Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 02.02.2015 ПО ДЕЛУ N 33-574/2015

Требование: О признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, возложении обязанности предоставить земельный участок.

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истцу отказано в предоставлении земельного участка для ведения индивидуального садоводства в связи с тем, что земельный участок не включен в фонд перераспределения земель.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 февраля 2015 г. по делу N 33-574/2015


Судья Журавлева В.М.

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Судневой В.Н.,
судей Горбуновой О.А., Кустовой И.Ю.,
при секретаре С.Т.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 02 февраля 2015 года в городе Перми дело по апелляционной жалобе С.Е. на решение Краснокамского городского суда Пермского края от 25 сентября 2014 года, которым постановлено:
"В удовлетворении требований С.Е. к администрации Краснокамского муниципального района о признании решения администрации Краснокамского муниципального района об отказе в предоставлении земельного участка незаконным, и возложении обязанности предоставить земельный участок в аренду отказать".
Заслушав доклад судьи Кустовой И.Ю., пояснения С.Е., представителей заявителя - Н., поддержавших апелляционную жалобу, изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

С.Е. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации Краснокамского муниципального района от 14.05.2014 г. в предоставлении земельного участка, возложении обязанности предоставить земельный участок.
В обоснование заявления указано, что 26.03.2013 г. заявитель обратился в администрацию Краснокамского муниципального района с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 5 лет земельного участка ориентировочной площадью 700 кв. м, расположенного по адресу: <...>, за домом по ул. <...> для ведения индивидуального садоводства. Органом местного самоуправления было принято предварительное решение о возможности предоставления земельного участка, в газете "название" опубликована информация о планируемом предоставлении земельного участка. В последующем заявителем были проведены кадастровые работы и осуществлена постановка земельного участка на кадастровый учет. В конце мая 2014 г. от администрации Краснокамского муниципального района С.Е. получен отказ в предоставлении земельного участка по основанию того, что земельный участок не включен в фонд перераспределения земель, оспариваемый отказ является незаконным и нарушает ее права.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, мотивируя тем, что у администрации Краснокамского муниципального района не имелось законных оснований для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка. Федеральный закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" не исключает применение общих правил предоставления земельных участков, установленных Земельным кодексом Российской Федерации.
Проверив законность и обоснованность решения суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, (часть 1 статьи 327.1 ГПК Российской Федерации), судебная коллегия приходит к выводу об его отмене в связи с неправильным применением норм материального права (пункт 4 части 1, часть 2 статьи 330 ГПК Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что 26.03.2013 г. С.Е. обратилась в Комитет имущественных отношений администрации Краснокамского муниципального района с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для садоводства ориентировочной площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <...>, за домом по ул. <...>.
30.05.2013 г. в газете "ФИО13" Комитетом имущественных отношений администрации Краснокамского муниципального района была опубликована информация о планируемом предоставлении указанного выше земельного участка.
19.03.2014 г. земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет, имеет кадастровый номер <...>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: индивидуальное садоводство.
Письмом N <...> от 14.05.2014 г. администрация Краснокамского муниципального района отказала заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что земельный участок не входит в фонд перераспределения земель.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что действующее земельное законодательство закрепляет возможность предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения для осуществления садоводства, огородничества и ведения дачного хозяйства только гражданам, входящим в состав соответствующего некоммерческого объединения, предоставление земельных участков гражданам в индивидуальном порядке законом не предусмотрено, статья 34 Земельного кодекса Российской Федерации не регулирует порядок предоставления земельных участков для ведения садоводства. Суд пришел к выводу о том, что администрацией Краснокамского муниципального района вопрос о предоставлении земельного участка разрешен с учетом требований закона, какого-либо нарушения прав заявителя не допущено, а потому оснований для удовлетворения требований не имеется.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, поскольку данные выводы основаны на неверном применении норм материального права.
Согласно пункта 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 Кодекса.
В силу пункта 2 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается этим Кодексом и Федеральным законом от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 66-ФЗ садовый земельный участок - это земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений).
Указанный Закон предусматривает право граждан вести садоводство, огородничество и дачное хозяйство в индивидуальном порядке (пункт 1 статьи 8 Закона), то есть действующее законодательство не ограничивает возможность предоставления гражданину земельного участка для ведения садоводства индивидуально, и следовательно, граждане вправе подать заявление о предоставлении земельного участка для указанных целей в общем порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Статья 34 Земельного кодекса Российской Федерации регулирует порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством. Данной нормой предусмотрено, что органы местного самоуправления для обеспечения процедур предоставления таких земельных участков обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений; уполномочить на распоряжение земельными участками специальный орган; обеспечить подготовку информации о предоставляемых земельных участках и заблаговременную ее публикацию.
Пунктом 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен заявительный порядок предоставления земельных участков заинтересованным в этом лицам, проведение торгов при этом не предусматривается, поскольку земельный участок предоставляется лицу, произведшему кадастровые работы и кадастровый учет испрашиваемого участка, что прямо предусмотрено пунктом 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, заявление о предоставлении земельного участка для ведения индивидуального садоводства подлежит рассмотрению в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Не включение муниципальным образованием земельных участков в фонд перераспределения земель, понятие которого дано в статье 80 Земельного кодекса Российской Федерации, не может являться основанием для отказа в реализации законного права заявителя на получение земельного участка для целей садоводства.
Учитывая изложенное, оспариваемый отказ администрации Краснокамского муниципального района не соответствует закону, а потому суд необоснованно отказал заявителю в удовлетворении требований.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении требований заявителя.
Руководствуясь статьей 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Краснокамского городского суда Пермского края от 25 сентября 2014 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Признать незаконным отказ администрации Краснокамского муниципального района Пермского края от 14.05.2014 года в предоставлении земельного участка для ведения садоводства С.Е.
Обязать администрацию Краснокамского муниципального района Пермского края повторно рассмотреть заявление С.Е. от 26 марта 2014 года о предоставлении земельного участка для ведения садоводства.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)