Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июля 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ермолаевой Л.П.,
судей Богдановской Г.Н., Соколовой И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Свистун Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.04.2014 по делу N А76-29158/2013 (судья Мрез И.В.).
В судебном заседании приняли участие представители:
- общества с ограниченной ответственностью "Метар-маркет" - Синицын В.В. (доверенность от 14.11.2013, паспорт);
- Администрации города Челябинска - Диниева А.А. (доверенность N 05-218 от 12.03.2012, удостоверение N 395).
Общество с ограниченной ответственностью "Метар-маркет" (далее - ООО "Метар-маркет", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Администрации города Челябинска (далее также - Администрация, орган местного самоуправления, заинтересованное лицо), содержащим следующие требования:
- - признать незаконным бездействие Администрации, связанное с несвоевременным рассмотрением заявления Общества от 14.06.2013;
- - признать незаконными действия заинтересованного лица по исключению строки 265 раздела "Металлургический район" из схемы размещения нестационарных торговых объектов (далее также - схема РНТО) на территории города Челябинска, утвержденной постановлением Администрации г. Челябинска от 13.01.2012 N 2-п;
- - возложить на заинтересованное лицо обязанность включить в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Челябинска, утвержденную постановлением Администрации г. Челябинска от 15.10.2013 N 239-п, строку раздела "Металлургический район": ул. Черкасская, торгово-выставочная площадка, ООО "Метар-маркет";
- - признать незаконным отказ в предоставлении в аренду земельного участка под размещение временной нестационарной торгово-выставочной площадки по адресу: г. Челябинск, ул. Черкасская, на земельном участке площадью 1 712 кв. м с кадастровым номером 74:36:0113003:2841 - выраженный в письме заместителя главы администрации г. Челябинска по экономике и финансам от 11.12.2013 N 011-1074;
- - возложить на заинтересованное лицо обязанность передать в аренду заявителю (ООО "Метар-маркет") земельный участок под размещение временной нестационарной торгово-выставочной площадки по адресу: г. Челябинск, ул. Черкасская, на земельном участке площадью 1 712 кв. м с кадастровым номером 74:36:0113003:2841 - сроком на четыре года одиннадцать месяцев (с учетом принятого судом первой инстанции на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнения заявленных требований - т. 1, л.д. 3-5, 78).
Определением от 10.01.2014 арбитражный суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска (далее - КУИиЗО города Челябинска, Комитет), Главное управление архитектуры и градостроительства администрации города Челябинска (далее - ГУАиГ города Челябинска, Управление; т. 1, л.д. 1-2).
Решением от 17.04.2014 (резолютивная часть объявлена 11.04.2014) требования общества "Метар-маркет" удовлетворены частично. Суд признал незаконными действия Администрации по исключению строки 265 раздела "Металлургический район" из схемы РНТО, утвержденной постановлением от 13.01.2012 N 2-п, возложил на Администрацию обязанность в тридцатидневный срок с момента вступления решения в законную силу включить в действующую схему РНТО временный нестационарный объект - торгово-выставочная площадка по ул. Черкасская в Металлургическом районе г. Челябинска. Суд признал незаконным отказ в предоставлении земельного участка в аренду, возложил на заинтересованное лицо обязанность в пятидневный срок со дня включения в действующую схему РНТО временного нестационарного объекта (торгово-выставочная площадка по ул. Черкасская в Металлургическом районе г. Челябинска) принять положительное решение о предоставлении обществу "Метар-маркет" в аренду испрашиваемого земельного участка. В удовлетворении остальной части требований суд первой инстанции отказал (т. 2, л.д. 18-29).
В апелляционной жалобе Администрация города Челябинска просит решение отменить, в удовлетворении требований общества "Метар-маркет" отказать (т. 2, л.д. 36-40). Приводит следующие доводы.
Принимая на заседании от 26.09.2013 решение об исключении из схемы РНТО спорной торгово-выставочной площадки (по ул. Черкасская), Комиссия по вопросам размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов на территории города Челябинска не вышла за пределы полномочий, предоставленных постановлением Администрации города Челябинска от 21.10.2010 N 320-п.
Суд первой инстанции не учел, что основанием для исключения объекта из схемы РНТО послужили обращение администрации Металлургического района города Челябинска, жалобы жителей данного района города по поводу санитарного состояния территории, прилегающей к существующим торговым объектам. Действия Администрации города в данном случае направлены на соблюдение интересов жителей и не противоречат нормам действующего законодательства. В подтверждение данных обстоятельств в дело представлены обращения жителей района от 15.08.2013, 20.08.2013, 22.08.2013.
Вывод суда первой инстанции о том, что включение торгово-выставочной площадки в схему РНТО дает заявителю право пользования соответствующим объектом, является ошибочным, не соответствует пункту 5 решения Челябинской городской Думы от 26.05.2009 N 3/10.
Также ошибочным является вывод суда о непредставлении заинтересованным лицом достаточных доказательств, подтверждающих нарушение заявителем норм действующего законодательства в связи с эксплуатацией объекта. На момент принятия Комиссией по вопросам размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов на территории города Челябинска соответствующего решения собственник торгово-выставочной площадки не был установлен, процесс подготовки документов на землю затянулся по вине общества "Метар-маркет".
Помимо прочего податель жалобы утверждает, что заявитель спорную торгово-выставочную площадку не возводил.
Таким образом, Администрация полагает необходимым отказать в удовлетворении требований общества "Метар-маркет" в полном объеме.
Лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Третьи лица явку своих представителей не обеспечили.
С учетом мнения представителей заявителя и заинтересованного лица и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены Восемнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании части 5 статьи 268 названного кодекса, в силу отсутствия возражений со стороны заявителя и третьих лиц, решение арбитражного суда первой инстанции пересматривается в обжалуемой заинтересованным лицом части.
Из материалов настоящего дела следует, что 14.07.2011 на заседании Комиссии по вопросам размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов на территории города Челябинска по результатам рассмотрения заявления общества "Метар-маркет" принято решение о включении в схему РНТО города Челябинска торгово-выставочной площадки по улице Черкасская (т. 2, л.д. 10).
В августе 2011 года орган местного самоуправления (в лице Комитета) опубликовал сведения о поступлении заявок на размещение временных объектов на территории города Челябинска. Среди прочего, опубликованы сведения о поступлении заявки общества "Метар-маркет" о размещении торгово-выставочной площадки в Металлургическом районе города, по улице Черкасской (т. 1, л.д. 127). Заявок от иных претендентов в отношении испрашиваемого Обществом участка по истечении 20 дней с момента опубликования сведений не поступило (т. 1, л.д. 128-129).
04.06.2012 Администрацией вынесено распоряжение N 3033-г об утверждении схемы N 008327-01-2012 расположения земельного участка общей площадью 1 712 кв. м на кадастровом плане территории по улице Черкасская в Металлургическом районе города Челябинска. Границы участка сформированы для размещения временной нестационарной торгово-выставочной площадки (т. 1, л.д. 8, 10).
По заданию общества "Метар-маркет" муниципальное унитарное предприятие "Архитектурно-планировочный центр" подготовило межевой план земельного участка общей площадью 1 712 кв. м, расположенного по улице Черкасская в Металлургическом районе г. Челябинска (т. 1, л.д. 11-20).
31.05.2013 в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке общей площадью 1 712 кв. м, с кадастровым номером 74:36:0113003:2841. Категория земель: земли населенных пунктов. Вид разрешенного использования: для размещения временной нестационарной торгово-выставочной площадки. Местоположение участка: г. Челябинск, Металлургический район, ул. Черкасская. Выдан кадастровый паспорт земельного участка от 31.05.2013 N 7400/101/13-364824 (т. 1, л.д. 21-22).
14.06.2013 общество "Метар-маркет" обратилось в Администрацию города Челябинска с двумя заявлениями. В первом заявлении Общество просило предоставить земельный участок согласно прилагаемой схеме для размещения временной нестационарной торгово-выставочной площадки (в качестве приложения к заявлению приложен кадастровый паспорт от 31.05.2013 N 7400/101/13-364824; т. 1, л.д. 9, 10). Во втором заявлении Общество просило увеличить срок оформления документов в отношении испрашиваемого земельного участка (т. 1, л.д. 122).
27.06.2013 на заседании Комиссии по вопросам размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов на территории города Челябинска принято решение считать целесообразным увеличение сроков оформления документов для предоставления земельного участка по заявлению общества "Метар-маркет" (т. 1, л.д. 23).
26.09.2013 на заседании Комиссии по вопросам размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов на территории города Челябинска приняты следующие решения: исключить строку 265 раздела "Металлургический район" из схемы РНТО; отменить ранее принятое решение о предоставлении обществу "Метар-маркет" в аренду земельного участка по улице Черкасская; поручить КУИиЗО города Челябинска и администрации Металлургического района провести работу по демонтажу объекта по улице Черкасская в соответствии с порядком, утвержденным решением Челябинской городской Думы от 05.09.2013 N 45/1 (т. 1, л.д. 28, 123-126).
В письме от 11.12.2013 исх. номер 011-1074 Администрация в ответ на заявление общества "Метар-маркет" от 14.06.2013 сообщила, что оснований для оформления документов и предоставления земельного участка в аренду для размещения торгово-выставочной площадки не имеется. Орган местного самоуправления сослался на протокол заседания Комиссии по вопросам размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов на территории города Челябинска от 26.09.2013 N 45 (т. 1, л.д. 29).
Полагая, что органом местного самоуправления допущено неправомерное бездействие, что исключение торгового объекта из схемы РНТО и отказ в предоставлении земельного участка в аренду являются незаконными, нарушают его права в сфере предпринимательской деятельности, общество "Метар-маркет" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя требования в части, арбитражный суд первой инстанции исходил из следующего. Незаконного бездействия Администрацией допущено не было, поскольку Общество самостоятельно просило увеличить сроки рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка. Исключение торгового объекта из схемы РНТО является неправомерным, так как доказательств нарушения Обществом правил размещения или эксплуатации временных объектов в дело не представлено. Документы, подтверждающие обращения жителей района с жалобами на существующие временные торговые объекты, отношения к обществу "Метар-маркет" не имеют. Отказ в предоставлении земельного участка в аренду в данном случае основан только на исключении торгового объекта из схемы РНТО, в связи с чем законным признан быть не может.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 198 АПК РФ).
Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (статьи 197 - 200 АПК РФ, пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Согласно пункту 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс РФ, ЗК РФ) граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего кодекса.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны, среди прочего, обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации (пункт 1 статьи 34 Земельного кодекса РФ).
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр (пункт 5 статьи 34 Земельного кодекса РФ).
В случае если после публикации сообщения о поступлении в орган местного самоуправления заявки одного физического, юридического лица о предоставлении земельного участка в аренду, до истечения установленного правовыми актами срока от иного субъекта поступит заявление о предоставлении этого же участка, предоставление земельного участка в аренду может быть осуществлено только путем проведения публичных торгов. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, юридических лиц, закрепленному в подпункте 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу. Аналогичная правовая позиция приведена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10.
В рассматриваемой ситуации требования ст. 34 Земельного кодекса РФ соблюдены. После публикации информационного сообщения о поступлении заявки общества "Метар-маркет", в связи с отсутствием заявок от иных лиц, орган местного самоуправления утвердил и выдал заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Сформированный, прошедший межевание земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет.
Несмотря на это, в нарушение требований пункта 5 статьи 34 Земельного кодекса РФ заинтересованное лицо не приняло решение о передаче испрашиваемого заявителем земельного участка в аренду.
Оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок (в том числе, аренда), предусмотренных гражданским законодательством (пункт 11 статьи 22, пункты 1, 2 статьи 27 Земельного кодекса РФ).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 1 ст. 65, часть 5 ст. 200 АПК РФ).
Администрация не представила каких-либо доказательств, подтверждающих наличие установленных законом ограничений для передачи испрашиваемого обществом "Метар-маркет" земельного участка в аренду для размещения временного торгового объекта (торгово-выставочная площадка).
Нормой статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) установлены отдельные особенности размещения нестационарных торговых объектов.
Так, размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (часть 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ). Схемой размещения нестационарных торговых объектов должно предусматриваться размещение не менее чем шестьдесят процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов (часть 4 статьи 10 Закона N 381-ФЗ). Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (часть 5 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Во исполнение Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ органом местного самоуправления (Администрацией) вынесены постановления от 13.01.2012 N 2-п, от 15.10.2013 N 239-п об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Челябинска.
Включение объектов в схему размещения осуществляется в следующих целях: достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; размещение нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; формирование торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли; повышение доступности товаров для населения.
Схемы разрабатываются органами местного самоуправления Челябинской области с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, установленных в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (пункт 2 постановления Правительства Челябинской области от 16.11.2010 N 261-П).
Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках осуществляется на основании Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (пункт 5 действовавшего в июне 2013 года Порядка оформления документов для предоставления земельных участков для размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов на территории города Челябинска, утвержденного Решением Челябинской городской Думы от 26.05.2009 N 3/10).
Системный анализ правовых норм, содержащихся в Земельном кодексе Российской Федерации (статьи 11, 29, 34), Законе N 381-ФЗ (части 1, 4 статьи 10), постановлении Правительства Челябинской области от 16.11.2010 N 261-П (пункт 2 утвержденного Порядка), а также в решении Челябинской городской Думы от 26.05.2009 N 3/10 (пункт 5 Порядка оформления документов N 3/10), позволяет прийти к выводу о том, что в процессе рассмотрения обращений физических и юридических лиц о предоставлении земель в аренду для целей размещения временных нестационарных объектов орган власти должен учитывать внесенные в схему РНТО соответствующего муниципального образования сведения. Это необходимо для целей обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, то есть обусловлено интересами общества, неопределенного круга лиц, проживающих в границах соответствующего муниципального образования.
Вместе с тем, включение предполагаемого к размещению временного нестационарного торгового объекта в схему РНТО в силу требований земельного законодательства Российской Федерации не является безусловным основанием для предоставления земельного участка тому лицу, в интересах которого (по заявлению которого) торговый объект был внесен в схему РНТО.
Кроме того, не включение торгового объекта в схему РНТО само по себе, при отсутствии иных, установленных нормативными правовыми актами оснований, не является достаточным для целей принятия органом местного самоуправления решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду в порядке, предусмотренном статьей 34 Земельного кодекса РФ.
То обстоятельство, что 26.09.2013 на заседании Комиссии по вопросам размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов на территории города Челябинска принято решение исключить строку 265 раздела "Металлургический район" из схемы РНТО, то есть исключить ранее внесенную по заявлению Общества торгово-выставочную площадку, само по себе не свидетельствует о наличии правовых оснований для отказа в предоставлении обществу "Метар-маркет" испрашиваемого земельного участка в аренду.
Согласно пункту 38 ранее действовавшего Порядка оформления документов для предоставления земельных участков для размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов на территории города Челябинска (утв. решением Челябинской городской Думы от 26.05.2009 N 3/10; далее - Порядок оформления документов) основаниями для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду для размещения (установки) и эксплуатации временного нестационарного объекта являются:
1) нарушение в случае размещения временного нестационарного объекта требований федерального законодательства, законов Челябинской области, муниципальных правовых актов органов местного самоуправления и их должностных лиц;
2) нецелесообразность размещения объекта в определенной зоне экономической ценности, а также на основных магистралях города, гостевых маршрутах;
3) перспективное строительство (реконструкция) и проведение капитального ремонта объектов инженерной инфраструктуры;
4) невыполнение требований настоящего Порядка.
Из текста письма от 11.12.2013 об отказе в предоставлении земельного участка в аренду не следует, что соответствующее правовое решение принято в связи с применением какого-либо из положений, предусмотренных в пункте 38 Порядка оформления документов (т. 1, л.д. 29).
В ходе рассмотрения дела в Арбитражном суде Челябинской области заинтересованное лицо на предусмотренные "Порядком оформления документов" основания для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду не ссылалось (т. 1, л.д. 37-39, 87-89).
В обоснование своей позиции по делу Администрация ссылается на обращения физических лиц, проживающих в непосредственной близости от предполагаемого места размещения временной торгово-выставочной площадки. В дело представлены копии различных обращений (т. 1, л.д. 91, 104, 109, 110, 112, 114, 116; т. 2, л.д. 11).
Между тем представленные заинтересованным лицом доказательства (в том числе, акты обследования - т. 1, л.д. 101-103) не подтверждают факта совершения обществом "Метар-маркет" какого-либо правонарушения в сфере землепользования, не свидетельствуют о том, что заявитель самовольно разместил в границах испрашиваемого земельного участка торгово-выставочную площадку и осуществляет ее эксплуатацию в отсутствие договора аренды публичной земли.
Поскольку квалифицирующим признаком для целей принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду согласно подпункту 1 пункта 38 Порядка оформления документов является совершение определенного правонарушения именно заявителем, а из материалов настоящего дела нарушение обществом "Метар-маркет" требований законодательства не усматривается, оснований для отказа в предоставлении земельного участка в аренду применительно к подпункту 1 пункта 38 Порядка оформления документов не имеется.
Принимая во внимание статьи 4, 8, 9, 49, 65, 200 АПК РФ (состязательность, равноправие, бремя доказывания), императивные требования статьи 34 Земельного кодекса РФ, отсутствие документального обоснования нецелесообразности размещения спорного торгового объекта, а также отсутствие оснований для вывода о недобросовестности общества "Метар-маркет" как землепользователя, вывод суда первой инстанции о незаконности отказа в предоставлении земельного участка следует признать правильным.
В резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части (пункт 3 части 5 статьи 201 АПК РФ).
Суд первой инстанции правомерно, с учетом правил пункта 5 статьи 34 Земельного кодекса РФ возложил на орган местного самоуправления обязанность принять положительное решение о предоставлении земельного участка в аренду обществу "Метар-маркет".
Поскольку спорная торгово-выставочная площадка добровольно включена Администрацией в схему РНТО в 2011 году на основании заявления общества "Метар-маркет" (т. 2, л.д. 10), кроме того, последнее вправе требовать предоставления сформированного и поставленного на государственный кадастровый учет земельного участка в аренду, исключение торгового объекта из схемы РНТО правомерным признано быть не может.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
При таких обстоятельствах решение по настоящему делу отмене (изменению) не подлежит. В свою очередь, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Безусловных оснований для отмены судебного акта, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.04.2014 по делу N А76-29158/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Челябинска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Л.П.ЕРМОЛАЕВА
Судьи
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
И.Ю.СОКОЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.07.2014 N 18АП-6216/2014 ПО ДЕЛУ N А76-29158/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июля 2014 г. N 18АП-6216/2014
Дело N А76-29158/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июля 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ермолаевой Л.П.,
судей Богдановской Г.Н., Соколовой И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Свистун Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.04.2014 по делу N А76-29158/2013 (судья Мрез И.В.).
В судебном заседании приняли участие представители:
- общества с ограниченной ответственностью "Метар-маркет" - Синицын В.В. (доверенность от 14.11.2013, паспорт);
- Администрации города Челябинска - Диниева А.А. (доверенность N 05-218 от 12.03.2012, удостоверение N 395).
Общество с ограниченной ответственностью "Метар-маркет" (далее - ООО "Метар-маркет", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Администрации города Челябинска (далее также - Администрация, орган местного самоуправления, заинтересованное лицо), содержащим следующие требования:
- - признать незаконным бездействие Администрации, связанное с несвоевременным рассмотрением заявления Общества от 14.06.2013;
- - признать незаконными действия заинтересованного лица по исключению строки 265 раздела "Металлургический район" из схемы размещения нестационарных торговых объектов (далее также - схема РНТО) на территории города Челябинска, утвержденной постановлением Администрации г. Челябинска от 13.01.2012 N 2-п;
- - возложить на заинтересованное лицо обязанность включить в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Челябинска, утвержденную постановлением Администрации г. Челябинска от 15.10.2013 N 239-п, строку раздела "Металлургический район": ул. Черкасская, торгово-выставочная площадка, ООО "Метар-маркет";
- - признать незаконным отказ в предоставлении в аренду земельного участка под размещение временной нестационарной торгово-выставочной площадки по адресу: г. Челябинск, ул. Черкасская, на земельном участке площадью 1 712 кв. м с кадастровым номером 74:36:0113003:2841 - выраженный в письме заместителя главы администрации г. Челябинска по экономике и финансам от 11.12.2013 N 011-1074;
- - возложить на заинтересованное лицо обязанность передать в аренду заявителю (ООО "Метар-маркет") земельный участок под размещение временной нестационарной торгово-выставочной площадки по адресу: г. Челябинск, ул. Черкасская, на земельном участке площадью 1 712 кв. м с кадастровым номером 74:36:0113003:2841 - сроком на четыре года одиннадцать месяцев (с учетом принятого судом первой инстанции на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнения заявленных требований - т. 1, л.д. 3-5, 78).
Определением от 10.01.2014 арбитражный суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска (далее - КУИиЗО города Челябинска, Комитет), Главное управление архитектуры и градостроительства администрации города Челябинска (далее - ГУАиГ города Челябинска, Управление; т. 1, л.д. 1-2).
Решением от 17.04.2014 (резолютивная часть объявлена 11.04.2014) требования общества "Метар-маркет" удовлетворены частично. Суд признал незаконными действия Администрации по исключению строки 265 раздела "Металлургический район" из схемы РНТО, утвержденной постановлением от 13.01.2012 N 2-п, возложил на Администрацию обязанность в тридцатидневный срок с момента вступления решения в законную силу включить в действующую схему РНТО временный нестационарный объект - торгово-выставочная площадка по ул. Черкасская в Металлургическом районе г. Челябинска. Суд признал незаконным отказ в предоставлении земельного участка в аренду, возложил на заинтересованное лицо обязанность в пятидневный срок со дня включения в действующую схему РНТО временного нестационарного объекта (торгово-выставочная площадка по ул. Черкасская в Металлургическом районе г. Челябинска) принять положительное решение о предоставлении обществу "Метар-маркет" в аренду испрашиваемого земельного участка. В удовлетворении остальной части требований суд первой инстанции отказал (т. 2, л.д. 18-29).
В апелляционной жалобе Администрация города Челябинска просит решение отменить, в удовлетворении требований общества "Метар-маркет" отказать (т. 2, л.д. 36-40). Приводит следующие доводы.
Принимая на заседании от 26.09.2013 решение об исключении из схемы РНТО спорной торгово-выставочной площадки (по ул. Черкасская), Комиссия по вопросам размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов на территории города Челябинска не вышла за пределы полномочий, предоставленных постановлением Администрации города Челябинска от 21.10.2010 N 320-п.
Суд первой инстанции не учел, что основанием для исключения объекта из схемы РНТО послужили обращение администрации Металлургического района города Челябинска, жалобы жителей данного района города по поводу санитарного состояния территории, прилегающей к существующим торговым объектам. Действия Администрации города в данном случае направлены на соблюдение интересов жителей и не противоречат нормам действующего законодательства. В подтверждение данных обстоятельств в дело представлены обращения жителей района от 15.08.2013, 20.08.2013, 22.08.2013.
Вывод суда первой инстанции о том, что включение торгово-выставочной площадки в схему РНТО дает заявителю право пользования соответствующим объектом, является ошибочным, не соответствует пункту 5 решения Челябинской городской Думы от 26.05.2009 N 3/10.
Также ошибочным является вывод суда о непредставлении заинтересованным лицом достаточных доказательств, подтверждающих нарушение заявителем норм действующего законодательства в связи с эксплуатацией объекта. На момент принятия Комиссией по вопросам размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов на территории города Челябинска соответствующего решения собственник торгово-выставочной площадки не был установлен, процесс подготовки документов на землю затянулся по вине общества "Метар-маркет".
Помимо прочего податель жалобы утверждает, что заявитель спорную торгово-выставочную площадку не возводил.
Таким образом, Администрация полагает необходимым отказать в удовлетворении требований общества "Метар-маркет" в полном объеме.
Лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Третьи лица явку своих представителей не обеспечили.
С учетом мнения представителей заявителя и заинтересованного лица и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены Восемнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании части 5 статьи 268 названного кодекса, в силу отсутствия возражений со стороны заявителя и третьих лиц, решение арбитражного суда первой инстанции пересматривается в обжалуемой заинтересованным лицом части.
Из материалов настоящего дела следует, что 14.07.2011 на заседании Комиссии по вопросам размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов на территории города Челябинска по результатам рассмотрения заявления общества "Метар-маркет" принято решение о включении в схему РНТО города Челябинска торгово-выставочной площадки по улице Черкасская (т. 2, л.д. 10).
В августе 2011 года орган местного самоуправления (в лице Комитета) опубликовал сведения о поступлении заявок на размещение временных объектов на территории города Челябинска. Среди прочего, опубликованы сведения о поступлении заявки общества "Метар-маркет" о размещении торгово-выставочной площадки в Металлургическом районе города, по улице Черкасской (т. 1, л.д. 127). Заявок от иных претендентов в отношении испрашиваемого Обществом участка по истечении 20 дней с момента опубликования сведений не поступило (т. 1, л.д. 128-129).
04.06.2012 Администрацией вынесено распоряжение N 3033-г об утверждении схемы N 008327-01-2012 расположения земельного участка общей площадью 1 712 кв. м на кадастровом плане территории по улице Черкасская в Металлургическом районе города Челябинска. Границы участка сформированы для размещения временной нестационарной торгово-выставочной площадки (т. 1, л.д. 8, 10).
По заданию общества "Метар-маркет" муниципальное унитарное предприятие "Архитектурно-планировочный центр" подготовило межевой план земельного участка общей площадью 1 712 кв. м, расположенного по улице Черкасская в Металлургическом районе г. Челябинска (т. 1, л.д. 11-20).
31.05.2013 в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке общей площадью 1 712 кв. м, с кадастровым номером 74:36:0113003:2841. Категория земель: земли населенных пунктов. Вид разрешенного использования: для размещения временной нестационарной торгово-выставочной площадки. Местоположение участка: г. Челябинск, Металлургический район, ул. Черкасская. Выдан кадастровый паспорт земельного участка от 31.05.2013 N 7400/101/13-364824 (т. 1, л.д. 21-22).
14.06.2013 общество "Метар-маркет" обратилось в Администрацию города Челябинска с двумя заявлениями. В первом заявлении Общество просило предоставить земельный участок согласно прилагаемой схеме для размещения временной нестационарной торгово-выставочной площадки (в качестве приложения к заявлению приложен кадастровый паспорт от 31.05.2013 N 7400/101/13-364824; т. 1, л.д. 9, 10). Во втором заявлении Общество просило увеличить срок оформления документов в отношении испрашиваемого земельного участка (т. 1, л.д. 122).
27.06.2013 на заседании Комиссии по вопросам размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов на территории города Челябинска принято решение считать целесообразным увеличение сроков оформления документов для предоставления земельного участка по заявлению общества "Метар-маркет" (т. 1, л.д. 23).
26.09.2013 на заседании Комиссии по вопросам размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов на территории города Челябинска приняты следующие решения: исключить строку 265 раздела "Металлургический район" из схемы РНТО; отменить ранее принятое решение о предоставлении обществу "Метар-маркет" в аренду земельного участка по улице Черкасская; поручить КУИиЗО города Челябинска и администрации Металлургического района провести работу по демонтажу объекта по улице Черкасская в соответствии с порядком, утвержденным решением Челябинской городской Думы от 05.09.2013 N 45/1 (т. 1, л.д. 28, 123-126).
В письме от 11.12.2013 исх. номер 011-1074 Администрация в ответ на заявление общества "Метар-маркет" от 14.06.2013 сообщила, что оснований для оформления документов и предоставления земельного участка в аренду для размещения торгово-выставочной площадки не имеется. Орган местного самоуправления сослался на протокол заседания Комиссии по вопросам размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов на территории города Челябинска от 26.09.2013 N 45 (т. 1, л.д. 29).
Полагая, что органом местного самоуправления допущено неправомерное бездействие, что исключение торгового объекта из схемы РНТО и отказ в предоставлении земельного участка в аренду являются незаконными, нарушают его права в сфере предпринимательской деятельности, общество "Метар-маркет" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя требования в части, арбитражный суд первой инстанции исходил из следующего. Незаконного бездействия Администрацией допущено не было, поскольку Общество самостоятельно просило увеличить сроки рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка. Исключение торгового объекта из схемы РНТО является неправомерным, так как доказательств нарушения Обществом правил размещения или эксплуатации временных объектов в дело не представлено. Документы, подтверждающие обращения жителей района с жалобами на существующие временные торговые объекты, отношения к обществу "Метар-маркет" не имеют. Отказ в предоставлении земельного участка в аренду в данном случае основан только на исключении торгового объекта из схемы РНТО, в связи с чем законным признан быть не может.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 198 АПК РФ).
Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (статьи 197 - 200 АПК РФ, пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Согласно пункту 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс РФ, ЗК РФ) граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего кодекса.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны, среди прочего, обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации (пункт 1 статьи 34 Земельного кодекса РФ).
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр (пункт 5 статьи 34 Земельного кодекса РФ).
В случае если после публикации сообщения о поступлении в орган местного самоуправления заявки одного физического, юридического лица о предоставлении земельного участка в аренду, до истечения установленного правовыми актами срока от иного субъекта поступит заявление о предоставлении этого же участка, предоставление земельного участка в аренду может быть осуществлено только путем проведения публичных торгов. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, юридических лиц, закрепленному в подпункте 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу. Аналогичная правовая позиция приведена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10.
В рассматриваемой ситуации требования ст. 34 Земельного кодекса РФ соблюдены. После публикации информационного сообщения о поступлении заявки общества "Метар-маркет", в связи с отсутствием заявок от иных лиц, орган местного самоуправления утвердил и выдал заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Сформированный, прошедший межевание земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет.
Несмотря на это, в нарушение требований пункта 5 статьи 34 Земельного кодекса РФ заинтересованное лицо не приняло решение о передаче испрашиваемого заявителем земельного участка в аренду.
Оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок (в том числе, аренда), предусмотренных гражданским законодательством (пункт 11 статьи 22, пункты 1, 2 статьи 27 Земельного кодекса РФ).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 1 ст. 65, часть 5 ст. 200 АПК РФ).
Администрация не представила каких-либо доказательств, подтверждающих наличие установленных законом ограничений для передачи испрашиваемого обществом "Метар-маркет" земельного участка в аренду для размещения временного торгового объекта (торгово-выставочная площадка).
Нормой статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) установлены отдельные особенности размещения нестационарных торговых объектов.
Так, размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (часть 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ). Схемой размещения нестационарных торговых объектов должно предусматриваться размещение не менее чем шестьдесят процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов (часть 4 статьи 10 Закона N 381-ФЗ). Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (часть 5 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Во исполнение Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ органом местного самоуправления (Администрацией) вынесены постановления от 13.01.2012 N 2-п, от 15.10.2013 N 239-п об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Челябинска.
Включение объектов в схему размещения осуществляется в следующих целях: достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; размещение нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; формирование торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли; повышение доступности товаров для населения.
Схемы разрабатываются органами местного самоуправления Челябинской области с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, установленных в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (пункт 2 постановления Правительства Челябинской области от 16.11.2010 N 261-П).
Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках осуществляется на основании Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (пункт 5 действовавшего в июне 2013 года Порядка оформления документов для предоставления земельных участков для размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов на территории города Челябинска, утвержденного Решением Челябинской городской Думы от 26.05.2009 N 3/10).
Системный анализ правовых норм, содержащихся в Земельном кодексе Российской Федерации (статьи 11, 29, 34), Законе N 381-ФЗ (части 1, 4 статьи 10), постановлении Правительства Челябинской области от 16.11.2010 N 261-П (пункт 2 утвержденного Порядка), а также в решении Челябинской городской Думы от 26.05.2009 N 3/10 (пункт 5 Порядка оформления документов N 3/10), позволяет прийти к выводу о том, что в процессе рассмотрения обращений физических и юридических лиц о предоставлении земель в аренду для целей размещения временных нестационарных объектов орган власти должен учитывать внесенные в схему РНТО соответствующего муниципального образования сведения. Это необходимо для целей обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, то есть обусловлено интересами общества, неопределенного круга лиц, проживающих в границах соответствующего муниципального образования.
Вместе с тем, включение предполагаемого к размещению временного нестационарного торгового объекта в схему РНТО в силу требований земельного законодательства Российской Федерации не является безусловным основанием для предоставления земельного участка тому лицу, в интересах которого (по заявлению которого) торговый объект был внесен в схему РНТО.
Кроме того, не включение торгового объекта в схему РНТО само по себе, при отсутствии иных, установленных нормативными правовыми актами оснований, не является достаточным для целей принятия органом местного самоуправления решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду в порядке, предусмотренном статьей 34 Земельного кодекса РФ.
То обстоятельство, что 26.09.2013 на заседании Комиссии по вопросам размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов на территории города Челябинска принято решение исключить строку 265 раздела "Металлургический район" из схемы РНТО, то есть исключить ранее внесенную по заявлению Общества торгово-выставочную площадку, само по себе не свидетельствует о наличии правовых оснований для отказа в предоставлении обществу "Метар-маркет" испрашиваемого земельного участка в аренду.
Согласно пункту 38 ранее действовавшего Порядка оформления документов для предоставления земельных участков для размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов на территории города Челябинска (утв. решением Челябинской городской Думы от 26.05.2009 N 3/10; далее - Порядок оформления документов) основаниями для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду для размещения (установки) и эксплуатации временного нестационарного объекта являются:
1) нарушение в случае размещения временного нестационарного объекта требований федерального законодательства, законов Челябинской области, муниципальных правовых актов органов местного самоуправления и их должностных лиц;
2) нецелесообразность размещения объекта в определенной зоне экономической ценности, а также на основных магистралях города, гостевых маршрутах;
3) перспективное строительство (реконструкция) и проведение капитального ремонта объектов инженерной инфраструктуры;
4) невыполнение требований настоящего Порядка.
Из текста письма от 11.12.2013 об отказе в предоставлении земельного участка в аренду не следует, что соответствующее правовое решение принято в связи с применением какого-либо из положений, предусмотренных в пункте 38 Порядка оформления документов (т. 1, л.д. 29).
В ходе рассмотрения дела в Арбитражном суде Челябинской области заинтересованное лицо на предусмотренные "Порядком оформления документов" основания для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду не ссылалось (т. 1, л.д. 37-39, 87-89).
В обоснование своей позиции по делу Администрация ссылается на обращения физических лиц, проживающих в непосредственной близости от предполагаемого места размещения временной торгово-выставочной площадки. В дело представлены копии различных обращений (т. 1, л.д. 91, 104, 109, 110, 112, 114, 116; т. 2, л.д. 11).
Между тем представленные заинтересованным лицом доказательства (в том числе, акты обследования - т. 1, л.д. 101-103) не подтверждают факта совершения обществом "Метар-маркет" какого-либо правонарушения в сфере землепользования, не свидетельствуют о том, что заявитель самовольно разместил в границах испрашиваемого земельного участка торгово-выставочную площадку и осуществляет ее эксплуатацию в отсутствие договора аренды публичной земли.
Поскольку квалифицирующим признаком для целей принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду согласно подпункту 1 пункта 38 Порядка оформления документов является совершение определенного правонарушения именно заявителем, а из материалов настоящего дела нарушение обществом "Метар-маркет" требований законодательства не усматривается, оснований для отказа в предоставлении земельного участка в аренду применительно к подпункту 1 пункта 38 Порядка оформления документов не имеется.
Принимая во внимание статьи 4, 8, 9, 49, 65, 200 АПК РФ (состязательность, равноправие, бремя доказывания), императивные требования статьи 34 Земельного кодекса РФ, отсутствие документального обоснования нецелесообразности размещения спорного торгового объекта, а также отсутствие оснований для вывода о недобросовестности общества "Метар-маркет" как землепользователя, вывод суда первой инстанции о незаконности отказа в предоставлении земельного участка следует признать правильным.
В резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части (пункт 3 части 5 статьи 201 АПК РФ).
Суд первой инстанции правомерно, с учетом правил пункта 5 статьи 34 Земельного кодекса РФ возложил на орган местного самоуправления обязанность принять положительное решение о предоставлении земельного участка в аренду обществу "Метар-маркет".
Поскольку спорная торгово-выставочная площадка добровольно включена Администрацией в схему РНТО в 2011 году на основании заявления общества "Метар-маркет" (т. 2, л.д. 10), кроме того, последнее вправе требовать предоставления сформированного и поставленного на государственный кадастровый учет земельного участка в аренду, исключение торгового объекта из схемы РНТО правомерным признано быть не может.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
При таких обстоятельствах решение по настоящему делу отмене (изменению) не подлежит. В свою очередь, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Безусловных оснований для отмены судебного акта, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.04.2014 по делу N А76-29158/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Челябинска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Л.П.ЕРМОЛАЕВА
Судьи
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
И.Ю.СОКОЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)