Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06 ноября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 13 ноября 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Самович А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10856/2014) Администрации города Нижневартовска
на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03.09.2014 по делу N А75-5578/2014 (судья Сердюков П.А.),
принятое по иску индивидуального предпринимателя Посадовой Дины Васильевны (ОГРН 304860321800060)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757) в лице филиала по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре
об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
третьи лица, не заявляющие самостоятельного требования относительно предмета спора, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, Администрация города Нижневартовска,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Администрации города Нижневартовска - представитель не явился, извещена;
- Индивидуальный предприниматель Посадова Дина Васильевна - не явилась, извещена;
- от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - представитель не явился, извещено;
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - представитель не явился, извещено,
установил:
Индивидуальный предприниматель Посадова Дина Васильевна (далее - предприниматель, ИП Посадова Д.В.) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - ответчик, кадастровая палата) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 86:11:0402001:639, относящегося к категории земель "земли населенных пунктов", общей площадью 0,2792 га, расположенного по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Нижневартовск, ул. 2ПС, дом 8, строение 34, северный промышленный узел города, 10 км. Самотлорской дороги, равной его рыночной стоимости в размере 2 822 000 руб. 00 коп.
Определением суда от 03.07.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Администрация города Нижневартовска (далее - Администрация), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Управление Росреестра).
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03.09.2014 по делу N А75-5578/2014 исковые требования индивидуального предпринимателя Посадовой Д.В. удовлетворены.
Суд установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 86:11:0402001:639, относящегося к категории земель "земли населенных пунктов", общей площадью 0,2792 га, расположенного по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Нижневартовск, ул. 2ПС, дом 8, строение 34, северный промышленный узел города, 10 км. Самотлорской дороги, равной его рыночной стоимости в размере 2 822 000 руб. 00 коп.
При этом суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ представленные предпринимателем в обоснование заявленных требований Отчет МУП "Бюро технической инвентаризации, учета и приватизации жилья г. Нижневартовска", Экспертное заключение на указанный отчет, счел размер кадастровой стоимости земельного участка подтвержденной соответствующими доказательствами.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация города Нижневартовска обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда отменить, в удовлетворении заявленных предпринимателем требований отказать.
По утверждению подателя апелляционной жалобы, представленный предпринимателем в обоснование заявленных требований отчет N 10157/11.03.14/2560 не является надлежащим доказательством установленной судебным актом кадастровой стоимости земельного участка, поскольку его содержание не соответствует пунктам 7, 20 ФСО N 1, определяющим возможность применения того или иного метода оценки, а также ввиду некорректно подобранной информации в отношении объектов-аналогов.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились.
От ИП Посадовой Д.В. и кадастровой палаты поступили письменные ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей.
Указанные ходатайства апелляционным судом удовлетворены.
Апелляционная жалоба в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрена без участия сторон, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания.
От ИП Посадовой Д.В. и кадастровой палаты поступили письменные отзывы на апелляционную жалобу, которые апелляционным судом приобщены к материалам дела.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Администрацией (арендодатель) и предпринимателем (арендатор) подписан договор аренды земельного участка от 30.01.2014 N 60-АЗ, по условиям которого арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду земельный участок, относящийся к категории земель - земли населенных пунктов, общей площадью 0,2792 га, кадастровый номер 86:11:0402001:639, расположенный по адресу: г. Нижневартовск, по 2 ПС, д. 8, стр. 34 в северном промышленном узле города, 10 км Самотлорской дороги.
Срок аренды установлен с 26.12.2013 по 25.12.2062 (пункт 1.2. договора).
Государственная регистрация договора осуществлена 21.03.2014.
Расчет арендной платы составлен на основании Постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.12.2011 N 457-п "Об арендной плате за земельные участки земель населенных пунктов" (вместе с "Порядком определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за земельные участки земель населенных пунктов, находящиеся в собственности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а также за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" - далее Порядок определения размера арендной платы).
Согласно расчету арендной платы и пункту 4 Порядка определения размера арендной платы, утвержденного Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.12.2011 N 457-п, размер арендной платы за использование земельного участка устанавливается в договоре аренды земельного участка и, если федеральными законами или настоящим Порядком не предусмотрено иное, определяется по формуле: А = (КС x С / 100) x Кп x Кст x Ксп x Кпр x Ксз, где:
- А - годовой размер арендной платы за земельный участок, руб.;
- КС - кадастровая стоимость земельного участка, руб.;
- С - ставка арендной платы, определяемая в соответствии с разделом IV Порядка;
- Кп - коэффициент переходного периода;
- Кст - коэффициент строительства;
- Ксп - коэффициент субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливается равным 0,8;
- Кпр - коэффициент приоритета, устанавливается равным 0,8;
- Ксз - коэффициент сезонности работ, устанавливается равным 0,5.
Таким образом, размер арендной платы, являясь регулируемым, рассчитывается, в том числе, исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16.12.2010 N 343-п утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре по состоянию на 01.01.2010.
Согласно кадастровому паспорту от 26.02.2014 N 86/201/14-42211 кадастровая стоимость арендуемого истцом земельного участка площадью 2 792 кв. м установлена в размере 6 946 635 руб. 60 коп.
Предприниматель обратился к независимому оценщику для определения оценки рыночной стоимости земельного участка.
Согласно отчету, подготовленному Муниципальным унитарным предприятием "Бюро технической инвентаризации, учета недвижимости и приватизации жилья города Нижневартовска" N 10157/11.03.14/2560 рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2010 составляет 2 822 000 руб. 00 коп.
Несоответствие кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости послужило основанием для обращения предпринимателя в суд с заявлением.
03.09.2014 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято решение, которое обжаловано администрацией в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность принятого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации нормы права для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В силу статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.
Как следует из части 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Согласно части 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
Пунктом 11 части 2 статьи 7 указанного Закона установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно кадастровому паспорту от 26.02.2014 N 86/201/14-42211 кадастровая стоимость арендуемого истцом земельного участка площадью 2 792 кв. м установлена в размере 6 946 635 руб. 60 коп.
Однако согласно отчету, подготовленному Муниципальным унитарным предприятием "Бюро технической инвентаризации, учета недвижимости и приватизации жилья города Нижневартовска" N 10157/11.03.14/2560 рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2010 составила 2 822 000 руб. 00 коп.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, действующее законодательство допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила N 316), которые определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (пункт 1 Правил N 316).
В силу пункта 5 Правил N 316 государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
На основании пункта 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2007 N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки или индивидуально для конкретного объекта недвижимости рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки (пункт 10).
Более того, как указано в пункте 3 Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 22.10.2010 N 508 "Об утверждении Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости, методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Проведенная по инициативе предпринимателя экспертиза (отчет N 10157/11.03.14/2560) подтверждает, что содержащаяся в государственном кадастре недвижимости кадастровая стоимость спорного земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость.
В апелляционной жалобе Администрация ссылается на недостоверность сведений, содержащихся в отчете, то есть фактически оспаривает результаты, выводы, методику, используемую экспертом.
Указанный довод суд апелляционной инстанции не принимает и не рассматривает по существу исходя из положений части 7 статьи 268 АПК РФ, согласно которой новые требования, которые не были предметом рассмотрения в арбитражном суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются арбитражным судом апелляционной инстанции.
Данный довод приведен Администрацией лишь в суде апелляционной инстанции, следовательно, при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции правовая оценка этому доводу не давалась.
Обстоятельства недостоверности данного отчета либо несоответствия его требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, установлены не были. Результаты данного отчеты сторонами ранее не оспаривались.
Выводы, содержащиеся в отчете, не были опровергнуты другими участвующими в деле лицами. Доказательств иной величины рыночной стоимости земельного участка ответчиками не представлено.
В таком случае согласно части 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (в данном случае - по доказыванию обстоятельств в обоснование своих возражений).
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права общества, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Из указанного постановления суда следует, что механизмом восстановления нарушенного права лица (при несоответствии кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости), является именно внесение изменений в государственный кадастр недвижимости. При этом кадастровая стоимость может быть определена посредством указания рыночной стоимости.
Таким образом, требования истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 86:11:0402001:639 равной его рыночной цене являются обоснованными.
Установление рыночной стоимости земельного участка на определенную дату, не противоречит положениям статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Судебный акт об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости является основанием для внесения органом кадастрового учета после вступления решения суда в законную силу соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости.
При таких обстоятельствах, иск предпринимателя к кадастровой палате правомерно удовлетворен судом первой инстанции.
Оснований для отмены решения Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03.09.2014 по делу N А75-5578/2014 суд апелляционной инстанции не усматривает.
Решение суда первой инстанции принято при правильном применении норм материального и процессуального права, отмене или изменению не подлежит, в связи с чем апелляционная жалоба Администрации города Нижневартовска оставлена без удовлетворения.
Поскольку податель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины, то расходы за рассмотрение апелляционной жалобы, апелляционным судом не распределяются.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционную жалобу Администрации города Нижневартовска оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03.09.2014 по делу N А75-5578/2014 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Л.А.ЗОЛОТОВА
Судьи
А.Н.ЛОТОВ
Н.А.ШИНДЛЕР
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.11.2014 N 08АП-10856/2014 ПО ДЕЛУ N А75-5578/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 ноября 2014 г. N 08АП-10856/2014
Дело N А75-5578/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 06 ноября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 13 ноября 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Самович А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10856/2014) Администрации города Нижневартовска
на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03.09.2014 по делу N А75-5578/2014 (судья Сердюков П.А.),
принятое по иску индивидуального предпринимателя Посадовой Дины Васильевны (ОГРН 304860321800060)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757) в лице филиала по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре
об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
третьи лица, не заявляющие самостоятельного требования относительно предмета спора, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, Администрация города Нижневартовска,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Администрации города Нижневартовска - представитель не явился, извещена;
- Индивидуальный предприниматель Посадова Дина Васильевна - не явилась, извещена;
- от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - представитель не явился, извещено;
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - представитель не явился, извещено,
установил:
Индивидуальный предприниматель Посадова Дина Васильевна (далее - предприниматель, ИП Посадова Д.В.) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - ответчик, кадастровая палата) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 86:11:0402001:639, относящегося к категории земель "земли населенных пунктов", общей площадью 0,2792 га, расположенного по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Нижневартовск, ул. 2ПС, дом 8, строение 34, северный промышленный узел города, 10 км. Самотлорской дороги, равной его рыночной стоимости в размере 2 822 000 руб. 00 коп.
Определением суда от 03.07.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Администрация города Нижневартовска (далее - Администрация), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Управление Росреестра).
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03.09.2014 по делу N А75-5578/2014 исковые требования индивидуального предпринимателя Посадовой Д.В. удовлетворены.
Суд установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 86:11:0402001:639, относящегося к категории земель "земли населенных пунктов", общей площадью 0,2792 га, расположенного по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Нижневартовск, ул. 2ПС, дом 8, строение 34, северный промышленный узел города, 10 км. Самотлорской дороги, равной его рыночной стоимости в размере 2 822 000 руб. 00 коп.
При этом суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ представленные предпринимателем в обоснование заявленных требований Отчет МУП "Бюро технической инвентаризации, учета и приватизации жилья г. Нижневартовска", Экспертное заключение на указанный отчет, счел размер кадастровой стоимости земельного участка подтвержденной соответствующими доказательствами.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация города Нижневартовска обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда отменить, в удовлетворении заявленных предпринимателем требований отказать.
По утверждению подателя апелляционной жалобы, представленный предпринимателем в обоснование заявленных требований отчет N 10157/11.03.14/2560 не является надлежащим доказательством установленной судебным актом кадастровой стоимости земельного участка, поскольку его содержание не соответствует пунктам 7, 20 ФСО N 1, определяющим возможность применения того или иного метода оценки, а также ввиду некорректно подобранной информации в отношении объектов-аналогов.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились.
От ИП Посадовой Д.В. и кадастровой палаты поступили письменные ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей.
Указанные ходатайства апелляционным судом удовлетворены.
Апелляционная жалоба в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрена без участия сторон, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания.
От ИП Посадовой Д.В. и кадастровой палаты поступили письменные отзывы на апелляционную жалобу, которые апелляционным судом приобщены к материалам дела.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Администрацией (арендодатель) и предпринимателем (арендатор) подписан договор аренды земельного участка от 30.01.2014 N 60-АЗ, по условиям которого арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду земельный участок, относящийся к категории земель - земли населенных пунктов, общей площадью 0,2792 га, кадастровый номер 86:11:0402001:639, расположенный по адресу: г. Нижневартовск, по 2 ПС, д. 8, стр. 34 в северном промышленном узле города, 10 км Самотлорской дороги.
Срок аренды установлен с 26.12.2013 по 25.12.2062 (пункт 1.2. договора).
Государственная регистрация договора осуществлена 21.03.2014.
Расчет арендной платы составлен на основании Постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.12.2011 N 457-п "Об арендной плате за земельные участки земель населенных пунктов" (вместе с "Порядком определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за земельные участки земель населенных пунктов, находящиеся в собственности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а также за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" - далее Порядок определения размера арендной платы).
Согласно расчету арендной платы и пункту 4 Порядка определения размера арендной платы, утвержденного Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.12.2011 N 457-п, размер арендной платы за использование земельного участка устанавливается в договоре аренды земельного участка и, если федеральными законами или настоящим Порядком не предусмотрено иное, определяется по формуле: А = (КС x С / 100) x Кп x Кст x Ксп x Кпр x Ксз, где:
- А - годовой размер арендной платы за земельный участок, руб.;
- КС - кадастровая стоимость земельного участка, руб.;
- С - ставка арендной платы, определяемая в соответствии с разделом IV Порядка;
- Кп - коэффициент переходного периода;
- Кст - коэффициент строительства;
- Ксп - коэффициент субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливается равным 0,8;
- Кпр - коэффициент приоритета, устанавливается равным 0,8;
- Ксз - коэффициент сезонности работ, устанавливается равным 0,5.
Таким образом, размер арендной платы, являясь регулируемым, рассчитывается, в том числе, исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16.12.2010 N 343-п утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре по состоянию на 01.01.2010.
Согласно кадастровому паспорту от 26.02.2014 N 86/201/14-42211 кадастровая стоимость арендуемого истцом земельного участка площадью 2 792 кв. м установлена в размере 6 946 635 руб. 60 коп.
Предприниматель обратился к независимому оценщику для определения оценки рыночной стоимости земельного участка.
Согласно отчету, подготовленному Муниципальным унитарным предприятием "Бюро технической инвентаризации, учета недвижимости и приватизации жилья города Нижневартовска" N 10157/11.03.14/2560 рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2010 составляет 2 822 000 руб. 00 коп.
Несоответствие кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости послужило основанием для обращения предпринимателя в суд с заявлением.
03.09.2014 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято решение, которое обжаловано администрацией в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность принятого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации нормы права для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В силу статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.
Как следует из части 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Согласно части 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
Пунктом 11 части 2 статьи 7 указанного Закона установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно кадастровому паспорту от 26.02.2014 N 86/201/14-42211 кадастровая стоимость арендуемого истцом земельного участка площадью 2 792 кв. м установлена в размере 6 946 635 руб. 60 коп.
Однако согласно отчету, подготовленному Муниципальным унитарным предприятием "Бюро технической инвентаризации, учета недвижимости и приватизации жилья города Нижневартовска" N 10157/11.03.14/2560 рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2010 составила 2 822 000 руб. 00 коп.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, действующее законодательство допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила N 316), которые определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (пункт 1 Правил N 316).
В силу пункта 5 Правил N 316 государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
На основании пункта 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2007 N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки или индивидуально для конкретного объекта недвижимости рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки (пункт 10).
Более того, как указано в пункте 3 Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 22.10.2010 N 508 "Об утверждении Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости, методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Проведенная по инициативе предпринимателя экспертиза (отчет N 10157/11.03.14/2560) подтверждает, что содержащаяся в государственном кадастре недвижимости кадастровая стоимость спорного земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость.
В апелляционной жалобе Администрация ссылается на недостоверность сведений, содержащихся в отчете, то есть фактически оспаривает результаты, выводы, методику, используемую экспертом.
Указанный довод суд апелляционной инстанции не принимает и не рассматривает по существу исходя из положений части 7 статьи 268 АПК РФ, согласно которой новые требования, которые не были предметом рассмотрения в арбитражном суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются арбитражным судом апелляционной инстанции.
Данный довод приведен Администрацией лишь в суде апелляционной инстанции, следовательно, при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции правовая оценка этому доводу не давалась.
Обстоятельства недостоверности данного отчета либо несоответствия его требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, установлены не были. Результаты данного отчеты сторонами ранее не оспаривались.
Выводы, содержащиеся в отчете, не были опровергнуты другими участвующими в деле лицами. Доказательств иной величины рыночной стоимости земельного участка ответчиками не представлено.
В таком случае согласно части 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (в данном случае - по доказыванию обстоятельств в обоснование своих возражений).
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права общества, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Из указанного постановления суда следует, что механизмом восстановления нарушенного права лица (при несоответствии кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости), является именно внесение изменений в государственный кадастр недвижимости. При этом кадастровая стоимость может быть определена посредством указания рыночной стоимости.
Таким образом, требования истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 86:11:0402001:639 равной его рыночной цене являются обоснованными.
Установление рыночной стоимости земельного участка на определенную дату, не противоречит положениям статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Судебный акт об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости является основанием для внесения органом кадастрового учета после вступления решения суда в законную силу соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости.
При таких обстоятельствах, иск предпринимателя к кадастровой палате правомерно удовлетворен судом первой инстанции.
Оснований для отмены решения Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03.09.2014 по делу N А75-5578/2014 суд апелляционной инстанции не усматривает.
Решение суда первой инстанции принято при правильном применении норм материального и процессуального права, отмене или изменению не подлежит, в связи с чем апелляционная жалоба Администрации города Нижневартовска оставлена без удовлетворения.
Поскольку податель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины, то расходы за рассмотрение апелляционной жалобы, апелляционным судом не распределяются.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционную жалобу Администрации города Нижневартовска оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03.09.2014 по делу N А75-5578/2014 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Л.А.ЗОЛОТОВА
Судьи
А.Н.ЛОТОВ
Н.А.ШИНДЛЕР
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)