Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Чернов А.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего Полушкина А.В.,
судей Кричкер Е.В., Бурова А.И.,
при секретаре З.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ижевске ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по заявлению Ю., А.А.В., Ц. об обжаловании действий государственного органа,
по апелляционной жалобе представителя Ю., А.А.В., Ц. - Ж. на решение Первомайского районного суда <адрес> Республики от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
"В удовлетворении заявления Ю., А.А.В., Ц. об обжаловании действий государственного органа отказать".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Полушкина А.В., выслушав объяснения представителя Управления Росреестра по УР Ш. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, по ДД.ММ.ГГГГ), представителя ГУиАиГ Администрации <адрес> - А.А.С. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, сроком на 1 год), представителя Администрации <адрес> - А.А.С. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, по ДД.ММ.ГГГГ), представителя Ю. - Л. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, сроком на 3 года), представителя А.А.В. - С. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, сроком на 3 года), изучив материалы дела, Судебная коллегия
в суд обратились Ю., А.А.В., Ц. с заявлением об обжаловании действий государственного органа, указывая, что они обратились в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР (далее по тексту - Управление Росреестра по УР, Управление) за государственной регистрацией права собственности на индивидуальный жилой дом по адресу: <адрес>. Однако ДД.ММ.ГГГГ им было отказано в государственной регистрации по причине того, что ими не представлено разрешения на ввод дома в эксплуатацию. Считают данный отказ незаконным и необоснованным, так как в соответствии с п. 4 ст. 25.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее по тексту - ФЗ N 122-ФЗ) до ДД.ММ.ГГГГ кадастровый паспорт объекта индивидуального жилищного строительства является единственным документов, подтверждающим факт создания такого объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке и содержащим его описание. Также в соответствии с п. 4 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" до ДД.ММ.ГГГГ не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта. Таким образом, на данный момент разрешение на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию не требуется и следовательно доводы Управления по основаниям, указанным в отказе в государственной регистрации N считают необоснованными. Просят признать отказ Управления от ДД.ММ.ГГГГ N 01/029/2013-757, возложить на Управление обязанность устранить в полном объеме нарушение прав - зарегистрировать право собственности на индивидуально жилой дом по адресу: <адрес>.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации <адрес>.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация <адрес>.
Дело рассмотрено в отсутствие заявителей Ю., А.А.В., Ц., представителей заинтересованных лиц Администрации <адрес>, ГУАиГ Администрации <адрес>, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, заявители просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель заявителей Ю., Ц., А.А.В. - Ж., действующий на основании доверенностей, на удовлетворении требований настаивал.
Представитель заявителя Ю. - Л., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал.
Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по УР Ш., действующая на основании доверенности, с заявленными требованиями не согласилась.
Суд постановил по делу вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение Первомайского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и вынести по делу новое решение, удовлетворив исковые требования заявителей в полном объеме. В качестве основания для отмены указывает на незаконность и необоснованность судебного решения. Считает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ - суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Судебная коллегия приходит к следующему.
В силу статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно статье 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя или уполномоченного им на то лица. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Из положений статьи 18 данного Закона следует, что документы, устанавливающие наличие возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
Из материалов гражданского дела следует и установлено судом первой инстанции следующее.
Заявители А.А.В., Ю., Ц. являются собственниками земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: индивидуальное жилищное строительство и ведение личного подсобного хозяйства, общей площадью 588 кв. м, находящегося по адресу: <адрес>.
Право собственности заявителей на указанный земельный участок зарегистрировано в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ за N 18-18-01/064/2011-147, 18-18-01/057/2011-483, соответственно заявителям выданы свидетельства о государственной регистрации права N N 18-АБ 371541, 371542, 371543.
Также заявителями зарегистрировано в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ за N право собственности на расположенный на данном земельном участке объект незавершенного строительства, назначение: объект незавершенного строительства, площадь застройки 198 кв. м, степень готовности 60%, инв. N 21094, лит. А, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, о чем выданы свидетельства о государственной регистрации права N N <адрес>, 519837, 519836.
ДД.ММ.ГГГГ заявители обратились в Управление Росреестра по УР с заявлениями о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - жилой дом, находящийся по адресу: <адрес>, на основании документов: квитанций об уплате государственной пошлины, кадастрового паспорта здания от ДД.ММ.ГГГГ (выданного Филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР").
ДД.ММ.ГГГГ Управление Росреестра по УР направило в адрес заявителей уведомление о приостановлении государственной регистрации, согласно которому государственная регистрация права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, приостанавливается на срок до ДД.ММ.ГГГГ в связи с возникшим вопросом о возможности отнесения дома к объектам индивидуального строительства.
Сообщением N от ДД.ММ.ГГГГ заявителям отказано в государственной регистрации права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, по причине непредставления на государственную регистрацию права собственности на жилой дом разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, так как объект имеет признаки многоквартирного жилого дома.
Указанные обстоятельства следуют из объяснений сторон, подтверждаются соответствующими письменными доказательствами и сторонами по существу не оспариваются.
Разрешая заявление Ю., А.А.В., Ц. об обжаловании действий государственного органа, суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями статей 130, 131, 132, 164 ГК РФ, статьи 1 ЗК РФ, статьи 31 ЖК РФ, статей 35, 48, 49, 55, 55.8 Градостроительного кодекса РФ, статей 2, 4, 16, 20, 25.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", статьи 1 Правил землепользования и застройки <адрес>, утвержденных решением Городской Думы <адрес> N от ДД.ММ.ГГГГ, статей 246, 256, 258 ГПК РФ.
Как следует из представленных материалов, заявители оспаривают действия Управления по отказу в государственной регистрации права собственности на индивидуальный жилой дом по адресу: <адрес>, в порядке главы 25 ГПК РФ.
В силу положений ст.ст. 254, 255 ГПК РФ удовлетворение требований заявителей об оспаривании им решения, действия (бездействия) в порядке главы 25 ГПК РФ возможно, если доказано, что данное решение, действие (бездействие) противоречит действующему законодательству и нарушает права и свободы заявителей, либо создает препятствия к их осуществлению, незаконно возлагает на гражданина какие-либо обязанности.
Исчерпывающий перечень оснований отказа в государственной регистрации прав предусмотрен в статье 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 13 этого же закона регистратор обязан провести правовую экспертизу представленных на регистрацию документов и проверить законность сделки. Отказывая заявителям в регистрации права собственности на спорный объект недвижимости, Управление сослалось на абз. 10 п. 1 ст. 20 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которыми исключается возможность государственной регистрации прав в случае предоставления документов, которые по форме или содержанию не соответствуют требованиям федерального законодательства, а также в случае не предоставления документов, необходимых в соответствии с настоящим ФЗ для государственной регистрации прав.
Оспаривая отказ Управления в совершении регистрационных действий, заявители ссылаются на незаконное ограничение права на регистрацию права собственности на возведенный объект как объект индивидуального жилищного строительства в порядке ст. 25.3 ФЗ N от ДД.ММ.ГГГГ и представление ими в регистрирующий орган всех документов, требуемых в п. 1 названной нормы.
Суд признал эти доводы заявителей необоснованными, выводы суда первой инстанции Коллегия находит правильными по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 25.3 ФЗ N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, в упрощенной процедуре, предусмотренной нормой закона, возможна, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Учитывая, что государственная регистрация права собственности в порядке ст. 25.3 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ возможна только в отношении объектов недвижимости, указанных в п. 1 данной статьи, в том числе, в отношении объектов индивидуального жилищного строительства, созданных на предназначенном для этих целей земельном участке, Управление при проверке наличия оснований для государственной регистрации права обоснованно пришло к выводу о том, что представленный для регистрации объект недвижимости имущества, имеет признаки многоквартирного дома. Поэтому право собственности на данный объект может быть зарегистрировано по правилам ст. 25 ФЗ N от ДД.ММ.ГГГГ, требующим представления иных документов, а не по правилам ст. 25.3 названного Федерального закона.
Анализируя имеющиеся доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Управление Росреестра по УР действовало в соответствии с требованиями законодательства, в соответствии со своими полномочиями, основания для отказа в государственной регистрации права собственности имелись.
Согласно статье 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В силу пункта 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
Кроме того, в соответствии с требованиями статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации ответчик обязан соблюдать разрешенный вид использования земельного участка.
В силу взаимосвязанных положений части 3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации объектом индивидуального жилищного строительства является отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более чем три, жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Из представленного заявителями кадастрового паспорта следует, что созданный ими жилой дом имеет три этажа. В кадастровом плане в графе "вид объекта недвижимого имущества" указано "здания", в графе 1.1 "наименование" указано "дом", в графе 1.4 "жилой дом".
Согласно ответа первого заместителя начальника инспекции государственного строительного надзора при Министерстве строительства, архитектуры и жилищной политики УР Ч. от ДД.ММ.ГГГГ N в ходе рассмотрения поэтажных планов, входящих в состав кадастрового паспорта, было установлено: в здании на 1-м и 2-м этажах имеется по 5 помещений, имеющих одинаковое расположение, разбитые на группы по 2 и по 3 помещения, структурно связанных между собой и обособленных от другой группы помещений. Каждая группа помещений имеет по 2 отдельных выхода к местам общего пользования (коридорам, входному тамбуру и лестничной клетке); на 3-м этаже также имеются 2 обособленные группы по 2 помещения с отдельными выходами на лестничную площадку. На планах не указаны помещения для удовлетворения бытовых нужд (санузлы с душевыми, места для приготовления и приема пищи). Данные обстоятельства указывают на возможное дальнейшее обустройство квартир в каждой из перечисленных групп помещений, с размещением в них санузлов и помещений для приготовления пищи. Исходя из вышесказанного, вышеуказанный объект может быть предназначен для эксплуатации в качестве многоквартирного дома или общежития квартирного типа.
Согласно ст. 51 и ст. 55 Градостроительного кодекса РФ для данного объекта необходимо получение разрешения на ввод в эксплуатацию.
Как следует из ответа начальника Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 01-06/1056, по действующему градостроительному законодательству к объектам, индивидуального жилищного строительства относятся отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи.
Жилой дом по <адрес>, включен в перечень объектов, имеющих внешние признаки многоквартирности. Разрешение на строительство вышеуказанного жилого дома было выдано по решению Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
При этом суд обоснованно отметил, что представленный технический паспорт с указанием наименования объекта - "объект индивидуального жилищного строительства" является техническим документом, поэтому технический паспорт не является правоустанавливающим документом.
Согласно п. 4 ст. 25.3 ФЗ N от ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ единственным документом, подтверждающим факт создания объекта индивидуального жилищного строительства, предусмотренного в п. 1 данной статьи, и содержащим его описание признается только кадастровый паспорт объекта.
Согласно кадастровому паспорту здания, расположенного по адресу: <адрес>, указанный объект обозначен как "жилой дом" (п. 1.1, 1.4), а не объект индивидуального строительства.
Учитывая, что Градостроительный кодекс РФ подразделяет только понятия "многоэтажного жилого дома" и "индивидуального жилого дома", указанное обстоятельство, как верно отметил суд, само по себе исключает регистрацию права собственности в упрощенном порядке.
В соответствии со ст. 55 Градостроительного кодекса РФ документом, основанием для регистрации права собственности на созданный объект недвижимого имущества, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Такого разрешения заявители регистрирующему органу не представили ни при первоначальной подаче заявлений, ни после приостановления государственной регистрации.
Таким образом, принимая во внимание, что при государственной регистрации права собственности объекта недвижимости не установлено его отнесение к создаваемому или созданному объекту, а заявитель с достоверностью, не вызывающей сомнения не опроверг эти обстоятельства, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской республике правильно отказано в регистрации права собственности заявителям на спорный объект недвижимости. При этом, заявители не лишены возможности зарегистрировать право собственности на объект недвижимости по правилам Федерального закона N 122 от ДД.ММ.ГГГГ г., с предоставлением соответствующих документов.
При таких обстоятельствах, решение Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской республике об отказе в регистрации права собственности Ю., А.А.В., Ц. на объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, является законным.
Согласно ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Доводы апелляционной жалобы по существу направлены на неправильное толкование действующего законодательства и переоценку доказательств, которым судом первой инстанции дана в основном надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, и не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения.
С учетом изложенного Судебная коллегия оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не находит.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, Судебная коллегия
решение Первомайского районного суда <адрес> Республики от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья: Чернов А.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего Полушкина А.В.,
судей Кричкер Е.В., Бурова А.И.,
при секретаре З.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ижевске ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по заявлению Ю., А.А.В., Ц. об обжаловании действий государственного органа,
по апелляционной жалобе представителя Ю., А.А.В., Ц. - Ж. на решение Первомайского районного суда <адрес> Республики от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
"В удовлетворении заявления Ю., А.А.В., Ц. об обжаловании действий государственного органа отказать".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Полушкина А.В., выслушав объяснения представителя Управления Росреестра по УР Ш. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, по ДД.ММ.ГГГГ), представителя ГУиАиГ Администрации <адрес> - А.А.С. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, сроком на 1 год), представителя Администрации <адрес> - А.А.С. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, по ДД.ММ.ГГГГ), представителя Ю. - Л. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, сроком на 3 года), представителя А.А.В. - С. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, сроком на 3 года), изучив материалы дела, Судебная коллегия
установила:
в суд обратились Ю., А.А.В., Ц. с заявлением об обжаловании действий государственного органа, указывая, что они обратились в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР (далее по тексту - Управление Росреестра по УР, Управление) за государственной регистрацией права собственности на индивидуальный жилой дом по адресу: <адрес>. Однако ДД.ММ.ГГГГ им было отказано в государственной регистрации по причине того, что ими не представлено разрешения на ввод дома в эксплуатацию. Считают данный отказ незаконным и необоснованным, так как в соответствии с п. 4 ст. 25.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее по тексту - ФЗ N 122-ФЗ) до ДД.ММ.ГГГГ кадастровый паспорт объекта индивидуального жилищного строительства является единственным документов, подтверждающим факт создания такого объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке и содержащим его описание. Также в соответствии с п. 4 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" до ДД.ММ.ГГГГ не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта. Таким образом, на данный момент разрешение на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию не требуется и следовательно доводы Управления по основаниям, указанным в отказе в государственной регистрации N считают необоснованными. Просят признать отказ Управления от ДД.ММ.ГГГГ N 01/029/2013-757, возложить на Управление обязанность устранить в полном объеме нарушение прав - зарегистрировать право собственности на индивидуально жилой дом по адресу: <адрес>.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации <адрес>.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация <адрес>.
Дело рассмотрено в отсутствие заявителей Ю., А.А.В., Ц., представителей заинтересованных лиц Администрации <адрес>, ГУАиГ Администрации <адрес>, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, заявители просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель заявителей Ю., Ц., А.А.В. - Ж., действующий на основании доверенностей, на удовлетворении требований настаивал.
Представитель заявителя Ю. - Л., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал.
Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по УР Ш., действующая на основании доверенности, с заявленными требованиями не согласилась.
Суд постановил по делу вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение Первомайского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и вынести по делу новое решение, удовлетворив исковые требования заявителей в полном объеме. В качестве основания для отмены указывает на незаконность и необоснованность судебного решения. Считает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ - суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Судебная коллегия приходит к следующему.
В силу статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно статье 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя или уполномоченного им на то лица. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Из положений статьи 18 данного Закона следует, что документы, устанавливающие наличие возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
Из материалов гражданского дела следует и установлено судом первой инстанции следующее.
Заявители А.А.В., Ю., Ц. являются собственниками земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: индивидуальное жилищное строительство и ведение личного подсобного хозяйства, общей площадью 588 кв. м, находящегося по адресу: <адрес>.
Право собственности заявителей на указанный земельный участок зарегистрировано в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ за N 18-18-01/064/2011-147, 18-18-01/057/2011-483, соответственно заявителям выданы свидетельства о государственной регистрации права N N 18-АБ 371541, 371542, 371543.
Также заявителями зарегистрировано в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ за N право собственности на расположенный на данном земельном участке объект незавершенного строительства, назначение: объект незавершенного строительства, площадь застройки 198 кв. м, степень готовности 60%, инв. N 21094, лит. А, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, о чем выданы свидетельства о государственной регистрации права N N <адрес>, 519837, 519836.
ДД.ММ.ГГГГ заявители обратились в Управление Росреестра по УР с заявлениями о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - жилой дом, находящийся по адресу: <адрес>, на основании документов: квитанций об уплате государственной пошлины, кадастрового паспорта здания от ДД.ММ.ГГГГ (выданного Филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР").
ДД.ММ.ГГГГ Управление Росреестра по УР направило в адрес заявителей уведомление о приостановлении государственной регистрации, согласно которому государственная регистрация права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, приостанавливается на срок до ДД.ММ.ГГГГ в связи с возникшим вопросом о возможности отнесения дома к объектам индивидуального строительства.
Сообщением N от ДД.ММ.ГГГГ заявителям отказано в государственной регистрации права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, по причине непредставления на государственную регистрацию права собственности на жилой дом разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, так как объект имеет признаки многоквартирного жилого дома.
Указанные обстоятельства следуют из объяснений сторон, подтверждаются соответствующими письменными доказательствами и сторонами по существу не оспариваются.
Разрешая заявление Ю., А.А.В., Ц. об обжаловании действий государственного органа, суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями статей 130, 131, 132, 164 ГК РФ, статьи 1 ЗК РФ, статьи 31 ЖК РФ, статей 35, 48, 49, 55, 55.8 Градостроительного кодекса РФ, статей 2, 4, 16, 20, 25.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", статьи 1 Правил землепользования и застройки <адрес>, утвержденных решением Городской Думы <адрес> N от ДД.ММ.ГГГГ, статей 246, 256, 258 ГПК РФ.
Как следует из представленных материалов, заявители оспаривают действия Управления по отказу в государственной регистрации права собственности на индивидуальный жилой дом по адресу: <адрес>, в порядке главы 25 ГПК РФ.
В силу положений ст.ст. 254, 255 ГПК РФ удовлетворение требований заявителей об оспаривании им решения, действия (бездействия) в порядке главы 25 ГПК РФ возможно, если доказано, что данное решение, действие (бездействие) противоречит действующему законодательству и нарушает права и свободы заявителей, либо создает препятствия к их осуществлению, незаконно возлагает на гражданина какие-либо обязанности.
Исчерпывающий перечень оснований отказа в государственной регистрации прав предусмотрен в статье 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 13 этого же закона регистратор обязан провести правовую экспертизу представленных на регистрацию документов и проверить законность сделки. Отказывая заявителям в регистрации права собственности на спорный объект недвижимости, Управление сослалось на абз. 10 п. 1 ст. 20 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которыми исключается возможность государственной регистрации прав в случае предоставления документов, которые по форме или содержанию не соответствуют требованиям федерального законодательства, а также в случае не предоставления документов, необходимых в соответствии с настоящим ФЗ для государственной регистрации прав.
Оспаривая отказ Управления в совершении регистрационных действий, заявители ссылаются на незаконное ограничение права на регистрацию права собственности на возведенный объект как объект индивидуального жилищного строительства в порядке ст. 25.3 ФЗ N от ДД.ММ.ГГГГ и представление ими в регистрирующий орган всех документов, требуемых в п. 1 названной нормы.
Суд признал эти доводы заявителей необоснованными, выводы суда первой инстанции Коллегия находит правильными по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 25.3 ФЗ N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, в упрощенной процедуре, предусмотренной нормой закона, возможна, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Учитывая, что государственная регистрация права собственности в порядке ст. 25.3 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ возможна только в отношении объектов недвижимости, указанных в п. 1 данной статьи, в том числе, в отношении объектов индивидуального жилищного строительства, созданных на предназначенном для этих целей земельном участке, Управление при проверке наличия оснований для государственной регистрации права обоснованно пришло к выводу о том, что представленный для регистрации объект недвижимости имущества, имеет признаки многоквартирного дома. Поэтому право собственности на данный объект может быть зарегистрировано по правилам ст. 25 ФЗ N от ДД.ММ.ГГГГ, требующим представления иных документов, а не по правилам ст. 25.3 названного Федерального закона.
Анализируя имеющиеся доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Управление Росреестра по УР действовало в соответствии с требованиями законодательства, в соответствии со своими полномочиями, основания для отказа в государственной регистрации права собственности имелись.
Согласно статье 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В силу пункта 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
Кроме того, в соответствии с требованиями статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации ответчик обязан соблюдать разрешенный вид использования земельного участка.
В силу взаимосвязанных положений части 3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации объектом индивидуального жилищного строительства является отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более чем три, жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Из представленного заявителями кадастрового паспорта следует, что созданный ими жилой дом имеет три этажа. В кадастровом плане в графе "вид объекта недвижимого имущества" указано "здания", в графе 1.1 "наименование" указано "дом", в графе 1.4 "жилой дом".
Согласно ответа первого заместителя начальника инспекции государственного строительного надзора при Министерстве строительства, архитектуры и жилищной политики УР Ч. от ДД.ММ.ГГГГ N в ходе рассмотрения поэтажных планов, входящих в состав кадастрового паспорта, было установлено: в здании на 1-м и 2-м этажах имеется по 5 помещений, имеющих одинаковое расположение, разбитые на группы по 2 и по 3 помещения, структурно связанных между собой и обособленных от другой группы помещений. Каждая группа помещений имеет по 2 отдельных выхода к местам общего пользования (коридорам, входному тамбуру и лестничной клетке); на 3-м этаже также имеются 2 обособленные группы по 2 помещения с отдельными выходами на лестничную площадку. На планах не указаны помещения для удовлетворения бытовых нужд (санузлы с душевыми, места для приготовления и приема пищи). Данные обстоятельства указывают на возможное дальнейшее обустройство квартир в каждой из перечисленных групп помещений, с размещением в них санузлов и помещений для приготовления пищи. Исходя из вышесказанного, вышеуказанный объект может быть предназначен для эксплуатации в качестве многоквартирного дома или общежития квартирного типа.
Согласно ст. 51 и ст. 55 Градостроительного кодекса РФ для данного объекта необходимо получение разрешения на ввод в эксплуатацию.
Как следует из ответа начальника Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 01-06/1056, по действующему градостроительному законодательству к объектам, индивидуального жилищного строительства относятся отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи.
Жилой дом по <адрес>, включен в перечень объектов, имеющих внешние признаки многоквартирности. Разрешение на строительство вышеуказанного жилого дома было выдано по решению Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
При этом суд обоснованно отметил, что представленный технический паспорт с указанием наименования объекта - "объект индивидуального жилищного строительства" является техническим документом, поэтому технический паспорт не является правоустанавливающим документом.
Согласно п. 4 ст. 25.3 ФЗ N от ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ единственным документом, подтверждающим факт создания объекта индивидуального жилищного строительства, предусмотренного в п. 1 данной статьи, и содержащим его описание признается только кадастровый паспорт объекта.
Согласно кадастровому паспорту здания, расположенного по адресу: <адрес>, указанный объект обозначен как "жилой дом" (п. 1.1, 1.4), а не объект индивидуального строительства.
Учитывая, что Градостроительный кодекс РФ подразделяет только понятия "многоэтажного жилого дома" и "индивидуального жилого дома", указанное обстоятельство, как верно отметил суд, само по себе исключает регистрацию права собственности в упрощенном порядке.
В соответствии со ст. 55 Градостроительного кодекса РФ документом, основанием для регистрации права собственности на созданный объект недвижимого имущества, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Такого разрешения заявители регистрирующему органу не представили ни при первоначальной подаче заявлений, ни после приостановления государственной регистрации.
Таким образом, принимая во внимание, что при государственной регистрации права собственности объекта недвижимости не установлено его отнесение к создаваемому или созданному объекту, а заявитель с достоверностью, не вызывающей сомнения не опроверг эти обстоятельства, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской республике правильно отказано в регистрации права собственности заявителям на спорный объект недвижимости. При этом, заявители не лишены возможности зарегистрировать право собственности на объект недвижимости по правилам Федерального закона N 122 от ДД.ММ.ГГГГ г., с предоставлением соответствующих документов.
При таких обстоятельствах, решение Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской республике об отказе в регистрации права собственности Ю., А.А.В., Ц. на объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, является законным.
Согласно ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Доводы апелляционной жалобы по существу направлены на неправильное толкование действующего законодательства и переоценку доказательств, которым судом первой инстанции дана в основном надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, и не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения.
С учетом изложенного Судебная коллегия оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не находит.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, Судебная коллегия
определила:
решение Первомайского районного суда <адрес> Республики от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)