Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.12.2014 N 16АП-4608/2014 ПО ДЕЛУ N А15-1083/2014

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 декабря 2014 г. по делу N А15-1083/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 декабря 2014 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Белова Д.А.,
судей: Параскевовой С.А., Цигельникова И.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шрамко А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу администрации МО "Новолакский район" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 15.10.2014 по делу N А15-1083/2014 (судья З.Т. Тагирова)
по заявлению администрации МО "Новолакский район" о признании недействительным пункта 1 решения Управления ФАС России по РД от 17.12.2013 по делу N 57/2013,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате и месте проведения судебного заседания.

установил:

администрация муниципального образования "Новолакский район" Новолакского района (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением о признании недействительным пункта 1 решения Управления Федеральной антимонопольной службы России по Республике Дагестан (далее - управление, антимонопольный орган) от 17.12.2013 N 57/2013 (в уточненной редакции).
Решением от 15.10.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Администрация не согласилась с решением суда первой инстанции и обратилась в апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда от 15.10.2014 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате и месте проведения судебного заседания.
Арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением Государственного совета Республики Дагестан от 25.08.2003 N 108 "О передаче земель, отведенных переселяемым хозяйствам Новолакского района, в ведение сельских муниципальных образований Новолакского района" переданы земли, отведенные постановлением 111 Съезда народных депутатов ДССР от 23.07.1991 "Об отводе земель для вновь образуемого Новолакского района" для переселения лакского населения Новолакского района и закрепленные за переселяемыми хозяйствами района, в ведение сельских муниципальных образований Новолакского района согласно приложению.
29.04.2008 вх.N 134 в местной администрации МО "Новолакский район" зарегистрировано заявление Османова Р.А. без даты о выделении в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 3га для выращивания саженцев (виноград) в сел.Гамиях на территории "Новострой" из категории земель сельскохозяйственного назначения.
Постановлением главы МО "село Гамиях" Новолакского района от 14.12.2011 N 617-П утверждена схема расположения земельного участка площадью 3 га из земель категории "земли сельскохозяйственного назначения", находящихся в ведении администрации МО "село Гамиях" (Новострой), для сельскохозяйственной деятельности (выращивания саженцев). Данным постановлением указано осуществить постановку на кадастровый учет и комитету администрации района обеспечить опубликование сообщения о передаче в аренду земельного участка.
29.12.2011 по заказу предпринимателя Османова Р.А. кадастровым инженером Буттаевым Ш.К. подготовлен межевой план на земельный участок согласно вышеуказанному постановлению главы муниципального образования "Новолакский район" от 14.12.2011 N 617-П.
14.02.2012 филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Дагестан составлен кадастровый паспорт земельного участка на площади 3 га, расположенного в Кумторкалинском районе, МО "Гамиях", Новострой, с присвоением кадастрового номера 05:50:000083:6, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственной деятельности (выращивание саженцев).
19.09.2012 администрация в газете "Дагестанская правда" N 269-270 (198) опубликовала извещение о проведении торгов в форме открытого аукциона, закрытого по форме подачи предложений о размере стоимости права на заключение договора аренды земельного участка площадью 30000 кв. м сроком на 49 лет с кадастровым номером 05:50:000083:6, находящегося в ведении администрации МО "с.Гамиях" на территории Новострой Республики Дагестан, из категории земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственной деятельности, расположенного по адресу: РД, сел.Гамиях (Новостро).
По результатам рассмотрения заявок аукционной комиссией администрации на участие в открытом аукционе (закрытая форма подачи предложений) по предоставлению права на заключение договора аренды земельного участка составлен протокол от 01.11.2012.
Из данного протокола следует, что зарегистрирована заявка одного участника размещения заказа Османова Р.А., аукционная комиссия приняла решение о допуске к участию в аукционе единственного претендента Османова Р.А., заявка которого соответствует требованиям аукционной документации.
20.05.2013 муниципальное образование "Новолакский район", рассмотрев материала об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 3га, приняло постановление N 160-П о предоставлении главе КФХ Османову Р.А. земельного участка площадью 3га с кадастровым номером 05:50:000083:6 в аренду сроком на 49 лет из земель категории "земли сельскохозяйственного назначения", находящихся в ведении администрации с. Гамиях (Новострой), для сельскохозяйственной деятельности (выращивание саженцев).
21.05.2013 за N 180-13 комитет и глава КФХ Османов Р.А. на основании названного выше постановления МО "Новолакский район" от 20.05.2013 N 160-П заключили договор аренды земельного участка площадью 3 га с кадастровым номером 05:50:000083:6.
В управлении за N 583-К 18.02.2013 зарегистрировано письмо местной общественной организации "Общественный антикоррупционный совет" Новолакского района от 18.02.2013 N 02 о поступающих обращениях жителей Новолакского района на допускаемые должностными лицами органов местного самоуправления Новолакского района нарушения земельного законодательства.
По результатам проведения внеплановой проверки на основании обращения местной общественной организации "Общественный антикоррупционный совет" (приказ от 13.03.2013 N 84) управлением составлен акт N 89 внеплановой проверки администрации МО "Новолакский район" на предмет соблюдения требования Федерального закона от 26.07.2006 N 135 "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Приказом и.о. руководителя управления Халлаевой Д.М. от 13.09.2013 N 293 возбуждено дело N 57/2013 в отношении администрации по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и создана комиссия по рассмотрению данного дела.
Определением от 13.09.2013 (исх.N 30-01/5438), направленным по почте и врученным администрации 19.09.2013, управление назначило дело N 57/2013 к рассмотрению на 16 час. 45 мин. 09.10.2013 и привлекло администрацию в качестве ответчика по делу, Османова Р.А. - в качестве заинтересованного лица. На указанное определение администрация в письме от 09.10.2013 N 785/01-38 просит управление дело N 57/2013 (N 30-01/5438) рассмотреть без ее участия.
Определением от 10.10.2013 (исх.N 30-01/6078) рассмотрение указанного дела было отложено на 15 час. 00 мин. 31.10.2013. В письме от 31.10.2013 N 846/01-38 администрация просит дело N 57/2013 (N 30-01/6078) рассмотреть без ее участия. С сопроводительным письмом от 29.10.2013 N 838/01-88 администрация направила управлению копии истребованных документов на 21-м листе.
Определением от 31.10.2013 (исх.N 30-01/6621), врученным администрации, управление рассмотрение дела отложило на 14 час.30 мин. 20.11.2013 и к участию в деле привлекло комитет по управлению муниципальной собственностью МО "Новолакский район".
Определением исх. от 21.11.2013 N 70-01/7064 рассмотрение дела N 57/2013 управление отложило на 14 час 30 мин. 11.12.2013.
Администрация письмом от 10.12.2013 N 978/01-38 на запрос управления сообщила о том, что торги признаны несостоявшимися и договор заключен с единственным заявителем в связи с тем, что был один заявитель.
В письме от 11.12.2013 N 987/01-38 администрация просило управление рассмотреть дело N 70-01/7064 без ее участия.
По результатам рассмотрения дела N 57/2013 в отсутствие извещенной администрации, 17.12.2013 управление приняло решение (резолютивная часть объявлена 11.12.2013).
Не согласившись с решением управления от 17.12.2013 по делу N 57/2013, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно статье 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом Российской Федерации.
Частью 4 статьи 198 АПК РФ установлено, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Восстановление пропущенного срока осуществляется в соответствии со статьей 117 АПК РФ.
Оспоренное решение управлением принято 17.12.2013, с настоящим заявлением администрация обратилась в арбитражный суд 17.03.2014 согласно информации о документе (заявление в суд поступило через систему подачи документов в электронном виде "Мой арбитр"), то есть данное заявление подано в пределах предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ срока.
До принятия судом судебного акта по существу в порядке статьи 49 АПК РФ администрация уточнила требование по заявлению и просит суд признать недействительным пункт 1 решения Управления ФАС России по РД от 17.12.2013 по делу N 57/2013 (уточнение от 03.07.2014 N 666/01-42).
Судом принято к рассмотрению уточненное требование заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативных правовых актов, незаконными решений и действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как следует из оспариваемого заявителем 1-го пункта решения от 17.12.2013 по делу N 57/2013, администрация признана нарушившей пункт 3 части 1 статьи 15, пункт 2 части 1 и части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции, что выразившегося в создании Османову Р.А. преимущественных условий участия в торгах и в ограничении доступа участия в торгах неопределенного круга лиц при проведении открытого аукциона, закрытого по форме подачи предложений по продаже права заключения договора аренды земельного участка площадью 3 га N 05:50:00083:6.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона "О защите конкуренции" целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
В соответствии со статьей 22 Закона о защите конкуренции на антимонопольный орган возложены функции по обеспечению государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, по выявлению нарушения антимонопольного законодательства, принятию мер по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлечению к ответственности за такие нарушения.
В соответствии со статьей 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Согласно статье 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья-пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими) - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, определен статьей 34 Земельного кодекса РФ.
Согласно части 1 статьи 34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решения. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока.
Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
В соответствии с частью 3 статьи 36 Конституции Российской Федерации правовое регулирование условий и порядка пользования землей осуществляется федеральным законом.
Пунктом 4 статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации функции по определению порядка организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков переданы уполномоченному Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение названной нормы Правительством Российской Федерации издано постановление от 11.11.2002 N 808 "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков", которым утверждены Правила организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков (далее - Правила).
Согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" от 24.07.2002 N 101-ФЗ передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков в средствах массовой информации при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.
В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 25.11.2010 N 1549-О отметил, что данные нормы направлены на обеспечение справедливого баланса между интересами всех лиц, желающих приобрести в собственность или аренду земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Таким образом, согласно приведенным выше нормам закона обязанность проведения торгов при предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду возникает в случае, если подано два и более заявления о передаче земельных участков в аренду.
В материалах антимонопольного дела N 57/2013 имеется постановление МО "Новолакский район" от 09.06.2005 N 64-П "Об утверждении положения о предоставлении гражданам и юридическим лицам земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Новолакского района,"Новострой" и Положение об этом (приложение к решению районного собрания депутатов N 16 "б" от 04.08.2005).
В пункте 5.7 раздела 5 указанного Положения предусмотрено, что предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования осуществляется в рамках действующего законодательства и настоящего положения.
Согласно указанному пункту Положения с победителем торгов комитет по управлению имуществом заключает договор аренды земельного участка, а в случае принятия решения о предоставлении участков в аренду без проведения торгов комитет оформляет проект постановления о предоставлении земельного участка для сельскохозяйственной деятельности, после подписания которого заключается договор аренды.
Как указано выше, Османов Р.А. 29.04.2008 подал в администрацию заявление о выделении ему в аренду сроком на 49 лет земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 3 га для выращивания саженцев для сельскохозяйственной деятельности.
После поступления заявления Османова Р.А. (29.04.2008) администрацией в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса РФ, в средствах массовой информации предварительно и заблаговременно не было опубликовано сообщение о наличии предлагаемого для такой передачи земельного участка.
Спустя три года со дня, как поступило заявление Османова Р.А. (29.04.2008), администрация своим постановлением от 14.12.2011 N 617-П утвердила схему расположения земельного участка площадью 3 га из категории земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в ведении администрации МО "село Гамиях (Новострой) для сельскохозяйственной деятельности.
И этим постановлением указала осуществить постановку данного участка на кадастровый учет и комитету администрации района обеспечить опубликования сообщения о передаче в аренду земельного участка.
Указанное постановление об утверждении схемы расположения участка принято администрацией до опубликования в средствах массовой информации сообщения о наличии предлагаемого для передачи в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения.
По заказу предпринимателя Османова А.Р. кадастровым инженером подготовлен межевой план согласно постановлению администрации от 14.12.2011 N 617-П и филиалом кадастровой палаты составлен 14.02.2012 кадастровый паспорт земельного участка категории сельскохозяйственного назначения на площади 3 га с присвоением кадастрового номера участка 05:50:000083:6 для сельскохозяйственной деятельности.
После межевания земельного участка и составления кадастрового паспорта на указанный земельный участок по заказу Османова Р.А. администрация в газете "Дагестанская правда" опубликовала извещение о проведении торгов в форме открытого аукциона, закрытого по форме подачи предложений.
Поступила одна заявка от Османова Р.А. и аукционная комиссия допустила последнего к участию в аукционе.
По результатам рассмотрения материалов об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 3 га, муниципальное образование своим постановлением N 160-П от 20.05.2013 предоставило главе КФХ Османову Р.А. вышеуказанный земельный участок. Комитет на основании данного постановления администрации заключил договор аренды земельного участка из категории земель сельхозназначения площадью 3 га с Османовым Р.А.
Однако пунктом 5.7 раздела 5 Положения, утвержденного постановлением администрации от 09.06.2005 N 64-П, предусматривалось заключение комитетом договора аренды земельного участка с победителем торгов, а не с единственным участником аукциона. Фактически договор аренды заключен в противоречие пункту 5.7 раздела 5 указанного Положения.
В силу части 1 статьи 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения.
Из заявления администрации и приложенных к нему материалов и из представленных в управление на запрос последнего документов не следует, что администрацией при предоставлении постановлением от 20.05.2013 N 160-П Османову Р.А. земельного участка в аренду соблюден предусмотренный статьей 34 Земельного кодекса РФ порядок.
Отсутствуют доказательства после регистрации в администрации заявления предпринимателя предварительного и заблаговременного опубликования в средствах массовой информации сообщения о наличии предлагаемого в аренду земельного участка площадью 3 га из земель сельскохозяйственного назначения.
Администрацией не подтверждено в соответствии с какими нормами земельного законодательства предоставлен предпринимателю постановлением от 20.05.2013 N 160-П земельный участок площадью 33 га из земель сельскохозяйственного назначения в аренду и законность предоставления ему этого земельного участка.
Согласно части 1 статьи 34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
В силу пункта 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции товар - это объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Согласно пункта 3 части 1 статьи 15 закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу покупку, иное приобретение, обмен товаров.
Действия администрации по не опубликованию предварительно информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и условиях (за плату или бесплатно) содержат признаки нарушения пункта 3 части1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. в том числе, пункт 2) создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах.
Частью 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
Действия администрации по не проведению публичных процедур ограничили права неограниченного круга лиц на приобретение данного земельного участка в аренду.
Опубликованное администрацией в газете "Дагестанская правда" от 19.09.2012 извещение о проведении торгов по предоставлению права на заключение договора аренды земельного участка, находящегося в ведении администрации МО "село Гамиях", содержит следующую информацию: о форме торгов, предмете торгов, организаторе торгов, почтовый адрес, адрес электронной почты, контактное лицо, срок, место и порядок подачи заявок (предложений), дата начало приема заявок, дата окончания приема заявок, время приема заявок, начальный (минимальный) размер стоимости права на заключение договора аренды без НДС, место, дата и время определения участников (рассмотрения заявок) аукциона, место, дата и время подведения итогов аукциона, порядок определения победителя, срок заключения договора аренды земельного участка.
Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 N 808 утверждены Правила организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков (далее - Правила).
В силу пункта 8 раздела 1 названных выше Правил извещение о проведении торгов должно содержать, в том числе, следующие сведения, которые отсутствуют в извещении администрации: наименование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявших решение о проведении торгов, реквизиты указанного решения; форму заявки об участии в торгах, порядок приема, адрес места приема, даты и время начала и окончания приема заявок и прилагаемых к ним документов, предложений, а также перечень документов, представляемых претендентами для участия в торгах; дата, время и порядок осмотра земельного участка на местности; проект договора аренды земельного участка.
Однако в извещении администрации, в опубликованной 19.09.2012 в газете "Дагестанская правда", отсутствовала информация, которая существенно могла повлиять на количество участников торгов и на формирование ценового предложения на торгах.
Как видно из опубликованного администрацией извещения в названной газете, в извещении в нарушении подпункта "ж" пункта 8 Правил размер задатка и реквизиты счета для его перечисления не указаны. В самом извещении организатор торгов не включил внесение задатка, исключил условие и срок внесения задатка в нарушение подпункта "е" пункта 8 Правил. В информации не содержится реквизиты решения органа местного самоуправления, принявшего решение о проведении торгов, форма заявки об участии в торгах, дата, время и порядок осмотра земельного участка на местности, проект договора аренды земельного участка.
Отсутствие в извещении прямо предусмотренных нормативным правовым актом по проведению торгов сведений является существенным нарушением, поскольку такое сообщение не способствует получению наибольшего числа заявок, проведению торгов с участием всех заинтересованных в аренде земли лиц, лишает потенциальных покупателей возможности принять участие и сформировать свое предложение на торгах, что в свою очередь влияет на формирование цены реализации права, препятствует достижению максимальной эффективности сдачи земли в аренду.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что администрация нарушила требования пункта 3 части 1 статьи 15, пункта 2 части 1 и части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции, которая предоставила предпринимателю в аренду земельный участок без предварительного опубликования информации о земельном участке.
Администрация опубликовала в газете извещение о торгах в отсутствие всех сведений, предусмотренных пунктов 8 Правил, тем самым действиями администрации ограничен доступ участия в аукционе неопределенному кругу лиц при проведении открытого аукциона, закрытого по форме подачи предложений, по продаже права заключения договора аренды земельного участка площадью 3 га номером 05: 50:00083:6, создала преимущественные условия участия в аукционе и ограничила доступ участия в аукционе неопределенному кругу лиц при проведении открытого аукциона, закрытого по форме подачи предложений по предоставлению права на заключение договора аренды земельного участка площадью 3 га.
По смыслу статей 200 и 201 АПК РФ для удовлетворения требования заявителя о признании недействительным пункта 1 решения антимонопольного органа от 17.12.2013 по делу N 57/2013 необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие обжалуемого пункта акта закону или иному нормативном правовому акту и нарушение им прав и законных интересов заявителя (администрации).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемых пунктов акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий на принятия оспариваемых пунктов акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых пунктов акта, возлагается на орган, который принял акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности должен в силу статьи 65 АПК РФ доказать заявитель.
Администрация не доказала, каким образом соответствующий закону пункт 1 решения управления от 17.12.2013 по делу N 57/2013 нарушил ее права и законные интересы.
Судом не установлено несоответствие оспоренного пункта 1 решения управления действующему законодательству и нарушение им законных прав и интересов администрации.
На основании вышеизложенного судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Доводы администрации, изложенные в апелляционной жалобе, судом отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании законодательства, противоречат материалам дела и сложившейся в Российской Федерации судебной практике, а также опровергнуты приведенными выше правовыми нормами.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, не допущено.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Республики Дагестан от 15.10.2014 по делу N А15-1083/2014.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 15.10.2014 по делу N А15-1083/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий
Д.А.БЕЛОВ

Судьи
С.А.ПАРАСКЕВОВА
И.А.ЦИГЕЛЬНИКОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)