Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 19.10.2015 N Ф05-13871/2015 ПО ДЕЛУ N А41-11490/15

Требование: О признании права собственности РФ на земельный участок отсутствующим.

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истец, заключивший с третьим лицом договор купли-продажи земельного участка, полагает, что регистрация права собственности РФ на участок проведена с нарушением ст. 17 ЗК РФ и ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", действовавшего на момент регистрации права собственности на участок.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 октября 2015 г. по делу N А41-11490/15


Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 19 октября 2015 года
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Красновой С.В.,
судей Агапова М.Р., Долгашевой В.А.,
при участии в заседании:
от заявителя - Комитета по управлению имуществом администрации Зарайского муниципального района - не явился, извещен,
от заинтересованного лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области - не явился, извещен,
от третьих лиц - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - не явился, извещен,
Администрация Зарайского муниципального района Московской области - не явился, извещен,
Тимошиной Лидии Иосифовны - не явился, извещен,
рассмотрев 15 октября 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области
на решение от 08 апреля 2015 года
Арбитражного суда Московской области
принятое судьей Гриневой А.В.,
на постановление от 07 июля 2015 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Епифанцевой С.Ю., Катькиной Н.Н., Огурцовым Н.А.
по исковому заявлению Комитета по управлению имуществом Администрации Зарайского муниципального района
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области
о признании права собственности отсутствующим
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Администрация Зарайского муниципального района Московской области, Тимошина Лидия Иосифовна

установил:

Комитет по управлению имуществом администрации Зарайского муниципального района (далее - комитет) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ Росимущества по Московской области) о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 1 578 кв. м, с кадастровым номером 50:38:060317:0086, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: Московская область, Зарайский район, с/з "40 лет Октября", ул. Пролетарская, д. 41.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Администрация Зарайского муниципального района Московской области, Тимошина Лидия Иосифовна.
Решением от 08 апреля 2015 года Арбитражный суд Московской области удовлетворил исковые требования. Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 07 июля 2015 года решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с решением и постановлением судов, ТУ Росимущества по Московской области обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить как незаконные и необоснованные, принятые с нарушением норм материального и процессуального права.
Судебное заседание было отложено с 29 сентября 2015 года на 15 октября 2015 года.
Участвующие в деле лица, извещенные о слушании кассационной жалобы в установленном законом порядке, представителей в суд не направили. Суд кассационной инстанции счел возможным рассмотреть кассационную жалобу без участия лиц, не явившихся в судебное заседание, поскольку в силу пункта 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, не может являться препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства. Информация о движении дела опубликована на официальном Интернет-сайте суда.
Отводов составу суда и отзыва на кассационную жалобу не поступило.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Судами установлено, что на основании постановления Администрации Зарайского муниципального района от 22.09.2004 N 536/9, между комитетом (арендодатель) и Тимошиным Николаем Николаевичем (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка N 115 от 13.10.2004, согласно условиям которого арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 50:38:060317:0086 общей площадью 1578 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, расположенный по адресу: Московская область, Зарайский район, с/з "40 лет Октября", ул. Пролетарская, д. 41, для использования в целях ведения личного подсобного хозяйства, сроком на 49 лет.
Указанный договор был зарегистрирован в установленном законом порядке Московской областной регистрационной палатой 27 октября 2004 года за N 50-01/38-10/2004-133 года.
Согласно кадастровому плану земельного участка от 05.10.2004 сведения о правах на земельный участок с кадастровым номером 50:38:060317:0086 отсутствовали.
01.12.2012 года между комитетом и Тимошиной Л.И. подписано соглашение о внесении дополнений в договор аренды земельного участка N 115 от 13.10.2004, согласно которому в договор аренды были внесены изменения, в частности, изменился арендатор с Тимошина Н.Н. на Тимошину Л.Ф. на основании свидетельства о праве на наследство от 09.11.2012.
03.09.2013 года между комитетом и Тимошиной Л.И. было подписано соглашение о расторжении договора аренды земельного участка N 115 от 13.10.2004.
04.09.2013 между комитетом (продавец) и Тимошиной Л.И. (покупатель) был заключен договор купли-продажи земельного участка N 98, в соответствии с которым продавец передает, а покупатель покупает земельный участок с кадастровым номером 50:38:060317:0086 общей площадью 1578 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, расположенный по адресу: Московская область, Зарайский район, с/з "40 лет Октября", ул. Пролетарская, д. 41, для использования в целях ведения личного подсобного хозяйства.
Между тем согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) от 26.07.2013 земельный участок с кадастровым номером 50:38:060317:0086 находится в собственности Российской Федерации.
Истец полагает, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации на земельный участок проведена с нарушением статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (далее - ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю"), действовавшего на момент регистрации права собственности на спорный земельный участок.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю" право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Комитет, считая, что у Российской Федерации отсутствует право собственности на спорный земельный участок, обратился в суд с настоящими требованиями.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В силу положений статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю и которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Согласно пункту 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
- земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
- земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук;
- земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;
- иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В силу положений пункта 1, 2 статьи 2 Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю", действовавших на момент регистрации права собственности Российской Федерации, право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об учреждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.
В рассматриваемом деле судами установлено, что спорный земельный участок относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Из акта обследования спорного земельного участка от 20.09.2013 следует, что на земельном участке с кадастровым номером 50:38:060317:0086 расположены два гаража, сарай, часть жилого дома, принадлежащие Тимошиной Л.И. на праве собственности. Земельный участок используется для ведения личного подсобного хозяйства, объектов, возможно находящихся в собственности Российской Федерации, на участке не обнаружено.
С учетом вышеизложенного суды двух инстанций пришли к выводу о том, что запись в ЕГРП о праве собственности Российской Федерации, внесенная в отсутствие на то правовых оснований, нарушает законные права истца в отношении земельного участка и не позволяет ему в полной мере осуществлять возложенные на него законом полномочия по распоряжению спорным земельным участком, относящимся к неразграниченной государственной собственности.
Таким образом, довод кассационной жалобы о том, что спорный объект недвижимости относится к перечню земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, был предметом рассмотрения судов двух инстанций и с учетом отсутствия доказательств его подтверждения материалами дела получил надлежащую оценку.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку выводов судов первой и апелляционной инстанции, что в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается при рассмотрении спора в суде кассационной инстанции.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отклоняя ходатайство заявителя о применении срока исковой давности к заявленным требования, суды со ссылкой на материалы дела указали на то, что о наличии регистрации права собственности на данное имущество истцу не могло быть известно ранее 26.07.2013 - момента получения выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 26.07.2013, поскольку сведений о наличии зарегистрированных прав в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:38:060317:0086 в кадастровых паспортах не имелось, права аренды в отношении него регистрировались без каких-либо замечаний.
При таких обстоятельствах комитету стало известно о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок только 26.07.2013, в связи с чем исковое заявление было подано с соблюдением срока исковой давности.









































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)