Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 февраля 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбик В.М.
судей Полубехиной Н.С., Старовойтовой О.Р.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Кривобоковым К.В.
при участии:
от заявителя: представителя Катукова А.В. (доверенность от 15.07.2013)
от заинтересованного лица: представителя Мануловой О.П. (доверенность от 09.01.2014),
от 3-х лиц: 1. представителя Мануловой О.П. (доверенность от 27.12.2013), 2. представителя Ефремкина С.А. (доверенность от 09.01.2014), 3. представителя Винокурова А.Н. (доверенность от 28.10.2013)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационные номера 13АП-27236/2013, 13АП-25895/2013) Правительства Санкт-Петербурга и Комитета по строительству, Общества с ограниченной ответственностью "Кулон СПб" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.11.2013 по делу N А56-42615/2013 (судья Иванилова О.Б.) с учетом определения об исправлении опечатки от 08.11.2013, принятое
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Кулон СПб"
заинтересованное лицо: Правительство Санкт-Петербурга
3-и лица: 1) Комитет по строительству, 2) Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение "Управление инвестиций", 3) Общество с ограниченной ответственностью "Проектно-строительная компания "Стринко"
о признании бездействия незаконным, об обязании совершить определенные действия,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Кулон СПб" (далее - ООО "Кулон СПб", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Правительству (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), просил признать незаконным бездействие Правительства Санкт-Петербурга (далее - Правительство), выразившееся в непринятии решения о предоставлении заявителю земельного участка площадью 22 748 кв. м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, поселок Шушары, Пулковское шоссе, участок 1 (южнее дома 52, лит. А по Пулковскому шоссе), кадастровый номер 78:42:15103:50; земельного участка площадью 16244 кв. м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Пушкинский район, поселок Шушары, Пулковское шоссе, участок 1 (южнее дома 54, лит. И по Пулковскому шоссе), кадастровый номер 78:42:15103:89; земельного участка площадью 8596 кв. м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Пушкинский район, поселок Шушары, Пулковское шоссе, участок 1 (юго-восточнее дома 54, лит. Б по Пулковскому шоссе), кадастровый номер 78:42:15103:90, а также обязать Правительство издать постановление о предоставлении Обществу вышеназванных земельных участков для строительства по их рыночной стоимости, определенной в соответствии с отчетами об оценке от 24.01.2013 NN 31-1-1086/2012, 31-1-1029/2012, 31-1-1030/2012 (л.д. 100 т. 4).
К участию в деле третьими лицами без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Комитет по строительству, Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение "Управление инвестиций" (далее - Учреждение) и Общество с ограниченной ответственностью "Проектно-строительная компания "Стринко" (далее - ООО "ПСК "Стринко").
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области решением от 08.11.2013 (с учетом определения об исправлении опечатки от 08.11.2013) признал незаконным бездействие Правительства Санкт-Петербурга, выразившееся в непринятии решения о предоставлении заявителю земельного участка площадью 22 748 кв. м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, поселок Шушары, Пулковское шоссе, участок 1 (южнее дома 52, лит. А по Пулковскому шоссе), кадастровый номер 78:42:15103:50; земельного участка площадью 16 244 кв. м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Пушкинский район, поселок Шушары, Пулковское шоссе, участок 1 (южнее дома 54, лит. И по Пулковскому шоссе), кадастровый номер 78:42:15103:89; земельного участка площадью 8 596 кв. м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Пушкинский район, поселок Шушары, Пулковское шоссе, участок 1 (юго-восточнее дома 54, лит. Б по Пулковскому шоссе), кадастровый номер 78:42:15103:90. Суд обязал Правительство Санкт-Петербурга издать постановление о предоставлении ООО "Кулон СПб" вышеназванных земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов по их рыночной стоимости, определенной в соответствии с отчетами об оценке от 24.01.2013 NN 31-1-1086/2012, 31-1-1029/2012, 31-1-1030/2012. Также с Правительства в пользу ООО "Кулон СПб" взыскано 2 000 руб. расходов по госпошлине.
ООО "Кулон СПб" подало апелляционную жалобу, в которой просило решение изменить, дополнив мотивировочную часть решения выводами о необоснованности доводов заинтересованных лиц. Правительство и Комитет по строительству возразили против удовлетворения апелляционной жалобы Общества.
Правительство Санкт-Петербурга и Комитет по строительству также подали апелляционную жалобу, в которой просили решении отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы Правительство и Комитет по строительству указали следующие доводы. Вывод суда о бездействии Правительства противоречит фактическим обстоятельствам дела. Правительство как координирующий орган не может рассматриваться в качестве надлежащего субъекта ответственности за нарушение другими органами исполнительной власти, если таковые имели место. Вывод суда о том, что участок 1 не был сформирован на момент подачи Обществом заявления о предоставлении земельного участка для строительства, в связи с чем предоставление его по процедуре предварительного согласования правомерно, не соответствует фактическим обстоятельствам дела (Положение о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования, утвержденное постановлением правительства Санкт-Петербурга от 31.12.2010 N 1813, постановление правительства Санкт-Петербурга от 16.12.2003 N 100 "Об утверждении Регламента правительства Санкт-Петербурга"). Вывод суда, основанный на заключении СПБ ГУП "ГУИОН", о том, что объекты, расположенные в границах участка 1, не являются объектами недвижимости, не соответствует содержанию указанного заключения. Заключение суда о тождественности земельных участков с кадастровыми номерами 78:42:15103:77 и 78:42:15103:89 (участок 2) и различной площадью противоречит Земельному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". В результате ошибочных выводов суда об идентичности земельных участков последовала неправильная оценка обстоятельств, касающихся наличия разрешения на условно разрешенный вид использования в отношении участка 2. Вывод суда о том, что изменение параметров земельного участка, предоставляемого по процедуре предварительного согласования мест размещения объекта, уже после публичного информирования населения о его предстоящем предоставлении, что имело место в отношении участка 1, не требует повторного информирования населения, противоречит нормам пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 9 Закона Санкт-Петербурга от 20.07.2006 N 400-61 "О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге", и пункту 4.1.5 (возможно, податели жалобы имели в виду пункт 4.1.4) Положения о порядке принятия решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства и реконструкции, утвержденного постановлением правительства от 21.09.2004 N 1592 (далее - Положение 2004 года, утратило силу в связи с изданием постановления правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2010 N 1813). Нарушение порядка информирования населения при проведении процедуры предварительного согласования имело место также и в отношении участка 3. Ошибочным, по мнению подателей жалобы, является вывод суда о том, что обязанность по направлению запроса в Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга была установлена для уполномоченного органа после обращения Общества в суд; отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков нуждался в актуализации. Судом не дана оценка доводу Правительства, Комитета о пропуске Обществом установленного статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока подачи заявления об обжаловании бездействия Правительства по участку 3.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу Правительства, Комитета по строительству просило оставить решение без изменения, полагая выводы суда законными, обоснованными, соответствующими материалам дела и фактическим обстоятельствам.
В судебном заседании представитель ООО "Кулон СПб" заявил ходатайство об отказе от апелляционной жалобы Общества.
Рассмотрев отказ Общества от апелляционной жалобы, апелляционная инстанция считает возможным его принять и прекратить производство по апелляционной жалобе в силу следующего. Заявление об отказе от апелляционной жалобы на решение суда подписано представителем Общества Катуковым А.В. на основании доверенности от 15.07.2013. Согласно пункту 33 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 (ред. от 10.11.2011) "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" данное процессуальное действие не указано в части 2 статьи 62 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в перечне действий, право на совершение которых должно быть специально оговорено в доверенности.
В соответствии с частью 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не принимает отказ заявителя от требований, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.
Из материалов дела не усматривается, что отказ Общества от апелляционной жалобы нарушает права других лиц, что ходатайство об отказе от апелляционной жалобы противоречит требованиям закона.
В соответствии с частью 1 статьи 265 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции прекращает производство по апелляционной жалобе, если от лица, ее подавшего, после принятия апелляционной жалобы к производству поступило ходатайство об отказе от апелляционной жалобы и отказ принят судом в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исходя из содержания заявления во взаимосвязи с положениями статей 59, 61, 62 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, следует считать, что последствия прекращения производства по апелляционной жалобе ООО "Кулон СПб" известны (часть 5 статьи 265 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, отказ от апелляционной жалобы принимается арбитражным судом апелляционной инстанции, что влечет прекращение производства по апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель Правительства и Комитета по строительству поддержал изложенные в апелляционной жалобе доводы, представитель Общества возразил против удовлетворения жалобы по мотивам, приведенным в отзыве, представитель ООО "ПСК "Стринко" поддержал позицию Правительства и Комитета по строительству, представитель Учреждения согласился с доводами Общества.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Судом первой инстанции установлены следующие обстоятельства.
Правительством Санкт-Петербурга принято постановление от 23.06.2009 N 718 о проведении Обществом изыскательских работ на земельном участке площадью 22800 кв. м, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, поселок Шушары, Пулковское шоссе, участок 1 (южнее дома 52, лит. А по Пулковскому шоссе), кадастровый номер 78:42:15103:50, в целях определения возможности проектирования и строительства паркинга. В процессе подготовки документов проведено межевание земельного участка.
Распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга от 10.06.2010 N 1892 утвержден акт о выборе земельного участка площадью 22 748 кв. м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, поселок Шушары, Пулковское шоссе, участок 1 (южнее дома 52, лит. А по Пулковскому шоссе), кадастровый номер 78:42:15103:50 (далее - участок 1) для строительства многоэтажного гаража.
Общество подало в Комитет заявление от 12.03.2013 N КСП/1993-1-13 (вход. КС от 12.03.2013 N 14-5051/13) о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении объекта недвижимости (участка 1) для строительства многоэтажного гаража. Письмом от 19.03.2013 N 3725/13 Комитет возвратил заявителю пакет документов с выявленными замечаниями. Общество повторно обратилось в Комитет с заявлением от 17.04.2013 N КСП/1225-1-13 (вход. КС от 25.04.2013 N 14-8915/13).
Решение о предоставлении участка-1 для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов Правительством по заявлению Общества не принято до настоящего времени.
Правительством Санкт-Петербурга принято постановление от 21.12.2010 N 1729 о проведении Обществом изыскательских работ на земельном участке площадью 16305 кв. м по адресу: Пушкинский район, пос. Шушары, Пулковское шоссе, участок 1 (юго-восточнее доме 54, лит. И по Пулковскому шоссе), кадастровый номер 78:42:15103:77 в целях определения возможности проектирования и строительства многоэтажного гаража. В процессе подготовки документов было проведено межевание земельного участка.
Распоряжением Комитета от 20.12.2011 N 403 утвержден акт о выборе земельного участка площадью 16244 кв. м по адресу: Санкт-Петербург, Пушкинский район, поселок Шушары, Пулковское шоссе, участок 1 (южнее дома 54, лит. И по Пулковскому шоссе) (далее - участок 2), кадастровый номер 78:42:15103:89 для строительства многоэтажного гаража.
Общество подало в Комитет заявление от 12.03.2013 N КСП/1931-1-13 (вход. КС от 12.03.2013 N 14-5051/13) о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении объекта недвижимости (участок 2) для строительства многоэтажного гаража. Письмом от 19.03.2013 N 3726/13 Комитет возвратил пакет документов с выявленными замечаниями. Общество 17.04.2013 повторно подало заявление в Комитет (N КСП/1227-1-13, вход. КС от 23.04.2013 N 14-8611/13).
Решение о предоставлении участка 2 для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов Правительством по заявлению Общества также не принято до настоящего времени.
Правительство Санкт-Петербурга приняло постановление от 25.05.2010 N 667 о проведении изыскательских работ на земельном участке площадью 8 596 кв. м, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, Пушкинский район, поселок Шушары, Пулковское шоссе, участок 1 (юго-восточнее дома 54, лит. Б по Пулковскому шоссе), кадастровый номер 78:42:15103:65, в целях определения возможности проектирования и строительства многоэтажного гаража. В процессе подготовки документов проведено межевание земельного участка.
Распоряжением Комитета от 17.06.2011 N 166 утвержден акт о выборе земельного участка площадью 8 596 кв. м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Пушкинский район, поселок Шушары, Пулковское шоссе, участок 1 (юго-восточнее дома 54, лит. Б по Пулковскому шоссе), кадастровый номер 78:42:15103:90 (участок 3) для строительства многоэтажного гаража.
Общество подало в Комитет заявление от 23.08.2012 N КСП/1140-1-12 (вход. КС от 27.08.2012 N 14К-003878/12-0-0) о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении объекта недвижимости (участок 3) для строительства многоэтажного гаража. 11.03.2013 Обществом в Комитет были представлены дополнительные документы согласно заявлению от 11.03.2013 N КСП/1194-1-13 (вход. КС от 12.03.2013 N 14-5055/13).
Однако решение о предоставлении участка 3 для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов Правительством по заявлению Общества не принято до настоящего времени.
Полагая свои права нарушенными, Общество обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с настоящим заявлением.
Судом удовлетворено ходатайство Общества о восстановлении пропущенного срока в отношении бездействия Правительства по участку 3, суд первой инстанции рассмотрел спор в отношении всех участков.
Суд первой инстанции, признав незаконным бездействие Правительства, выразившееся в непринятии решения о предоставлении Обществу земельных участков, требования заявителя удовлетворил.
Оценив доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и отзывах на апелляционную жалобу, выступлениях присутствовавших в заседании представителей участвующих в деле лиц, апелляционная инстанция считает, что решение не подлежит отмене по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право организации и иных лиц обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу предъявляемых частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требований суд первой инстанции исходил из необходимости установления наличия одновременно совокупности следующих обстоятельств: соответствуют ли закону действия (бездействие) соответствующего органа и нарушают ли они права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган, принявший решение (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался подлежащими применению с учетом предмета требований действующими нормами земельного законодательства во взаимосвязи с нормативно-техническими документами, постановлениями и распоряжениями правительства Санкт-Петербурга.
Пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлен следующий порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта: выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
На основании пунктов 6, 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта (в данном случае распоряжение Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга от 10.06.2010 N 1892 и распоряжения Комитета от 20.12.2011 N 403, от 17.06.2011 N 166) являлось основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта действует в течение трех лет.
Согласно пункту 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предоставлении земельного участка для строительства должно быть принято в двухнедельный срок, то есть в срок до 02.05.2013 для участков 1 и 2, до 26.03.2013 для участка 3.
Как следует из пункта 1 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 17.06.2004 N 282-43 "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции" решение о предоставлении объектов недвижимости для целей строительства и реконструкции принимается правительством Санкт-Петербурга.
Судом установлено нарушение Правительством предусмотренных пунктом 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации сроков для принятия решения о предоставлении земельных участков для строительства, в связи с чем следует согласиться с выводом суда о допущенном бездействии Правительства в рассмотрении заявлений.
Доводы, повторно изложенные Правительством и Комитетом по строительству в апелляционной жалобе, были исследованы судом первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
С учетом изложенного апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции спор разрешен согласно действующему законодательству. Установленным на основе всестороннего, полного и объективного исследования представленных доказательств фактическим обстоятельствам дела дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08 ноября 2013 года по делу N А56-42615/2013 с учетом определения об исправлении опечатки от 08 ноября 2013 года 2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по строительству и Правительства Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Принять отказ ООО "Кулон СПб" от апелляционной жалобы, производство по апелляционной жалобе прекратить.
Возвратить ООО "Кулон СПб" из федерального бюджета 2000 руб. госпошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
В.М.ГОРБИК
Судьи
Н.С.ПОЛУБЕХИНА
О.Р.СТАРОВОЙТОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.02.2014 ПО ДЕЛУ N А56-42615/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 февраля 2014 г. по делу N А56-42615/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 февраля 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбик В.М.
судей Полубехиной Н.С., Старовойтовой О.Р.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Кривобоковым К.В.
при участии:
от заявителя: представителя Катукова А.В. (доверенность от 15.07.2013)
от заинтересованного лица: представителя Мануловой О.П. (доверенность от 09.01.2014),
от 3-х лиц: 1. представителя Мануловой О.П. (доверенность от 27.12.2013), 2. представителя Ефремкина С.А. (доверенность от 09.01.2014), 3. представителя Винокурова А.Н. (доверенность от 28.10.2013)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационные номера 13АП-27236/2013, 13АП-25895/2013) Правительства Санкт-Петербурга и Комитета по строительству, Общества с ограниченной ответственностью "Кулон СПб" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.11.2013 по делу N А56-42615/2013 (судья Иванилова О.Б.) с учетом определения об исправлении опечатки от 08.11.2013, принятое
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Кулон СПб"
заинтересованное лицо: Правительство Санкт-Петербурга
3-и лица: 1) Комитет по строительству, 2) Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение "Управление инвестиций", 3) Общество с ограниченной ответственностью "Проектно-строительная компания "Стринко"
о признании бездействия незаконным, об обязании совершить определенные действия,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Кулон СПб" (далее - ООО "Кулон СПб", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Правительству (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), просил признать незаконным бездействие Правительства Санкт-Петербурга (далее - Правительство), выразившееся в непринятии решения о предоставлении заявителю земельного участка площадью 22 748 кв. м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, поселок Шушары, Пулковское шоссе, участок 1 (южнее дома 52, лит. А по Пулковскому шоссе), кадастровый номер 78:42:15103:50; земельного участка площадью 16244 кв. м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Пушкинский район, поселок Шушары, Пулковское шоссе, участок 1 (южнее дома 54, лит. И по Пулковскому шоссе), кадастровый номер 78:42:15103:89; земельного участка площадью 8596 кв. м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Пушкинский район, поселок Шушары, Пулковское шоссе, участок 1 (юго-восточнее дома 54, лит. Б по Пулковскому шоссе), кадастровый номер 78:42:15103:90, а также обязать Правительство издать постановление о предоставлении Обществу вышеназванных земельных участков для строительства по их рыночной стоимости, определенной в соответствии с отчетами об оценке от 24.01.2013 NN 31-1-1086/2012, 31-1-1029/2012, 31-1-1030/2012 (л.д. 100 т. 4).
К участию в деле третьими лицами без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Комитет по строительству, Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение "Управление инвестиций" (далее - Учреждение) и Общество с ограниченной ответственностью "Проектно-строительная компания "Стринко" (далее - ООО "ПСК "Стринко").
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области решением от 08.11.2013 (с учетом определения об исправлении опечатки от 08.11.2013) признал незаконным бездействие Правительства Санкт-Петербурга, выразившееся в непринятии решения о предоставлении заявителю земельного участка площадью 22 748 кв. м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, поселок Шушары, Пулковское шоссе, участок 1 (южнее дома 52, лит. А по Пулковскому шоссе), кадастровый номер 78:42:15103:50; земельного участка площадью 16 244 кв. м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Пушкинский район, поселок Шушары, Пулковское шоссе, участок 1 (южнее дома 54, лит. И по Пулковскому шоссе), кадастровый номер 78:42:15103:89; земельного участка площадью 8 596 кв. м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Пушкинский район, поселок Шушары, Пулковское шоссе, участок 1 (юго-восточнее дома 54, лит. Б по Пулковскому шоссе), кадастровый номер 78:42:15103:90. Суд обязал Правительство Санкт-Петербурга издать постановление о предоставлении ООО "Кулон СПб" вышеназванных земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов по их рыночной стоимости, определенной в соответствии с отчетами об оценке от 24.01.2013 NN 31-1-1086/2012, 31-1-1029/2012, 31-1-1030/2012. Также с Правительства в пользу ООО "Кулон СПб" взыскано 2 000 руб. расходов по госпошлине.
ООО "Кулон СПб" подало апелляционную жалобу, в которой просило решение изменить, дополнив мотивировочную часть решения выводами о необоснованности доводов заинтересованных лиц. Правительство и Комитет по строительству возразили против удовлетворения апелляционной жалобы Общества.
Правительство Санкт-Петербурга и Комитет по строительству также подали апелляционную жалобу, в которой просили решении отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы Правительство и Комитет по строительству указали следующие доводы. Вывод суда о бездействии Правительства противоречит фактическим обстоятельствам дела. Правительство как координирующий орган не может рассматриваться в качестве надлежащего субъекта ответственности за нарушение другими органами исполнительной власти, если таковые имели место. Вывод суда о том, что участок 1 не был сформирован на момент подачи Обществом заявления о предоставлении земельного участка для строительства, в связи с чем предоставление его по процедуре предварительного согласования правомерно, не соответствует фактическим обстоятельствам дела (Положение о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования, утвержденное постановлением правительства Санкт-Петербурга от 31.12.2010 N 1813, постановление правительства Санкт-Петербурга от 16.12.2003 N 100 "Об утверждении Регламента правительства Санкт-Петербурга"). Вывод суда, основанный на заключении СПБ ГУП "ГУИОН", о том, что объекты, расположенные в границах участка 1, не являются объектами недвижимости, не соответствует содержанию указанного заключения. Заключение суда о тождественности земельных участков с кадастровыми номерами 78:42:15103:77 и 78:42:15103:89 (участок 2) и различной площадью противоречит Земельному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". В результате ошибочных выводов суда об идентичности земельных участков последовала неправильная оценка обстоятельств, касающихся наличия разрешения на условно разрешенный вид использования в отношении участка 2. Вывод суда о том, что изменение параметров земельного участка, предоставляемого по процедуре предварительного согласования мест размещения объекта, уже после публичного информирования населения о его предстоящем предоставлении, что имело место в отношении участка 1, не требует повторного информирования населения, противоречит нормам пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 9 Закона Санкт-Петербурга от 20.07.2006 N 400-61 "О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге", и пункту 4.1.5 (возможно, податели жалобы имели в виду пункт 4.1.4) Положения о порядке принятия решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства и реконструкции, утвержденного постановлением правительства от 21.09.2004 N 1592 (далее - Положение 2004 года, утратило силу в связи с изданием постановления правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2010 N 1813). Нарушение порядка информирования населения при проведении процедуры предварительного согласования имело место также и в отношении участка 3. Ошибочным, по мнению подателей жалобы, является вывод суда о том, что обязанность по направлению запроса в Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга была установлена для уполномоченного органа после обращения Общества в суд; отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков нуждался в актуализации. Судом не дана оценка доводу Правительства, Комитета о пропуске Обществом установленного статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока подачи заявления об обжаловании бездействия Правительства по участку 3.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу Правительства, Комитета по строительству просило оставить решение без изменения, полагая выводы суда законными, обоснованными, соответствующими материалам дела и фактическим обстоятельствам.
В судебном заседании представитель ООО "Кулон СПб" заявил ходатайство об отказе от апелляционной жалобы Общества.
Рассмотрев отказ Общества от апелляционной жалобы, апелляционная инстанция считает возможным его принять и прекратить производство по апелляционной жалобе в силу следующего. Заявление об отказе от апелляционной жалобы на решение суда подписано представителем Общества Катуковым А.В. на основании доверенности от 15.07.2013. Согласно пункту 33 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 (ред. от 10.11.2011) "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" данное процессуальное действие не указано в части 2 статьи 62 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в перечне действий, право на совершение которых должно быть специально оговорено в доверенности.
В соответствии с частью 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не принимает отказ заявителя от требований, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.
Из материалов дела не усматривается, что отказ Общества от апелляционной жалобы нарушает права других лиц, что ходатайство об отказе от апелляционной жалобы противоречит требованиям закона.
В соответствии с частью 1 статьи 265 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции прекращает производство по апелляционной жалобе, если от лица, ее подавшего, после принятия апелляционной жалобы к производству поступило ходатайство об отказе от апелляционной жалобы и отказ принят судом в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исходя из содержания заявления во взаимосвязи с положениями статей 59, 61, 62 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, следует считать, что последствия прекращения производства по апелляционной жалобе ООО "Кулон СПб" известны (часть 5 статьи 265 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, отказ от апелляционной жалобы принимается арбитражным судом апелляционной инстанции, что влечет прекращение производства по апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель Правительства и Комитета по строительству поддержал изложенные в апелляционной жалобе доводы, представитель Общества возразил против удовлетворения жалобы по мотивам, приведенным в отзыве, представитель ООО "ПСК "Стринко" поддержал позицию Правительства и Комитета по строительству, представитель Учреждения согласился с доводами Общества.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Судом первой инстанции установлены следующие обстоятельства.
Правительством Санкт-Петербурга принято постановление от 23.06.2009 N 718 о проведении Обществом изыскательских работ на земельном участке площадью 22800 кв. м, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, поселок Шушары, Пулковское шоссе, участок 1 (южнее дома 52, лит. А по Пулковскому шоссе), кадастровый номер 78:42:15103:50, в целях определения возможности проектирования и строительства паркинга. В процессе подготовки документов проведено межевание земельного участка.
Распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга от 10.06.2010 N 1892 утвержден акт о выборе земельного участка площадью 22 748 кв. м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, поселок Шушары, Пулковское шоссе, участок 1 (южнее дома 52, лит. А по Пулковскому шоссе), кадастровый номер 78:42:15103:50 (далее - участок 1) для строительства многоэтажного гаража.
Общество подало в Комитет заявление от 12.03.2013 N КСП/1993-1-13 (вход. КС от 12.03.2013 N 14-5051/13) о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении объекта недвижимости (участка 1) для строительства многоэтажного гаража. Письмом от 19.03.2013 N 3725/13 Комитет возвратил заявителю пакет документов с выявленными замечаниями. Общество повторно обратилось в Комитет с заявлением от 17.04.2013 N КСП/1225-1-13 (вход. КС от 25.04.2013 N 14-8915/13).
Решение о предоставлении участка-1 для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов Правительством по заявлению Общества не принято до настоящего времени.
Правительством Санкт-Петербурга принято постановление от 21.12.2010 N 1729 о проведении Обществом изыскательских работ на земельном участке площадью 16305 кв. м по адресу: Пушкинский район, пос. Шушары, Пулковское шоссе, участок 1 (юго-восточнее доме 54, лит. И по Пулковскому шоссе), кадастровый номер 78:42:15103:77 в целях определения возможности проектирования и строительства многоэтажного гаража. В процессе подготовки документов было проведено межевание земельного участка.
Распоряжением Комитета от 20.12.2011 N 403 утвержден акт о выборе земельного участка площадью 16244 кв. м по адресу: Санкт-Петербург, Пушкинский район, поселок Шушары, Пулковское шоссе, участок 1 (южнее дома 54, лит. И по Пулковскому шоссе) (далее - участок 2), кадастровый номер 78:42:15103:89 для строительства многоэтажного гаража.
Общество подало в Комитет заявление от 12.03.2013 N КСП/1931-1-13 (вход. КС от 12.03.2013 N 14-5051/13) о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении объекта недвижимости (участок 2) для строительства многоэтажного гаража. Письмом от 19.03.2013 N 3726/13 Комитет возвратил пакет документов с выявленными замечаниями. Общество 17.04.2013 повторно подало заявление в Комитет (N КСП/1227-1-13, вход. КС от 23.04.2013 N 14-8611/13).
Решение о предоставлении участка 2 для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов Правительством по заявлению Общества также не принято до настоящего времени.
Правительство Санкт-Петербурга приняло постановление от 25.05.2010 N 667 о проведении изыскательских работ на земельном участке площадью 8 596 кв. м, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, Пушкинский район, поселок Шушары, Пулковское шоссе, участок 1 (юго-восточнее дома 54, лит. Б по Пулковскому шоссе), кадастровый номер 78:42:15103:65, в целях определения возможности проектирования и строительства многоэтажного гаража. В процессе подготовки документов проведено межевание земельного участка.
Распоряжением Комитета от 17.06.2011 N 166 утвержден акт о выборе земельного участка площадью 8 596 кв. м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Пушкинский район, поселок Шушары, Пулковское шоссе, участок 1 (юго-восточнее дома 54, лит. Б по Пулковскому шоссе), кадастровый номер 78:42:15103:90 (участок 3) для строительства многоэтажного гаража.
Общество подало в Комитет заявление от 23.08.2012 N КСП/1140-1-12 (вход. КС от 27.08.2012 N 14К-003878/12-0-0) о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении объекта недвижимости (участок 3) для строительства многоэтажного гаража. 11.03.2013 Обществом в Комитет были представлены дополнительные документы согласно заявлению от 11.03.2013 N КСП/1194-1-13 (вход. КС от 12.03.2013 N 14-5055/13).
Однако решение о предоставлении участка 3 для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов Правительством по заявлению Общества не принято до настоящего времени.
Полагая свои права нарушенными, Общество обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с настоящим заявлением.
Судом удовлетворено ходатайство Общества о восстановлении пропущенного срока в отношении бездействия Правительства по участку 3, суд первой инстанции рассмотрел спор в отношении всех участков.
Суд первой инстанции, признав незаконным бездействие Правительства, выразившееся в непринятии решения о предоставлении Обществу земельных участков, требования заявителя удовлетворил.
Оценив доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и отзывах на апелляционную жалобу, выступлениях присутствовавших в заседании представителей участвующих в деле лиц, апелляционная инстанция считает, что решение не подлежит отмене по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право организации и иных лиц обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу предъявляемых частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требований суд первой инстанции исходил из необходимости установления наличия одновременно совокупности следующих обстоятельств: соответствуют ли закону действия (бездействие) соответствующего органа и нарушают ли они права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган, принявший решение (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался подлежащими применению с учетом предмета требований действующими нормами земельного законодательства во взаимосвязи с нормативно-техническими документами, постановлениями и распоряжениями правительства Санкт-Петербурга.
Пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлен следующий порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта: выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
На основании пунктов 6, 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта (в данном случае распоряжение Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга от 10.06.2010 N 1892 и распоряжения Комитета от 20.12.2011 N 403, от 17.06.2011 N 166) являлось основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта действует в течение трех лет.
Согласно пункту 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предоставлении земельного участка для строительства должно быть принято в двухнедельный срок, то есть в срок до 02.05.2013 для участков 1 и 2, до 26.03.2013 для участка 3.
Как следует из пункта 1 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 17.06.2004 N 282-43 "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции" решение о предоставлении объектов недвижимости для целей строительства и реконструкции принимается правительством Санкт-Петербурга.
Судом установлено нарушение Правительством предусмотренных пунктом 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации сроков для принятия решения о предоставлении земельных участков для строительства, в связи с чем следует согласиться с выводом суда о допущенном бездействии Правительства в рассмотрении заявлений.
Доводы, повторно изложенные Правительством и Комитетом по строительству в апелляционной жалобе, были исследованы судом первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
С учетом изложенного апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции спор разрешен согласно действующему законодательству. Установленным на основе всестороннего, полного и объективного исследования представленных доказательств фактическим обстоятельствам дела дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08 ноября 2013 года по делу N А56-42615/2013 с учетом определения об исправлении опечатки от 08 ноября 2013 года 2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по строительству и Правительства Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Принять отказ ООО "Кулон СПб" от апелляционной жалобы, производство по апелляционной жалобе прекратить.
Возвратить ООО "Кулон СПб" из федерального бюджета 2000 руб. госпошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
В.М.ГОРБИК
Судьи
Н.С.ПОЛУБЕХИНА
О.Р.СТАРОВОЙТОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)