Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 02.12.2014 N Ф06-17087/2013 ПО ДЕЛУ N А72-3863/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 декабря 2014 г. по делу N А72-3863/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрова А.Л.,
судей Коноплева М.В., Фатхутдинова А.Ф.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Ульяновска, Комитета по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 11.06.2014 (судья Каданцев Ю.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2014 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судьи Кувшинов В.Е., Холодная С.Т.)
по делу N А72-3863/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПромПласт", г. Ульяновск (ИНН 7328060941, ОГРН 1107328002935) к администрации города Ульяновска, Комитету по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска о признании недействительным отказа, обязании совершить определенные действия,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "ПромПласт" (далее - ООО "ПромПласт") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным отказа Комитета архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска от 28.08.2013 N 01-13/5442 в обеспечении выбора земельного участка ориентировочной площадью 1950 кв. м, расположенного юго-восточнее земельного участка с кадастровым номером 73:24:021104:975 в Заволжском районе г. Ульяновска по 10-му проезду Инженерный под размещение административного объекта. Заявлено также требование о возложении на Комитет обязанности совершить действия по выбору земельного участка в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и статьей 12 Правил землепользования и застройки муниципального образования г. Ульяновска.
Заявление принято к производству определением Арбитражного суда Ульяновской области от 09.04.2014 по делу N А72-3863/2014.
То же общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным отказа Комитета архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска от 28.08.2013 N 01-13/5442 в обеспечении выбора земельного участка ориентировочной площадью 1950 кв. м, расположенного юго-восточнее земельного участка с кадастровым номером 73:24:021104:975 в Заволжском районе г. Ульяновска по 10-му проезду Инженерный под размещение производственного объекта. Заявлено также требование о возложении на Комитет обязанности совершить действия по выбору земельного участка в соответствии со статьей 31 ЗК РФ и статьей 12 Правил землепользования и застройки муниципального образования г. Ульяновска.
Заявление принято к производству определением Арбитражного суда Ульяновской области от 10.04.2014 по делу N А72-4108/2014.
Определением от 05.05.2014 по делу N А72-4108/2014 дела N А72-4108/2014 и N А72-3863/2014 объединены в одно производство для совместного рассмотрения, с присвоением объединенному делу номера N А72-3863/2014.
К участию в деле в качестве второго ответчика привлечена администрация города Ульяновска.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 11.06.2014 по делу N А72-3863/2014 требования ООО "ПромПласт" удовлетворены. Суд признал недействительным отказ в выборе земельных участков, выраженный в письме Комитета архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска от 28.08.2013 N 01-13/5442. На администрацию г. Ульяновска возложена обязанность обеспечить в двухнедельный срок в порядке, установленном частью 4 статьи 12 Правил землепользования и застройки в г. Ульяновске, утвержденных решением Ульяновской городской Думы от 13.10.2004 N 90, публикации о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков площадью ориентировочной 1950 кв. м, расположенных юго-восточнее земельного участка с кадастровым номером 73:24:021104:975 в Заволжском районе г. Ульяновска по 10-му проезду Инженерному, под размещение административного и производственного объектов, согласно заявлениям ООО "ПромПласт" от 15.11.2012 N 23 и N 24.
На администрацию города Ульяновска также возложена обязанность в соответствии с частями 5 - 7 статьи 12 Правил землепользования и застройки в г. Ульяновске принять в отношении каждого заявления ООО "ПромПласт" решение о предварительном согласовании места размещения объекта или решение об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта, или решение о предоставлении земельного участка без предварительного согласования места размещения объекта.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2014 решение от 11.06.2014 оставлено без изменения, апелляционная жалоба администрации города Ульяновска - без удовлетворения.
В кассационной жалобе администрация города Ульяновска и Комитет по управлению городским имуществом, архитектуры и градостроительства города Ульяновска просят отменить состоявшиеся судебные акты с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявления ООО "ПромПласт". Считают, что заявления ООО "ПромПласт" не содержало конкретного назначения объектов, предполагаемых строительством на испрошенных земельных участках, что не позволяло принять решение о предоставлении земельных участков в силу части 1 статьи 31 ЗК РФ, Правил землепользования и застройки в г. Ульяновске, утвержденных решением Ульяновской городской Думы от 13.10.2004 N 90. Суды также не дали надлежащей оценки тому обстоятельству, что испрошенные земельные участки находятся в пятидесятиметровой санитарно-защитной зоне земельного участка с кадастровым номером 73:24:021104:975, предназначенного для размещения предприятия V класса опасности - складского комплекса пищевой промышленности, и в санитарно-защитной зоне 100 - 300 метров от земельного участка с кадастровым номером 73:24:021104:976, предназначенного для размещения предприятия III либо IV класса опасности - авторемонтного предприятия.
ООО "ПромПласт" в отзыве на кассационную жалобу просит отказать в ее удовлетворении. Считает, что наименование предполагаемых строительством объектов указано им в соответствии с наименованиями, указанными в Правилах землепользования и застройки, и у заявителя отсутствует обязанность уточнять вид объекта применительно к расширенному перечню объектов. Границы санитарно-защитных зон в документах планировки территорий, выданных владельцам соседних участков, не обозначены, и не определены ответчиками, несмотря на определение суда от 05.05.2014, предлагающего представить копии документов, определяющих такие границы. Такие границы определяются на стадии выдачи градостроительного плана либо на стадии проектирования строительства, что подтверждается Административным регламентом предоставления муниципальной услуги по подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка, утвержденным постановлением мэрии г. Ульяновска от 19.10.2010 N 5554. При этом и запрет на размещение в санитарно-защитных зонах объектов административного и производственного назначения отсутствует.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства в соответствии со статьями 121 - 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не явились.
Проверив законность обжалованных решения и постановления, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва ООО "ПромПласт", судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что ООО "ПромПласт" обратилось в администрацию города Ульяновска 15.11.2012 с заявлениями N 23 и N 24 о выборе земельных участков и предварительном согласовании места размещения административного и производственного объектов. Испрошенное право - аренда, ориентировочная площадь каждого участка - 1950 кв. м, с расположением в Заволжском районе г. Ульяновска, 10-й Инженерный проезд, юго-восточнее земельного участка с кадастровым номером 73:24:021101:975, площадь трехэтажной застройки 1000 кв. м.
Письмом от 30.11.2012 N 01-13/6992 Комитет архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска отказал в выборе земельных участков, мотивировав отказ невозможностью предоставления земельных участков без уточнения режима санитарно-защитной зоны и подъездов к испрашиваемым земельным участкам. Письмом от 28.08.2013 N 01-13/5442 Комитет обосновал отказ в предоставлении земельных участков расположением их в зоне размещения производственных объектов IV и V классов вредности (зона П1) в пределах санитарно-защитных зон. В письме также указано на отсутствие у Комитета полномочий по подготовке заключения о возможности размещения объектов в санитарно-защитной зоне и о предоставлении земельных участков для строительства на территории муниципального образования исключительно на торгах.
Статья 31 ЗК РФ устанавливает общие требования к оформлению заявлений лиц, заинтересованных в приобретении земельных участков для строительства: в данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Нормативными актами органов местного самоуправления могут быть установлены уточнения к этим требованиям, в том числе к требованиям о назначении объекта.
Пункт 7 статьи 12 Правил землепользования и застройки в городе Ульяновске, утвержденных решением Ульяновской городской Думы от 13.10.2004 N 90, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории и (или) предварительном согласовании места размещения объекта предусмотрел несоответствие испрашиваемого вида разрешенного использования земельного участка градостроительным регламентам, установленным для данной территориальной зоны. Таким образом, согласно данным Правилам назначение объекта должно соответствовать виду разрешенного использования земельного участка градостроительным регламентам, установленным для данной территориальной зоны. Испрошенные земельные участки находятся в территориальной зоне П1: Зона размещения производственных объектов IV и V классов вредности (санитарно-защитные зоны до 100 м) согласно статье 22.3 Правил. В данной зоне допустимыми видами разрешенного использования являются, в том числе: "административные объекты" и "производственные объекты", что соответствует запрошенным ООО "ПромПласт" видам разрешенного использования. В соответствии со статьей 22.3 Правил, вид разрешенного использования может быть детализирован в соответствии с Расширенным перечнем объектов для размещения в составе территориальных зон (Приложение N 1). Соответственно, детализация вида разрешенного использования является правом заявителя, и может быть указана им в ответ на предложение уполномоченного органа о детализации назначения объекта. В данном случае, как правильно указал суд первой инстанции, заявителю не предлагалось детализировать назначение объекта, и заявленный вид использования земельных участков не был указан Комитетом в качестве основания для отказа в его предоставлении по мотивам, предусмотренным подпунктом 1 пункта 7 статьи 12 Правил.
Указанный Комитетом отказ в предоставлении земельных участков основан на расположении испрошенных земельных участков в санитарно-защитной зоне производственных объектов IV и V классов вредности (территориальная зона П1).
Однако, как установлено судами первой и апелляционной инстанций, суду не представлено доказательств установления санитарно-защитных зон на территориях испрошенных земельных участков, при этом в градостроительных планах соседних земельных участков (для строительства авторемонтного предприятия и складского комплекса пищевой промышленности) таких сведений не имеется.
Установление санитарно-защитной зоны само по себе не исключает возможность строительства в пределах такой зоны объектов административных зданий и производственных объектов, за исключением объектов по производству лекарственных веществ, лекарственных средств и (или) лекарственных форм, складов сырья и полупродуктов для фармацевтических предприятий; объектов пищевых отраслей промышленности, оптовых складов продовольственного сырья и пищевых продуктов, комплексов водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды, которые могут повлиять на качество продукции (раздел 5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74).
Если испрошенные в целях строительства земельные участки находятся в зоне установленных санитарно-защитных зон, граница которых определена уполномоченным органом санитарного надзора в соответствии с разделом 4 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, такие границы указываются в выданных градостроительных планах с указанием соответствующего режима санитарно-защитной зоны для определения мест разрешенного строительства в соответствии со статьей 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Приобретатель земельного участка в данном случае принимает на себя риск невозможности строительства запланированных им объектов, если запрошенный им вид использования земельного участка соответствовал установленным градостроительным регламентом видам разрешенного использования земельных участков в данной территориальной зоне на момент его предоставления, но будет противоречить режиму санитарно-защитной зоны на этапе проектирования и строительства.
Само нахождение земельного участка в пределах территориальной зоны с особыми условиями использования территорий не является основанием для отказа в его предоставлении, если только запрошенным видом использования земельных участков не является жилая застройка, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования, размещение которых в санитарно-защитных зонах прямо запрещено пунктом 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалованных судебных актов судебная коллегия не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 11.06.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2014 по делу N А72-3863/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
А.Л.ПЕТРОВ

Судьи
М.В.КОНОПЛЕВА
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)