Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 сентября 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой С.Г.
судей Бармина Д.Ю., Малых Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шмыриной А.М.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ярославской области, Федерального агентства лесного хозяйства
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 12.10.2010 по делу N А82-110/2009, принятое судом в составе судьи Стройковой М.А.
по иску сельскохозяйственного производственного кооператива "Лахость" (ИНН: 7616005986, ОГРН: 1027601069539)
к администрации Гаврилов-Ямского муниципального района Ярославской области (ИНН: 7616001903, ОГРН: 1027601071981),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление Федеральной регистрационной службы по Ярославской области, Правительство Ярославской области, Территориальный отдел по Гаврилов-Ямскому муниципальному району Управления Роснедвижимости по Ярославской области, Федеральное агентство лесного хозяйства, Департамент лесного хозяйства Ярославской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ярославской области,
о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка,
установил:
сельскохозяйственный производственный кооператив "Лахость" (далее - истец, СПК "Лахость") обратился в Арбитражный суд Ярославской области к администрации Гаврилов-Ямского муниципального района Ярославской области (далее - ответчик, Администрация) с иском о понуждении заключить договор купли-продажи земельного участка площадью 1 014 га, кадастровый номер 76:04:000000:35 по цене 22 465 руб. 17 коп.
Правовым основанием заявленных требований истец указал статьи 28, 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 12.05.2010 иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым решением, как лицо, не участвующее в деле, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ярославской области (далее - Теруправление) обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Просит привлечь к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент лесного хозяйства.
В обоснование апелляционной жалобы Теруправление указало, что на момент вынесения решения суда по данному делу в отношении спорного земельного участка была внесена запись в ЕГРП о праве собственности Российской Федерации на лесной участок площадью 1014 га, расположенный по адресу: Ярославская область, Гаврилов-Яиский р-н, Кузовковский с/о, СПК "Лахость", кварталы 1501-1504. До настоящего времени право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок не прекращено, запись о регистрации не погашена. Спорный земельный участок относится к землям лесного фонда. Органы местного самоуправления муниципального района не вправе распоряжаться земельными участками, находящимися в федеральной собственности, в том числе земельными участками, относящимися к землям лесного фонда в силу прямого указания закона. К участию в деле не были привлечены ни Теруправление, ни Департамент лесного хозяйства Ярославской области.
Не согласившись с принятым решением, лицо, не участвующее в деле, Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) также обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы Рослесхоз указало, что суд принял решение о правах и законных интересах лица, не привлеченного к участию в деле. Спорный участок, исходя из его фактического использования для размещения лесных насаждений и ведения лесного хозяйства, относится к землям лесного фонда. На земельном участке с кадастровым номером 76:04:000000:35 проводится лесоустройство, что подтверждается материалами лесоустройства, проведенного в 2000 году. Принадлежность спорного земельного участка к землям лесного фонда подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 03.09.2009, а также планом лесного участка от 12.02.2009. Ответчик не вправе был заключать договор купли-продажи спорного земельного участка.
В ходе рассмотрения апелляционных жалоб суд второй инстанции пришел к выводу, что на момент вынесения судебного акта по настоящему делу в отношении спорного земельного участка внесена запись в ЕГРП о праве собственности Российской Федерации на лесной участок для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, общей площадью 1014 га, расположенного по адресу: Ярославская область, Гаврилов-Ямский район, Кузовковский с/о, СПК "Лахость". До настоящего момента право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок не прекращено, запись о регистрации права не погашена, в связи с чем посчитал необходимым перейти к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для суда первой инстанции и привлечь Федеральное агентство лесного хозяйства, Департамент лесного хозяйства Ярославской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ярославской области к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, так как указанные органы являются органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в области лесных отношений.
В связи с указанным было вынесено определение Второго арбитражного апелляционного суда от 08.06.2015, которым на основании части 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд перешел к рассмотрению арбитражного дела N А82-110/2009 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Истец СПК "Лахость" в отзыве на апелляционные жалобы указал, что заявители жалоб знали о праве постоянного бессрочного пользования спорным земельным участком СПК "Лахость" и нахождении его на учете в категории сельскохозяйственного назначения и к моменту передачи его СПК "Лахость", а также не оспаривали права после кассационного постановления с 2009 года.
Ответчик отзыв на апелляционные жалобы не представил.
Третье лицо Правительство Ярославской области в отзыве на апелляционную жалобу указало, что земельный участок, предоставленный СПК "Лахость" никогда не выбывал из категории земель лесного фонда, подлежал отнесению к федеральной собственности при разграничении государственной собственности на землю. Кадастровый учет спорного земельного участка в противоречие нормам земельного и лесного законодательства был осуществлен не в соответствии с его целевым назначением, а исходя из категории землепользования. В феврале 2009 года зарегистрировано право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок как на лесной участок. Полагает, что принятое решение нарушает право собственности Российской Федерации.
Третье лицо Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ярославской области в отзыве на иск указало, что в материалах государственного учета лесного фонда за весь период учета участки лесов, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, учитывались как участки лесного фонда. До настоящего времени право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок не прекращено, запись о регистрации права не погашена. Просит суд отказать в удовлетворении заявленных СПК "Лахость" требований.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент лесного хозяйства Ярославской области в отзыве указал, что спорный земельный участок, исходя из его фактического использования для размещения лесных насаждений и ведения лесного хозяйства, следует отнести к землям лесного фонда. Администрация муниципального района не вправе была распоряжаться расположенными в пределах границ соответствующего муниципального района земельными участками, относящимися к землям лесного фонда, в том числе, заключать договор купли-продажи земельного участка.
При рассмотрении апелляционной жалобы истцом заявлено ходатайство о приостановлении производства по делу до вступления в законную силу решения суда по делу N А82-12435/2015 о правах Российской Федерации на спорный земельный участок.
Согласно части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации, судом общей юрисдикции, арбитражным судом.
Рассмотрев заявленное истцом ходатайство, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим удовлетворению, так как не установлена невозможность рассмотрения настоящего дела до принятия решения по другому делу, в связи с чем основания для приостановления производства по апелляционной жалобе отсутствуют.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области от 12.05.2010 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Третье лицо Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ярославской области, Департамент лесного хозяйства, направили в суд ходатайства о рассмотрении апелляционных жалоб в отсутствие их представителей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 123, пунктами 3, 5 статьи 156, пунктом 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба заявителя рассмотрена в отсутствие неявившихся представителей сторон.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
В отношении земельного участка с кадастровым номером 76:04:000000:35 площадью 1014 га истец обладает правом постоянного (бессрочного) пользования, что подтверждается постановлением главы администрации Гаврилов-Ямского района от 07.10.1993 N 421 и постановлением главы муниципального округа от 24.03.2005 N 369.
21.10.2008 с соответствующим заявлением о заключении договора истец обратился к ответчику с просьбой заключить договор в отношении спорного земельного участка по цене в 1,5% от кадастровой стоимости.
13.11.2008 администрация отказала в удовлетворении заявления истца, в связи с наличием постановления Правительства области от 09.10.2008 N 537-п о переводе спорных земель из земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда и в связи с нахождением СПК "Лахость" в стадии ликвидации.
Постановление Правительства области, на которое имелась ссылка в ответе Администрации на заявление N 1351 от 13.11.2008 признано недействующим в части, касающейся спорного земельного участка (копия Определения Верховного Суда РФ от 22.07.2009 по делу N 8-Г09-15 в деле).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ истец является действующим юридическим лицом.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционных жалоб, отзывов на них, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации все земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на определенные категории, исчерпывающий перечень которых приведен в данной норме, в том числе земли сельскохозяйственного назначения и земли лесного фонда.
В пункте 2 указанной статьи земли, отнесенные к соответствующей категории должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. В то же время Земельный кодекс Российской Федерации не устанавливает порядок первоначального отнесения земельных участков к той или иной категории по целевому назначению, то есть при формировании земельных участков.
Статья 8 Земельного кодекса Российской Федерации закрепляет порядок перевода земель из одной категории в другую и предусматривает перечень документов, в которых может указываться категория земель. К числу таких документов относятся в том числе акты государственных органов и органов местного самоуправления, договоры, предметом которых являются земельные участки, государственный кадастр недвижимости, документы о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Между тем по смыслу пункта 2 этой же статьи данные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее.
Содержащиеся в названных документах сведения о категории земельного участка в случае возникновения соответствующего спора могут быть изменены. При этом следует руководствоваться пунктом 5 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", согласно которой земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
Таким образом, основным критерием отнесения земельного участка к той или иной категории по целевому назначению является фактическое использование данного земельного участка, подтверждаемое соответствующими документами.
Согласно пункту 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства не лесные земли (просеки, дороги, болота и другие). В силу пункта 2 данной нормы порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется также лесным законодательством.
Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда - лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (статьи 6 (пункты 1 и 3) и 67-69 Лесного кодекса Российской Федерации). Аналогичные положения об определении границ участков лесного фонда в лесоустроительной документации содержатся в статьях 72 и 73 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997.
Таким образом, отнесение земельного участка к землям лесного фонда может быть осуществлено на основе разработанной в отношении этого участка лесоустроительной проектной документации, подтверждающей фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что спорный земельный участок с кадастровым номером 76:04:000000:35 прошел государственный кадастровый учет, в связи с чем может являться объектом купли-продажи в силу статьи 37 Земельного кодекса Российской Федерации, удовлетворил заявленные СПК "Лахость" требования.
Однако, суд первой инстанции не учел, что сведения, содержащиеся в Государственном кадастре недвижимости, не являются бесспорным доказательством отнесения земель к определенной категории, так как они могут быть изменены по заявлению любого заинтересованного лица.
Вывод суда первой инстанции о причислении земельного участка с кадастровым номером 76:04:000000:35 к землям сельскохозяйственного назначения является ошибочным, не соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на неверном толковании норм материального права.
В рамках рассматриваемого дела перевод спорного земельного участка, изначально отнесенного к землям лесного хозяйства, в иную категорию земель не осуществлен.
В соответствии со статьей 4 Закона СССР от 17.06.1977 "Об утверждении Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик" все леса в СССР образуют единый государственный лесной фонд. Единый государственный лесной фонд состоит из лесов государственного значения, то есть лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников и колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование.
Согласно Положению о колхозных лесах, утвержденному Постановлением Совмина СССР от 04.03.1968 N 144, площадь колхозных лесов определяется при проведении внутрихозяйственного землеустройства колхозов и лесоустройства колхозных лесов.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (статья 8 Лесного кодекса Российской Федерации).
Обязание Администрации заключить договор купли-продажи земельного участка является неправомерным, так как Администрация не вправе распоряжаться земельными участками, находящимися в федеральной собственности, в том числе земельными участками, относящимися к землям лесного фонда.
В отношении спорного земельного участка внесена запись в ЕГРП о праве собственности Российской Федерации на лесной участок для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, общей площадью 1014 га, расположенного по адресу: Ярославская область, Гаврилов-Ямский район, Кузовковский с/о, СПК "Лахость".
До настоящего момента право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок не прекращено, запись о регистрации права не погашена.
Таким образом, оснований для удовлетворения иска у суда не имеется.
На основании вышеизложенного апелляционные жалобы третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, выполняющих полномочия в области лесных правоотношений, подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
В пункте 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 мая 2009 года N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" указано, что по результатам рассмотрения дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, суд апелляционной инстанции согласно пункту 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выносит постановление, которым отменяет судебный акт первой инстанции с указанием обстоятельств, послуживших основаниями для отмены судебного акта (часть 4 статьи 270 этого Кодекса), и принимает новый.
На основании вышеизложенного обжалуемое решение суда подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта об отказе удовлетворении иска.
Основаниями для отмены обжалуемого судебного акта является нарушение норм процессуального права - неправильное применение норм материального права, принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле (пункт 4 части 1, пункт 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1, пунктом 4 части 4 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
апелляционные жалобы третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ярославской области, Федерального агентства лесного хозяйства удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Ярославской области от 12.05.2010 по делу N А82-110/2009 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований сельскохозяйственного производственного кооператива "Лахость" к администрации Гаврилов-Ямского муниципального района Ярославской области о понуждении заключить договор купли-продажи земельного участка площадью 1 014 га, кадастровый номер 76:04:000000:35 по цене 22 465 руб. 17 коп. отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий
С.Г.ПОЛЯКОВА
Судьи
Д.Ю.БАРМИН
Е.Г.МАЛЫХ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.09.2015 N 02АП-3977/2015 ПО ДЕЛУ N А82-110/2009
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 сентября 2015 г. по делу N А82-110/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 сентября 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой С.Г.
судей Бармина Д.Ю., Малых Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шмыриной А.М.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ярославской области, Федерального агентства лесного хозяйства
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 12.10.2010 по делу N А82-110/2009, принятое судом в составе судьи Стройковой М.А.
по иску сельскохозяйственного производственного кооператива "Лахость" (ИНН: 7616005986, ОГРН: 1027601069539)
к администрации Гаврилов-Ямского муниципального района Ярославской области (ИНН: 7616001903, ОГРН: 1027601071981),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление Федеральной регистрационной службы по Ярославской области, Правительство Ярославской области, Территориальный отдел по Гаврилов-Ямскому муниципальному району Управления Роснедвижимости по Ярославской области, Федеральное агентство лесного хозяйства, Департамент лесного хозяйства Ярославской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ярославской области,
о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка,
установил:
сельскохозяйственный производственный кооператив "Лахость" (далее - истец, СПК "Лахость") обратился в Арбитражный суд Ярославской области к администрации Гаврилов-Ямского муниципального района Ярославской области (далее - ответчик, Администрация) с иском о понуждении заключить договор купли-продажи земельного участка площадью 1 014 га, кадастровый номер 76:04:000000:35 по цене 22 465 руб. 17 коп.
Правовым основанием заявленных требований истец указал статьи 28, 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 12.05.2010 иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым решением, как лицо, не участвующее в деле, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ярославской области (далее - Теруправление) обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Просит привлечь к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент лесного хозяйства.
В обоснование апелляционной жалобы Теруправление указало, что на момент вынесения решения суда по данному делу в отношении спорного земельного участка была внесена запись в ЕГРП о праве собственности Российской Федерации на лесной участок площадью 1014 га, расположенный по адресу: Ярославская область, Гаврилов-Яиский р-н, Кузовковский с/о, СПК "Лахость", кварталы 1501-1504. До настоящего времени право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок не прекращено, запись о регистрации не погашена. Спорный земельный участок относится к землям лесного фонда. Органы местного самоуправления муниципального района не вправе распоряжаться земельными участками, находящимися в федеральной собственности, в том числе земельными участками, относящимися к землям лесного фонда в силу прямого указания закона. К участию в деле не были привлечены ни Теруправление, ни Департамент лесного хозяйства Ярославской области.
Не согласившись с принятым решением, лицо, не участвующее в деле, Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) также обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы Рослесхоз указало, что суд принял решение о правах и законных интересах лица, не привлеченного к участию в деле. Спорный участок, исходя из его фактического использования для размещения лесных насаждений и ведения лесного хозяйства, относится к землям лесного фонда. На земельном участке с кадастровым номером 76:04:000000:35 проводится лесоустройство, что подтверждается материалами лесоустройства, проведенного в 2000 году. Принадлежность спорного земельного участка к землям лесного фонда подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 03.09.2009, а также планом лесного участка от 12.02.2009. Ответчик не вправе был заключать договор купли-продажи спорного земельного участка.
В ходе рассмотрения апелляционных жалоб суд второй инстанции пришел к выводу, что на момент вынесения судебного акта по настоящему делу в отношении спорного земельного участка внесена запись в ЕГРП о праве собственности Российской Федерации на лесной участок для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, общей площадью 1014 га, расположенного по адресу: Ярославская область, Гаврилов-Ямский район, Кузовковский с/о, СПК "Лахость". До настоящего момента право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок не прекращено, запись о регистрации права не погашена, в связи с чем посчитал необходимым перейти к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для суда первой инстанции и привлечь Федеральное агентство лесного хозяйства, Департамент лесного хозяйства Ярославской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ярославской области к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, так как указанные органы являются органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в области лесных отношений.
В связи с указанным было вынесено определение Второго арбитражного апелляционного суда от 08.06.2015, которым на основании части 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд перешел к рассмотрению арбитражного дела N А82-110/2009 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Истец СПК "Лахость" в отзыве на апелляционные жалобы указал, что заявители жалоб знали о праве постоянного бессрочного пользования спорным земельным участком СПК "Лахость" и нахождении его на учете в категории сельскохозяйственного назначения и к моменту передачи его СПК "Лахость", а также не оспаривали права после кассационного постановления с 2009 года.
Ответчик отзыв на апелляционные жалобы не представил.
Третье лицо Правительство Ярославской области в отзыве на апелляционную жалобу указало, что земельный участок, предоставленный СПК "Лахость" никогда не выбывал из категории земель лесного фонда, подлежал отнесению к федеральной собственности при разграничении государственной собственности на землю. Кадастровый учет спорного земельного участка в противоречие нормам земельного и лесного законодательства был осуществлен не в соответствии с его целевым назначением, а исходя из категории землепользования. В феврале 2009 года зарегистрировано право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок как на лесной участок. Полагает, что принятое решение нарушает право собственности Российской Федерации.
Третье лицо Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ярославской области в отзыве на иск указало, что в материалах государственного учета лесного фонда за весь период учета участки лесов, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, учитывались как участки лесного фонда. До настоящего времени право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок не прекращено, запись о регистрации права не погашена. Просит суд отказать в удовлетворении заявленных СПК "Лахость" требований.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент лесного хозяйства Ярославской области в отзыве указал, что спорный земельный участок, исходя из его фактического использования для размещения лесных насаждений и ведения лесного хозяйства, следует отнести к землям лесного фонда. Администрация муниципального района не вправе была распоряжаться расположенными в пределах границ соответствующего муниципального района земельными участками, относящимися к землям лесного фонда, в том числе, заключать договор купли-продажи земельного участка.
При рассмотрении апелляционной жалобы истцом заявлено ходатайство о приостановлении производства по делу до вступления в законную силу решения суда по делу N А82-12435/2015 о правах Российской Федерации на спорный земельный участок.
Согласно части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации, судом общей юрисдикции, арбитражным судом.
Рассмотрев заявленное истцом ходатайство, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим удовлетворению, так как не установлена невозможность рассмотрения настоящего дела до принятия решения по другому делу, в связи с чем основания для приостановления производства по апелляционной жалобе отсутствуют.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области от 12.05.2010 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Третье лицо Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ярославской области, Департамент лесного хозяйства, направили в суд ходатайства о рассмотрении апелляционных жалоб в отсутствие их представителей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 123, пунктами 3, 5 статьи 156, пунктом 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба заявителя рассмотрена в отсутствие неявившихся представителей сторон.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
В отношении земельного участка с кадастровым номером 76:04:000000:35 площадью 1014 га истец обладает правом постоянного (бессрочного) пользования, что подтверждается постановлением главы администрации Гаврилов-Ямского района от 07.10.1993 N 421 и постановлением главы муниципального округа от 24.03.2005 N 369.
21.10.2008 с соответствующим заявлением о заключении договора истец обратился к ответчику с просьбой заключить договор в отношении спорного земельного участка по цене в 1,5% от кадастровой стоимости.
13.11.2008 администрация отказала в удовлетворении заявления истца, в связи с наличием постановления Правительства области от 09.10.2008 N 537-п о переводе спорных земель из земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда и в связи с нахождением СПК "Лахость" в стадии ликвидации.
Постановление Правительства области, на которое имелась ссылка в ответе Администрации на заявление N 1351 от 13.11.2008 признано недействующим в части, касающейся спорного земельного участка (копия Определения Верховного Суда РФ от 22.07.2009 по делу N 8-Г09-15 в деле).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ истец является действующим юридическим лицом.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционных жалоб, отзывов на них, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации все земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на определенные категории, исчерпывающий перечень которых приведен в данной норме, в том числе земли сельскохозяйственного назначения и земли лесного фонда.
В пункте 2 указанной статьи земли, отнесенные к соответствующей категории должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. В то же время Земельный кодекс Российской Федерации не устанавливает порядок первоначального отнесения земельных участков к той или иной категории по целевому назначению, то есть при формировании земельных участков.
Статья 8 Земельного кодекса Российской Федерации закрепляет порядок перевода земель из одной категории в другую и предусматривает перечень документов, в которых может указываться категория земель. К числу таких документов относятся в том числе акты государственных органов и органов местного самоуправления, договоры, предметом которых являются земельные участки, государственный кадастр недвижимости, документы о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Между тем по смыслу пункта 2 этой же статьи данные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее.
Содержащиеся в названных документах сведения о категории земельного участка в случае возникновения соответствующего спора могут быть изменены. При этом следует руководствоваться пунктом 5 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", согласно которой земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
Таким образом, основным критерием отнесения земельного участка к той или иной категории по целевому назначению является фактическое использование данного земельного участка, подтверждаемое соответствующими документами.
Согласно пункту 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства не лесные земли (просеки, дороги, болота и другие). В силу пункта 2 данной нормы порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется также лесным законодательством.
Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда - лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (статьи 6 (пункты 1 и 3) и 67-69 Лесного кодекса Российской Федерации). Аналогичные положения об определении границ участков лесного фонда в лесоустроительной документации содержатся в статьях 72 и 73 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997.
Таким образом, отнесение земельного участка к землям лесного фонда может быть осуществлено на основе разработанной в отношении этого участка лесоустроительной проектной документации, подтверждающей фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что спорный земельный участок с кадастровым номером 76:04:000000:35 прошел государственный кадастровый учет, в связи с чем может являться объектом купли-продажи в силу статьи 37 Земельного кодекса Российской Федерации, удовлетворил заявленные СПК "Лахость" требования.
Однако, суд первой инстанции не учел, что сведения, содержащиеся в Государственном кадастре недвижимости, не являются бесспорным доказательством отнесения земель к определенной категории, так как они могут быть изменены по заявлению любого заинтересованного лица.
Вывод суда первой инстанции о причислении земельного участка с кадастровым номером 76:04:000000:35 к землям сельскохозяйственного назначения является ошибочным, не соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на неверном толковании норм материального права.
В рамках рассматриваемого дела перевод спорного земельного участка, изначально отнесенного к землям лесного хозяйства, в иную категорию земель не осуществлен.
В соответствии со статьей 4 Закона СССР от 17.06.1977 "Об утверждении Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик" все леса в СССР образуют единый государственный лесной фонд. Единый государственный лесной фонд состоит из лесов государственного значения, то есть лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников и колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование.
Согласно Положению о колхозных лесах, утвержденному Постановлением Совмина СССР от 04.03.1968 N 144, площадь колхозных лесов определяется при проведении внутрихозяйственного землеустройства колхозов и лесоустройства колхозных лесов.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (статья 8 Лесного кодекса Российской Федерации).
Обязание Администрации заключить договор купли-продажи земельного участка является неправомерным, так как Администрация не вправе распоряжаться земельными участками, находящимися в федеральной собственности, в том числе земельными участками, относящимися к землям лесного фонда.
В отношении спорного земельного участка внесена запись в ЕГРП о праве собственности Российской Федерации на лесной участок для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, общей площадью 1014 га, расположенного по адресу: Ярославская область, Гаврилов-Ямский район, Кузовковский с/о, СПК "Лахость".
До настоящего момента право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок не прекращено, запись о регистрации права не погашена.
Таким образом, оснований для удовлетворения иска у суда не имеется.
На основании вышеизложенного апелляционные жалобы третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, выполняющих полномочия в области лесных правоотношений, подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
В пункте 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 мая 2009 года N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" указано, что по результатам рассмотрения дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, суд апелляционной инстанции согласно пункту 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выносит постановление, которым отменяет судебный акт первой инстанции с указанием обстоятельств, послуживших основаниями для отмены судебного акта (часть 4 статьи 270 этого Кодекса), и принимает новый.
На основании вышеизложенного обжалуемое решение суда подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта об отказе удовлетворении иска.
Основаниями для отмены обжалуемого судебного акта является нарушение норм процессуального права - неправильное применение норм материального права, принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле (пункт 4 части 1, пункт 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1, пунктом 4 части 4 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
апелляционные жалобы третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ярославской области, Федерального агентства лесного хозяйства удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Ярославской области от 12.05.2010 по делу N А82-110/2009 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований сельскохозяйственного производственного кооператива "Лахость" к администрации Гаврилов-Ямского муниципального района Ярославской области о понуждении заключить договор купли-продажи земельного участка площадью 1 014 га, кадастровый номер 76:04:000000:35 по цене 22 465 руб. 17 коп. отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий
С.Г.ПОЛЯКОВА
Судьи
Д.Ю.БАРМИН
Е.Г.МАЛЫХ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)