Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛГОГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 04.06.2014 ПО ДЕЛУ N 33-4371/2014

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 июня 2014 г. по делу N 33-4371/2014


Судья Платонова Н.М.
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Андреева А.А.
судей: Кравцовой Е.В., Серышевой Н.И.
при секретаре М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению О.Л., Ж.В. о признании недействующим муниципального нормативного правового акта в части, взыскании расходов по оплате услуг представителя,
по апелляционной жалобе представителя О.Л. и Ж.В. - Ч.М., действующей на основании доверенности,
на решение Волжского городского суда Волгоградской области от 21 февраля 2014 года, которым в удовлетворении заявления О.Л., Ж.В. о признании недействующим муниципального нормативного правового акта в части, взыскании расходов по оплате услуг представителя отказано.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Кравцовой Е.В., выслушав представителей по доверенностям администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области Р.Д., Ж.Е., М.П., а также представителя Волжской городской Думы - К.О., возражавших по доводам апелляционной жалобы, заключение прокурора отдела обеспечения участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Волгоградской области Дружининой И.А. о необоснованности доводов апелляционной жалобы и законности принятого судом решения, судебная коллегия
установила:

О.Л., Ж.В. с учетом уточненных требований обратились в суд с заявлением о признании недействующим подпункта 24.6 пункта 24 приложения 32 к решению "О внесении изменений в Городское положение от 25.07.2008 года N 367-ВГД "О порядке определения размера арендной платы за земли, находящиеся в границах городского округа г. Волжский Волгоградской области" от 06.05.2013 года N 361-ВГД, принятого Волжской городской Думой 26 апреля 2013 года, опубликованного в Волжском муниципальном вестнике N 25 от 09.05.2013 года, в части установления коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке в размере 6,9 (за земельные участки, предназначенные для размещения других промышленных предприятий) со дня его принятия, как противоречащего пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса РФ, а также основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ". Одновременно просили взыскать расходы по оплате услуг представителя по <.......> рублей в пользу каждого.
В обоснование заявления указали, что в их долевой собственности находится незавершенное строительством строение птичника по адресу <адрес>. Земельный участок принадлежит им на праве аренды в соответствии с договором аренды N <...> от <.......> 2007 года, который зарегистрирован в установленном порядке. Срок договора аренды установлен с 16.01.2006 года по 16.01.2055 год. В связи с внесением в указанный нормативны правовой акт подпункта 24.6 пункта 24 приложения 32 к решению "О внесении изменений в Городское положение от 25.07.2008 года N 367-ВГД "О порядке определения размера арендной платы за земли, находящиеся в границах городского округа г. Волжский Волгоградской области от 06.05.2013 года N 361-ВГД, принятого Волжской городской Думой 26 апреля 2013 г., заявителями получено уведомление об увеличении арендной платы за земельный участок с 10.05.2013 года, которая стала составлять соответственно в год: для О.Л. - <.......>, для Ж.В. - <.......>. Увеличение в сравнении с предыдущим периодом произошло в 4,5 раза, что по мнению заявителей нарушает их права и законные интересы
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель О.Л., Ж.В. - Ч.М. с решением суда не согласна, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении требований заявителей.
Заявители и их представитель в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о вручении почтовых извещений. Согласно статьям 257 (ч. 2), 327 (ч. 1) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
На основании положений ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив законность и обоснованность решение суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с обстоятельствами дела и требованиями закона.
Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Согласно части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ в случае противоречия оспариваемого нормативного акта федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим со дня принятия или иного, указанного судом времени.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Согласно части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Как следует из материалов дела и установлено судебной коллегией между комитетом земельных ресурсов администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, (арендодатель) и И.А.В. (арендатор-1 в настоящее время правопреемник по данному договору - Ж.В.), О.Л. (Арендатор-2) был заключен договор аренды земельного участка N <...>, по адресу: <адрес>, под незавершенное строительством строение птичника (назначение производственное), сроком с 16 января 2006 года по 16 января 2055 года. Заявители являются собственниками незавершенного строительством строения птичника, расположенного на указанном земельном участке Ж.В. в <.......>/100 долей, О.Л. в <.......>/100 долей, степень готовности 91%.
В силу пункта 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Статьей 65 Земельного кодекса РФ установлены две формы платы за использование земли: земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Соответственно, названная статья предусматривает разный порядок платы за землю для арендаторов и собственников земельных участков, который регламентируется различным законодательством РФ.
Так, согласно п. 2 ст. 65 Земельного кодекса РФ порядок исчисления и уплаты арендной платы устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Земельный налог как один из видов местных налогов регулируется Налоговым кодексом РФ и нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (п. 3 ст. 65 Земельного кодекса РФ).
Постановлением администрации Волгоградской области от 22.08.2011 N 469-п утвержден "Порядок расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области".
В соответствии с пунктом 2.1.1 Порядка расчет арендной платы за земельные участки из земель населенных пунктов величина арендной платы рассчитывается по формуле:

А = КСЗУ x Кви x Кдп x Ки, где:

А - величина арендной платы, рассчитываемая за 12 месяцев:
- КСЗУ - кадастровая стоимость земельного участка;
- Кви - коэффициент вида функционального использования:
- Кдп - коэффициент дифференциации в зависимости от назначения объекта;
- Ккан - коэффициент категории арендатора;
- Ки - коэффициент индексации.
В соответствии с пунктом 1.5 Порядка коэффициент дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населенных пунктов (Кдп) - устанавливается нормативными правовыми актами муниципального района (городского округа) Волгоградской области по согласованию с министерством по управлению государственным имуществом Волгоградской области по форме согласно приложению 2 к Порядку и не может быть ниже 1.
Таким образом, значение коэффициента Кдп устанавливается органами местного самоуправления муниципального района не произвольно, а в обязательном порядке и до его утверждения органами местного самоуправления, согласовывается с министерством по управлению государственным имуществом Волгоградской области.
На основании указанного Порядка решением Волжской городской Думы от 06.05.2013 N 361-ВГД, в Городское положение "О порядке определения размера арендной платы за земли, находящиеся в границах городского округа - город Волжский Волгоградской области" (N 367-ВГД от 25.07.2008) были внесены изменения и дополнения, в соответствии с которыми значения коэффициентов Кдп были указаны в Приложении 2.
Заявителями оспаривается подпункт 24.6 пункта 24 приложения N 2 к решению "О внесении изменений в Городское положение от 25 июля 2008 года N 367-ВГД "О порядке определения размера арендной платы за земли, находящиеся в границах городского округа - город Волжский Волгоградской области" от 06 мая 2013 года N 361-ВГД, принятого Волжской городской Думой 26 апреля 2013 года, опубликованного в Волжском муниципальном вестнике N 25 от 09 мая 2013 года, в части установления коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке в размере 6,9 (за земельные участки, предназначенные для размещения других промышленных предприятий).
Суд при разрешении заявленных требований правомерно пришел к выводу о том, что коэффициенты, установленные данным решением, предварительно были согласованы администрацией городского округа - город Волжский Волгоградской области с министерством по управлению государственным имуществом Волгоградской области, о чем последним было издано распоряжение от 12.04.2013 N 750-р "О согласовании городскому округу - город Волжский Волгоградской области значений коэффициентов, применяемых для расчета арендной платы за земельные участки".
Решение N 361-ВГД принято в пределах компетенции Волжской городской Думы и было опубликовано в газете "Волжский муниципальный вестник" N 25 от 09.05.2013 года.
В силу положений п. 5 ст. 22, п. 3 ст. 65 Земельного кодекса РФ размер арендной платы определяется договором аренды земельного участка и является его существенным условием.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что 07 июня 2007 года между управлением муниципальным имуществом (в настоящее время комитетом земельных ресурсов администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области), выступающий арендодателем по договорам аренды земельных участков, согласно п. 3.5 Положения о комитете земельных ресурсов администрации городского округа город Волжский Волгоградской области, утвержденного постановлением Волжской городской Думы N 35/15 от 22 февраля 2007 года - с одной стороны, и О.Л., И.А.В. (И.А.В. уступает права и обязанности Ж.В.) (с другой стороны) заключен Договор N <...> аренды земельного участка с кадастровым номером N <...>, площадью <.......>, расположенного по адресу: <адрес>, под незавершенное строительством строение птичника (назначение производственное). Договор и дополнительные соглашения к нему подписаны сторонами без каких-либо замечаний, следовательно, достигнуто соглашение по всем условиям договора, в том числе, по механизму расчета арендной платы. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
Пунктом 4.4 данного Договора установлено, что размер арендной платы пересматривается в случае изменения ставки арендной платы за землю, ставки земельного налога на землю, изменения вида землепользования Арендатором, в других случаях предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, Волгоградской области и органов местного самоуправления.
Пунктом 4.5 (в редакции дополнительного соглашения от 15 февраля 2012 года N <...>) Договора предусмотрено право арендодателя на изменение в одностороннем порядке размера арендной платы в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка, коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы, льгот по ее уплате, в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации, Волгоградской области и органов местного самоуправления.
Учитывая, что условия и порядок расчета платы за использование земли, переданной в аренду и использование земли, находящейся в частной собственности различаются, в связи с чем, действующее законодательство РФ не содержит норм, ограничивающих размер арендной платы за земельный участок размерами земельного налога или выкупной стоимостью земельного участка, суд верно указал, что позиция заявителя о неравных условиях оплаты за землю для арендаторов и собственников земельных участков является несостоятельной и основана на неверной толковании действующего законодательства РФ.
Действующее законодательство не содержат норм, обязывающих органы государственной власти РФ и органы местного самоуправления при определении размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности субъектов РФ и муниципальной собственности, применять Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 года N 582.
Таким образом, суд при рассмотрении дела обоснованно исходил из того, что оспариваемая заявителями норма не может нарушать требования п. 3 ст. 65 Земельного кодекса РФ, постановления Правительства РФ от 16 июля 2009 года N 582, так как имеют различные основания для их издания и различные предметы правового регулирования. Она установлена в качестве стимулирующего фактора в целях защиты публично-правовых интересов от недобросовестного использования арендаторами земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Доводы апелляционной жалобы о произвольном установлении органами местного самоуправления коэффициентов дифференциации, применяемых при расчете размера арендной платы за землю, без соответствующего экономического обоснования, являются несостоятельными и опровергаются представленными доказательствами, в том числе сообщением комитета земельных ресурсов от 11 февраля 2014 года, согласно которого постановлением Губернатора Волгоградской области от 20.11.2012 N 1130 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области" утверждена новая кадастровая оценка земель населенных пунктов. В соответствии с указанным постановлением кадастровая стоимость земельного участка площадью <.......> с кадастровым номером N <...>, расположенного по адресу <адрес> составляет <.......>, при удельном показателе кадастровой стоимости <.......>./кв. м. Исходя из изложенного выше кадастровая стоимость с 10 декабря 2012 года уменьшилась более чем в два раза. Администрация городского округа - город Волжский произвела расчет значений Кдп по видам функционального где, АП 2013 - суммарная арендная плата за земельные участки по определенным видам функционального использования (АП 2012 * 1,065). Показатель 1,065 - индекс инфляции на 2012 год по данным Росстата. Коэффициент дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населенных пунктов (Кдп) утвержден министерством по управлению государственным имуществом по Волгоградской области (распоряжение N 750-р от 12.04.2013).
Представленные в суд апелляционной инстанции финансово-экономическое обоснование администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области коэффициентов дифференциации для расчета арендной платы за земельные участки, приложение N 1 расчета коэффициентов дифференциации из категории земель населенных пунктов, а также копия письма управления экономики администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области N <...> от 21.11.2012 года в адрес председателя комитета земельных ресурсов администрации городского округа, заключение N <...> экспертного совета на проект Городского положения "О внесении изменений в Городское положение от 25.07.2008 года N 367-ВГД "О порядке определения размера арендной платы за земли, находящиеся в границах городского округа - город Волжский Волгоградской области, заключение контрольно-счетной палаты городского округа - город Волжский Волгоградской области на проект Городского положения "О внесении изменений в Городское положение от 25.07.2008 года N 367-ВГД "О порядке определения размера арендной платы за земли, находящиеся в границах городского округа - город Волжский", распоряжение министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области N 750-р от 12.04.2013 года "О согласовании городского округа - город Волжский Волгоградской области значений коэффициентов, применяемых для расчета арендной платы за земельные участки" свидетельствуют об отсутствии произвольного установления коэффициентов дифференциации, применяемых при расчете размера арендной платы за землю.
Кроме того, Уставом городского округа - город Волжский Волгоградской области к компетенции Волжской городской Думы отнесено утверждение порядка определения размера арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности (статья 25 подпункт 1.15).
По вопросам своей компетенции Волжская городская Дума принимает нормативные правовые акты в форме решений в соответствии с Уставом городского округа - город Волжский Волгоградской области.
Решение N 361-ВГД принято в пределах компетенции Волжской городской Думы и опубликовано в газете "Волжский муниципальный вестник" N 25 от 09 мая 2013 года, оспариваемая норма была принята представительным органом местного самоуправления в соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 22.08.2011 N 469-п и распоряжением министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 12.04.2013 N 750-р.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований О.Л., Ж.В., суд обоснованно и правомерно пришел к выводу об отсутствии нарушений требований законодательства в действиях органов местного самоуправления, при принятии оспариваемого подпункта 24.6 пункта 24 приложения N 2 к решению "О внесении изменений в Городское положение от 25 июля 2008 года N 367-ВГД "О порядке определения размера арендной платы за земли, находящиеся в границах городского округа - город Волжский Волгоградской области" от 06 мая 2013 года N 361-ВГД, в части установления коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке в размере 6,9 (за земельные участки, предназначенные для размещения других промышленных предприятий) и его соответствии нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Коллегия полагает, что выводы суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, судом верно применены нормы материального и процессуального права.
Руководствуясь частью 1 статьи 327.1, статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:

решение Волжского городского суда Волгоградской области от 21 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя О.Л. и Ж.В. - Ч.М. без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)