Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 ноября 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Коноплевой М.В.,
судей Карповой В.А., Муравьева С.Ю.,
при участии представителя:
заявителя - Анашкина О.В. по доверенности от 09.12.2013,
в отсутствие:
заинтересованного лица - извещено надлежащим образом,
третьи лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области и Министерства имущественных отношений Самарской области,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 07.05.2014 (судья Бойко С.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2014 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Бажан П.В., Кувшинов В.Е.)
по делу N А55-29512/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЭХО" (ОГРН 1026301504041), г. Самара, к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, с участием третьих лиц - Главного управления Министерства чрезвычайных ситуаций России по Самарской области, г. Самара, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара, Федерального государственного унитарного предприятия по техническому обслуживанию защитных средств и сооружений гражданской обороны "Экран", г. Самара, об оспаривании отказа в предоставлении земельного участка,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЭХО" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство) от 06.12.2013 N 12-1/3091/11-с об отказе в предоставлении в собственность Общества земельного участка площадью 23 337 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, Совхозный проезд, д. 13, под производственную базу.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Главное управление Министерства чрезвычайных ситуаций России по Самарской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - Управление Росимуществом), Федеральное государственное унитарное предприятие по техническому обслуживанию защитных средств и сооружений гражданской обороны "Экран".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07.05.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2014, заявленные требования удовлетворены.
В кассационных жалобах Министерство и Управление Росимуществом просят принятые по делу судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, мотивируя неправильным применением судами норм материального права, не соответствием выводов фактическим обстоятельствам дела. Заявители жалоб указывают, что на спорном земельном участке расположено защитное сооружение гражданской обороны - встроенное убежище N 341, класса защиты А-П, вместимостью 300 человек, являющееся в силу прямого указания закона федеральной собственностью, в связи с чем спорный земельный участок ограничен в обороте и не подлежит передаче в частную собственность.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд кассационной инстанции находит их подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как установлено судами и следует из материалов дела, по договору купли-продажи от 31.05.2001 Общество (покупатель) приобрело в собственность у открытого акционерного общества "Промстрой" (продавец) недвижимое имущество - производственную базу, состоящую из нежилого здания (караульной); административно-бытового здания Литера В2; нежилых помещений (производственный цех) NN 1 - 19, 21, 22, расположенных по адресу: г. Самара, Советский район, Совхозный проезд, д. 13.
Переход права собственности на объекты недвижимого имущества был зарегистрирован в установленном законом порядке.
Спорный земельный участок был предоставлен продавцу (открытому акционерному обществу "Промстрой") в постоянное (бессрочное) пользование для строительства базы УПТК по решению исполнительного комитета Куйбышевского городского совета народных депутатов от 09.03.1978 N 206.
Постановлением Главы Города Самары от 14.11.2002 N 767 было отменено право постоянного бессрочного пользования открытым акционерным обществом "Промстрой" на часть земельного участка площадью 24 055,3 кв. м, и принято решение о предоставление его в аренду Обществу сроком на 5 лет. Этим же постановлением был утвержден проект границ земельного участка.
Постановлением Главы Города Самары от 31.03.2005 N 205 Обществу в аренду сроком на пять лет был предоставлен земельный участок площадью 24 055,3 кв. м, и утвержден новый проект границ земельного участка, занимаемого производственной базой Общества по Совхозному поезду д. 13 в Советском районе.
Указанные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 16.03.2009 по делу N А55-38017/2009.
Общество 19.10.2011 обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 23 337 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, Совхозный проезд, д. 13, под производственную базу.
Сообщением от 06.12.2013 N 12-1/3091/11-с Министерство со ссылкой на письмо МЧС России по Самарской области от 05.12.2011 N 9596-3-2 отказало Обществу в предоставлении земельного участка, указав, что на испрашиваемом земельном участке находится защитное сооружение гражданской обороны - встроенное убежище N 341, класса защиты А-П, вместимостью 300 человек, относящееся к федеральной собственности, и предоставление таких земельных участков не относится к компетенции Министерства.
Полагая, что отказ Министерства в предоставлении земельного участка является незаконным, нарушающим права и законные интересы Общества, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При разрешении спора судебные инстанции установили, что согласно письму ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" от 27.02.2012 N 16/3131 помещение подвала (комнаты N 1 - 9), находящееся в административно-бытовом здании (литера В2), расположенного по адресу г. Самара, Советский район, Совхозный проезд, д. 13, является защитным сооружением гражданской обороны.
Вместе с тем, приняв во внимание письмо Главного управления МЧС России по Самарской области от 26.03.2012 N 2695-3-2 и проект границ испрашиваемого земельного участка, судебные инстанции пришли к выводу о том, что из границ спорного земельного участка исключена площадь земли, занимаемая административно-бытовым зданием (литера В2).
Между тем судебные инстанции не приняли во внимание следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации площадь земельного участка, занятого зданием, строением, сооружением и необходимая для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства (абзац 2 пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 13535/10, собственник объекта недвижимости, требующий предоставления земельного участка под зданием (сооружением) в собственность, должен представить доказательства, подтверждающие необходимость использования земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации приобретенных объектов недвижимого имущества, в том числе в заявленных целях.
В пункте 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
По смыслу пункта 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, обязательным условием образования земельного участка является наличие подъездов и подходов к нему.
Из представленного Обществом в материалы дела проекта границ земельного участка следует, что земельный участок, занятый административно-бытовым зданием (литера В2), находится внутри испрашиваемого земельного участка. Из указанного проекта границ усматривается, что при формировании границ земельного участка под защитным сооружением не предусмотрен доступ (проезд) к формируемому земельному участку.
Данные обстоятельства судебными инстанциями не исследовались.
Также судами не принято во внимание, что в соответствии с положениями статьи 37 Земельного кодекса Российской Федерации объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.
Согласно пункту 6 Перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденного Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 кадастровый паспорт земельного участка необходим для приобретения прав на участок.
Доказательств того, что Общество обращалось с заявлением о формировании земельного участка площадью 23 337 кв. м и постановки его на кадастровый учет, материалы дела не содержат.
Без наличия кадастрового паспорта земельного участка, необходимого для приобретения прав на земельный участок, невозможно исключить тот факт, что земельный участок под объектом гражданской обороны не вошел в площадь испрашиваемого Обществом участка.
Кроме того, суд первой инстанции, обязывая Министерство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества, в нарушение требований части 5 статьи 201 АПК РФ не указал какие конкретные действия необходимо совершить Министерству в указанных целях.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций об обоснованности требований Общества являются преждевременными, не подтверждены материалами дела и сделаны без учета и выяснения всех обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения спора, в связи с чем судебные акты подлежат отмене.
Принимая во внимание, что для принятия законного и обоснованного решения требуется исследование и оценка доказательств, а также совершение иных действий процессуального характера, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции, судебная коллегия считает необходимым направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть вышеизложенное, установить обстоятельства дела, имеющие значение для разрешения данного спора и с учетом установленного принять решение, правильно применив нормы материального и процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 07.05.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2014 по делу N А55-29512/2013 отменить, данное дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
М.В.КОНОПЛЕВА
Судьи
В.А.КАРПОВА
С.Ю.МУРАВЬЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 18.11.2014 N Ф06-15297/2013, Ф06-17201/2013 ПО ДЕЛУ N А55-29512/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 ноября 2014 г. по делу N А55-29512/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 ноября 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Коноплевой М.В.,
судей Карповой В.А., Муравьева С.Ю.,
при участии представителя:
заявителя - Анашкина О.В. по доверенности от 09.12.2013,
в отсутствие:
заинтересованного лица - извещено надлежащим образом,
третьи лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области и Министерства имущественных отношений Самарской области,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 07.05.2014 (судья Бойко С.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2014 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Бажан П.В., Кувшинов В.Е.)
по делу N А55-29512/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЭХО" (ОГРН 1026301504041), г. Самара, к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, с участием третьих лиц - Главного управления Министерства чрезвычайных ситуаций России по Самарской области, г. Самара, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара, Федерального государственного унитарного предприятия по техническому обслуживанию защитных средств и сооружений гражданской обороны "Экран", г. Самара, об оспаривании отказа в предоставлении земельного участка,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЭХО" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство) от 06.12.2013 N 12-1/3091/11-с об отказе в предоставлении в собственность Общества земельного участка площадью 23 337 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, Совхозный проезд, д. 13, под производственную базу.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Главное управление Министерства чрезвычайных ситуаций России по Самарской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - Управление Росимуществом), Федеральное государственное унитарное предприятие по техническому обслуживанию защитных средств и сооружений гражданской обороны "Экран".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07.05.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2014, заявленные требования удовлетворены.
В кассационных жалобах Министерство и Управление Росимуществом просят принятые по делу судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, мотивируя неправильным применением судами норм материального права, не соответствием выводов фактическим обстоятельствам дела. Заявители жалоб указывают, что на спорном земельном участке расположено защитное сооружение гражданской обороны - встроенное убежище N 341, класса защиты А-П, вместимостью 300 человек, являющееся в силу прямого указания закона федеральной собственностью, в связи с чем спорный земельный участок ограничен в обороте и не подлежит передаче в частную собственность.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд кассационной инстанции находит их подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как установлено судами и следует из материалов дела, по договору купли-продажи от 31.05.2001 Общество (покупатель) приобрело в собственность у открытого акционерного общества "Промстрой" (продавец) недвижимое имущество - производственную базу, состоящую из нежилого здания (караульной); административно-бытового здания Литера В2; нежилых помещений (производственный цех) NN 1 - 19, 21, 22, расположенных по адресу: г. Самара, Советский район, Совхозный проезд, д. 13.
Переход права собственности на объекты недвижимого имущества был зарегистрирован в установленном законом порядке.
Спорный земельный участок был предоставлен продавцу (открытому акционерному обществу "Промстрой") в постоянное (бессрочное) пользование для строительства базы УПТК по решению исполнительного комитета Куйбышевского городского совета народных депутатов от 09.03.1978 N 206.
Постановлением Главы Города Самары от 14.11.2002 N 767 было отменено право постоянного бессрочного пользования открытым акционерным обществом "Промстрой" на часть земельного участка площадью 24 055,3 кв. м, и принято решение о предоставление его в аренду Обществу сроком на 5 лет. Этим же постановлением был утвержден проект границ земельного участка.
Постановлением Главы Города Самары от 31.03.2005 N 205 Обществу в аренду сроком на пять лет был предоставлен земельный участок площадью 24 055,3 кв. м, и утвержден новый проект границ земельного участка, занимаемого производственной базой Общества по Совхозному поезду д. 13 в Советском районе.
Указанные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 16.03.2009 по делу N А55-38017/2009.
Общество 19.10.2011 обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 23 337 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, Совхозный проезд, д. 13, под производственную базу.
Сообщением от 06.12.2013 N 12-1/3091/11-с Министерство со ссылкой на письмо МЧС России по Самарской области от 05.12.2011 N 9596-3-2 отказало Обществу в предоставлении земельного участка, указав, что на испрашиваемом земельном участке находится защитное сооружение гражданской обороны - встроенное убежище N 341, класса защиты А-П, вместимостью 300 человек, относящееся к федеральной собственности, и предоставление таких земельных участков не относится к компетенции Министерства.
Полагая, что отказ Министерства в предоставлении земельного участка является незаконным, нарушающим права и законные интересы Общества, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При разрешении спора судебные инстанции установили, что согласно письму ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" от 27.02.2012 N 16/3131 помещение подвала (комнаты N 1 - 9), находящееся в административно-бытовом здании (литера В2), расположенного по адресу г. Самара, Советский район, Совхозный проезд, д. 13, является защитным сооружением гражданской обороны.
Вместе с тем, приняв во внимание письмо Главного управления МЧС России по Самарской области от 26.03.2012 N 2695-3-2 и проект границ испрашиваемого земельного участка, судебные инстанции пришли к выводу о том, что из границ спорного земельного участка исключена площадь земли, занимаемая административно-бытовым зданием (литера В2).
Между тем судебные инстанции не приняли во внимание следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации площадь земельного участка, занятого зданием, строением, сооружением и необходимая для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства (абзац 2 пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 13535/10, собственник объекта недвижимости, требующий предоставления земельного участка под зданием (сооружением) в собственность, должен представить доказательства, подтверждающие необходимость использования земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации приобретенных объектов недвижимого имущества, в том числе в заявленных целях.
В пункте 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
По смыслу пункта 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, обязательным условием образования земельного участка является наличие подъездов и подходов к нему.
Из представленного Обществом в материалы дела проекта границ земельного участка следует, что земельный участок, занятый административно-бытовым зданием (литера В2), находится внутри испрашиваемого земельного участка. Из указанного проекта границ усматривается, что при формировании границ земельного участка под защитным сооружением не предусмотрен доступ (проезд) к формируемому земельному участку.
Данные обстоятельства судебными инстанциями не исследовались.
Также судами не принято во внимание, что в соответствии с положениями статьи 37 Земельного кодекса Российской Федерации объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.
Согласно пункту 6 Перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденного Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 кадастровый паспорт земельного участка необходим для приобретения прав на участок.
Доказательств того, что Общество обращалось с заявлением о формировании земельного участка площадью 23 337 кв. м и постановки его на кадастровый учет, материалы дела не содержат.
Без наличия кадастрового паспорта земельного участка, необходимого для приобретения прав на земельный участок, невозможно исключить тот факт, что земельный участок под объектом гражданской обороны не вошел в площадь испрашиваемого Обществом участка.
Кроме того, суд первой инстанции, обязывая Министерство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества, в нарушение требований части 5 статьи 201 АПК РФ не указал какие конкретные действия необходимо совершить Министерству в указанных целях.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций об обоснованности требований Общества являются преждевременными, не подтверждены материалами дела и сделаны без учета и выяснения всех обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения спора, в связи с чем судебные акты подлежат отмене.
Принимая во внимание, что для принятия законного и обоснованного решения требуется исследование и оценка доказательств, а также совершение иных действий процессуального характера, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции, судебная коллегия считает необходимым направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть вышеизложенное, установить обстоятельства дела, имеющие значение для разрешения данного спора и с учетом установленного принять решение, правильно применив нормы материального и процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 07.05.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2014 по делу N А55-29512/2013 отменить, данное дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
М.В.КОНОПЛЕВА
Судьи
В.А.КАРПОВА
С.Ю.МУРАВЬЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)