Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 22 апреля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 апреля 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.Н. Анисимовой,
судей С.В. Гуцалюк, А.В. Гончаровой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае,
апелляционное производство N 05АП-3500/2014
на решение от 27.01.2014
судьи В.В. Саломая
по делу N А51-37831/2013 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВИД и К" (ИНН 2522090480, ОГРН 1022500868950, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 19.03.2002)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (ИНН 2540155517, ОГРН 1092540004424, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 03.08.2009)
об оспаривании решения,
при участии:
- от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае - представитель Акуленко Н.В. по доверенности от 18.02.2014 N 03-1487, сроком на один год;
- от ООО "ВИД и К" - представитель Тутаев С.Н. по доверенности от 12.02.2014, сроком на один год;
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ВИД и К" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным пункта 2 распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Приморскому краю (далее - управление, Росимущество) от 16.09.2013 N 384-р и об обязании произвести расчет выкупной стоимости земельного участка с кадастровым номером 25:28:050048:19, исходя из 2,5% кадастровой стоимости земельного участка, изложив пункт 2 распоряжения в редакции: "Утвердить цену выкупа земельного участка в сумме 839989,02 руб." и внести соответствующие изменения в распоряжение в месячный срок.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 27.01.2014 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, управление обратилось с апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд. Указывает, что земельный участок с кадастровым номером 25:28:050048:19 поставлен на кадастровый учет 17.10.2003, право собственности Российской Федерации на земельный участок зарегистрировано 26.07.2012, решение Арбитражного суда Приморского края от 13.08.2013 по делу N А51-8337/2013 вступило в законную силу 14.11.2013, следовательно, обязанность по изданию распоряжения о предоставлении обществу спорного земельного участка возникла только после наступления указанных событий. В этой связи, по мнению управления, цена выкупной стоимости данного земельного участка должна определяться на основании нормативных правовых актов, действующих на дату заключения договора купли-продажи либо принятия судебного акта о понуждении уполномоченного органа заключить такой договор либо на момент издания распорядительного акта органа государственной власти.
С учетом изложенного Росимущество считает, что для удовлетворения заявленных требований правовых оснований не имелось, и просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Общество по тексту письменного отзыва, поддержанного в судебном заседании, возражало против доводов апелляционной жалобы. Решение суда считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Исследовав материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Обществу на праве собственности принадлежит административное 3-этажное здание общей площадью 2295,10 кв. м, расположенное в г. Владивосток, ул. Русская, 73-в. Право собственности заявителя на объект недвижимости зарегистрировано в ЕГРП согласно свидетельству о государственной регистрации от 26.02.2009 серия 25-АБ N 100638.
Объект недвижимости расположен на земельном участке площадью 12064 кв. м с кадастровым номером 25:28:050048:19, имеющем разрешенное использование "для размещения административно-производственного здания" согласно кадастровому паспорту от 04.09.2013 N 25/00-13-237276 и находящемся в федеральной собственности согласно свидетельству о государственной регистрации права от 26.07.2012 серии 25-АБ N 809722.
15.12.2009 общество обратилось в управление с заявлением о предоставлении названного земельного участка в собственность на условиях выкупа для дальнейшей эксплуатации административного здания (лит. А), в ответ на которое Росимущество письмом от 29.12.2009 N 08-15058 указало на необходимость обратиться с соответствующим заявлением в Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ.
В течение 2010-2012 годов переписка между обществом и Росимуществом по поводу предоставления в собственность спорного земельного участка продолжалась, и заявлением 19.09.2012 общество в очередной раз обратилось за выкупом земельного участка с кадастровым номером 25:28:050048:19.
Письмом от 19.02.2013 N 08-1640 управление сообщило обществу о невозможности принять положительное решение о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 25:28:050048:19 со ссылкой на письмо Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 17.12.2012 N ПП-10/57858, в котором указано на признаки наличия на спорном земельном участке иных объектов недвижимости, и возвратило пакет документов.
Расценив данное письмо как отказ в предоставлении земельного участка в собственность, который не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель оспорил его в арбитражном суде.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 13.08.2013 по делу N А51-8337/2013 отказ управления от 19.02.2013 N 08-1640 был признан незаконным, и на Росимущество была возложена обязанность принять решение о предоставлении обществу в собственность земельного участка с кадастровым номером 25:28:050048:19.
Во исполнение названного судебного акта управление приняло распоряжение N 384-р "О предоставлении в собственность обществу с ограниченной ответственностью "ВИД и К" земельного участка с кадастровым номером 25:28:050048:19", в пункте 2 которого утвердило цену выкупа земельного участка в сумме 33599567,04 руб. в соответствии с приложением N 2 к настоящему распоряжению.
Не согласившись с указанным распоряжением в части пункта 2, посчитав, что действия управления по установлению выкупной цены в размере, равной кадастровой стоимости спорного земельного участка, нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что поскольку объект недвижимости, расположенный на испрашиваемом земельном участке, был ранее отчужден из государственной собственности, то при установлении выкупной цены такого земельного участка Росимуществу следовало применить положения пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ).
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
По правилам части 1 статьи 198 АПК РФ для признания незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие совокупности условий, а именно: оспариваемое решение должно не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту, нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагать на него какие-либо обязанности, создавать иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом, а также федеральными законами (пункт 2 статьи 36 ЗК РФ).
Из разъяснений, данных в пункте 5 постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" (далее - Постановление Пленума ВАС от 24.03.2005 N 11), следует, что указанное право является исключительным, то есть никто кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, строением, сооружением.
Согласно пункту 1 статьи 35 ЗК РФ, пункту 3 статьи 552 ГК РФ при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования (пункт 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11).
Пунктом 5 статьи 36 ЗК РФ установлено, что для приобретения права на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду (пункт 6 статьи 36 Кодекса).
Как установлено пунктом 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ, до 1 июля 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:
- - двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;
- - двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
В целях реализации указанной нормы права постановлением Администрации Приморского края от 24.07.2008 N 162-па "О выкупной стоимости земельных участков на территории Приморского края" (далее по тексту - Постановление N 162-па) в пункте 1 установлена до 1 июля 2012 года выкупная стоимость земельных участков в размере двух с половиной процентов их кадастровой стоимости при продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, в том числе возведенных на месте разрушенных или снесенных либо реконструированных зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности.
Из материалов дела усматривается, что общество является собственником здания - административного общей площадью 2295,10 кв. м (лит. А), адрес объекта: г. Владивосток, ул. Русская, 73в, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 25:28:050048:19.
Указанный объект недвижимости был приобретен заявителем на основании договора купли-продажи от 28.01.2009 N 1, заключенного с 221 Управлением начальника работ - дочерним предприятием государственного унитарного предприятия "48 Управление наладочных работ Министерства обороны Российской Федерации".
Анализ указанных обстоятельств показывает, что заявитель относится к лицам, имеющим право на приобретение спорного земельного участка в собственность по льготной выкупной стоимости и указанным в пункте 2 статьи 2 Закона N 137-ФЗ и пункте 1 Постановления N 162-па.
Как установлено судебной коллегией с заявлением о выкупе спорного земельного участка общество обратилось в Росимущество 15.12.2009, то есть до 01.07.2012.
Соответственно при вынесении распоряжения от 16.09.2013 N 384-р управлению следовало определить выкупную цену спорного земельного участка по правилам, установленным пунктом 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ и пунктом 1 Постановления N 162-па, то есть в размере 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
Из имеющегося в материалах дела кадастрового паспорта спорного земельного участка следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 25:28:050048:19 составляет 33599567,04 руб.
В этой связи при применении положений пунктом 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ и пункта 1 Постановления N 162-па размер выкупной стоимости спорного земельного участка должен был составить 839989,02 руб.
Принимая во внимание, что Росимущество при вынесении распоряжения от 16.09.2013 N 384-р в пункте 2 установила выкупную стоимость земельного участка с кадастровым номером 25:28:050048:19 в размере 33599567,04 руб., что равно кадастровой стоимости данного земельного участка, вывод суда первой инстанции о том, что указанное распоряжение в части пункта 2 не соответствует закону и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, является правильным.
Довод управления о том, что обязанность по изданию распоряжения о предоставлении спорного земельного участка обществу возникла у него только после регистрации права собственности РФ и вступления в законную силу решения суда от 13.08.2013 по делу N А51-8337/2013, в связи с чем выкупная цена правомерно была определена на основании нормативных правовых актов, действующих на дату издания распоряжения N 384-р, судебной коллегией отклоняется, поскольку обязанность решить вопрос о формировании земельного участка и его предоставлении возникла у управления с момента первоначального обращения общества в уполномоченный орган с соответствующим заявлением от 15.12.2009. В этой связи регистрация права собственности Российской Федерации на данный земельный участок и вынесение судебного акта по делу N А51-8337/2013 не свидетельствует о возникновении новых правоотношений, связанных с предоставлением данного земельного участка.
На основании изложенного апелляционная коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно в порядке части 2 статьи 201 АПК РФ удовлетворил заявленные требования.
Соответственно, принимая во внимание обстоятельства настоящего спора, и, учитывая, предмет заявленных требований, коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно признал соразмерным и адекватным способом устранения нарушения прав и законных интересов заявителя обязание Росимущество внести изменения в пункт 2 распоряжения 16.09.2013 N 384-р в части размера выкупной стоимости спорного земельного участка.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 27.01.2014 по делу N А51-37831/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
Н.Н.АНИСИМОВА
Судьи
С.В.ГУЦАЛЮК
А.В.ГОНЧАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.04.2014 N 05АП-3500/2014 ПО ДЕЛУ N А51-37831/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 апреля 2014 г. N 05АП-3500/2014
Дело N А51-37831/2013
Резолютивная часть постановления оглашена 22 апреля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 апреля 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.Н. Анисимовой,
судей С.В. Гуцалюк, А.В. Гончаровой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае,
апелляционное производство N 05АП-3500/2014
на решение от 27.01.2014
судьи В.В. Саломая
по делу N А51-37831/2013 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВИД и К" (ИНН 2522090480, ОГРН 1022500868950, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 19.03.2002)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (ИНН 2540155517, ОГРН 1092540004424, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 03.08.2009)
об оспаривании решения,
при участии:
- от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае - представитель Акуленко Н.В. по доверенности от 18.02.2014 N 03-1487, сроком на один год;
- от ООО "ВИД и К" - представитель Тутаев С.Н. по доверенности от 12.02.2014, сроком на один год;
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ВИД и К" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным пункта 2 распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Приморскому краю (далее - управление, Росимущество) от 16.09.2013 N 384-р и об обязании произвести расчет выкупной стоимости земельного участка с кадастровым номером 25:28:050048:19, исходя из 2,5% кадастровой стоимости земельного участка, изложив пункт 2 распоряжения в редакции: "Утвердить цену выкупа земельного участка в сумме 839989,02 руб." и внести соответствующие изменения в распоряжение в месячный срок.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 27.01.2014 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, управление обратилось с апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд. Указывает, что земельный участок с кадастровым номером 25:28:050048:19 поставлен на кадастровый учет 17.10.2003, право собственности Российской Федерации на земельный участок зарегистрировано 26.07.2012, решение Арбитражного суда Приморского края от 13.08.2013 по делу N А51-8337/2013 вступило в законную силу 14.11.2013, следовательно, обязанность по изданию распоряжения о предоставлении обществу спорного земельного участка возникла только после наступления указанных событий. В этой связи, по мнению управления, цена выкупной стоимости данного земельного участка должна определяться на основании нормативных правовых актов, действующих на дату заключения договора купли-продажи либо принятия судебного акта о понуждении уполномоченного органа заключить такой договор либо на момент издания распорядительного акта органа государственной власти.
С учетом изложенного Росимущество считает, что для удовлетворения заявленных требований правовых оснований не имелось, и просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Общество по тексту письменного отзыва, поддержанного в судебном заседании, возражало против доводов апелляционной жалобы. Решение суда считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Исследовав материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Обществу на праве собственности принадлежит административное 3-этажное здание общей площадью 2295,10 кв. м, расположенное в г. Владивосток, ул. Русская, 73-в. Право собственности заявителя на объект недвижимости зарегистрировано в ЕГРП согласно свидетельству о государственной регистрации от 26.02.2009 серия 25-АБ N 100638.
Объект недвижимости расположен на земельном участке площадью 12064 кв. м с кадастровым номером 25:28:050048:19, имеющем разрешенное использование "для размещения административно-производственного здания" согласно кадастровому паспорту от 04.09.2013 N 25/00-13-237276 и находящемся в федеральной собственности согласно свидетельству о государственной регистрации права от 26.07.2012 серии 25-АБ N 809722.
15.12.2009 общество обратилось в управление с заявлением о предоставлении названного земельного участка в собственность на условиях выкупа для дальнейшей эксплуатации административного здания (лит. А), в ответ на которое Росимущество письмом от 29.12.2009 N 08-15058 указало на необходимость обратиться с соответствующим заявлением в Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ.
В течение 2010-2012 годов переписка между обществом и Росимуществом по поводу предоставления в собственность спорного земельного участка продолжалась, и заявлением 19.09.2012 общество в очередной раз обратилось за выкупом земельного участка с кадастровым номером 25:28:050048:19.
Письмом от 19.02.2013 N 08-1640 управление сообщило обществу о невозможности принять положительное решение о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 25:28:050048:19 со ссылкой на письмо Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 17.12.2012 N ПП-10/57858, в котором указано на признаки наличия на спорном земельном участке иных объектов недвижимости, и возвратило пакет документов.
Расценив данное письмо как отказ в предоставлении земельного участка в собственность, который не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель оспорил его в арбитражном суде.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 13.08.2013 по делу N А51-8337/2013 отказ управления от 19.02.2013 N 08-1640 был признан незаконным, и на Росимущество была возложена обязанность принять решение о предоставлении обществу в собственность земельного участка с кадастровым номером 25:28:050048:19.
Во исполнение названного судебного акта управление приняло распоряжение N 384-р "О предоставлении в собственность обществу с ограниченной ответственностью "ВИД и К" земельного участка с кадастровым номером 25:28:050048:19", в пункте 2 которого утвердило цену выкупа земельного участка в сумме 33599567,04 руб. в соответствии с приложением N 2 к настоящему распоряжению.
Не согласившись с указанным распоряжением в части пункта 2, посчитав, что действия управления по установлению выкупной цены в размере, равной кадастровой стоимости спорного земельного участка, нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что поскольку объект недвижимости, расположенный на испрашиваемом земельном участке, был ранее отчужден из государственной собственности, то при установлении выкупной цены такого земельного участка Росимуществу следовало применить положения пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ).
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
По правилам части 1 статьи 198 АПК РФ для признания незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие совокупности условий, а именно: оспариваемое решение должно не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту, нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагать на него какие-либо обязанности, создавать иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом, а также федеральными законами (пункт 2 статьи 36 ЗК РФ).
Из разъяснений, данных в пункте 5 постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" (далее - Постановление Пленума ВАС от 24.03.2005 N 11), следует, что указанное право является исключительным, то есть никто кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, строением, сооружением.
Согласно пункту 1 статьи 35 ЗК РФ, пункту 3 статьи 552 ГК РФ при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования (пункт 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11).
Пунктом 5 статьи 36 ЗК РФ установлено, что для приобретения права на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду (пункт 6 статьи 36 Кодекса).
Как установлено пунктом 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ, до 1 июля 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:
- - двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;
- - двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
В целях реализации указанной нормы права постановлением Администрации Приморского края от 24.07.2008 N 162-па "О выкупной стоимости земельных участков на территории Приморского края" (далее по тексту - Постановление N 162-па) в пункте 1 установлена до 1 июля 2012 года выкупная стоимость земельных участков в размере двух с половиной процентов их кадастровой стоимости при продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, в том числе возведенных на месте разрушенных или снесенных либо реконструированных зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности.
Из материалов дела усматривается, что общество является собственником здания - административного общей площадью 2295,10 кв. м (лит. А), адрес объекта: г. Владивосток, ул. Русская, 73в, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 25:28:050048:19.
Указанный объект недвижимости был приобретен заявителем на основании договора купли-продажи от 28.01.2009 N 1, заключенного с 221 Управлением начальника работ - дочерним предприятием государственного унитарного предприятия "48 Управление наладочных работ Министерства обороны Российской Федерации".
Анализ указанных обстоятельств показывает, что заявитель относится к лицам, имеющим право на приобретение спорного земельного участка в собственность по льготной выкупной стоимости и указанным в пункте 2 статьи 2 Закона N 137-ФЗ и пункте 1 Постановления N 162-па.
Как установлено судебной коллегией с заявлением о выкупе спорного земельного участка общество обратилось в Росимущество 15.12.2009, то есть до 01.07.2012.
Соответственно при вынесении распоряжения от 16.09.2013 N 384-р управлению следовало определить выкупную цену спорного земельного участка по правилам, установленным пунктом 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ и пунктом 1 Постановления N 162-па, то есть в размере 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
Из имеющегося в материалах дела кадастрового паспорта спорного земельного участка следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 25:28:050048:19 составляет 33599567,04 руб.
В этой связи при применении положений пунктом 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ и пункта 1 Постановления N 162-па размер выкупной стоимости спорного земельного участка должен был составить 839989,02 руб.
Принимая во внимание, что Росимущество при вынесении распоряжения от 16.09.2013 N 384-р в пункте 2 установила выкупную стоимость земельного участка с кадастровым номером 25:28:050048:19 в размере 33599567,04 руб., что равно кадастровой стоимости данного земельного участка, вывод суда первой инстанции о том, что указанное распоряжение в части пункта 2 не соответствует закону и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, является правильным.
Довод управления о том, что обязанность по изданию распоряжения о предоставлении спорного земельного участка обществу возникла у него только после регистрации права собственности РФ и вступления в законную силу решения суда от 13.08.2013 по делу N А51-8337/2013, в связи с чем выкупная цена правомерно была определена на основании нормативных правовых актов, действующих на дату издания распоряжения N 384-р, судебной коллегией отклоняется, поскольку обязанность решить вопрос о формировании земельного участка и его предоставлении возникла у управления с момента первоначального обращения общества в уполномоченный орган с соответствующим заявлением от 15.12.2009. В этой связи регистрация права собственности Российской Федерации на данный земельный участок и вынесение судебного акта по делу N А51-8337/2013 не свидетельствует о возникновении новых правоотношений, связанных с предоставлением данного земельного участка.
На основании изложенного апелляционная коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно в порядке части 2 статьи 201 АПК РФ удовлетворил заявленные требования.
Соответственно, принимая во внимание обстоятельства настоящего спора, и, учитывая, предмет заявленных требований, коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно признал соразмерным и адекватным способом устранения нарушения прав и законных интересов заявителя обязание Росимущество внести изменения в пункт 2 распоряжения 16.09.2013 N 384-р в части размера выкупной стоимости спорного земельного участка.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 27.01.2014 по делу N А51-37831/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
Н.Н.АНИСИМОВА
Судьи
С.В.ГУЦАЛЮК
А.В.ГОНЧАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)