Судебные решения, арбитраж
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Галкина Н.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего - Бобряшовой Л.П.,
судей - Смирновой Л.Н., Тарасовой Н.В.,
при секретаре - Н.,
с участием: заявителя К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Тарасовой Н.В. 05 марта 2014 г. дело по апелляционной жалобе К. на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 12 декабря 2013 г., которым заявление К. о признании незаконным решения Администрации Новгородского муниципального района от <...> 2013 г. N <...> об отказе в выдаче разрешения на строительство оставлено без удовлетворения,
установила:
К. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Администрации Новгородского муниципального района (далее - Администрация) от <...> 2013 г. N <...> об отказе в выдаче разрешения на строительство, указав, что <...> 2013 г. обратился в Администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке с кадастровым номером <...>, расположенном в д. <...> Новгородского района и области, в чем ему было отказано со ссылкой на несоответствие схемы планировочной организации земельного участка требованиям градостроительного плана, а именно пункту, касающемуся необходимости проведения историко-культурной экспертизы, что противоречит нормам Градостроительного законодательства.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечены Администрация Волотовского сельского поселения и Департамент культуры и туризма Новгородской области (далее - Департамент).
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым К. не согласен, ставит в апелляционной жалобе вопрос о его отмене и удовлетворении заявленных требований, полагая, что решение вынесено без учета норм действующего градостроительного законодательства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения заявителя, поддержавшего жалобу, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Согласно ст. 34 Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", зона охраняемого природного ландшафта - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, запрещающий или ограничивающий хозяйственную деятельность, строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия.
Из материалов дела следует, что К., на основании договора купли-продажи от <...> 2012 г., принадлежит на праве собственности спорный земельный участок площадью <...> кв. м, с кадастровым номером <...>, с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства, расположенный в д. <...> Волотовского сельского поселения Новгородского района и области. Распоряжением Администрации Новгородского муниципального района от <...> 2013 г. N <...> утвержден градостроительный план данного участка, в котором, со ссылкой на письмо Департамента культуры и туризма Новгородской области N <...> от <...> 2013 г., обозначено расположение всей площади участка в зоне охраняемого природного ландшафта, с указанием на необходимость проведения историко-культурной экспертизы до начала проведения строительных и иных работ и до утверждения градостроительных регламентов.
По результатам рассмотрения обращения К. о выдаче разрешения на строительство жилого дома на спорном земельном участке Администрацией в выдаче такого разрешения отказано со ссылкой на не выполнение требования подпункта 2.2.4 пункта 2 градостроительного плана, предусматривающего необходимость предварительного проведения историко-культурной экспертизы земельного участка.
Положениями статьи 3 Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (с последующими изменениями) установлено, что природные ландшафты, связанные с историей формирования народов, иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими событиями, признаются объектами культурного наследия, подлежащими государственной охране.
В соответствии со ст. 31 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", до начала землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия, и до утверждения градостроительных регламентов проводится государственная историко-культурная экспертиза.
Пунктами 1, 3 статьи 36 того же Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" установлено, что проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо при обеспечении заказчиком работ, указанных в п. 3 настоящей статьи, требований к сохранности расположенных на данной территории объектов культурного наследия; в случае расположения на территории, подлежащей хозяйственному освоению, объектов культурного наследия, включенных в реестр, и выявленных объектов культурного наследия землеустроительные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы на территориях, непосредственно связанных с земельными участками в границах территории указанных объектов, проводятся при наличии в проектах проведения таких работ разделов об обеспечении сохранности данных объектов культурного наследия или выявленных объектов культурного наследия, получивших положительные заключения государственной экспертизы проектной документации.
Как следует из паспорта памятника истории и культуры СССР, составленного в 1981 г., Хутынский монастырь отнесен к памятнику истории и культуры регионального значения, Постановление Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 г. N 1327 принят под охрану.
В соответствии с пунктом 1 статьи 64 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", памятники истории и культуры республиканского значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательством РСФСР и законодательством Российской Федерации, отнесены к объектам культурного наследия федерального значения, включенным в реестр с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Согласно перечню объектов культурного наследия федерального значения на территории Новгородской области, сформированного на основании Постановлений Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 г. N 1327, от 04.12.1974 г. N 624, Указа Президента РФ от 20.02.1995 г. N 176, за N 277 - 287 значатся постройки Хутынского монастыря (объекты ЮНЕСКО).
Таким образом, Хутынский монастырь является памятником истории и культуры федерального значения.
Как следует из постановления Администрации Новгородской области от 29.06.2012 г. N 370 "Об утверждении схемы территориального планирования Новгородской области", принято решение определить и утвердить границы территорий объектов культурного наследия, расположенных на территории области, и режимы использования этих территорий, разработать проекты зон охраны объектов культурного наследия, в числе которых проект зон охраны "Хутынский монастырь, XII - XIX вв.".
Из основного чертежа проекта зон охраны Хутынского монастыря, разработанного по заказу Министерства культуры Российской Федерации, видно, что прилегающая к монастырю территория, за исключением зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, отнесена к зоне охраняемого природного ландшафта.
Как указал представитель Департамента в суде первой инстанции, земельный участок заявителя расположен в зоне охраняемого природного ландшафта, обозначенной в основном чертеже вышеупомянутого проекта. Данный проект в настоящее время находится на согласовании в Министерстве культуры РФ.
Расположение спорного участка в указанной зоне основного чертежа проекта заявителем не оспаривалось.
Согласно генеральному плану городского округа Великий Новгород, размещенного на сайте Минрегионразвития http://fgis.minregion.ru, прилегающая к объекту культурного наследия "Хутынский монастырь, XII - XIX вв." территория, обозначена как зона охраняемого природного ландшафта.
Пунктом 4 статьи 99 ЗК РФ установлено, что использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в зонах охраны объектов культурного наследия, определяются правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.
С учетом приведенной нормы права, то обстоятельство, что зона охраны указанного объекта культурного наследия до настоящего времени не утверждена, а в кадастровом паспорте спорного земельного участка отсутствует указание на отнесение этих земель к землям историко-культурного назначения, само по себе, не свидетельствует о расположении спорного земельного участка вне зоны, подлежащей охране с целью обеспечения сохранности объекта культурного наследия, исключения условий, оказывающих прямое или косвенное воздействие на него.
Статьей 30 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" установлено, что объектами историко-культурной экспертизы являются объекты, обладающие признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона; земельные участки, подлежащие хозяйственному освоению.
Судом установлено, что заявителем не выполнена необходимая и предусмотренная действующим федеральным законодательством процедура, предшествующая строительству - не проведена государственная историко-культурная экспертиза земельного участка.
При таких данных, вывод суда об отсутствии у Администрации оснований к выдаче разрешения на строительство до проведения заявителем историко-культурной экспертизы земельного участка соответствует закону и установленным обстоятельствам.
С учетом изложенного решение суда является законным и обоснованным, как постановленное с соблюдением норм материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании закона, направлены на иную оценку исследованных судом обстоятельств дела, а потому не служат основанием к отмене законного решения.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Новгородского районного суда Новгородской области от 12 декабря 2013 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу К. - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.П.БОБРЯШОВА
Судьи
Л.Н.СМИРНОВА
Н.В.ТАРАСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОВГОРОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 05.03.2014 ПО ДЕЛУ N 2-7566-33-470
Разделы:Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
НОВГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 марта 2014 г. по делу N 2-7566-33-470
Судья: Галкина Н.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего - Бобряшовой Л.П.,
судей - Смирновой Л.Н., Тарасовой Н.В.,
при секретаре - Н.,
с участием: заявителя К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Тарасовой Н.В. 05 марта 2014 г. дело по апелляционной жалобе К. на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 12 декабря 2013 г., которым заявление К. о признании незаконным решения Администрации Новгородского муниципального района от <...> 2013 г. N <...> об отказе в выдаче разрешения на строительство оставлено без удовлетворения,
установила:
К. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Администрации Новгородского муниципального района (далее - Администрация) от <...> 2013 г. N <...> об отказе в выдаче разрешения на строительство, указав, что <...> 2013 г. обратился в Администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке с кадастровым номером <...>, расположенном в д. <...> Новгородского района и области, в чем ему было отказано со ссылкой на несоответствие схемы планировочной организации земельного участка требованиям градостроительного плана, а именно пункту, касающемуся необходимости проведения историко-культурной экспертизы, что противоречит нормам Градостроительного законодательства.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечены Администрация Волотовского сельского поселения и Департамент культуры и туризма Новгородской области (далее - Департамент).
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым К. не согласен, ставит в апелляционной жалобе вопрос о его отмене и удовлетворении заявленных требований, полагая, что решение вынесено без учета норм действующего градостроительного законодательства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения заявителя, поддержавшего жалобу, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Согласно ст. 34 Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", зона охраняемого природного ландшафта - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, запрещающий или ограничивающий хозяйственную деятельность, строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия.
Из материалов дела следует, что К., на основании договора купли-продажи от <...> 2012 г., принадлежит на праве собственности спорный земельный участок площадью <...> кв. м, с кадастровым номером <...>, с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства, расположенный в д. <...> Волотовского сельского поселения Новгородского района и области. Распоряжением Администрации Новгородского муниципального района от <...> 2013 г. N <...> утвержден градостроительный план данного участка, в котором, со ссылкой на письмо Департамента культуры и туризма Новгородской области N <...> от <...> 2013 г., обозначено расположение всей площади участка в зоне охраняемого природного ландшафта, с указанием на необходимость проведения историко-культурной экспертизы до начала проведения строительных и иных работ и до утверждения градостроительных регламентов.
По результатам рассмотрения обращения К. о выдаче разрешения на строительство жилого дома на спорном земельном участке Администрацией в выдаче такого разрешения отказано со ссылкой на не выполнение требования подпункта 2.2.4 пункта 2 градостроительного плана, предусматривающего необходимость предварительного проведения историко-культурной экспертизы земельного участка.
Положениями статьи 3 Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (с последующими изменениями) установлено, что природные ландшафты, связанные с историей формирования народов, иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими событиями, признаются объектами культурного наследия, подлежащими государственной охране.
В соответствии со ст. 31 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", до начала землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия, и до утверждения градостроительных регламентов проводится государственная историко-культурная экспертиза.
Пунктами 1, 3 статьи 36 того же Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" установлено, что проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо при обеспечении заказчиком работ, указанных в п. 3 настоящей статьи, требований к сохранности расположенных на данной территории объектов культурного наследия; в случае расположения на территории, подлежащей хозяйственному освоению, объектов культурного наследия, включенных в реестр, и выявленных объектов культурного наследия землеустроительные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы на территориях, непосредственно связанных с земельными участками в границах территории указанных объектов, проводятся при наличии в проектах проведения таких работ разделов об обеспечении сохранности данных объектов культурного наследия или выявленных объектов культурного наследия, получивших положительные заключения государственной экспертизы проектной документации.
Как следует из паспорта памятника истории и культуры СССР, составленного в 1981 г., Хутынский монастырь отнесен к памятнику истории и культуры регионального значения, Постановление Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 г. N 1327 принят под охрану.
В соответствии с пунктом 1 статьи 64 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", памятники истории и культуры республиканского значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательством РСФСР и законодательством Российской Федерации, отнесены к объектам культурного наследия федерального значения, включенным в реестр с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Согласно перечню объектов культурного наследия федерального значения на территории Новгородской области, сформированного на основании Постановлений Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 г. N 1327, от 04.12.1974 г. N 624, Указа Президента РФ от 20.02.1995 г. N 176, за N 277 - 287 значатся постройки Хутынского монастыря (объекты ЮНЕСКО).
Таким образом, Хутынский монастырь является памятником истории и культуры федерального значения.
Как следует из постановления Администрации Новгородской области от 29.06.2012 г. N 370 "Об утверждении схемы территориального планирования Новгородской области", принято решение определить и утвердить границы территорий объектов культурного наследия, расположенных на территории области, и режимы использования этих территорий, разработать проекты зон охраны объектов культурного наследия, в числе которых проект зон охраны "Хутынский монастырь, XII - XIX вв.".
Из основного чертежа проекта зон охраны Хутынского монастыря, разработанного по заказу Министерства культуры Российской Федерации, видно, что прилегающая к монастырю территория, за исключением зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, отнесена к зоне охраняемого природного ландшафта.
Как указал представитель Департамента в суде первой инстанции, земельный участок заявителя расположен в зоне охраняемого природного ландшафта, обозначенной в основном чертеже вышеупомянутого проекта. Данный проект в настоящее время находится на согласовании в Министерстве культуры РФ.
Расположение спорного участка в указанной зоне основного чертежа проекта заявителем не оспаривалось.
Согласно генеральному плану городского округа Великий Новгород, размещенного на сайте Минрегионразвития http://fgis.minregion.ru, прилегающая к объекту культурного наследия "Хутынский монастырь, XII - XIX вв." территория, обозначена как зона охраняемого природного ландшафта.
Пунктом 4 статьи 99 ЗК РФ установлено, что использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в зонах охраны объектов культурного наследия, определяются правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.
С учетом приведенной нормы права, то обстоятельство, что зона охраны указанного объекта культурного наследия до настоящего времени не утверждена, а в кадастровом паспорте спорного земельного участка отсутствует указание на отнесение этих земель к землям историко-культурного назначения, само по себе, не свидетельствует о расположении спорного земельного участка вне зоны, подлежащей охране с целью обеспечения сохранности объекта культурного наследия, исключения условий, оказывающих прямое или косвенное воздействие на него.
Статьей 30 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" установлено, что объектами историко-культурной экспертизы являются объекты, обладающие признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона; земельные участки, подлежащие хозяйственному освоению.
Судом установлено, что заявителем не выполнена необходимая и предусмотренная действующим федеральным законодательством процедура, предшествующая строительству - не проведена государственная историко-культурная экспертиза земельного участка.
При таких данных, вывод суда об отсутствии у Администрации оснований к выдаче разрешения на строительство до проведения заявителем историко-культурной экспертизы земельного участка соответствует закону и установленным обстоятельствам.
С учетом изложенного решение суда является законным и обоснованным, как постановленное с соблюдением норм материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании закона, направлены на иную оценку исследованных судом обстоятельств дела, а потому не служат основанием к отмене законного решения.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Новгородского районного суда Новгородской области от 12 декабря 2013 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу К. - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.П.БОБРЯШОВА
Судьи
Л.Н.СМИРНОВА
Н.В.ТАРАСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)