрации города Ростова-на-Дону и визируется в порядке, установленном Регламентом работы Администрации города, в течение 30 дней.
Максимальный срок исполнения данной административной процедуры составляет 150 дней.
Пунктом 3.2.3 Регламента устанавливается административная процедура - согласование проекта постановления Администрации города в министерстве строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, Минимуществе РО.
Ответственным за исполнение данной процедуры является ДАиГ.
Согласование предоставления земельных участков осуществляется в соответствии с п. 3.8, 3.9 раздела 3 постановления Правительства Ростовской области от 22.03.2012 N 206 "Об установлении Порядка осуществления специальным областным органом исполнительной власти полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в границах городского округа "Город Ростов-на-Дону".
После визирования проекта постановления Администрации города о предварительном согласовании места размещения объекта в порядке, установленном Регламентом работы Администрации города, проект направляется ПО ДАиГ на согласование в министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области. По истечении 7 рабочих дней со дня поступления проекта постановления Администрации города министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области передает в Минимущество РО заключение о возможности либо отказе предварительного согласования места размещения объекта и проект постановления Администрации города. По истечении 7 рабочих дней со дня поступления документов Минимущество РО передает в ДАиГ распоряжение о возможности либо отказе в предварительном согласовании места размещения объекта. Решение об отказе в согласовании места размещения объекта принимается по результатам анализа градостроительных норм и правовых оснований для испрашиваемого земельного участка.
Максимальный срок исполнения данной административной процедуры составляет 19 дней.
Согласование проекта постановления Администрации города министерством строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, Минимуществом РО является основанием для выпуска постановления Администрации города о предварительном согласовании места размещения объекта.
Копия постановления Администрации города о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо мотивированный отказ в предварительном согласовании размещения объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта.
оформленное в виде постановления Администрации города, является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных лиц в предоставлении земельного участка для строительства и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Максимальный срок исполнения данной муниципальной услуги -170 дней.
Результатом предоставления муниципальной услуги является получение заявителем постановления Администрации города "О предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке для строительства" с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо мотивированный отказ в предоставлении муниципальной услуги.
Таким образом, соответствующая административная процедура с учетом первичного обращения ИП Мациной А.Д. в июне 2014 г. должна была быть завершена максимально до февраля 2015 г.
18 февраля 2015 г. Департаментом было выдано заключение, которым Департамент, 8 соответствии с ЗК РФ, принимая во внимание социальную значимость объекта для жилого района, считает возможным предоставление земельного участка площадью 1068 кв. м, для строительства организации дополнительного образования, при условии получения положительных заключений служб города, которые, как указано выше, были получены.
Регламентом "Предоставление земельного участка для строительства, в том числе на новый срок" установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги:
1) отсутствие у представителя заявителя соответствующих полномочий на получение муниципальной услуги;
2) представление заявителем документов с исправлениями;
3) незаполнение отдельных пунктов заявления;
4) наличие у заявителя неполного комплекта документов, предусмотренных в п. 11 настоящего Стандарта, из числа документов, необходимых и обязательных, подлежащих представлению заявителем;
5) наличие в представленных документах противоречащих друг другу сведений об объектах (земельных участках, зданиях, строениях, сооружениях) и (или) субъектах (заявителям) правоотношений;
6) отказ в согласовании договора аренды министерством имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области до устранения указанных замечаний.
Перечисленных оснований к отказу в предоставлении муниципальной услуги судебной коллегией не установлено.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что на спорные правоотношения по предоставлению ИП Мациной А.Д. земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, которые по административному регламенту должны были завершиться до февраля 2015 г., распространяются положения земельного законодательства, действовавшие в редакции до 01.03.2015 г.
Приведенные выше правовые нормы не предоставляют органам исполнительной власти право отказать в предоставлении земельного участка без указания причин соответствующего решения, отказ в осуществлении выбора земельного участка должен быть основан на нормах земельного законодательства Российской Федерации и не может быть произвольным.
Согласно ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Данная норма подтверждает наличие у органов местного самоуправления определенного объема прав в отношении муниципального имущества, вместе с тем не освобождает их от обязанности соблюдать требования специальных федеральных законов, в частности Земельного кодекса Российской Федерации.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков (п. 1 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
Между тем, письмо департамента от 17.03.2015 N 59-34-2/5590 не содержит указания на объективные обстоятельства, которые в силу требований закона, либо принятого в рамках предоставленных законом полномочий нормативного правового акта органа местного самоуправления являются основанием для отказа в проведении процедуры предоставления земельного участка в аренду для строительства капитального объекта.
Более того, доказательств, подтверждающих отнесение испрашиваемого предпринимателем земельного участка к изъятым либо ограниченным в обороте землям, зарезервированным в интересах государства либо муниципального образования, к земельным участкам, переданным либо подлежащим передаче иному субъекту права в рамках предусмотренных земельным законодательством Российской Федерации процедур, к земельным участкам, в отношении которых принято решение о развитии территорий либо о том, что предоставление таких участков осуществляется исключительно на торгах, до даты поступления заявления общества в орган местного самоуправления в материалы дела не представлено.
Подлежат отклонению доводы департамента о невозможности применения к спорным правоотношениям статей 28 - 31 Земельного кодекса Российской Федерации по причине утраты их силы с 01 марта 2015 года на основании Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" по следующим основаниям.
Пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено следующее, что до 1 марта 2018 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 1 марта 2015 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка. Условия предоставления земельных участков для государственных или муниципальных нужд должны предусматривать возмещение всех убытков, связанных с изъятием таких земельных участков у землепользователей, землевладельцев, расторжением или прекращением договоров аренды таких земельных участков. Земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого до 1 марта 2015 года принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, в течение трех лет со дня принятия этого решения не может быть предметом аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка и не может быть предоставлен без проведения торгов лицу, если оно не указанно в этом решении.
Пунктом 2 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, опубликовано извещение о проведении торгов (конкурса, аукциона) по продаже земельного участка или торгов (конкурса, аукциона) по продаже права на заключение договора аренды земельного участка либо сообщение о наличии предлагаемых для передачи в аренду и находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, предоставление таких земельных участков осуществляется в соответствии со статьями 30, 38, 38.1 и 38.2 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).
Учитывая, что предприниматель с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта обратился в июне 2014 года, для целей разрешения вопроса о соответствии принятого органом местного самоуправления решения закону применению подлежат нормы земельного законодательства Российской Федерации, действовавшие до 01.03.2015.
При таких обстоятельствах, учитывая срок для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства, установленный действовавшими на момент обращения нормативно-правовыми актами, апелляционный суд приходит к выводу, что отказ департамента, выраженный в письме от 17.03.2015, вынесен за пределами установленного законом срока.
Таким образом, в соответствии со статьей 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ истребуемый заявителем земельный участок, который находится в муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.
Поскольку доказательств, свидетельствующих о правомерности не принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта выбора испрашиваемого земельного участка под строительство, департамент суду не представил, апелляционный суд считает, что оспариваемый отказ является незаконным.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться, в том числе указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части (пункт 3 части 5 статьи 201 указанного Кодекса).
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене, как принятое с нарушением норм материального права.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.06.2015 по делу N А53-7507/2015 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Признать незаконными действия Департамента архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону и Администрации города Ростова-на-Дону по отказу в рассмотрении заявки индивидуального предпринимателя Мациной Анжелики Дмитриевны о предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке, расположенном по адресу: г. Ростов-на-Дону, пл. Рабочая, 6, для строительства детской образовательной организации.
Обязать Департамент архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону возобновить и завершить процедуру выделения без проведения торгов земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта по адресу: г. Ростов-на-Дону, пл. Рабочая, 6, для строительства детской образовательной организации.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.09.2015 N 15АП-12384/2015 ПО ДЕЛУ N А53-7507/2015
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 сентября 2015 г. N 15АП-12384/2015
Дело N А53-7507/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 сентября 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.
судей Т.Г. Гуденица, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Красиной А.Ю.,
при участии:
- от заявителя: индивидуальный предприниматель Мацина А.Д., паспорт, представитель Баланова Е.Н. по доверенности от 19.03.2015;
- от Департамента архитектуры: представитель Пронина А.В. по доверенности от 06.04.2015;
- от Администрации г. Ростова-на-Дону: представитель Попов М.С. по доверенности от 18.03.2015;
- от ДИЗО г. Ростова-на-Дону: представитель не явился, извещен;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Мациной Анжелики Дмитриевны
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 22.06.2015 по делу N А53-7507/2015
по заявлению индивидуального предпринимателя Мациной Анжелики Дмитриевны
к заинтересованным лицам Департаменту архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону, Администрации г. Ростова-на-Дону
при участии третьего лица - Департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону
о признании незаконными действий,
принятое в составе судьи Палий Ю.А.,
установил:
индивидуальный предприниматель Мацина Анжелика Дмитриевна (далее - ИП Мацина А.Д., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону, Администрации города Ростова-на-Дону об обязании Департамента архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону сформировать границы и поставить на кадастровый учет земельный участок, расположенный по адресу: г. Ростов-на-Дону, пл. Рабочая, 6, для строительства детской образовательной организации; обязании Департамента архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону в течение десяти дней с момента вынесения решения завершить процедуру выделения без проведения торгов земельного участка, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, пл. Рабочая, 6, для строительства детской образовательной организации.
С учетом уточнения первоначально заявленных требований в порядке статьи 49 АПК РФ предприниматель просила признать незаконными действия Департамента архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону, Администрации города Ростова-на-Дону по отказу в рассмотрении заявки Мациной А.Д. и предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, пл. Рабочая, 6, для строительства детской образовательной организации; обязании Департамента архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону возобновить и завершить процедуру выделения без проведения торгов земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта по адресу: г. Ростов-на-Дону, пл. Рабочая, 6, для строительства детской образовательной организации.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 22.06.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение мотивировано тем, что предоставление земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта по ранее действовавшей процедуре на основании заявления без проведения торгов было возможно, если до 01.03.2015 принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта на таком земельном участке, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
Индивидуальный предприниматель Мацина Анжелика Дмитриевна обжаловала решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.06.2015 в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила обжалуемое решение отменить принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивированна тем, что суд не применил закон, подлежащий применению и действующий в период возникновения спорных отношений.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании предприниматель и его представитель повторили доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представители департамента архитектуры и администрации города сослались на то, что все необходимые мероприятия для принятия решения о предоставлении земельного участка без проведения торгов с предварительным согласованием места размещения объекта были выполнены, 18.02.2015 департаментом был подготовлено заключение о возможности предоставления земельного участка, однако ввиду вступления в силу изменений Земельного кодекса РФ, после 01.03.2015 отсутствовала формальная возможность закончить процедуру предоставления участка путем принятия соответствующего решения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ИП Мациной А.Д. 18.08.2014 получена лицензия N 4000 на осуществление образовательной деятельности.
ИП Мациной А.Д. в июне 2014 было подано заявление в постоянную комиссию по градостроительству и земельным ресурсам Ростовской-на-Дону городской Думы о предоставлении соответствующего земельного участка, свободного от чьих-либо законных прав и ограничений, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, Железнодорожный район, западнее жилого дома N 6 Рабочая площадь в кадастровом квартале 61:44:60534.
Обращениями от 16.07.2014, от 26.08.2014, адресованными Главному архитектору города, постоянная Комиссия просила оказать содействие ИП Мациной А.Д. в формировании соответствующего земельного участка с последующим его предоставлением в аренду.
Департаментом архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону подготовлены и направлены обращения в адрес Комитета по охране окружающей среды с просьбой рассмотреть возможность использования земельного участка для размещения вышеуказанного объекта при условии максимального сохранения зеленых насаждений и с учетом компенсационных мер по пересадке существующих зеленых насаждений, а также в администрацию Железнодорожного района с просьбой в соответствии с п. 2.19 ст. 53 Устава города Ростова-на-Дону и в соответствии с решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 22.02.2011 N 72 "Об утверждении положений об администрациях районов города Ростова-на-Дону" выполнить мероприятия по осуществлению муниципального земельного контроля в отношении рассматриваемой территории с целью освобождения от несанкционированно установленных временных металлических гаражей.
Письмом от 23.10.2014 N 59-34-1/39951 Комитет по охране окружающей среды информировал о возможности использования рассматриваемого земельного участка площадью 0,1068 га при условии выполнения ряда мероприятий.
Также Департаментом архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону направлены обращения в ОАО "Донэнерго", МУП "Теплокоммунэнерго, ОАО "МРСК-Юга"-"Ростовэнерго" по вопросу предоставления земельного участка.
В результате получены положительные заключения от ОАО "Донэнерго". (письмо исх. N 0920 от 24.12.2014 г.), МУП Теплокоммунэнерго (письмо исх. N 174 от 16.01.2015 г.). ОАО "ПО Водоканал", ОАО "Мобильные ТелеСистемы", филиал ОАО "МРСК Юга", о возможности подключения объекта к городским инженерным коммуникациям.
Кроме того, получены технологические условия на подключение от МУП Теплокоммунэнерго (исх. N 1 от 14.01.2015 г.).
15.09.2014 г. были внесены изменения в ПЗиЗ в части отнесения испрашиваемого земельного участка к единой территориальной зоне Ж-1.
Письмом от 14.11.2014 Департамент архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону уведомил предпринимателя о том, что по поручению Администрации города Ростова-на-Дону Департаментом архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону рассмотрено обращение о возможности предоставления земельного участка в Железнодорожном районе города. Департаментом получено положительное заключение от Комитета окружающей среды о возможности использования рассматриваемого земельного участка, площадью 0,1068 га при условии выполнения ряда мероприятий.
После освобождения территории от временных гаражей, незаконно установленных, Департамент архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону приступил к исходно-разрешительной документации с целью последующего предоставления земельного участка для строительства детской организации, в связи с чем, ИП Мациной А.Д. предложено определить вид разрешенного использования предоставляемого земельного участка в соответствии с Правилами землепользования и застройки.
18.02.2015 Департаментом архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону подготовлено заключение о возможности предоставления указанного участка для строительства образовательного учреждения, согласно которому в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, принимая во внимание социальную значимость объекта для жилого района, Департамент архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону счел возможным предоставление земельного участка площадью 1063 кв. м, для строительства организации дополнительного образования, при условии получения положительных заключений служб города и организации, эксплуатирующей подземный кабель.
Впоследствии, Департаментом архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону предпринимателю направлено письмо от 17.03.2015 N 59-34-2/5590 со ссылкой на пункт 1 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ об отсутствии возможности предоставления земельного участка без проведения торгов (аукциона), поскольку до 01.03.2015 не принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, обращение ИП Мациной А.Д. снято с рассмотрения.
Полагая незаконными действия Департамента архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону, Администрации города Ростова-на-Дону по отказу в рассмотрении заявки и предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке, предприниматель обратилась в суд с заявлением.
Повторно изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований согласиться с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Частью 5 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта возлагается на орган или лицо, которые приняли этот акт.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с предварительным согласованием мест размещения объектов регламентировался статьями 30, 31 ЗК РФ, действовавшими до 01.03.2015.
В соответствии с Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ с 01.03.2015 признана утратившей силу статья 31 Земельного кодекса, которой регламентировался порядок предоставления земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта строительства.
Согласно пункту 5 статьи 30 ЗК РФ на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в строительстве, осуществляется выбор земельного участка и принимается в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решение о предварительном согласовании места размещения объекта; выполняются в отношении земельного участка кадастровые работы, осуществляется его государственный кадастровый учет; принимается решение о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
На основании пункта 2 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Пунктом 3 статьи 31 ЗК РФ предусматривалась обязанность органов местного самоуправления городских или сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
В силу пунктов 5, 6 статьи 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Компетентный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, а в случае невозможности строительства объекта на испрашиваемом участке - решение об отказе в размещении объекта.
Согласно абзацу первому пункта 8 указанной статьи ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Пунктом 9 статьи 31 ЗК РФ устанавливалось право заинтересованных лиц на обжалование решения о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта.
В соответствии с п. 2. ст. 34 ФЗ от 23.06.2014 N 171-ФЗ, в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления в соответствии с Земельным кодексом РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) опубликовано извещение о проведении торгов (конкурса, аукциона) по продаже земельного участка или торгов (конкурса, аукциона) по продаже права на заключение договора аренды земельного участка либо сообщение о наличии предлагаемых для передачи в аренду и находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, предоставление таких земельных участков осуществляется в соответствии со статьями 30, 38, 38.1 и 38.2 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).
Принимая решение по делу, суд первой инстанции сослался на то, что спорные правоотношения в части определения срока и порядка предоставления земельного участка для организации строительства регламентируются п. 2.2.2 Решения Ростовской-на-Дону городской Думы от 15.07.2014 г. N 668 "Об утверждении Положения "О порядке предоставления земельных участков в г. Ростове-на-Дону".
С данным выводом суда апелляционная инстанция согласиться не может, поскольку пунктом 2.2.2 Решения N 668 регламентирован порядок предоставления земельных участков без предварительного согласования места размещения объекта физическим и юридическим лицам в аренду или собственность, следовательно, данное положение не распространяется на правоотношения по предоставлению земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта.
Постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 14.03.2014 года N 234 утвержден административный Регламент N АР-205-20 муниципальных услуг "Предоставление земельного участка для строительства, в том числе на новый срок" (далее - "Регламент").
Согласно пункту 1.1 Регламента административный регламент устанавливает порядок и последовательность выполнения муниципальным казенным учреждением "Управление многофункциональных центров города Ростова-на-Дону" (далее - МКУ "УМФЦ"), специалистами Департамента архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону (далее - ДАиГ), Департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону (далее - ДИЗО), Департамента координации строительства и перспективного развития города Ростова-на-Дону (далее - ДКСиПР) и МКУ "Фонд имущества г. Ростова-на-Дону" (далее - Фонд) действий при предоставлении муниципальных услуг "Предоставление земельного участка для строительства, в том числе на новый срок", а также порядок взаимодействия участников в ходе оказания данных услуг.
Целью муниципальных услуг является предоставление земельных участков для строительства, в том числе в аренду (с предварительным согласованием места размещения объекта) гражданам и юридическим лицам (пп. "а" п. 1.2 Регламента).
Разделом 3 Регламента определен состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме.
Так, п. 3.2. Регламента: Муниципальная услуга "Выбор земельного участка и предварительное согласование места размещения объекта на земельном участке для строительства" устанавливает, что порядок и условия предоставления услуги изложены в стандарте N СТ-205-20-3.2 (приложение 1 к настоящему Административному регламенту), услуга оказывается в соответствии с блок-схемой БС-1 (приложение 6 к настоящему Административному регламенту) и включает в себя следующие административные процедуры:
1. Консультирование, прием и регистрация заявления и пакета документов -1 день.
2. Подготовка и принятие постановления Администрации города Ростова-на-Дону "О предварительном согласовании места размещения объекта" -150 дней.
3. Согласование проекта постановления Администрации города в министерстве строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, Минимуществе РО -19 дней.
3.2.2. Административная процедура - подготовка и принятие постановления Администрации города Ростова-на-Дону "О предварительном согласовании места размещения объекта".
Ответственным за исполнение административной процедуры является ДАиГ.
Основанием для начала административной процедуры является поступление в КОО ДАиГ заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке для строительства и пакета документов.
Директор ДАиГ рассматривает заявление и налагает резолюцию.
В течение второго дня, следующего за приемным днем, специалист КОО ДАиГ вносит резолюцию директора ДАиГ в электронную систему документооборота и передает заявление начальнику ПО ДАиГ для наложения резолюции с поручением специалисту ПО ДАиГ рассмотрения и подготовки ответа.
Специалистом ПО ДАиГ в течение 7 дней проводится проверка полноты и достаточности представленных данных, проводится анализ градостроительных норм и правовых оснований предоставления земельного участка.
До истечения месячного срока со дня регистрации обращения заявитель письмом Администрации города уведомляется о принятии обращения к исполнению либо, в случае невозможности предварительного согласования места размещения объекта по результатам анализа градостроительных норм и правовых оснований для испрашиваемого земельного участка, об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта.
Технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, сроки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и срок действия технических условий, а также информация о плате за такое подключение (технологическое присоединение) предоставляются организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение четырнадцати дней со дня получения запроса от ДАиГ. Срок действия предоставленных технических условий и срок внесения платы за такое подключение (технологическое присоединение) устанавливаются организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не менее чем на три года, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.
На основании п. 5 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N 83, и ч. 9 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ, ДАиГ не позднее чем за 45 дней до даты принятия решений о предоставлении для строительства земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, обращается в организации, осуществляющие эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства, и не позднее 30 дней до даты принятия решения предоставляет заинтересованным лицам технические условия и информацию о плате за такое подключение (технологическое присоединение). По истечении 23 дней после подачи запроса ПО ДАиГ в течение 30 дней готовит документы выбора земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В случае отказа в выдаче технических условий, предусматривающих максимальную нагрузку, сроки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и срок действия технических условий, по истечении 53-дневного срока с момента регистрации заявки заявитель письмом Администрации города уведомляется об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта.
В случае получения технических условий, предусматривающих максимальную нагрузку, сроки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и срок действия технических условий, по истечении 53-дневного срока с момента регистрации заявки в течение 10 дней специалист ПО ДАиГ информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства путем публикации сообщения о предварительном согласовании места размещения объекта в периодическом издании "Ростов официальный".
В соответствии с Областным законом Ростовской области от 22.07.2003 N 19-ЗС "О регулировании земельных отношений в Ростовской области" после публикации сообщения о предварительном согласовании места размещения объекта в периодическом издании "Ростов официальный" для определения наличия дополнительной заявки установлен месячный срок.
По истечении месячного срока после публикации сообщения о предварительном согласовании места размещения объекта ПО ДАиГ посредством письменных уведомлений информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства. Срок информирования землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не должен превышать 7 дней.
Результаты выбора земельного участка в течение 20 дней оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные главным архитектором - директором ДАиГ схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
ДАиГ принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт выбора земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта оформляется проектом постановления Администрации города Ростова-на-Дону и визируется в порядке, установленном Регламентом работы Администрации города, в течение 30 дней.
Максимальный срок исполнения данной административной процедуры составляет 150 дней.
Пунктом 3.2.3 Регламента устанавливается административная процедура - согласование проекта постановления Администрации города в министерстве строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, Минимуществе РО.
Ответственным за исполнение данной процедуры является ДАиГ.
Согласование предоставления земельных участков осуществляется в соответствии с п. 3.8, 3.9 раздела 3 постановления Правительства Ростовской области от 22.03.2012 N 206 "Об установлении Порядка осуществления специальным областным органом исполнительной власти полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в границах городского округа "Город Ростов-на-Дону".
После визирования проекта постановления Администрации города о предварительном согласовании места размещения объекта в порядке, установленном Регламентом работы Администрации города, проект направляется ПО ДАиГ на согласование в министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области. По истечении 7 рабочих дней со дня поступления проекта постановления Администрации города министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области передает в Минимущество РО заключение о возможности либо отказе предварительного согласования места размещения объекта и проект постановления Администрации города. По истечении 7 рабочих дней со дня поступления документов Минимущество РО передает в ДАиГ распоряжение о возможности либо отказе в предварительном согласовании места размещения объекта. Решение об отказе в согласовании места размещения объекта принимается по результатам анализа градостроительных норм и правовых оснований для испрашиваемого земельного участка.
Максимальный срок исполнения данной административной процедуры составляет 19 дней.
Согласование проекта постановления Администрации города министерством строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, Минимуществом РО является основанием для выпуска постановления Администрации города о предварительном согласовании места размещения объекта.
Копия постановления Администрации города о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо мотивированный отказ в предварительном согласовании размещения объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта.
оформленное в виде постановления Администрации города, является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных лиц в предоставлении земельного участка для строительства и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Максимальный срок исполнения данной муниципальной услуги -170 дней.
Результатом предоставления муниципальной услуги является получение заявителем постановления Администрации города "О предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке для строительства" с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо мотивированный отказ в предоставлении муниципальной услуги.
Таким образом, соответствующая административная процедура с учетом первичного обращения ИП Мациной А.Д. в июне 2014 г. должна была быть завершена максимально до февраля 2015 г.
18 февраля 2015 г. Департаментом было выдано заключение, которым Департамент, 8 соответствии с ЗК РФ, принимая во внимание социальную значимость объекта для жилого района, считает возможным предоставление земельного участка площадью 1068 кв. м, для строительства организации дополнительного образования, при условии получения положительных заключений служб города, которые, как указано выше, были получены.
Регламентом "Предоставление земельного участка для строительства, в том числе на новый срок" установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги:
1) отсутствие у представителя заявителя соответствующих полномочий на получение муниципальной услуги;
2) представление заявителем документов с исправлениями;
3) незаполнение отдельных пунктов заявления;
4) наличие у заявителя неполного комплекта документов, предусмотренных в п. 11 настоящего Стандарта, из числа документов, необходимых и обязательных, подлежащих представлению заявителем;
5) наличие в представленных документах противоречащих друг другу сведений об объектах (земельных участках, зданиях, строениях, сооружениях) и (или) субъектах (заявителям) правоотношений;
6) отказ в согласовании договора аренды министерством имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области до устранения указанных замечаний.
Перечисленных оснований к отказу в предоставлении муниципальной услуги судебной коллегией не установлено.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что на спорные правоотношения по предоставлению ИП Мациной А.Д. земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, которые по административному регламенту должны были завершиться до февраля 2015 г., распространяются положения земельного законодательства, действовавшие в редакции до 01.03.2015 г.
Приведенные выше правовые нормы не предоставляют органам исполнительной власти право отказать в предоставлении земельного участка без указания причин соответствующего решения, отказ в осуществлении выбора земельного участка должен быть основан на нормах земельного законодательства Российской Федерации и не может быть произвольным.
Согласно ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Данная норма подтверждает наличие у органов местного самоуправления определенного объема прав в отношении муниципального имущества, вместе с тем не освобождает их от обязанности соблюдать требования специальных федеральных законов, в частности Земельного кодекса Российской Федерации.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков (п. 1 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
Между тем, письмо департамента от 17.03.2015 N 59-34-2/5590 не содержит указания на объективные обстоятельства, которые в силу требований закона, либо принятого в рамках предоставленных законом полномочий нормативного правового акта органа местного самоуправления являются основанием для отказа в проведении процедуры предоставления земельного участка в аренду для строительства капитального объекта.
Более того, доказательств, подтверждающих отнесение испрашиваемого предпринимателем земельного участка к изъятым либо ограниченным в обороте землям, зарезервированным в интересах государства либо муниципального образования, к земельным участкам, переданным либо подлежащим передаче иному субъекту права в рамках предусмотренных земельным законодательством Российской Федерации процедур, к земельным участкам, в отношении которых принято решение о развитии территорий либо о том, что предоставление таких участков осуществляется исключительно на торгах, до даты поступления заявления общества в орган местного самоуправления в материалы дела не представлено.
Подлежат отклонению доводы департамента о невозможности применения к спорным правоотношениям статей 28 - 31 Земельного кодекса Российской Федерации по причине утраты их силы с 01 марта 2015 года на основании Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" по следующим основаниям.
Пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено следующее, что до 1 марта 2018 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 1 марта 2015 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка. Условия предоставления земельных участков для государственных или муниципальных нужд должны предусматривать возмещение всех убытков, связанных с изъятием таких земельных участков у землепользователей, землевладельцев, расторжением или прекращением договоров аренды таких земельных участков. Земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого до 1 марта 2015 года принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, в течение трех лет со дня принятия этого решения не может быть предметом аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка и не может быть предоставлен без проведения торгов лицу, если оно не указанно в этом решении.
Пунктом 2 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, опубликовано извещение о проведении торгов (конкурса, аукциона) по продаже земельного участка или торгов (конкурса, аукциона) по продаже права на заключение договора аренды земельного участка либо сообщение о наличии предлагаемых для передачи в аренду и находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, предоставление таких земельных участков осуществляется в соответствии со статьями 30, 38, 38.1 и 38.2 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).
Учитывая, что предприниматель с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта обратился в июне 2014 года, для целей разрешения вопроса о соответствии принятого органом местного самоуправления решения закону применению подлежат нормы земельного законодательства Российской Федерации, действовавшие до 01.03.2015.
При таких обстоятельствах, учитывая срок для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства, установленный действовавшими на момент обращения нормативно-правовыми актами, апелляционный суд приходит к выводу, что отказ департамента, выраженный в письме от 17.03.2015, вынесен за пределами установленного законом срока.
Таким образом, в соответствии со статьей 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ истребуемый заявителем земельный участок, который находится в муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.
Поскольку доказательств, свидетельствующих о правомерности не принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта выбора испрашиваемого земельного участка под строительство, департамент суду не представил, апелляционный суд считает, что оспариваемый отказ является незаконным.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться, в том числе указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части (пункт 3 части 5 статьи 201 указанного Кодекса).
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене, как принятое с нарушением норм материального права.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.06.2015 по делу N А53-7507/2015 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Признать незаконными действия Департамента архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону и Администрации города Ростова-на-Дону по отказу в рассмотрении заявки индивидуального предпринимателя Мациной Анжелики Дмитриевны о предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке, расположенном по адресу: г. Ростов-на-Дону, пл. Рабочая, 6, для строительства детской образовательной организации.
Обязать Департамент архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону возобновить и завершить процедуру выделения без проведения торгов земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта по адресу: г. Ростов-на-Дону, пл. Рабочая, 6, для строительства детской образовательной организации.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Р.Р.ИЛЮШИН
Р.Р.ИЛЮШИН
Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
О.А.СУЛИМЕНКО
Т.Г.ГУДЕНИЦА
О.А.СУЛИМЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)