Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.01.2012 N 05АП-9113/2011 ПО ДЕЛУ N А51-15088/2011

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 января 2012 г. N 05АП-9113/2011

Дело N А51-15088/2011

Резолютивная часть постановления оглашена 26 января 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 января 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой
судей А.В. Гончаровой, А.В. Пятковой
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.А. Ткаченко
при участии:
от Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края:
- Тарасенко Я.В. - удостоверение N 221, доверенность от 27.12.2011 29/03/02-08/24555 сроком действия до 31.12.2012;
- ИП Черкасов А.В. - не явился, извещен надлежащим образом;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
апелляционное производство N 05АП-9113/2011
на решение от 17.11.2011
судьи А.А. Фокиной
по делу N А51-15088/2011 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ИП Черкасова Александра Васильевича (ИНН 253699936256, ОГРН 311253905300033)
к Департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724)
об оспаривании отказа в предоставлении земельного участка в аренду для строительства, об обязании обратиться в орган местного самоуправления для обеспечения выбора спорного земельного участка,

установил:

Индивидуальный предприниматель Черкасов Александр Васильевич (далее по тексту - заявитель, предприниматель, ИП Черкасов А.В.) обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее по тексту - Департамент) о признании незаконным решения, выраженного в письме от 29.07.2011 N 29/02/03-02/13492, об отказе в предоставлении в аренду сроком на 5 лет земельного участка примерной площадью 1000 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Кизлярская, 3, для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта - центр бытового обслуживания населения, и об обязании восстановить нарушенные права и интересы путем обязания обратиться в орган местного самоуправления для обеспечения выбора спорного земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта - центр бытового обслуживания населения.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 17.11.2011 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, Департамент обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Основной довод апелляционной жалобы состоит в том, что Департамент ссылаясь на ст. 36 Жилищного кодекса РФ и ст. 41 Градостроительного кодекса РФ, полагает необходимым предоставление проекта планировки территории и проектов межевания территории. Кроме того, заявитель жалобы указывает на то, что испрашиваемый земельный участок не свободен от прав третьих лиц, поскольку на нем расположены металлические гаражи.
В судебном заседании представитель Департамента поддержала доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания ИП Черкасов А.В., явку представителя в суд не обеспечил. Суд, руководствуясь ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя предпринимателя, учитывая доводы отзыва на апелляционную жалобу, поступившие через канцелярию суда.
Из материалов дела следует, что Черкасов Александр Васильевич зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя ИФНС РФ по Советскому району г. Владивостока 22.02.2011, о чем в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись за основным регистрационным номером 311253905300033, выдано свидетельство серии 25 N 003453245.
22.06.2011 предприниматель обратился в Департамент с заявлением от 20.06.2011 о предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 1000 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Кизлярская, 3, для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта - центр бытового обслуживания населения с приложением кадастрового плана территории с нанесенными ориентировочными границами испрашиваемого участка.
29.07.2011 письмом Департамента N 29/02/03-02/13492 предпринимателю было отказано в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка, поскольку, по имеющейся у Департамента информации, участок фактически не свободен от прав третьих лиц, на нем расположены металлические гаражи.
Предприниматель посчитав, что указанный отказ, выраженный в письме Департамента от 29.07.2011 N 29/02/03-02/13492 нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем обратился в Арбитражный суд Приморского края с требованием признать его незаконным и восстановить нарушенные права и интересы.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что решение отмене не подлежит по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из пунктов 1 и 3 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов. Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, - в постоянное (бессрочное) пользование.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в порядке, установленном в пункте 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Законом Приморского края от 18.12.2006 N 21-КЗ "О внесении изменений в Закон Приморского края "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" внесены изменения, в соответствии с которыми полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края переданы государственному органу исполнительной власти Приморского края; данный закон вступил в силу с 01.02.2007.
Соответствующие полномочия возложены на Департамент имущественных отношений Приморского края (ранее - "Комитет по управлению государственным имуществом Приморского края") согласно Постановлениям Администрации Приморского края от 08.02.3007 N 23-па и от 12.02.2007 N 28-па.
Постановлением Администрации Приморского края от 18.05.2007 N 116-па Департамент имущественных отношений реорганизован путем выделения из него Департамента земельных ресурсов и землеустройства, которому переданы функции в области земельных отношений.
Пунктом 1.1 Положения о Департаменте земельных ресурсов и землеустройства Приморского края, утвержденного Постановлением Администрации Приморского края от 06.06.2007 N 134-па, а также пунктами 1.1, 2.2.5 Положения о Департаменте земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от 25.09.2009 N 263-па, установлено, что Департамент в пределах своих полномочий осуществляет государственное управление и регулирование в сфере управления и распоряжения земельными ресурсами, находящимися в собственности Приморского края, а также распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края.
Таким образом, в административном центре Приморского края в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, функции органа местного самоуправления по распоряжению земельными участками выполняет Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края.
Довод Департамента о необходимости предоставления проекта планировки территории и проектов межевания территории, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний, обоснованно не принят Арбитражным судом Приморского края во внимание, поскольку согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию либо с предварительным согласованием места размещения объекта, либо без предварительного согласования места размещения объекта. Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется только в аренду (пункт 3 статьи 31 ЗК РФ).
В силу пункта 5 указанной статьи при предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта последовательно производятся:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
Статьей 31 Земельного кодекса РФ предусмотрен следующий порядок выбора земельных участков для строительства.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В таком заявлении должны быть указаны: назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1 статьи 31 ЗК РФ).
В силу пункта 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению уполномоченного исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Далее уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 ЗК РФ). Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства (пункт 8 статьи 31, статья 32 ЗК РФ).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что выбор земельного участка, оформление акта выбора, утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и предварительное согласование места размещения объекта являются этапами предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, в рамках которых проводится формирование границ земельного участка с учетом условий использования соответствующей территории, изъятия у правообладателей земельных участков, входящих в состав зарезервированных земель, а также производится подготовка проектной документации. Права на земельный участок возникают после его внесения в Единый государственный реестр земель и государственного учета, что, в свою очередь, производится после предварительного согласования места размещения объекта.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела предприниматель обратился в уполномоченный орган с заявлением, отвечающим требованиям пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса РФ, в связи с чем оно должно быть рассмотрено Департаментом в установленном Кодексом порядке. Для этого необходимо обращение в орган местного самоуправления с целью обеспечения выбора земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Следовательно, суд первой инстанции правомерно обязал Департамент направить в орган местного самоуправления города Владивостока обращение об обеспечении выбора испрашиваемого земельного участка посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования, оформления акта о выборе земельного участка для строительства и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории.
Необходимость межевания квартала, на которую ссылается Департамент в своей апелляционной жалобе не может быть принята судом апелляционной инстанции как основание для отмены судебного акта, поскольку данные мероприятия не названы законом в качестве условий предоставления земельных участков в порядке статей 30 - 31 Земельного кодекса РФ.
Довод Департамента о том, что испрашиваемый в аренду земельный участок не свободен от прав третьих лиц, коллегией также отклоняется в силу следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Факт наличия на спорном земельном участке металлических гаражей документально не подтвержден, достаточных и достоверных доказательств этого Департамент не представил, а представленные документы ("Приложение к заявлению" с датой исполнения 21.07.2011, по материалам аэрофотосъемки 1997 года в масштабе 1:500 и в масштабе 1:2000) содержат противоречивые сведения, в частности, на документе "Приложение к заявлению" с датой исполнения 21.07.2011, по материалам аэрофотосъемки 1997 года в масштабе 1:2000 какие-либо объекты, обозначенные литерами "М", "гаражи", не значатся.
Учитывая изложенное, отказ Департамента в предоставлении земельного участка под строительство центра бытового обслуживания населения не соответствует закону и нарушает права и законные интересы Предпринимателя, так как создает препятствия в получении в аренду земельного участка и развитии предпринимательской деятельности.
В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный акт, действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными и обязывает устранить нарушение прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок. В резолютивной части решения суд первой инстанции правомерно указал на обязанность Департамента устранить допущенные нарушения.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно признал незаконным отказ Департамента, выраженный в письме от 29.07.2011 N 29/02/03-02/13492 в предоставлении предпринимателю Черкасову А.В. в аренду под строительство центра бытового обслуживания населения земельного участка ориентировочной площадью 1000 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Кизлярская, 3, как не соответствующий Земельному кодексу Российской Федерации.
Выводы арбитражного суда Приморского края по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, по данному делу не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,

постановил:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 17.11.2011 по делу N А51-15088/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА

Судьи
А.В.ПЯТКОВА
А.В.ГОНЧАРОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)