Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.06.2011 N 05АП-3209/2011 ПО ДЕЛУ N А51-2119/2011

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июня 2011 г. N 05АП-3209/2011

Дело N А51-2119/2011

Резолютивная часть постановления оглашена 16 июня 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 июня 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой
судей Н.В. Алферовой, Е.Л. Сидорович
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.С. Барановой
при участии
- от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае: Акуленко Н.В. по доверенности от 21.01.2011 сроком действия 1 год, удостоверение N 0067;
- от ООО "ПРОСПЕКТ ЛАЙН": директор Склюров С.В., протокол общего собрания участников от 01.12.2010, паспорт;
- третьи лица не явились, извещены надлежащим образом;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае
апелляционное производство N 05АП-3209/2011
на решение от 07.04.2011
судьи Е.И. Голуб
по делу N А51-2119/2011 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ООО "ПРОСПЕКТ ЛАЙН" (ИНН 2538134051, ОГРН 1092538008738)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае
третьи лица: Министерство обороны Российской Федерации, 2245 ОМИС ТОФ
об оспаривании решения

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ПРОСПЕКТ ЛАЙН" (далее - заявитель, ООО "ПРОСПЕКТ ЛАЙН", общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Приморскому краю от 13.11.2010 N 08-16026 (далее - Территориальное управление, ТУ Росимущества, ответчик) об отказе в предоставлении в аренду земельных участков: кадастровый номер 25:28:060123:10 площадью 76 кв. м, кадастровый номер 25:28:060123:8 площадью 3344 кв. м, кадастровый номер 25:28:060123:9 площадью 442 кв. м, просит обязать Территориальное управление принять решение о предоставлении обществу указанных земельных участков в аренду в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Определениями от 18.02.2011, от 17.03.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство обороны Российской Федерации, 2245 ОМИС ТОФ.
Решением от 07.04.2011 заявленные требования удовлетворены. Суд пришел к выводу, что отказ Территориального управления является необоснованным, не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя как собственника объектов недвижимости, расположенных на спорных земельных участках, на приобретение данных земельных участков в порядке статьи 36 Земельного кодекса РФ.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение от 07.04.2011, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае просит его отменить как незаконное и необоснованное, ссылается на то, что согласно Распоряжению Совета Министерства СССР от 12.03.1955 N 1885-рс спорные земельные участки относятся к землям Министерства обороны, что подтверждается решением Фрунзенского суда г. Владивостока от 29.06.2010 по делу N 2-108/10. Также Территориальное управление ссылается на отсутствие у него полномочий по распоряжению спорными земельными участками, а Росимущество к участию в деле не привлекалось.
Третьи лица - Министерство обороны Российской Федерации, 2245 ОМИС ТОФ, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились. В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей третьих лиц.
В судебном заседании Территориальное управление поддержало доводы апелляционной жалобы.
ООО "ПРОСПЕКТ ЛАЙН" в судебном заседании и в письменном отзыве на апелляционную жалобу с доводами жалобы не согласно, решение суда просит оставить в силе.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее:
ООО "ПРОСПЕКТ ЛАЙН" имеет на праве собственности объекты недвижимости: одноэтажное здание (лит. Е, баня), назначение: нежилое помещение, общая площадь 227,8 кв. м, адрес объекта: Приморский край, г. Владивосток, бухта Воевода (о.Русский) (свидетельство о государственной регистрации права от 05.08.2010 25-АБ N 403374) и одноэтажное здание - насосная, назначение: нежилое, общая площадь 66,5 кв. м, адрес объекта: Приморский край, г. Владивосток, бухта Воевода (о. Русский) (свидетельство о государственной регистрации права от 05.08.2010 25-АБ N 403373).
Ранее указанное имущество принадлежало на праве собственности Российской Федерации и находилось на балансе 2245 ОМИС ТОФ Министерства обороны Российской Федерации, и было приобретено Калюжным Валерием Владимировичем по договору купли-продажи высвобождаемого недвижимого военного имущества, заключенного 08.05.2001 с Российским фондом федерального имущества по результатам аукциона N 22 от 25.04.2001 на основании Распоряжения Мингосимущества России от 27.03.2000 N 415-р и Плана продажи, утвержденного постановлением Комитета по управлению государственным имуществом Приморского края от 24.10.2000 N 93-П (пункт 1.3 договора N 96).
В дальнейшем Калюжный Валерий Владимирович продал указанное имущество по договору купли-продажи от 29.07.2010 ООО "ПРОСПЕКТ ЛАЙН".
Согласно пункту 1.2.1 договора от 08.05.2001 N 96 между Калюжным В.В. и Российским фондом федерального имущества за указанным недвижимым имуществом закреплен земельный участок в соответствии с нормами градостроительства, который передается покупателю на праве долгосрочной аренды сроком на 15 лет. Дополнительным соглашением от 19.06.2001 стороны установили, что земельный участок, описанный ситуационным планом, утвержденным проектом границ передается покупателю на праве долгосрочной аренды сроком на 15 лет.
На момент отчуждения объектов недвижимости ООО "ПРОСПЕКТ ЛАЙН" Калюжный В.В. не оформил право аренды земельного участка в соответствии с условиями договора от 08.05.2001 N 96, в связи с отказом уполномоченного органа предоставить земельный участок в аренду.
ООО "ПРОСПЕКТ ЛАЙН" как новый собственник вышеназванных объектов недвижимости обратилось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Приморскому краю заявлением о предоставлении в аренду земельных участков кадастровый номер 25:28:060123:10 площадью 76 кв. м, кадастровый номер 25:28:060123:8 площадью 3344 кв. м, кадастровый номер 25:28:060123:9 площадью 442 кв. м для дальнейшей эксплуатации указанных объектов недвижимости и благоустройства прилегающей территории.
Письмом от 13.11.2010 N 08-16026 Территориальное управление отказало обществу в предоставлении испрашиваемых земельных участков со ссылкой на невозможность их предоставления без соблюдения процедуры перевода земель из земель обороны в земли населенных пунктов, а также на отсутствие полномочий на распоряжение испрашиваемыми земельными участками.
Не согласившись с решением Территориального управления от 13.11.2010 N 08-16026 об отказе в предоставлении в аренду земельных участков, ООО "ПРОСПЕКТ ЛАЙН" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом. Право собственников зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности, на приобретение данных земельных участков предусмотрено положениями статьи 36 ЗК РФ.
В силу статьи 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 35 Земельного кодекса РФ, пункту 3 статьи 552 Гражданского кодекса РФ при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
Исходя из положений вышеуказанных норм права, следует, что покупатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости, с момента государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в своем Постановлении 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснил, что если недвижимость находится на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, а покупателю согласно статье 20 Земельного кодекса РФ земельный участок на таком праве предоставляться не может, последний как лицо, к которому перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в связи с приобретением здания, строения, сооружения (пункт 2 статьи 268, пункт 1 статьи 271 ГК РФ), может оформить свое право на земельный участок путем заключения договора аренды или приобрести его в собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса РФ.
Следовательно, в случае отчуждения здания (сооружения) к покупателю одновременно с передачей права собственности на него переходит принадлежащее продавцу право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, даже в том случае, если приобретатель не является субъектом, которому земельный участок в соответствии со статьей 20 Земельного кодекса РФ может быть предоставлен на таком праве.
Приобретение этого права в силу закона лицами, не названными в статье 20 Земельного кодекса РФ, возлагает на них обязанность в установленном законом порядке выкупить земельный участок в собственность или заключить договор аренды в отношении этого участка (пункт 12 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11), и отказ предыдущего пользователя от права постоянного (бессрочного) пользования не требуется в связи с наличием в законе императивных норм, предусматривающих переход прав на земельный участок к приобретателю объекта недвижимости, что является основанием для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (подпункт 7 пункта 2 статьи 45 Земельного кодекса РФ).
В связи с тем, что на спорной земле располагались объекты Министерства обороны РФ, правообладателем (собственником) испрашиваемых земельных участков является Российская Федерация.
Материалами дела установлено, что на территории испрашиваемых обществом земельных участков расположены объекты недвижимости, принадлежащие заявителю на праве собственности.
В связи с этим в силу вышеизложенного, заявитель обладает исключительным правом на земельные участки, занятые указанной недвижимостью и необходимые для ее использования.
Право пользования землей под приобретенными у Министерства обороны РФ объектами недвижимости возникло у общества в силу закона, следовательно, для оформления его прав на этот земельный участок в порядке, установленном статьей 36 Земельного кодекса РФ, не требуется отказ Минобороны РФ (2245 ОМИС) от права на эти участки.
В соответствии с пунктом 1.2.1 договора купли-продажи высвобождаемого военного имущества от 08.05.2001 N 96 за недвижимым имуществом закреплен земельный участок в соответствии с нормами градостроительства, который передается покупателю на праве долгосрочной аренды сроком на 15 лет. Дополнительным соглашением от 19.06.2001 стороны установили, что земельный участок, описанный ситуационным планом, утвержденным проектом границ передается покупателю на праве долгосрочной аренды сроком на 15 лет.
Минобороны РФ и Мингосимущество, подписав план продажи высвобождаемого военного имущества приняли решение об отказе от использования земельного участка, занятого этим имуществом, в деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации.
Коллегия соглашается с выводом суда, основанным на позиции ВАС РФ, изложенной в Определениях ВАС РФ от 24.12.2009 N ВАС-16357/09, от 19.04.2010 N ВАС-4388/10, о том, что поскольку спорные земельные участки не используются Вооруженными Силами РФ, перестали быть предназначенными для нужд обороны и безопасности и Вооруженные Силы РФ утратили возможность использовать их для размещения и обеспечения своей деятельности, следовательно, они не являются изъятыми или ограниченными в обороте.
Таким образом, при принятии решения о высвобождении военного недвижимого имущества, находящегося на спорных земельных участках, и реализации этого имущества на аукционе спорные земельные участки перестали быть предназначенными для нужд обороны и безопасности, Вооруженные Силы РФ утратили возможность использовать их для размещения и обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, однако, при этом спорные земельные участки, даже перестав быть землями обороны, из собственности Российской Федерации не выбывали и продолжают оставаться в федеральной собственности. Органом, уполномоченным распоряжаться спорными земельными участками является ТУ Росимущества.
В связи с этим довод Территориального имущества об отсутствии у него полномочий на распоряжение земельными участками под высвобождаемыми военными объектами является несостоятельным.
Ссылка Территориального имущества на решение Фрунзенского суда г. Владивостока от 29.06.2010 по делу N 2-108/10 обоснованно отклонена судом первой инстанции, поскольку данное решение не имеет преюдициального значения по настоящему делу согласно части 3 статьи 69 АПК РФ.
При обращении общества в Территориальное управление с заявлением о предоставлении спорных земельных участков заявителем представлен полный пакет документов, предусмотренный приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28.11.2008 N 412, границы испрашиваемых земельных участков сформированы с учетом требований статьи 33 Земельного кодекса РФ, месторасположения объектов недвижимости, прав смежных землепользователей и рельефа местности. Участки сформированы и поставлены на кадастровый учет.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что в том случае, если бы спорные земли не являлись землями обороны, то уполномоченным лицом по распоряжению ими являлось Росимущество, а не Территориальное управление, коллегией не принимается, поскольку в соответствии с Положением о Росимуществе, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Типовым положением о территориальном органе федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденном Приказом Минэкономразвития Российской от 01.11.2008 Федерации N 374, Территориальное управление является государственным органом, уполномоченным в порядке статьи 36 Земельного кодекса РФ принимать соответствующие решения по заявлениям собственников объектов недвижимого имущества о предоставлении земельных участков на территории Приморского края. При этом необходимость выдачи, наличия поручений Росимущества Территориальному управлению для рассмотрения конкретных заявлений собственников объектов недвижимого имущества о предоставлении в собственность земельного участка, на которых расположены объекты недвижимого имущества и принятия соответствующих решений, не предусмотрено.
На основании вышеизложенного, решение суда является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,

постановил:

Решение от 07.04.2011 по делу N А51-2119/2011 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА

Судьи
Н.В.АЛФЕРОВА
Е.Л.СИДОРОВИЧ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)