Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.04.2014 ПО ДЕЛУ N А09-6799/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 апреля 2014 г. по делу N А09-6799/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 02.04.2014
Постановление изготовлено в полном объеме 03.04.2014
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Фриева А.Л., судей Волкова Ю.А. и Рыжовой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Феоктистовой Д.О., при участии ответчика - индивидуального предпринимателя Казаков С.М.; в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Ковалева Виктора Леонидовича на решение Арбитражного суда Брянской области от 26.12.2013 по делу N А09-6799/2013 (судья Черняков А.А.) по заявлению индивидуального предпринимателя Ковалева В.Л. (ОГРНИП 304325225900142, ИНН 323000008221) к Трубчевскому филиалу государственного унитарному предприятию технической инвентаризации Брянской области "Брянскоблтехинвентаризация" (г. Трубчевск, ОГРН 1033265014903, ИНН 3234048902), администрации Трубчевского муниципального района (ОГРН 1023202939660, ИНН 3230002865) и индивидуальному предпринимателю Казакову С.М. (ОГРНИП 304325218200142, ИНН 323000006538), с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области Трубчевского отделения, о признании недействительным постановления N 377 от 20.05.2011,

установил:

следующее.
Индивидуальный предприниматель Ковалев Виктор Леонидович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Трубчевскому филиалу государственного унитарному предприятию технической инвентаризации Брянской области "Брянскоблтехинвентаризация" (далее - предприятие), индивидуальному предпринимателю Казакову С.М. и администрации Трубчевского муниципального района (далее - администрация) о признании недействительным постановления N 377 от 20.05.2011 "Об утверждении схемы расположения земельного участка в кадастровом плане территории, для эксплуатации магазина" (с учетом уточнений, принятых судом).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 26.12.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован отсутствием доказательств нарушения прав и законных интересов предпринимателя.
Не согласившись с указанным решением суда, предприниматель подал апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить. Оспаривая судебный акт, заявитель указывает на то, что администрация предоставила ответчику земельный участок площадью 152 кв. м без проведения торгов (конкурса, аукциона), при этом границы указанного земельного участка не согласованы со смежным собственником - истцом. Заявитель апелляционной жалобы указал, что о последнем судебном заседании, на котором объявлена резолютивная часть решения, не извещался надлежащим образом, в связи с чем не представлены доказательства.
В судебном заседании Казаков С.М. возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменений, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе путем размещения информации на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в суд апелляционной инстанции представителей не направили.
Судебное разбирательство проводилось в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, земельный участок, площадью 91 кв. м, кадастровый номер 32:26:0921108:28, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для предпринимательской деятельности, а также магазин (назначение нежилое), общая площадь 62,80 кв. м, этаж 1, расположенные по адресу: г. Трубчевск, ул. Урицкого, д. 40, принадлежат предпринимателю на праве собственности, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права 32-АГ N 125680 от 18.01.2007, 32-АГ N 418549от 30.12.2008.
Казаков С.М. является собственником смежного земельного участка с кадастровым номером 32:26:0921108:42, расположенного по адресу: Брянская обл., г. Трубчевск, ул. Ленина, д. 76.
Постановлением Администрации N 377 от 20.05.2011 "Об утверждении схемы расположения земельного участка в кадастровом плане территории, для эксплуатации магазина", на основании заявления Казакова С.М., утверждена схема расположения земельного участка из земель населенных пунктов на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 32:26:921108, площадью 152 кв. м, расположенного по адресу: Брянская обл., г. Трубчевск, ул. Ленина, д. 76.
На основании заявления Казакова С.М. предприятием изготовлен межевой план от 17.06.2011, в соответствии с которым в межевой план вошла часть земельного участка, прилегающая к магазину предпринимателя, в месте расположения противопожарного выхода.
Полагая, что постановление N 377 от 20.05.2011 не соответствует закону, нарушает права и законные интересы предпринимателя, последний обратился в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 1 статьи 68 Земельного кодекса Российской Федерации землеустройство включает в себя мероприятия по образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности.
В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений.
Частью 3 указанной статьи предусмотрено, что государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Пунктом 5 статьи 4 Закона о кадастре установлено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Порядок проведения межевых работ определен Инструкцией по межеванию земель утвержденной Роскомземом 08.04.1996, в соответствии с пунктами 1.1, 1.2, 2, 9.2 которой межевание земель представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади. Результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежевываемого и смежных с ним земельных участков.
Согласно указанной Инструкции, работы по межеванию земельных участков считаются выполненными, а границы участков установленными с момента утверждения данных документов комитетом по земельным ресурсам и землеустройству.
Согласно приказу Росземкадастра от 02.10.2002 N П/327 "Об утверждении требований к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет" документы о межевании, предоставляемые при постановке на кадастровый учет земельных участков, оформляются в виде Описаний земельных участков.
В силу части 3 статьи 20 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" от 02.01.2000 N 28-ФЗ, действовавшего в момент образования земельного участка с кадастровым номером 32:26:0921108:28 (истца), в проведении государственного кадастрового учета земельных участков должно быть отказано в случае, если документы, представленные в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, для проведения государственного кадастрового учета земельных участков, по форме или содержанию не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, либо при межевании земельных участков, в отношении которых должен проводиться государственный кадастровый учет земельных участков, нарушены права смежных землепользователей.
Пунктом 1 статьи 45 Закон о кадастре установлено, что государственный кадастровый учет и государственный технический учет объектов недвижимости, осуществленные до вступления названного закона в силу в ранее установленном порядке, признаны юридически действительными.
Как видно из материалов дела, земельный участок истца - предпринимателя с кадастровым номером 32:26:0921108:28 поставлен на кадастровый учет в 2006 году, что им не оспаривается и отражено в апелляционной жалобе
Таким образом, границы земельного участка с кадастровым номером 32:26:0921108:28 определены до вступления в силу Закона о кадастре.
Постановлением Администрации N 377 от 20.05.2011 "Об утверждении схемы расположения земельного участка в кадастровом плане территории, для эксплуатации магазина", на основании заявления Казакова С.М., утверждена схема расположения земельного участка из земель населенных пунктов на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 32:26:921108, площадью 152 кв. м, расположенного по адресу: Брянская обл., г. Трубчевск, ул. Ленина, д. 76.
На основании постановления N 307 от 20.05.2011 предприятием 17.06.2011 подготовлено межевое дело N 3226/101-/11-513 на земельный участок с кадастровым номером 32:26:0921108:42 и в последующем 13.07.2011 поставлен на кадастровый учет.
08.12.2011 за Казаковым С.М. зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером 32:26:0921108:42.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Закон о кадастре местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений одного из указанных земельных участков в связи с уточнением местоположения его границ.
Согласно статье 39 Закон о кадастре предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете соответствующих изменений земельного участка, является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.
Исходя из системного толкования положений статьи 39 Закон о кадастре суд апелляционной инстанции пришел к выводу о необходимости обязательного согласования местоположения границ земельных участков только в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений одного из ранее сформированных земельных участков в связи с уточнением местоположения его границ.
Доказательств наличия на земельном участке, сформированном оспариваемым распоряжением, объектов недвижимости, принадлежащих предпринимателю, в материалы дела не представлено.
Земельный участок истца с кадастровым номером 32:26:0921108:28, смежный по отношению к земельному участку с кадастровым номером 32:26:0921108:42, является сформированным, границы их полностью описаны и определены, участки поставлены на кадастровый учет и не имеют каких-либо отметок, свидетельствующих о необходимости уточнения их границ, в связи с чем вывод суда первой инстанции о том, что согласование местоположения границ земельного участка в данном случае не является обязательным, является правильным.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что не извещение его, как владельца смежного земельного участка о проводимом межевании при формировании земельного участка, нарушает его права, судом апелляционной инстанции отклоняется как необоснованный по следующим основаниям.
Состав и содержание работ по оформлению землеустроительной документации при межевании объектов землеустройства определены в Методических рекомендациях по проведению межевания объектов землеустройства от 17.02.2003, утвержденных руководителем Федеральной службы земельного кадастра Российской Федерации (далее - Методические рекомендации).
Согласно пункту 11 Методических рекомендаций лица, права которых могут быть затронуты при проведении межевания (собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы земельных участков, соответствующие органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления), не позднее, чем за 7 календарных дней до начала работ извещаются о времени и месте проведения межевания.
Определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование проводятся в присутствии лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания, или уполномоченных ими лиц (представителей) при наличии надлежащим образом оформленных доверенностей. Результаты согласования границ оформляются актом (актами) согласования границ объекта землеустройства, который подписывается всеми участниками процедуры согласования границ, включая исполнителя работ (пункты 14.1 и 14.4 Методических рекомендаций).
Вместе с тем, пунктом 14.5 Методических рекомендаций предусмотрено, что процедура согласования границ (границы) не проводится при наличии в государственном земельном кадастре сведений (координат поворотных точек границ), позволяющих определить их положение на местности с точностью, которая соответствует техническим условиям и требованиям, установленным Росземкадастром.
Как следует из материалов дела, спорный земельный участок с кадастровым номером 32:26:0921108:42 является вновь образованным участком, его границы ранее не были определены и при образовании земельного участка границы определялись впервые.
Предпринимателем не оспаривается, что принадлежащий ему земельный участок, смежный по отношению к спорному земельному участку с кадастровым номером 32:26:0921104:42, на момент проведения межевания уже был сформирован и поставлен на кадастровый учет. При этом предприниматель подтвердил, что наложение границ земельных участков не произведено.
Поскольку в государственном земельном кадастре уже содержалось описание поворотных точек границ этого земельного участка, согласования его границы и границы спорного земельного участка не требовалось и не являлось обязательным.
Апелляционная коллегия считает, что доводы подателя жалобы о нарушении его прав в связи с невозможностью использования противопожарного выхода сводятся к факту выноса ограждения своего пожарного выхода на не принадлежащем ему участке, что создает преграду для пользования заявителем своим пожарным выходом в привычном режиме. Между тем, означенные обстоятельства не свидетельствуют о нарушении прав заявителя оспариваемым постановлением, поскольку таковое само по себе не создало преград для пользования заявителем своим имуществом и земельным участком. как правильно указал суд первой инстанции, само по себе предоставление спорного земельного участка, находящегося в непосредственной близости от пожарного выхода не ограничивает право предпринимателя в использовании последнего.
Доводы предпринимателя основаны лишь на предложении о возможном препятствии со стороны Казакова С.М. на обслуживание (в т.ч. ремонт) здания. Однако, такое возможное нарушение может быть защищено способом вещно-правовой защиты нарушенных прав, в том числе установлением сервитута.
Права заявителя, в силу положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации невозможно восстановить в рамках настоящего спора, поскольку это повлечет нарушение прав третьих лиц, что свидетельствует о выборе предпринимателем ненадлежащего способа защиты своего права. Поскольку за Казаковым С.М. зарегистрировано право собственности на спорный земельный участок, то оспариванием действий государственного органа права заявителя не будут восстановлены.
Суд апелляционной инстанции считает, что предпринимателем в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Брянской области от 26.12.2013 по делу N А09-6799/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
А.Л.ФРИЕВ

Судьи
Ю.А.ВОЛКОВА
Е.В.РЫЖОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)