Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 27 марта 2014 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Журавлевой В.А.
судей Марченко Н.В., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фаст Е.В. с применением средств аудиозаписи
с участием в заседании:
- от заявителя: Бекк А.А., доверенность от 06.06.2013;
- от заинтересованного лица: без участия;
- от третьего лица: без участия,
апелляционную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области
на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 31.12.2013 по делу N А45-20550/2013
по заявлению федерального государственного унитарного предприятия племенной завод "Садовское" Российской академии сельскохозяйственных наук
к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области
третье лицо: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие племенной завод "Садовское" Российской академии сельскохозяйственных наук (далее - заявитель, ФГУП ПЗ "Садовское" Россельхозакадемии, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным решения территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области (далее - заинтересованное лицо, ТУ Росимущества в НСО) от 25.10.2013 N НК-16435/05, выразившееся в отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 54:13:025305:1347 по договору аренды сроком на 49 лет, с участием в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 31.12.2013 года по делу N А45-20550/2013 заявленные предприятием требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заинтересованное лицо обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении обстоятельствам дела, неправомерное не принятие судом доводов заинтересованного лица, просит отменить решение суда первой инстанции, отказать ФГУП ПЗ "Садовское" Россельхозакадемии в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ТУ Росимущества в НСО приводит доводы о том, что на спорный земельный участок, находящийся в федеральной собственности не зарегистрировано право собственности Российской Федерации; территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области не представлено поручения Росимущества для заключения договора аренды.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу, и в устном выступлении в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ФГУП ПЗ "Садовское" Россельхозакадемии доводы отзыва по изложенным в нем основаниям, просил решение арбитражного суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители ТУ Росимущества в НСО, Федерального агентства по управлению государственным имуществом в судебное заседание не явились, стороны надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие не представителей заинтересованного лица, третьего лица.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда Новосибирской области от 31.12.2013.
Из материалов дела усматривается, федеральное государственное унитарное предприятие племенной завод "Садовское" Российской академии сельскохозяйственных наук является универсальным правопреемником подсобного хозяйства "Ленинградский", которому в связи с ликвидацией подсобного хозяйства "Ленинградское" переданы земли общей площадью 4 886 га, в том числе 1 777 га пашни, 914 га сенокосов, 1 425 га пастбищ, 770 га прочих угодий, в постоянное пользование, что подтверждается государственным актом N НСО-01-66, постановлением территориальной администрации Краснозерского района Новосибирской области от 17.04.1998 N 84, постановлением администрации Краснозерского района Новосибирской области от 24.04.1996 N 126, распоряжением территориальной администрации Краснозерского района Новосибирской области от 20.04.1998, постановлением территориальной администрации Краснозерского района Новосибирской области от 16.11.1998 N 215.
Согласно данным кадастрового паспорта от 18.09.2013 N 54/201/13-280567 земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 4 722 га с кадастровым номером 54:13:025305:1347, расположенный по адресу: Новосибирская область, Краснозерский район, МО Казанский сельсовет, на основании государственного акта на право постоянного бессрочного пользования землей N НСО-01-66 закреплен за подсобным хозяйством "Ленинградский".
Конкурсный управляющий федерального государственного унитарного предприятия племенной завод "Садовское" Российской академии сельскохозяйственных наук обратился в территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области с заявлением о переоформлении прав в отношении земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 54:13:025307:1347, расположенного по адресу: Новосибирская область, Краснозерский район, МО Казанский сельсовет, на право аренды сроком на 49 лет.
Рассмотрев обращение заявителя, территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области направило в адрес ФГУП ПЗ "Садовское" Россельхозакадемии письмо от 25.10.2013 N НК-16435/05, в котором указало, что на земельный участок с кадастровым номером 54:13:025305:1347, расположенный по адресу: Новосибирская область, Краснозерский район, МО Казанский сельсовет не зарегистрировано право собственности Российской Федерации, со ссылкой на пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" сообщила о возможности распоряжения земельными участками, находящимися в федеральной собственности, после государственной регистрации права собственности на них; предложило получить в ТУ Росимущества в НСО доверенность для обращения от лица Российской Федерации в Управление Росреестра по НСО с заявлением о регистрации права собственности РФ на указанный земельный участок, предоставив пакет документов, подтверждающий правопреемственность ФГУП ПЗ "Садовское" Россельхозакадемии на испрашиваемый земельный участок. Письмо также мотивировано тем, что в соответствии с пунктом 11 статьи 18 Федерального закона от 27.09.2013 N 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до передачи подведомственных государственным академиям наук организаций в ведение федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного Правительством Российской Федерации от 27.09.2013 года N 735 "О Федеральном агентстве научных организаций", не подлежат изменению их организационно-правовая форма, в которой они созданы, вид вещного права, на котором за данными организациями закреплено находящееся в федеральной собственности имущество и его состав.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ФГУП ПЗ "Садовское" Россельхозакадемии в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя требования предприятия, суд первой инстанции пришел к выводу о несоответствии решения территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области от 25.10.2013 N НК-16435/05 пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2011 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", нарушении прав и законных интересов заявителя.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции правомерными исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6 и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.
Порядок и основания приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, приведены в статье 36 Кодекса.
Пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок граждане и юридические лица совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 данной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 Постановления от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" указал на то, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Судом апелляционной инстанции из материалов дела установлено, что ФГУП ПЗ "Садовское" Россельхозакадемии 11.10.2013 в порядке пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2011 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) обратилось с заявлением о переоформлении права постоянного бессрочного пользования на право аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером 54:13:025305:1347.
К указанному заявлению предприятием были приложены все необходимые документы в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок", как того требует статья 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Следовательно, поскольку заявление ФГУП ПЗ "Садовское" Россельхозакадемии поступило в ТУ Росимущества в НСО 11.10.2013 (согласно штампу, проставленному на экземпляре заявления заявителя), обязанностью заинтересованного лица являлась подготовка решения о переоформлении права постоянного бессрочного пользования на право аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером 54:13:025305:1347 (либо подготовка мотивированного отказа) не позднее 11.11.2013, и подготовка проекта договора аренды земельного участка и направление его заявителю не позднее - 11.12.2013.
В свою очередь в ТУ Росимущества в НСО соблюдение предприятием условий и порядка переоформления прав спорного земельного участка в аренду не оспариваются, доводы о невозможности передачи спорного земельного участка в аренду не заявлены.
Письмом от 25.10.2013 N НК-16435/05 ТУ Росимущества в НСО фактически отказало ФГУП ПЗ "Садовское" в реализации права на переоформление права постоянного бессрочного пользования на право аренды.
Согласно позиции ТУ Росимущества в НСО, принятое заинтересованным лицом решение, изложенное в письме от 25.10.2013 N НК-16435/05, правомерно, права и законные интересы заявителя не нарушает, поскольку на земельный участок, находящийся в федеральной собственности не зарегистрировано право собственности Российской Федерации, заинтересованное лицо не вправе самостоятельно принимать решение о предоставлении в аренду земельных участков, площадь которых превышает один гектар, поручения для заключения договора аренды Росимущество не выдавало.
Согласно пункту 2 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности Российской Федерации относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.
Данная статья вступила в силу 01.07.2006 согласно Федеральному закону от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении Президиума от 19.07.2011 N 2178/11 статья 3.1 Закона N 137-ФЗ является нормой федерального закона, с момента введения в действие которой земельные участки признаются находящимися в собственности соответствующего уровня.
Таким образом, поскольку при переоформлении права постоянного бессрочного пользования на право аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером 54:13:025305:1347 Российская Федерация является его собственником в силу закона, государственная регистрация права собственности Российской Федерации на этот земельный участок для осуществления распоряжения им не требуется.
Установив данные обстоятельства, суд первой инстанции правомерно отклонил доводы заинтересованного лица о невозможности распорядиться земельным участком с кадастровым номером 54:13:025305:1347 по основаниям отсутствия государственной регистрации права собственности (Российской Федерации) на спорный земельный участок.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, правом на распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, наделено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество). В пункте 4 названного Положения указано, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации.
Полномочия Территориального управления определены в Положении о ТУ Росимущества в НСО, утвержденном Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 N 63.
В соответствии с пунктом 4.1 Положения Территориальное управление осуществляет полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам.
Аналогичные полномочия отражены и в пункте 4.1 Типового положения, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374.
Таким образом, федеральное государственное унитарное предприятие племенной завод "Садовское" Российской академии сельскохозяйственных наук правомерно обратилось в территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области с заявлением о переоформлении права постоянного бессрочного пользования на право аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером 54:13:025305:1347.
Оценив основания отказа, изложенные в от 25.10.2013 N НК-16435/05, суд первой инстанции, исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 5 Информационного письма от 07.08.1997 N 20 "Обзор практики применения арбитражными судами законодательства о несостоятельности (банкротстве)", пункта 4 статьи 12, пункта 2 статьи 126, пункта 1 статьи 129 Закона о банкротстве, пришел к правильному выводу о том, что пункт 11 статьи 18 Федерального закона от 27.09.2013 N 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому до передачи подведомственных государственным академиям наук организаций в ведение федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного Правительством Российской Федерации, не подлежит изменению вид вещного права, на котором за данными организациями закреплено находящееся в федеральной собственности имущество, не применим к предприятиям, находящимся в процедуре банкротства.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, учитывая, что отказ ТУ Росимущества в НСО в предоставлении государственной услуги, изложенный в письме от 25.10.2013 N НК-16435/05, не соответствует пункту 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ и нарушает права и законные интересы предприятия, исходя из того, что ТУ Росимущества в НСО является уполномоченным исполнительным органом государственной власти, обладающим правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации (статья 29 Земельного кодекса Российской Федерации), пункт 11 статьи 18 Федерального закона от 27.09.2013 N 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в рассматриваемом случае не применим к предприятию, находящемуся в процедуре банкротства, при обращении в ТУ Росимущества в Новосибирской области предприятием к заявлению о переоформлении права постоянного бессрочного пользования представлен полный комплект документов, предусмотренный действующим законодательством, земельный участок с кадастровым номером 54:13:025305:1347 поставлен на государственный кадастровый учет и не является ограниченным в обороте, следовательно, основания, препятствующих переоформлению права постоянного бессрочного пользования на право аренды в отношении указанного земельного участка отсутствовали, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные ФГУП ПЗ "Садовское" Россельхозакадемии требования, принимая во внимание и то, что иных оснований для отказа в реализации права на переоформление права постоянного бессрочного пользования на право аренды спорного земельного участка заинтересованным лицом не указывалось, доказательств, свидетельствующих об их наличии, не представлялось.
Ссылка ТУ Росимущества в НСО на подпункт "ж" пункта 4.8 Положения о Территориальном управлении, утвержденного Приказом N 63, отклоняется, поскольку указанная норма, содержащаяся в подзаконном нормативном правовом акте, не может ограничивать и исключать необходимость применения нормы пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Необходимость соблюдения предусмотренных названными выше ведомственными нормативными правовыми актами процедур переоформление прав на земельный участок и предоставления земельного участка в аренду не может служить юридическим основанием для продления, установленного п. 6 ст. 36 ЗК РФ срока принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду и не может являться препятствием для реализации прав заявителя на переоформление прав на земельный участок и предоставление в аренду земельного участка в указанный срок.
Установив совокупность обстоятельств, предусмотренных нормами статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно признал оспариваемое решение заинтересованного лица незаконным, и руководствуясь частью 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в целях восстановления нарушенных прав заявителя обязал территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области представить заявителю подписанный со стороны территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области договор аренды сроком на 49 лет в отношении земельного участка с кадастровым номером 54:13:025305:1347 (расположен по адресу: Новосибирская область, Краснозерский район, МО Казанский сельсовет) в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, не подтверждают нарушение норм права.
По содержанию доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, приводимым заинтересованным лицом в суде первой инстанции, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку, основания для переоценки которых, у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 31.12.2013 по делу N А45-20550/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
В.А.ЖУРАВЛЕВА
Судьи
Н.В.МАРЧЕНКО
Н.А.УСАНИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.03.2014 ПО ДЕЛУ N А45-20550/2013
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 марта 2014 г. по делу N А45-20550/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 27 марта 2014 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Журавлевой В.А.
судей Марченко Н.В., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фаст Е.В. с применением средств аудиозаписи
с участием в заседании:
- от заявителя: Бекк А.А., доверенность от 06.06.2013;
- от заинтересованного лица: без участия;
- от третьего лица: без участия,
апелляционную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области
на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 31.12.2013 по делу N А45-20550/2013
по заявлению федерального государственного унитарного предприятия племенной завод "Садовское" Российской академии сельскохозяйственных наук
к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области
третье лицо: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие племенной завод "Садовское" Российской академии сельскохозяйственных наук (далее - заявитель, ФГУП ПЗ "Садовское" Россельхозакадемии, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным решения территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области (далее - заинтересованное лицо, ТУ Росимущества в НСО) от 25.10.2013 N НК-16435/05, выразившееся в отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 54:13:025305:1347 по договору аренды сроком на 49 лет, с участием в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 31.12.2013 года по делу N А45-20550/2013 заявленные предприятием требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заинтересованное лицо обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении обстоятельствам дела, неправомерное не принятие судом доводов заинтересованного лица, просит отменить решение суда первой инстанции, отказать ФГУП ПЗ "Садовское" Россельхозакадемии в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ТУ Росимущества в НСО приводит доводы о том, что на спорный земельный участок, находящийся в федеральной собственности не зарегистрировано право собственности Российской Федерации; территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области не представлено поручения Росимущества для заключения договора аренды.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу, и в устном выступлении в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ФГУП ПЗ "Садовское" Россельхозакадемии доводы отзыва по изложенным в нем основаниям, просил решение арбитражного суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители ТУ Росимущества в НСО, Федерального агентства по управлению государственным имуществом в судебное заседание не явились, стороны надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие не представителей заинтересованного лица, третьего лица.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда Новосибирской области от 31.12.2013.
Из материалов дела усматривается, федеральное государственное унитарное предприятие племенной завод "Садовское" Российской академии сельскохозяйственных наук является универсальным правопреемником подсобного хозяйства "Ленинградский", которому в связи с ликвидацией подсобного хозяйства "Ленинградское" переданы земли общей площадью 4 886 га, в том числе 1 777 га пашни, 914 га сенокосов, 1 425 га пастбищ, 770 га прочих угодий, в постоянное пользование, что подтверждается государственным актом N НСО-01-66, постановлением территориальной администрации Краснозерского района Новосибирской области от 17.04.1998 N 84, постановлением администрации Краснозерского района Новосибирской области от 24.04.1996 N 126, распоряжением территориальной администрации Краснозерского района Новосибирской области от 20.04.1998, постановлением территориальной администрации Краснозерского района Новосибирской области от 16.11.1998 N 215.
Согласно данным кадастрового паспорта от 18.09.2013 N 54/201/13-280567 земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 4 722 га с кадастровым номером 54:13:025305:1347, расположенный по адресу: Новосибирская область, Краснозерский район, МО Казанский сельсовет, на основании государственного акта на право постоянного бессрочного пользования землей N НСО-01-66 закреплен за подсобным хозяйством "Ленинградский".
Конкурсный управляющий федерального государственного унитарного предприятия племенной завод "Садовское" Российской академии сельскохозяйственных наук обратился в территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области с заявлением о переоформлении прав в отношении земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 54:13:025307:1347, расположенного по адресу: Новосибирская область, Краснозерский район, МО Казанский сельсовет, на право аренды сроком на 49 лет.
Рассмотрев обращение заявителя, территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области направило в адрес ФГУП ПЗ "Садовское" Россельхозакадемии письмо от 25.10.2013 N НК-16435/05, в котором указало, что на земельный участок с кадастровым номером 54:13:025305:1347, расположенный по адресу: Новосибирская область, Краснозерский район, МО Казанский сельсовет не зарегистрировано право собственности Российской Федерации, со ссылкой на пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" сообщила о возможности распоряжения земельными участками, находящимися в федеральной собственности, после государственной регистрации права собственности на них; предложило получить в ТУ Росимущества в НСО доверенность для обращения от лица Российской Федерации в Управление Росреестра по НСО с заявлением о регистрации права собственности РФ на указанный земельный участок, предоставив пакет документов, подтверждающий правопреемственность ФГУП ПЗ "Садовское" Россельхозакадемии на испрашиваемый земельный участок. Письмо также мотивировано тем, что в соответствии с пунктом 11 статьи 18 Федерального закона от 27.09.2013 N 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до передачи подведомственных государственным академиям наук организаций в ведение федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного Правительством Российской Федерации от 27.09.2013 года N 735 "О Федеральном агентстве научных организаций", не подлежат изменению их организационно-правовая форма, в которой они созданы, вид вещного права, на котором за данными организациями закреплено находящееся в федеральной собственности имущество и его состав.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ФГУП ПЗ "Садовское" Россельхозакадемии в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя требования предприятия, суд первой инстанции пришел к выводу о несоответствии решения территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области от 25.10.2013 N НК-16435/05 пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2011 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", нарушении прав и законных интересов заявителя.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции правомерными исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6 и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.
Порядок и основания приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, приведены в статье 36 Кодекса.
Пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок граждане и юридические лица совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 данной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 Постановления от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" указал на то, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Судом апелляционной инстанции из материалов дела установлено, что ФГУП ПЗ "Садовское" Россельхозакадемии 11.10.2013 в порядке пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2011 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) обратилось с заявлением о переоформлении права постоянного бессрочного пользования на право аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером 54:13:025305:1347.
К указанному заявлению предприятием были приложены все необходимые документы в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок", как того требует статья 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Следовательно, поскольку заявление ФГУП ПЗ "Садовское" Россельхозакадемии поступило в ТУ Росимущества в НСО 11.10.2013 (согласно штампу, проставленному на экземпляре заявления заявителя), обязанностью заинтересованного лица являлась подготовка решения о переоформлении права постоянного бессрочного пользования на право аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером 54:13:025305:1347 (либо подготовка мотивированного отказа) не позднее 11.11.2013, и подготовка проекта договора аренды земельного участка и направление его заявителю не позднее - 11.12.2013.
В свою очередь в ТУ Росимущества в НСО соблюдение предприятием условий и порядка переоформления прав спорного земельного участка в аренду не оспариваются, доводы о невозможности передачи спорного земельного участка в аренду не заявлены.
Письмом от 25.10.2013 N НК-16435/05 ТУ Росимущества в НСО фактически отказало ФГУП ПЗ "Садовское" в реализации права на переоформление права постоянного бессрочного пользования на право аренды.
Согласно позиции ТУ Росимущества в НСО, принятое заинтересованным лицом решение, изложенное в письме от 25.10.2013 N НК-16435/05, правомерно, права и законные интересы заявителя не нарушает, поскольку на земельный участок, находящийся в федеральной собственности не зарегистрировано право собственности Российской Федерации, заинтересованное лицо не вправе самостоятельно принимать решение о предоставлении в аренду земельных участков, площадь которых превышает один гектар, поручения для заключения договора аренды Росимущество не выдавало.
Согласно пункту 2 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности Российской Федерации относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.
Данная статья вступила в силу 01.07.2006 согласно Федеральному закону от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении Президиума от 19.07.2011 N 2178/11 статья 3.1 Закона N 137-ФЗ является нормой федерального закона, с момента введения в действие которой земельные участки признаются находящимися в собственности соответствующего уровня.
Таким образом, поскольку при переоформлении права постоянного бессрочного пользования на право аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером 54:13:025305:1347 Российская Федерация является его собственником в силу закона, государственная регистрация права собственности Российской Федерации на этот земельный участок для осуществления распоряжения им не требуется.
Установив данные обстоятельства, суд первой инстанции правомерно отклонил доводы заинтересованного лица о невозможности распорядиться земельным участком с кадастровым номером 54:13:025305:1347 по основаниям отсутствия государственной регистрации права собственности (Российской Федерации) на спорный земельный участок.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, правом на распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, наделено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество). В пункте 4 названного Положения указано, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации.
Полномочия Территориального управления определены в Положении о ТУ Росимущества в НСО, утвержденном Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 N 63.
В соответствии с пунктом 4.1 Положения Территориальное управление осуществляет полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам.
Аналогичные полномочия отражены и в пункте 4.1 Типового положения, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374.
Таким образом, федеральное государственное унитарное предприятие племенной завод "Садовское" Российской академии сельскохозяйственных наук правомерно обратилось в территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области с заявлением о переоформлении права постоянного бессрочного пользования на право аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером 54:13:025305:1347.
Оценив основания отказа, изложенные в от 25.10.2013 N НК-16435/05, суд первой инстанции, исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 5 Информационного письма от 07.08.1997 N 20 "Обзор практики применения арбитражными судами законодательства о несостоятельности (банкротстве)", пункта 4 статьи 12, пункта 2 статьи 126, пункта 1 статьи 129 Закона о банкротстве, пришел к правильному выводу о том, что пункт 11 статьи 18 Федерального закона от 27.09.2013 N 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому до передачи подведомственных государственным академиям наук организаций в ведение федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного Правительством Российской Федерации, не подлежит изменению вид вещного права, на котором за данными организациями закреплено находящееся в федеральной собственности имущество, не применим к предприятиям, находящимся в процедуре банкротства.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, учитывая, что отказ ТУ Росимущества в НСО в предоставлении государственной услуги, изложенный в письме от 25.10.2013 N НК-16435/05, не соответствует пункту 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ и нарушает права и законные интересы предприятия, исходя из того, что ТУ Росимущества в НСО является уполномоченным исполнительным органом государственной власти, обладающим правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации (статья 29 Земельного кодекса Российской Федерации), пункт 11 статьи 18 Федерального закона от 27.09.2013 N 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в рассматриваемом случае не применим к предприятию, находящемуся в процедуре банкротства, при обращении в ТУ Росимущества в Новосибирской области предприятием к заявлению о переоформлении права постоянного бессрочного пользования представлен полный комплект документов, предусмотренный действующим законодательством, земельный участок с кадастровым номером 54:13:025305:1347 поставлен на государственный кадастровый учет и не является ограниченным в обороте, следовательно, основания, препятствующих переоформлению права постоянного бессрочного пользования на право аренды в отношении указанного земельного участка отсутствовали, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные ФГУП ПЗ "Садовское" Россельхозакадемии требования, принимая во внимание и то, что иных оснований для отказа в реализации права на переоформление права постоянного бессрочного пользования на право аренды спорного земельного участка заинтересованным лицом не указывалось, доказательств, свидетельствующих об их наличии, не представлялось.
Ссылка ТУ Росимущества в НСО на подпункт "ж" пункта 4.8 Положения о Территориальном управлении, утвержденного Приказом N 63, отклоняется, поскольку указанная норма, содержащаяся в подзаконном нормативном правовом акте, не может ограничивать и исключать необходимость применения нормы пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Необходимость соблюдения предусмотренных названными выше ведомственными нормативными правовыми актами процедур переоформление прав на земельный участок и предоставления земельного участка в аренду не может служить юридическим основанием для продления, установленного п. 6 ст. 36 ЗК РФ срока принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду и не может являться препятствием для реализации прав заявителя на переоформление прав на земельный участок и предоставление в аренду земельного участка в указанный срок.
Установив совокупность обстоятельств, предусмотренных нормами статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно признал оспариваемое решение заинтересованного лица незаконным, и руководствуясь частью 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в целях восстановления нарушенных прав заявителя обязал территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области представить заявителю подписанный со стороны территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области договор аренды сроком на 49 лет в отношении земельного участка с кадастровым номером 54:13:025305:1347 (расположен по адресу: Новосибирская область, Краснозерский район, МО Казанский сельсовет) в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, не подтверждают нарушение норм права.
По содержанию доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, приводимым заинтересованным лицом в суде первой инстанции, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку, основания для переоценки которых, у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 31.12.2013 по делу N А45-20550/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
В.А.ЖУРАВЛЕВА
Судьи
Н.В.МАРЧЕНКО
Н.А.УСАНИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)