Судебные решения, арбитраж
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 октября 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Кашиной Т.А.
судей Горбик В.М., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: Колокольцевой О.С.
при участии:
от истца (заявителя): Страхова В.А. по доверенности от 12.01.2015 г.,
от ответчика (должника): Некрасова С.Н. по доверенности от 31.12.2014 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20391/2015) ФКУ "СЕВЗАПУПРАВТОДОР"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.06.2015 по делу N А56-84328/2014 (судья Вареникова А.О.), принятое
по заявлению ФКУ "СЕВЗАПУПРАВТОДОР" в лице ООО "РР-ЮрКонсалт"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области
о признании незаконным отказа в регистрации права,
установил:
Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Северо-Запад" имени Н.В.Смирнова Федерального дорожного агентства (далее - заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (далее - заинтересованное лицо, Росреестр) о признании незаконным решения N 01/011/2014-460 от 14.11.2014 об отказе в государственной регистрации права собственности РФ на земельный участок, расположенный по адресу: Ленинградская обл., Кингисеппский муниципальный район, Усть-Лужское сельское поселение, с кадастровым номером 47:20:0223002:2161.
Решением суда от 26.06.2015 в иске отказано.
Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Северо-Запад" имени Н.В.Смирнова Федерального дорожного агентства обратилось с апелляционной жалобой на указанное решение, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Учреждение считает необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что до перевода спорного земельного участка из категории земель запаса в категорию земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения" оформление права собственности на них как на земельный участок, занятый автомобильной дорогой, невозможен ввиду несоответствия категории земель.
Представитель Управления в отзыве на апелляционную жалобу возражает против ее удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены апелляционным судом.
Как установлено, 31.07.2014 Федеральное дорожное агентство обратилось в Росреестр с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок, расположенный по адресу: Ленинградская обл., Кингисеппский муниципальный район. Усть-Лужское сельское поселение, с кадастровым номером 47:20:0223002:2161. В качестве основания для регистрации права было представлено Распоряжение Федерального дорожного агентства Федерального дорожного агентства (Росавтодор) Министерства транспорта Российской Федерации от 09.04.2014 N 665-р "О предоставлении федеральному казенному учреждению "Федеральное управление автомобильных дорог "Северо-Запад" имени Н.В.Смирнова Федерального дорожного агентства в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков для размещения автомобильной дороги общего пользования федерального значения А-180 "Нарва" Санкт-Петербург - граница с Эстонской Республикой, вид разрешенного использования которых подлежит определению".
Письмом от 14.11.2014 N 01/011/2014-460 Управление Росреестра отказало в государственной регистрации права собственности на земельный участок на основании абзацев 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации),
Обращаясь с настоящим иском в суд, Учреждение ссылается на то, что отказ в государственной регистрации права является необоснованным, нарушает права и законные интересы Учреждения в сфере экономической деятельности, Заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Согласно пункту 5 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 5 статьи 2, пункту 3 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации) заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прав. Кроме того, возможность заинтересованного лица обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц предусмотрена Главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Основания отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в статье 20 Закона о государственной регистрации.
Статьей 17 Закона о регистрации установлен исчерпывающий перечень оснований для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В силу части 2 статьи 17 Закона о регистрации не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 Закона о регистрации и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 30.1 Закона о регистрации, государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок. Пунктом 2 данной статьи установлено, что перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предоставление земельных участков, которые находятся в федеральной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, для размещения автомобильных дорог федерального значения осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства.
Согласно пункту 5.4.12 Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 N 374, Росавтодор осуществляет предоставление земельных участков, которые находятся в федеральной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, для размещения автомобильных дорог федерального значения.
В качестве основания для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 47:20:0223002:2161 в Управление Росреестра представлено распоряжение РОСАВТОДОР от 09.04.2014 N 665-р "О предоставлении федеральному казенному учреждению "Федеральное управление автомобильных дорог "Северо-Запад" имени Н.В.Смирнова Федерального дорожного агентства" о предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков для размещения автомобильной дороги общего пользования федерального значения А-180 "Нарва" Санкт-Петербург - граница с Эстонской Республикой" (л.д. 18).
Из пункта 6 Приложения N 1 к указанному Распоряжению следует, что земельный участок с кадастровым номером 47:20:0223002:2161 отнесен к числу земель запаса, государственная собственность на которые не разграничена.
Как указывает ФКУ "Севзапуправтодор", на земельном участке с кадастровым номером 47:20:0223002:2161 находится автомобильная дорога А-180 "Нарва" Санкт-Петербург - граница с Эстонской Республикой, право собственности на которую 23.08.2012 зарегистрировано за Российской Федерации.
Однако из представленных на государственную регистрацию документов невозможно сделать однозначный вывод о том, что автомобильная дорога А-180 в расположена в границах земельного участка с кадастровым номером 47:20:0223002:2161. Учреждением не представлено бесспорных доказательств нахождения автомобильной дороги А-180 в границах земельного участка с кадастровым номером 47:20:0223002:2161.
Кроме того, Учреждением не доказано нарушения его прав оспариваемым уведомлением об отказе в государственной регистрации права, поскольку с соответствующим заявлением в Управление Росреестра обратилось Росавтодор, а не Учреждение.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основаниями для принятия решения о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Доводы подателя жалобы о том, что оспариваемый отказ регистрирующего органа основан на непредставлении Учреждением иных документов (сведений о переводе земельного участка в категорию земель промышленности), на законность принятого судебного акта не влияют, поскольку совершение регистрационных действий при непредставлении Учреждением необходимого комплекта документов в любом случае не является обоснованным.
При таких обстоятельствах, у Управления Росреестра отсутствовали основания для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок, расположенный по адресу: Ленинградская область, Кингисеппский муниципальный район, Усть-Лужское сельское поселение, кадастровый номер 47:20:0223002:2161.
Суд первой инстанции всесторонне и полно установил обстоятельства дела, правильно применил нормы материального и процессуального права, в связи с чем основания для отмены обжалуемого решения отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.06.2015 по делу N А56-84328/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Т.А.КАШИНА
Судьи
В.М.ГОРБИК
Н.С.ПОЛУБЕХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.10.2015 N 13АП-20391/2015 ПО ДЕЛУ N А56-84328/2014
Разделы:Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 октября 2015 г. по делу N А56-84328/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 октября 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Кашиной Т.А.
судей Горбик В.М., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: Колокольцевой О.С.
при участии:
от истца (заявителя): Страхова В.А. по доверенности от 12.01.2015 г.,
от ответчика (должника): Некрасова С.Н. по доверенности от 31.12.2014 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20391/2015) ФКУ "СЕВЗАПУПРАВТОДОР"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.06.2015 по делу N А56-84328/2014 (судья Вареникова А.О.), принятое
по заявлению ФКУ "СЕВЗАПУПРАВТОДОР" в лице ООО "РР-ЮрКонсалт"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области
о признании незаконным отказа в регистрации права,
установил:
Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Северо-Запад" имени Н.В.Смирнова Федерального дорожного агентства (далее - заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (далее - заинтересованное лицо, Росреестр) о признании незаконным решения N 01/011/2014-460 от 14.11.2014 об отказе в государственной регистрации права собственности РФ на земельный участок, расположенный по адресу: Ленинградская обл., Кингисеппский муниципальный район, Усть-Лужское сельское поселение, с кадастровым номером 47:20:0223002:2161.
Решением суда от 26.06.2015 в иске отказано.
Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Северо-Запад" имени Н.В.Смирнова Федерального дорожного агентства обратилось с апелляционной жалобой на указанное решение, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Учреждение считает необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что до перевода спорного земельного участка из категории земель запаса в категорию земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения" оформление права собственности на них как на земельный участок, занятый автомобильной дорогой, невозможен ввиду несоответствия категории земель.
Представитель Управления в отзыве на апелляционную жалобу возражает против ее удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены апелляционным судом.
Как установлено, 31.07.2014 Федеральное дорожное агентство обратилось в Росреестр с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок, расположенный по адресу: Ленинградская обл., Кингисеппский муниципальный район. Усть-Лужское сельское поселение, с кадастровым номером 47:20:0223002:2161. В качестве основания для регистрации права было представлено Распоряжение Федерального дорожного агентства Федерального дорожного агентства (Росавтодор) Министерства транспорта Российской Федерации от 09.04.2014 N 665-р "О предоставлении федеральному казенному учреждению "Федеральное управление автомобильных дорог "Северо-Запад" имени Н.В.Смирнова Федерального дорожного агентства в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков для размещения автомобильной дороги общего пользования федерального значения А-180 "Нарва" Санкт-Петербург - граница с Эстонской Республикой, вид разрешенного использования которых подлежит определению".
Письмом от 14.11.2014 N 01/011/2014-460 Управление Росреестра отказало в государственной регистрации права собственности на земельный участок на основании абзацев 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации),
Обращаясь с настоящим иском в суд, Учреждение ссылается на то, что отказ в государственной регистрации права является необоснованным, нарушает права и законные интересы Учреждения в сфере экономической деятельности, Заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Согласно пункту 5 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 5 статьи 2, пункту 3 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации) заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прав. Кроме того, возможность заинтересованного лица обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц предусмотрена Главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Основания отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в статье 20 Закона о государственной регистрации.
Статьей 17 Закона о регистрации установлен исчерпывающий перечень оснований для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В силу части 2 статьи 17 Закона о регистрации не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 Закона о регистрации и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 30.1 Закона о регистрации, государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок. Пунктом 2 данной статьи установлено, что перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предоставление земельных участков, которые находятся в федеральной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, для размещения автомобильных дорог федерального значения осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства.
Согласно пункту 5.4.12 Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 N 374, Росавтодор осуществляет предоставление земельных участков, которые находятся в федеральной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, для размещения автомобильных дорог федерального значения.
В качестве основания для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 47:20:0223002:2161 в Управление Росреестра представлено распоряжение РОСАВТОДОР от 09.04.2014 N 665-р "О предоставлении федеральному казенному учреждению "Федеральное управление автомобильных дорог "Северо-Запад" имени Н.В.Смирнова Федерального дорожного агентства" о предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков для размещения автомобильной дороги общего пользования федерального значения А-180 "Нарва" Санкт-Петербург - граница с Эстонской Республикой" (л.д. 18).
Из пункта 6 Приложения N 1 к указанному Распоряжению следует, что земельный участок с кадастровым номером 47:20:0223002:2161 отнесен к числу земель запаса, государственная собственность на которые не разграничена.
Как указывает ФКУ "Севзапуправтодор", на земельном участке с кадастровым номером 47:20:0223002:2161 находится автомобильная дорога А-180 "Нарва" Санкт-Петербург - граница с Эстонской Республикой, право собственности на которую 23.08.2012 зарегистрировано за Российской Федерации.
Однако из представленных на государственную регистрацию документов невозможно сделать однозначный вывод о том, что автомобильная дорога А-180 в расположена в границах земельного участка с кадастровым номером 47:20:0223002:2161. Учреждением не представлено бесспорных доказательств нахождения автомобильной дороги А-180 в границах земельного участка с кадастровым номером 47:20:0223002:2161.
Кроме того, Учреждением не доказано нарушения его прав оспариваемым уведомлением об отказе в государственной регистрации права, поскольку с соответствующим заявлением в Управление Росреестра обратилось Росавтодор, а не Учреждение.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основаниями для принятия решения о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Доводы подателя жалобы о том, что оспариваемый отказ регистрирующего органа основан на непредставлении Учреждением иных документов (сведений о переводе земельного участка в категорию земель промышленности), на законность принятого судебного акта не влияют, поскольку совершение регистрационных действий при непредставлении Учреждением необходимого комплекта документов в любом случае не является обоснованным.
При таких обстоятельствах, у Управления Росреестра отсутствовали основания для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок, расположенный по адресу: Ленинградская область, Кингисеппский муниципальный район, Усть-Лужское сельское поселение, кадастровый номер 47:20:0223002:2161.
Суд первой инстанции всесторонне и полно установил обстоятельства дела, правильно применил нормы материального и процессуального права, в связи с чем основания для отмены обжалуемого решения отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.06.2015 по делу N А56-84328/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Т.А.КАШИНА
Судьи
В.М.ГОРБИК
Н.С.ПОЛУБЕХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)