Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 14 февраля 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.
судей Киричек Ю.Н., Кливера Е.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-12441/2013) Департамента имущественных отношений Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 15.11.2013 по делу N А70-9274/2013 (судья Коряковцева О.В.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Сибирско-Уральская энергетическая компания" (ОАО "СУЭНКО") (ОГРН 1027201233620, ИНН 7205011944) к Департаменту имущественных отношений Тюменской области о признании незаконным отказа в предварительном согласовании места размещения объекта,
при участии в деле в качестве третьего лица индивидуального предпринимателя Лукиной Татьяны Ивановны,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Департамента имущественных отношений Тюменской области - Каюмова Р.Р. по доверенности N 47/08-3-Д от 01.03.2013 сроком действия 1 год, личность установлена на основании удостоверения;
- от индивидуального предпринимателя Лукиной Татьяны Ивановны - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
- от открытого акционерного общества "Сибирско-Уральская энергетическая компания" - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом,
установил:
Открытое акционерное общество "Сибирско-Уральская энергетическая компания" (далее - заявитель, ОАО "СУЭНКО", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Департаменту имущественных отношений Тюменской области (далее - Департамент, податель жалобы) о признании незаконным изложенного в письме от 28.05.2013 N 130528054/10-2 решения об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта "ВЛ-0,4 кВ от ТП-720 до ВРУ-0,22 временной постройки - торгового павильона "Овощи-фрукты" по адресу: г. Тюмень, ул. Энергетиков, 45б и об отказе в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для размещения названного объекта, а также об обязании Департамента обеспечить выбор земельного участка и принять решение о предварительном согласовании места размещения указанного объекта.
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 15.11.2013 по делу N А70-9274/2013 требования ОАО "СУЭНКО" удовлетворены: признано незаконным изложенное в письме от 28.05.2013 N 130528054/10-2 решение Департамента об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта "ВЛ-0,4 кВ от ТП-720 до ВРУ-0,22 временной постройки - торгового павильона "Овощи-фрукты" по адресу: г. Тюмень, ул. Энергетиков, 45б и об отказе в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для размещения названного объекта. Суд обязал Департамент обеспечить выбор земельного участка и принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта "ВЛ-0,4 кВ от ТП-720 до ВРУ-0,22 временной постройки - торгового павильона "Овощи-фрукты" по адресу: г. Тюмень, ул. Энергетиков, 45б.
Возражая против вынесенного судом первой инстанции решения по настоящему делу в части возложения обязанности по принятию решение о предварительном согласовании места размещения объекта ВЛ-0,4 кВ от ТП-720 до ВРУ-0,22 временной постройки - торгового павильона "Овощи-фрукты" по адресу: г. Тюмень., ул. Энергетиков, 45б, Департамент обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Тюменской области от 15.11.2013 по делу N А70-9274/2013 в обжалуемой части отменить.
В обоснование своих требований податель жалобы ссылается на положения статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 8.13 Положения о порядке принятия решения о предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Тюменской области, а также расположенных на территории муниципального образования городской округ город Тюмень земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением правительства Тюменской области от 02.07.2007 N 144-п (далее - Положение), согласно которым, по мнению Департамента, для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта необходимо согласование акта о выборе земельного участка с органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями, в компетенции которых находится решение вопросов обеспечения требований градостроительного, санитарно-эпидемиологического и иных норм законодательства.
Вместе с тем, как указал податель жалобы, Департаментом акт выбора земельного участка в порядке статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации не изготавливался и направлялся на согласование в уполномоченные государственные органы, органы местного самоуправления, организации.
Оспаривая доводы подателя жалобы, ОАО "СУЭНКО" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Индивидуальный предприниматель Лукина Татьяна Ивановна и ОАО "СУЭНКО", надлежащим образом извещенные в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в суд не обеспечили. В порядке статьи 156 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие поименованных лиц.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В соответствии с пунктом 5 статьи 268 АПК РФ, в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
При рассмотрении апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции руководствуется пунктом 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", согласно которому, если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 АПК РФ, а отсутствие в данном судебном заседании лиц, извещенных надлежащим образом о его проведении, не препятствует суду апелляционной инстанции в осуществлении проверки судебного акта в обжалуемой части.
В порядке, предусмотренном частью 5 статьи 268 АПК РФ, с учетом вышеуказанных разъяснений суд апелляционной инстанции проверяет обжалуемое решение лишь в части возложения на Департамент обязанности по принятию решение о предварительном согласовании места размещения объекта ВЛ-0,4 кВ от ТП-720 до ВРУ-0,22 временной постройки - торгового павильона "Овощи-фрукты" по адресу: г. Тюмень., ул. Энергетиков, 45б, поскольку возражений относительно обжалования судебного акта в заявленной части не поступило.
Изучив материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв на апелляционную жалобу, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Индивидуальный предприниматель Лукина Татьяна Ивановна обратилась с заявкой в ОАО "СУЭНКО" на технологическое присоединение к сетям электроснабжения принадлежащего ей торгового павильона "Овощи-фрукты" по адресу: г. Тюмень, ул. Энергетиков, 45б.
Между предпринимателем Лукиной Т.И. и ОАО "СУЭНКО" 25.01.2012 заключен договор 15-12 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
Для исполнения своих обязательств по договору ОАО "СУЭНКО" 16.04.2013 обратилось в Департамент с заявлением о предварительном согласовании места размещения объекта "ВЛ-0,4 кВ от ТП-720 до ВРУ-022 временной постройки - торгового павильона "Овощи-фрукты" по адресу: г. Тюмень, ул. Энергетиков, 45б".
По результатам рассмотрения данного заявления Департамент направил Обществу письмо от 28.05.2013 N 130528054/10-2 "О рассмотрении заявления", в котором сообщил о принятом решении об отказе в предварительном согласовании места размещения вышеуказанного объекта и об отказе в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для размещения названного объекта.
В обоснование данного отказа Департамент указал на то, что размещение ВЛ не предусмотрено в проекте временной постройки - торгового павильон "Овощи-фрукты", при этом сослался на постановление Правительства РФ от 13.02.2006 N 83 "Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения".
По мнению Департамента, указанное постановление не предусматривает подключение сетей инженерно-технического обеспечения к временным объектам, не являющимися объектами капитального строительства.
Общество оспорило данный отказ в арбитражном суде.
15.11.2013 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, обжалуемое Департаментом в части возложения на него обязанности по принятию решение о предварительном согласовании места размещения спорного объекта.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены или изменения в данной части, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 этой же статьи АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному норматив-ному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулирование застройки территории городских и сельских поселений регламентируется Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В силу статьи 29 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Порядок предоставления земельных участков для строительства урегулирован статьями 30 - 32 ЗК РФ.
Согласно пункту 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта производится в следующем порядке:
- - выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- - выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его кадастрового учета;
- - принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Пунктом 5 статьи 31 ЗК РФ установлено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны; к акту прилагаются утвержденные органами местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 ЗК РФ).
На основании статьи 14 Закона Тюменской области от 05.10.2001 N 411 "О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (включая выбор земельного участка и утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории), в муниципальном образовании городской округ город Тюмень, являющемся административным центром Тюменской области, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области на основании решения совместной комиссии, образованной при данном органе.
Согласно пункту 1.2 Положения, принятие решений о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также совершение иных предусмотренных настоящим Положением действий, связанных с распоряжением указанными земельными участками, осуществляется департаментом на основании соответствующих решений совместной комиссии по выработке решений о предоставлении и передаче земельных участков юридическим лицам и гражданам (далее - Совместная комиссия).
Из материалов дела усматривается, что общество в порядке статьи 31 ЗК РФ обратилось в Департамент с заявлением о предварительном согласовании места размещения объекта "ВЛ-0,4 кВ от ТП-720 до ВРУ-022 временной постройки - торгового павильона "Овощи-фрукты" по адресу: г. Тюмень, ул. Энергетиков, 45б".
Заявление о предварительном согласовании места размещения указанного объекта, соответствовало по форме и содержанию пункту 1 статьи 31 ЗК РФ.
По результатам рассмотрения данного заявления Департамент направил Обществу письмо от 28.05.2013 N 130528054/10-2 "О рассмотрении заявления", в котором сообщил о принятом решении об отказе в предварительном согласовании места размещения вышеуказанного объекта и об отказе в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для размещения названного объекта.
В обоснование данного отказа Департамент указал на то, что размещение ВЛ не предусмотрено в проекте временной постройки - торгового павильон "Овощи-фрукты", при этом сослался на постановление Правительства РФ от 13.02.2006 N 83 "Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения".
Также из письма Департамента от 28.05.2013 N 130528054/10-2 следует, что вопрос о предварительном согласовании (отказе в согласовании) места размещения объекта был вынесен на рассмотрение Совместной комиссии.
При этом Совместной комиссией рассматривалась схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, которая согласно пункту 5 статьи 31 ЗК РФ прилагается к акту о выборе земельного участка.
Также апелляционный суд считает необходимым отметить, что в силу пункта 8.11 Положения, при отсутствии оснований для отказа в приеме документов Департамент:
- - обеспечивает выбор земельного участка;
- - информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства;
- - в случае, если в целях размещения объектов необходимо выкупить земельные участки для государственных или муниципальных нужд из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, информирует собственников этих земельных участков об их возможном выкупе;
- - в течение четырнадцати календарных дней со дня принятия соответствующего решения Совместной комиссии принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, либо решение об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии с подпунктом ж пункта 3.1 Положения о совместной комиссии по выработке решений о предоставлении и передаче земельных участков юридическим лицам и гражданам, утвержденного Постановлением Правительства Тюменской области от 16.07.2007 N 158-п, в полномочия комиссии входит рассмотрение акта о выборе земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта либо решения об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта.
Пунктом 8.13. Положения установлено, что решение об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта принимается Департаментом только в случае, если:
- - строительство объекта на испрашиваемом заявителем земельном участке не допускается в соответствии с земельным, градостроительным законодательством или иными условиями использования соответствующей территории;
- - предоставление испрашиваемого земельного участка для строительства допускается исключительно на торгах.
Таким образом, на рассмотрение совместной комиссии выносится, по сути, вопрос о том, имеются ли установленные пунктом 8.13 Положения основания для принятия Решения об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта на испрашиваемом заявителем земельном участке или же такие основания отсутствуют.
Исходя из вышеизложенных положений, в том числе из последовательности действий, установленной пунктом 8.11 Положения, подлежащих совершению Департаментом, на рассмотрение Совместной комиссии выносится вопрос о возможности размещения объекта на определенном земельном участке и, к моменту предоставления документов на рассмотрение Совместной комиссии (и к моменту принятия решения самим Департаментом) варианты расположения данного земельного участка (схема расположения земельного участка) должны быть определены, а все необходимые согласовательные процедуры Департаментом должны быть завершены (то есть должны быть уведомлены все заинтересованные лица, получены согласования (отказы в согласовании) от всех уполномоченных (заинтересованных) органов и учреждений).
Суд апелляционной инстанции соглашается с доводами Общества о том, что на момент принятия решения Совместная комиссия должна обладать всей необходимой информацией для принятия решения о предварительном согласовании/отказе в предварительном согласовании места размещения объекта.
Таким образом, иных оснований для отказа, которые отражены в письме от 28.05.2013 N 130528054/10-2, ни Совместной комиссией, ни Департаментом не установлено. Следовательно, суд апелляционной инстанции считает несостоятельным довод подателя жалобы о том, что обжалуемый судебный акт в части принятия решение о предварительном согласовании места размещения объекта ВЛ-0,4 кВ от ТП-720 до ВРУ-0,22 временной постройки - торгового павильона "Овощи-фрукты" по адресу: г. Тюмень., ул. Энергетиков, 45б подлежит отмене ввиду отсутствия акта выбора земельного участка и отсутствия согласования с уполномоченными государственными органами, органами местного самоуправления, организациями.
Более того, данный довод апелляционной жалобы не был предметом рассмотрения в суде первой инстанции. В силу положений части 7 статьи 268 АПК РФ с учетом разъяснений пункта 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются арбитражным судом апелляционной инстанции.
При указанных обстоятельствах суд, установив, что оспариваемое решение об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта "ВЛ-0,4 кВ от ТП-720 до ВРУ-0,22 временной постройки - торгового павильона "Овощи-фрукты" по адресу: г. Тюмень, ул. Энергетиков, 45б и об отказе в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для размещения названного объекта, является незаконным, нарушает права и законные интересы ОАО "СУЭНКО" в сфере предпринимательской деятельности, принял законное и обоснованное решение об удовлетворении заявленных Обществом требований.
Судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы и ее удовлетворения, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, так как в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины при апелляционном обжаловании судебного акта, в том числе в случае участия в арбитражном процессе в качестве ответчика по делу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 15.11.2013 по делу N А70-9274/2013-оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
О.Ю.РЫЖИКОВ
Судьи
Ю.Н.КИРИЧЕК
Е.П.КЛИВЕР
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.02.2014 ПО ДЕЛУ N А70-9274/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 февраля 2014 г. по делу N А70-9274/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 14 февраля 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.
судей Киричек Ю.Н., Кливера Е.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-12441/2013) Департамента имущественных отношений Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 15.11.2013 по делу N А70-9274/2013 (судья Коряковцева О.В.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Сибирско-Уральская энергетическая компания" (ОАО "СУЭНКО") (ОГРН 1027201233620, ИНН 7205011944) к Департаменту имущественных отношений Тюменской области о признании незаконным отказа в предварительном согласовании места размещения объекта,
при участии в деле в качестве третьего лица индивидуального предпринимателя Лукиной Татьяны Ивановны,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Департамента имущественных отношений Тюменской области - Каюмова Р.Р. по доверенности N 47/08-3-Д от 01.03.2013 сроком действия 1 год, личность установлена на основании удостоверения;
- от индивидуального предпринимателя Лукиной Татьяны Ивановны - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
- от открытого акционерного общества "Сибирско-Уральская энергетическая компания" - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом,
установил:
Открытое акционерное общество "Сибирско-Уральская энергетическая компания" (далее - заявитель, ОАО "СУЭНКО", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Департаменту имущественных отношений Тюменской области (далее - Департамент, податель жалобы) о признании незаконным изложенного в письме от 28.05.2013 N 130528054/10-2 решения об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта "ВЛ-0,4 кВ от ТП-720 до ВРУ-0,22 временной постройки - торгового павильона "Овощи-фрукты" по адресу: г. Тюмень, ул. Энергетиков, 45б и об отказе в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для размещения названного объекта, а также об обязании Департамента обеспечить выбор земельного участка и принять решение о предварительном согласовании места размещения указанного объекта.
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 15.11.2013 по делу N А70-9274/2013 требования ОАО "СУЭНКО" удовлетворены: признано незаконным изложенное в письме от 28.05.2013 N 130528054/10-2 решение Департамента об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта "ВЛ-0,4 кВ от ТП-720 до ВРУ-0,22 временной постройки - торгового павильона "Овощи-фрукты" по адресу: г. Тюмень, ул. Энергетиков, 45б и об отказе в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для размещения названного объекта. Суд обязал Департамент обеспечить выбор земельного участка и принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта "ВЛ-0,4 кВ от ТП-720 до ВРУ-0,22 временной постройки - торгового павильона "Овощи-фрукты" по адресу: г. Тюмень, ул. Энергетиков, 45б.
Возражая против вынесенного судом первой инстанции решения по настоящему делу в части возложения обязанности по принятию решение о предварительном согласовании места размещения объекта ВЛ-0,4 кВ от ТП-720 до ВРУ-0,22 временной постройки - торгового павильона "Овощи-фрукты" по адресу: г. Тюмень., ул. Энергетиков, 45б, Департамент обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Тюменской области от 15.11.2013 по делу N А70-9274/2013 в обжалуемой части отменить.
В обоснование своих требований податель жалобы ссылается на положения статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 8.13 Положения о порядке принятия решения о предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Тюменской области, а также расположенных на территории муниципального образования городской округ город Тюмень земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением правительства Тюменской области от 02.07.2007 N 144-п (далее - Положение), согласно которым, по мнению Департамента, для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта необходимо согласование акта о выборе земельного участка с органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями, в компетенции которых находится решение вопросов обеспечения требований градостроительного, санитарно-эпидемиологического и иных норм законодательства.
Вместе с тем, как указал податель жалобы, Департаментом акт выбора земельного участка в порядке статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации не изготавливался и направлялся на согласование в уполномоченные государственные органы, органы местного самоуправления, организации.
Оспаривая доводы подателя жалобы, ОАО "СУЭНКО" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Индивидуальный предприниматель Лукина Татьяна Ивановна и ОАО "СУЭНКО", надлежащим образом извещенные в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в суд не обеспечили. В порядке статьи 156 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие поименованных лиц.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В соответствии с пунктом 5 статьи 268 АПК РФ, в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
При рассмотрении апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции руководствуется пунктом 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", согласно которому, если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 АПК РФ, а отсутствие в данном судебном заседании лиц, извещенных надлежащим образом о его проведении, не препятствует суду апелляционной инстанции в осуществлении проверки судебного акта в обжалуемой части.
В порядке, предусмотренном частью 5 статьи 268 АПК РФ, с учетом вышеуказанных разъяснений суд апелляционной инстанции проверяет обжалуемое решение лишь в части возложения на Департамент обязанности по принятию решение о предварительном согласовании места размещения объекта ВЛ-0,4 кВ от ТП-720 до ВРУ-0,22 временной постройки - торгового павильона "Овощи-фрукты" по адресу: г. Тюмень., ул. Энергетиков, 45б, поскольку возражений относительно обжалования судебного акта в заявленной части не поступило.
Изучив материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв на апелляционную жалобу, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Индивидуальный предприниматель Лукина Татьяна Ивановна обратилась с заявкой в ОАО "СУЭНКО" на технологическое присоединение к сетям электроснабжения принадлежащего ей торгового павильона "Овощи-фрукты" по адресу: г. Тюмень, ул. Энергетиков, 45б.
Между предпринимателем Лукиной Т.И. и ОАО "СУЭНКО" 25.01.2012 заключен договор 15-12 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
Для исполнения своих обязательств по договору ОАО "СУЭНКО" 16.04.2013 обратилось в Департамент с заявлением о предварительном согласовании места размещения объекта "ВЛ-0,4 кВ от ТП-720 до ВРУ-022 временной постройки - торгового павильона "Овощи-фрукты" по адресу: г. Тюмень, ул. Энергетиков, 45б".
По результатам рассмотрения данного заявления Департамент направил Обществу письмо от 28.05.2013 N 130528054/10-2 "О рассмотрении заявления", в котором сообщил о принятом решении об отказе в предварительном согласовании места размещения вышеуказанного объекта и об отказе в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для размещения названного объекта.
В обоснование данного отказа Департамент указал на то, что размещение ВЛ не предусмотрено в проекте временной постройки - торгового павильон "Овощи-фрукты", при этом сослался на постановление Правительства РФ от 13.02.2006 N 83 "Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения".
По мнению Департамента, указанное постановление не предусматривает подключение сетей инженерно-технического обеспечения к временным объектам, не являющимися объектами капитального строительства.
Общество оспорило данный отказ в арбитражном суде.
15.11.2013 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, обжалуемое Департаментом в части возложения на него обязанности по принятию решение о предварительном согласовании места размещения спорного объекта.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены или изменения в данной части, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 этой же статьи АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному норматив-ному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулирование застройки территории городских и сельских поселений регламентируется Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В силу статьи 29 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Порядок предоставления земельных участков для строительства урегулирован статьями 30 - 32 ЗК РФ.
Согласно пункту 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта производится в следующем порядке:
- - выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- - выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его кадастрового учета;
- - принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Пунктом 5 статьи 31 ЗК РФ установлено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны; к акту прилагаются утвержденные органами местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 ЗК РФ).
На основании статьи 14 Закона Тюменской области от 05.10.2001 N 411 "О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (включая выбор земельного участка и утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории), в муниципальном образовании городской округ город Тюмень, являющемся административным центром Тюменской области, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области на основании решения совместной комиссии, образованной при данном органе.
Согласно пункту 1.2 Положения, принятие решений о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также совершение иных предусмотренных настоящим Положением действий, связанных с распоряжением указанными земельными участками, осуществляется департаментом на основании соответствующих решений совместной комиссии по выработке решений о предоставлении и передаче земельных участков юридическим лицам и гражданам (далее - Совместная комиссия).
Из материалов дела усматривается, что общество в порядке статьи 31 ЗК РФ обратилось в Департамент с заявлением о предварительном согласовании места размещения объекта "ВЛ-0,4 кВ от ТП-720 до ВРУ-022 временной постройки - торгового павильона "Овощи-фрукты" по адресу: г. Тюмень, ул. Энергетиков, 45б".
Заявление о предварительном согласовании места размещения указанного объекта, соответствовало по форме и содержанию пункту 1 статьи 31 ЗК РФ.
По результатам рассмотрения данного заявления Департамент направил Обществу письмо от 28.05.2013 N 130528054/10-2 "О рассмотрении заявления", в котором сообщил о принятом решении об отказе в предварительном согласовании места размещения вышеуказанного объекта и об отказе в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для размещения названного объекта.
В обоснование данного отказа Департамент указал на то, что размещение ВЛ не предусмотрено в проекте временной постройки - торгового павильон "Овощи-фрукты", при этом сослался на постановление Правительства РФ от 13.02.2006 N 83 "Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения".
Также из письма Департамента от 28.05.2013 N 130528054/10-2 следует, что вопрос о предварительном согласовании (отказе в согласовании) места размещения объекта был вынесен на рассмотрение Совместной комиссии.
При этом Совместной комиссией рассматривалась схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, которая согласно пункту 5 статьи 31 ЗК РФ прилагается к акту о выборе земельного участка.
Также апелляционный суд считает необходимым отметить, что в силу пункта 8.11 Положения, при отсутствии оснований для отказа в приеме документов Департамент:
- - обеспечивает выбор земельного участка;
- - информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства;
- - в случае, если в целях размещения объектов необходимо выкупить земельные участки для государственных или муниципальных нужд из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, информирует собственников этих земельных участков об их возможном выкупе;
- - в течение четырнадцати календарных дней со дня принятия соответствующего решения Совместной комиссии принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, либо решение об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии с подпунктом ж пункта 3.1 Положения о совместной комиссии по выработке решений о предоставлении и передаче земельных участков юридическим лицам и гражданам, утвержденного Постановлением Правительства Тюменской области от 16.07.2007 N 158-п, в полномочия комиссии входит рассмотрение акта о выборе земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта либо решения об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта.
Пунктом 8.13. Положения установлено, что решение об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта принимается Департаментом только в случае, если:
- - строительство объекта на испрашиваемом заявителем земельном участке не допускается в соответствии с земельным, градостроительным законодательством или иными условиями использования соответствующей территории;
- - предоставление испрашиваемого земельного участка для строительства допускается исключительно на торгах.
Таким образом, на рассмотрение совместной комиссии выносится, по сути, вопрос о том, имеются ли установленные пунктом 8.13 Положения основания для принятия Решения об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта на испрашиваемом заявителем земельном участке или же такие основания отсутствуют.
Исходя из вышеизложенных положений, в том числе из последовательности действий, установленной пунктом 8.11 Положения, подлежащих совершению Департаментом, на рассмотрение Совместной комиссии выносится вопрос о возможности размещения объекта на определенном земельном участке и, к моменту предоставления документов на рассмотрение Совместной комиссии (и к моменту принятия решения самим Департаментом) варианты расположения данного земельного участка (схема расположения земельного участка) должны быть определены, а все необходимые согласовательные процедуры Департаментом должны быть завершены (то есть должны быть уведомлены все заинтересованные лица, получены согласования (отказы в согласовании) от всех уполномоченных (заинтересованных) органов и учреждений).
Суд апелляционной инстанции соглашается с доводами Общества о том, что на момент принятия решения Совместная комиссия должна обладать всей необходимой информацией для принятия решения о предварительном согласовании/отказе в предварительном согласовании места размещения объекта.
Таким образом, иных оснований для отказа, которые отражены в письме от 28.05.2013 N 130528054/10-2, ни Совместной комиссией, ни Департаментом не установлено. Следовательно, суд апелляционной инстанции считает несостоятельным довод подателя жалобы о том, что обжалуемый судебный акт в части принятия решение о предварительном согласовании места размещения объекта ВЛ-0,4 кВ от ТП-720 до ВРУ-0,22 временной постройки - торгового павильона "Овощи-фрукты" по адресу: г. Тюмень., ул. Энергетиков, 45б подлежит отмене ввиду отсутствия акта выбора земельного участка и отсутствия согласования с уполномоченными государственными органами, органами местного самоуправления, организациями.
Более того, данный довод апелляционной жалобы не был предметом рассмотрения в суде первой инстанции. В силу положений части 7 статьи 268 АПК РФ с учетом разъяснений пункта 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются арбитражным судом апелляционной инстанции.
При указанных обстоятельствах суд, установив, что оспариваемое решение об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта "ВЛ-0,4 кВ от ТП-720 до ВРУ-0,22 временной постройки - торгового павильона "Овощи-фрукты" по адресу: г. Тюмень, ул. Энергетиков, 45б и об отказе в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для размещения названного объекта, является незаконным, нарушает права и законные интересы ОАО "СУЭНКО" в сфере предпринимательской деятельности, принял законное и обоснованное решение об удовлетворении заявленных Обществом требований.
Судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы и ее удовлетворения, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, так как в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины при апелляционном обжаловании судебного акта, в том числе в случае участия в арбитражном процессе в качестве ответчика по делу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 15.11.2013 по делу N А70-9274/2013-оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
О.Ю.РЫЖИКОВ
Судьи
Ю.Н.КИРИЧЕК
Е.П.КЛИВЕР
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)