Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "07" мая 2014 года
Полный текст постановления изготовлен "15" мая 2014 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Жаткиной С.А.,
судей Борисовой Т.С., Шалкина В.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лабунским А.В.,
при участии в судебном заседании: от общества с ограниченной ответственностью "Саратовский трубный завод" - Овчинникова М.А., по доверенности от 25.04.2014,
рассмотрев апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от "27" января 2014 года по делу N А57-14878/2013, принятое судьей Николаевой Л.М.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Саратовский трубный завод" ИНН 6449036878 ОГРН 1056414942352, Саратовская обл., Энгельсский р-н, г. Энгельс,
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области ОГРН 1027700485757 ИНН 7705401340, г. Саратов,
третьи лица:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, г. Саратов,
Комитет по управлению имуществом Саратовской области, г. Саратов
Комитет по управлению имуществом Администрации Энгельсского муниципального района, Саратовская обл., Энгельсский р-н, г. Энгельс,
ФГУП "Ростехинветаризация - Федеральное БТИ", г. Москва,
Администрация Энгельсского муниципального района, г. Энгельс, Саратовская обл.,
ООО "Агентство оценки и экспертизы", г. Саратов,
Некоммерческое партнерство Саморегулируемая организация оценщиков "Деловой союз оценщиков", г. Москва,
об установлении кадастровой стоимости земельных участков,
установил:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Саратовский трубный завод" (далее - ООО "Саратовский трубный завод", истец) с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", ответчик) с исковым требованием, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -АПК РФ), просил:
- 1. Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:50:021606:9, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, проспект Строителей, д. 39В, равной его рыночной стоимости в размере 4 290 000 рублей на дату по состоянию, на которую была установлена его кадастровая стоимость - 02 июня 2012 года;
- 2. Обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" внести изменения в Государственный кадастр недвижимости, указав в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:50:021606:9 в размере 4 290 000 рублей;
- 3. Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:50:021606:83, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, проспект Строителей, д. 39В, равной его рыночной стоимости в размере 6 290 000 рублей на дату по состоянию, на которую была установлена его кадастровая стоимость- 02 июня 2012 года;
- 4. Обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" внести изменения в Государственный кадастр недвижимости, указав в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:50:021606:83 в размере 6 290 000 рублей;
- 5. Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:50:021606:120, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, проспект Строителей, Д.39В, равной его рыночной стоимости в размере 19 700 000 рублей на дату по состоянию, на которую была установлена его кадастровая стоимость - 02 июня 2012 года;
- 6. Обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" внести изменения в Государственный кадастр недвижимости, указав в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:50:021606:120 в размере 19 700 000 рублей.
Судом первой инстанции привлечены к участию в настоящем деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора: ФГУП "Ростехинветаризация - Федеральное БТИ", Администрация Энгельсского муниципального района, ООО "Агентство оценки и экспертизы", Некоммерческое партнерство Саморегулируемая организация оценщиков "Деловой союз оценщиков".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 27.01.2014 уточненные исковые требования удовлетворены.
ФГБУ "ФКП Росреестра", не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просило принятое по делу решение отменить, принять по делу новый судебный акт, в котором в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что ФГБУ "ФКП Росреестра" является ненадлежащим ответчиком по делу, результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Саратовской области утверждены распоряжением Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 N 989-р. Надлежащим ответчиком является Комитет по управлению имуществом Саратовской области. У суда первой инстанции отсутствовали правовые основания отдельным требованием обязывать ФГБУ "ФКП Росреестра" вносить изменения в сведения государственного кадастра недвижимости.
Комитет по управлению имуществом Саратовской области, ООО "Саратовский трубный завод" представили суду апелляционной инстанции письменные отзывы с обоснованием позиции по апелляционной жалобе, находят обжалуемый судебный акт законным и обоснованным..
В судебном заседании в суде апелляционной инстанции представитель ООО "Саратовский трубный завод" возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного рассмотрения извещены надлежащим образом в соответствии с частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). В соответствии с пунктом 3 статьи 156 АПК РФ, дело рассматривается в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Дело рассматривается в апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение представителя истца, участвующего в судебном заседании, проверив законность вынесенного судебного акта, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Как следует из материалов дела, между Комитетом по управлению имуществом администрации Энгельсского муниципального района и ООО "Саратовский трубный завод" заключены следующие договора аренды земельных участков:
- договор аренды земельного участка N 7969/1 от 05.12.2006, дополнительные соглашения от 18.06.2008, от 23.11.2011, от 06.04.2012 к договору земельного участка N 7969/1 от 05.12.2006 с кадастровым номером 64:50:021606:83, общей площадью 19 454 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственные здания по производству полимерных изделий, расположенный по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, проспект Строителей, Д.39В.
- - договор аренды находящегося в государственной собственности земельного Участка N 442 от 07.09.2005, дополнительные соглашения от 25.10.2007, 30.01.2012, 30.11.2012 к договору аренды находящегося в государственной собственности земельного участка с кадастровым номером 64:50:021606:9, общей площадью 12 668 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственные здания по производству полимерных изделий, расположенный по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, проспект Строителей, д. 39В;
- - договор аренды N 4577 о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды от 18.06.2002, дополнительные соглашения от 22.11.2011, от 09.04.2012 к договору аренды N 4577 о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды от 18.06.2002 с кадастровым номером 64:50:021606:120, общей площадью 68 406 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственные здания по производству полимерных изделий, расположенный по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, проспект Строителей, д. 39В.
Таким образом, в настоящее время арендатором земельных участков из земель населенных пунктов с кадастровым номером 64:50:021606:83, общей площадью 19 454 кв. м; с кадастровым номером 64:50:021606:9, общей площадью 12 668 кв. м; с кадастровым номером 64:50:021606:120, общей площадью 68 406 кв. м, является ООО "Саратовский трубный завод".
В соответствии пунктом 1 Постановления Правительства Саратовской области от 27.11.2007 N 412-П "Об установлении размера арендной платы за земельные участки и сроков ее внесения" годовой размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Саратовской области, а также за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается в зависимости от вида разрешенного использования в процентном отношении от кадастровой стоимости земельного участка.
Распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 года N 989-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" утверждены представленные Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области по состоянию на 02.06.2012, согласно приложениям N 1, 2 и 3, вступившие в силу со дня официального опубликования настоящего распоряжения - с 11.01.2013 (опубликовано на сайте сетевого издания "Новости Саратовской Губернии" 11.01.2013).
Согласно кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области по состоянию на 02.06.2012 кадастровая стоимость земельных участков составляет:
- - земельного участка с кадастровым номером 64:50:021606:9, общей площадью 12 668 кв. м - 10 079 040,84 рублей;
- - земельного участка с кадастровым номером 64:50:021606:83, общей площадью 19 454 кв. м - 15 474 100,68 рублей;
- - земельного участка с кадастровым номером 64:50:021606:120, общей площадью 68 406 кв. м - 54 413 552,70 рублей.
Между тем, согласно отчету независимого оценщика ООО "Агентство оценки и экспертизы" N 0706.13Б/36, рыночная стоимость земельных участков составляет:
- - земельного участка с кадастровым номером 64:50:021606:9, общей площадью 12 668 кв. м - 4 290 000 рублей;
- - земельного участка с кадастровым номером 64:50:021606:83, общей площадью 19 454 кв. м - 6 290 000 рублей;
- - земельного участка с кадастровым номером 64:50:021606:120, общей площадью 68 406 кв. м -19 700 000 рублей.
Согласно положительного экспертного заключения N 798/06/13 от 29.06.2013 НП Саморегулируемой организации оценщиков "Деловой союз" содержание отчета N 0706.13Б/36 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона об оценочной деятельности, а также требованиям федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также стандартам и правилам оценочной деятельности НП Саморегулируемой организации оценщиков "Деловой союз".
Истец полагает, что результаты кадастровой оценки значительно превышающей действительную стоимость земельного участка, нарушают права истца в сфере предпринимательской деятельности, поскольку возлагают на него обязанность по уплате завышенной и экономически необоснованной арендной платы за землю.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, нормы статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), а также положения Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и невозможность разрешения спора во внесудебном порядке, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая законный и обоснованный судебный акт об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В рассматриваемом случае кадастровая стоимость спорных земельных участков определена на основании постановления Губернатора Волгоградской области "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области" от 20.11.2012 N 1130.
При этом, пункт 3 статьи 33 ЗК РФ устанавливает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в который была включена глава "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
При этом в силу статей 5 и 6 Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ на спорные правоотношения по данному делу вышеуказанные нормы не распространяются и истец воспользоваться механизмом Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ не может.
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ в редакции, действовавшей в период до вступления в законную силу Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 ЗК РФ действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 ЗК РФ как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Указанные Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (пункт 1 Правил).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
На основании пункта 10 федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2007 N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (Определение Конституционного Суда РФ от 01.03.2011 N 275-О-О).
Согласно правовой позиции Высшего арбитражного суда РФ, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ N 913/11 от 28.06.2011, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. При этом, достоверность определения кадастровой стоимости принадлежащего истцу на праве аренды земельного участка, как и нормативный акт о ее утверждении, предметом оспаривания по настоящему делу не являются.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" закреплено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, в том числе осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии.
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе.
В части 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" указано, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета вправе осуществлять подведомственные ему государственные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
Приказом Росреестра от 11.03.2010 N П/93 Федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации (в настоящее время правопреемником является Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии") наделены полномочиями органа кадастрового учета.
Следовательно, истец обоснованно заявил иск в исковом порядке к органу кадастрового учета. Такое требование не связанно с оспариванием действий органов кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства. Заявленные истцом требования по существу имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. Следовательно, такое требование, предъявленное к Федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата", наделенному полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком.
В соответствии с пунктом 1 статьи 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности, то есть с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.06.2013 N ВАС-10761/11 указано, что датой, по состоянию на которую определяется рыночная стоимость участка, следует считать дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость участка, то обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
Согласно отчету N 0706.13Б/36 от 25 июня 2013 года об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:50:021606:9, общей площадью 12 668 кв. м; земельного участка с кадастровым номером 64:50:021606:83, общей площадью 19 454 кв. м; земельного участка с кадастровым номером 64:50:021606:120, общей площадью 68 406 кв. м, представленному истцом в материалы дела, рыночная стоимость арендуемых земельных участков составляет:
- - земельного участка с кадастровым номером 64:50:021606:9, общей площадью 12 668 кв. м - 4 290 000 рублей;
- - земельного участка с кадастровым номером 64:50:021606:83, общей площадью 19 454 кв. м - 6 290 000 рублей;
- - земельного участка с кадастровым номером 64:50:021606:120, общей площадью 68 406 кв. м -19 700 000 рублей.
В соответствии с абзацем третьим пункта 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" установлено, что в силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
Участники процесса в суде первой инстанции не высказали намерений о назначении и проведении по делу судебной экспертизы, в связи с чем Арбитражный суд Саратовской области пришел к правомерному выводу, что Отчет N 0706.13Б/36 от 25 июня 2013 года, содержит все предусмотренные законодательством разделы и сведения. В отчете указаны общая информация, идентифицирующая объект оценки; анализ рынка объекта оценки; описание процесса оценки; анализ наилучшего и наиболее эффективного использования; результаты, полученные при применении различных подходов к оценке; итоговая величина стоимости объекта оценки. Каких-либо доказательств, свидетельствующих о занижении оценщиком рыночной стоимости спорных земельных участков, либо о наличии объективных сомнений по поводу достоверности проведенной оценки, суду не представлено.
Кроме того, Согласно положительного экспертного заключения N 798/06/13 от 29.06.2013, составленного НП Саморегулируемой организации оценщиков "Деловой союз" содержание отчета N 0706.13Б/36 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона об оценочной деятельности, а также требованиям федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также стандартам и правилам оценочной деятельности НП Саморегулируемой организации оценщиков "Деловой союз".
В Постановлении от 25.06.2013 N 10761/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
Вместе с тем, суд первой инстанции правомерно не согласился с истцом в части формулировки требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной по состоянию на 02.06.2012.
Согласно правовой позиции Высшего арбитражного суда РФ, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ N 913/11 от 28.06.2011, рыночная стоимость в данном случае распространяет свое действие лишь на будущий период и подлежит внесению в кадастр исключительно с момента вступления судебного акта в законную силу.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" новые учетные записи вносятся в государственный кадастр недвижимости по состоянию на текущую дату. Включение любых сведений на прошедшую дату действующим законодательством не предусмотрено.
Данная позиция поддерживается также ФАС Поволжского округа в Постановлении от 19.07.2012 по делу N А65-5901/2011.
При данных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении исковых требований истца об установлении кадастровой стоимости спорных земельных участков в размере, заявленном истцом.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ.
Довод апелляционной жалобы ответчика о неправомерном привлечении судом ФГБУ "ФКП Росреестра" в качестве ответчика по делу судом апелляционной инстанции отклоняется, как противоречащий нормам Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 "О наделении Федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата".
Иные доводы апелляционной жалобы также отклоняются судом апелляционной инстанции по основаниям, изложенным в настоящем постановлении.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявленного иска, суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем, у судебной коллегии нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба ФГБУ "ФКП Росреестра" удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,
постановил:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 27 января 2014 года по делу N А57-14878/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд 1-ой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
С.А.ЖАТКИНА
Судьи
Т.С.БОРИСОВА
В.Б.ШАЛКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.05.2014 ПО ДЕЛУ N А57-14878/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 мая 2014 г. по делу N А57-14878/2013
Резолютивная часть постановления объявлена "07" мая 2014 года
Полный текст постановления изготовлен "15" мая 2014 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Жаткиной С.А.,
судей Борисовой Т.С., Шалкина В.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лабунским А.В.,
при участии в судебном заседании: от общества с ограниченной ответственностью "Саратовский трубный завод" - Овчинникова М.А., по доверенности от 25.04.2014,
рассмотрев апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от "27" января 2014 года по делу N А57-14878/2013, принятое судьей Николаевой Л.М.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Саратовский трубный завод" ИНН 6449036878 ОГРН 1056414942352, Саратовская обл., Энгельсский р-н, г. Энгельс,
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области ОГРН 1027700485757 ИНН 7705401340, г. Саратов,
третьи лица:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, г. Саратов,
Комитет по управлению имуществом Саратовской области, г. Саратов
Комитет по управлению имуществом Администрации Энгельсского муниципального района, Саратовская обл., Энгельсский р-н, г. Энгельс,
ФГУП "Ростехинветаризация - Федеральное БТИ", г. Москва,
Администрация Энгельсского муниципального района, г. Энгельс, Саратовская обл.,
ООО "Агентство оценки и экспертизы", г. Саратов,
Некоммерческое партнерство Саморегулируемая организация оценщиков "Деловой союз оценщиков", г. Москва,
об установлении кадастровой стоимости земельных участков,
установил:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Саратовский трубный завод" (далее - ООО "Саратовский трубный завод", истец) с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", ответчик) с исковым требованием, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -АПК РФ), просил:
- 1. Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:50:021606:9, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, проспект Строителей, д. 39В, равной его рыночной стоимости в размере 4 290 000 рублей на дату по состоянию, на которую была установлена его кадастровая стоимость - 02 июня 2012 года;
- 2. Обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" внести изменения в Государственный кадастр недвижимости, указав в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:50:021606:9 в размере 4 290 000 рублей;
- 3. Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:50:021606:83, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, проспект Строителей, д. 39В, равной его рыночной стоимости в размере 6 290 000 рублей на дату по состоянию, на которую была установлена его кадастровая стоимость- 02 июня 2012 года;
- 4. Обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" внести изменения в Государственный кадастр недвижимости, указав в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:50:021606:83 в размере 6 290 000 рублей;
- 5. Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:50:021606:120, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, проспект Строителей, Д.39В, равной его рыночной стоимости в размере 19 700 000 рублей на дату по состоянию, на которую была установлена его кадастровая стоимость - 02 июня 2012 года;
- 6. Обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" внести изменения в Государственный кадастр недвижимости, указав в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:50:021606:120 в размере 19 700 000 рублей.
Судом первой инстанции привлечены к участию в настоящем деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора: ФГУП "Ростехинветаризация - Федеральное БТИ", Администрация Энгельсского муниципального района, ООО "Агентство оценки и экспертизы", Некоммерческое партнерство Саморегулируемая организация оценщиков "Деловой союз оценщиков".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 27.01.2014 уточненные исковые требования удовлетворены.
ФГБУ "ФКП Росреестра", не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просило принятое по делу решение отменить, принять по делу новый судебный акт, в котором в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что ФГБУ "ФКП Росреестра" является ненадлежащим ответчиком по делу, результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Саратовской области утверждены распоряжением Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 N 989-р. Надлежащим ответчиком является Комитет по управлению имуществом Саратовской области. У суда первой инстанции отсутствовали правовые основания отдельным требованием обязывать ФГБУ "ФКП Росреестра" вносить изменения в сведения государственного кадастра недвижимости.
Комитет по управлению имуществом Саратовской области, ООО "Саратовский трубный завод" представили суду апелляционной инстанции письменные отзывы с обоснованием позиции по апелляционной жалобе, находят обжалуемый судебный акт законным и обоснованным..
В судебном заседании в суде апелляционной инстанции представитель ООО "Саратовский трубный завод" возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного рассмотрения извещены надлежащим образом в соответствии с частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). В соответствии с пунктом 3 статьи 156 АПК РФ, дело рассматривается в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Дело рассматривается в апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение представителя истца, участвующего в судебном заседании, проверив законность вынесенного судебного акта, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Как следует из материалов дела, между Комитетом по управлению имуществом администрации Энгельсского муниципального района и ООО "Саратовский трубный завод" заключены следующие договора аренды земельных участков:
- договор аренды земельного участка N 7969/1 от 05.12.2006, дополнительные соглашения от 18.06.2008, от 23.11.2011, от 06.04.2012 к договору земельного участка N 7969/1 от 05.12.2006 с кадастровым номером 64:50:021606:83, общей площадью 19 454 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственные здания по производству полимерных изделий, расположенный по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, проспект Строителей, Д.39В.
- - договор аренды находящегося в государственной собственности земельного Участка N 442 от 07.09.2005, дополнительные соглашения от 25.10.2007, 30.01.2012, 30.11.2012 к договору аренды находящегося в государственной собственности земельного участка с кадастровым номером 64:50:021606:9, общей площадью 12 668 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственные здания по производству полимерных изделий, расположенный по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, проспект Строителей, д. 39В;
- - договор аренды N 4577 о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды от 18.06.2002, дополнительные соглашения от 22.11.2011, от 09.04.2012 к договору аренды N 4577 о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды от 18.06.2002 с кадастровым номером 64:50:021606:120, общей площадью 68 406 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственные здания по производству полимерных изделий, расположенный по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, проспект Строителей, д. 39В.
Таким образом, в настоящее время арендатором земельных участков из земель населенных пунктов с кадастровым номером 64:50:021606:83, общей площадью 19 454 кв. м; с кадастровым номером 64:50:021606:9, общей площадью 12 668 кв. м; с кадастровым номером 64:50:021606:120, общей площадью 68 406 кв. м, является ООО "Саратовский трубный завод".
В соответствии пунктом 1 Постановления Правительства Саратовской области от 27.11.2007 N 412-П "Об установлении размера арендной платы за земельные участки и сроков ее внесения" годовой размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Саратовской области, а также за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается в зависимости от вида разрешенного использования в процентном отношении от кадастровой стоимости земельного участка.
Распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 года N 989-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" утверждены представленные Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области по состоянию на 02.06.2012, согласно приложениям N 1, 2 и 3, вступившие в силу со дня официального опубликования настоящего распоряжения - с 11.01.2013 (опубликовано на сайте сетевого издания "Новости Саратовской Губернии" 11.01.2013).
Согласно кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области по состоянию на 02.06.2012 кадастровая стоимость земельных участков составляет:
- - земельного участка с кадастровым номером 64:50:021606:9, общей площадью 12 668 кв. м - 10 079 040,84 рублей;
- - земельного участка с кадастровым номером 64:50:021606:83, общей площадью 19 454 кв. м - 15 474 100,68 рублей;
- - земельного участка с кадастровым номером 64:50:021606:120, общей площадью 68 406 кв. м - 54 413 552,70 рублей.
Между тем, согласно отчету независимого оценщика ООО "Агентство оценки и экспертизы" N 0706.13Б/36, рыночная стоимость земельных участков составляет:
- - земельного участка с кадастровым номером 64:50:021606:9, общей площадью 12 668 кв. м - 4 290 000 рублей;
- - земельного участка с кадастровым номером 64:50:021606:83, общей площадью 19 454 кв. м - 6 290 000 рублей;
- - земельного участка с кадастровым номером 64:50:021606:120, общей площадью 68 406 кв. м -19 700 000 рублей.
Согласно положительного экспертного заключения N 798/06/13 от 29.06.2013 НП Саморегулируемой организации оценщиков "Деловой союз" содержание отчета N 0706.13Б/36 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона об оценочной деятельности, а также требованиям федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также стандартам и правилам оценочной деятельности НП Саморегулируемой организации оценщиков "Деловой союз".
Истец полагает, что результаты кадастровой оценки значительно превышающей действительную стоимость земельного участка, нарушают права истца в сфере предпринимательской деятельности, поскольку возлагают на него обязанность по уплате завышенной и экономически необоснованной арендной платы за землю.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, нормы статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), а также положения Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и невозможность разрешения спора во внесудебном порядке, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая законный и обоснованный судебный акт об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В рассматриваемом случае кадастровая стоимость спорных земельных участков определена на основании постановления Губернатора Волгоградской области "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области" от 20.11.2012 N 1130.
При этом, пункт 3 статьи 33 ЗК РФ устанавливает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в который была включена глава "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
При этом в силу статей 5 и 6 Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ на спорные правоотношения по данному делу вышеуказанные нормы не распространяются и истец воспользоваться механизмом Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ не может.
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ в редакции, действовавшей в период до вступления в законную силу Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 ЗК РФ действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 ЗК РФ как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Указанные Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (пункт 1 Правил).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
На основании пункта 10 федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2007 N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (Определение Конституционного Суда РФ от 01.03.2011 N 275-О-О).
Согласно правовой позиции Высшего арбитражного суда РФ, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ N 913/11 от 28.06.2011, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. При этом, достоверность определения кадастровой стоимости принадлежащего истцу на праве аренды земельного участка, как и нормативный акт о ее утверждении, предметом оспаривания по настоящему делу не являются.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" закреплено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, в том числе осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии.
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе.
В части 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" указано, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета вправе осуществлять подведомственные ему государственные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
Приказом Росреестра от 11.03.2010 N П/93 Федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации (в настоящее время правопреемником является Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии") наделены полномочиями органа кадастрового учета.
Следовательно, истец обоснованно заявил иск в исковом порядке к органу кадастрового учета. Такое требование не связанно с оспариванием действий органов кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства. Заявленные истцом требования по существу имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. Следовательно, такое требование, предъявленное к Федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата", наделенному полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком.
В соответствии с пунктом 1 статьи 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности, то есть с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.06.2013 N ВАС-10761/11 указано, что датой, по состоянию на которую определяется рыночная стоимость участка, следует считать дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость участка, то обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
Согласно отчету N 0706.13Б/36 от 25 июня 2013 года об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:50:021606:9, общей площадью 12 668 кв. м; земельного участка с кадастровым номером 64:50:021606:83, общей площадью 19 454 кв. м; земельного участка с кадастровым номером 64:50:021606:120, общей площадью 68 406 кв. м, представленному истцом в материалы дела, рыночная стоимость арендуемых земельных участков составляет:
- - земельного участка с кадастровым номером 64:50:021606:9, общей площадью 12 668 кв. м - 4 290 000 рублей;
- - земельного участка с кадастровым номером 64:50:021606:83, общей площадью 19 454 кв. м - 6 290 000 рублей;
- - земельного участка с кадастровым номером 64:50:021606:120, общей площадью 68 406 кв. м -19 700 000 рублей.
В соответствии с абзацем третьим пункта 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" установлено, что в силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
Участники процесса в суде первой инстанции не высказали намерений о назначении и проведении по делу судебной экспертизы, в связи с чем Арбитражный суд Саратовской области пришел к правомерному выводу, что Отчет N 0706.13Б/36 от 25 июня 2013 года, содержит все предусмотренные законодательством разделы и сведения. В отчете указаны общая информация, идентифицирующая объект оценки; анализ рынка объекта оценки; описание процесса оценки; анализ наилучшего и наиболее эффективного использования; результаты, полученные при применении различных подходов к оценке; итоговая величина стоимости объекта оценки. Каких-либо доказательств, свидетельствующих о занижении оценщиком рыночной стоимости спорных земельных участков, либо о наличии объективных сомнений по поводу достоверности проведенной оценки, суду не представлено.
Кроме того, Согласно положительного экспертного заключения N 798/06/13 от 29.06.2013, составленного НП Саморегулируемой организации оценщиков "Деловой союз" содержание отчета N 0706.13Б/36 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона об оценочной деятельности, а также требованиям федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также стандартам и правилам оценочной деятельности НП Саморегулируемой организации оценщиков "Деловой союз".
В Постановлении от 25.06.2013 N 10761/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
Вместе с тем, суд первой инстанции правомерно не согласился с истцом в части формулировки требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной по состоянию на 02.06.2012.
Согласно правовой позиции Высшего арбитражного суда РФ, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ N 913/11 от 28.06.2011, рыночная стоимость в данном случае распространяет свое действие лишь на будущий период и подлежит внесению в кадастр исключительно с момента вступления судебного акта в законную силу.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" новые учетные записи вносятся в государственный кадастр недвижимости по состоянию на текущую дату. Включение любых сведений на прошедшую дату действующим законодательством не предусмотрено.
Данная позиция поддерживается также ФАС Поволжского округа в Постановлении от 19.07.2012 по делу N А65-5901/2011.
При данных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении исковых требований истца об установлении кадастровой стоимости спорных земельных участков в размере, заявленном истцом.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ.
Довод апелляционной жалобы ответчика о неправомерном привлечении судом ФГБУ "ФКП Росреестра" в качестве ответчика по делу судом апелляционной инстанции отклоняется, как противоречащий нормам Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 "О наделении Федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата".
Иные доводы апелляционной жалобы также отклоняются судом апелляционной инстанции по основаниям, изложенным в настоящем постановлении.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявленного иска, суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем, у судебной коллегии нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба ФГБУ "ФКП Росреестра" удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,
постановил:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 27 января 2014 года по делу N А57-14878/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд 1-ой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
С.А.ЖАТКИНА
Судьи
Т.С.БОРИСОВА
В.Б.ШАЛКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)